Научная статья на тему 'Опыт изучения социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона и направления его использования образовательными организациями'

Опыт изучения социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона и направления его использования образовательными организациями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ / SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT / REGION / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / INTERACTION WITH THE ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неценко О.В., Гренадерова Л.В.

Необходимость и особенности изучения социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона. Возможности разработки параметров оптимальной художественно-культурной среды, подбор диагностического инструментария потенциала художественно-культурной среды региона, описание некоторых художественно-культурных практик, способствующих решению задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Практики, связанные с социально-педагогической диагностикой художественно-культурной среды региона, включением в неё детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неценко О.В., Гренадерова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience Of Studying Socio-Pedagogical Potential Of Artistic And Cultural Environment Of The Region And Directions Of Its Use By Educational Institutions

The article features of the rationale, the study of the socio-pedagogical potential of artistic and cultural environment of the region, the development of the parameters of the optimal artistic and cultural environment, selection of diagnostic tools the potential of artistic and cultural environment of the region, a description of artistic and cultural practices that contribute to the solution of problems of social education and socio-pedagogical protection. The authors pay attention to the practices related to the socio-pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of the region, as well as the practice of including children and adolescents in the artistic and cultural environment of the region.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона и направления его использования образовательными организациями»

Опыт изучения

социально-

педагогического

потенциала

художественно-

культурной среды

региона

и направления его использования образовательными организациями

В статье рассматриваются необходимость и особенности изучения социально-педагогического потенциала художественно-культурной среды региона, возможности разработки параметров оптимальной художественно-культурной среды, подбор диагностического инструментария потенциала художественно-культурной среды региона, описание некоторых художественно-культурных практик, способствующих решению задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Авторы обращают внимание на практики, связанные с социально-педагогической диагностикой художественно-культурной среды региона, а также на практику включения детей и подростков в художественно-культурную среду региона.

• социально-педагогический потенциал • художественно-культурная среда • регион • социально-педагогическая деятельность • социально-педагогическая диагностика • взаимодействие с художественно-культурной средой

О.В. Неценко,

кандидат исторических наук, доцент по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж, РФ

Л.В. Гренадерова,

старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж, РФ*

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00742.

Несмотря на то что учёные всё больше пишут о роли среды в развитии ребёнка, обращают наше внимание на ресурсы окружающей среды, на практике происходит отдаление ребёнка от социокультурной, а особенно художественно-культурной среды. Это отчуждение имеет разные причины, среди них:

— широкое вовлечение детей и подростков в интернет-пространство и непонимание ими других путей приобретения социального опыта;

— отсутствие среди взрослых так называемых посредников между ребёнком и художественно-культурной средой;

— сложности с организацией выхода и выезда детей за стены школы, в том числе и в рамках воспитательной деятельности;

— отсутствие целенаправленных педагогически-организованных взаимодействий со средой и др.

В практике социально-педагогической деятельности организация взаимодействия образовательного учреждения, а также ребёнка и его семьи, со средой понимается как один из ведущих принципов социального воспитания и социально-педагогической поддержки ребёнка. Среда является источником развития1 и ресурсом социально-педагогической деятельности. Изучение среды как ресурса и её социально-педагогического потенциала, разработка алгоритмов взаимодействия образовательной организации со средой — важная задача социально-педагогической теории и практики. Различные направления взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности со средой (изучение, использование ресурсов, участие в социокультурных практиках) позволят повысить эффективность социально-педагогической деятельности школы.

Социально-педагогический потенциал — это возможности и способности чего-либо, которые можно использовать для решения вопроса личностного развития человека, его социализации и адаптации. Под социально-педагогическим потенциалом мы будем понимать совокупность возможностей для реализации целей социально-педагогической деятельности, т.е. задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

М.А. Нугаев и Р.М. Нугаев выделили наличный и перспективный социально-педагогические потенциалы.

Наличный социально-педагогический потенциал — это те возможности, которые ещё не нашли своё выражение в деятельности, но в принципе могут быть в ней задействованы, так как условия для этого уже существуют.

1 Иванов Д.А. Развитие в профессиональной деятельности учителя // Народное образование. — 2019. — № 5. — С. 74.

Перспективный социально-педагогический потенциал — это те возможности, которые, может быть, никогда не найдут своего выражения в деятельности, если общество не создаст специальные условия для этого2.

Учитывая особенности современного ребёнка, наиболее привлекательной, с точки зрения решения задач социально-педагогического сопровождения, помощи, поддержки, социального воспитания, является художественно-культурная среда региона.

