Научная статья на тему 'Правовое образование как компонент профессиональной подготовки учителя'

Правовое образование как компонент профессиональной подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланалиев Абдусалам Казимагомедович

В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматриваются сущность и структура правовой культуры, правового образования, возможности личности, формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое образование как компонент профессиональной подготовки учителя»

Психолого-педагогические науки •••

29

книга (книгу) портфеля (портфель); решил задача (задачу) и пример.

Типичными для русской речи чеченских учащихся ошибками, вызванными грамматической интерференцией, являются следующие: 1) ошибки в согласовании (высокий дерево, мой ручка); 2) ошибки в управлении (купил книга); 3) ошибки в употреблении глагольных форм (например, в видо-временных отношениях: я буду написать, посмотреть) и др.

Исследование природы интерферент-ных ошибок в речи учащихся-чеченцев, объяснение причин их возникновения имеют важное научно-теоретическое значение для успешного овладения русским языком в начальных классах. В процессе экспериментального обучения особое внимание мы уделяли практическому усвоению сочетаний прилагатель-

ных, притяжательных местоимений, глаголов прошедшего времени с существительными, входящих в изучаемые синтаксические структуры. Для этого предусматриваются специальные упражнения в определённой системе, обеспечивающие постепенный переход от репродуктивной речи к речевому творчеству. Наиболее эффективными приёмами экспериментального обучения русской и родной устной речи являются следующие: перевод с русского на родной язык и, наоборот, подбор синонимов, вопросы-ответы, использование аудиовизуальных средств, работа по картине, создание речевой ситуации, ролевая игра, инсценирование, составление текста по опорным словам, пересказ (подробный, выборочный, с трансформацией).

Примечания

1. Жуйков С. Ф. Обучение русскому языку нерусских школьников и их умственное развитие // Русский язык в СССР. 1991. № 1. С. 15. 2. Шурпаева М. И. Основные проблемы обучения

русскому языку на начальном этапе в условиях дагестанско-русского двуязычия. Махачкала, 2000. 3. Халидов А. И. Русский язык в чеченской школе. Назрань: Пилигрим, 2009.

Notes

1. Zhuikov S. F. The teaching of Russian language for non-russian students and their mental development // Russian language in USSR. 1991. # 1. P. 15. 2. Shurpaeva M. I. The main

problems of Russian language teaching at the initial stage in conditions of Dagestan-Russian bilingualism. Makhachkala, 2000. 3. Khalidov A. I. Russian language in Chechen school. Nazran:

Piligrim, 2009.

Primechanija

1. Zhujkov S. F. Obuchenie russkomu jazyku nerusskih shkol'nikov i ih umstvennoe razvitie // Russkij jazyk v SSSR. 1991. № 1. S. 15. 2. Shurpaeva M. I. Osnovnye problemy obuchenija

russkomu jazyku na nachal'nom jetape v uslovijah dagestansko-russkogo dvujazychija. Mahachkala, 2000. 3. Halidov A. I. Russkij jazyk v chechenskoj shkole. Nazran': Piligrim, 2009.

Статья поступила в редакцию 21.12.2013 г.

УДК 378

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

© 2013 Арсланалиев А. К. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматриваются сущность и структура правовой культуры, правового образования, возможности личности, формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру.

30

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

The author of the article on the basis of analysis of psychological and pedagogical literature explains the essence and structure of legal culture, legal education, the possibility of personality, personality development in the social and professional qualities characterizing the legal culture.

V stat’e na osnove analiza psihologo-pedagogicheskoj i special’noj literatury rassmatrivajutsja sushhnost’ i struktura pravovoj kul’tury, pravovogo obrazovanija, vozmozhnosti lichnosti, formiro-vanie lichnosti s social’nymi i professional’nymi svojstva.mi, harakterizujushhimi pravovuju kul’turu.

Ключевые слова: правовое образование, правовая культура, профессиональная подготовка, профессиональное образование, личность.

Keywords: legal education, legal culture, vocational training vocational education, personality.

Kljuchevye slova: pravovoe obrazovanie, pravovaja kul’tura, professional’naja podgotovka, pro-fessional’noe obrazovanie, lichnost’.

Современный этап развития общества характеризуется качественными преобразованиями в общественной жизни, переходом к рыночным механизмам регулирования экономики, разгосударствлением материального и духовного производства. При этом стратегия развития России, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности актуализирует проблему самостоятельности действий в политической, экономической, культурной и других аспектах жизни, для чего важно осознание личностью своих прав, воспитание гражданственности, ответственности за себя и страну формировать правовую культуру и т. д.

