Научная статья на тему 'SWOT-анализ социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области)'

SWOT-анализ социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SWOT-АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СРЕДЫ / ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT / SWOT ANALYSIS / SOCIO-PEDAGO-GICAL DIAGNOSTICS / RESOURCES OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL / MUSICAL ENVIRONMENT / POSSIBILITIES OF THEATRICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неценко Ольга Викторовна, Барабанова Мария Сергеевна

В статье рассматривается SWOT-анализ как одна из методик, предлагаемых для социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона. Социально-педагогическая диагностика художественно-культурной среды предполагает поиск новых ресурсов социально-педагогической деятельности в ситуации изменения личности ребенка под влиянием стремительно меняющихся факторов социализации (семья, группа сверстников, средства массовой коммуникации, общество, субкультуры, тип поселения и др.). Недостаточное развитие эмоционального интеллекта, отсутствие эмоционально-значимых видов деятельности, низкий уровень когнитивного и общекультурного развития делают художественно-культурную среду значимым ресурсом воспитательной и социально-педагогической деятельности, который недостаточно используется работниками образовательных учреждений. Цель исследования определить возможности использования данной методики для социально-педагогической диагностики среды, а также осуществить социально-педагогическую диагностику отдельных компонентов художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области). Для осуществления SWOT-анализа авторы использовали дополнительно следующие методы: анкетирование, анализ информации на сайтах учреждений культуры и искусства, анализ СМИ. Результатом исследования можно считать предложенный авторами алгоритм SWOT-анализа отдельных компонентов и элементов художественно-культурной среды региона для определения его социально-педагогического потенциала, а также предложения по его повышению для отдельных элементов: Воронежского государственного драматического театра имени Алексея Кольцова, музыкальной среды, музея изобразительных искусств имени И.Н. Крамского. Методика SWOT-анализа позволила определить направления развития взаимодействия учреждений образования и культуры в регионе для решения задач социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неценко Ольга Викторовна, Барабанова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT analysis of social and pedagogical potential of the artistic and cultural environment of a region (on the example of the Voronezh region)

The article considers SWOT analysis as one of the methods proposed for the social and pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of a region. Social and pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment involves the search for new resources of socio-pedagogical activity in a situation of changing a child’s personality under the influence of rapidly changing factors of socialization (family, peers, mass media, society, subcultures, type of settlement, etc.). Insufficient development of emotional intelligence, absence of emotionally significant types of activity, low level of cognitive and general cultural development make the artistic and cultural environment a significant resource for educational and social pedagogical activity, which is not sufficiently used by employees of educational institutions. The purpose of the research is to determine the possibilities of using the technique for socio-pedagogical diagnostics of the environment, as well as to carry out socio-pedagogical diagnostics of individual components of the artistic and cultural environment of a region (on the example of the Voronezh region). To carry out the SWOT analysis the authors used the following additional methods: questioning, analysis of information on the sites of cultural and art institutions, and media analysis. The proposed SWOT-analysis algorithm of individual components and elements of the artistic and cultural environment of the region to determine its socio-pedagogical potential, as well as suggestions for its improvement for individual elements: the Voronezh State Drama Theater named after Alexey Koltsov, the musical environment, the Museum of Fine Arts named after I.N. Kramskoy can be considered the result of the research. The methodology of the SWOT analysis made it possible to determine the directions of development of the interaction of educational and culture institutions in the region to solve the problems of social education.

Текст научной работы на тему «SWOT-анализ социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области)»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

УДК 37.013

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14013

Неценко О.В., Барабанова М.С. SWOT-АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-013-00742 «Социально-педагогическая диагностика художественно-культурной среды региона»

Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики

ФГЪОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» Воронеж, Россия

E-mail: onecenko@yandex.ru тел.: 8 (908) 144 74 09

Барабанова Мария Сергеевна, магистрант

ФГЪОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» Воронеж, Россия

E-mail: barmaria7@mail.ru тел.: 8 (920)213 07 24

В статье рассматривается SWOT-анализ как одна из методик, предлагаемых для социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона. Социально-педагогическая диагностика художественно-культурной среды предполагает поиск новых ресурсов социально-педагогической деятельности в ситуации изменения личности ребенка под влиянием стремительно меняющихся факторов социализации (семья, группа сверстников, средства массовой коммуникации, общество, субкультуры, тип поселения и др.). Недостаточное развитие эмоционального интеллекта, отсутствие эмоционально-значимых видов деятельности, низкий уровень когнитивного и общекультурного развития делают художественно-культурную среду значимым ресурсом воспитательной и социально-педагогической деятельности, который недостаточно используется работниками образовательных учреждений.

