Научная статья на тему 'Развитие системы социального обслуживания семьи и детей в республике Саха (Якутия)'

Развитие системы социального обслуживания семьи и детей в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сивцева Кира Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы социального обслуживания семьи и детей в республике Саха (Якутия)»

нию, министерства и ведомства социального блока не располагают сведениями о кадровых потребностях своих отраслей, не занимаются выработкой кадровой политики, адекватной современным требованиям и производной от реального положения дел в республике.

2. Назрела потребность создания регионального Центра системных социальных исследований, объединяющего научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств социального блока.

Такой подход позволит нам, решающим проблемы социального образования, в полной мере реализовать не только учебно-воспитательные, информационно-аналитические и научно-исследовательские задачи, но и выразить свою политическую функцию, особенно в области социальной политики Республики Саха (Якутия).

Литература

1. Бочарова, В. Г. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта / В. Г. Бочарова // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: материалы междунар. конгр. школ социальной работы / под ред. В. Г. Бочаровой. - М.: Геодезия, 1997. - С. 5 - 18.

2. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.

УДК 377.8+37.035.8 (571.56)

К. Н. Сивцева

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Как отмечает М. П. Гурьянова, «необходимость организации социальной поддержки в сельской местности обосновывается тем, что проблема социальной защиты человека, проживающего в специфических условиях сельской местности, имеет особо важное значение как в условиях стабильно развивающегося общества, так и в условиях кризисного. Ибо сельский сектор всегда отличался более низким уровнем социальной защиты людей, слабо развитой инфраструктурой досуга, социальных служб».1

Создание системы социальной поддержки семьи в Республике Саха (Якутия) можно разбить на следующие этапы:

1. Организационный (1994 -1996 гг.). В этот период заложены основы социальной поддержки сельской семьи. Для нашей республики характерно, что основы социально-педагогической поддержки семьи начали закладываться именно на селе. Видимо, тогда сельская семья более всего нуждалась в социальной поддержке. Первые центры и службы социально-педагогической поддержки семьи создавались в небольших поселках. В частности, такие центры вначале были созданы в Усть-Алданском улусе (в п. Курбусах

1 Гурьянова, М. П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения / М. П. Гурьянова. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000 . - 68 с.

и т. д.). Характерно, что все центры в тот период работали на общественных началах, без какой-либо заработной платы, без финансирования. Были трудности в подборе кадров, в работе с населением, не все главы улусов и поселков понимали необходимость создания таких служб. В этот же период началась подготовка кадров по специальности «социальный педагог».

2. Формирующий (1996-1999 гг.). В 1998 г. центры впервые получили финансирование из местных бюджетов и стали формировать штатное расписание, повышать квалификацию своих кадров, главы улусов стали выделять отдельные помещения для центров. Этот период характеризуется тем, что стали открываться центры и в городах (в г. Мирном реабилитационный центр семьи и детства «Харысхал», в г. Нерюнгри центр «Тускул» и т. д.). Но в тот период центры медленно создавались в северных улусах. Более того, Анабарский, Эвено-Бытантайский, Жиганский совсем не имели таких служб.

3. Развивающий (с 1999 г. по настоящее время). В данный период продолжается формирование системы социального обслуживания семьи и детей. В республике действуют в основном два вида центров: центры социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Анализ деятельности этих служб показывает следующее:

-центры социальной помощи часто открываются без изучения существующих проблем села, в результате много лет работают «вслепую»;

- начинают работу, не имея соответствующего обеспечения квалифицированными кадрами;

- функционируют в каждом поселке, селе, что не всегда оправданно; проведенное изучение в селах, где работают такие мини-центры, показало, что далеко не все жители села готовы принять помощь от социального педагога (67 % отказываются от такой помощи). Изучение деятельности центров выявило, что центры можно создавать в центрах наслегов, а для малонаселенного села, наслега - отделение центра, функции которого - обеспечение как плановой социально-педагогической помощи, так и выездной срочной.

Обобщив практику социальной работы, мы определили ее основополагающие факторы:

- семья есть одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования; это малая социальная группа с присущими ей групповыми ценностями, традициями, имеющая многосторонние отношения с микросоциумом, важнейшими психологическими механизмами которого являются взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопомощь;

- семья, где каждый человек получает путевку в жизнь, является приоритетной сферой социально-педагогической поддержки личности в политике государства и общества;

- социальная поддержка семьи в Российской Федерации переживает свое первоначальное становление и требует разработки научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания;

- рациональная организация социальной поддержки семьи с учетом региональных условий способствует рациональной социальной адаптации населения к меняющимся условиям жизни.

С целью выяснения реальной картины готовности сельской семьи к социальной поддержке был проведен опрос 164 семей, проживающих в сельской местности. Критериями «открытости» сельской семьи к процессу социальной поддержки были определены: знание семьями профессии «социальный педагог», «социальный работник», «психолог»; доверие к специалистам (педагогам, психологам) как помощникам в социальной адаптации; потребность в их услугах; уровень посещаемости центров.

Результаты показали, что многие семьи знакомы с профессиями «социальный педагог», «социальный работник», но не все имеют конкретные представления о них. Выяснилось, что в трудной жизненной ситуации большинство семей (61%) обращается к родственникам, 12% - к друзьям, 11 - к соседям, 9 - к администрации села и только 7% - к специалистам социальных служб. Одновременно были опрошены 148 социальных педагогов. Выяснилось, что источниками информации о нуждах клиентов являются: администрация села (63%); соседи, друзья (19%); личные обращения граждан (18%). Все это в совокупности показывает, что сельская семья на данном этапе не готова к взаимодействию со специалистами социальных служб села.

Неготовность семьи к социальной поддержке усугубляется низким качеством предоставляемых услуг. Социальные педагоги не используют в полной мере разные формы социальной поддержки семьи. Так, 21% опрошенных специалистов занимается в основном оказанием материальной помощи, 19 - социально-воспитательной работой с детьми, 48 - оказывают моральную поддержку советами, консультациями, беседами и только 12% -оказанием помощи в переподготовке и повышении квалификации, столько же - привлечением других специалистов для оказания помощи, трудоустройством, профориентацией.

Повышение педагогического мастерства социальных педагогов и специалистов социальных служб села осуществляется разными путями: научно-методические семинары, консультации, беседы, в которых углубляются знания по социальной педагогике, социальной психологии; поиск, изучение и анализ в творческих группах инновационных форм и методов работы с семьей и разработка путей их распространения и внедрения; изучение, возрождение и внедрение забытых и полузабытых прогрессивных видов и способов социальной помощи в жизни якутского села; изучение и анализ традиционных форм и способов социальной поддержки семьи в конкретном микросоциуме села - туолбэ. Вся система социальной поддержки семьи осуществляется с учетом расселения жителей села по микрогруппам (туолбэ), чтобы организуемое взаимодействие различных социальных структур опиралось на положительное, накопленное тем или иным микросоциумом. Все это дает возможность использовать традиции «туолбэнэн иитии» в социально-воспитательной работе, в организации социальной поддержки семьи, требующей субъектного участия каждой семьи.

Таким образом, процесс формирования социальной поддержки сельской семьи наиболее эффективно может осуществляться в рамках модели, построенной на основе системного подхода, государственной поддержки, достаточного кадрового потенциала и совершенствования содержания со-циально-педагогическойработы с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.