32
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
отношении к действующему законодательству подавляющая часть опрошенных потенциально способна его нарушить на индивидуальном поведенческом уровне.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что непонимание роли обще-
ства формирования правовой культуры, готовности к правовой деятельности приводит к проявлению среди молодежи неверия в закон, в справедливость, отсутствию чувства защищенности и т. д.
Примечания
1. Баранов П. П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: проблемы взаимодействия. Ростов н/Д. : РВШ мВд, 1996. С. 38-42. 2. Баранов П. П.
Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Н. Новгород: АСТ Слово, 1993. 485 с. 3. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11-12. С. 7.
4. Кудрявцев В. Н. Право как элемент правовой культуры // Право и власть. М. : Прогресс, 1990. 106 с. 5. Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория
государства и право / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. : Правоведение, 1997. 590 с. 6. Певцова Е. А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. Монография. М. : АПК и ПРО, 2002. С. 26-171.
Notes
1. Baranov P. P. Questions of typology of Russian legal culture // The Right and culture: problems of interaction. Rostov-on-don: RVS Ministry of internal Affairs, 1996. P. 38-42. 2. Baranov P. P. Legal
consciousness and legal education // General theory of law. N. Novgorod: AST Slovo. 1993. 485 p. 3. Granat N. L Awareness and legal culture // Lawyer. 1993. 11-12. 7 p. 4. Kudryavtsev V. N. Law as an element of legal culture // The Right and authority. M. : Progress 1990. 106 p. 5. Matuzov N. I. Legal nihilism and legal idealism: Course of lectures // Theory of state and law / Ed. by N. I. Matusova, A. V. Malko. M. : Jurisprudence, 1997. 590 p. 6. Pevtsova E. A. Legal education in Russia: formation of legal culture in modern society. Monograph. M. : APC and PRO. 2002. P. 26-171.
Primechanija
1. Baranov P. P. Voprosy tipologii rossijskoj pravovoj kul'tury // Pravo i kul'tura: problemy vzaimodejstvija. Rostov-na-Donu: RVSh MVD. 1996. S. 38-42. 2. Baranov P. P. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie // Obshhaja teorija prava. N. Novgorod: AST Slovo, 1993. 485 s. 3. Granat N. L. Pravosoznanie i pravovaja kul'tura // Jurist. 1998. № 11-12. 7 s. 4. Kudrjavcev V. N. Pravo kak jelement pravovoj kul'tury // Pravo i vlast'. M. : Progress, 1990.106 s. 5. Matuzov N. I. Pravovoj nigilizm i pravovoj idealizm: Kurs lekcij // Teorija gosudarstva i pravo / Pod red. N. I. Matuzova, A.V. Mal'ko. M. : Pravovedenie, 1997. 590 s. 6. Pevcova E. A. Pravovoe obrazovanie v Rossii: formirovanie pravovoj kul'tury sovremennogo obshhestva. Monografija. M. : APK i PRO, 2002. S. 26-171.
Статья поступила в редакцию 26.12.2013 г.
УДК 37.013.42
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013 Асадулаева С. А. Дагестанский государственный педагогический университет
Системообразующим фактором процесса социализации школьников автор рассматривает экономическое образование, так как главные цели самоопределения выпускников школы соотносятся с целями экономического образования. Автор считает, что основы экономического образования школьников целесообразнее вести с начальных классов, используя сюжетно-ситуативные занятия.
Психолого-педагогические науки
• ••
33
A system-forming factor of the process of socialization of pupils, the authors consider the economic education, as the main goal of self-determination of our school graduates correspond to the purpose of economic education. The authors believe that the Foundation of economic education of the students is much pupils better to start in primary school.
Sistemoobrazujushhim faktorom processa socializacii shkol’nikov avtor rassmatrivaet jeko-nomicheskoe obrazovanie, tak kak glavnye celi samoopredelenija vypusknikov shkoly sootnosjatsja s celjami jekonomicheskogo obrazovanija. Avtor schitaet, chto osnovy jekonomicheskogo obra-zovanija shkol’nikov celesoobraznee vesti s nachal’nyh klassov, ispol’zuja sjuzhetno-situativnye zanjatija.
Ключевые слова: экономическое образование, социализация, сюжетно-ситуативные занятия.
Keywords: economic education, socialization, plot-situational classes.
Kljuchevye slova: jekonomicheskoe obrazovanie, socializacija, sjuzhetno-situativnye zanjatija.
