ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 37.017.7 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10100
Воспитание ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков
Цель статьи: рассмотреть основные аспекты воспитания ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков. Для достижения цели решаются следующие задачи: выявить ценностные детерминанты будущих педагогов; исследовать основные аспекты воспитания ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков; определить ценностные детерминанты будущих педагогов как основу формирования профессиональной компетентности. Для решения поставленных задач используются следующие методы: историко-пе-дагогическое исследование, анализ историко-педа-гогического факта; сравнительно-исторический; систематизация полученных результатов, анкетирование. Выявлены тенденции современного идеала воспитания человека. Определен основной аспект воспитания ценностных детерминант идеала воспитания посредством проектной деятельности. Представлены основные аспекты и результаты исследования ценностных детерминант будущих педагогов. Сделаны выводы о том, что воспитание будущих педагогов основывается на идеалах предыдущих эпох и формируется под влиянием деятельности педагогов-антропологов прошлых столетий; изучать основные аспекты
Как цитировать статью: Хлызова И. В. Воспитание ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С.109-117.
И. В. Хлызова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского государственного областного педагогического университета Е-mail: hlizova_iv@mail. ru
Irina V. Khlyzova
PhD (Education), Associate professor at the Chair for pedagogy, Moscow region state university, Russia
идеалов воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков эффективнее всего на основе проектной деятельности, так как она стимулирует активность студентов; воспитание у студентов ценностных детерминант ориентировано на формирование у них профессиональной компетентности.
Ключевые слова: воспитание, идеал воспитания человека, ценностные детерминанты, педагоги-антропологи, идеи о воспитании человека в историческом аспекте, будущие педагоги.
Идеал воспитания человека вбирает в себя особенности менталитета конкретного народа, базовые ценности, накопленные веками. Опираясь на исторические и национальные особенности народа, идеал воспитания человека включает в себя систему основополагающих ценностных координат, вмещающую опыт веков. На основе идеала воспитания человека прошлых столетий в соответствии с потребностями общества теория и практика современного воспитательного процесса задает определенные социальные требования к человеку, формирует современные цели и задачи воспитания.
Можно сказать, что идеал воспитания человека представляет собой ориентир в виде системы ценностных координат. Опираясь на ценности предыдущих эпох — гуманизм, гражданственность, уважение к правам и свободам человека, патриотизм, трудолюбие, ценности жизни и здоровья человека, стремление к улучшению жизни общества, — современный идеал вбирает в себя как эти основополагающие ценности прошлого, так и ценности современной эпохи.
В настоящее время вопрос ценностей современной молодежи стоит особенно остро. В данном направлении активно ведутся научные исследования. М. А. Матвиенко, К. Е. Егушев, Н. О. Пименов, Р. Р. Файрузов отмечают, что в России в течение длительного времени, начиная с распада Советского Союза, происходит духовно-нравственный упадок: у государства нет общественной идеологии, а у современной молодежи нет духовных нравственных идеалов. Этими учеными были выявлены такие пороки современной молодежи, как бесцельное существование, иждивенческий образ жизни, равнодушие, пассивность, тунеядство, паразитизм, отсутствие духовности, неуважение к старшим, равнодушие к Родине и другие [6]. Молодежь — это будущее страны, и от того, как мы ее воспитаем, какие ценности будут у нее в приоритете, зависит судьба Родины. Особенно важно правильно воспитать будущих педа-
гогов. Каждый из них будет не только преподавать свою дисциплину в школе, но и воспитывать детей в учебной и внеучебной деятельности, в качестве классного руководителя.
В соответствии с вышесказанным автором поставлена цель: рассмотреть основные аспекты воспитания ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков. Для достижения цели нами решаются следующие задачи: выявить ценностные детерминанты будущих педагогов; исследовать основные аспекты воспитания ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков; определить ценностные детерминанты будущих педагогов как основу формирования профессиональной компетентности.
Воспитание будущих педагогов, с нашей точки зрения, основывается на идеалах воспитания предыдущих эпох и формируется под влиянием изучения деятельности педагогов-антропологов прошлых столетий.
