Научная статья на тему 'Проблема социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века'

Проблема социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / SOCIAL PERSONALITY TYPE / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ХХ ВЕКА / DOMESTIC PEDAGOGY OF THE TWENTIETH CENTURY / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / THE SOCIAL POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / PURPOSE OF EDUCATION / ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / THE FUNCTION OF SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Статья посвящена ретроспективному анализу трудов отечественных ученых-педагогов ХХ столетия. Предметом исследования является разработка отечественными учеными концепций социального воспитания. В статье рассматриваются основные идеи известных педагогов ХХ века относительно указанной проблемы. В работе осуществлена попытка обобщения научного педагогического опыта и формулировка направлений организации современной системы социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Social Education in the Heritage of Native Teachers of XX Century

The article presents a retrospective analysis of the works of Russian scientists-teachers of the twentieth century. The subject of research is the development by Russian scientists of the concepts of social education. The article discusses the main ideas of the famous teachers of the twentieth century concerning this problem. In the work an attempt of generalization of scientific-pedagogical experience and the wording of directions of the organization of a modern system of social education.

Текст научной работы на тему «Проблема социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века»

этапах школьного обучения. Анализируются особенности преподавания предмета «Психология», возможные формы занятий и приемы, касающиеся формирования у обучающихся знания и умения, развития психологической культуры, повышения психологического здоровья.

Ключевые слова: школьный возраст, психология, личность, урок, обучение.

SUMMARY

The paper presents a theoretical analysis of the modern educational system relating to secondary schools, namely the teaching of "Psychology" of the subject to students at different age stages of schooling. The characteristics of teaching the subject "Psychology", the possible forms of activities and techniques related to the formation of students' knowledge and skills, development of psychological culture, improving psychological health analyzed.

Key words: school age, psychology, personality, lesson, learning.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барлас Т. В. Психологический практикум для «чайников»: введение в профессиональную психологию. - М.: Независимая фирма «Класс», 2011.

2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009.

3. Бура Л. В. Анализ психологической готовности учителей к работе с дезадаптированными школьниками: материалы IV Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы современной науки // Ставропольский университет. - 2015. -С. 135-137.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб.: Азбука, 2009.

5. Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: курс лекций. -Ленинград: ЛГУ, 2009.

6. Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. -2009. - № 6.

7. Пономарёва Е. Ю. Общепедагогические и специфические методы обучения в препо-

давании психологических дисциплин // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. -Вып. 52. - Ч. 2. - С. 304-310.

Е. В. Везетиу

УДК 371

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ХХ ВЕКА

(выполнено в рамках реализации НИР базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию № 27.330.2016/БЧна 2016 г. «Создание отраслевой научной библиографии по педагогике и народному образованию»)

современной ситуации развития отечественного общества можно указать одну из ведущих его характеристик - размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров у значительной части населения. Это позволяет говорить об актуальности проблемы формирования у подрастающего поколения идеалов и норм, способствующих воспитанию культурной личности гражданина в условиях современности с учетом вызовов и требований времени.

Процесс воспитания вышеуказанного идеала личности требует совершенствования системы воспитания рядом системных взаимосвязанных действий, одним из которых явля-

20/6-

ется обращение к изучению и осмыслению сущности, содержания, целей и приоритетов процесса воспитания, в том числе и социального. По нашему мнению, одним из способов достижения совершенствования современной системы воспитания является изучение проблемы социального воспитания в наследии классиков отечественной педагогики.

В качестве временного отрезка в данном исследовании нами выбрано ХХ столетие, ведь это один из сложных и многоплановых периодов в истории нашего государства. Благодаря изучению взглядов отечественных педагогов ХХ века на проблему социального воспитания, можно проанализировать, какие направления организации социального воспитания возможны при разных исторических, экономических и социокультурных условиях.

Целью данной статьи является изучение наследия отечественных педагогов ХХ столетия относительно рассмотрения и анализа проблемы социального воспитания в трудах ученых.

При исследовании работ классиков отечественной педагогики возникла потребность в уточнении связи и соотношения воспитания и социального воспитания. За социальным воспитанием закреплена функция удовлетворения социальной потребности осмысленного формирования личности гражданина. Реализация указанной функции предполагает наличие структурированных связей внутри общества на уровне социальных ролей, ресурсов и систем воспитания, системы управления процессом воспитания.

Социальное воспитание является неотъемлемой и одной из доминантных составляющих системы воспитания. Иными словами, социальное воспитание - это некий многогранный в своих проявлениях и смыслах феномен, который обладает индивидуальной спецификой, выражающейся в характере его целей, задач, содержания, средств и т. д. [2]

При анализе работ ученых ХХ века, посвященных социальному воспитанию, мы столкнулись с проблемой трактовки и понимания терминов. Так, нами установлено, что в педагогических трудах исследуемого временного

отрезка имеется значительное количество трактовок понятий «воспитание» и «социальное воспитание». Кроме того, некоторые из них взаимно противоречивы.

