Научная статья на тему 'Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона'

Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СРЕДА РЕГИОНА / СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL / SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSIS / THE ENVIRONMENT OF THE REGION / THE STRUCTURE OF THE ARTISTIC-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неценко Ольга Викторовна, Реушенко Анастасия Александровна

В статье рассматриваются прикладные аспекты средового подхода в образовании с позиции интеграции социально-педагогического и социокультурного подходов и с учетом фактора своеобразия региона. Статья предполагает обоснование, разработку направлений социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона. Приоритетные направления диагностики художественно-культурной среды региона авторы предлагают соотносить с проблемами и опасностями, подстерегающими ребенка в художественно-культурной среде, позитивным потенциалом этой среды, её функциями. Данная диагностика позволит получить информацию о позитивном и негативном влиянии художественно-культурной среды на воспитание, социокультурное развитие, социализацию и творческую самореализацию подрастающего поколения. Результаты исследования будут иметь прикладное значение для совершенствования социально-педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

The article deals with the applied aspects of the environmental approach in education from the point of view of integration of socio-pedagogical and socio-cultural approaches with due regard to the factor of distinctness of the region. The article suggests the justification and elaboration of directions of socio-pedagogical diagnostics of artistic and cultural environment of the region. The authors propose to correlate the priority directions of diagnostics of the artistic and cultural environment of the region with the problems and dangers of the artistic and cultural environment, and with the positive potential of this environment, its functions. This diagnostics will allow to obtain the information about positive and negative impact of the artistic and cultural environment on education, socio-cultural development, socialization and creative self-realization of the younger generation. The results of the study will have applicative significance for the improvement of socio-pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона»

Netsenko Olga Viktorovna, Reuchenko Anastasia Aleksandrovna DIRECTIONS OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS .

pedagogical sciences

УДК 37.01

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

© 2018

Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», доцент кафедры общей и социальной педагогики Реушенко Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Воронежский государственный педагогический университет (394043, Россия, Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail:[email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются прикладные аспекты средового подхода в образовании с позиции интеграции социально-педагогического и социокультурного подходов и с учетом фактора своеобразия региона. Статья предполагает обоснование, разработку направлений социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона. Приоритетные направления диагностики художественно-культурной среды региона авторы предлагают соотносить с проблемами и опасностями, подстерегающими ребенка в художественно-культурной среде, позитивным потенциалом этой среды, её функциями. Данная диагностика позволит получить информацию о позитивном и негативном влиянии художественно-культурной среды на воспитание, социокультурное развитие, социализацию и творческую самореализацию подрастающего поколения. Результаты исследования будут иметь прикладное значение для совершенствования социально-педагогической практики.

Ключевые слова: художественно-культурная среда, социально-педагогические возможности, социально-педагогическая диагностика, среда региона, структура художественно-культурной среды.

DIRECTIONS OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

© 2018

Netsenko Olga Viktorovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy Reuchenko Anastasia Aleksandrovna, Senior Lecturer of the Department of General and Social Pedagogy Voronezh State University of Pedagogy (394043 Russia, Voronezh, street Lenina, 86, e-mail:[email protected])

Abstract. The article deals with the applied aspects of the environmental approach in education from the point of view of integration of socio-pedagogical and socio-cultural approaches with due regard to the factor of distinctness of the region. The article suggests the justification and elaboration of directions of socio-pedagogical diagnostics of artistic and cultural environment of the region. The authors propose to correlate the priority directions of diagnostics of the artistic and cultural environment of the region with the problems and dangers of the artistic and cultural environment, and with the positive potential of this environment, its functions. This diagnostics will allow to obtain the information about positive and negative impact of the artistic and cultural environment on education, socio-cultural development, socialization and creative self-realization of the younger generation. The results of the study will have applicative significance for the improvement of socio-pedagogical practice.

Keywords: artistic and cultural environment, socio-pedagogical potential, socio-pedagogical diagnosis, the environment of the region, the structure of the artistic-cultural environment.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- нам представляется актуальным [2].

ными научными и практическими задачами. Проблемы Социально-педагогическая диагностика художе-

взаимодействия человека с окружающей средой, поиска ственно-культурной среды региона позволит выявить

оптимальной среды для развития личности, давно инте- как позитивные безопасные тенденции в системе её цен-

ресуют ученых различных направлений гуманитарного ностей, традиций, художественных практик, микросред,

знания. Несмотря на усиление влияния такого фактора так и опасные явления, способные вызвать у детей и

социализации как средства массовой коммуникации на подростков агрессию, саморазрушающее и экстремист-

процесс виктимизации подрастающего поколения, сто- ское поведение, «уход от реальности» и др.