В процессе научного исследования в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» на площадке Московского государственного областного педагогического университета была проведена работа с будущими педагогами 1-го и 2-го курсов специальности 44.03.05. «Педагогическое образование», профилей «Русский язык и литература», «Русский язык и иностранный английский язык», «Русский язык и мировая художественная культура». Определены основные аспекты воспитания ценностных детерминант будущих педагогов на основе идей об идеале воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков. Одним из аспектов воспитания ценностных детерминант будущих педагогов является проектная деятельность, которая, с одной стороны, обучает, воспитывает, с другой — является средством практического применения усвоенных знаний, умений [5].
Темы проектов были связаны с изучением взглядов педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков, касающихся идеала воспитания. Студенты работали над темами: «К. Д. Ушинский об идее народности и ее практической реализации», «П. Ф. Каптерев о педагогическом идеале», «Свобода воспитания С. И. Гессена», «Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности в трудах А. С. Макаренко», «А. С. Макаренко о проблеме
взаимодействия личности и коллектива», «Толстой об идее свободы в воспитании», «Педагогические дискуссии 20-х годов ХХ века», «Педагогическая деятельность С. Т. Шацкого», «Приоритеты и проблемы воспитания молодежи в России в последние десятилетия ХХ века», «Деятельность педагогов-новаторов в 80-е — 90-е годы ХХ века» и др. В ходе защиты проектов студенты актуализировали свои знания и умения, касающиеся деятельности педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков.
Будущими педагогами были выявлены некоторые аспекты идеалов воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков и сделан вывод, что педагоги-антропологи Х1Х-ХХ вв. считали обязанностью школы обеспечение нравственного, эстетического, умственного, физического, патриотического воспитания человека, т.е. его всестороннее развитие, что и является идеалом воспитания человека.
Так, В. Г. Белинский уделял большое внимание патриотическому воспитанию. Критериями воспитанности он считал гражданственность, любовь к своему Отечеству, активную жизненную позицию по улучшению жизни в своей стране, веру в высокое предназначение человека, человеческое достоинство [1].
Н. Г. Чернышевский был сторонником идеи воспитания человека-борца, живущего для блага других людей, активно участвующего в гражданских делах исключительно во имя общей пользы [10]. Приоритетной педагогической задачей он считал воспитание в человеке альтруизма.
Н. А. Добролюбов идеал воспитания человека видел в человечности, разумности, гуманизме, народности. Большое значение уделял формированию мировоззренческих взглядов и убеждений ребенка, зависящих от воспитания и условий общественной жизни [3].
Идеал воспитания Н. И. Пирогова включает самопознание, саморазвитие, что может помочь человеку сформировать свои убеждения и отстаивать их, сформировать нравственную свободу мысли, способность человека жертвовать собой ради счастья других людей, вдохновение. В зависимости от особенностей темперамента и характера ребенка необходимо применять воспитательные воздействия [7].
К. Д. Ушинский, исследуя воспитательные системы различных стран, выявил общие черты систем и пришел к выводу, что они включают исторически сложившиеся черты характера народа страны, его склонности и потребности, что составляет народность, а ее он считал
основой патриотического воспитания. Приписывание системе воспитания универсального, общечеловеческого характера К. Д. Ушинский считал несостоятельным, не имеющим под собой реальной основы. Он считал, что России присущи свои особенности, которые и должны быть основанием системы воспитания: чувство любви к родине, патриотизм, самоотверженность, гражданственность, гуманизм. Воспитание, считал К. Д. Ушинский, должно основываться на заповедях гуманистической направленности, и задача воспитателя — раскрыть способности и возможности воспитанника [9].
Анализируя ценности идеала воспитания человека XIX в. в трудах
B. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, студенты пришли к заключению, что основополагающими ценностями педагогов-антропологов XIX являлись: гуманизм, народность, любовь к Родине, справедливость, честность, гражданственность, ответственность за свои слова и поступки; альтруизм, активная деятельность в борьбе за народное благо, гражданский героизм, самопожертвование личным благом ради общественного интереса.
Рассматривая ценности идеала воспитания человека XX в. в трудах
C. И. Гессена, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, студенты сделали следующие выводы.
Специфика теории С. И. Гессена, касающейся идеала воспитания человека, состоит в том, что он превыше всего ценил свободу в воспитании, которую понимал в аспекте взаимоотношений между воспитателем и воспитанником [2].