Сегодня усиливается значимость формирования уважения к правам личности, наряду с гражданственностью, выступающей организационной основой государственной целостности, поскольку построение правового общества, выступающего основой социального развития, требует создания системы гражданскоправового образования в образовательных учреждениях.

Проблемы правового воспитания и формирования исследованы в работах Е. В. Аграновской, П. П. Баранова, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, В. И. Поймана, Н. Л. Гранат, В. П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова, Б. А. Кистяков-ского, В. Н. Кудрявева, Э. В. Кузнецова,

Е. А. Лукащевой, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, B. C. Нерсесянца, В. В. Окса-мытного, М. Ф. Орзих, Т. Н. Радько, И. Ф. Рябко, Е. М. Трубецкого, В. А. Шегорцева и других.

Сегодня, когда происходит модернизация системы образования, изменяются социально-экономические условия под-

готовки специалиста, к которому предъявляются повышенные требования в различных областях деятельности по владению определенной системой правовых знаний, умений и навыков, формирование правовой культуры выступает ключевой задачей образования, поскольку именно правовоая культура обеспечивает полноценное включение в социальную и культурную жизнь субъекта деятельности. С этих позиций, изучение практики правовой подготовки в системе образования, осуществляемое с позиции обеспеченности необходимыми условиями для формирования правовой культуры, овладения совокупностью последовательных и взаимосвязанных правовых действий, направленных на осознанное освоение системы практикоориентированной деятельности, указывает на необходимость обновления системы, признанной сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культур. Следовательно, целью правового образования выступает формирование личности с социальными и профессиональными качествами, что очень важно для правовой культуры. При этом формирование правовой культуры требует обоснования эффективного механизма обеспечения соответствующей образованности, умений и навыков пользоваться правами реальной жизни, что напрямую связанно с правовой активностью отдельного человека и общество в целом.

С этих позиций образование понимается, как процесс усвоения знаний об основах государства и права, воспитания уважения к закону и правам человека,

Психолого-педагогические науки •••

формирования позитивного отношения к нарушениям законности и правопорядка, изучение основных проблем правового регулирования профессиональной деятельности, с учетом сказанного правовое образование выступает компонентом социализации личности через усвоение, принятие и реализацию субъектами правовых ценностей общества, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей поведения.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает на то, что правовая культура определяется уровнем правосознания, правовой активностью индивидов, сосуществующих в рамках определенного коллектива, а также степенью прогрессивности юридических норм и юридической деятельности [3; 6].

Следует отметить значимость правового образования в формировании индивидуальности личности, в получении знаний и навыков, значимых для социального функционирования, готовности к деятельности и анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий определения своего собственного места и т. д. При этом изучение проблем правового образования в системе профессиональной подготовки позволило сделать вывод о том, что оно нацелено на формирование у будущего специалиста, понимание охранительной функции права, научного и целостного представления о праве с акцентом на регулятивную функцю [1; 2].

Сегодня в системе современных общественно-экономических отношений проблема правового образования приобретает иную тональность, поскольку ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, где составной частью выступает правовая культура, оказывающая влияние на сознание и деятельность личности в самых разных сферах. При этом понятие правовой культуры рассматривается с разных точек зрения и охватывает такие общественные явления, как право и культуру.

Рассматривая правовую культуру, мы проанализировали понятие, «правовой нигилизм», выступающий её антиподом, в искоренении которого и заключается основная задача правового образования. При

31

этом правовая индифферентность представляет собой большую и сложную проблему, решение которой способствовало бы объяснению многих форм социальноправовой пассивности определенной части населения: отсутствие интереса к правовым явлениям, нежелание использовать права, предоставленные законом («бегство» от права), терпимость к антиобщественным проявлениям, отказ сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с преступностью и т. д. [6]

Результаты опроса среди студентов педагогического университета на предмет выявления отношения к правовому образованию в системе подготовки указывают на то, что большинство респондентов уверенны в том, что государство нарушает их права (63% студентов, 75% педагогов), обманывает своих граждан (65% студентов, 78% педагогов). Значительная часть респондентов не доверяет органам милиции (82% студентов, 62% педагогов), суда и прокуратуры (64% студентов, 75% педагогов) и т. д. Приведенные результаты опроса показывают, что студенты более склонны винить в сложившейся криминальной ситуации правоохранительные органы, что вполне соответствует распространенным в общественном мнении представлениям о причинах преступности. Это связанно с тем, что в массовом сознании, в целом, вина за негативные изменения состояния преступности возлагается на органы милиции, суда и прокуратуры, а также на несовершенство действующего законодательства. При этом придаётся гипертрофированное и явно не соответствующее действительности значение этим факторам.