Цель исследования - определить возможности использования данной методики для социально-педагогической диагностики среды, а также осуществить социально-педагогическую диагностику отдельных компонентов художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области). Для осуществле-

но

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ния SWOT-анализа авторы использовали дополнительно следующие методы: анкетирование, анализ информации на сайтах учреждений культуры и искусства, анализ СМИ. Результатом исследования можно считать предложенный авторами алгоритм SWOT-анализа отдельных компонентов и элементов художественно-культурной среды региона для определения его социально-педагогического потенциала, а также предложения по его повышению для отдельных элементов: Воронежского государственного драматического театра имени Алексея Кольцова, музыкальной среды, музея изобразительных искусств имени И.Н. Крамского. Методика SWOT-анализа позволила определить направления развития взаимодействия учреждений образования и культуры в регионе для решения задач социального воспитания.

Ключевые слова: художественно-культурная среда, SWOT-анализ, социально-педагогическая диагностика, ресурсы социально-педагогической деятельности, социально-педагогический потенциал, музыкальная среда, возможности театральной среды.

Для цитирования: Неценко О.В., Барабанова М.С. / SWOT-анализ социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 120-133. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14013.

Netsenko O.V., Barabanova M.S.

SWOT ANALYSIS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF A REGION (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

This article was prepared with the financial support of the Russian Federal Property Fund, project No. 18-013-00742 "Social and pedagogical diagnostics of the artistic and cultural environment of a region"

Netsenko Olga Viktorovna, Candidate of History, an associate professor, an assistant

professor of the Department of General and Social Pedagogy

FSBEI of HE "Voronezh State Pedagogical University", Voronezh, Russia

E-mail: onecenko@yandex.ru

tel.: 8 (908) 144 74 09

Barabanova Maria Sergeevna, a Master student

FSBEI of HE "Voronezh State Pedagogical University", Voronezh, Russia E-mail: barmaria7@mail.ru tel.: 8 (920)213 07 24

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

The article considers SWOT analysis as one of the methods proposed for the social and pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of a region. Social and pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment involves the search for new resources of socio-pedagogical activity in a situation of changing a child's personality under the influence of rapidly changing factors of socialization (family, peers, mass media, society, subcultures, type of settlement, etc.). Insufficient development of emotional intelligence, absence of emotionally significant types of activity, low level of cognitive and general cultural development make the artistic and cultural environment a significant resource for educational and social pedagogical activity, which is not sufficiently used by employees of educational institutions. The purpose of the research is to determine the possibilities of using the technique for socio-pedagogical diagnostics of the environment, as well as to carry out socio-pedagogical diagnostics of individual components of the artistic and cultural environment of a region (on the example of the Voronezh region). To carry out the SWOT analysis the authors used the following additional methods: questioning, analysis of information on the sites of cultural and art institutions, and media analysis. The proposed SWOT-analysis algorithm of individual components and elements of the artistic and cultural environment of the region to determine its socio-pedagogical potential, as well as suggestions for its improvement for individual elements: the Voronezh State Drama Theater named after Alexey Koltsov, the musical environment, the Museum of Fine Arts named after IN. Kramskoy can be considered the result of the research. The methodology of the SWOT analysis made it possible to determine the directions of development of the interaction of educational and culture institutions in the region to solve the problems of social education.

Key words: artistic and cultural environment, SWOT analysis, socio-pedago-gical diagnostics, resources of socio-pedagogical activity, socio-pedagogical potential, musical environment, possibilities of theatrical environment.

For citation: Netsenko O.V., Barabanova M.S. / SWOT analysis of social and pedagogical potential of the artistic and cultural environment of a region (on the example of the Voronezh region) // Vestnik Maykopskogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2019. Issue 4(43). P. 120-133. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14013.

