УДК 371(09)
О.А. Бобылёва
ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ XX ВЕКА
Представлены ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века. В качестве ценности-цели социального воспитания рассмотрен социально-нравственный тип личности, имеющий в своей структуре социальный потенциал.
социальное воспитание, ценность-цель социального воспитания, социально-нравственный тип личности, социальный потенциал, отечественные педагоги XX века.
Российская ситуация начала XXI столетия, одной из характеристик которой является размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров у значительной части населения, делает актуальной проблему формирования у молодого поколения идеалов и норм, которые позволят ему достойно ответить на вызовы и требования времени. Этот процесс требует совершения целого ряда действий. В нашей стране одним из таких действий является обращение ученых и педагогов-практиков к изучению и осмыслению аксиологических приоритетов воспитания, в том числе социального, в истории отечественной педагогической мысли.
В качестве исторического периода для научно-педагогического анализа нами взят ушедший XX век. Этот выбор не случаен. Прошлое столетие - одно из сложных и многоплановых в многовековой истории нашего государства. Именно в такие времена на стыке эпох, формаций, идеологий, в процессе непримиримой борьбы мнений в ходе цивилизационных общественных и научных дискуссий генерируются идеи, имеющие принципиальное значение как для настоящего, так и для будущего. Данное утверждение в полной мере относится к области педагогики, сфере образования и просвещения, при этом нами учитывались значимость и влияние теорий, концепций, позиций, оформленных в прошедшие десятилетия, для современного развития педагогической науки.
Проведенное исследование на основе идеи отечественных педагогов
о воспитании как социальном институте позволило уточнить связь воспитания и социального воспитания, а также их соотношение. В характеристике «социальное» закрепляется роль и место воспитания как специфичной функции общества и государства, которая связана с удовлетворением социальной потребности -осмысленного формирования подрастающего поколения. Реализация этой функции предполагает наличие определенным образом структурированных связей
внутри общества на уровне социальных ролей, позитивных и негативных санкций, наличия ресурсов и систем как воспитания, так и управления и т.д. Отталкиваясь от данной позиции можно утверждать, что социальное воспитание есть неотъемлемая, неоднозначная (соединение целенаправленного продуманного воздействия со стороны многочисленных социальных институтов, агентов социализации и влияния стихийных социальных проявлений) и в настоящее время одна из доминантных составляющих воспитания - феномен, отличающийся по-лифоничностью своих проявлений и смыслов, имеющий свою специфику, которая выражается в характере целей и задач, в содержании, средствах, доминирующей взаимосвязи субъектов и т.д.
Вместе с тем мы констатируем, что в исследуемый период времени отечественными учеными и педагогами-практиками было предложено значительное число трактовок категорий «воспитание» и «социальное воспитание», иногда вступающих в противоречие друг с другом. Но как бы ни определялись названные понятия, существенным оставался тот факт, что необходимость их осознания отчетливо осознавалась с позиции ценностей.
В нашем исследовании мы рассматриваем социальное воспитание в контексте теории ценностей как деятельность социальных институтов и агентов социализации по приобщению человека к ценностям, выработанным общественным сознанием и принятым человеческим сообществом в качестве регуляторов собственной жизни, на основе которого происходит его становление и развитие как социально-нравственной личности.
Мы обращаем внимание на ценности социального воспитания, которые были продуцированы отечественным педагогическим сообществом в XX веке или восприняты им из числа ценностных ориентиров, предлагаемых государством, обществом, нашей национальной историей и культурой. Здесь будет справедливо отметить и тот факт, что отечественные педагоги активно обращались к наработкам зарубежных исследователей и практиков, которые они осмысливали и использовали (без изменений или с соответствующей корректировкой) в нашей реальности. В силу отмеченной неоднозначности рассматриваемого столетия не представляется возможным предложить однозначный набор ценностей, актуальный на протяжении всего XX века. Исходя из этого, мы выделили то, что имело ценностное значение в разные периоды времени, а также констатировали тот факт, что социальное воспитание, как и собственно воспитание, предстает сложным ценностным феноменом, а по классификации М. Рокича , и терминальной ценностью.
