Научная статья на тему 'Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX начала XX в'

Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1576
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧЕЛОВЕК-ГРАЖДАНИН / ПАТРИОТИЗМ / НОВАЯ ШКОЛА / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIL UPBRINGING / PERSON-CITIZEN / PATRIOTISM / NEW SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надеина К. Е., Гвоздева Наталья Александровна

В статье проводится анализ взглядов ученых, педагогов и видных общественных деятелей второй половины XIX начала XX в. на проблему гражданственности, гражданского воспитания и образования в России. Раскрывается сущность гражданского образования, прослеживается преемственность его идей в отечественном историко-педагогическом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolvement of the Civic Consciousness Ideas and Civil Upbringing in the Domestic Pedagogical Thought in the Second Half of the XIX Beginning of the XX Century

The present article contains the analysis of views by scholars, educators and prominent public figures in the second half of the XIX beginning of the XX century on the problem of civic consciousness, civil upbringing and education in Russia. It describes the essence of the civil education, traces the continuity of ideas in the domestic historical pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX начала XX в»

■я» № з, 2010 шшшж ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX в.

К. Е. Надеина, Н. А. Гвоздева

(Нижегородский государственный лингвистический университет)

В статье проводится анализ взглядов ученых, педагогов и видных общественных деятелей второй половины XIX — начала XX в. на проблему гражданственности, гражданского воспитания и образования в России. Раскрывается сущность гражданского образования, прослеживается преемственность его идей в отечественном историко-педагогическом процессе.

Ключевыге слова: гражданственность; гражданское воспитание; человек-гражданин; патриотизм; новая школа.

Идеи гражданского воспитания широко представлены в российской педагогике второй половины XIX в. В этот период в России с небывалой силой обозначилось стремление общества к обновлению и реформам. Составной частью общего движения явился мощный всплеск педагогической мысли. Со всей остротой встал вопрос о новом идеале человека — гражданина, патриота, общественного деятеля, труженика.

С середины XIX в. проблема гражданственности начала занимать умы всего просвещенного общества. В наиболее яркой и научной форме полемика по этому вопросу велась между славянофилами и западниками. Первые (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев и др.) подчеркивали гражданственность «русского духа», выражающегося в любви к народу и его традициям. Вторые (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, В. Ф. Одоевский, Н. В. Станкевич и др.), представляя довольно разнородное общественное движение, были едины в своих гражданских порывах: они отстаивали право личности на самореализацию, на социальную позицию, не совместимую с крепостничеством и самодержавием. Так, В. Ф. Одоевский, утверждая идеи гражданственности, писал, что наука примиряет человека с человеком, природу с человеком; что чувство истинной гражданственности — залог нравственной гармонии в развитии общества.

А. И. Герцен и Н. П. Огарев в отличие

от «официальной народности» выдвинули иную трактовку гражданственности, выделяя в ней стремление к социальным переменам и предлагая поощрять гражданское воспитание народа. Н. П. Огарев в «Плане народной школы» важнейшей целью образования в России назвал развитие у народа гражданских чувств, чести и достоинства, требовал устранения любых сословных, религиозных, национальных ограничений [5, с. 160].

Многое из того полезного, что мы находим в полемике славянофилов и западников, впоследствии развил в своих работах талантливый философ и педагог С. И. Гессен. Целью образования он считал не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества, но и формирование гражданственности личности как важнейшего компонента общечеловеческой культуры. Могущество индивидуальности, по словам С. И. Гессена, коренится не в природной мощи психофизического организма, а в тех гражданских ценностях, которыми проникается ее душа. Тем самым как бы был подведен итог наиболее прогрессивным мыслям о воспитании гражданственности, которые были присущи передовым умам России конца первой и всей второй половины XIX в. [2, с. 122—134].

Не может не вызвать положительного ощущения тот момент в полемике западников и славянофилов по проблеме гражданственности, который роднит их,

© Надеина К. Е., Гвоздева Н. А., 2010

47

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

а нас убеждает в том, что преемственность в здоровых началах развития российской культуры живет и дает свои благотворные результаты.