Приобщение к культурным ценностям является важной составляющей процесса социализации. Причем, усвоение и воспроизводство социокультурных норм и культурных ценностей должно происходить в контексте культуры того общества, в котором человек живет [6]. Информационное общество, в котором мы живем, делает все более значимой стихийную составляющую процесса социализации под влиянием различных факторов: интернет-пространство, средства массовой информации, массовая культура. На наш взгляд, важной проблемой сегодня становится отсутствие сформированной культурной картины мира, которая представляет собой совокуп-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ность знаний и эмоционально-ценностных представлений о собственной культуре и культурах других народов и основана на личностных смыслах и переживаниях.

Вопросы социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды как социально-педагогического феномена становятся актуальны в условиях поиска новых ресурсов социально-педагогической деятельности. Проблемы современного ребенка тесно связаны с недостаточным развитием эмоционального интеллекта [3], отсутствием чувства эмпатии, ростом эмоционального дискомфорта и снижением желания активных действий [11], отсутствием мотивации, слабым развитием волевой сферы личности, низким общекультурным и когнитивным развитием, недооценкой роли чувств и отношений в жизни человека, снижением воображения [11]. В связи с этим обращение к художественно-культурной среде региона (поскольку это ближняя, непосредственно контактирующая с ребенком часть художественно-культурной среды) и её ресурсам нам представляется весьма актуальным.

Художественно-культурную среду на данном этапе исследования мы понимаем как совокупность условий, созданных в сфере официальной и неофициальной художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека, способствующих развитию, саморазвитию и самореализации личности. [10, с. 78-79]

В рамках предыдущих исследований нами разработана концепция социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона, параметры среды, нуждающиеся в оценке [4; 10]. Нами определены особенности [4, с. 21] и направления изучения социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона [9, с. 167-168].

На предыдущих этапах исследования нами изучалось отношение детей и педагогов к художественно-культурной среде региона (анкетирование), осуществлен контент-анализ материалов о художественно-культурной среде в СМИ региона, составлялись карты культурных объектов муниципальных районов Воронежа и др. [8].

Рассматривая возможности SWOT-анализа художественно-культурной среды региона, мы предположили, что данная методика позволит решать следующие задачи в области её социально-педагогической диагностики:

- выявление имеющихся ресурсов и преимуществ отдельных компонентов и элементов художественно-культурной среды региона;

- определение степени востребованности и социальной активности художественно-культурной среды региона и реальной мотивированности к взаимодействию с образовательными организациями;

- изучение отношений работников образовательных организаций к сущностным компонентам художественно-культурной среды, а также степени понимания ими социально-педагогических возможностей и ресурсов данной среды;

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

- определение сильных и слабых сторон художественно-культурной среды региона для обеспечения позитивной социализации подростков и молодежи, формирования у них социального опыта через взаимодействие с художественными образами и объектами культуры и искусства [4].

Если рассматривать SWOT-анализ как методику, позволяющую гармонизировать отношения объекта и внешней среды, то в нашем случае анализ художественно-культурной среды и её составляющих как объектов, предполагает рассмотрение зрителя и образовательных организаций, как потенциальных зрителей, в качестве внешней, по отношению к художественно-культурной, среды. Также возможно исследование художественно-культурной среды как внешнего ресурса, по отношению к образовательной организации. Естественно, при движении навстречу друг другу и взаимном интересе друг к другу учреждений образования и культуры, возможно взаимное повышение социально-педагогического потенциала.

SWOT-анализ можно применить как к некоторым компонентам художественно-культурной среды (музыкальная среда, музейная среда, театральная среда, литературная среда, и др.), так и к отдельным её элементам, т.е. учреждениям культуры и искусства (театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, парки и т.д.).

SWOT-анализ мы рассматриваем как комплексную методику определения социально-педагогического потенциала, а также первый этап стратегического планирования взаимодействия образовательных организаций с художественно-культурной средой региона. На данном этапе возможно определение целей, задач, направлений и форм взаимодействия.

Социально-педагогический потенциал - это возможности и способности чего-либо, которые можно использовать для решения вопроса личностного развития человека, его социализации и адаптации. Под социально-педагогическим потенциалом мы будем понимать совокупность возможностей для реализации целей социально-педагогической деятельности, т.е. задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

В контексте нашего исследования идея использования SWOT-анализа заключается в следующем:

а) распространение в СМИ и образовательных организациях информации о сильных сторонах художественно-культурной среды, развитие этих преимуществ и сильных сторон, которые можно использовать в качестве ресурса для решения задач социального воспитания и социально-педагогической поддержки;

б) определение усилий со стороны отдельных составляющих художественно-культурной среды для превращения слабых позиций в силу и ресурс социально-педагогической деятельности, а обозначенных угроз в возможности.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

В рамках поставленных задач нами предпринята попытка осуществления SWOT-анализа отдельных компонентов художественно-культурной среды и учреждений культуры Воронежской области для характеристики их социально-педагогического потенциала.