Идеал воспитания по А. С. Макаренко включает в себя воспитание в коллективе и через коллектив. Коллектив, по Макаренко, — это общность, выполняющая целевые функции данного коллектива, обладающая определенными полномочиями по воспитанию своих членов и соответствующей ответственностью. По мнению Макаренко, коллектив обладает всеми возможными ресурсами, чтобы воздействовать на каждую личность. Данный феномен он назвал принципом параллельного действия. Суть этого принципа заключается в том, что каждый член коллектива отвечает за действия всего коллектива, а коллектив в целом отвечает за действия конкретного члена коллектива [4].
В. А. Сухомлинский идеал воспитания человека видел в гармонично развитой, нравственно чистой личности. Его взгляд на гармонию
педагогических воздействий говорит о том, что он этой проблеме уделял значительное внимание [8]. Идеал воспитания человека в понимании В. А. Сухомлинского включает в себя умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца, гармоническое единство общественного и личного в духовной жизни личности, богатство духовного мира, интересов и потребностей, потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей, чувство человеческого достоинства, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию, гуманизм и др.
После защиты проектов формировались команды студентов по пять-шесть человек и проводилась командная проектная работа, предусматривавшая разработку трех проектов: идеал воспитания Х1Х века, идеал воспитания ХХ века и идеал воспитания ХХ1 века. Каждой из команд были проанализированы предыдущие проектные работы по идеалам воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков и разработаны оригинальные проекты.
Проектная деятельность стимулирует осознанность будущими педагогами значимости изучения идей об идеале воспитания человека педагогов-антропологов Х1Х-ХХ века и создает предпосылки к воспитанию личностных ценностных детерминант студентов.
Для определения ценностных детерминант будущих педагогов как основы формирования их профессиональной компетентности дважды — до и после проектной деятельности по исследованию аспектов идеала воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ вв. — были проведены анкетирование и конкурс эссе среди студентов 1-го и 2-го курсов Московского государственного областного педагогического университета по специальности 44.03.05. «Педагогическое образование», профилей «Русский язык и литература», «Русский язык и иностранный английский язык», «Русский язык и мировая художественная культура» в рамках преподавания дисциплины «Педагогика». Исходя из анализа работ, до проведения проектной деятельности по исследованию аспектов идеала воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков ценностными детерминантами будущих педагогов являлись: мобильность, прагматизм, озабоченностью материальными проблемами.
После проведения проектной деятельности по исследованию аспектов идеала воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ ве-
ков ценностными детерминантами стали здоровьесбережение, гуманизм, бережное отношение к ребенку, образованность, духовность, гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, активность в жизнедеятельности.
Таким образом, проведенные научные исследования позволяют сделать следующий вывод: основываясь на главных ценностях воспитания, сформировавшихся в предыдущие столетия, современный идеал воспитания вбирает в себя и ценности современной эпохи:
- воспитание будущих педагогов, с нашей точки зрения, основывается на идеалах воспитания предыдущих эпох и формируется под влиянием изучения деятельности педагогов-антропологов прошлых столетий;
- изучение основных аспектов идеала воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ века эффективнее всего изучать на основе проектной деятельности, т.к. она стимулирует активность студентов;
- согласно проведенному исследованию по изучению ценностных детерминант студентов до и после проектной деятельности по изучению основных аспектов идеала воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ веков проявляется существенный прогресс в ценностных детерминантах студентов. Если до проведения проектной деятельности по исследованию аспектов идеала воспитания педагогов-антропологов Х1Х-ХХ вв. ценностными детерминантами являлись мобильность, прагматизм, озабоченность материальными проблемами, то после проведенной работы ценностными детерминантами прозвучали такие ценности, как здо-ровьесбережение, гуманизм, бережное отношение к ребенку, образованность, гражданственность, патриотизм, любовь к Родине;
- воспитание у студентов ценностных детерминант ориентировано на формирование у них профессиональной компетентности.
Литература
1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 5. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 863 с.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 447 с.
3. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 3. Статьи и рецензии июнь-декабрь 1958. М.; Л.: Гослитиздат, 1962. 543 с.
4. Макаренко А. С. О воспитании / сост. и авт. вступит. ст. В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 2008. 256 с.
5. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2000. 52 с.
6. Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О. и др. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1523-1525 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 16.11.2019).
7. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1986. С. 29-51.
8. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 396 с.
