Библиографический список
1. Новиков А.М. Количество и качество педагогических диссертаций в России. Педагогика. 2004; 6: 50 - 58.
2. Кирюшина О.Н. Научный потенциал системы образования как объект наукометрического исследования. Мир науки, культуры, образования. 2011; 4, Ч. 2: 42 - 46.
3. Кирюшина О.Н. Развитие научно-педагогических знаний и средств их активизации как фактор совершенствования образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3: 209 - 214.
4. Кирюшина О.Н. Факторы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки педагогов. Вестник Томского Государственного педагогического университета. 2011; 13: 231 - 238.
5. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Available at: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/386
References
1. Novikov A.M. Kolichestvo i kachestvo pedagogicheskih dissertacij v Rossii. Pedagogika. 2004; 6: 50 - 58.
2. Kiryushina O.N. Nauchnyj potencial sistemy obrazovaniya kak ob'ekt naukometricheskogo issledovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 4, Ch. 2: 42 - 46.
3. Kiryushina O.N. Razvitie nauchno-pedagogicheskih znanij i sredstv ih aktivizacii kak faktor sovershenstvovaniya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3: 209 - 214.
4. Kiryushina O.N. Faktory povysheniya 'effektivnosti nauchno-issledovatel'skoj podgotovki pedagogov. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 13: 231 - 238.
5. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009 - 2013 gody. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/386
Статья поступила в редакцию 09.05.17
УДК 371
Kutygin Yu.A., Head of Fire Training Department, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia),
E-mail: [email protected]
Legenchuk D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Kurgan State University
(Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF LEGAL PROTECTION AND PREVENTION OF UNLAWFUL BEHAVIOR OF CADETS. The article discusses the possibility of cadet classes as a potential source of formation of legal culture and method of prevention of illegal activities among students. The authors for three years conducted the research of features of formation of legal culture of different groups of young people. This article is a reflection of the result of this study and reveals some specifics in forming legal culture of a specific group of students, cadets, in which this process differs slightly from students in traditional schools. The authors also attempt a brief analysis of the role and place of legal culture and socially approved behavior in modern education, and their importance in the course of reforming the modern Russian education.
Key words: education, educational work, cadet, cadet class, education, training, law, legal culture, process, system, education system, resources, purpose.
Ю.А. Кутыгин, нач. каф. огневой подготовки, Уральский юридический институт МВД России, E-mail: [email protected]
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Курганский государственный университет, г. Курган,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКОВ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются возможности кадетских классов как потенциального источника формирования правовой культуры и способа профилактики противоправного поведения учащейся молодёжи. Авторами на протяжении трёх лет проводится исследование особенностей формирования правовой культуры различных групп молодёжи. Данная статья является отражением результата этого исследования и раскрывает некоторые особенности формирования правовой культуры у специфической группы школьников - кадетов, у которых этот процесс несколько отличается от учеников традиционной школы. Авторами также сделана попытка краткого анализа роли и места правовой культуры и социально одобряемого поведения в современном образовании, и их значение в русле реформирования современного российского образования.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, кадет, кадетский класс, образование, обучение, право, правовая культура, процесс, система, система образования, средства, цель.
Приступая к исследованию уровня правовой культуры современных школьников, мы столкнулись с одним интересным фактором, который, как мы считаем, должен быть одним из основных опорных звеньев существующей системы гражданского воспитания. Это кадетское движение, как направление в современном образовании, которое актуально тем, что воспитывает в подрастающем поколении патриотизм, честь, гражданское достоинство и желание служить своей Родине, что, в свою очередь, является опорными элементами при формировании социально одобряемого поведения и правовой культуры молодёжи [1] .
Рассматривая специфику кадетства в современной России, можно без особого труда установить, что основной целью данного направления является: интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое развитие личности, воспитание патриотического и гражданского долга в целях защиты отечества, что тесно переплетается с основными идеями формирования
правовой культуры школьников, создания у них поведенческого стереотипа, основанного на почитании законов и гражданских ценностей.
На этапе подготовки проведения исследования по сформи-рованности правовой культуры учеников кадетских классов 5 общеобразовательных школ УрФО, мы выяснили, что основными задачами кадетского движения являются:
1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания россиян.
2. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания
получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
5. Формирование личностной культуры кадета, приобщение к искусству и раскрытие творческого потенциала [2].
Мы хотели бы дополнить эти задачи еще одной - формирование у учащихся правовой культуры и навыков социально одобряемого поведения, нам видится, что выполнение этой задачи могло бы служить основой создания у кадет потребности в изучении и соблюдении норм права, что в последствии могло бы помочь им избежать проблем с законом и способствовать формированию облика офицера при выборе военной или правоохранительной карьеры.
Воспитательную работу кадетов строят на основе развития самоуправления, которое направлено на развитие у кадетов таких навыков как самостоятельность, трудолюбие и дисциплинированность, именно самоуправление - первый шаг к осмысленному изучению гражданских основ общества и элемент правовой культуры кадета [3].
Нами были подробно изучены основные направления воспитательной работы кадетских классов, которые опираются на развитие познавательной активности кадетов, формировании внутренней потребности личности к самосовершенствованию и ценностных ориентаций кадетов. Исследованные нами кадетские классы реализуют общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего (полного) образования, определяемые государственными образовательными стандартами, и дополнительные образовательные программы, имеющие целью расширение кругозора и военную подготовку учащихся по следующим направлениям: духовно-нравственное и патриотическое воспитание, изучение истории России и Вооруженных Сил России, художественно-эстетическое воспитание, физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа, историко-крае-ведческое воспитание [2; 4]. Такая градация характерна для кадетского движения вообще, именно по этой причине наш выбор пал на те школы, в которых кадетские классы есть на всех уровнях образования
До начала исследования нами также были изучены требования для поступления в кадетскую школу, которые сводятся к проверке физической подготовки (сдача нормативов), выполнению тестовых заданий по русскому языку, алгебре и другим школьным предметам и собеседованию с руководством и ведущими преподавателями учебного заведения (при необходимости), которое часто сводится к простой формальности и его результаты в принципе ни на что не влияют [5, с. 144 - 45].
Нам представляется странным тот факт, что на вступительных испытаниях не учитывается уровень сформирован-ности правовой культуры, наличие и уровень гражданско-правовых навыков и знаний, нахождение на внутришкольном и полицейском учете, наличие приводов в полицию и совершенных противоправных поступков. Имея такие данные, можно более эффективно строить воспитательную работу, адресно относиться к профессиональной ориентации и формированию стойкого негативного отношения кадетов к противоправному поведению.
Перед поступлением в кадетский класс абитуриент проходит несколько этапов, первый из которых психолого-педагогическое обследование, в ходе которого собирается и должна систематизироваться наиболее важная информация о ребенке, которая в последующем поможет на собеседовании. Также может быть проведено анкетирование, после которого будет известно допущен ли абитуриент к вступительным испытаниям. Однако, как правило, в таких анкетах нет вопросов по правовой тематике, не выделены поведенческие мотивы и границы дозволенного, что могло бы также в полной мере способствовать выявлению уровня сформированности правовой культуры и разработке более точных методов ее формирования. Никаких повторных обследований не производиться.
Ученики кадетской школы которые имеют противоправное поведение, как правило характеризуются довольно низким уровнем нравственно-правовой культуры. Однако, согласно материалам нашего исследования, удалось выявить интересную закономерность. Количество учащихся кадетских классов, состоящих на внутри школьном учете по причине противоправного и откло-
няющегося поведения в школах, участвующих в нем, составил в
5 классе 17 - 21%, однако к 9 классу этот показатель снижается до 11 - 14%, а в выпускных классах вообще стремится к 0. Другая картина в обычных классах тех же общеобразовательных школ, в 5 классе на внутришкольном учёте по тем же причинам состоят 8-11%, а к выпускным классам этот показатель повышается непрерывно до 14-17%. Указанные показатели могут свидетельствовать о более эффективном формировании у учащихся кадетских классов навыков социально одобряемого поведения и элементов правовой культуры. Несмотря на это, нами выявлены и пробелы в правовом воспитании кадетов 5 - 9 классов, которые заключаются в неправильном понимании УК РФ, либо полное незнание прав и обязанностей которые в нем прописаны, что объективно формирует затруднение осуществления поведения в рамках действующего закона и не умение несовершеннолетних подростков сопоставить невинную шалость в совершении преступления. Юридические знания достаточно малы, а практики в их применении нет.
