DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-163
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
К ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ1
О.В. Неценко (Воронеж, Россия) Л.В. Гренадерова (Воронеж, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются проблемы готовности педагогов к использованию воспитательного потенциала художественно-культурной среды. Авторы подчеркивают противоречие между необходимостью диагностики отношения педагогов к художественно-культурной среде как ресурсу решения задач воспитания и отсутствием необходимых методик. Проблема формирования позитивного отношения будущих педагогов к социально-педагогическим возможностям художественно-культурной среды региона в процессе их подготовки должна решаться еще в стенах вуза через потенциал учебной и внеу-чебной деятельности. Цель статьи - определить ценностные ориентации педагогов в сфере художественной культуры и творчества, степень понимания ими социально-педагогических возможностей художественно-культурной среды и роли педагога в приобщении ребенка к художественно-культурным традициям региона и ценностям культуры; показать некоторые пути формирования позитивного отношения к художественно-культурной среде как ресурсу решения задач воспитания в условиях педагогического вуза.
Методологию исследования составляют системный, герменевтический и междисциплинарный подходы к изучению среды и ее социально-педагогического потенциала, а также к анализу социально-педагогических явлений.
Методами исследования являются анализ литературы, анкетирование, контент-анализ, анализ опы-
та работы кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) по формированию позитивного отношения студентов к художественно-культурной среде.
Результаты. Предложены методики для определения отношения педагогов к художественно-культурной среде региона как ресурсу решения задач воспитания в рамках ее социально-педагогической диагностики. Проведено исследование отношений педагогов к художественно-культурной среде. Представлен опыт формирования у студентов педагогического вуза установок на взаимодействие с художественно-культурной средой региона в рамках решения задач воспитания.
Заключение. Изучение отношения педагогов к художественно-культурной среде и ее возможностям поможет в определении проблем, требующих внимания в процессе подготовки студентов педагогического вуза к решению задач воспитания с учетом потенциала среды. Предложенные методики для диагностики отношения педагогов к художественно-культурной среде апробированы и могут быть полезны преподавателям высшей школы, работникам культуры и образования в работе по формированию профессиональных компетенций.
Ключевые слова: художественно-культурная среда, общекультурные компетенции педагогов, формирование, средовый подход, воспитательный потенциал среды, ценностные ориентации, региональный опыт.
Постановка проблемы. Проблема перехода от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры» на основе интегративности и диалогичности современ-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, стика художественно-культурной среды региона».
ной культуры рассматривалась как актуальная еще в прошлом веке. Под культурной интеграцией В.С. Библер понимал такую взаимосвязь различных частей или элементов культуры, ког-
проект № 18-013-00742 «Социально-педагогическая диагно-54 ]
да эти элементы объединяются в некую целостность [Библер, 1989, с. 31]. В первую очередь «человеком культуры» должен быть сам педагог, независимо от своей специализации и места работы, как специалист, который сопровождает ребенка в процессе его познания мира культуры, культурных практик и организует его взаимодействие с культурно-образовательной средой [Белозерцев, 2016].
Отношение педагогов изучалось нами в рамках социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона.
Художественно-культурная среда - это не только объекты художественной культуры (учреждения культуры, организации, занимающиеся художественным творчеством, памятники, архитектурные ансамбли и т.д.), но и люди, осознающие значимость художественно-культурной среды для развития человека. В связи с этим важным направлением социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона нам видится изучение ценностного отношения к данной среде не только у детей, подростков и молодежи, но и у педагогов учреждений основного и дополнительного образования, а также учреждений культуры, которые являются значимыми субъектами художественно-творческой деятельности.
Педагоги, по сути, находятся на пересечении художественно-творческих поисков подрастающего поколения и имеющихся для удовлетворения этих творческих потребностей ресурсов художественно-культурной среды. Чтобы грамотно и мотивированно использовать художественно-культурную среду как ресурс решения задач воспитания, педагог не просто должен хорошо знать компоненты и элементы данной среды в регионе, способы и методы взаимодействия со средой, но и обладать общекультурными компетенциями в полной мере.
Общекультурные компетенции имеют постоянный характер, поскольку со временем не устаревают и не требуют постоянного обновления, в отличие от профессиональных [Матвеева, 2015, с. 110]. Поэтому вопрос формирования общекультурных компетенций педагогов в стенах
высшего учебного заведения может быть предметом пристального внимания преподавателей высшей школы.