Однако в данном исследовании под социальным воспитанием мы понимаем неотъемлемую часть системы воспитания, обязательный элемент (этап) процесса социализации личности. С позиции указанного определения мы будем рассматривать аспекты изучения проблемы социального воспитания в наследии ученых-педагогов ХХ века.

По мнению О. А. Бобылевой, на протяжении всего прошлого столетия науку и общество в целом интересовала проблема: какой человек будет востребован новым временем [2]. Так, советский педагог и деятель народного образования Д. И. Тихомиров, вслед за Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским, справедливо считал, что гуманность со стороны человека должна проявляться не только в отношении природы, но и к жизни человека, к окружающему его обществу. В своих работах автор отстаивает мнение, в соответствии с которым смысл жизни человека должны составлять братство и товарищество. Моральные ценности, которые следует воспитывать в обучающемся, - это вера, достоинство, добро, образование. Автор определяет позицию личности как систему отношений, целей и ценностей, на которые направлена деятельность [7]. Учитывая логику Д. И. Тихомирова, видим, что, по его мнению, сущность воспитания заключается в его социальной направленности, в практическом значении межчеловеческого общения, служении обществу.

Личность человека как главная духовная ценность представляется таковой согласно концепции П. Ф. Каптерева. По мнению этого отечественного ученого, сущность воспитания лежит в процессе самосовершенствования. Совершенствуясь, личность начинает чувствовать уважение к себе, а через данный процесс -и уважение к личности другого. Такая цепочка воспитательного воздействия, по мнению П. Ф. Каптерева, позволяет развить такие качества и моральные ценности, как свободу

деятельности, самодеятельность, инициативность, смелость, честь, любовь, сострадание, совесть. Все вышеуказанные качества, согласно П. Ф. Каптереву, не могут быть развиты в личности вне общества. Именно поэтому автор активно занимался исследованием проблем социального воспитания [6].

Представители наук, предмет изучения которых связан с человеком, пожалуй, сойдутся в одном: человек всегда изучался и продолжает исследоваться как член общества, а не отдельное обособленное существо. Учитывая данное суждение, можно утверждать, что общественная среда является тем условным духовным воздухом, без которого человек существовать не может [5]. Так, в трудах отечественных ученых-педагогов просматривается идея взаимодействия человека и мира.

В ключе данного исследования интересной для нас является и теория воспитания Н. А. Бердяева, в работах которого отмечается тесная взаимосвязь педагогических и философских методов научного изучения процессов и явлений действительности. Одна из ведущих ролей в наследии указанного автора отведена идее нравственного воспитания. Формирование нравственных ценностей и соответствия поведения моральным нормам общества, по мнению ученого, порождает осознание личностью собственного внутреннего мира, своего места в социуме и мире, развитие объективно позитивных образцов действий в качестве члена общества. Именно через познание самого себя, собственной сути возможно формирование человека как полноценной личности, как активного члена социума [1].

Одной из выдающихся теорий прошлого века является учение Циолковского о космизме, где микромир уподобляется макромиру, а, человек, соответственно, подобен Вселенной. Следуя логике К. Э. Циолоковского, можем заключить, что перемены в развитии личности соответствуют переменам в обществе, а точнее, воздействуют на них. В «космической философии» ученого основное место отведено человеку, так как автор понимал, что от уровня сформированности его морально-нравственного сознания, от того, к какому

социальному типу личности относится человек, будет зависеть уровень развития общества, человечества, планеты, Вселенной. Наше предположение подтверждает и известная цитата ученого: «делающий добро другим, делает его самому себе» [9].

Система социального воспитания М. И. Дем-кова строится на разработанных автором педагогических законах. А в основе всей воспитательной системы, по его мнению, должно находиться нравственное воспитание. Учитывая, что нравственные качества необходимы личности для гармоничного и продуктивного взаимодействия с социумом, с этой точки зрения можно заключить, что и в основе воспитательной концепции ученого лежат базовые принципы социального воспитания [8].

Разделяет идеи духовно-нравственного воспитания и А. П. Нечаев. Согласно теории этого автора, формирование системы морально-нравственных ценностей и ориентиров личности порождает у нее стремление к самосовершенствованию, что и является, по А. П. Нечаеву, главной целью воспитания. Среди основных моральных качеств личности, без которых невозможны ее развитие и полноценная социализация, - совесть, эмоциональность, интеллект [8].

