Научная статья на тему 'Формирование жизнеспособной личности школьника сельской школы'

Формирование жизнеспособной личности школьника сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЗИТИВНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / VIABILITY / VIABLE PERSON / POSITIVE ATTITUDE / PERSONAL QUALITIES / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукумбетова Гульназ Гайнулловна

В статье рассматривается понятие "жизнеспособность", свойства жизнеспособной личности и их формирование. Рассмотрены требования и основные факторы воспитания жизнеспособной личности в условиях сельской школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тукумбетова Гульназ Гайнулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a viable person of a village school student

The article studies the idea of 'viability', features of a viable person and their formation. Requirements and main factors of education of a viable person in the village school are considered

Текст научной работы на тему «Формирование жизнеспособной личности школьника сельской школы»

Г. Г. Тукумбетова

(Идельбаково, Башкортостан)

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается понятие «жизнеспособность», свойства жизнеспособной личности и их формирование. Рассмотрены требования и основные факторы воспитания жизнеспособной личности в условиях сельской школы

Преобразования социальных, производственных, аграрных отношений в нашей стране выдвигают новые требования к личности. Ситуация социального неблагополучия, нестабильности особенно характерна для современных сельских поселений, где происходят глубокие изменения в жизни людей и требуется особая жизнестойкость. У большинства жителей села главной целью в их жизни становится выживание. Это порождает необходимость формирования у молодого человека и молодого поколения села в целом такого качества, как жизнеспособность.

В толковом словаре русского языка к слову «жизнеспособный» дается объяснение в двух вариантах: биологическом -обладающий способностью быть живым, сохранять жизнь и социальном - способный существовать и развиваться, приспособленный к жизни [1].

Понятие «жизнеспособность» применимо ко всем категориям, например, можно говорить о «жизнеспособности психологии здоровья», «жизнеспособности клетки», «жизнеспособности человека как природного индивида», «жизнеспособности организации», «жизнеспособности личности» и пр.

Жизнеспособность, согласно И. М. Ильинскому, - это стремление выжить, не деградируя в негативных условиях, и полноценно развиваться, т.е. стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни [2]. М. П. Гурьянова считает, что жизнеспособная личность умеет сама решать жизненные проблемы, что

обусловлено высокой компетентностью, способностью преодолевать жизненные невзгоды. Ей присуща гражданская ответственность, она готова защитить свои права и добросовестно выполнять семейные и профессиональные обязанности [3].

Жизнеспособная личность - это человек-творец. Философы высказывали мысль о том, что умение жить - это искусство, которому нужно учить, и нужно помогать молодежи овладевать им. Постоянно идёт борьба за выживание и достойную жизнь, в которой побеждает наиболее упорный, сильный духом и трудолюбивый [4]. Современный человек должен строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, быть ответственным за свой успех, справляться с возможными неудачами. Он призван самостоятельно решать возникающие проблемы и должен осознавать, что без проявления воли к жизни он окажется беззащитным в обществе.

Поэтому авторы «Концепции воспитания жизнеспособной личности» во главе с И. М. Ильинским разработали модель молодого человека, который соответствует требованиям современного общества и обладает следующими личностными и гражданскими качествами:

- он быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, умеет ориентироваться в экономической, социальнополитической обстановке;

- обладает высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

- имеет потребность в жизненных дос-

тижениях и успехе; способности к самостоятельному принятию решений, постоянному развитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

- является законопослушным, социально ответственным человеком, обладает развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства;

- обладает способностью к самооценке и конкуренции с другими;

- имеет в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладает рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

- имеет национальное сознание российского гражданина, является патриотом.

Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической общности.

Введение понятия «жизнеспособность» в педагогику диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которые характеризуются социально-политической и экономической нестабильностью. Безусловно, молодой человек нуждается в индивидуальной помощи, чтобы приобрести такое качество, как жизнеспособность. На каждом этапе развития личности жизнеспособность имеет свои параметры, свой смысл, свои механизмы реализации жизненных задач. Жизнеспособность выступает как интегрированное качество личности, обладающей совокупностью ценностных ориентаций, личностных качеств, способностей, знаний и умений, позволяющих ей успешно реализовать себя и гармонично развиваться в меняющемся обществе [5]. Человек организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует избранное направление.

