Научная статья на тему 'Идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов ХIХ века'

Идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов ХIХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / ИДЕАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ГУМАННОСТЬ / НАРОДНОСТЬ / СВОБОДА В ВОСПИТАНИИ / «IDEAL / IDEAL OF EDUCATION OF THE PERSON / IDEAL OF EDUCATIONAL PROCESS / HUMANITY / NATIONALITY / FREEDOM IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Ирина Валерьевна

В исследовании поставлена цель: проанализировать понятия «идеал», «идеал воспитания человека», «идеал воспитательного процесса» и на основе данных понятий выявить идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов ХIХ в. Для достижения цели решаются следующие задачи: проанализировать понятия «идеал» в философском и педагогическом аспектах, на его основе провести сравнительный анализ идеала воспитания человека и идеала воспитательного процесса в трудах педагогов-антропологов данного периода В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в структуре педагогической мысли. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы: метод историко-педагогического исследования, анализ историко-педагогического факта; сравнительно-исторический; систематизация полученных результатов. Проведена аналогия с современным идеалом воспитания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL OF EDUCATION OF THE PERSON IN THE WORKS OF TEACHERS-ANTHROPOLOGISTS OF THE XIX CENTURY

The research is to analyze the concepts "ideal", ";ideal of education of the person", ";ideal of educational process" and on the basis of these concepts to reveal an ideal of education of the person in the works of teachers-anthropologists of the 19th century. To achieve the goal the following tasks are set: to carry out the analysis of the concept ";ideal" of philosophical and pedagogical aspects, and on its basis to carry out the comparative analysis of an ideal of education of the person and an ideal of educational process in the works of V.G. Belinsky, N.G. Chernyshevsky, N.A. Dobrolubov, N.I. Pirogov> K.D. Ushinsky, teachers-anthropologists of this period, in the structure of pedagogical thought. To solve these tasks the following theoretical methods were used: the method of historical and pedagogical research, the analysis of the historical and pedagogical facts; the comparative-historical method; the systematization of the received results. The analogy to a modern ideal of education of the person is drawn.

Текст научной работы на тему «Идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов ХIХ века»

УДК 37.017.7

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-34-43

ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ ПЕДАГОГОВ-АНТРОПОЛОГОВ XIX ВЕКА

Хлызова И. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. В исследовании поставлена цель: проанализировать понятия «идеал», «идеал воспитания человека», «идеал воспитательного процесса» и на основе данных понятий выявить идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов Х!Х в. Для достижения цели решаются следующие задачи: проанализировать понятия «идеал» в философском и педагогическом аспектах, на его основе провести сравнительный анализ идеала воспитания человека и идеала воспитательного процесса в трудах педагогов-антропологов данного периода В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирого-ва, К. Д. Ушинского в структуре педагогической мысли. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы: метод историко-педагогического исследования, анализ историко-педагогического факта; сравнительно-исторический; систематизация полученных результатов. Проведена аналогия с современным идеалом воспитания человека. Ключевые слова: идеал, идеал воспитания человека, идеал воспитательного процесса, гуманность, народность, свобода в воспитании

IDEAL OF EDUCATION OF THE PERSON IN THE WORKS OF TEACHERS-ANTHROPOLOGISTS OF THE XIX CENTURY

I. Hlyzova

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region, 141014, Russian Federation

Abstract. The research is to analyze the concepts "ideal", "ideal of education of the person", "ideal of educational process" and on the basis of these concepts to reveal an ideal of education of the person in the works of teachers-anthropologists of the 19th century. To achieve the goal the following tasks are set: to carry out the analysis of the concept "ideal" of philosophical and pedagogical aspects, and on its basis to carry out the comparative analysis of an ideal of education of the person and an ideal of educational process in the works of V.G. Belinsky, N.G. Chernyshevsky, N.A. Dobrolubov, N.I. Pirogov> K.D. Ushinsky, teachers-anthropologists of this period, in the structure of pedagogical thought. To solve these tasks the following theoretical methods were used: the method of historical and pedagogical research, the analysis of the historical and pedagogical facts; the comparative-historical method; the systematization of the received results. The analogy to a modern ideal of education of the person is drawn. Keywords: «ideal, ideal of education of the person, ideal of educational process, humanity, nationality, freedom in education

© CC BY Хлызова И. В., 2019.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

На современном этапе развития Российской Федерации при определении современного идеала в воспитании необходимо учитывать преемственность современного идеала по отношению к идеалам воспитания прошлых эпох, духовно-нравственные ценности прошлого и современного времени [1; 7; 10].