Экономика общества, как сложный и универсальный организм, обеспечивающий жизнедеятельность каждого человека и общества в целом, представляет собой стержень развития современного социального общества. Экономическая среда составляет основу нашей жизни так как мы ежедневно участвуем в экономической деятельности, живем в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.).
В рамках общей информации об обществе экономические знания занимают центральное место: преимущества и недостатки экономических систем и общественного выбора, о нелегком «выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и глобальной мировой экономике и так далее» [3].
Ясно, что экономическая неграмотность людей приводит к сложным жизненным ситуациям, так как их разрешение часто приводит к неудачам из-за экономических ошибок. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно, и чем скорее люди поймут роль экономики в жизни, тем больше он будет успешным во многих областях жизни.
Новый слой общества предпринимателей, который стал прогрессивно формироваться за последние десятилетия
развития современного общества, выступает в качестве реального действенного социально-экономического субъекта преобразования общественной действительности. Новая социальная действительность выдвигает свои требования к типу формируемой личности, которая должна принципиально отличаться от той, которая воспитывалась в условиях экономики командного общества. И. Шумпетер и Ф. Хайек выделяют характерные черты личности предпринимателя, которые выступают ориентирами для формирования экономически зрелого и жизнеспособного молодого поколения, заключаются в готовности к риску, личной ответственности за свои поступки, умении приспосабливаться к социально-экономической конъюнктуре.
Сегодня большая часть молодежи подражает статусу предпринимателя и видят в нем перспективы для своего личностного роста и самоутверждения в жизни. В проведенном анкетировании среди старшеклассников в 2010г. менее 58% старшеклассников связывали свой жизненный успех с экономическими знаниями, а в 2013 году число таких школьников достигло до 82 %. Опрос показал, что учащиеся понимают важность занятий по основам экономики и предпринимательства. Становление предпринимательства как нового социального слоя имеет существенное значение в экономическом, политическом и социальном аспекте [2].
Проблема экономической подготовки подрастающего поколения, направленная на формирование экономического мышления стала одной из самых
34
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
востребованных в развитии современного рыночного общества, в решении которой задействованы как ученые, так и практики. В школах практикуется преподавание экономики в 10-11 классах и значительно меньше в средних и младших классов. По мнению экспертов школьного образования, если выпускники средней школы в основном нацелены на дальнейшее обучение, то большая часть выпускников основной школы по различным причинам не имеют возможности продолжить образование. Поэтому, по мнению многих авторов, основное внимание в организации экономического образования в школе необходимо несколько изменить, предоставляя возможность всем ученикам познакомиться хотя бы с базовыми экономическими понятиями, чтобы облегчить процесс их социализации в условиях рыночной экономики.
С педагогической точки зрения социализация - это организация особым образом построенного образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно осваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности и осознаёт своё отличие от других, т.е. осваивает собственный путь вхождения в общество [3].
В своем исследовании мы считаем, системообразующим фактором процесса социализации учащихся школы экономическое образование, так как «главные цели самоопределения выпускников школы соотносятся с целями экономического образования, которые помогут им ориентироваться в существующих социально- экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий» [2; 4].
Одной из значимых проблем современности - проблемы экономического образования школьников. Как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, ученые и педагоги подбирают наиболее оптимальное содержание, формы, методы, технологии которые позволили бы сделать процесс обучения основам экономики доступным для понимания учащимися.
Особенно остро проблема доступности встает при попытках ввести экономику в курс начальной школы из-за основного противоречия, выражающемся в необходимости усвоения базовых эко-
номических категорий и ограниченности их восприятия младшими школьниками. Наши беседы с учителями начальных классов школ г. Махачкала свидетельствуют, что компромисс может быть найден, если сузить круг изучаемых понятий до минимально необходимого базового уровня, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом, и добиться при этом основательного их усвоения, чтобы положить основу для изучения экономической теории в среднем и старшем звене школы.
Опытно-экспериментальная работа в начальных классах школ г. Махачкала выявила, что обучение экономике детей младшего школьного возраста будет эффективным, если использовать систему сюжетно-ситуативных занятий. Такая форма работы максимально соответствует современным требованиям, которые предъявляются к организации образовательного процесса в начальной школе. Во-первых, при построении урока на сюжетно-ситуативной основе обеспечивается связь изучаемого материала с конкретными жизненными явлениями, во-вторых, повышается эмоциональная и познавательная активность учащихся, а значит, и эффективность восприятия учебного материала.
