Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты формирования правового сознания у будущих педагогов'

Социально-педагогические аспекты формирования правового сознания у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова E. А.

В статье анализируются взгляды современных ученых на важность и необходимость формирования правового сознания у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты формирования правового сознания у будущих педагогов»

УДК 37.032:378

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

EA. Кузнецова - соискатель Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева Чебоксары

SOCIALLY-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FUTURE TEACHERS LEGAL CONSCIOUSNESS FORMATION

E.A. Kuznetsova - applicant Chuvashia State Pedagogical University named by I.YA. Yakovlev

Cheboksary

e-mail: kzm_diss@mail.ru

Ключевые слова: формирование, правовое сознание.

Аннотация. В статье анализируются взгляды современных ученых на важность и необходимость формирования правового сознания у будущих педагогов.

Keywords: formation, legal consciousness.

Summary. In the article sights of modern scientists to the importance and necessity the future teachers legal consciousness formation are analyzed.

ВВЕДЕНИЕ

Утвержденные президентом России Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (2011 г.) раскрывают основные задачи государства в данной области. В документе отмечается, что государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств [5].

Правовое образование в современной России, по мнению В.Е. Егорова, является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Ее основу составляют система знаний и понимания права, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что напрямую взаимосвязано с состоянием образования в обществе. На первый план выходит правовая подготовка специалистов в системе высшего, профессионального образования, особенно в вузах неюридического профиля. Это связано с тем, что современные этапы развития высшего профессионального образования характеризуются увеличением квалификационных требований к будущим специалистам.

Общепрофессиональный раздел образования ориентирован на формирование теоретических знаний и практических умений в процессе освоения гуманитарных и

социально-экономических дисциплин. Основные требования к уровню подготовленности специалиста включают в свой состав в том числе, знание права и российской правовой системы, правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности [2].

В современных условиях законность и правопорядок становятся необходимым условием развития страны, отмечает Т.В. Федина. Одной из приоритетных задач российского общества становится построение правового государства и формирование гражданского общества, для которых характерны авторитет права и высокий уровень правовой культуры населения. В настоящее время значительным препятствием в развитии социума, в котором усиливаются демократические тенденции, развивается новая социально ориентированная правовая система, является низкий уровень правового сознания граждан. Его невозможно изменить лишь путем введения соответствующих распоряжений и правовых норм, поскольку правовое сознание формируется достаточно продолжительное время на разных этапах развития личности. Именно поэтому в настоящее время формирование высокого уровня правосознания личности становится центральной идеей многих научных исследований [8].

Е.А. Певцова, также считает, что в современных условиях успешное функционирование государства во многом зависит от состояния правовой культуры и правового сознания выпускников вузов - специалистов, призванных определять будущее России. Она призывает помнить, что дефектность правосознания приводит к дисфункциям правового регулирования, которые особо ощутимы в условиях становления правового социального государства, реализации правовой реформы [6].

Исследуя правовое сознание в условиях трансформации российского общества, М.А. Агеева обращает внимание на:

- необходимое органическое сочетание информационной базы индивидуального правосознания, содержащей знания о существующих нормах, требованиях, установленных формах дозволенных или обязательных действий в социально значимых ситуациях в обществе, с мировоззренческим восприятием правовой жизни в целостности и в перспективе;

- необходимость формирования и становления профессионального правосознания развитого и наполненного специальными прикладными и теоретическими знаниями о праве и о создании правовой жизни, как формы общественного правосознания, которая представляет собой сосредоточение элементов, образованных по логике правового сознания с элементами научного сознания общества [1 ].

О правовом сознании, как важнейшем аспекте сознания индивида, обеспечивающим возможность его эффективного социального бытия, говорит Т.А. Фирсова. Она отмечает, что, несмотря на пристальное изучение учеными проблемы правового сознания и феномена правосознания с позиций различных научных дисциплин, формирование целостного интегрального представления о сущности правового сознания еще далеко от своего завершения [9].

Совершенно верно замечено Л.И. Москалевой, что конкретным носителем правового сознания является человек - гражданин нашей страны, получающий профессиональное образование в каком-либо вузе Российской Федерации. И от того, насколько организовано в сфере профессионального образования педагогическое сопровождение правового воспитания, зависит и судьба конкретного выпускника, и будущее всего нашего общества

[4].

В условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, считает Ю.В. Шумова, сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, создана законодательно-правовая база для реализации прав и свобод человека, с другой стороны, естественные права человека не всегда реализуются должным образом. Возникшее противоречие между сущим и должным требует своего разрешения в плане ценностной оценки позитивного права и сложившейся практики правосудия. В центре всех тех перемен,

которые сегодня происходят в России все чаще оказываются проблемы, связанные с правосознанием, с оценкой действующего позитивного права и практики правосудия [11].