Исследования сущности идеала воспитания в педагогическом наследии представителей педагогической антропологии XIX в. показывают существенные пробелы в изучении их наследия. Для более глубокого понимания идей воспитания человека в трудах педагогов-антропологов XIX в., составляющих фундамент современной педагогической антропологии, необходимо их научно осмыслить и соотнести с современностью. Решение данных теоретических задач способствует системному пониманию сущности идеала воспитания человека на современном этапе.

Выявление противоречий между имеющимся уровнем разработанности идеала воспитания человека в свете педагогической антропологии в ее теоретическом, прикладном, историческом аспектах и потребностями его развития на современном этапе позволило сформулировать проблему: каково содержание идеала воспитания человека в научном достижении представителей педагогической антропологии XIX в., как эти достижения могут быть систематизированы и использо-

ваны в развитии современной педагогической антропологии и применены на практике?

В связи с вышесказанным поставлена цель: проанализировать понятия «идеал», «идеал воспитания человека», «идеал воспитательного процесса» и на основе данных понятий выявить идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов ХК в.

Для достижения цели были решены следующие задачи: провести анализ понятия «идеал» в философском и педагогическом аспектах, на его основе осуществить сравнительный анализ идеала воспитания человека и идеала воспитательного процесса в трудах педагогов-антропологов данного периода XIX в. в структуре педагогической мысли.

Рассмотрим генезис понятия «идеал воспитания человека» с философской и педагогической точек зрения.

Воспитание в целом ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. на образ человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Эта проблема занимала всегда особое место в комплексе наук о человеке, особенно в педагогике и философии, поэтому возникает необходимость рассмотреть понятие «идеал воспитания человека» прежде всего в философском контексте и проследить его происхождение.

Различные мыслители, философы описывали своё видение идеала воспитания человека, пытались отыскать точное воплощение такого идеала, описать качественную характеристику идеального воспитания, рассмотреть качества, которые должно прививать идеальное воспитание.

К. М. Никонов [8] в своих философских работах размышляет над понятием идеала. С его точки зрения, с одной стороны, это понятие о совершенном образе, это тот ориентир, который определяет направленность целей, т. е. особая проекция настоящего в будущее. С другой - идеал есть сформированное понятие совершенного, являющегося критерием для оценки существующей реальности, т. е. проекция будущего на настоящее. Таким образом, идеал выполняет двоякую функцию: прогностическую, так как создаёт динамичную систему ценностных ориентиров, а также оценочную, поскольку служит нравственным критерием поступков человека в различных жизненных ситуациях. Отсюда следует вывод, что учёный связывает идеал как таковой и его конкретное проявление через отношение человека к какому-либо предмету. Важной особенностью идеала, по мнению К. М. Никонова, выступает тот факт, что личность всегда самостоятельно формирует его, опираясь на общественную систему ценностей.

По мнению философа Р. Г. Апресяна [1], идеал - это нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании идеал предстаёт как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми.

Согласно утверждению В. Е. Давидовича в «Теории идеала»: «Человек стремится к достижению смысла

жизни. Эту цель и можно назвать исходным положением формирования идеала» [3, с. 48]. Окружающий мир в сознании индивида, по мнению В. Е. Давидович, предстаёт в том качестве, в каком он наиболее подходит убеждениям человека о высшей цели. Другими словами, идеал воспитания человека - это высшая, порой трудно достижимая степень совершенства человека. Это то, на что способен мыслительный потенциал в представлениях о высочайшей цели деятельности, поэтому идеал представляет собой продукт прежде всего сознания человека и, следовательно, является неким духовным образованием. Из этого следует, что духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. Формирование идеала в качестве его закономерного результата представляет собой определённый план, перспективу развития и совершенствования человека, раскрытия его внутренних возможностей.