Художественно-культурную среду на данном этапе исследования мы понимаем как совокупность условий, созданных в сфере официальной и неофициальной художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека, способствующих развитию, саморазвитию и самореализации личности3.

Некоторым аспектам исследования педагогического потенциала художественно-культурной среды посвящены работы Е.А. Туриной (Украина), Э.П. Костиной, В.М. Ахунова, П.Б. Бек-керман, С.И. Дорошенко, С.В. Загра-евского, Т.Ю. Купач, В.Б. Устьянцева, И.Б. Стояновской и др.

Социально-педагогический потенциал художественно-культурной среды фрагментарно представлен в педагогических исследованиях и далеко не полностью реализуется на практике.

Для современной социально-педагогической практики характерно усложнение её инфраструктуры и перенос основного акцента в социально-педагогической деятельности на школу и

2 Нугаев М.А., Нугаев Р.М. Социальный потенциал Республики Татарстан — Казань: Казанский гос. университет, 2003. — С. 14.

3 Алехина Е.В. Неценко О.В. Художественно-культурная среда областей Центрального Черноземья // Известия

Воронежского государственного педагогического университета. 2016. — № 4 (273). — С. 60

другие образовательные организации. Однако в условиях, когда школа и её образовательная среда, а также учителя и классные руководители не являются значимыми субъектами в жизни ребёнка, данный акцент не всегда может быть результативен с точки зрения решения задач воспитания.

Одним из важных факторов, способствующих эффективному решению проблем ребёнка и его семьи, является эмоционально-насыщенная среда, при этом тесно связанная с художественными ценностями своего народа и своей семьи, традициями художественной культуры, многообразными художественными практиками. Художественно-культурная среда всегда отличается региональным своеобразием.

Н.В. Зубаревич подчёркивает, что различия между регионами на просторах нашей страны достаточно велики. Наличие центров «периферийного неравенства» нам показывает, что пространство развивается неравномерно, среда регионов обладает различными ресурсами, концентрируются которые также в центре: в центре страны, в центре региона, в центре района. Автор обращает внимание и на особенности философии, мировоззрения, культурного сознания и культур ных практик жителей тех или иных регионов. При этом Н.В. Зубаревич отмечает общность оборонного сознания жителей российских регионов, некоторый изоляционизм и слабое представление о степени включённости в мировые процессы, экономические и культурные4.

Поэтому художественно-культурная среда региона требует более глубокого изучения её структуры, отдельных её характеристик, рассмотрение по горизонтали (материальный компонент,

4 Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация — М.: Независимый институт социальной политики, 2010.

ценностный, креативный, действенный, преобразующий) и по вертикали (театральная среда, музыкальная, литературная, архитектурная и др.).

В предыдущих исследованиях мы отмечали, что можно выделить неорганизованную и организованную художественно-культурную среду5.

Изучая неорганизованную художественно-культурную среду региона, стоит обратить внимание на стихийное взаимодействие с ней и влияние этой среды на человека через различные механизмы социализации: рефлексию, идентификацию, импритинг, подражание и др.

В рамках этого взаимодействия важна глубина и эмоциональность впечатлений, насыщенность ценностями, яркость и значимость художественных образов, ассоциации с увиденным и услышанным в том или ином сегменте художественно-культурной среды. Здесь нельзя предвидеть, какое художественное событие, образ или действие могут произвести впечатление на того или иного ребёнка, поскольку это зависит от множества факторов, в том числе и особенностей личности, её опыта эмоционального переживания и участия в художественных практиках. Однако есть события или художественные образы, которые не оставляют равнодушными большинство людей, оказывают сильное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, помогают мыслить позитивно, чувствовать по-особому происходящее вокруг.

Поэтому нельзя не учитывать потенциал неорганизованной художественно-культурной среды. Она может поддер-

5 Неценко О.В. Социально-педагогический потенциал художественно-культурной среды региона // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы: Сборник материалов Международного симпозиума / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. — Арзамас: АФ ННГУ, 2014. — С. 130.

живать человека в трудных ситуациях, а может угнетать его эмоционально. Многообразие окружающих человека условий, связанных с неорганизованной художественно-творческой деятельностью, всегда предполагает, что каждый найдёт в художественно-культурной среде те моменты, события, ценности, образы, которые в данный момент созвучны его внутреннему состоянию. Что касается неорганизованной художественно-культурной среды центра и периферии, то не всегда в центре она насыщена художественно-культурными практиками, близкими народу и его народной художественной культуре. Чаще всего они берут начало и развиваются от периферии к центру.