В. Г. Белинский выдвигал идею народности как одну из важнейших основ воспитания. По его мнению, содержание идейного воспитания определяется народностью. Именно народность требовала коренным образом изменить цели воспитания и все содержание школьного образования. В ряде работ мыслитель останавливался на раскрытии черт, типичных для русского народа, среди которых выделял патриотизм, человечность, гуманизм. Целью воспитания

В. Г. Белинский считал подготовку из каждого воспитанника активного общественного деятеля. Он рекомендовал воспитывать подрастающее поколение в духе действенного патриотизма, постоянного стремления к активному участию в проведении тех мероприятий, которые способны сделать страну более совершенной, преуспевающей; утверждал, что истинный патриот ни при каких обстоятельствах не изменит Родине, не предаст ее интересов [1, с. 17—19].

Связь гражданственности с патриотизмом, с желанием трудиться на пользу своей страны и народа отмечали революционеры-демократы. По мнению Н. Г. Чернышевского, «историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силой его патриотизма». Специальное образование должно быть основано прежде всего на общем, представляющем собой главное средство развития в человеке тех качеств личности, которые необходимо иметь каждому независимо от выполняемой им специальной функции. В формировании черт личности важнейшую роль писатель отводил общественным наукам, среди учебных предметов на первый план ставил родной язык, литературу и историю. Он неоднократно указывал на высокое значение истории для воспитания патриотизма, говорил, что нельзя не любить родное, а любить родное настоящей, чистой и святой любовью знания по истории помогают больше, чем занятия

по любому другому предмету. Среди нравственных черт, которыми должны обладать граждане, активные общественные деятели, Н. Г. Чернышевский выделил патриотизм, гуманизм, трудолюбие, скромность, прямоту, честность, соединение слова с делом. По его мнению, воспитание поколения в духе патриотизма находит свое наиболее полное выражение в патриотических делах и поступках людей [10, с. 245].

Современник Н. Г. Чернышевского Н. А. Добролюбов выступал за создание новой школы, целью которой должна стать подготовка граждан, сознательных и активных общественных деятелей, всесторонне развитых в физическом, умственном и нравственном отношении. Большое внимание мыслитель уделял вопросам воспитания гражданственности и патриотизма. В современном ему обществе он усматривал настоящий патриотизм — постоянную готовность человека трудиться на пользу Родине, бороться против всего, что омрачает жизнь Отечества и народа, — и псевдопатриотизм — проявление неразумного эгоизма, стремление выгодно устроиться в жизни, тунеядствовать. Молодое поколение необходимо воспитывать в духе патриотизма, в любви к родине, в ненависти к ее внешним и внутренним врагам, а вместе с тем и в духе уважения других народов. В целом же, по Н. А. Добролюбову, образование должно заниматься подготовкой человека, обладающего правильными представлениями о явлениях природы и общественной жизни, челове-ка-гражданина, способного правильно мыслить и действовать на благо своей родины [3, с. 227—229].

Анализ сочинений В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского показал, что в произведениях русских демократов идея гражданского воспитания рассматривалась как основная задача воспитания, включающая в себя подготовку истинного сына Отечества, способного к решению революционных задач изменения государственного строя.

Защитником идей и последователем основных положений педагогики

Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова являлся русский публицист и общественный деятель Н. В. Шелгунов. Он полагал, что воспитание только тогда выполнит свою настоящую роль, когда обеспечит подготовку подлинных граждан, обладающих способностью верно наблюдать, верно оценивать, делать безошибочные выводы, а главное, способностью к самостоятельным активным действиям, выражению своей гражданской позиции. Создание новой школы, с новыми целями, задачами, содержанием и методами, в конечном счете должно привести к воспитанию новых людей с активной гражданской позицией и развитым гражданским самосознанием.

Из всех революционных демократов Н. В. Шелгунов наиболее полно развил идею об общественной направленности в семейном воспитании, придавая огромное значение роли первоначального семейного воспитания в формировании че-ловека-гражданина. Важную роль в воспитании гражданственности он отводил социальной активности личности. В его публицистических и педагогических статьях часто звучат мысли о том, что важнейшей задачей семьи и школы выступает воспитание человека-гражданина. Если семья и школа не готовы к активному участию в общественной жизни, то такое воспитание не является в социально-педагогическом отношении эффективным. Одним из необходимых условий в деле преобразования общества публицист рассматривал воспитание у подрастающего поколения высоких гражданских чувств [11, с. 53—58].