Источником нашего исследования были публикации об изучаемых элементах художественно-культурной среды в печатных и электронных средствах массовой информации региона, сайты учреждений культуры, анкетирование педагогов образовательных учреждений и учреждений культуры региона (городской округ город Воронеж и ряд районов Воронежской области) [1, 2, 5, 7, 8]. Полученные данные анализировались и систематизировались.

В рамках анкетирования было опрошено 80 человек в возрасте от 19 до 60 лет, среди них 75% работники общеобразовательных школ, 14% работники учреждений культуры и 11% педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного образования. В анкете были представлены вопросы о предпочитаемых театрах, музеях, учреждениях культуры Воронежского края, отношении к ним, интенсивности взаимодействия педагогов с учреждениями культуры и искусства, угрозах и опасностях со стороны объектов художественной культуры, возможных направлениях взаимодействия.

Рассмотрим алгоритм SWOT-анализа такого элемента художественно-культурной среды как театр на примере Воронежского Академического театра драмы им. А. Кольцова.

Рассмотрим структуру внутренней среды и внешнего окружения в контексте нашего исследования театральной среды региона. [1, 2, 5]

Внутренняя среда данных учреждений (элементов театральной среды): дирекция, художественный руководитель, художественный совет театра, труппа (творческий персонал), обслуживающий персонал, распространители билетов. Среда рынков: неорганизованные зрители, организованные зрители, в том числе образовательные организации, Институт искусств. Социальная среда в данном случае включает: СМИ, Союз театральных деятелей, власти, молодежные организации, фан-сообщества, общественные деятели, местное население с присущими им нормами жизни и ценностями, культурными стилями, отношениями и др. Среда конкурентов: Камерный театр, Театр Оперы и Балета, Театр Юного Зрителя, Дом актера и существующие там театральные труппы (в том числе Молодежный театр), Кукольный театр, самодеятельные театральные коллективы, передвижные труппы, гастролирующие коллективы и др. Макросреда: демографические, экономические, политические, социокультурные, технологические факторы.

125

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Нами проанализировано современное состояние театра и его социально-педагогические возможности [1, 2]. Итог данного анализа нами представлен в форме таблицы (табл. 1): Таблица 1 - SWOT-анализ деятельности Воронежского Академического театра

драмы им. А. Кольцова

Сильные стороны:

- наличие достижений в истории театра, собственных ценностей и традиций;

- доброе имя и высокий авторитет в театральной среде и среди населения;

- высокое качество и разнообразие «театрального продукта»;

- квалифицированные сотрудники, в том числе популярные в регионе актеры;

- проведение творческих мероприятий и существование инновационных проектов (например, проведение экскурсий по театру);

- использование в работе волонтеров;

- сплоченная управленческая и творческая команда;

- наличие собственной зрительской аудитории;

- наличие собственного здания, возможность использования помещений Воронежского концертного зала;

- наличие творческих достижений (например, участие в Международном Платоновском фестивале искусств);

- доступная среда.

Слабые стороны:

- отсутствие ярко выраженного интересного репертуара для подростков и молодежи;

- отсутствие регулярных связей с организованными группами зрителей (которыми могли бы стать образовательные организации), педагогической общественностью и родительской аудиторией;

- проблемы материального оснащения в связи с устаревшим оборудованием и возрастающими расходами на постановки, финансовые затруднения;

- проблемы с привлечением аудитории на отдельные спектакли;

- недостаточное использование потенциала учреждений дополнительного образования детей;

- низкая корпоративная культура;

- недооценка современных социальных сетей, интернет-ресурсов, организованных зрительских групп в интернете как средств продвижения театра и его идей в молодежную и педагогическую среду;

- текучесть кадров, обусловленная экономическими, демографическими и социальными факторами;

- ориентация на подготовленного зрителя;

- низкая социальная активность;