ит также обращать внимание и на совокупность реги- Задача педагогики вооружить профессионалов в об-

ональных условий, которые могут либо противостоять ласти воспитания, а также специалистов помогающего

негативному влиянию других факторов, включая СМИ, профиля инструментарием для определения значимых

либо усиливать его. Тем более, что неравномерность в тенденций окружающей художественно-культурной

развитии регионов, а также неравномерность внутри- среды.

регионального развития, когда большинство ресурсов Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

стянуто к центру [1], создают неравные условия для рых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

позитивной социализации и воспитания. В этих обсто- торых обосновывается автор; выделение неразрешен-

ятельствах возрастает значение других эмоциональных, ных раньше частей общей проблемы. На данном этапе

близких и понятных большинству населения, факторов, исследования (2018) нами была изучена научная фило-

а именно художественной культуры региона и его худо- софская, психологическая и педагогическая литература,

жественно-культурной среды. Опасности, подстерегаю- а также работы по изучению потенциала художественно-

щие детей и подростков, либо на просторах интернета, культурной среды, имеющиеся в области культурологии.

либо в его социальном окружении, привлекают в силу Особое внимание уделялось анализу социально-педаго-

стремления к романтике, эмоциональным переживани- гических работ российских ученых, сопряженных с про-

ям, острым ощущениям, красоте (истиной и ложной), блемами социально-педагогической диагностики среды

поиска способов самореализации и значимых событий. (Л.И. Новикова [3], А.В. Мудрик [4], М.В. Шакурова) [5;

Такими эмоциональными, значимыми, романтичными 6], а также трудов представителей средового подхода в

могут быть события, практики, отношения, складываю- педагогике Е.П. Белозерцева [7;8], А.В. Гаврилина [9],

щиеся в сфере искусства и художественно-творческой Ю.С. Мануйлова [10; 11], В.А. Ясвина [12] и др.

деятельности человека. Поэтому изучение художествен- В.А. Ясвиным рассмотрена роль среды в развитии

но-культурной среды с точки зрения её позитивного и человека с позиций гуманистической педагогики, им

негативного влияния на детей, подростков и молодежь же предложены и реализуются на практике основные 166 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Неценко Ольга Викторовна, Реушенко Анастасия Александровна НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

методики изучения образовательной среды учреждения, параметры экспертизы образовательной среды [12]. Е.П. Белозерцев рассматривает культурно-образовательную среду и ее педагогическую составляющую, историко-культурное наследие региона как источник развития педагогической мысли и составляющую философии Отчего края[7; 8].

Ближе всего к вопросу исследования педагогического потенциала художественно-культурной среды исследования Е.А. Туриной (Украина) [13], Э.П. Костиной [14], В. М. Ахунова [15], С.И. Дорошенко [16] и др. [17; 18]. Региональность как характеристику социокультурной среды и воспитательного пространства анализирует в своих работах А.В. Гаврилин [9]. М.В. Шакурова рассматривает социальное воспитание в школе, в том числе с учетом потенциала социокультурной среды [5].

В сопряженности с проблемами культурной, социокультурной, образовательной и воспитательной среды некоторые отдельные аспекты их социально-педагогического потенциала представлены в трудах Ю.С. Мануйлова [10] и его учеников. Г.Г. Шек называет средовой подход действенным инструментом решения педагогических задач и выделяет условия эффективного включения среды в образовательно-воспитательный процесс. В качестве условий ученый называет наличие программы освоения среды, ориентирующей педагога в диагностических, проектировочных и преобразовательных действиях и организацию среды в логике средового подхода [19].

Зарубежные исследователи также уделяют внимание взаимодействию с культурной средой, подчеркивают необходимость её диагностики, поскольку объекты культуры не прозрачны, их смысл и значение чаще всего не возможно определить, исходя из внешних параметров [20; 21]. Напрмер, D. Nevena считает, что в процессе взаимодействия ребенка с культурной средой важно концентрировать его внимание на объектах культуры и искусства, пояснять их значение, т.е. импринтировать культурную среду вокруг ребенка, вызывать его интерес к различным элементам среды и объяснять значение окружающих ребенка, тех или иных, культурных объек-тов[20].