Нами также зафиксирован факт не всегда адекватной оценки или характеристики того или иного противоправного поступка, когда подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Например: если деньги «взяли» для того, чтобы кому-нибудь оказать помощь, а не потратить их на развлечения, подростки не видят в этом состава преступления. Однако примерно такие же особенности поведения зафиксированы нами и у учащихся 5 - 7 традиционных классов Мы констатировали и зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы, влияние отрицательной среды и желание быть как все независимо от законности поведения. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения
06 их совершении.
Проанализировав все выше перечисленные данные и результаты исследования, мы пришли к выводу, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание, выполняя важное условие становления правового, нравственного осознания несовершеннолетнего правовой культуры и законопослушного поведения в обществе [6; 7]. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Правовое воспитание это одно из важных средств юридической ответственности, установление государственными органами определенных мер наказания за определенное правонарушение, чтобы поддержать правопорядок в обществе. Правовая культура личности может рассматриваться как факты проявления в воспитании правовой культуры и законопослушного поведения [8, с. 111 - 114].
Жизнедеятельность человека реализуется за счет правовых знаний, умений, навыков, которые реализуют правовую культуру личности. В данном понятии выделяется система взглядов и убеждений, которые определяют правильную оценку качества правовой жизни и соблюдение правовых норм обществом. В структуру элементов правовой культуры относятся: знания систем основных правовых предписаний, понятие «принципы права», активность жизненной позиции и умело реализованные правовые знания в процессе социально-активного поведения. Правовое воспитание это система определенных мер и средств, которые воздействуют на поведение несовершеннолетних, актуально тогда когда подростки воспринимают сущность законов. Правовое воспитание как система должно ориентироваться на развитие социально-значимых установок, непротиворечащих юридическим нормам. Центральная задача такого воспитания непосредственное уважение к праву и личным убеждениям учеников кадетских классов [9]. Главной целью педагогов в школе является научить школьников ориентироваться в правовом пространстве и соблюдать закон, знать органы которые отвечают за соблюдение порядка на всей территории Российской Федерации. Для кадетских классов данные цели являются еще более важными, ведь именно кадетское образование формирует государственный кадровый резерв военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов [10].
Определить для детей, значение понятий добро и зло, интеллигентность, мораль, ответственность, морального облика,
кодекса чести, и выделяет уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников, в том числе кадетов.
В существующей системе образования принято выделять следующие этапы формирования правовой культуры школьников в учебно-воспитательном процессе: целенаправленное формирование правовых знаний и терминов, выработка правовых убеждений, формирование правовых установок, воспитание правовых чувств, формирование законопослушное поведение, формирование активной социально-правовой позиции. Отечественные педагоги также определили три основных направления формирования правовой культуры, которые соответствуют взаимосвязанным и взаимозависимым, главным компонентам правовой культуры в виде интеллектуального формирования правовых знаний, умений и навыков, которые реализуются в жизнедеятельности человека, а также эмоционально-ценност-ное-формирование системы взглядов и нравственно-правовых ценностей, которые обеспечивают правильную оценку качеств правовой культуры общества, и, наконец, практическое формирование исполнения правовых норм и социально-активной позиции в правовой культуре общества [11].
Мы полностью согласны с такой градацией, однако считаем целесообразным определить и возрастные периоды формирования правовой культуры. Уместно так же, на наш взгляд, конкретизировать подходы к формированию правовой культуры и с точки
Библиографический список
зрения будущей профессиональной принадлежности ее потенциального носителя. Для кадетов этот показатель должен быть выше, чем для школьников в целом.
Успешность формирования правовой культуры учащихся кадетских классов обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала, в том числе информации военно-патриотического и гражданско - правового характера;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности, на примерах из существующей гражданско-правовой практики;
3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции, ответственного отношения к военной службе и гражданскому долгу;
4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава, привлечение практикующих юристов, кадровых военных и представителей правоохранительных структур [9].