Таким образом, идеал представляет собой отображение действительности, понятия о каком-либо явлении окружающей человека реальности, продукт сознания человека, высшую цель человека в деятельности.

А. Я. Данилюк рассмотрел генезис развития понятия «воспитательный идеал» [4; 5; 6] от периода средневековой Руси и до настоящего времени. Им было отмечено, что при возникновении идеалов прослеживается определённая закономерность: каждое последующее поколение людей выдвигает собственные идеалы, частично отрицая идеалы ушедших поколений. Однако даже при условии полного отрицания предыдущих идеалов последние представляют собой тот социальный

опыт, который передаётся от старших поколений к младшим на протяжении исторического развития.

А. Я. Данилюк подчёркивает, что «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4, с. 6]. Важнейшей национальной задачей воспитания, с точки зрения А. Я. Да-нилюка, является укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры [4; 5; 6]. При этом он отмечает, что при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

- духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

- преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох.

Представление об идеале сопровождает любую педагогическую деятельность, а главной целью педагогической деятельности является подготовка человека к жизни в обществе других людей, подготовка к взаимодействию с ними. На основе идеала воспитания человека теория и практика воспитания предъявляет определенные социально значимые требования к человеку с учётом потребностей и возможностей общества.

Следует различать понятия «идеал воспитания человека» и «идеал воспитательного процесса».

С нашей точки зрения, идеал воспитания человека - это совокупность определённых качеств личности, это то, к чему мы стремимся, воспитывая человека, это цель и результат воспитания. Идеал воспитания человека - это некий нормативный образец личности, задающий ориентир в виде системы ценностных координат. На основе идеала воспитания теория и практика воспитания предъявляют определённые социально значимые требования к человеку с учётом потребностей и возможностей общества. Идеал воспитания современного человека представляет собой образец личности, задающий ориентир в виде системы ценностных координат, включающей в себя гуманизм, гражданственность, уважение к правам и свободам человека, патриотизм, трудолюбие, ценность жизни и здоровья человека, стремление к улучшению жизни общества. Идеал воспитания человека является результатом воспитания, целевым ориентиром педагога в воспитании субъекта, идеальным представлением о современном человеке, содержит в себе общечеловеческие базовые ценности, нравственные, эстетические, этические, культурные, образовательные характеристики личности. С точки зрения нравственности человек «идеальный» является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей. Это то, к чему стремится воспитатель в воспитании человека.

Идеал воспитательного процесса ориентирован на воспитание человека и включает в себя методологию и

технологию воспитания современного человека.

По нашему мнению, идеал воспитания человека и идеал воспитательного процесса необходимо рассматривать в аспекте педагогической антропологии, так как она, представляя собой педагогику развития, обучения, воспитания человека с учётом его биологических особенностей, являясь наукой о человеке в образовательном пространстве и философской базой воспитания, позволяет чётко понять структуру современного воспитания и определить его направление, цель в соответствии с современными потребностями общества.

XIX в. оставил глубокое наследие для современной России. Это время знаменуется плодотворными, оригинальными мыслями по вопросам воспитания человека многих прогрессивных мыслителей, ученых, педагогов: В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирого-ва, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и др.

В XIX в. русские демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский считали, что идеалом воспитания человека является личность, обладающая такими качествами, как правдивость, честность, соединённая со скромностью, патриотизм, гуманизм, трудолюбие, активность, высо-коидейность, а воспитательный процесс должен быть ориентирован на воспитание человека, всесторонне развитого в физическом и духовном отношении, стремящегося работать на благо общества.