Примером настоящих русских граждан были выдающиеся представители научной и педагогической мысли Д. И. Писарев и Н. И. Пирогов. Первый в статьях «О журналах для воспитания», «Школа и жизнь» настаивал на изучении ребенка и защите его гражданских прав. Из его рассуждений вытекает вывод: чем раньше молодая личность занимает активную гражданскую позицию, тем лучше. Перед новой школой он ставил задачу подготовки новых людей, истинных граждан, основные особенности которых сформулированы в трех положениях:

«I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду. II. Личная польза новых людей совпадает с общей пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству. III. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против остальных людей» [7, с. 25]. Таким образом, новые люди предстают как всесторонне развитые в духовном и физическом отношении общественные деятели.

Огромное значение идее общечеловеческого воспитания придавал Н. И. Пирогов. Он осуждал произвол, казарменный режим, который царили в школах того времени, бездушное отношение к детям, требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. Наиболее ярко идеи общечеловеческого воспитания представлены в его статьях «Вопросы жизни» и «Быть и казаться». В них выделены два рода воспитания — общечеловеческое и специальное. Прежде чем стать специалистом, каждый должен пройти ступень общечеловеческого воспитания, которая и обеспечивает подготовку из учащегося истинного человека, гражданина своей страны независимо от того, какой специальный путь он изберет в жизни. Осуществить эту задачу предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия. Под воспитанием понимались помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, формирование характера, убеждений, идеалов добра и правды, развитие гражданских качеств личности.

Идея общечеловеческого воспитания, полагал Н. И. Пирогов, может быть реализована лишь в результате коренной реорганизации всей системы образования и отмены принципа сословности в ее построении. В ряде статей он разрабатывал вопросы, касающиеся содержания образования, структуры общеобразовательной школы, управления ею, всегда руководствуясь убеждением, что образование должно быть бессословным и общечеловеческим, что его основная цель — всесторонне развитая личность

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

с высокими нравственными ценностями, бескорыстно и добросовестно выполняющая свои гражданские обязанности [6, с. 29—42].

Современник Н. И. Пирогова педагог А. А. Мусин-Пушкин считал, что качество школьного образования зависит от традиций национального воспитания: невозможно воспитать нравственного, гармонично развитого человека, целостную личность, гражданина своего Отечества без учета национальных идеалов, исторического прошлого, особенностей русского менталитета, культурного наследия народа. По его мнению, «главное и самое существенное зло нашей современной русской школы... заключается в крайне выраженном ее космополитизме. Она прежде всего „не национальна“» [4, с. 313]. В условиях такой школы задача воспитания гражданственности и патриотизма становится невыполнимой.

К. Д. Ушинский полагал, что национальное самосознание человека, его любовь к Родине составляют нравственную сущность личности гражданина. В основе гражданского воспитания должна лежать идея народности, базирующаяся на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, антропологическом подходе. Одну из задач гражданского воспитания выдающийся русский педагог видел в формировании «деятельных граждан». В содержание гражданского воспитания он включал воспитание гуманности, честности, трудолюбия, дисциплинированности, чувства общественного долга, собственного достоинства, скромности, главной же его задачей считал воспитание патриотизма — наиболее сильного гражданского чувства. Поэтому основной идеей педагогической системы К. Д. Ушинско-го признается идея народности, предполагающая постановку воспитания в интересах народа, в духе его требований, с учетом его особенностей. У каждого народа свои идеалы, традиции, своя воспитательная система. Воспитание в духе народности пробуждает самосознание, гражданские чувства. К важнейшим особенностям русского народа относятся глубокое, веками испытанное чувство

любви к своей Родине, постоянная готовность защищать ее целостность и независимость, богатство творческой энергии, высокое чувство гражданственности, гуманизм.

Ученый отмечал, что перед школой встала новая задача: воспитать истинного гражданина, который был бы способен войти в современную жизнь, найти в ней свое настоящее место. Такой гражданин может быть подготовлен без изучения классических языков, благодаря изучению других, более важных и полезных, предметов, среди которых — родной язык, новые иностранные языки, литература, история, природоведение, география, математика и Закон Божий. Гражданин начинается с осознания себя как неотъемлемой части своей страны, ее истории и культуры [9, с. 117—183].