Методология исследования опиралась на системный подход к исследованию среды (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.В. Мудрик2, М.В. Шакурова) и ее возможностей, междисциплинарный подход к анализу социально-педагогических явлений (В.С. Библер, Ю.М. Лот-ман3), средовый подход (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин), а также герменевтический подход к анализу субъективных смыслов и субъективной реальности личности (К.А. Абульханова-Славская, Н.Е. Щуркова).
Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ представителей средово-го подхода в педагогике [Белозерцев, 2016; Мануйлов, 2002; Ясвин, 2001]. Некоторым аспектам исследования педагогического потенциала художественно-культурной среды и ее составляющих посвящены работы современных ученых [Турина4, 2009; Костина, 2006; Ахунов5, 2006; Дорошенко6, 2012; Заграевский, 2011; и др.]. Социально-педагогическая диагностика художественно-культурной среды и ее потенциала фрагментарно представлена в педагогических исследованиях и далеко не полностью реализуется на практике.
Опыт подготовки социальных педагогов в университете с использованием возможностей социокультурной среды региона нами рас-
Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. 365 е.; Мудрик A.B. Социализация человека. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. 624 с. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Изд-во Александра, 1992. Т. 1. С. 129-132.
Турина Е.А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Киев, 2009 [Электронный ресурс] // Авторефераты - авторефераты диссертаций. URL: http://avtoreferati.ru/sreda-kultury-i-iskusstva-kak-faktor-tvorcheskoj-socializacii-lichnosti.html (дата обращения:
12.07.2019).
Ахунов В.М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея: дис.... канд. искусствов. СПб., 2006. 231 с.
Дорошенко С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX-XX вв.: дис.... д-ра пед. наук. Владимир, 2012. 465 с.
С И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
сматривался и в предыдущих исследованиях [Неценко, 2015; Шакурова, Неценко, 2016].
При изучении функций художественно-культурной среды региона на предыдущем этапе исследования выделены следующие направления ее социально-педагогической диагностики:
- изучение художественно-культурных потребностей педагогов, учащихся и родителей;
- выявление ценностных ориентаций в сфере культуры и художественного творчества;
- определение наиболее востребованных элементов художественно-культурной среды;
- описание традиций, доминирующих в художественно-культурной среде региона;
- изучение степени удовлетворенности различных субъектов среды многообразием ее элементов, художественно-культурными практиками и их доступностью, значимыми художественно-культурными событиями в жизни региона;
- выявление стабильности взаимодействия образовательных организаций региона с художественно-культурной средой;
- диагностика отношений к различным компонентам и элементам художественно-культурной среды региона [Неценко, Реушенко, 2018].
Формированию отношения студентов - будущих социальных педагогов к культурно-образовательной, в том числе и художественно-культурной, среде был посвящен ряд работ М.В. Шакуровой, в которых автор анализирует опыт работы в данном направлении [Шакурова, Неценко, 2016; 2017].
Результаты исследования. Опыт работы кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета показывает, что формированию позитивного отношения к воспитательному потенциалу среды способствует наличие в учебном плане специальных предметов. Среди них:
- «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», «Этнопе-дагогика и этнопсихология», «Основы ювеноло-гии» (способствуют формированию гуманистического мировоззрения студентов, общекуль-
турному развитию, повышению их социальной и профессиональной активности, а также пониманию педагогических концепций, систем и моделей взаимодействия со средой в их критическом осмыслении) [Шакурова, Неценко, 2017];
- «Средовый подход в образовании» (направлен на интеграцию теории и практики сре-дового подхода в образовании; овладение различными подходами организации и экспертизы образовательной, культурно-образовательной, художественно-культурной среды; основное содержание дисциплины, дидактические единицы: средовый подход, типы образовательных сред; характеристика образовательных сред отдельных авторских школ; образовательная и воспитательная среда как социально-педагогическое явление; проектирование образовательной среды с учетом разнообразия ее характеристик; экспертиза среды и обработка результатов);
- «Культурно-образовательная среда региона» (цель курса - интеграция теории и практики средового подхода в образовании; освоение историко-культурного наследия и культурных традиций Воронежской области, овладение различными способами описания культурно-образовательной среды и ее воспитательного потенциала); содержание курса составляют следующие дидактические единицы: среда, средовый подход, образовательная среда, культурно-образовательная среда и ее разновидности; типы образовательных сред; структура и функции художественно-культурной среды; концепция культурно-образовательной среды Е.П. Белозерцева; культурно-образовательная среда провинции; культурно-образовательная среда малого и крупного города; «Отчий край»; регион как фактор социализации; культурные ценности и образование в регионе; традиции региона; региональные особенности и их влияние на образование и воспитание; литературное наследие, музеи и театры региона; народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство в художественном наследии региона; сущность педагогического потенциала культурно-образовательной среды ре-
гиона; региональные концепции образования и воспитания; региональный опыт использования педагогического потенциала культурно-образовательной среды региона; роль учителя в развитии культурно-образовательной среды региона; роль преподавателя высшей школы в развитии педагогического потенциала культурно-образовательной среды региона.