«Жизнеспособная личность» - это индивид, готовый к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному), умеющий строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, нести ответственность за результаты своего труда, справляться с неудачами [Там же].

Свойства жизнеспособности можно объединить в несколько групп:

1) нравственные - любовь, совестливость, честность, сочувствие, справедливость;

2) волевые - выдержка, мужество, терпение, настойчивость, выносливость и др.;

3) отношение к людям - требовательность, уважение, человечность, чуткость, великодушие, верность, общительность, толерантность, доверие;

4) отношение к труду - трудолюбие, бережливость, инициатива, предприимчивость;

5) идейно-общественные - сознательность, духовность, инициативность, гражданственность, ответственность, социальная активность.

В целом перечисленные свойства могут эффективно формироваться через гуманные взаимоотношения педагогов и учащихся, детей и взрослых во всех сферах деятельности. Включение индивида в различные виды деятельности, участие в которых обеспечит его гармоничное развитие, всестороннюю подготовку к самостоятельной жизни и труду, будет способствовать формированию личностных качеств и способностей, востребованных современной жизнью.

Требования к жизнеспособности человека, проживающего на селе, имеют свою специфику. Поэтому М. П. Гурьянова в качестве главных критериев жизнеспособности выделяет следующие:

Позитивное мировосприятие - жизнерадостное ощущение; оптимистическое отношение к действительности, практичность, деловитость, реальный взгляд на вещи, явления.

Наличие личностных качеств, умений и способностей, помогающих творческой самореализации: социально-трудовых, нравственно-волевых, деловых, организаторских.

Психологическая устойчивость личности - целенаправленность действий и поступков в условиях нестабильности общественных структур; решение проблем адекватными способами; гибкость и пластичность в характере поведения человека; осознанный выбор оптимальных вариантов в различных ситуациях.

Выбор здоровьесберегающей модели поведения - здоровый образ жизни, способность к сохранению здоровья, позитивная мотивационная готовность к самореализации своего «Я», активная самореализация в личной, общественной, профессиональной деятельности, разумный баланс труда и отдыха.

Высокий уровень развития нравственно-волевой сферы личности - способность к нравственному самоопределению, мотивация к самодисциплине, развитость волевых качеств, готовность к преодолению трудностей.

Высокий уровень трудоспособности -наличие потребности и способностей к систематическому труду, к организации трудовой деятельности, высокая работоспособность.

Позитивное отношение к сельскому образу жизни - содержательность ценностных ориентаций, ориентация на село [5].

Жизнь в сельской местности требует от человека определенных личностных качеств и формирует у него особые свойства, например, раннее включение детей в трудовую жизнь семьи, занятость большинства родителей сельским трудом в своих личных подсобных хозяйствах, сезонный характер труда. Процесс формирования ребенка, проживающего в селе, протекает в условиях довольно замкнутой социальной общности людей, в такой среде, где труд на земле и в личном подворье занимает значительное место в жизни каждой семьи. Таким образом, познание окружающего мира детьми нередко ограничено рамками сельского социума и передачами телевидения. Выпускник сельской школы на старте жизненного пути сталкивается с серьёзными проблемами, такими как продолжение образования, трудозанятость, организация досуга. Поэтому одним из действенных факторов воспитания и образования может стать создание условий, обеспечивающих формирование жизнеспособных личностей школьников.

Рассмотрим основные факторы воспитания в современных условиях и их воздействия на формирование личности ученика.

Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играет важную роль. Атмосфера, царящая в семье, от-

ношения между родителями и детьми, пронизанные любовью, вниманием, и искренний интерес друг другу - все это закладывает фундамент нравственности в личность ребенка. Семья должна стать школой научения жизни, где ребенок усваивает азы ведения домашнего хозяйства, учится организации семейной жизни, общению с людьми, воспитанию детей.