Глубокое понимание значимости гражданского воспитания отражено в работах великого русского писателя и педагога Л. Н. Толстого. Он требовал коренного преобразования школы, пропитанной духом авторитаризма, идеями подавления личности ребенка, критиковал системы воспитания и образования в России и Западной Европе, утверждая, что они осуществляют насилие над детьми, унижают и третируют их. При такой обстановке не могло быть и речи о гражданском воспитании, так как гражданин — это не человек из толпы, а активная, самостоятельная, думающая личность, умеющая ориентироваться в общественных событиях, находить достойное место в жизни.

Школа в Ясной Поляне была задумана и создана Л. Н. Толстым как особое учреждение для разработки нового содержания обучения и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам, как учреждение, основанное на уважении к личности ребенка, предоставлении ему полной свободы, развитии его активности, самостоятельности, всех его способностей. Только так, по мнению писателя, возможно вырастить личность, гражданина, свободного, честного, мыслящего, готового бороться за интересы общества [8, с. 89—97].

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. наметившиеся в России демократические преобразования привели к признанию целесообразности изучения законоведения в учебных заведениях. В большинстве работ вопросы гражданского образования рассматривались в неразрывной связи с национально-патриотическими, подчинялись идее создания национальной школы. В трудах револю-ционеров-демократов 60-х гг. XIX в., в работах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова и др. идея гражданского воспитания нашла свое яркое отражение. Их педагогические взгляды интересны прежде всего как отклик социально активных личностей на происходившие в России и русской школе перемены. Педагогическое наследие мыслителей, несмотря на его противоречивость, неоднозначность, проблематичность, представляет несомненную ценность. Изучая проблему гражданственности, нельзя не учитывать их взгляд на вопросы воспитания гражданина, активной и самостоятельной личности, обладающей нравственными достоинствами, заботящейся о благе своей Родины. Ретроспективный анализ и выявление преемственности идей и концептуальных положений, касающихся понимания общественно-педагогической мыслью сущностных сторон граждан-

ского образования, позволяет обозначить ориентиры его развития в современных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белинский, В. Г Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский ; под ред. А. Ф. Смирнова. — М. : Педагогика, 1892. — 287 с.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен. — М. : Школа-пресс, 1995. — 447 с.

3. Добролюбов, Н. А. Полное собрание сочинений / Н. А. Добролюбов. — М. : Гослитиздат, 1936. — Т. 3. — 480 с.

4. Мусин-Пушкин, А. А. О космополитизме нашей школы / А. А. Мусин-Пушкин // История педагогики в России : хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. — М., 2000. — С. 313—317.

5. Огарев, Н. П. О воспитании и народном образовании / Н. П. Огарев. — М. : Просвещение, 1966. — 284 с.

6. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов ; сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. — М. : Педагогика, 1985. — 496 с.

7. Писарев, Д. И. Сочинения / Д. И. Писарев. — М. : Гослитиздат, 1956. — Т. 4. — 497 с.

8. Толстой, Л. Н. О народном образовании. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Л. Н. Толстой ; сост. П. А. Лебедев. — М. : Педагогика, 1990. — 608 с.

9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / К. Д. Ушинский ; отв. ред. А. И. Пискунов. — М. : Педагогика, 1974. — Т. 1. — 584 с.

10. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений / Н. Г. Чернышевский. — М. : Гослитиздат, 1950. — Т. 5. — 420 с.

11. Шелгунов, Н. В. Избранные педагогические сочинения / Н. В. Шелгунов. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 404 с.

Поступила 17.11.09.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (конец XIX — начало XX в.)

О. Ю. Левченко (Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации)

В статье в историческом ракурсе прослеживается становление методики преподавания иностранных языков в России. Приводятся краткий обзор и анализ основных методов обучения иностранным языкам: переводных и прямых.

Ключевыге слова: история педагогики; методы обучения иностранным языкам.

На протяжении всей своей истории различных методов обучения, каждый из

человечество стремилось сделать про- которых имел определенные достоин-

цесс языкового образования более ства и недостатки. Многозначный тер-

успешным, что приводило к появлению мин «метод обучения» в контексте дан-

© Левченко О. Ю., 2010 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.