В отдельных магистерских программах представлены дисциплины, нацеленные на изучение сущности и процесса формирования различных видов идентичности личности (например, курсы «Формирование профессионально-личностной идентичности специалиста», «Профессиональная и гражданская идентичность преподавателя высшей школы»). Преподавание данных курсов осуществляется в рамках концепции педагогического сопровождения развития и формирования социокультурной идентичности школьников доктора педагогических наук, профессора М.В. Шакуровой. С этой целью разработано и издано учебное пособие М.В. Шакуровой «Формирование социокультурной идентичности личности» (Воронеж, 2017)7.
В рамках внеучебной деятельности с целью освоения художественно-культурной среды региона на гуманитарном факультете ВГПУ стало традиционным проведение квеста по историко-культурному ориентированию в центре города Воронежа. В маршрутах квестов были такие историко-культурные объекты города, как: Площадь Победы, театры города, гостиница «Бристоль», памятники Петру I, Андрею Платонову, Алексею Кольцову, Ивану Бунину, Учителю, Дом-музей И.С. Никитина, Дом-музей А.Л. Дурова, кинотеатры «Спартак» и «Пролетарий», имеющие богатую историю и связанные с именами различных деятелей литературы и искусства, и др.
Квест также можно рассматривать в качестве одного из вариантов диагностики историко-культурных интересов и знаний студентов о культурном наследии своего края.
Студенты педагогического вуза активно участвуют в качестве волонтеров в различных художественно-творческих мероприятиях, проводимых в регионе [Барабанова, 2019].
В данном исследовании сделан акцент на определении позиций педагогов, т.е. их ценностных ориентаций в сфере художественной культуры и творчества, художественно-культурных потребностей, понимания ими социально-педагогических возможностей художественно-культурной среды и роли педагога в приобщении ребенка к художественно-культурным традициям региона и ценностям культуры.
В рамках поставленных задач мы столкнулись с недостаточностью методик для определения ценностных ориентаций в сфере художественной культуры и художественно-творческой деятельности. Многие методики определения ценностных ориентаций не ориентируют на культуру и художественные ценности. Некоторые авторы (например, Ш. Шварц) указывают в качестве ценностей достижения, власть, семью, традиции, безопасность, доброту, самостоятельность и др. Можно использовать методику ценностных ориентаций М. Рокича, которая предполагает ранжирование ценностей при условии дополнения ее ценностями культуры8. Тест для исследования культурно-ценностных ори-ентаций (Дж. Таусенд) предполагает определение типа культуры (традиционная, современная, динамически-развивающаяся), к которой принадлежат опрашиваемые9.
В связи с этим нами были разработаны 2 анкеты, одна из которых включала высказывания о культуре, искусстве и художественно-культурной среде известных людей, принадлежащих к различным историческим эпохам. Анализ приоритетного контента позволит определить наиболее типичные взгляды представителей педагогической общественности и проблемы, требующие нашего внимания при формировании у студентов позиций и убеждений в важности исполь-
7 Шакурова М.В. Формирование социокультурной идентичности личности: учеб.-метод. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2017. 208 с.
8 Практическая психодиагностика: методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. 672 с.
9 Сонин В.А. Тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут) // Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004.
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и л
с и
о
[-4
0
ё и л
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
зования потенциала художественно-культурной среды в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, а также с целью повышения эффективности решения задач воспитания. Вторая анкета включает вопросы, позволяющие определить интенсивность, регулярность, осмысленность взаимодействия педагога с учреждениями культуры и искусства, удовлетворенность этим взаимодействием, степень осведомленности педагогов о художественно-культурных объектах в ближайшем к месту работы микрорайоне и отношение к художественно-культурной среде как ресурсу решения задач социального воспитания.
