УДК 378
Kirjushina O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (branch), Rostov State
University of Economics (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND INFORMATION AND PERSONNEL RESOURCES OF THE HIGHER SCHOOL. The contents of the article are directed to identify conditions of improvement of quality of education. The author proves the necessity to strengthen the unity in training of specialists, including highly qualified personnel. The work shows the importance of constant replenishment of scientific knowledge, their systematization and effective use in training programs of training and in educational activity. The paper shows the results of the study of the dynamics of scientific and pedagogical activities for scientific branches of knowledge and to specialties of pedagogics during 2001-2014. The work reveals tendencies in the development of resources of scientific capacity of the higher education school - sources of modernization of an education system. The importance of the formation, development and interaction of schools of sciences and centers of each region is discussed.
Key words: modernization, scientific potential, highly qualified personnel, scientific and information resource, sciento-metrics, schools of sciences.
О.Н. Кирюшина, канд. пед. наук, доц., Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский
государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО И КАДРОВОГО РЕСУРСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Содержание статьи направлено на выявление условий повышения качества образования. Обоснована необходимость усилении единства подготовки специалистов, в том числе кадров высшей квалификации, постоянного пополнения научных знаний, их систематизации и эффективного использования в учебных программах подготовки кадров и в образовательной деятельности. Исследована динамика научно-педагогической деятельности по научным отраслям знаний и специальностям педагогики за период 2001 - 2014 годы. Выявлены тенденции развития ресурсов научного потенциала высшей школы -источников модернизации системы образования. Показана важность становления, развития и взаимодействия научных школ и центров каждого региона.
Ключевые слова: модернизация, научный потенциал, кадры высшей квалификации, научно-информационный ресурс, наукометрия, научные школы.
Трансформирование общественно-политической и социально-экономической жизни общества вызывает необходимость решения задач модернизации Российского образования, ориентированного на повышение интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Эта проблема актуальна и при подготовке специалистов педагогического направления, ответственных за образование и развитие будущих поколений. Достижение цели современного профессионального образования должно обеспечиваться созданием условий для развития междисциплинарного кругозора, способности к самообучению и принятию самостоятельных творческих решений. Указанные особенности отражают специфику компетентностного подхода, предполагающего перенос акцентов на воспитательную и развивающую функции образования, обеспечивающие становление личности будущего специалиста, - его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к эффективной научно-творческой деятельности. Безусловно, это возможно только при постоянном развитии научных знаний, направленных на совершенствование: образовательных программ и содержания образования; условий подготовки и переподготовки кадров, формирование профессиональных знаний специалистов; системы управления педагогическим процессом, качеством образования и подготовкой выпускников; научного и учебно-методического обеспечения образовательной деятельности; дидактических условий и средств развития личности; образовательного пространства организаций и др. Создание и эффективное использование новых научных знаний - научно-информационного ресурса, является обязательным условием поступательного развития любой деятельности, в том числе и в области образования. Одним из официальных источников их пополнения являются результаты научно-квалификационных работ, представленных на соискание ученой степени. Наряду с решением конкретных проблем образования и созданием научных знаний, результат научно-исследовательской деятельности служит одним из оснований присуждения ученой степени различного уровня, являясь базой воспроизводства кадров высшей квалификации.
Необходимость устойчивого развития кадрового и научно-информационного ресурсов научного потенциала высшей школы - основы развития педагогики и модернизации системы образования, предопределяет важность их оценки, а зависимость от множества взаимосвязанных условий среды, - изучение с позиций системного подхода. Поэтому, наряду с ростом финансирования и совершенствованием материально-технической базы системы образования, возрастает необходимость не
только достижения определенных локальных целей, но и усиления единства: подготовки высококвалифицированных специалистов; постоянного пополнения научных знаний; их эффективного использования. Значительный потенциал в реализации указанных задач, соответствующих требованиям современного образования, заложен в научной информации, получаемой на основе обобщения и систематизации множества результатов научных исследований. На значимость таких исследований в развитии педагогики указывали ученые (А.И. Пискунов, В.М. Полонский и др.). При этом на основе многих десятков эмпирических исследований должны строиться крупные теоретические выводы [1].