- рост платных проектов и услуг, ориентированных на обеспеченного зрителя;

- слабая работа со зрительской аудиторией (круглые столы, встречи, конференции зрителей, общественные просмотры и др.);

- платные творческие встречи и вечера.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Возможности:

- рост образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного образования в регионе, которые готовы сотрудничать с театром;

- освоение новых сфер деятельности для повышения социальной активности и конкурентностпособности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие потенциальных спонсоров, общественных деятелей, заинтересованных в решении проблем театра, представителей в органах местного самоуправления;

- наличие контактов с образовательными учреждениями;

- нацеленность на неосвоенные сегменты зрительской аудитории;

- развитие инновационных идей и организация проектов, способных стать «точками роста».

Угрозы:

- рост конкуренции, в лице других Воронежских театров, которые повышают позиции в рейтинге, становятся социально активнее, востребованнее зрителем и устанавливают более прочные связи с учреждениями образования;

- новые информационные, технологические и социокультурные тенденции, снижающие уровень востребованности учреждения на территории региона;

- экономическая и политическая нестабильность в регионе и в стране;

- низкий уровень жизни населения в регионе.

Таким образом, для повышения социально-педагогического потенциала театра следует обратить внимание на решение следующих организационных и творческих задач:

- обновление репертуара театра пьесами, интересными для подростков и молодежи, а также востребованными педагогической общественностью региона;

- установление регулярных контактов с образовательными учреждениями;

- расширение инструментов продвижения театра в молодежную и педагогическую аудиторию за счет активного использования интернет-ресурсов;

- расширение бесплатных форм работы с детской и педагогической аудиторией (экскурсии, творческие встречи, круглые столы и др.);

Проведем еще один пример использования БХУОТ-анализа художественно-культурной среды региона. Рассмотрим данную методику применительно к музыкальной среде Воронежской области (см. табл. 2).

Таким образом, музыкальная среда имеет явные условия и возможности для включения детей, подростков и молодежи в разнообразную музыкально-творческую деятельность. Однако уровень взаимодействия с образовательными организациями недостаточен для полноценного решения задач социального воспитания и охвата новых юных зрителей музыкальными событиями.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Таблица 2 - SWOT-aнaлиз музыкальной среды Воронежской области

Сильные стороны - наличие музыкально-педагогического наследия (М. Пятницкий, К. Массалитинов, М. Мордасова и др.); - разнообразие музыкальных коллективов, в том числе несколько оркестров, разнообразие жанров; - высокий уровень квалификации музыкальных работников, наличие средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в области музыки; - ведущие музыкальные коллективы пользуются спросом не только в России, но и за рубежом; - высокое качество «музыкального продукта»; - активно создают новые творческие проекты в области музыкального искусства; - разнообразные музыкальные события (фестивали, концерты, профессиональные и любительские конкурсы) повышают имидж города; - доступность многих музыкальных событий (например, фестиваль бардовской песни «Рамонский родник», концерты в институте искусств, учреждениях дополнительного образования и др.). Слабые стороны - финансовые затруднения; - проблемы с привлечением аудитории; - низкая корпоративная культура музыкальных работников (например, известные всему региону скандалы в театре Оперы и балета), снижающая авторитет специалистов в музыкальной среде; - устаревшая техника и недостаток инструментов в учреждениях образования и культуры; - текучесть музыкальных кадров в учреждениях культуры и дополнительного образования; - отрицательная репутация некоторых музыкальных групп (например, «Сектор газа») у населения и педагогической общественности в связи с сомнительным содержанием песен; - недостаточная популярность классических и народных коллективов.

Возможности - новые проекты, которые способствовали росту конкурентоспособности; - наличие потенциально перспективных партнеров, в том числе в сфере образования и науки; - наличие потенциальных спонсоров; - неосвоенные сегменты аудитории; - существование межведомственных инновационных идей и проектов; - активное привлечение аудитории разных возрастов. Угрозы - конкуренты в сфере художественного творчества, которые становятся сильнее; - новые тенденции в сфере информации, снижающие уровень востребованности музыкальных событий на территории региона; - экономическая и политическая нестабильность; - рост цен на инструменты и материалы, необходимые для деятельности музыкальных групп, музыкальных колледжей, филармонии и др.; - низкий уровень жизни населения в регионе.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Воронежская область имеет богатую, разнообразную, достаточно активную музейную среду. В городе сохранилось несколько Домов-музеев, такие как Мемориальный Дом-музей И.С. Никитина, Дом-музей A.JI. Дурова, музей-квартира М.Н. Мордасовой, Музей-усадьба Д.В. Веневитинова, а также ряд музеев военной истории (Диорама, Арсенал), археологических музеев (наиболее известный - Ко-стенки)и др.