Непростые экономические проблемы можно решать уже в начальной школе, отмечает А. А. Горчинская, посредством занимательных, простых, доступных заданий в ходе сюжетноситуативных уроков, ролевых игр хорошо продуманных учителем, моделирование денежных отношений в семье в контексте разнотиповых семейных различий. Например, игра:
Игра: «Доскажи словечко»
Каждый в этом мире может Свой доход слегка умножить. Оформляем нужный бланк Помещаем деньги в ... (банк) [1]. Последовательная и непрерывная организация экономического образования в школе способствует не только формированию основ экономической культуры, но и решению проблемы социализации учащихся.
Таким образом, можно, начиная с начальных классов формировать элементарную экономическую грамотность, которая требует усвоение понятий рыночного механизма и осознание себя
Психолого-педагогические науки •••
субъектом рынка для социализации личности.
Наши исследования показали, что в средних и старших классах в основном на уроках истории и обществознания учащиеся знакомятся с более сложными историко-экономическими понятиями, такими, как: первоначальное накопление капитала, формы производства и формы собственности, промышленная революция, конкуренция, индустриализация, рыночная экономика, предпринимательство и т. д.
По результатам анкетирования в выпускных классах в которых изучение экономических было внедрено с младшего школьного возраста, выяснилось, что учащиеся намного легче удается активно усвоить экономические понятия, оценивающее относиться к результатам своей экономической жизнедеятельности, самостоятельно вносить коррективы в свой индивидуальный маршрут развития с учетом поставленных целей, взглядов, убеждений.
Таким образом, возникает необходимость обеспечить развитие качеств социально-адаптированной личности посредством активного усвоения экономических понятий и формирования экономического мышления, начиная с младшего школьного возраста посредством сюжетно-ситуативных уроков и игровых технологий.
Примечания
1. Горчинская А. А. Сюжетно-ситуативные занятия по экономике в начальной школе. М., 2013. С. 13. 2. Зайченко Н. Методологические основы школьного экономического образования // Экономика в школе. М. : МПА. Пресс, 2000, № 4. 3. Симонов В., Черненко Е. Урочная система деятельности учителя и учащихся // Экономика в школе, М. : МПА. Пресс, 2003, № 3. 4.
Слукина П. Роль экономического образования в процессе социализации личности // Экономика в школе, М. : МПА. Пресс, 2002, № 4.
Notes
1. Gorchinskaya A. A. Role-situational classes in economics in primary school. M., 2013. P. 13.
2. Zaichenko N. Methodological basis of the school of economic education // Economics at school. M. : MPA. Press, 2000, # 4. 3. Simonov V. E., Chernenko E. The fixed system of activity the teacher and pupils // Economics at school, M. : MPA. Press, 2003, # 3. 4. Slukina P.The role of economic education in the process of socialization // Economics at school, M. : MPA. Press, 2002, # 4.
Primechanija
1. Gorchinskaja A. A. Sjuzhetno-situativnye zanjatija po jekonomike v nachal'noj shkole. M., 2013. S. 13. 2. Zajchenko N. Metodologicheskie osnovy shkol'nogo jekonomicheskogo obrazovanija //
Jekonomika v shkole. M. : MPA. Press, 2000, № 4. 3. Simonov V., Chernenko E. Urochnaja sistema dejatel'nosti uchitelja i uchashhihsja // Jekonomika v shkole, M. : MPA. Press, 2003, № 3. 4. Slukina P. Rol' jekonomicheskogo obrazovanija v processe socializacii lichnosti // Jekonomika v shkole, M. : MPA. Press, 2002, № 4.
35
В решении данной проблемы главную роль играет готовность учителя к обучению учащихся младших классов основным экономическим понятиям, к педагогическому руководству и организации предпринимательской деятельности школьников. Учитель должен быть эрудирован, высоко интеллектуален, чтобы уметь использовать творческопоисковые методы, средства и приемы, способствующие формированию основ экономической культуры и социализации учащихся.
В итоге ведущая педагогическая идея заключается в обеспечении последовательного и непрерывного развития у учащихся качеств социально-адаптированной личности через усвоение ими экономических понятий и формирования экономического мышления, начиная с раннего периода обучения.
Таким образом «содержание социализации учащихся в экономическом образовании в современной школе состоит из видов личностно-ориентированной образовательной деятельности, направленной на развитие у учащихся научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем».
Статья поступила в редакцию 18.12.2013 г.