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением, активным правовым мироощущением. Воспитание школьников в кадетских классах несет за собой цель воспитания школьника как гражданина и патриота России, способного защитить свою родину в военное время, и отстаивать ее интересы в мирное.
1. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006; 3.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы». Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы ВHПK. Брянск. БИПКРО, 2006.
3. Гейнгардт H.C. Программа патриотического воспитания: методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006; 3.
4. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. Москва: 2006.
5. Завьялова М.С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов. Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях. РHПK. Красноярск: КГТЭК, 2007; Часть 1: 101 - 155.
6. Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания. Российский юридический журнал. 2010; № 3 (май-июнь): 194 - 201.
7. Маслова Е.В. Психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации к жизнедеятельности кадетского училища. Сборник материалов всероссийского форума «Обучение. Воспитание. Развитие». Сочи, 2012: 78 - 82.
8. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. Под редакцией КИ. Резника. Москва: 12 ЦТ МО РФ, 2005.
9. Олешко Л.И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет. Молодой учёный. 2016; № 1.1: 22 - 24.
10. Терентьева Е.В. Модели правового образования и воспитания в школе. Право в школе. 2010; 3: 63.
11. Зимина КВ. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету. Учитель в школе. 2010; 6: 64 - 66.
References
1. Vyrschikov A., Kusmarcev M. Patriotizm na sluzhbe Rossii. Vospitanie shkol'nikov. 2006; 3.
2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2010 - 2015 gody». Grazhdanskoe obrazo-vanie: cennostiiprioritety. Materialy VNPK. Bryansk. BIPKRO, 2006.
3. Gejngardt N.S. Programma patrioticheskogo vospitaniya: metodicheskij zhurnal zamestitelya direktora shkoly po vospitatel'noj rabote. 2006; 3.
4. Drukarev A.A. O patrioticheskom vospitanii vkadetskih korpusah. Moskva: 2006.
5. Zav'yalova M.S. Iz opyta raboty po primeneniyu aktivnyh metodov obucheniya v processe formirovaniya pravovoj kul'tury buduschih spe-cialistov. Formirovanie professional'nojkompetentnosti cherez sozdanie aktivnoj obuchayuschej sredy v srednih special'nyh uchebnyh zave-deniyah. RNPK. Krasnoyarsk: KGT'EK, 2007; Chast' 1: 101 - 155.
6. Korsakov K.V. Problemy metodiki processa pravovogo obucheniya i vospitaniya. Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2010; № 3 (maj-iyun'): 194 - 201.
7. Maslova E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie vospitannikov v period adaptacii k zhiznedeyatel'nosti kadetskogo uchilischa. Sbornik mate-rialov vserossijskogo foruma «Obuchenie. Vospitanie. Razvitie». Sochi, 2012: 78 - 82.
8. Teoriya i praktika vospitaniya voennosluzhaschih: Uchebnoe posobie. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.
9. Oleshko L.I. Patrioticheskoe vospitanie kadet kak osnova razvitiya intellektual'nyh i tvorcheskih sposobnostej kadet. Molodoj uchenyj. 2016; № 1.1: 22 - 24.
10. Terent'eva E.V. Modeli pravovogo obrazovaniya i vospitaniya v shkole. Pravo vshkole. 2010; 3: 63.
11. Zimina N.V. Vospitanie pravovoj kul'tury shkol'nikov cherez organizaciyu vneklassnoj deyatel'nosti po predmetu. Uchitel' v shkole. 2010; 6: 64 - 66.
Статья поступила в редакцию 21.04.17
УДК 377.031
Nikonov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Principal of Municipal Budgetary Comprehensive School No. 49 Specializing in English (Chita, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODEL OF NETWORK OF INTERCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION TO FORM LINGUAL PRACTICES. The article presents the results of a structural-functional analysis of the network of intercultural educational environment, which shows the sphere of interaction in the framework, of which communication takes place consisting the educational work and surrounding spheres units that integrate and complement each other to contribute to the formation a person socialized and adapted to the conditions of the globalized world. As a tool for the formation of a suchlike person in the framework of network educational intercultural school environment the author gives a structure, aimed at the formation of a single informational methodical educational