В. Г. Белинский был сторонником гуманного воспитания. Он предлагал развивать природные предпосылки

детей, уважать и любить детей и критиковал современную ему муштру и зубрёшку. Основанием воспитания В. Г. Белинского является жизнь на благо человечества. Через его труды красной нитью проходит идея общечеловеческого воспитания «быть человеком». В своих трудах В. Г. Белинский подчёркивает, что воспитание должно опираться на природу ребёнка, развивать наклонности и способности и определять суть его в жизни [11]. Он говорил, что душа ребёнка - это не белая доска. У каждого ребёнка есть свои наклонности и способности, возможности, которые воспитатель должен увидеть в ребёнке и уметь их развивать. Если воспитатели не учитывают биологических способностей и наклонностей ребёнка, его труд воспитания можно считать пустым и бессмысленным. Воспитателя он сравнивал с садовником, который должен растить детей в соответствии с теми основами, которые заложены в ребёнке от рождения. Образно он сравнивает детей с растениями, причём каждому растению нужен свой индивидуальный уход в соответствии с его видом. И воспитателю необходимо учитывать в своей работе, что каждый человек имеет свои этапы развития, и если их игнорировать, то человека можно погубить.

Важной основой воспитания В. Г. Белинский считал народность и гуманизм, поэтому его идеал воспитания - личность, обладающая такими качествами, как социальная актив -ность, патриотизм, гуманизм, трудолюбие, самопожертвование, жизнь на благо общества. Он говорил, что человек должен существовать в народной стихии, народность неразрывно связана с общечеловеческим воспитанием.

С его точки зрения, человек должен являться активным членом общечеловеческого семейства, человек как существо особенное, индивидуальное, единичное, может жить только в обществе [11].

Что касается идеала воспитательного процесса, то, с точки зрения В. Г. Белинского, при воспитании необходимо у каждого ребёнка учитывать индивидуальные и возрастные особенности, знать «эпохи возрастания» и в соответствии с ними применять формы воспитания. Он выявил сущность взаимосвязи воспитания и развития: если воспитание направлено в соответствии с природосообразными предпосылками ребёнка, то заложенные в природе ребёнка возможности реализуются в явь.

Н. Г. Чернышевский идеал воспитания человека видел в воспитании активного общественного деятеля, в личности высоко идейной, всесторонне развитой в физическом и духовном отношении. Честность, соединённая со скромностью, правдивостью, с патриотизмом, гуманизмом, трудолюбием и составляет идеал воспитания по Н. Г. Чернышевскому. При этом он с позиции антропологизма опирался на идею единства человеческого организма, единства физического и духовного в человеке, единства телесной и духовной природы человека и считал, что нормальным можно представить такое развитие, которое охватывает все стороны человеческого организма.

Что касается идеала воспитательного процесса, то Н. Г. Чернышевский считал главной целью воспитания подготовку человека к жизни, воспитание человека, всегда думающего об общей пользе, активного участника в граж-

данских делах. Среди разнообразных форм, методов воспитания отводил видное место живому слову учителя, беседе. Большое внимание уделял активной самостоятельной работе детей. Основным средством воспитания и всестороннего развития он считал науки о природе и человеке, т. е. знания естественнонаучные и гуманитарные. Н. Г. Чернышевский считал, что для воспитания детей нужно не навязывание, а гуманное отношение к тому, что они желают. Он был против грубого принуждения детей в деле воспитания, призывал формировать у детей самостоятельность и активность.

Н. Г. Чернышевский уделял большое внимание свободе в воспитании, но эта свобода осуществлялась в русле гуманного руководства со стороны взрослых. При этом под свободой понималась гуманная атмосфера занятий, когда дети учатся не из-за страха быть наказанными, а сознательно и активно овладевают знаниями, умениями, навыками [13].

Н. А. Добролюбов идеал воспитания человека видел в человечности, разумности, гуманизме, народности. Нельзя не учитывать природных предпосылок ребёнка, считал он, нельзя игнорировать природу человека при воспитании и при этом нужно придавать особое значение в развитии личности общественной среде и воспитанию.

Идеал воспитательного процесса Н. А. Добролюбов [11] видел в его разумной организации, а с учётом особенностей детской природы и на основе народности. Цель, содержание воспитания и вся учебно-воспитательная деятельность должны соответствовать стремлениям, потребностям и запросам народа. При этом цель воспитания

он видел во всесторонней подготовке граждан (физической, умственной, нравственной), в воспитании активного общественного деятеля, человека, стремящегося жить во благо Родины и общества.