И влияние педагогов на окружающее человека «художественное», на стихийно сложившиеся культурные практики, передающиеся от поколения к поколению (традиции семейного художественного творчества, колыбельные и другие музыкальные предпочтения человека и его окружения, окружающие человека элементы народного декоративно-прикладного творчества и др.), минимально, опосредовано действиями предыдущих поколений, обусловлено всё теми же художественными традициями, культурными ценностями, художественно-культурными возможностями регионов.

Однако эти стихийные процессы нужно уметь видеть, понимать, чувствовать и анализировать. Порой музыка, звучащая в доме, и украшения, используемые в быту, говорят о человеке и его семье больше, чем беседа с ним.

Очень важна в этой связи некая совокупность диагностик художественно-культурного окружения, позволяющая определить социально-педагогический потенциал в неорганизованной художественно-культурной среде. В процессе определения социально-педагогического потенциала художествен-

но-культурной среды региона важно определить отношение ребёнка к этой среде, её ценностям и нормам, событиям и людям, эту среду наполняющим. Здесь могут быть использованы такие диагностики среды, как рисуночные тесты, сочинения, описания, эссе, методики, предполагающие определение своего места в художественно-культурном окружении, творческие работы, анкеты интересов, предпочтений, доминирующих мотивов участия в художественно-творческой деятельности, анализ эмоционального контента и др.

В рамках исследования 2018 — 2019 годов нами были предложены различные методики диагностики художественно-культурной среды региона.

Нами были составлены карты художественно-культурных объектов каждого муниципального района города Воронежа. Среди художественно-культурных объектов на картах были отмечены музеи, памятники, мемориальные доски, выставочные залы, дома-музеи, театры, кинотеатры, дома культуры, библиотеки, парки, мемориальные скверы, концертные залы, памятники архитектуры, арт-объекты и др. Наиболее насыщен культурными объектами центр города, т.е. Центральный и Ленинский муниципальные районы. Исходя из степени насыщенности культурными элементами, можно определить художественную специфику микрорайона и возможности образовательных организаций в использовании близлежащих объектов культуры. Даже в тех микрорайонах, где отсутствуют исторические памятники, театры, кинотеатры и музеи, есть объекты, которые могут быть использованы педагогами для включения ребёнка в художественно-культурную среду. Так, вдали от центра находятся Музей забытой музыки, памятник Котенку с улицы Лизюкова, дома культуры, скверы, парки, библиотеки, Музей-Диорама и др. Каждый из окружающих школу объ-

ектов может быть использован в воспитательной работе. Сотрудники большинства учреждений культуры готовы принять группу детей для проведения того или иного мероприятия, поделиться своими знаниями, впечатлениями, эмоциями. Зачастую в подобных учреждениях работают энтузиасты своего дела.

В рамках анкетирования школьников всех районов просили написать известные им культурные объекты, находящиеся в его микрорайоне. К сожалению, большинство опрошенных подросткового возраста не смогли назвать те памятники или учреждения культуры, которые находятся в их микрорайоне. Среди объектов, которыми они гордятся, школьники чаще всего называли памятники, посвященные Великой Отечественной войне, мемориальные скверы, военно-исторические композиции. Театры, музеи, в том числе мемориальные, памятники писателям и поэтам-землякам, памятники архитектуры не были включены в круг объектов, которыми гордятся школьники6. Таким образом, мы видим, что школьники чаще всего называют те объекты, с которыми их знакомят в школе, и круг их познаний о художественно-культурной среде ограничен.

Также в рамках нашей диагностики детям было предложено выполнить рисунки музея и памятника. В одной из предыдущих статей нами отмечено: «В целом полученные результаты по рисункам музея носят положительный характер. На большей части изображений музея присутствуют здания с колоннами, военная техника (несколько музеев города связаны с его военной

6 Неценко О.В. и др. Опыт социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды крупного города // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы V Международной научной конференции. Самара, 2019. — С. 61-66.

историей), предметы народного творчества, солнце, деревья (в регионе есть музей — биосферный заповедник). Многие детали зданий прорисованы до мелочей (колонны, шторы, орнамент на стенах, двери, украшения в определенном стиле), что свидетельствует о внимании детей к деталям. К сожалению, никто из ребят не нарисовал себя в музее, но довольно часто изображали на здании часы, что свидетельствует о скуке и тоске, которое вызывает у ребят данное место.