Ценности социального воспитания рассматриваются нами как социально значимые ориентиры жизнедеятельности человека, вобравшие в себя позитивный, проверенный временем социально-культурный опыт прошлого, отражающие социально-нравственные приоритеты настоящего и прогнозирующие
1 Rokeach М. ТЪе №Шге of Нитап Values. К^, 1973.
принципы построения и смысловые характеристики будущего социума. Данные ценности предстают как социально-нравственные идеалы, имеющие дуальную природу формирования и развития: генерируемые и принятые самой личностью в процессе самовоспитания (внутренняя составляющая) и декларируемые и предлагаемые обществом в процессах воспитания и социализации (внешняя составляющая).
В качестве ценности-цели социального воспитания рассмотрен социально-нравственный тип личности. Всегда целью социального воспитания являлось и продолжает оставаться формирование личности, наделенной социально значимыми характеристиками. В нашем исследовании для обозначения его ценности-цели мы используем термин «социально-нравственный тип личности». Однако следует помнить, что в разные времена социальнонравственный тип личности имел свои отличия, обусловленные существующей в обществе культурной, политической и идеологической ситуацией. Данный термин не только отражает социальную сущность рассматриваемого феномена, но и выводит на осмысление значимости нравственного начала личности не только в современную прагматичную реальность, но и в любую историческую эпоху, а для отечественной педагогики включение в название категории «нравственность» весьма символично. Большинство наших педагогов всегда и настойчиво отстаивали духовные, духовно-нравственные, морально-этические основы воспитания.
Для понимания сути социально-нравственного типа личности обратимся к определению самого феномена «личность». Личность - «это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.д. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» .
Социальная суть личности подчеркнута и в трактовке данного феномена, предложенной в Российской педагогической энциклопедии: «личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. Личность - это понятие, характеризующее общественную сущность человека. Оно обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он
2 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1991. С. 222-223.
вырабатывает у себя прижизненно. Личность есть индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности» 3.
Психолого-социологический анализ социальной структуры личности предполагает с самого начала выявление ее «внешних» связей с социальным окружением (статусы и роли) и «внутренних» связей (диспозиции)» 4
Социально-нравственный тип личности имеет в своей структуре социальный потенциал, который мы определяем как совокупность социальных качеств и способностей, необходимых для оптимизации процесса ее социализации как на отдельно взятом жизненном этапе, так и в целом в жизни. К способностям, включенным в его состав, мы относим, например, способность принимать взвешенные решения, способность нести ответственность за совершенный выбор, способность к сотрудничеству. В качестве примера социально значимых качеств назовем совесть, гражданственность, патриотизм, справедливость, волю, социальную активность. В последнее время в их число включают такое интегральное качество, как конкурентоспособность. Необходимо отметить, что для того, чтобы стать конкурентоспособным, человек должен быть образованным, с высоким уровнем личной и профессиональной культуры. А это в свою очередь непосредственно связано с такими ценностями, как знание, образование, культура. Как и любой другой потенциал, он представляет собой скрытые, неиспользованные ресурсы личности. В этом случае в ее распоряжении имеются резервы для осуществления того или иного вида социально значимой деятельности. Рассматриваемый личностный тип мы неслучайно характеризовали как социально-нравственный, поскольку в его способностях и качествах мы усматриваем нравственную основу. Кроме того, придание социально значимой деятельности нравственных характеристик и актуализация потенциальных возможностей человека во многом осуществляются благодаря его направленности. Направленность есть устойчивая доминирующая система мотивов -интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляются потребности и в полной мере отражаются личностные ценности, определяющие вектор развития «Я» конкретного индивидуума. Например, если для человека в качестве одного из жизненных приоритетов выступает творчество, то он будет стремиться к сотворчеству со своими социальными партнерами. Если для личности значимы такие нравственные категории, как уважение и доверие, то это также проявится в сотрудничестве. Характеристика названного типа, на наш взгляд, будет неполной, если не включить в нее любовь и совесть. Напутствуя человека, мы нередко призываем его «жить по совести»,
3 Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 522-523.
4 Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход : учеб. пособие для вузов / Независимый ин-т гражданского общества. М., 2003. С. 129-132.
«жить в любви и согласии» и тем самым уже предлагаем для него определенные ценностные, нравственные мерила. Социально-нравственный тип личности может быть сформирован в воспитании и обучении при использовании соответствующих установок, методов, приемов, средств, нацеленных на становление и развитие социально зрелого и активного человека. Понимание этого факта приводит к пересмотру социально-педагогических парадигм, на основе которых происходит подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни.
