A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
1 Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Shakurova M.V., Arakelyan L.S., 2021
ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-4-ll
L ч Принята 30.03.2021 | Accepted 30.03.2021
УДК 37.013.42
SOCIO-PEDAGOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF THE PERSONAL-PROFESSIONAL POSITION OF THE FUTURE TEACHER AS AN EDUCATOR
Shakurova M.V., Arakelyan L.S.
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ВОСПИТАТЕЛЯ
Шакурова М.В., Аракелян Л.С.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж, Российская Федерация
Abstract. In the situation of increasing attention of society and the state to the educational component of the educational process, the insufficient level of formation of the personal and professional position of teachers as educators is obvious. This position, along with competence, becomes one of the markers of the quality of professional training of future teachers. The role of educational institutions of higher education in the formation of the student's position as a future specialist is underestimated, which entails a number of deformations and negative consequences. The socio-pedagogical conditions that ensure the effectiveness of formative influences on the personal and professional development of future teachers as educators are also taken into account to an incomplete extent. The purpose of the study is to identify the socio-pedagogical determinants of the formation of the personal-professional position of future teachers as educators. Materials and methods: the paper uses the results of the analysis, generalization and systematization of domestic theories of education,
Аннотация. В ситуации возрастания внимания общества и государства к воспитательной составляющей образовательного процесса очевиден недостаточный уровень
сформированности личностно-
профессиональной позиции педагогов как воспитателей. Данная позиция, наряду с компетентностью, становится одним из маркеров качества профессиональной подготовки будущих педагогов. Роль образовательных организаций высшего образования в формировании позиции студента как будущего специалиста недооценена, что влечет за собой целый ряд деформаций и негативных последствий. В неполной мере принимаются во внимание и социально-педагогические условия, обеспечивающие результативность формирующих воздействий на личностно-профессиональное становление будущих педагогов как воспитателей. Цель исследования состоит в выявлении социально-
professional education of future teachers. The most significant determinants are identified and ranked based on the results of a survey of students of the Faculty of Humanities of the Voronezh State Pedagogical University (83 students studying undergraduate and graduate programs). The basic methodological approaches are personal-activity and socio-pedagogical. As a result of the research, it is argued that the formation of the personal-professional position of future teachers as educators is a complex process in terms of meaning, content and activity. Its effectiveness is possible only in the presence of a wide range of socio-pedagogical conditions that provide it, the basic core of which is socio-pedagogical determinants. In accordance with the components of the personal and professional position, the most significant socio-pedagogical determinants of the formation of the personal-professional position of the future teacher are identified. Ranking the results of the selection of significant determinants by students allows us to conclude that certain components of the personal-professional position (value, target, ethical, reflexive) are underestimated by students due to insufficient attention to these aspects of professional training.
Keywords: Future teacher as an educator, personalprofessional position, social-pedagogical determinants.
REFERENCES
[1] Garanina Zh. G. Determinants of professional self-development of future specialists // Integration of education. 2014. No. 2. pp. 25-31.
[2] Demakova I. D. Personal and professional position of a teacher as a basis for the humanization of educational activity // Bulletin of the RHSF. 2005. No. 3. pp. 186-
педагогических детерминант формирования личностно-профессиональной позиции будущих педагогов как воспитателей. Материалы и методы: в работе используются результаты анализа, обобщения и систематизации отечественных теорий воспитания, профессионального образования и
профессионального воспитания будущих педагогов. В основу выделения и ранжирования наиболее значимых детерминант положен результат опроса студентов гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (83 обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры). В качестве базовых методологических подходов используется личностно-деятельностный и социально-педагогический. В результате исследования аргументирован вывод о том, что формирование личностно-профессиональной позиции будущих педагогов как воспитателей -сложный в смысловом, содержательном и деятельностном планах процесс. Его результативность возможна лишь при наличии широкого спектра социально-педагогических условий, ее обеспечивающих, базовое ядро которых составляют социально-педагогические детерминанты. Согласуясь с компонентами личностно-профессиональной позиции выделены наиболее значимые социально-педагогические детерминанты формирования личностно-профессиональной позиции будущего педагога. Ранжирование результатов выбора значимых детерминант студентами позволяет сделать вывод о том, что отдельные составляющие личностно-профессиональной позиции
(ценностная, целевая, этическая, рефлексивная) недооцениваются обучающимися в силу недостаточного внимания к этим аспектам профессиональной подготовки.