Однако проблема социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона представлена в работах фрагментарно. Существующие в педагогике и социальной педагогике диагностические материалы не всегда могут быть использованы для социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона.

В научной социально-педагогической литературе отсутствуют целостная концепция социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона, параметры среды и критерии оценивания, диагностические комплексы для определения потенциала художественно-культурной среды региона. Педагоги не имеют полноценного инструментария для диагностики и последующего освоения художественно-культурной среды.

Мы в своих исследованиях рассматривали причины введения в педагогику понятия «художественно-культурная среда» [2], её структуру, функции, особенности. Особенности современного подрастающего поколения делают художественно-культурную среду особо эффективным инструментом воздействия и взаимодействия [22].

Формирование целей статьи (постановка задания). На предыдущих этапах исследования нами были уточнены понятия «художественно-культурная среда региона», «художественно-культурные практики», рассмотрены актуальность проблемы, механизмы взаимодействия образовательных организаций с организованной художественно-культурной средой, критерии её социально-педагогической диагностики, также особенности социально-педагогической диагностики художествен-

но-культурной среды региона. Задачей данной статьи, с учетом уже имеющихся исследований по проблеме, - определить направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона как целостного социально-педагогического явления.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Под художественно-культурной средой, на данном этапе исследования, мы понимаем разновидность социокультурной среды от микро- до макроуровня, состоящую из материальных и нематериальных компонентов (культурного наследия и художественных ценностей), образующую освоенное личностью пространство функционирования художественной культуры и художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается ко всей системе ценностей, присущих обществу.

Особенности диагностики нами определены в рамках предыдущих публикаций [23].

Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона можно рассматривать в соответствии с функциями художественно-культурной среды, проблемами и опасностями, подстерегающими ребенка в художественно-культурной среде, позитивным потенциалом этой среды. Можно осуществлять социально-педагогическую диагностику отдельных компонентов художественно-культурной среды.

Рассматривая функции художественно-культурной среды региона, возможны такие направления социально-педагогической диагностики как:

- изучение художественно-культурных потребностей педагогов, учащихся и родителей;

- выявление ценностных ориентаций в сфере культуры и художественного творчества;

- определение наиболее востребованных элементов художественно-культурной среды;

- описание традиций, доминирующих в художественно-культурной среде региона;

- изучение степени удовлетворенности различных субъектов среды (профессиональных и непрофессиональных) многообразием её элементов, существующими в данной среде художественно-культурными практиками и их доступностью в рамках центра и периферии региона, значимыми художественно-культурными событиями;

- выявление частоты, содержания и алгоритмов взаимодействия художественно-культурной среды с образовательными организациями региона;

- диагностика отношений к различным компонентам и элементам художественно-культурной среды региона, брендам, традициям, сложившимся практикам.

Рассматривая опасности, подстерегающие ребенка в окружающей художественно-культурной среде, можно выделить следующие направления её социально-педагогической диагностики:

- определение содержания, художественной ценности и социальной направленности художественной составляющей различных субкультур, представленных в регионе;

- определение соответствия (несоответствия) продуктов художественно-творческой деятельности духовно-нравственным ценностям общества;

- ориентированность (социальная, антисоциальная) художественно-культурных практик;

- определение разнообразия художественно-творческой деятельности, достаточного количества элементов художественно-культурной среды для развития творческого потенциала и способностей художественно-одаренного ребенка (опасность не развить признаки художественной одаренности, не реализовать свой потенциал) и др.

Осуществлять диагностику позитивного потенциала художественно-культурной среды региона мы предпо-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)

167

Netsenko Olga Viktorovna, Reuchenko Anastasia Aleksandrovna pedagogical

DIRECTIONS OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS ... sciences

лагаем по следующим направлениям:

- художественно-культурный позитивный контент в средствах массовой информации региона;

- наличие разнообразных по форме и содержанию художественно-культурных практик в учреждениях художественной культуры, образования, дополнительного образования;

- наличие механизмов и практик взаимодействия образовательных организаций с учреждениями культуры и элементами художественно-культурной среды;

- изучение народных традиций и культурных событий с ними связанных, а также влияние традиций на воспитательные системы образовательных организаций региона;

события в сфере художественной культуры и художественно-творческой деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Художественно-культурная среда региона является важным ресурсом воспитательной деятельности в рамках региона. Необходимо вооружить педагогов инструментарием для диагностики художественно-культурной среды и организации эффективного, позитивного взаимодействия с отдельными её составляющими.