Социально-нравственному типу личности присущи такие ценности, которые можно рассмотреть как ценности социального воспитания. Кроме того, в своей совокупности они делают более прозрачной и саму названную ценность-цель. Предпринимая попытку их дифференциации, мы осознаем сложность данного процесса. Во-первых, как уже было отмечено, существует большое количество подходов для распределения ценностей по определенным смысловым признакам. При этом они не исключают, а дополняют друг друга, расширяя наши представления об изучаемом феномене. Предлагая свое видение существующих ценностных соединений, мы отталкивались от идей, заложенных в проекте нового стандарта образования для общеобразовательной школы. Во-вторых, мы придаем особое значение наличию в осмыслении и конкретизации ценности факту отношения, обоснованного многими исследователями. В-третьих, между рядом ценностей существует четко обозначенная сопряженность, затрудняющая их отнесение к той или иной группе. Кроме того, есть случаи, когда один и тот же смысл выражен разными словами или словосочетаниями, что позволяет предложить аксиологические диады.
Проблема, какой человек востребован новым временем, являлась актуальной на протяжении всего прошлого столетия.
Д.И. Тихомиров считал, что человек должен проявлять гуманное и разумное отношение не только к природе, но и к человеческой жизни. В этом он был последовательным продолжателем Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. По его мнению, для такого человека братство и товарищество должны быть сутью основания жизни, а не некими романтическими формами человеческого сознания. К числу ценностей личности он отнес истину, добро, красоту, веру, достоинство, свободу, образование, милосердие и сопереживание. Аксиологический анализ наследия Д.И. Тихомирова показал, что «в основе его взглядов заключена обращенность к жизни человека, его отношение к собственному «Я», другому человеку, обществу, природе, принципам гуманизма. В логике такого подхода Д.И. Тихомиров
определяет позицию личности как систему отношений, целей и ценностей, на которые направлена деятельность» 5.
Система духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева содержательно определялась новым пониманием личности как главной духовной ценности. Сама личность должна находиться в постоянном духовном самосовершенствовании, при этом особое внимание обращается на уважение к собственной личности и личности другого, свободу деятельности, самодеятельность, инициативность, силу, смелость, честь, эстетические и нравственные чувствования, к которым относятся любовь, сострадание, совесть. По мнению П.Ф. Каптерева, «развитие человека не может совершаться вне общества. <...> Язык, религия, общественно-государственный строй жизни, склад быта и нравов, вся материальная культура - все это могло возникнуть, а главным образом развиться, достигнуть ныне существующих форм только в обществе. То, что мы называем разумом человека, его сердцем, его волей, есть плод не индивидуального, а общественного развития, в нас, быть может, 9/10 общественных элементов и лишь 1/10 чисто личного начала. Собственно, мы не знаем человека как отдельного обособленного существа, а мы знаем его только как члена общества. Поэтому общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, т.е. существовать, не может» 6.
Следует отметить, что педагогика тесно связана с такими науками о человеке, как философия и психология. Учет этого обстоятельства помогает осмыслению наследия ряда отечественных педагогов ХХ века, где четко просматривается идея взаимодействия человека и мира. Ярким подтверждением этого является космизм, в котором действует фундаментальный принцип: микромир подобен макромиру, человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что перемены в человеке соответствуют переменам в обществе. Именно человеку как основной ценности в его единстве и взаимосвязи с Космосом отведено центральное место в «космической философии» К.Э. Циолковского. Человека он рассматривал не как частицу Космоса, порожденную высшим разумом и развивающуюся по закону Вселенной, а как активного индивидуума, способного повлиять на судьбу Вселенной так же, как и Вселенная влияет на судьбу человека 7. Данная позиция близка нам с точки зрения социальной активности как важной составляющей социально-нравственного типа личности. Обращаем внимание и на то, что для уче-
5 Киселева М.П. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д.И. Тихомирова : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. С. 15.
6 Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. (Пед. б-ка). С. 232.
7 Мапельман В.М. «Я хочу привести вас в восторг. от ожидающей всех судьбы» (Космическая этика К.Э. Циолковского) (Из цикла «История этических учений»). М. : Знание, 1991. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 4).