Ключевые слова: будущий педагог как воспитатель, личностно-профессиональная позиция, детерминанты.
социально-педагогические
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1] Гаранина Ж.Г. Детерминанты профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2014. № 2. С. 25-31.
[2] Демакова И.Д. Личностно-профессиональная позиция педагога как как основа гуманизации
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
193.
Cherepitsa A. A. The subject position as an acmeological phenomenon // Acmeology. 2009. No. 2. pp. 105-110.
Mudrik A.V. Communication in the process of education. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2001. 320 p.
Selivanova N. L. Education in the modern school: from theory to practice. Tver: IPF Viart, 2010. 168 p. Tumakova O. E. Formation of the personal and professional position of a kindergarten teacher in the process of professional development: abstract of the thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences. Tolyatti, 2009. 25 p.
Shcherbakov A.V. Directions for ensuring the professional growth of a teacher-educator / / Siberian Pedagogical Journal. 2018. No. 6. pp. 97-102.
воспитательной деятельности // Вестник РГНФ. 2005. № 3. С. 186-193.
[3] Керемиди А.А. Субъектная позиция как акмеологический феномен // Акмеология. 2009. № 2. С. 105-110.
[4] Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
[5] Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. Тверь: ООО «ИПФ Виарт», 2010. 168 с.
[6] Тумакова О.Е. Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации: автореф. дис...канд. пед. наук. Тольятти, 2009. 25 с.
[7] Щербаков А.В. Направления обеспечения профессионального роста педагога-воспитателя // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 97-102.
Author Contributions. Shakurova M. V. - definition of the research concept, literature review, text writing; Arakelyan L. S. - collection and processing of materials, processing of empirical material. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Shakurova M. V.-SPINID: 6022-0932; ORCID ID: 0000-0003-4757-8750
Research interests, number of main publications: The study of the process offormation of socio-cultural identity of the individual, issues of the theory of education and social pedagogy, more than 300 publications have been published, 5 of them in SCOPUS, 2 in WoS, 42 in the Higher Attestation Commission, 19 monographs, more than 100 in conference materials.
Arakelyan L. S. - ORCID ID: 0000-0003-3028-3665
Research interests, number of main publications: Study of the theory of education and vocational education, 3 articles published.
Вклад авторов. Шакурова М.В. - определение концепции исследования, обзор литературы, написание текста;
Аракелян Л. С. - сбор и обработка материалов, обработка эмпирических данных.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Шакурова М.В. - SPIN ID: 6022-0932; ORCID ID: 0000-0003-4757-8750
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение процесса формирования социокультурной идентичности личности, вопросов теории воспитания и социальной педагогики, опубликованы более 300 публикаций из них 5 в СКОПУС, 2 в WoS, 42 в ВАК, 19 монографий, более 100 в материалах конференций.
Аракелян Л.С. - ORCID ID: 0000-0003-3028-3665
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение вопросов теории воспитания и профессионального образования, опубликованы 3 статьи.
For citation: Shakurova M.V., Arakelyan L.S. SOCIO-PEDAGOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF THE PERSONAL-PROFESSIONAL POSITION OF THE FUTURE TEACHER AS AN EDUCATOR // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №3. ^ 4-11. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-4-ll.
Для цитирования: Шакурова М.В., Аракелян Л.С. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ВОСПИТАТЕЛЯ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №3. С. 4-11. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-4-11.
