Научная статья на тему 'Философский аспект воспитания в контексте педагогической антропологии'

Философский аспект воспитания в контексте педагогической антропологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ / ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / PHILOSOPHY OF UP-BRINGING / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / UP-BRINGING THEORY / TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Е.А.

В статье рассматривается философский аспект воспитания, современных воспитательных теорий в контексте педагогической антропологии. Автор предлагает сравнительный анализ некоторых философских учений с воспитательными теориями, который можно использовать в обучении педагогов с целью повышения эффективности воспитательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHIC ASPECT OF UP-BRINGING IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

The paper deals with philosophic aspect of up-bringing, modern up-bringing theory in the context of pedagogical anthropology

Текст научной работы на тему «Философский аспект воспитания в контексте педагогической антропологии»

УДК 371.13

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ

Е.А. Михайлова

В статье рассматривается философский аспект воспитания, современных воспитательных теорий в контексте педагогической антропологии. Автор предлагает сравнительный анализ некоторых философских учений с воспитательными теориями, который можно использовать в обучении педагогов с целью повышения эффективности воспитательного процесса

Ключевые слова: философия воспитания, педагогическая антропология, воспитательные теории, обучение педагогов

В настоящее время воспитательная парадигма, отвечающая современным

требованиям общества, находится в стадии формирования, поэтому многие учебные заведения самостоятельно выбирают ту или иную воспитательную теорию в качестве приоритетной. Этот выбор является весьма важным для образовательного учреждения. К сожалению, практика показывает, что слепое следование постулатам любой теории без учета ее философского аспекта часто приводит к прямо противоположным, от ранее запланированных образовательным учреждением, результатам. Так, например, многие образовательные учреждения выбирают гуманистическую воспитательную теорию, которая основывается на воспитании свободных граждан, развитии, в первую очередь, творческих, интеллектуальных способностей. Но при этом снижают внимание к таким важнейшим областям человеческого развития и становления как духовность, нравственность, культура.

Для того, чтобы педагоги имели полное представление о том, что такое воспитание и воспитательные теории, умели не только логически выстраивать воспитательный процесс от начала до конца, но и понимать неотъемлемость и значимость его духовной составляющей, необходимо серьезно

рассматривать в их обучении философский аспект воспитания.

Вообще философия воспитания на сегодняшний день находится в процессе становления, сочетая в себе особую форму мировоззрения и разнообразие воспитательных идей, подходов, теорий. В настоящее время все большее значение приобретает философская педагогически ориентированная теория -

педагогическая антропология, которая

рассматривает человека как живое

Михайлова Елена Александровна - МГУ им. Ломоносова, соискатель, e-mail: rivolenso@yandex.ru

биоэнергетическое существо с его целостностью и противоречивостью, духовностью и креативностью. Воспитание же в педагогической антропологии определяется как сложный антропологический процесс, специфический способ бытия [1].

Понимание того, что нравственная, духовная, культурообразующая составляющие в

совокупности являются неотъемлемой частью воспитания, начало формироваться очень давно. Так, одни из первых упоминаний о воспитании появились в глубокой древности. В «Книге Притчей царя Соломона (I тыс. до н. э.) говорится о нравственном воспитании как основе личности человека. Гераклит (520-460 гг.

до н. э.) считал нравственное и интеллектуальное образование неразделимыми. Сократ (479-399 гг. до н. э.) называл нравственное

самосовершенствование целью всей жизни любого человека. Платон (427-347 гг. до

н.э.) в своих трудах требовал разностороннего воспитания для всех. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал, что нужно стремиться к формированию у человека понимания культурных ценностей, умения судить обо всем. [2:140].

В эпоху Ренессанса человек становится главной ценностью, особую актуальность приобрели идеи гуманизма, которые развивали Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла и др.

Для Нового времени весьма характерны стремления к расширению представлений о методах нравственного воздействия. Их активно поддерживали Я. А. Коменский, Д. Локк,

Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Для конца XIX - начала XX в. основной идеей является воспитание добродетельного и совершенного человека. Так Я. Корсак называл того воспитателем, кто «не вдалбливает, а освобождает, не тянет, а поднимает, не угнетает, а способствует формированию личности, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут» [1:63].

В России отношение к воспитанию складывалось по-своему. Значение слова «воспитание» идет от старославянского слова «питати» - кормить, взращивать [3:175].

Большую роль сыграло «Поучение Владимира Мономаха детям» (XII в.). В нем даются советы по нравственному воспитанию детей, воспитанию любви к ближнему. Свои прогрессивные идеи о воспитании высказывали В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир и др. М. В. Ломоносов предлагал формировать у детей потребности служения народу. И. И.