Краеведческие музеи малых городов Воронежской области богаты не только информацией об особенностях истории, экономики, культуры города, предметами народного быта, народными костюмами, археологическими находками, но и уникальными произведениями изобразительного искусства. Например, Острогожский историко-художественный музей был открыт в 1907 году. Он создавался как один из первых провинциальных художественных музеев России в память о выдающемся портретисте H.H. Крамском. В залах музея находятся подлинные работы русских художников XIX-начала XX вв.: H.H. Крамского, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, И.Я. Ярошенко, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина и других, а также коллекция М.М. Мелентьева (антикварная мебель, бронза XVI-XVIII вв., фарфор, миниатюра).

Рассмотрим алгоритм SWOT-анализа музейного потенциала региона на примере Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского.

Таблица 3 - SWOT-анализ музейной среды Воронежской области

Сильные стороны

- высокое качество «культурного продукта»;

- разнообразие «культурного продукта»;

- высокий уровень квалификации музейных работников;

- проведение мастер-классов по различным направлениям художественного творчества;

- разнообразие творческих выставок;

- привлечение зарубежных художников;

- инновационные проекты, в том числе для людей с ограниченными возможностями (например, проект для людей с ограничением по зрению «Сокровища музеев России) [6];

- сплоченная команда кадров.

Слабые стороны

- финансовые затруднения;

- проблемы с привлечением аудитории, в том числе детской и молодежной;

- низкая корпоративная культура;

- текучесть кадров;

- недостаточно партнеров в сфере образования;

- отсутствие интереса к привлечению коллективных групп зрителей;

- недостаточная реклама и недостаточно информации для населения.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Возможности

- перспективные проекты, способствующие росту конкурентоспособности в сфере культуры;

- экскурсии, проекты для детей с ограниченными возможностями;

- наличие потенциально перспективных партнеров в музейной среде и системе образования;

- наличие потенциальных спонсоров и партнеров в НКО, в том числе, работающих с инвалидами;

- наличие еще неосвоенных сегментов зрительской аудитории;

- существование инновационных идей и проектов;

- неиспользуемые до сих пор педагогические, творческие, методические и кадровые ресурсы;

- привлечение аудитории разных возрастных категорий.

Угрозы

- конкуренты, в лице других музеев, которые становятся сильнее, используя интерактивные и ролевые игры, педагогическую общественность и др.;

- новые информационные тенденции, снижающие уровень востребованности учреждения на территории региона;

- низкий уровень жизни населения региона;

- высокий уровень современных коммуникаций;

- затруднения в привлечении посетителей.

К сожалению, наше исследование показало, что музейная среда, стремящаяся к расширению своих социально-педагогических возможностей, недостаточно используется учреждениями образования для решения педагогических задач.

Заключение

Таким образом, методика БХУОТ-анализа художественно-культурной среды региона в контексте исследования её социально-педагогичес-кого потенциала может быть использована для:

- характеристики преимуществ отдельных составляющих художественно-культурной среды региона, конкретного типа учреждения культуры, сильных сторон того или иного учреждения;

- определения возможностей, которые позволят использовать названные преимущества и сильные стороны для решения задач социального воспитания и социально-педагогической поддержки, будут развиваться в качестве ресурсов социально-педагогической деятельности;

- выявления слабых сторон и негативных социальных тенденций отдельных составляющих художественно-культурной среды региона;

- определения возможных угроз и опасностей, которые таят в себе некоторые составляющие художественно-культурной среды региона.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Методика SWOT-аиализа позволила нам определить направления развития взаимодействия учреждений образования и культуры в регионе.

Благодаря выявлению и устранению угроз и слабых сторон появится возможность в привлечении большего количества организованной и неорганизованной зрительской аудитории, посетителей.

Включаемость субъектов в окружающую художественно-культурную среду и интенсивность взаимодействий с ней, развитие интереса к событиям культурной жизни и расширение культурного кругозора, - всё это приобщает детей, родителей и педагогов к культурному наследию своего края, нашей многонациональной страны, всего мира.