Следующим фактором является труд. Родители должны поддерживать и всячески поощрять труд детей в личном хозяйстве и в быту. Трудолюбие следует воспитывать с раннего детства, внушая мысль о том, что в жизни нужно надеяться на собственные силы. Все трудовые умения и навыки содействуют выживанию и развитию.

Школа - важнейший фактор воспитания, так как здесь происходит длительное и всестороннее воздействие на детей всех возрастов, в ходе которого осуществляется воспитание личности. Средствами школьного образования в воспитании жизнеспособной личности являются: содержание учебных предметов, посредством которых учитель формирует знания и умения, способствующие адаптации школьников к современной жизни; личный пример учителя, его умение понять, поддержать учащихся, воздействие на интересы, поведение, жизненные ориентиры детей; организация школьной и внешкольной жизни (досуг, дополнительное образование, труд, спорт, факультативы).

В процессе учения происходит не просто передача опыта, созданного предыдущими поколениями, а осуществляется обучение человеческому поведению. Ребенок должен учиться у своих родителей, учителей, друзей, соседей. Учить развивающуюся личность нужно многому: быть воспитанным, здоровым, трудолюбивым, совестливым, честным, милосердным; формировать культуру поведения, умение правильно относиться к людям. Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой сфере, так как человек с развитой эмоциональноволевой сферой умеет управлять своими эмоциями, контролирует свое психо-эмо-циональное состояние, проявляет волю к жизни, к достижению поставленных целей, в преодолении трудностей. Формируя у учащихся реальные отношения к современ-

ной жизни, к окружающему миру, людям, мы воспитываем жизнеспособную личность. В этом помогают знания, которые ученик приобретает в процессе обучения. Чем разнообразнее будет ознакомление с окружающим миром в детском возрасте, тем увереннее человек будет чувствовать себя в самостоятельной жизни.

В формировании жизнеспособной личности важно также обратиться к воспитанию на примере отдельных уважаемых людей, это учит мужеству, жизнестойкости, мудрости жизни. Такие примеры вдохновляют, обогащают человека. Формируя личность, умеющую мыслить и развивать свои творческие способности, учителя должны включать детей в различные формы исследовательской деятельности, давать им возможность участвовать в дискуссиях, в обсуждениях проблем, защищать свои работы, проекты. Такие предметы, как литература и история, позволяют ученикам сопереживать героям в нестандартных ситуациях, погружают их в исторические времена.

Все это необходимо для формирования жизненно важных качеств растущего человека, способного преодолевать трудности, выживать, саморазвиваться и самореализоваться. А воспитательная работа должна быть организована так, чтобы сформированные качества помогли человеку найти место в жизни, а знания, умения и навыки

стали полезными в его жизни. Сущность процесса воспитания жизнеспособной личности видится в психолого-педагогическом сопровождении личностного роста ученика и создании условий для этого.

Для воспитания жизнеспособной личности нужно объединить все усилия семьи и школы, других институтов сельского социума и направить на формирование определенного типа характера, на развитие личностных качеств, необходимых в современной жизни.

Жизнеспособность каждого отдельного человека определяется группой факторов, к которым относятся: качество окружающей среды, влияние социума, воспитание, образ жизни семьи, интеллект, трудолюбие, сила воли.

Таким образом, наш опыт показал, что воспитывать жизнеспособную личность можно, если деятельность всех воспитательных институтов будет направлена на создание системы ценностей и примеров, ориентирующих на правильный выбор и способствующих достижению результатов для личности в жизни. Благодаря знаниям, личностным качествам, способностям, которые составляют основу жизнеспособной личности, человек может занять достойное место в жизни, чувствовать себя уверенно, защищенно в постоянно меняющемся обществе.

Литература

1. Большой толковый словарь. - М., 2001.

2. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. - М., 1995.

3. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. - 2004. - №1.

4. Яркина Т. Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект. - М., 1996.

5. Гурьянова М. П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. - 2006. - №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.