Изображения памятника весьма разнообразны. Некоторые рисунки памятников изображены схематично, чаще тематика рисунков носит военный характер и времен СССР, с изображением танков, Вечного огня, ракет и людей с оружием, что свидетельствует о большой патриотической работе и знакомству учащихся с военными событиями на территории города. Довольно часто на рисунках изображены животные (Белый Бим, Котёнок с улицы Лизюкова), памятники которым являются известными брендами Воронежа. Встречаются рисунки с изображением основателя города — Петра I, что подтверждает нашу мысль о доминировании просветительской функции художественно-культурной среды»7.

В рамках организованной художественно-культурной среды возможно планирование взаимодействий человека с этой средой, опять же учитывая, что не всё, что организовано, будет воспринято так, как мы предполагаем. Не всё, что значимо для организатора и воспитателя, может стать значимым для ребёнка. И в этой ситуации важны также определённые механизмы

7 Неценко О.В. и др. Опыт социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды крупного города // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы V Международной научной конференции. Самара, 2019. — С. 65.

воздействия, характеристики среды, которые должны усиливать предполагаемые впечатление и степень вовлеченности в происходящее.

К сожалению, педагоги, организуя взаимодействие ребёнка с различными составляющими художественно-культурной среды, редко задумываются об условиях эффективного взаимодействия, закрепления мимолетных позитивных впечатлений, алгоритмов организации культурных практик и включения ребёнка в разнообразную художественно-творческую деятельность.

Нами был описан опыт работы гимназии имени И.С. Никитина города Воронежа по организации тесного взаимодействия с театрами города, особенно Театром оперы и балета. Данная практика является традицией школы, в которой разработаны свои алгоритмы приобщения ребёнка к художественно-культурной среде. Общение ученика школы с миром искусства и «сегодня, по традиции, начинается с первого класса, когда происходит первое знакомство с театром. Первому выходу первоклассников в театр уделяется большое внимание. Этот выход предваряет подготовительная работа, включающая знакомство с традициями школы, историей дружбы школы с театрами города, с правилами поведения в театре, с содержанием и особенностями той постановки, которую малышам предстоит увидеть. К подготовительной работе помимо учителя начальных классов подключаются учитель музыки, библиотекарь, учитель изобразительного искусства. По традиции, первый выход осуществляется в Театр оперы и балета, где первоклассников ожидает много новых впечатлений: оркестровая яма, музыка, красочные декорации, яркие костюмы, внимательный персонал, приветственное слово работников театра и, наконец, посвящение в юные

зрители в присутствии всех учеников и учителей школы»8.

Определенный синтез положительных эмоций, заинтересованности и активного участия в процессе освоения художественно-культурной среды представляет собой такая форма работы, как квест по историко-культурному ориентированию. Опыт проведения подобных мероприятий есть в различных педагогических вузах: Ярославском, Костромском и др. Изучив их опыт и приняв участие вместе со студентами в подобном мероприятии в рамках Всероссийского студенческого педагогического слёта (г. Ярославль, август 2017 года), мы разработали собственный вариант квеста по историко-культурному ориентированию в центре города Воронежа. При этом, учитывая выделенное время, мы не смогли охватить и четверти памятников культурного наследия центра города, с которыми ознакомились студенты. В маршруте нашего квеста были такие историко-культурные объекты, как Площадь Победы, Кукольный театр, Камерный театр, гостиница «Бристоль», памятники Андрею Платонову, Алексею Кольцову, Дом-музей И.С. Никитина, кинотеатры «Спартак» и «Пролетарий», имеющие богатую историю и связанные с именами различных деятелей литературы и искусства. Квест также можно рассматривать в качестве одного из вариантов диагностики историко-культурных интересов и знаний студентов и школьников о культурном наследии своего края.

8 Неценко О.В. Опыт использования воспитательного потенциала художественно-культурной среды: традиции советской школы и современность (на примере гимназии им. И.С. Никитина г. Воронежа) // От Советской школы к Российской школе XXI века. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 16 — 7 февраля 2014 г. / Под ред. И.Ю. Шустовой. — М.: НОУ «Педагогический поиск», 2014, с. 65 — 74. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.itiprao.ru/images/stories/documents/ sbornik0214.pdf

Интересна практика привлечения старшеклассников-волонтеров к работе на различных фестивалях, проводимых в регионе: Платоновский, Детский театральный фестиваль Маршак, Рамон-ский родник, Джазовая провинция и др. Социально-педагогический потенциал фестивального движения в этой связи изучала М.С. Барабанова9.