9. Ушинский К. Д. Воспитание человека // Избранное. М.: Карапуз, 2000 [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/author/konstantin_ushinskiyi/ vospitanie_cheloveka_izbrannoe ead_online.html (дата обращения: 14.01.2019).
10. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. В 15-ти т / под общ. ред. В. Я. Кирпотина, Б. П. Козьмина, П. И. Лебедева-Полянского и др.; вступ. ст. «Ленин о Чернышевском» Н. Л. Мещерякова. Т. 11. Что делать? Из рассказов о новых людях. Юношеские произведения. М.: Гослитиздат, 1939. 748 с.
EDUCATION OF VALUE DETERMINANTS OF FUTURE TEACHERS BASED ON IDEAS ABOUT THE IDEAL OF EDUCATION OF TEACHERS-ANTHROPOLOGISTS OF THE 19-20™ CENTURY
The purpose of the article is to consider the main aspects of education of value determinants of future teachers on the basis of ideas about the ideal of education of teachers-anthropologists of the 19-20th century. In order to achieve the goal, the following tasks are solved: to identify the value determinants of future teachers; to study the main aspects of the education of the value determinants of future teachers on the basis of ideas about the ideal of education of teachers-anthropologists of the 19-20th century; to define the value determinants of future teachers as the basis for the formation of professional competence. The author uses the following methods to solve the set tasks: historical and pedagogical research, analysis of historical and pedagogical fact; comparative-historical; systematization of obtained results, questionnaire. The paper identifies the trends in the modern ideal of human education. The main aspect of education of value determinants of the ideal of education through project activity is defined. The author presents main aspects and results of the study of the value determinants of future teachers. It has been concluded that the education of future teachers is based on the ideals of the education of previous epochs and is formed under the influence of the study of the activities of teachers-anthropologists of past centuries; it is
most effective to study the main aspects of the ideal of education of teachers-anthropologists of the 19 - 20th century on the basis of project activity, as it stimulates the activity of students. The education of students in value determinants is oriented towards the formation of their professional competence.
Keywords: education, ideal of human education, value determinants, teachers-anthropologists, ideas about human education in the historical aspect, future teachers.
References
• Belinskij V. G. Polnoe sobranie sochinenij. V 10-ti t. T. 5. M.: Izd-vo AN SSSR, 1954. 863 s. [In Rus].
• Chernyshevskij N. G. Polnoe sobranie sochinenij. V 15-ti t. / pod obshch. red. V. Ya. Kirpotina, B. P. Koz'mina, P. I. Lebedeva-Polyanskogo i dr.; vstup. stat'ya «Lenin o Chernyshevskom» N. L. Meshcheryakova. T. 11: Chto delat'? Iz rasskazov o novyh ly-udyah. Yunosheskie proizvedeniya M.: Goslitizdat, 1939. 748 s. [In Rus].
• Dobrolyubov N. A. Sobranie sochinenij. V 9-ti t. T. 3. Stat'i i recenzii iyun'-dekabr' 1958. M.; L.: Goslitizdat, 1962. 543 s. [In Rus].
• Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. M., 1995. 447 s. [In Rus].
• Makarenko A. S. O vospitanii / sost. i avt. vstupit. st. V. S. Helemendik. M.: Politizdat, 2008. 256 s. [In Rus].
• Matvienko M. A. Egushev K. E., Pimenov N. O. i dr. Cennosti sovremennoj molodezhi // Molodoj uchenyj. 2015. № 10. S. 1523-1525 [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch. ru/archive/90/18759/ (data obrashcheniya: 16.11.2019). [In Rus].
• Matyash N. V. Psihologiya proektnoj deyatel'nosti shkol'nikov: avtoref. dis. ... dokt. psi-hol. nauk. M.: Izd-vo MGU, 2000. 52 s. [In Rus].
• Pirogov N. I. Voprosy zhizni // Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / sost. A. N. Aleksyuk, G. G. Savenok. M.: Pedagogika, 1986. S. 29-51. [In Rus].
• Suhomlinskij V. A. Pavlyshskaya srednyaya shkola. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 1979. 396 s. [In Rus].
• Ushinskij K. D. Vospitanie cheloveka // Izbrannoe. M.: Karapuz, 2000 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fictionbook.ru/author/konstantin_ushinskiyi/vospitanie_chelove-ka_izbrannoe ead_online.html (data obrashcheniya: 14.01.2019). [In Rus].