В анкетном опросе участвовали 80 человек, из них - 59 человек являются школьными педагогами, 10 - педагогами дополнительного образования, 11 - работниками учреждений культуры.
Анализ анкет показал, что учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры, дома культуры, памятники и т.д.) регулярно посещает (не менее 1 раза в месяц) только 51 % участников опроса, 29 % не могут назвать любимый театр, 58 % не знают, какие культурные и памятные объекты находятся в их районе (микрорайоне). Снижение уровня культурных притязаний неизбежно влечет за собой увеличение уровня раздражения, неудовлетворенности, недовольства. Из жизни уходят важнейшие культурные эмоции - восхищение, сопереживание, радость познания.
Анкетирование выявило еще одно серьезную проблему - 98 % педагогов и работников культуры считают, что приобщение детей к искусству, в частности к театральному искусству, это задача родителей. Безусловно, роль семьи в процессе социализации ребенка очень значима. Но если в дошкольный период семья не уделила внимание культурному развитию и просвещению ребенка, то в последующие годы педагогам очень сложно над этим работать? Приобщение ребенка к миру искусства, освоение культурной среды требуют специальных знаний, которыми обладает далеко не каждый родитель. На этапе погружения в художественно-культурную среду именно педагог выступает в роли информатора,
технолога, проводника, поддерживающего ребенка в процессе его социокультурной реализации [Костина, 2006; Комарова, 2007]. На определенных возрастных этапах именно учитель является значимым лицом для ребенка.
При этом 71 % опрошенных не отрицают, что художественно-культурная среда региона и искусство способствуют духовному и нравственному развитию человека, а 56 % считают, что художественно-культурная среда и искусство могут помочь в решении задач воспитания и социально-педагогической поддержки ребенка, 43 % педагогов указывают на необходимость грамотного включения ребенка в культурно-художественную среду.
Отметим, что при недостаточном участии взрослых процесс осознания себя субъектом художественно-культурной среды тормозится в силу ряда причин. С одной стороны, освоение тех или иных культурных практик - сложный, продолжительный процесс, требующий определенных усилий. К сожалению, современный ребенок склонен воспринимать искусство как потребитель, оценивая, прежде всего, зрелищ-ность и яркость. С другой - невозможно прогнозировать глубину освоения им культурных практик. В силу своих особенностей дети быстрей поддаются негативному влиянию той же самой среды. Возможность такого влияния отмечают 34 % респондентов, а 67 % респондентов говорят об опасности музыкальной среды, входящей в художественно-культурную среду региона. Современная музыка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребенка за счет громкости, динамичности, особенностей ритмической структуры. Примитивизм текстов формирует примитивизм мыслей. Влияние массовой культуры на формирование личности современного ребенка требует отдельного изучения.
Проводимые нами исследования показывают рост безразличия к различным культурным практикам даже среди представителей тех профессий, которые исконно являлись проводниками культуры в массы. Но человек может оставаться человеком только среди людей, в «системе культурных взаимодействий и развитии куль-
турных навыков самоопределения и самовыражения» [Кравченко, 2017, с. 208].
Для анализа тенденций и приоритетных мнений нами использовалась методика, предполагающая выбор предпочитаемых цитат известных людей об искусстве, культуре, художественно-культурной среде из предложенного списка. При анализе выборов мы сгруппировали все высказывания в пять смысловых групп.
Воспитание гармонически развитой личности посредством культуры - основная мысль всех высказываний первой группы. 60 % респондентов поддерживают эту мысль. Стоит отметить, что абсолютно правильные слова об истинно культурном человеке Д.С. Лихачева со временем превратились в клише, некий стереотип понимания культуры и мало что имеющий с реальной практической деятельностью педагога.
Социально-педагогический потенци-
ал художественно-культурной среды, его использование в педагогической деятельности -идея, объединяющая следующую группу цитат. Всего лишь 24 % респондентов понимают суть средового подхода и возможности его использования в воспитании.
Восприятие и понимание искусства. 30 % респондентов считают, что пониманию сути искусства, восприятию художественной культуры нужно обучать.
Негативное влияние массовой культуры на подрастающее поколение отмечают 22 % педагогов.
Роль искусства в понимании разнообразных целей и смыслов жизни отмечают 35 % респондентов.