Вслед за В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым идеал воспитания человека развивал Н. И. Пирогов. Он был сторонником гуманистического идеала воспитания «истинных людей» с нравственной свободой мысли, чёткими убеждениями, умеющих сочувствовать, обладающих волей, способных к самопожертвованию ради других людей, свободно мыслящих, людей, для которых способность говорить правду была бы самым главным качеством в человеке. При этом акцент делался на воспитании в человеке активности, гуманности и деятельности. Сам по себе неординарный Н. И. Пирогов [9] представлял человека как высшую ценность, как общественную сущность, как индивидуальную личность. Он считал, что человек должен иметь внутреннюю самостоятельность, индивидуальность, богатый внутренний мир, уметь жить в обществе и для общества.

В идеале воспитательного процесса он опирался на идеи гуманности, развития природных предпосылок детей, учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе, учёта идеи народности и был сторонником свободы в воспитании.

Вслед за Н. И. Пироговым вклад в развитие идеала воспитания человека и идеала воспитательного процесса внёс К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский считал, что у каждого народа есть свой собственный идеал воспитания чело-

века, и каждый народ ожидает, что у такого идеала будет свой уникальный набор личностных качеств [12]. Идеал воспитания К. Д. Ушинского состоит в народности, гуманизме, в развитии способности человека жить на благо общества, в способности улучшать жизнь общества.

Идеал воспитательного процесса, по К. Д. Ушинскому, включает в себя построение процесса воспитания с учётом гуманистических заповедей и природных предпосылок человека. Он был сторонником гуманистического воспитания и считал, что воспитание должно основываться на заповедях гуманистической направленности. И именно он обосновал необходимость учитывать физиологические механизмы психической деятельности, что позволяет правильно осуществлять физическое, умственное, нравственное воспитание человека. К. Д. Ушинский предлагал особое внимание уделять постановке цели и учёту закономерностей воспитательной деятельности, так как без целеустремлённого воспитания детей невозможно дальнейшее развитие общества.

Таким образом, сопоставляя социальную и политическую специфику XIX в. (внешняя политика России XIX в, активные внутриполитические преобразования, разнообразные реформы, восстание декабристов и др.) с идеалами педагогов-антропологов, можно наблюдать общие специфические черты: самоотверженность (жизнь во благо Родины, во благо общества), народность, гуманизм, активность (воспитание активного общественного деятеля), идейность (воспитание личности высоко идейной), честность соединённая со скромно-

ViV

стью, правдивость, патриотизм, гуманизм, трудолюбие.

Идеал воспитательного процесса включает разумную организацию воспитательного процесса с учётом особенностей детской природы, народный дух, гуманные взаимоотношения между учеником и учителем, взаимную любовь и уважение. Цель воспитания - воспитание личности, всесторонне развитой в физическом и духовном отношении. Содержание воспитания и вся воспитательная деятельность должны соответствовать стремлениям, потребностям и запросам народа, считали педагоги-антропологи XIX в. При этом строить процесс воспитания нужно с учётом природных предпосылок человека, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, на принципах народности и свободы в воспитании. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Очевидно, что вышеперечисленные черты идеала воспитания человека и идеала воспитательного процесса педагогов-антропологов XIX в. обусловливаются политической спецификой

того времени, но, несомненно, велико их влияние на развитие современного идеала воспитания человека, прошедшего через века. Педагоги-антропологи XIX в. были сторонниками гуманного воспитания, предлагали развивать природные предпосылки детей, уважать и любить детей, опираться на народность в воспитании, но самое главное в их системах - идея общечеловеческого воспитания «быть человеком», воспитание в каждом человеке такого высоконравственного качества, как жизнь на благо людей, воспитание человека, всегда думающего об общей пользе, воспитание общественника, вся жизнь которого направлена на достижение общего блага. У каждого ребёнка своя природа, развивающаяся по своему пути и отличающаяся от природы другого ребёнка индивидуальными особенностями, и если воспитание направлено в соответствии с природосообразными предпосылками ребёнка, то заложенные в нём возможности активно реализуются.