Бецкой считал, что нужно воспитывать «добрых христиан» и «верных граждан». А. Н.

Радищев считал, что необходимо формировать, в первую очередь, человека-гражданина, а В. Г. Белинский во главу угла ставил воспитание идей патриотизма и народности. К. Д. Ушинский считал нравственное воспитание главным в педагогике. А. С. Макаренко большое значение придавал трудовому воспитанию. В.

А. Сухомлинский считал, что первоосновой всего должно быть воспитание нравственности, без которой невозможно воспитание в учении и труде

[4].

В настоящее время нет единой трактовки понятия «воспитание». Но большинство ученых понимают под воспитанием нравственное, духовное развитие, бытие человека во всех его проявлениях, т.е. выделяют те категории философского аспекта, без которых невозможно нормальное духовное взаимодействие. Так С. Д. Поляков выделяет в воспитании необходимость передачи культуры от поколения к поколению. Н. Е. Щуркова обозначает воспитывающую среду, осмысление мира и себя в этом мире, воспитывающую деятельность. «Восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека», так она определяет воспитание [5:56]. Д. И. Фельдштейн считает, что духовно-нравственное воспитание «не равно нравственному просвещению». Б. Ц. Бадмаев представляет нравственность то, «...что по конечному результату представляет собой воспитание» [6:118]. С. И. Гессен понимал нравственное образование как «восхождение личности к идеалам Истины, Добра, Красоты и Свободы.» [7:99].

Л. Л. Любимов определяет принципы, на которых должно базироваться духовно-нравственное воспитание:

• восстановление, реальная реабилитация понятия и принципа духовности;

• постоянное мотивирование ребенка к «душеизучению» и «душепостижению»;

• социальное образование;

• патриотическое образование;

• нравственное образование;

• культурное образование;

• духовное образование;

• кросскультурное образование;

• поликультурное образование [8: 116-121].

Часто в западной педагогической традиции понятие «воспитание», понимается иначе, чем в российской, или вообще заменяется понятием «развитие». Так известный американский ученый психолог и педагог Д. Брунер упоминает воспитание, когда говорит, что «образование как официальный институт общества призвано воспитывать подрастающее поколение в традициях господствующей культуры» [9:29].

Известные французские социологи П.

Бурдье и Ж.-К. Пассрон говоря о воспитании провозглашают, что «всякое педагогическое воздействие объективно является символическим насилием, поскольку своей произвольной властью навязывает культурный произвол», т.е. «.навязывания и внушения культурного произвола в соответствии с произвольным способом навязывания и внушения (воспитание)» [10: 23-24].

Вегас Х. М. придерживается иного мнения и считает, что «воспитывать - прежде всего, способствовать становлению личности, создавать условия для самостоятельного развития индивидуума» [11:27]. Хотя она считает, что данная модель не может быть полностью реализована и является педагогическим идеалом.

До сих пор нет единого мнения о том, что же такое воспитание и как воспитывать. И у педагогов понимание и отношение к воспитанию подчас противоположное. Довольно часто значение философскому аспекту в воспитательном процессе, когда воспитание рассматривается как «духовное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершенствования» [1:73], вообще не придается. Педагогическая антропология позволяет рассматривать воспитание как целостный и многогранный процесс.

В «Сравнительной таблице философских учений, направлений с воспитательными теориями» делается попытка выделить общую философскую воспитательную основу, т.е. нравственные, ценностные категории,

отражающие реальность бытия человека.

Сравнительная таблица философских учений, направлений с воспитательными теориями

№ Философское учение, направление Воспитательная теория

1. Гуманизм • в центре внимания находится человек • реализация личностных возможностей • самопознание; • саморазвитие; • развитие природных задатков; • воспитание свободного гражданина Гуманистическая теория • в центре внимания находится человек • развитие творческих, интеллектуальных способностей • недопустимость посягательства на личное достоинство • воспитание свободного гражданина

2. Неотомизм • душа играет роль формообразующего принципа • каждой душе следует творить добро и избегать зла, что является «основой творчеств и культуросозидающей деятельности человека» [12:500] Духовного воспитания • воспитание, в первую очередь, духовных нравственных качеств • развитие доброты • воспитание человеколюбия

3. Прагматизм • человеческое сознание «орудие приспособления» к внешнему миру, нужное человеку для выживания в его борьбе за существование» [12:477] • главное не познавать мир, а обосновать успешность действий Антропологический материализм • человек всегда в центре внимания Антропоцентрическая • воспитание, в первую очередь, естественных способностей • развитие доброты • успешное использование естественных способностей