~ б ~
Введение. Возрастающее внимание к процессу воспитания, выступая закономерной реакцией современного российского общества и государства на проблемы и риски социокультурной ситуации развития детей и молодежи, обращено к практике подготовки педагогов, теоретическому обоснованию этого процесса. Наряду с рисками организационно-педагогического плана (отсутствие четкого запроса на подготовку педагогов как воспитателей и организацию воспитательной работы в вузе, сокращение доли учебного времени на подготовку педагогов как воспитателей, доминирование учебной компоненты в образовательной системе вузов и т.п.) все очевиднее становятся просчеты психолого-педагогического и социального-педагогического характера. К числу последних необходимо отнести недооценку особенностей личностно-профессионального развития будущего специалиста под влиянием подвижных, быстро меняющихся, внутренне противоречивых социализирующих и образовательных влияний. Изменяется и сам процесс становления будущего педагога, его результаты - значимые личностно-профессиональные качества -в итоге не так очевидны в своей определенности и устойчивости. Как следствие, научные исследования стали уделять значительное внимание состояниям и личностно-
профессиональным характеристикам, имеющим изначально «мерцающую» (В.И. Слободчиков, И.Ю. Шустова и др.) природу (идентичность, чувство общности и т.п.). С другой стороны, возрастает внимание к личностным образованиям
«отношенческой» природы, к числу сущностных черт которых относятся устойчивость (установка, позиция и др.). Личностно-профессиональная позиция, наряду с компетентностью, становится одним из маркеров качества
профессиональной подготовки будущих педагогов, включая профессиональную роль и статус воспитателя. О необходимости специально
организованной работы вуза по личностно-профессиональному развитию студентов как условии формирования индивидуального стиля деятельности в конкретных социокультурных средах и ситуациях пишут многие современные исследователи (В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, А.И. Григорьева, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Л.В. Темнова, И.Ю. Шустова и др.). Вместе с тем, изучение данной проблематики в отечественной гуманитаристики только оформляется в самостоятельное направление
исследования.
Актуальность заявленной
проблемы определяется потребностью в разработке теоретического и научно-методического обеспечения процесса формирования личностно-
профессиональной позиции будущих педагогов как воспитателей в условиях изменяющейся социокультурной
ситуации в высшем профессиональном образовании.
Цель исследования состоит в выявлении социально-педагогических детерминант формирования личностно-
профессиональной позиции будущих педагогов как воспитателей.
Материалы и методы исследования: в работе используются результаты анализа, обобщения и систематизации
отечественных теорий воспитания, профессионального образования и профессионального воспитания будущих педагогов, выделение и конкретизация социально-педагогических детерминант процесса формирования личностно-профессиональной позиции будущих педагогов как воспитателей. В основу выделения и ранжирования наиболее значимых детерминант положен
результат опроса студентов
гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
педагогический университет» (83 обучающихся по программам
бакалавриата и магистратуры). В качестве базовых методологических подходов используется личностно-деятельностный и социально-педагогический.
Результаты и обсуждение. Сложность использования понятия «позиция» в исследованиях и практике определяется как отсутствием общепринятого понимания, так и отождествлением отдельными учеными данного понятия с другими, близкими по содержанию (например, статус, социальная роль, социальное положение и т.п.). Так, уже этимология слова «позиция», как отмечает А.А. Керемиди, задает, как минимум, два варианта понимания: «для обозначения обобщенной характеристики положения индивида в статусно-ролевой
внутригрупповой структуре» и «при описании устойчивой системы отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении» [3, с. 105106]. Позицию связывают с доминантным отношением к проявлениям жизни, другим людям, самому себе; с принципом, точкой зрения на допустимое и желаемое поведение в конкретных условиях, отношение к этим условиям и собственной активности в их контексте.