Оценивание поступков человека автор рассматривает с различных точек зрения, таких как социальная, религиозная, логическая и эстетическая, каждая из которых носит общественный характер. В связи с этим видим, что автор, безусловно, учитывал социальный контекст в системе общего воспитания личности, который диктует не только принципы и направления воспитания, но и нормы общественного взаимодействия людей, пути развития общества.

Наиболее подчеркнутый социальный контекст в системе воспитания находим в теории В. В. Зеньковского, который утверждает, что «организация процесса воспитания должна исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе всего развития ребенка» [4, с. 298]. По мнению автора, социальный аспект построения воспита-

20/6-

тельной работы не влияет на снижение роли задачи индивидуального развития личности, а лишь трансформирует ее, придавая ей новый педагогический смысл. Согласно взглядам В. В. Зеньковского, индивидуальность становится более разносторонней и независимой только при соблюдении условия максимальной широты ее социальных связей.

Данную мысль отмечаем и в трудах С. И. Гессена, который видит развитие индивидуальности в уровне развития ее нравственно-духовных ценностей, сформированных и воспитанных в ней социумом. Согласно мнению автора, социальное воспитание невозможно без нравственного [2]. Говоря о развитии нравственности в системе воспитания подрастающего поколения, нельзя не осуществить ссылку на труды В. А. Сухомлинско-го, который неоднократно подчеркивал важность формирования Человека. Под формулировкой личности человека с большой буквы выдающийся педагог-практик подразумевал нравственное величие человека, создаваемое эпохами национальной истории. В. А. Су-хомлинский подчеркивал, что самое важное в системе образования это то, «что мы вкладываем в душу человека». Это, по мнению педагога, должно влиять на содержание, направление и цели процесса воспитания подрастающего поколения. В основе социального воспитания В. А. Сухомлинский видел гуманизм и доброту, а также признание личности ребенка наивысшей ценностью [10].

Идея гуманизма в социальном воспитании не утратила своей актуальности и к концу века, отразившись в работах Е. В. Бондарев-ской. Исследовательница, отстаивая доминанту гуманизма в образовании, объединяет в своей педагогической позиции несколько ценностных основ социального воспитания, а именно: понимание человека в качестве предмета воспитания, культуры - среды развития личности, творчества - способа развития человека в культуре [3].

Абсолютной доминантой воспитательной системы, разрабатываемой И. П. Ивановым, является также нравственное начало. Развитие морально-нравственных качеств, сформи-

рованных и нормированных определенным обществом, и есть гарантия гармоничной социализации личности и ее действенности в роли члена общества, гражданина.

Находим подтверждение сформированному нами суждению в работах самого автора: «Гармоническая, всесторонне развитая личность немыслима без прочного нравственного стержня. <...> К этому нравственному стержню должно привязываться все, что приобретается в жизни, школе, в результате многогранных воспитательных воздействий. Все эти воздействия должны бы преломляться через призму нравственности. Без нравственной чистоты теряет смысл все: образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство» [5, с. 41].

Возвращаясь к приведенной в начале работы проблеме, интересовавшей ученых ХХ века, а именно: какой человек будет востребован новым временем, уместным выдается привести ответ по данному вопросу А. С. Макаренко. Ученый считает, что личность, выпускаемая школой, должна быть целеустремленной, энергичной, способной в различных ситуациях отыскать правильный критерий оценки собственных действий, поступков и поведения в целом.

Исходя из вышесказанного, видим много общего во взглядах А. С. Макаренко, С. И. Гес-сена и В. В. Зеньковского. Ведь, судя по суждениям А. С. Макаренко, сформулированным в книге «Из опыта работы», целью воспитания должно быть не индивидуальное (личное) совершенство, а формирования личности гражданина, который умел бы оценивать ситуацию как член общества, коллектива и соответственно действовать. Так, выдающийся педагог прошлого столетия считал важнейшими ценностями и показателями социального воспитания творчество личности и ее гражданственность [2].

Взаимосвязь индивидуального и общественного присуща также педагогическим взглядам В. А. Сластёнина. Педагог характеризовал человека в роли некого мерила состояния общества, его культурного, нравственного, интеллектуального уровня. Так, согласно кон-

цепции В. А. Сластёнина, личность является гуманистическим ориентиром, направляющим общество по пути прогресса [2].

Однако на основе анализа работ автора можно утверждать, что он не считал определенный достигнутый человеком уровень социального воспитания показателем, который может быть ориентиром для развития социума. В качестве идеала индивидуальности, из которой должно формироваться общество, известный педагог видел личность, характеризующуюся постоянным развитием. Автор считал, что становление личностного предусматривает осмысление и усвоение человеком системы гуманистических ценностей, являющейся основой его гуманитарной культуры. Внедрение этих ценностей в систему воспитания имеет высокую социальную значимость для перспективы гуманизации общества.