ного одной из значимых личностных характеристик выступает доброе отношение к окружающему миру. По мнению К.Э. Циолковского, человек, «делающий добро другим, делает его самому себе» 8. Это высказывание согласуется с нашим пониманием социально-нравственного типа личности и акцентирует внимание на ценности, отражающей принцип и способ построения социальных отношений, присущих ему. Добро сочетается с умением чутко воспринимать окружающий мир. В этой связи хочется вспомнить строки из песни И. Талькова: «Этот мир несовершенный состоит из всех из нас. Он прямое отраженье наших чувств и наших глаз. Этот мир не станет лучше и не станет он добрей, если сами мы добрей не станем».
Интересна позиция М.И. Демкова, отраженная в предложенных им педагогических законах. Вот некоторые из них: «1. Все физические и духовные силы человека подлежат развитию. <...> 10. Образование ума должно стоять в тесной связи с воспитанием воли и чувства (закон воспитывающего обучения). <...> 12. В деле воспитания воли пример есть могучее средство, на нем должна быть построена вся система нравственного воспитания.
13. Воля организуется и укрепляется только тогда, когда создаются хорошие и прочные привычки. <...> 15. Воспитание чувства любви важнее всего среди других чувствований. 16. Любовь достигается только любовью. <...>
17. Надо развивать предпочтительно чувствования положительные, возвышающие человека, а не отрицательные, его принижающие и подавляющие.
18. Те чувствования прочнее, которые могут соединяться с идеями, и те из них важнее и сильнее, которые сочетаются со сложными идеями» 9. Приведенная цитата позволяет нам сделать следующие выводы. Во-первых, абсолютно четко прослеживается гуманистическая позиция педагога. Во-вторых, в ней отражен закон любви, который занимал центральное место в его педагогической концепции. Человек, воспитанный в любви, уважении, будет гораздо полезнее обществу. Мы акцентируем на этом внимание, так как любовь, по нашему мнению, является ценностной характеристикой рассматриваемого типа личности.
Русский педагог-социолог Н. А. Рубакин писал о человеке, который настолько знает и понимает жизнь, ее ход, потребности и нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем. Б.М. Бим-Бад в труде «Педагогические течения в начале двадцатого века», анализируя наследие Н. А. Рубакина, отмечает, что у него образованный, он же интеллигентный человек - прежде всего слуга жизни; его служение исключает какую-либо узость - узость мыслей, знаний, понимания, настрое-
8 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной / Пробл. автоном. ин-т междунар. сотрудничества. М., 1992. С. 32.
9 Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. М., 1987. С. 447-451.
ния. Он непременно разносторонний, а значит. должен быть чужд духу нетерпимости и идейной исключительности 10.
Становление человека с ярко выраженным духовно-нравственным началом было в центре внимания А.П. Нечаева. С его точки зрения, именно формирование нравственно ценной личности с соединенными в гармонии интересами, совестью и стремлением к самосовершенствованию - главная цель воспитания. Как отмечает исследователь его педагогического наследия
А.А. Романов, А.П. Нечаев «пытался обосновать те духовные основы, которые служили бы человеку на протяжении всей жизни, делая эту жизнь наполненной истинной человеческой сущностью или нравственностью. В качестве таковых А.П. Нечаев выделял совесть, эмоциональность, интеллект. Совесть - это понимание человеком своего нравственного долга, осознание того, чем должны были бы всегда руководствоваться люди в своих поступках. Можно утверждать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести» 11. И далее исследователь подчеркивает, что, согласно А.П. Нечаеву, при оценке нравственности поступков существуют разные точки зрения: религиозная, социальная, эстетическая и логическая. Данный комментарий для нас интересен в первую очередь тем, что здесь есть прямое указание на важность социального контекста и тех норм общежития, что приняты в конкретном социуме. В результате подобного рассмотрения любая ценность может быть определена или не определена как социально значимая. Кроме того, выделенные религиозная и эстетическая точки зрения есть непосредственные ссылки на категории веры и красоты, которые мы обосновали в качестве ценностей социального воспитания, присущих отечественным педагогам прошлого века.