Важной сущностной
характеристикой позиции выступает стабильность и целостность проявлений субъекта по отношению к явлениям, процессам, системам, в которые он включен. Как следствие, говоря о позиции, исследователи часто используют понятие «диспозиция» и связывают ее с присущими личности способами поведения. При этом позиция не есть данность, она пластична, подвижна, формируема. И.Д. Демакова подчеркивает,
что «важна еще одна характеристика позиции: она не выстраивается раз и навсегда, обретение позиции - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, которые определяют позицию, совершается в каждый момент существования, ставящий человека перед проблемой выбора» [2, с. 187]. При этом, как отмечает А.В. Мудрик, нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной
жизнедеятельности прямо связано с самоопределением и предполагает выработку индивидуальной линии поведения [4, с. 16].
Исследования личностно-
профессиональной позиции в
отечественной педагогике
активизировались в последние годы как следствие:
• осмысления требований профессиональных стандартов, детализирующих основные трудовые действия и требования к уровню готовности специалиста;
• стремления создать реальные условия для повышения статуса и общественной оценки педагогического труда;
• переоценки роли педагога как субъекта образовательных отношений, вызванной, в том числе, ситуацией широкого использования цифровизации в условиях пандемии;
• активной разработки с позиций педагогики проблем формирования субъектности, идентичности, общности, отношений, в результате чего становится все более очевидной значение личностного влияния на развитие и образование обучающихся, личностного опосредования профессиональной деятельности в системе «человек-человек».
Характеризуя сущность личностно-профессиональной позиции, согласимся с мнением Ж.Г. Гараниной,
рассматривавшей профессиональное саморазвитие в контексте детерминации развития личности деятельностью, цель которой профессионально значима [1]. В свою очередь О.Е. Тумакова рассматривает личностно-профессиональную позицию как ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности,
выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций [6].
Воспитательная функция -
традиционно одна из ведущих в деятельности педагога. Ее реализация требует специальных знаний, умений, ценностно-смыслового отношения.
Личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя, по мнению А.В. Щербакова, складывается из отношения к ребенку (человеку), к самому себе как потенциальному источнику влияния на другого человека, к существующей практике воспитания, к своим коллегам, другим участникам воспитательного процесса [7].
Понятие «детерминанта» также не имеет единого толкования, что дает возможность исследователю, согласуясь с некоторой инвариантной сущностью, выбрать значимый аспект. Мы обращаем внимание на определяющую роль детерминанты, потенциал детерминанты как решающего фактора, приводящего к определенному результату. Социально-педагогические детерминанты - та часть возможных «определителей», которые имеют социально-педагогическую
природу, отражающую относительно-контролируемую активность различных субъектов социума в интересах развития личности, педагогический потенциал социокультурной среды и
социализирующий - системы
образования.
Для уточнения социально-
педагогических детерминант в предлагаемом выше понимании следует уточнить значимые характеристики
личностно-профессиональной позиции
педагога как воспитателя - составляющие
ожидаемого результата:
• ориентация на базовые цели и ценности воспитания, не противоречащие жизненным ценностям и целям будущего педагога. В числе значимых социально-педагогических детерминант - ценностная определенность доминирующих подходов к воспитанию, понимаемая и принимаемая педагогическим сообществом и социальными партнерами системы образования; четко артикулированная, реалистичная, человеко-, социо- и культуроразмерная цель воспитания; консолидация субъектов воспитательных практик по отношению к ценностям и целям воспитания; доступность для будущих педагогов социокультурных практик, в которых деятельностно могут быть апробированы воспитательные цели и ценности (V ранговая позиция по результатам опроса);
• разделяемые нормы воспитательной деятельности. В числе значимых социально-педагогических детерминант - представленность в социокультурной среде образования норм воспитательной деятельности, активность субъектов, их реализующих (II ранговая позиция в опросе); сообразная специфике воспитания и воспитательной деятельности система внешнего контроля и регулирования указанных норм (II ранговая позиция по результатам опроса);