Анализ состояния готовности студентов соблюдать законы Российской Федерации указывает на склонность 56% студентов и 78% педагогов к их признанию, не смотря на то, что 50% студентов, 61% педагогов считают, что они нужны для поддержания порядка в государстве. Большое число студентов (75%) считают, что принимать участие в акциях по соблюдению законов нет смысла, поскольку их голос все равно не будет услышан, а среди педагогов таковых оказалось 40%. При этом, дефектность правосознания респондентов, в частности, его недостаточная сформированность, проявляется в том, что при положительном

32

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

отношении к действующему законодательству подавляющая часть опрошенных потенциально способна его нарушить на индивидуальном поведенческом уровне.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что непонимание роли обще-

ства формирования правовой культуры, готовности к правовой деятельности приводит к проявлению среди молодежи неверия в закон, в справедливость, отсутствию чувства защищенности и т. д.

Примечания

1. Баранов П. П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: проблемы взаимодействия. Ростов н/Д. : РВШ мВд, 1996. С. 38-42. 2. Баранов П. П.

Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Н. Новгород: АСТ Слово, 1993. 485 с. 3. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11-12. С. 7.

4. Кудрявцев В. Н. Право как элемент правовой культуры // Право и власть. М. : Прогресс, 1990. 106 с. 5. Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория

государства и право / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. : Правоведение, 1997. 590 с.

6. Певцова Е. А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. Монография. М. : АПК и ПРО, 2002. С. 26-171.

Notes

1. Baranov P. P. Questions of typology of Russian legal culture // The Right and culture: problems of interaction. Rostov-on-don: RVS Ministry of internal Affairs, 1996. P. 38-42. 2. Baranov P. P. Legal

consciousness and legal education // General theory of law. N. Novgorod: AST Slovo. 1993. 485 p. 3. Granat N. L Awareness and legal culture // Lawyer. 1993. 11-12. 7 p. 4. Kudryavtsev V. N. Law as an element of legal culture // The Right and authority. M. : Progress 1990. 106 p. 5. Matuzov N. I. Legal nihilism and legal idealism: Course of lectures // Theory of state and law / Ed. by N. I. Matusova, A. V. Malko. M. : Jurisprudence, 1997. 590 p. 6. Pevtsova E. A. Legal education in Russia: formation of legal culture in modern society. Monograph. M. : APC and PRO. 2002. P. 26-171.

Primechanija

1. Baranov P. P. Voprosy tipologii rossijskoj pravovoj kul'tury // Pravo i kul'tura: problemy vzaimodejstvija. Rostov-na-Donu: RVSh MVD. 1996. S. 38-42. 2. Baranov P. P. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie // Obshhaja teorija prava. N. Novgorod: AST Slovo, 1993. 485 s. 3. Granat N. L. Pravosoznanie i pravovaja kul'tura // Jurist. 1998. № 11-12. 7 s. 4. Kudrjavcev V. N. Pravo kak jelement pravovoj kul'tury // Pravo i vlast'. M. : Progress, 1990.106 s. 5. Matuzov N. I. Pravovoj nigilizm i pravovoj idealizm: Kurs lekcij // Teorija gosudarstva i pravo / Pod red. N. I. Matuzova, A.V. Mal'ko. M. : Pravovedenie, 1997. 590 s. 6. Pevcova E. A. Pravovoe obrazovanie v Rossii: formirovanie pravovoj kul'tury sovremennogo obshhestva. Monografija. M. : APK i PRO, 2002. S. 26-171.

Статья поступила в редакцию 26.12.2013 г.

УДК 37.013.42

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 Асадулаева С. А. Дагестанский государственный педагогический университет

Системообразующим фактором процесса социализации школьников автор рассматривает экономическое образование, так как главные цели самоопределения выпускников школы соотносятся с целями экономического образования. Автор считает, что основы экономического образования школьников целесообразнее вести с начальных классов, используя сюжетно-ситуативные занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.