Таким образом, сопоставляя результаты двух видов опросов, мы видим, что педагогическая общественность, к большому сожалению, имеет невысокий уровень знаний о художественно-культурной среде региона и ее возможностях. Поэтому использование ее потенциала в социальном воспитании весьма ограничено. Для того чтобы стать субъектом культурно-художественной среды, ребенку необходимы всестороння поддержка и помощь, которую педагоги не всегда готовы оказывать.
Результаты исследования. Анализ взглядов педагогов на роль художественно-культурной среды в решении задач воспитания позволил нам сделать следующие выводы об использовании социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной педагогической и социально-педагогической деятельности:
- необходимо включать в процесс обучения и воспитания студентов педагогических вузов различные элементы и компоненты художественно-культурной среды, изучая их потенциал и воспитательные возможности;
- процесс позитивного взаимодействия с художественно-культурной средой возможен при условии наполненности ее воспитательными смыслами, устойчивыми, одобряемыми педагогическим профессиональным сообществом, принимаемыми самой личностью студента;
- включение студентов в разнообразные художественно-культурные практики позволит лучше осмыслить социально-педагогический потенциал художественно-культурной среды и увидеть пути и средства использования этого потенциала в педагогической работе;
- формирование отношения к художественно-культурной среде как ресурсу решения задач воспитания тесно связано с особенностями и традициями этой среды, степенью включенности будущего педагога в данную среду в процессе учебной и внеучебной деятельности, мотивами и потребностями самой личности в художественно-культурном развитии и степенью осознания студентами социально-педагогических возможностей художественно-культурной среды региона.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.С. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 160 с.
2. Барабанова М.С. Изучение фестивального движения в регионе и его социально-педагогических возможностей // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: матер. открытой
< и
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума «Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России» (Воронеж, 17 апреля 2019 г.) / под ред. М.В. Шакуровой. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019. С. 27-33. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=38571009
3. Белозерцев Е.П. Вуз между историей и культурой // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педагогическую антропологию Е.П. Белозерцева: монография / под ред. И.Е. Булатникова, А.В. Реприн-цева. М.: АИРО-XXI, 2015. С. 261-282. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vuz-mezhdu-istoriey-i-kulturoy/viewer
4. Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография. Воронеж: Типография им. И.А. Болховитинова, 2016. 248 с. URL: http://www.ortsci.ru/files/ trudy/monografiya_belozercev.pdf
5. Библер В.С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42. URL: http://www. culturedialogue.org/drupal/ru/node/257
6. Заграевский С.В. Культурно-историческая среда российских городов. Способы ее сохранения // Территория и планирование. 2011. № 2 (32). С. 4-13.
7. Комарова Г.Н. Художественно-эстетическое пространство как условие успешной инкуль-турации личности в учреждениях дополнительного образования и досуга // Проблемы и тенденции развития современной социокультурной деятельности: сб. науч. матер. / науч. ред. Р.З. Богоудинова, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова; сост. Р.И. Турхано-ва, Р.Ш. Ахмадиева. Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. С. 76-87.
8. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание. 2006. № 11-12. С. 37-42.
9. Кравченко В.В. Симфония человеческой культуры. М.: Аграф, 2017. 384 с.
10. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2002. 157 с.
11. Матвеева Н.В. К вопросу о сущности и структуре понятия «общекультурная компетентность студента педвуза» // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. и науки РФ, Мин. обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 107-111. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=27257172
12. Неценко О.В., Реушенко А.А. Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 166-168. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36745376
13. Неценко О.В. Особенности подготовки социальных педагогов в Воронежском государственном педагогическом университете с учетом возможностей социокультурной среды региона // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. и науки РФ, Мин. обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 122-127. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=27257177
14. Новикова Л.И. Воспитание - воспитательные системы - воспитательное пространство // Среда - воспитательное пространство - управление в педагогике: межрег. сб. науч. ст. / отв. ред. Ю.С. Мануйлов. Коста-най: ГорУО, 1997. С. 4-8.
15. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М.: УРАО ИТИП, 2010. 168 с.
16. Шакурова М.В., Неценко О.В. Поликультурное образование будущих педагогов // Общее и особенное в культурах и традициях народов: матер. междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28-29 сентября 2017 г.). М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ун-та, 2017. С. 377-382.