• личный кодекс профессиональной этики, не игнорирующий особенности этических норм и требований воспитательной деятельности. В числе значимых социально-педагогических детерминант - действенный профессиональный кодекс этики педагога как воспитателя (при условии,
~ Ч r+j
что воспитатель в большинстве случаев - функция, а не специальность); принятие, поддержка и консолидация этических установок всех субъектов воспитания (VI ранговая позиция по результатам опроса); «основные мотивы педагогической деятельности лежат в сфере духовной и связаны с пониманием учителем своей гражданской и культурной миссии в обществе» [5, с. 136]. В числе значимых социально-педагогических детерминант - социально-
педагогическое
сопровождение/поддержка/помощь в профессиональном становлении
педагога как воспитателя в вузе (I ранговая позиция по результатам опроса); наполненность
социокультурной среды
профессионального образования
педагогов опытом, аргументирующим и подтверждающим значимость
воспитания, самоопределения и самореализации будущим педагогом себя как воспитателем (I ранговая позиция по результатам опроса); активная рефлексия, предметом которой выступают проявления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В числе значимых социально-педагогических детерминант - общности
(профессиональные, социокультурные, личностно-значимые), поддерживающие рефлексивный
характер отношения к процессу освоения и реализации воспитательной функции (интересе, обсуждение, дискуссии и т.п., активизирующие индивидуальное мнение и
профессиональное сознание) (IV ранговая позиция по результатам опроса);
личностно окрашенное отношение к воспитанию в целом и воспитательной функции как части осваиваемого
профессионального функционала. В числе значимых социально-
педагогических детерминант - баланс отношенческой, когнитивной,
деятельностной доминант в процессе профессионального образования и профессиональных проб (III ранговая позиция по результатам опроса); насыщенность воспитательного
пространства вуза ситуациями выбора и событийности (III ранговая позиция по результатам опроса).
Анализ полученных в результате опроса результатов и их последующего ранжирования иллюстрирует ряд, на наш взгляд, значимых характеристик формируемой личностно-
профессиональной позиции будущих педагогов как воспитателей:
• очевидна установка на индивидуализацию как приоритет в профессиональном образовании и самоопределении молодых людей, осваивающих педагогические профили подготовки. При этом подчеркивается необходимость учета их индивидуальных отличий, определенных способностей и возможностей, в том числе, как некоторой альтернативе общим требованиям;
• в оценке возможной позиции по отношению к будущей воспитательной деятельности (в отличие от предстоящей деятельности как учителя-предметника) велика доля обращений к собственному опыту: как ретроспективному - «у нас в школе...», «я всегда к попытке учителей меня воспитывать относился.» и т.п.; так и актуальному - «мой сегодняшний опыт общения с детьми.», «я как член педагогического отряда уже сталкивался.» и т.п.;
• респонденты не всегда соотносят осваиваемый теоретический материал и возможные воспитательные
ситуации, изначально не
ориентированы на применение получаемых знаний и осваиваемых способов деятельности применительно к подобным ситуациям («я думаю, что буду действовать по ситуации», «для меня важнее то, как я оценю ситуацию, исходя из этого буду импровизировать» и т.п.).
Выводы. Представлен авторский взгляд на проблему социально-педагогической обусловленности процесса формирования личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В воспитании обретение педагогом личностно-профессиональной позиции - сложный в смысловом, содержательном и
деятельностном планах процесс. Результативность возможна лишь при
наличии широкого спектра социально-педагогических условий, ее
обеспечивающих, базовое ядро которых составляют социально-педагогические детерминанты. Согласуясь с
компонентами личностно-
профессиональной позиции выделены наиболее значимые социально-педагогические детерминанты
формирования личностно-
профессиональной позиции будущего педагога. Ранжирование результат выбора значимых детерминант позволяет сделать вывод о том, что отдельные составляющие личностно-профессиональной позиции (ценностная, целевая, этическая, рефлексивная) недооцениваются
обучающимися, полагаем, в силу недостаточного внимания в рамках профессиональной подготовки.
Corresponding Author: MarinaShakurova-Ph.D. (Advanced Doctorate), Professor, Chair, Department of social pedagogic, Voronezh state pedagogical university, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Шакурова Марина Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж,
Российская Федерация
E-mail: [email protected]