Таким образом, нами определены направления диагностики художественно-культурной среды региона и следующие задачи по её диагностике:

- описание отдельных компонентов и элементов художественно-культурной среды региона (на примере Воронежской области);

- выявление отношений отдельных детей, родителей и педагогов к художественно-культурной среде и её составляющим;

- определение воспитательного потенциала и опасностей, подстерегающих детей, подростков и молодежь в организованной и неорганизованной художественно-культурной среде;

- выявление и описание доминирующих традиций и художественно-культурных практик региона, а также степени охвата ими детей, подростков и молодежи;

- изучение потребностей и мотивов, действующих в данной среде субъектов;

- обоснование возможностей и ограничений социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.

2. Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 79-82.

3. Новикова Л.И. Воспитание — воспитательные системы — воспитательное пространство // Среда — воспитательное пространство — управление в педагогике : межрегиональный сборник научных статей / отв. ред. Ю. С. Мануйлов. Костанай: ГорУО, 1997.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2005. 200 с.

5. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.

6. Шакурова М,В., Неценко О.В. Среда и пространство как педагогический феномен: монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. 124 с.

7. Белозерцев Е.П. Образование. Историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб: Издательство: Юридический центр Пресс, 2004. 704 с.

8. Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография. Воронеж: Типография им. И.А. Болховитинова, 2016. 230 с.

9. Гаврилин А.В. Необходимость системного подхода в воспитании // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18-19 октября 2018 г., г. Москва) / Под ред. Н.Л. Селивановой, И.Ю. Шустовой. Москва: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2018. С. 119 -127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс. ... д. пед. наук. М., 1997. 193 с.

11. Опыт освоения средового подхода в образовании / Мануй-

168

лов Ю.С, Шек Г.Г. Москва, Н.Новгород, 2008. 220 с.

12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.

13. Турина Е.А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Киев, 2009. [Электронный ресурс] // Авторефераты — авторефераты диссертаций. Режим доступа: http://avtoreferati.ru/ sreda-kultury-i-iskusstva-kak-faktor-tvorcheskoj-socializacii-lichnosti.html (дата обращения 12.07.2018)

14. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка//Дошкольное воспитание. 2006. № 11—12. С. 37— 42.

15.Ахунов В.М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея. Дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 2006. 231 с.

16. Дорошенко С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании Х1Х—ХХ вв. Дисс. ... д. пед. наук. Владимир, 2012 465 с.

17. Андреев В.Н. Социально-педагогические условия организации художественной среды для развития творче-ского потенциала младших школьников (На примере художественно-изобразительного творчества). Дисс. ... к. пед. наук. Биробиджан, 2003. 238 с.

18. Заграевский С.В. Культурно-историческая среда российских городов. Способы ее сохранения // Территория и планирование. 2011. № 2(32). С. 4—13.

19. Шек Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук 13.00.01 Елец, 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/sredovoi-podkhod-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya-i-usloviya-ego-osvoeniya#ixzz5WHnZ0KrL (дата обращения 6.11.18)

20. Nevena D. Culture in Infancy: An Account of a Way the Object «Scoulpts» Early Development Institute of Psychology, University of Lausanne Psychology & Society, 2010, Vol.3 (1), 77-91.

21. Hicela Ivon, Dubravka Kuscevic. School and the Cultural-Heritage Environment: Pedagogical, Creative and Artistic Aspects.C.E.P.S. Journal, Vol.3, № 2, 2013, Croatia, University of Split.

22. Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах совре-менных отечественных гуманитарных исследований) [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 8. Вып. 1: Пространство и время образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.43 (дата обращения 10.11.18)

23. Неценко О.В. Особенности и критерии социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы IV Международной научной конференции. Самара, 15 июня 2018 года. В рамках проек-та «А.З.Б.У.К.А. детства». / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. Самара: МБУК г.о. Самара «МДКГ»; ООО «Научно-технический центр», 2018. С. 55 — 59.

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ проект № 18-013-00742 «Социально-педагогическая диагностика художественно-культурной среды региона».

Статья поступила в редакцию 12.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.