17. Шакурова М.В., Неценко О.В. Среда как объект изучения и средство профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Опыт работы кафедры общей и социальной педагогики // Социальная педагогика в России. 2016. № 1. С. 54-61. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=26539167
18. Щуркова Н.Е. Конкурентоспособность, или «Педагогика высокого полета»? // Народное образование. 2019. № 5. С. 131-140. URL: http://narodnoe.org/joumals/narodnoe-
obrazovanie/2019-5/konkurentosposobnost-ili-pedagogika-visokogo-polyota
19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 368 с. URL: http://parho-menko.pro/d/_yasvinv.a.obrazovatelnayasreda.pdf
20. Selivanova N.L., Stepanov P.V., Shakurova M.V. L.I. Novikova's research school: ideas and prospects for development // Rusian Education and Society. 2016. Vol. 58, № 1. P. 1-11. DOI: 10.1080/10609393.2016.1205917
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
о
ë и ft
s
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-163
formation of future teachers' positive attitude towards the artistic and cultural environment of the region as a prerequisite for solving tasks of social education
O.V. Netsenko (Voronezh, Russia) L.V. Grenaderova (Voronezh, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article analyzes the problems of the readiness of teachers to use the educational potential of the artistic and cultural environment. The authors emphasize the contradiction between the need to examine the attitude of teachers towards the artistic and cultural environment as a resource for solving educational problems and the lack of necessary techniques. The problem of the formation of positive attitude of future teachers towards the socio-pedagogical opportunities of the artistic and cultural environment of the region should be solved even within the university framework in the process of their preparation through the potential of educational and extracurricular activities.
The purpose of the article is to determine the values-based orientations of teachers in the field of artistic culture and creativity, their degree of understanding of the socio-pedagogical capabilities of the artistic and cultural environment and the role of a teacher in the process of introducing a child to the artistic and cultural traditions of the region and cultural values; to show some ways of formation of positive attitude towards the artistic and cultural environment as a resource of solving problems of education in a pedagogical university.
The research methodology consists of systemic, her-meneutic and interdisciplinary approaches to the study of the environment and its socio-pedagogical potential, as well as to the analysis of socio-pedagogical phenomena.
The research methods are questionnaires, content analysis, analysis of the experience of the Department of
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K.S. Strategy of life. Moscow: Mysl, 1991. 160 p.
2. Barabanova M.S. Study of festival movement in the region and its socio-pedagogical opportunities // Proceedings of the Open regional conference "Education in the socialization context: modern challenges and practices" in the framework of the All-Russian scientific and practical forum "Problems of humanities and education
General and Social Pedagogy at the Voronezh State Pedagogical University in formation of positive attitude of students towards the artistic and cultural environment.
Research results. Techniques are proposed of determining the attitude of teachers towards the artistic and cultural environment of the region as a resource of solving educational problems within the framework of its socio-pedagogical diagnosis. A study of the attitude of teachers to the artistic and cultural environment is carried out. The experience is presented of the formation of attitudes of students at the pedagogical university towards interaction with the artistic and cultural environment of the region in the framework of solving educational problems.
Conclusion. The study of the teachers attitude towards the artistic and cultural environment and its capabilities will help identify problems that need attention in the process of preparing students of a pedagogical university for solving educational problems, taking into account the potential of the environment. The proposed techniques for diagnosing teachers' attitude towards the artistic and cultural environment have been tested and may be useful for teachers in higher education, cultural and educational workers for the formation of professional competencies.
Keywords: artistic and cultural environment, general cultural competencies of teachers, formation, environmental approach, educational potential of the environment, values-based orientations, regional experience.
in modern Russia" (Voronezh, 17 April 2019) / ed. by M.V. Shakurova. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2019. P. 27-33. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=38571009 3. Belozertsev E.P. Institution of higher education between history and culture // Russian world and Russian education under conditions of globalization of culture. Re-reading philosophical and pedagogical anthropology of E.P. Belozertsev: monograph / ed. by I.E. Bulatnikov,
A.V. Reprintseva. Moscow: AIRO-XXI, 2015. P. 261-282. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vuz-mezhdu-¡storiey-¡-kulturoy/v¡ewer
4. Belozertsev E.P., Shcherbakova I.B. Cultural and educational environment of countryside and 12. healthy lifestyle of a student (Theoretical and methodological aspect): monograph. Voronezh: Tipografiya im. I.A. Bolkhovitinova, 2016.
248 p. URL: http://www.ortsci.ru/files/trudy/ monografiya_belozercev.pdf
5. Bibler V.S. Two cultures. Dialogue of cultures (experience of definition) // Voprosy filoso- 13. fii (Questions of philosophy). 1989. No. 6.