Описание взаимодействия с художественно-культурной средой региона в форме культурных практик дано в сборнике Центра управления социальных инноваций GrantRaШng в рамках деятельности рабочей группы «Местное самоуправление и развитие территорий» Общероссийского гражданского форума10. Все практики, представленные в сборнике, обращенные к музеям, народному искусству, народным играм, уличным гуляниям, архитектуре старых городов, сельскому социуму и др., могут быть использованы в социально-педагогической и воспитательной деятельности.

Художественно-культурная среда может эффективно использоваться в социально-педагогической работе, если:

• педагог, в том числе социальный, будет знать и понимать возможности использования художественно-культурной среды в обучении и воспитании, владеть разнообразными формами организации взаимодействия ребёнка с художественно-культурной средой и методическими и организа-

9 Барабанова М.С. Изучение фестивального движения в регионе и его социально педагогических возможностей // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума «Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России» (Воронеж, 17 апреля 2019 года) / под ред. М. В. Шакуровой. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. — С. 27-33.

10 Искусство созидать: культурные практики как инструмент развития территорий и местных сообществ. Сборник кейсов, 2018.

торскими навыками включения ребёнка в разнообразную художественно-творческую деятельность;

• педагогами будет осмыслен образовательный, воспитательный и развивающий потенциал художественно-культурной среды региона, а также народной художественной культуры;

• педагог будет знаком с многообразием художественных образов и практик, которыми насыщена художественно-культурная среда региона, с культурными традициями, художественными ценностями, сможет интерпретировать их содержание исходя из особенностей проблемы ребёнка, его запросов и потребностей и необходимых ему видов помощи;

• используя разнообразные художественно-культурные практики, художественные ценности, педагог будет создавать насыщенную, эмоциональную, социально-активную, значимую для конкретного ребёнка развивающую художественно-культурную среду.

Сама среда будет обеспечивать эффективное развитие ребёнка, если, по мнению А.К. Лукиной, будет отвечать следующим параметрам:

« — относительной стабильностью и устойчивостью;

— связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимно компенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребёнка;

— побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни;

— присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребёнок;

— «творимостью» среды ребёнком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

— достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

— направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребёнком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием»11.

Следует отметить, что анализ понятия, тенденций развития художественно-культурной среды региона будет способствовать не только повышению её социально-педагогического потенциала, но и обогащению «педагогики среды».

Литература

1. Алехина Е.В. Неценко О.В. Художественно-культурная среда областей Центрального Черноземья [Текст] / Е.В. Алехина, О.В. Неценко // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. — № 4(273). — С. 60 — 64.

2. Барабанова М.С. Изучение фестивального движения в регионе и его социально педагогических возможностей (на примере Воронежской области) / М.С. Барабанова // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики [Текст]: материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума «Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России» (Воронеж, 17 апреля 2019 года) / под ред. М.В. Шакуровой. — Воронеж: Изда-тельско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. — с. 27 — 33.

3. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация [Текст] /

11 Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика. — 2002. — № 1. — С. 17 — 24.

Н.В. Зубаревич. — М.: Независимый институт социальной политики, 2010.

4. Иванов Д.А. Развитие в профессиональной деятельности учителя [Текст] / Д.А. Иванов // Народное образование. — 2019. — № 5. — С. 74.

5. Искусство созидать: культурные практики как инструмент развития территорий и местных сообществ. Сборник кейсов, 2018.

6. Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях [Текст] / А.К. Лукина // Педагогика. — 2002. — № 1. — С.17 -24.

7. Неценко О.В. Опыт использования воспитательного потенциала художественно — культурной среды: традиции советской школы и современность (на примере гимназии им. И.С. Никитина г. Воронежа) //От Советской школы к Российской школе XXI века. Сборник материалов Всероссийской научно — практической конференции, 16-7 февраля 2014 г. / Под ред.И.Ю. Шустовой. — М.: НОУ «Педагогический поиск», 2014, с. 65-74. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.itiprao.ru/images/ stories/documents/sbornik0214.pdf (Дата обращения 28.10.2019)

8. Неценко О.В. Опыт социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды крупного города [Текст] / А.М. Акимова, Г.М. Акимова, О.В. Неценко // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы V Международной научной конференции. — Самара, 2019. — С. 61-66.

9. Неценко О.В. Социально-педагогический потенциал художественно-культурной среды региона [Текст] / О.В. Неценко // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы: Сборник материалов Международного симпозиума / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. — Арзамас: АФ ННГУ, 2014. — С. 130-138.

10. Нугаев М.А., Нугаев Р.М. Социальный потенциал Республики Татарстан [Текст] / М.А. Нугаев, Р М. Нугаев. — Казань: Казанский гос. ун-т, 2003. — 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.