4. Политический реализм (социальная философия) Государственно-политическая

• государству необходим аппарат принуждения в силу особенностей человеческой природы (так как «плохого больше») • государство должно сохранять внутренний порядок длительное время, чтобы оставаться сильным и мощным Учение Платона о государстве • Деятельность человека необходимо контролировать • воспитание, в первую очередь, на основе подчинения государственным идеям, целям, принципам • воспитание строго контролируемый и управляемый процесс • сочетание поощрения и наказания • доминирование общественных интересов над личными

5. Конфуцианство • Главное - передать свои знания о прошлом, предках, культуре ученикам Традиционная • воспитание, в первую очередь, в рамках сложившихся традиций • воспроизведение нормативных образцов поведения

На основе проведенного сравнительного очередь, как свободная личность, творец.

анализа можно сделать следующие выводы. Рассмотренная «Сравнительная таблица философских учений, течений с воспитательными теориями» в рамках педагогической

антропологии сочетает в себе как теоретический, так и практический аспекты. Современные воспитательные теории имеют много общего с некоторыми философскими учениями и

направлениями.

1.Гуманизм можно определить как учение о человеке, где человек рассматривается, в первую

Гуманистическая воспитательная

теория также делает акцент на развитии

свободной, интеллектуально развитой личности.

2. Для философского учения неотомизм характерно понимание человека как соединение его души и тела, что имеет большое значение в духовном становлении его личности. Духовная воспитательная теория также построена на воспитании, в первую очередь, духовности в человеке без всякого давления на него.

3. Философское учение прагматизм сочетает в себе эмоции, волевые усилия, ориентируя человека, в первую очередь, на жизненную успешность. К сожалению, развитию нравственных качеств в этом учении придается второстепенное значение. Антропоцентрическая воспитательная теория также строится на успешном развитии в человеке естественных природных способностей, но в данной теории значительное место занимает духовная составляющая бытия.

4.Политический реализм - это направление, которое объясняет и оправдывает наличие аппарата принуждения у государства тем, что для поддержания его мощи необходимо наличие дисциплины, порядка, подчинение граждан целям государства. Это соответствует постулатам государственно-политической воспитательной теории, провозглашающей подчинение человека идеям, интересам государства.

5.Конфуцианство делает акцент на воспитании, основанном на передаче культурного опыта от поколения к поколению, формировании определенного стереотипа поведения. Этим данное учение очень схоже с традиционной воспитательной теорией, в которой также воспитание строится на основе сложившихся, передающихся из поколения в поколение, традиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая воспитательная теория опирается на философское учение или направление.

Педагогическая антропология в данном случае помогает взглянуть на воспитание как на многофакторный процесс, в котором должны быть учтены все его компоненты. Только тогда можно будет говорить об успешности воспитательного процесса.

Введение в обучение педагогов детального анализа философского аспекта воспитания в контексте педагогической антропологии позволит преподавателю расширить

педагогическое мировоззрение, задуматься о глубинных процессах в воспитании, о значимости своей роли в этом процессе, что соответствует

основной концепции педагогической

антропологии - рассматривать воспитание как специфический способ бытия человека со всеми его особенностями.

Несомненно, возрастет эффективность и значимость воспитательного процесса, так как рассмотрение философского аспекта в контексте педагогической антропологии позволит укрепить духовную связь педагога с учениками, снизить количество проблемных ситуаций, сделать воспитание целенаправленным, духовно

ориентированным процессом.

Литература

1. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

2. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. -192 с.

3. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 314 с.

4. Теоретические основы воспитания: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. В. П. Сергеевой. - М.: Академия, 2010. - 272 с.

5. Степанов И. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

6. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 2: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - 158 с.

7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

8. Любимов Л. Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-124.

9. Брунер Дж. Культура образования. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.

10. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории систем образования. - М.: Просвещение, 2007. - 267 с.

11. Вегас Хосе Мария. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 225 с.

12. Гриненко Г. В. История философии. - М.: Юрайт, 2011. - 689 с.

Московский государственный университет им. Ломоносова

PHILOSOPHIC ASPECT OF UP-BRINGING IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL

ANTHROPOLOGY.

E.A. Mikhaylova

The paper deals with philosophic aspect of up-bringing, modern up-bringing theory in the context of pedagogical anthropology

Key words: philosophy of up-bringing, pedagogical anthropology, up-bringing theory, training of teachers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.