Отмечая тесную связь педагогики с философией, мы приводим высказывания Н.А. Бердяева по интересующим нас вопросам. Важное место в его трудах занимала идея нравственного воспитания, в процессе которого происходит осознание человеком своего внутреннего мира, формирование убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, а также творческого отношения к жизни. По мнению ученого, «.истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому непонятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себя все. Но актуализировано и оформлено в его личности лишь индивидуально-
10 Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. URL : http://www.bim-bad.ru/docs/bimbad_pedtechenija.pdf (дата обращения: 10.01.2011).
11 Романов А.А. Воспитание нравственно ценной личности (к 140-летию со дня рождения А.П. Нечаева) // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С. 44-51.
особенное. Человек есть также существо многоэтажное. Я всегда чувствовал эту свою многоэтажность» 12.
В.В. Зеньковский формулирует новую аксиологическую установку воспитания с учетом социального аспекта в образе личности, в процессах его становления и развития. «Организм воспитания, - пишет он, - должен исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе всего развития ребенка. Это нисколько не устраняет и не отодвигает задачу развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче новый смысл.» 13. И далее он отмечает: «Наша индивидуальность становится разносторонней, богаче и более независимой, чем шире ее социальные связи» 14. Суть исследовательской стратегии педагога заключалась в ориентации на изучение личности как сложной развивающейся системы, находящейся в зависимости от условий жизни, способных изменить ее наследственные свойства, но сохраняющей при этом свою неповторимую индивидуальность и способность в процессе деятельности целенаправленно изменять негативные факторы социальной среды.
Интересно и образно пишет С.И. Гессен: «Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается и тело, и душа и которые просвечиваются в них как знания и творческие устремления» 15. Присутствующее здесь соединение нескольких смысловых элементов, призванное показать всю глубину и многоплановость рассматриваемого феномена, есть наглядная демонстрация концептуального положения о сопряженности и взаимном дополнении ценностей.
По мнению А.С. Макаренко, школа должна выпускать целеустремленных и энергичных людей, способных в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для оценки собственного поступка. При этом воспитанник не может выступать носителем только личного совершенства, он всегда должен оценить ситуацию как член общества, в котором родился и вырос, и того коллектива, с которым связала его жизнь. А.С. Макаренко призывал человека отвечать за свои поступки и поступки своих товарищей 16. В книге «Из опыта работы» он отмечал, что цель педагога заключается в воспитании «человека-творца, челове-ка-гражданина» 17, подчеркивая тем самым такие качества человека, необходи-
12 Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М. : Книга, 1991. С. 25.
13 Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. // Антология гуманной педагогики. М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2000. С. 30.
14 Там же. С. 41.
15 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Педагогика, 1995. С. 365.
16 Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. Т. 3 : Новейшее время / под ред. А.И. Пискунова. М. : Сфера, 2007. 560 с.
17 Макаренко А.С. Из опыта работы // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. М. : Педагогика, 1977. Т. 1. 400 с. С. 164. (АПН СССР. - Пед. б-ка). С. 164.
мые обществу, как творчество и гражданственность, относя их к ценностям социального воспитания.
Вопрос становления и развития личности с богатым внутренним миром всегда волновал и В.А. Сухомлинского. Не раз он подчеркивал, что: «мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» 18. Мы обращаем внимание на использование педагогом приема написания слова в центре фразы с заглавной буквы, что должно было подчеркнуть духовно-нравственное величие человека. Для него, создавшего воспитательную систему, основанную на гуманизме и доброте, на признании личности ребенка высшей ценностью, это было принципиально значимо.
Не раз поднимал в своих работах вопрос о характеристиках человека, соответствующего вызовам времени, И.П. Иванов. Нам близко следующее его высказывание: «Гармоническая, всесторонне развитая личность немыслима без прочного нравственного стержня. Основное в человеке <...> - это человечность. К этому нравственному стержню должно привязываться все, что приобретается питомцами в жизни, школе, в результате многогранных воспитательных воздействий. Все эти воздействия должны бы преломляться через призму нравственности. Без нравственной чистоты теряет смысл все: образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство» 19. Как видим, абсолютной доминантой среди всех личностных характеристик выступает нравственное начало в человеке, на формирование которого должны быть направлены усилия всех социальных институтов воспитания. И это неслучайно, так как нравственно здоровая личность есть оплот и залог здорового, позитивно развивающегося общества. Кроме того, приведенная цитата вновь свидетельствует о сопряженности между элементами аксиологического поля и отдельно взятого человека, и всего социума.