Н.С. Токарь выявил специфическую роль правового сознания в регулировании поведения людей: в процессе регулирования индивидуального поведения правовое сознание выполняет роль механизма срабатывания правового предписания в сознании человека и проявления его в поступках и действиях. Будучи обусловленным объективными общественными отношениями, отражающими их правовыми нормами, правовое сознание личности в своем развитии обладает определенной самостоятельностью [7].

О правовом сознании как источнике правомерного поведения членов общества и правопорядка говорит Е.А. Певцова. Тот факт, что исполнение правовых норм людьми осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль «приведения» поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве. Это создает основу для стабильной жизни, повышения правовой культуры людей и укрепления законности [6].

Рассматривая понятие «правовая социализация», Ю.И. Жегусов считает, что основными негативными социальными факторами формирования правового сознания современной российской молодежи являются:

- кризис базовых ценностей и социальных норм российского общества, который характеризуется состоянием аномии криминального типа, конфликтом культур, в том числе и в сфере права. В условиях социальной аномии традиционные нормы и ценности теряют свое значение, легализируются ранее порицавшиеся и наказуемые деяния, стирается грань между нравственным и аморальным, правомерным и противоправным и т.п. Сознание широких слоев населения теряет позитивные ориентиры и маргинализуется;

- широкая доступность приемов, методов и технологий информационно-психологической войны. Средства массовой информации стали особо эффективным её инструментом. Основными целями информационно-психологических спецопераций являются девальвация и разрушение единых моральных и правовых норм, духовных ценностей конкретного общества, пропаганда деструктивных ценностей потребительства и «красивой жизни», «упрощение» культурного и интеллектуального уровня населения, искусственное создание и сохранение состояния «стабильной нестабильности» в обществе, война между конкурентами и т.п.;

- расширение социального пространства криминального общества, распространение криминальной субкультуры не только препятствует правовой социализации молодежи, но и является источником её альтернативной - криминальной социализации;

- падение эффективности деятельности правоохранительных органов, ориентация на развитие собственного бизнеса приводит к их отчуждению от основной массы населения. В современных условиях правоохранительные органы ориентированы только на выявление и наказание представителей «преступности бедности», а «преступность богатства» остается вне сферы их действия. В подобной ситуации не может быть и речи об участии правоохранительных органов в правовой социализации молодежи;

- разрушение единой системы правового воспитания и просвещения явилось результатом развала государства, утратой единой идеологии, на которой основывалась правовая пропаганда, в результате чего сильно пошатнулось позитивное влияние агентов правовой социализации: семьи, школы, СМИ, правоохранительных органов и т.п.;

- кризис социального института семьи, который выражается в росте доли неблагополучных семей, а также в ослаблении защитных функций семьи от негативных факторов социализации [3].

Одной из самых неразработанных в юридической науке, отмечает В.Н. Цыганаш, является проблема правосознания, выраженная в социально-правовой компетентности, правовой культуре педагога. Сейчас выявились потребности изучения правосознания педагога и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено тем, что правовое

сознание учителя, его правовая культура есть неотъемлемые компоненты осуществления профессиональной деятельности, в том числе организации формирования правосознания подрастающего поколения [10].

В.Н. Цыганашем выявлены, наиболее значимые причины острой необходимости изучения правового сознания учителя в современных условиях:

- во-первых, изменение общественно-политических, экономических условий общественного развития обусловливает постановку в качестве научной задачи исследование правовой культуры учителя, его правосознания и правопонимания, как части профессиональной культуры. Разрешение этой задачи во многом снимает проблему социально-правовой компетентности в отношениях «учитель-ученик», связанную с состоянием общества, ускоряет процесс правопонимания в повседневной жизни;

- во-вторых, подъем культуры и духовного потенциала учителя в условиях построения в России правового государства обусловливает потребность в большей социальной защищенности, возрастающей непримиримости к актам неправомерного и аморального поведения. Следствием этого является повышение уровня социальных ожиданий и социальных требований к деятельности педагога;

- в-третьих, произошли качественные изменения в состоянии образовательной и научной сферы, являющейся объектом приложения сил учителя. Происходит постоянный рост и интенсификация научных знаний. Обращение педагогики к человеку, постановка задачи поиска личностных смыслов, изменение понимания сути процесса обучения, второе рождение, которое переживает русская и российская правовая философия, возникновение новых концепций видения человека и общества диктует потребность в разработке прикладных задач, методологически основанных на новых концептуальных подходах, и требует нового качества правового осознания действительности;

- в-четвертых, произошли качественные перемены в области управления образованием, связанные с появлением негосударственных образовательных учреждений. Это обусловило потребность в педагогах нового поколения, переходящих от экстенсивных форм к интенсификации образовательного процесса. Новые задачи требуют от педагогических систем, гораздо более разветвленных прямых и обратных связей, характеризующих ее взаимодействие со средой функционирования, а это, в свою очередь, определяет необходимость в более тонкой духовной организации людей, проявлением которой является их правосознание;

- в-пятых, возник социальный заказ на качественно новую педагогику, опирающуюся на новые принципы, такие, как деидеологизация, гуманизация и индивидуализация обучения, его целесообразность и культуросообразность [10].