P. 31-42. URL: http://www.culturedialogue. org/drupal/ru/node/257
6. Zagraevskyi S.V. Cultural and historical environment of Russian cities. Ways of its preservation // Territoriya i planirovanie (Territory and planning). 2011. No. 2(32). P. 4-13.
7. Komarova G.N. Artistic and aesthetic space as condition of successful inculturation of personality in institutions of supplementary education // Problems and tendencies of development of modern socio-cultural activity: collection
of scientific articles / ed. by R.Z. Bogoudinov, 14. P.P. Terekhov, D.V. Shamsutdinova; compiled by R.I. Turkhanova, R.Sh. Akhmadieva. Kazan: Kazan State University named after V.I. Ulyanov-Lenin, 2007. P. 76-87.
8. Kostina E.P. Musical environment as child's development creativity tool // Doshkolnoe vospi- 15. tanie (Preschool education). 2006. No. 11-12.
P. 37-42.
9. Kravchenko V.V. Symphony of human culture. 16. Moscow: Agraf, 2017. 384 p.
10. Manuylov U.S. Environmental approach in education. Moscow: Nizhny Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoy akademii gosudarstvennoy slu-zhby, 2002. 157 p.
11. Matveyeva N.V. To the question on essence and structure of the notion «general cultural competence of a pedagogical university student». 17. In: Pedagogical readings in Nizhny Novgorod State University: collection of scientific articles
/ ed. by I.V. Frolov; Ministry of Education of the Russian Federation, Ministry of Education
of the Novosibirsk oblast, Arzamass branch of the NNSU. Nizhny Novgorod; Arzamass: Ar-zamassky filial NNGU, 2015. P. 107-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27257172 Netsenko O.V., Reushenko A.A. Ways of socio-pedagogical diagnosis of artistic and cultural environment of a region // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya (Azimuth of scientific studies: pedagogy and psychology). 2018. Vol. 7, No. 4 (25). P. 166-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36745376 Netsenko O.V. Specifics of preparation of social care teachers in the Voronezh State Pedagogical University taking into consideration opportunities of socio-cultural environment of the region. In: Pedagogical readings in the Nizhny Novgorod State University: collection of scientific articles / ed. by I.V. Frolov; Ministry of Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Novosibirsk oblast, Arzamass branch of the NNSU. Nizhny Novgorod; Arzamass: Arzamassky filial NNGU, 2015. P. 122-127. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27257177
Novikova L.I. Education - educational systems -educational space // Environment - educational space - management in pedagogy: transregional collection of scientific articles / Edited by U.S. Manuylov. Kostanay: GorUO, 1997. P. 4-8.
Selivanova N.L. Education in modern school: from theory to practice. Moscow: URAO ITIP, 2010. 168 p.
Shakurova M.V., Netsenko O.V. Policultural education of future teachers // Proceedings of the International scientific and practical conference "The general and the specific in cultures and traditions of nations" (Moscow, 28-29 September 2017). Moscow: Izdatelstvo Mos-kovskogo psikhologo-sotsialnogo universiteta, 2017. P. 377-382.
Shakurova M.V., Netsenko O.V. Environment as an object of study and tool of professional preparation of future social care teachers. Experience of the Department of General and Social Pedagogy // Sotsialnaya pedagogika v Ros-
<
PQ £ a
4
tí PQ
¡5 к
w
H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
и
>>
0
1
и w V
к
ь
[-4 <
э
с
S
к
н
U
w
PQ
sii (Social pedagogy in Russia): scientific and methodological journal. 2016. No. 1. P. 54 61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26539167 18. Shchurkova N.E. Competitive ability, or «Pedagogy of high- flight»? // Narodnoe obrazovanie (National education). 2019. No. 5. P. 131-140. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2019-5/konkurentosposobnost-ili-pedagogika-visokogo-polyota
19. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to project activity. 2-nd edition. Moscow: Smysl, 2001. 368 p. URL: http://parhomenko. pro/d/_yasvinv.a.obrazovatelnayasreda.pdf
20. Selivanova N.L., Stepanov P.V., Shakurova M.V. L.I. Novikova's research school: ideas and prospects for development // Rusian Education and Society. 2016. Vol. 58, No. 1. P. 1-11. DOI: 10.1080/10609393.2016.1205917