В конце XX века Е.В. Бондаревская, отстаивая приоритет педагогики гуманизма, соединяет в своей научной позиции несколько ценностей социального воспитания. Она отмечает, что «основными ценностями гуманистического лич-ностно ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре» 20. Тем самым человек предстает в совокупности двух важнейших характеристик: креативности и культуросообразности.
Нельзя не привести мнение В.А. Сластёнина, видевшего в образе человека определенное мерило состояния социума. Для нас чрезвычайно значимо его указание на знаковость ценностного начала каждого и на возможность рассматривать личность как гуманистический ориентир, ведущий к общественному прогрессу. «Человек как самоцель развития, как критерий оценки социальных процессов представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией
18 Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994. С. 22.
19 Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков : ПОИПКРО, 1998. С. 41.
20 Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.
жизни общества, в центре планов и забот которого стоит человек со всеми своими интересами и потребностями. Сущность человека во многом определяется тем, какой системой ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели им преследуются. От этого зависит не только судьба страны, но и будущее человека 21. В.А. Сластёнин считал, что становление личностного в человеке предусматривает осмысление и усвоение им системы гуманистических ценностей, которая является основой его гуманитарной культуры. Следовательно, внедрение таких ценностей в образование имеет чрезвычайную социальную значимость, так как перспективы гуманизации общества во многом зависят от успешного решения данной проблемы.
В завершении рассмотрения данного аспекта проблемы приведем мнение Б.С. Гершунского: «Каждая историческая эпоха, несмотря на существование вечных истин и вечных ценностей, идеал всесторонней, гармонической личности открывает для себя заново, наполняет его конкретным содержанием» 22. В завершении статьи отметим глубину и точность суждений отечественных педагогов XX века о ценности-цели социального воспитания. Нередко, осмысливая характеристики человека Нового времени, они выходили за рамки доминирующих тогда представлений, создавая образ человека не только настоящего, но и будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. [Текст] / сост. П.А. Лебедев. - М., 1987. - 560 с.
2. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) [Текст]. - М. : Книга, 1991. - 446 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bim-bad.ru/docs/bimbad_pedtechenija.pdf (дата обращения: 10.01.2011).
4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]. -М. : Педагогика, 1995. - 483 с.
5. Зеньковский, В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути [Текст] // Антология гуманной педагогики. - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2000.
6. Иванов, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни [Текст]. - Псков : ПОИПКРО, 1998. - 97 с.
7. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / под ред. А.М. Арсеньева. - М. : Педагогика, 1982. - 704 с. - (Пед. б-ка).
8. Киселева, М.П. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии Д.И. Тихомирова [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2006. - 18 с.
9. Костюченко, Л.Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник ; Независимый ин-т гражданского общества. - М., 2003. - 272 с.
10. Макаренко, А.С. Из опыта работы [Текст] // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. - М. : Педагогика, 1977. - Т. 1. - 400 с. (АПН СССР. - Пед. б-ка).
21 Сластёнин. М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. С. 191.
22 Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гершунского. М. : Педагогика, 1990. С. 110.
11. Мапельман, В.М. «Я хочу привести вас в восторг, от ожидающей всех судьбы» (Космическая этика К.Э. Циолковского) (Из цикла «История этических учений») [Текст]. -М. : Знание, 1991. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. - Сер. «Этика». - № 4).
12. Мухин, М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского [Текст]. - М., 1994. - 184 с.
13. Перспективы развития системы непрерывного образования [Текст] / под ред. Б.С. Гершунского. - М. : Педагогика, 1990. - 224 с.
14. Романов, А.А. Воспитание нравственно ценной личности (к 140-летию со дня рождения А.П. Нечаева) [Текст] // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 2. -
С. 44-51.
15. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
16. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.
17. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] : в 3 т. — Т. 3: Новейшее время / под ред. А.И. Пискунова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 560 с.
18. Циолковский, К.Э. Очерки о Вселенной [Текст] / Пробл. автоном. ин-т между-нар. сотрудничества. - М., 1992. - 255 с.
19. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Text]. - N.Y., 1973.