Таким образом, анализ современных исследований показывает, что формирование правового сознания у будущих педагогов является актуальной социально-педагогической проблемой.

Литература

1. Агеева, М.А. Правовое сознание в условиях трансформации российского общества: философский аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 00.09.01 / М. А. Агеева. - М., 2009. - 23 с.

2. Егоров, В.Е. О значении изучения права в неюридических вузах и факультетах (к вопросу о методике преподавания курса «Правоведение») / В.Е. Егоров // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов с высшим юридическим образованием : материалы научно-методической конференции. - Псков, 2004. - С. 34-40.

3. Жегусов, Ю.И. Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи: по материалам Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Ю.И. Жегусов. - Улан-Удэ, 2006. - 19 с.

4. Москалева, Л.И. Формирование правовой культуры у студентов физкультурного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л.И. Москалева. - М., 2006. - 164 с.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. - 2011. - 14 июля.

6. Певцова, Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) / Е.А. Певцова // Государство и право. - 2006. - № 12. - С. 109-115.

7. Токарь, Н.С. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Н.С. Токарь. - Краснодар, 2006. - 139 с.

8. Федина, Т.В. Оптимизация процесса формирования правосознания курсантов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Федина. - Ульяновск, 2010. - 183 с.

9. Фирсова, Т. А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Т.А. Фирсова. - Самара, 2002. - 250 с.

10. Цыганаш, В.Н. Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / В. Н. Цыганаш. - Ростов н/Дону, 2000. - 208 с.

11. Шумова, Ю. В. Философский анализ генезиса правосознания : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Ю.В. Шумова. - Челябинск, 2007. - 145 с.

Literature

1. Ageeva, M. A. Legal consciousness, adapting to transformation of Russian social society : philosophy's' aspect: avtoref. Dis. ... Dr. of Philosophy : 00.09.01 / M. A. Ageeva. - M., 2009. - 23 p.

2. Egorov, V. E. The main idea of the importance of learning Law in not judiciary universities and departments (to the question of learning method «Jurisprudence» course of study) / V. E. Egorov // Actual problems of idealizing process of training high judiciary education specialists : proceedings of scientific-methodical conference. -Pskov, 2004. - P. 34-40.

3. Zhegusov, Yu. I. Fluencies of criminal elements of social society to legal consciousness of young people in studying : in helping proceedings of Saha Republic (Yakutiya) : avtoref. Dis. ... Dr. of Sociology : 22.00.04 / Yu. I. Zhegusov. - Ulan-Ude, 2006. -19 p.

4. Moscaleva, L. I. Students' Law culture formation at physical culture universities : Dis. ... Dr. of Education : 13.00.08 / L. I. Moscaleva. - M., 2006. - 164 p.

5. Russian Federation governmental management in the sphere of development of citizens' legal grammar and consciousness // Russian paper. - 2011. - 14th of July.

6. Pevcova, E. A. Fluencies of our days' social sphere into the legal school children consciousness (theory-legal aspect) / E. A. Pevcova // Country and Law. - 2006. -№12. - P. 109-115.

7. Tokar', N.S. Fluencies of Russian mental into the legal consciousness of citizens' in our days' life : Dis. ... Dr. of Philosophy : 09.00.11 / N. S. Tokar'. - Krasnodar, 2006. -139 p.

8. Fedina, T. V. Optimization of formation process of legal consciousness students of military university : Dis. ... Dr. of Education : 13.00.08 / T. V. Fedina. - Ulyanovsk, 2010. - 183 p.

9. Firsova, T. A. Psychological-Pedagogical factors of teenagers legal consciousness development : Dis. ... Dr. of Psychology : 19.00.07 / T. A. Firsova. - Samara, 2002. - 250 p.

10. Tciganash, V. N. Legal consciousness of teachers and basic items of its formation in educational process of university : Dis. ... Dr. of Education : 13.00.08 / V. N. Tciganash. - Rostov-under the-Don, 2000. - 208 p.

11. Shumova, Yu. V. Philosophy's analysis of legal consciousness' genesis : Dis. ... Dr. of Phylosopy : 09.00.11 / Yu. V. Shumova. - Chelyabinsk, 2007. - 145 p.

Статья поступила в редакцию 18.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.