Художественно-культурная среда - важный, не до конца используемый образованием, ресурс социального воспитания.

Литература:

1. Воронежский государственный театр драмы им. Алексея Кольцова. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voronezhdrama.m/about_us/history/1787_1855/ (дата обращения 01.10.2019).

2. Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика Воронежской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://dl.dropboxusercontent.eom/u/93179183/downtown/voronezh_pulse_downtown.m.p df. (дата обращения 17.04.2019).

3. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ: Манн, Иванов и Фербер [Электронный ресурс]. М., 2013. Режим доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5024477 (дата обращения 12.07.2019).

4. Гренадерова Л.В., Неценко О.В. Диагностика социально-педагогических возможностей художественно-культурной среды региона // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 281, №4. С. 19-23.

5. Камерный театр в Воронеже попал в рейтинг лучших провинциальных театров [Электронный ресурс] // Блокнот. 18 октября 2018 года. Режим доступа: http://bloknot-voronezh.ru/news/kamernyy-teatr-v-voronezhe-popal-v-reyting-luchshi-1024954 (дата обращения 17.10.2019)

6. Мудрик A.B. Социализация человека. М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2011. 624 с.

7. Музей имени Крамского Воронеж: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkram.ru/ru/ (дата обращения 01.10.2019).

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

8. Неценко О.В., Акимова A.M., Акимова Г.М. Опыт социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды крупного города // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы V Международной научной конференции. Самара, 2019. С. 61-66.

9. Неценко О.В., Реушенко А.А. Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, №4(25). С. 166-168.

10. Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. №1(266). С. 78-81.

11. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. №4. С. 20-32.

Literature:

1. Voronezh State Drama Theater. Alexey Koltsov. Official site [Electronic resource], Access mode: http://voronezhdrama.ru/about_us/history/1787_1855/ (accessed October 1, 2019).

2. Voronezh pulse. The cultural environment and cultural policy of the Voronezh region [Electronic resource]. Access mode: URL: https://dl.dropboxusercontent.eom/u/ 93179183/ downtowiVvoronezh_pulse_downtown.ru.pdf. (accessed 17.04.2019).

3. Goalman Daniel. Emotional intelligence. Why can it mean more than IQ: Mann, Ivanov and Ferber [Electronic resource], Moscow, 2013. Access mode: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5024477 (accessed July 12, 2019).

4. Grenaderova L.V., Netsenko O.V. Diagnostics of the social and pedagogical capabilities of the artistic and cultural environment of a region // Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University. Series: Pedagogical Sciences. 2018.Vol. 281, No. 4.P. 19-23.

5. The Chamber Theater in Voronezh was included in the rating of the best provincial theaters [Electronic resource] // Notepad. October 18, 2018. Access mode: http://bloknot-voronezh.ru/news/kamernyy-teatr-v-voronezhe-popal-v-reyting-luchshi-1024954 (accessed October 17, 2019)

6. Mudrik A.V. The socialization of a man. M.; Voronezh: MPSI: MODEK, 2011. 624 sp.

7. Museum named after Kramskoy Voronezh: official site [Electronic resource]. Access mode: http://mkram.ru/ru/ (accessed October 1, 2019).

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

8. Netsenko O. V., Akimova A. M., Akimova G. M. The experience of socio-pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of a large city // Childhood as an anthropological, culturalogical, psychological and pedagogical phenomenon: materials of the V International Scientific Conference. Samara, 2019. P. 61-66.

9. Netsenko O.V., Reushenko A.A. Directions of socio-pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of a region // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2018. V. 7, No. 4(25). P. 166-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Netsenko OV The concept of "artistic and cultural environment": the need for an introduction to Pedagogy // Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University. 2015. No. 1(266). P. 78-81.

11. Feldstein D.I. Priority areas of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in a child and the situation of his development // Bulletin of the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. 2010. No. 4. P. 20-32.

Тхакушинов A.K., Бибалова C.A., Сиюхова A.M. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, Президент ФГЪОУ ВО «МГТУ», заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГЪОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

Бибалова Сайда Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики

ФГЪОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

E-mail: saikal970@list.ru

Сиюхова Аминет Магаметовна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия E-mail: aminsi@mail.ru

УДК 378.025

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.