Согласно современной идее о том, что учитель должен научить обучающихся учиться, можно провести параллель с теорией В. А. Сластёнина, которую можно формулировать так: учитель (воспитатель) должен привить личности потребность в постоянном развитии и совершенствовании себя и, как результат, окружающегося общества.

На основе изучения работ ученых-педагогов ХХ столетия нам удалось проследить логику формирования концептуальных идей, которые легли в основу социального воспитания. Проблема развития личности в социуме, заметим без преувеличения, отражена в работах всех ведущих ученых прошлого столетия. Исследуя их взгляды по указанной проблеме, нам удалось вывести ряд общих для отечественной педагогики положений. Так, по мнению ряда выдающихся ученых ХХ столетия, формирование гармоничного социума невозможно без работы, направленной на развитие отдельной личности. Ведь именно от частного к общему, а затем от общего к частному происходит развитие общества.

Пути развития отдельной личности и повышения уровня ее социальной культуры отечественные педагоги видят в гуманистиче-

скои направленности воспитания; системной работе над формированием устойчивой системы морально-нравственных ценностей и объективно правильных ориентиров; привитии личности стремления к непрерывному развитию и совершенствованию. По нашему мнению, комплекс обобщенных взглядов на проблему организации социального воспитания должен лежать в основе современного воспитания подрастающего поколения, так как приведенные выше направления соответствуют целям, указанным в основном государственном документе в данной области, действующем на современном этапе, а именно: в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена ретроспективному анализу трудов отечественных ученых-педагогов ХХ столетия. Предметом исследования является разработка отечественными учеными концепций социального воспитания. В статье рассматриваются основные идеи известных педагогов ХХ века относительно указанной проблемы. В работе осуществлена попытка обобщения научного педагогического опыта и формулировка направлений организации современной системы социального воспитания.

Ключевые слова: система воспитания, социальное воспитание, социальный тип личности, отечественная педагогика ХХ века, социальный потенциал личности, цель воспитания, функция социального воспитания.

SUMMARY

The article presents a retrospective analysis of the works of Russian scientists-teachers of the twentieth century. The subject of research is the development by Russian scientists of the concepts of social education. The article discusses the main ideas of the famous teachers of the twentieth century concerning this problem. In the work an attempt of generalization of scientific-pedagogical experience and the wording of directions of the organization of a modern system of social education.

Key words: the system of education, social education, social personality type, domestic

20/6/f-

pedagogy of the twentieth century, the social potential of the individual, the purpose of education, the function of social education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991. - 446 с.

2. Бобылева О. А. Российские педагоги и мыслители Х1Х-ХХ вв. о ценностях социального воспитания и о формировании социально-нравственной личности // Исто-рико-педагогический журнал. - 2013. -№ 4. - С. 108-120.

3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М.: Школа-Пресс, 1996.

5. Иванов И. П. Педагогика коллективной творческой жизни. - Псков: ПОИПКРО, 1998. - С. 41.

6. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

7. Киселева М. П. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д. И. Тихомирова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Смоленск, 2006. - 18 с.

8. Костюченко Л. Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Костюченко, Ю. М. Резник; Независимый ин-т гражданского общества. - М., 2003. - 272 с.

9. Мапельман В. М. «Я хочу привести вас в восторг... от ожидающей всех судьбы» (Космическая этика К. Э. Циолковского) (Из цикла «История этических учений»). - М.: Знание, 1991. - 64 с.

10. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. - 184 с.

О. И. Игнатова

УДК 37.034+37.017.92

СУЩНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

(выполнено в рамках реализации НИР базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию № 27.330.2016/БЧна 2016 г. «Создание отраслевой научной библиографии по педагогике и народному

образованию»)

арактерной особенностью отечественной педагогики в начале XX века был процесс интенсивного развития теории воспитания, предоставление ей самостоятельного статуса в рамках педагогической науки. Эпицентром острых дискуссий стала проблема человека и цель духовно-нравственного воспитания, содержания, способов и средств воспитательного воздействия на ребенка.

Главной педагогической закономерностью процесса духовно-нравственного воспитания детей в России является его целостность и ступенчатый характер. Анализ образовательной теории - идей, взглядов педагогов, философов и общественных деятелей - позволил выделить ведущие принципы духовно-нравственного воспитания, которые в определенной степени прослеживались на всех выделенных этапах учета разновекторности общественно-экономического развития страны: признание равенства гражданских обязанностей учащихся разного социального состояния приоритета православной веры как основы духовно-нравственного воспитания; опоры на общечеловеческие ценности и рациональный компонент религиозного образования; авторитарности государственных механизмов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.