Статья поступила в редакцию 16.05.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Р. Г. Феномен моральной императивности: Критические очерки. М., 2018. 196 с.

2. Асмолов А. Г. Педагогика достоинства // Вести образования. 2015. № 7. С. 8-12.

3. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов-н/Д., 1983. 184 с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, . М., 2009. 26 с.

5. Данилюк А. Я. Смысл как педагогическая категория [Электронный ресурс] // International Dialogues on Education: Past and Present. May 5, 2017. URL: ide-journal.org/ editorial-board (дата обращения: 04.04.2019).

6. Данилюк А. Я. Создание всемирной образовательной сети [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). URL: http://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=3424. (дата обращения: 04.04.2019).

7. Национальная идея России / в 6 т. Т. 1. М., 2012. 752 с.

8. Никонов К. М. Современная христианская антропология (анализ основных направлений и методологии обоснования религии): автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 1990. 28 с.

9. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алексюк. М., 1985.

10. Слободчиков В. И. Гуманитарно-политический кризис отечественного образования // Воспитательная работа в школе. 2016. № 9. С. 6-13.

11. Смирнов В. З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.,

12. Ушинский К. Д. Наука и искусство воспитания / сост. С. Ф. Егоров. М., 1994. 208 с.

13. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. Т. XIV. М., 1953. 235 с.

1. Apresyan R. G. Fenomen moral'noi imperativnosti: kriticheskie ocherki [The phenomenon of moral imperative: Critical essays]. Moscow, 2018. 196 p.

2. Asmolov A. G. [Pedagogy of dignity]. In: Vesti obrazovaniya [Proceedings of education], 2015, no. 7, pp. 8-12.

3. Davidovich V. E. Teoriya ideala [The theory of ideal]. Rostov-on-Don, 1983. 184 p.

4. Danilyuk A.Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo raz-vitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia]. Moscow, 2009. 26 p.

5. Danilyuk A. Ya. [Sense as a pedagogical category]. In: International Dialogues on Education: Past and Present [International Dialogues on Education: Past and Present], May 5, 2017. Available at: ide-journal.org/editorial-board (accessed: 04.04.2019).

6. Danilyuk A. Ya. [The creation of the global education network]. In: Nepreryvnoe obra-zovanie: XXIvek [Lifelong education: the XXI century], 2017, iss. 1 (17). Available at: http:// lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3424. (accessed: 04. 04. 2019).

7. Natsional'naya ideya Rossii. T. 1 [Russian national idea. Vol. 1]. Moscow, 2012. 752 p.

8. Nikonov K. M. Sovremennaya khristianskaya antropologiya (analiz osnovnykh napravlenii i metodologii obosnovaniya religii): avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk [Modern Christian anthropology (the analysis of basic directions and methodologies for the justification of religion): abstract of D. thesis in Philosophical science]. Moscow, 1990. 28 p.

9. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 1985. 496 p.

10. Slobodchikov V. I. [Humanitarian and political crisis of domestic education]. In: Vospitatel'naya rabota v shkole [Educational work at school], 2016, no. 9, pp. 6-13.

11. Smirnov V. Z. Ocherkipo istoriiprogressivnoi russkoi pedagogiki XIX veka [Essays on the history of progressive Russian pedagogics of the XIX century]. Moscow, 1963. 311 p.

12. Ushinsky K. D. Nauka i iskusstvo vospitaniya [The science and art of education]. Moscow, 1994. 208 p.

13. Chernyshevsky N. G. Polnoe sobraniesochinenii. Vol. XIV. [Complete works]. Moscow, 1953. 235 p.

Хлызова Ирина Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского государственного областного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования; e-mail: hlizova_iv@mail.ru

496 с.

1963. 311 с.

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ON THE AUTHOR

Irina V Hlyzova - candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the Department of pedagogics, Moscow Region State University, the corresponding member of the International academy of Sciences of pedagogical education; e-mail: hlizova_iv@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Хлызова И. В. Идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов XIX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 34-43. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-34-43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FOR CITATION

Hlyzova I. V. Ideal of education of the person in the works of teachers-anthropologists of the XIX century. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 3, рр. 34-43.

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-34-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.