Учитывая, что модернизация системы образования основывается на новациях, полученных, как правило, в процессе научно-исследовательской деятельности, то характеристика всего множества её результатов, имеющих теоретическую новизну и практическую значимость, отражает реальный процесс совершенствования образования, являясь его моделью. Объективные научные знания, полученные на основе изучения и обобщения ретроспективной и непрерывно пополняемой информации о результатах научной деятельности - оценка «достигнутого», будет способствовать обоснованию направлений дальнейшего совершенствования системы образования. Эти материалы, отражая состояние педагогики, системы образования, направления их развития, должны являться основой принятия обоснованных решений в управлении научно-педагогической деятельностью, как основы развития научных знаний и кадрового ресурса. Объективность нового научного знания - научно-педагогической информации, используемой для организации и управления педагогическим процессом, образованием и развитием педагогической науки, зависит, прежде всего, от обоснованности методологии исследования. Фундаментальность, объективность и теоретическую направленность исследования обеспечивают принципы и требования философской, общенаучной и конкретно-научных методологий. Так, с использованием системного подхода, ориентирующего на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину, раскрыта проблема значимости формирования ресурсов научного потенциала высшей школы в развитии педагогической науки, а, следовательно, и модернизации системы образования. Раскрывая взаимосвязи отдельных компонентов процедур накопления знаний, научной деятельности и педагогической практики, необходимо отметить значимость единства этапов научно-педагогической деятельности: подготовки педагогических кадров всех направлений; формирования фонда новых методологиче-
ских и теоретических разработок и систематизированных научных знаний; внедрение в практику результатов исследований. И поскольку цели модернизации образования ориентированы на всестороннее развитие личности в изменяющихся условиях образовательной среды, то это обусловливает необходимость непрерывного развития научных знаний, которые, являясь «питательной средой» научной и образовательной деятельности, должны использоваться и в учебных программах системы подготовки кадров - всех специалистов системы образования.
Научно-информационный ресурс как непосредственный продукт интеллектуальной деятельности (новые знания, идеи и др.) высшей школы, а кадровый - часть педагогической общественности, обладающая способностью создавать этот продукт, во многом зависимые от состояния и результатов научно-исследовательской деятельности, относятся к числу важнейших внутренних факторов системы образования, определяющих процесс ее модернизации. Поскольку этот процесс ориентирован на повышение качества образования всего населения страны, то важно выполнение требования целостности развития системы образования, заключающегося в необходимости создания всей совокупности условий для перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала в реальную во всех субъектах. Прежде всего, это создание условий воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, сохранения преемственности поколений в науке и образовании на основе активной деятельности региональных научных школ, учитывающих социальные, национальные и другие особенности народов.
Безусловно, научное и кадровое обеспечение как влиятельный фактор модернизации системы образования, во многом определяется учебной и научно-исследовательской деятельностью высшей школы. Значимость учебной деятельности заключается в формировании базовых знаний, в том числе подготовленности специалистов к профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Профессионально-педагогическое образование -подготовка всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений, определяет уровень и перспективы развития системы образования. Её предметом изучения является наука педагогика, её методология и теория целостного педагогического процесса. Реализация компетентностного подхода в образовании, как требование современного общества в совершенствовании интеллектуального потенциала людей, обеспечивает возможность человеку эффективно действовать в различных проблемных ситуациях. Этому способствует развитие профессиональных способностей: самообразовательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие профессиональной компетенции; теоретического мышления специалиста, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности; активного включения будущих педагогов в процесс осознанного формирования ценностных ориентаций в образовательно-профессиональной области; выработки системы педагогических ценностей и освоение навыков профессиональной коммуникации; использования различной научной информации для интерпретации фактов и явлений педагогической действительности. Полученные знания и развитие различных способностей определяют общекультурные и профессиональные компетенции педагогов: правильное понимание и личностное принятие сущности современной гуманистической образовательной парадигмы; владение понятийным аппаратом педагогики и целостное видение педагогического процесса; умение объяснять и прогнозировать педагогические явления и процессы; развитая научно-исследовательская позиция в профессиональной деятельности; наличие собственного опыта видения педагогических проблем; квалифицированное использование конкретно-научных и общенаучных методов в решении педагогических задач. Значимость научно-исследовательской деятельности и ее результатов как в непосредственном расширении области научных знаний - теоретических, методологических, методических, научно-исследовательского инструментария, так и в возможности дальнейшего развития образовательной деятельности, её интенсификации. Развитию научно-исследовательских компетенций будет способствовать, сформированная нами система научных знаний в области подготовки к научно-исследовательской деятельности, включающая: технологичное представление множества научных методов; формализацию выбора и рационально-
6
4
2
го применения их в различных условиях деятельности; модели адекватной презентации научных методов, а также методологии и методики научных исследований по развитию и оценке ресурсов научного потенциала высшей школы [2; 3; 4].
Необходимо отметить, что основные направления и способы решения проблемы развития и эффективного использования собственных ресурсов образования отражаются в обоснованной нами дефиниции ключевого понятия: «Развитие ресурсов научного потенциала высшей школы - процесс непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, в том числе высшей квалификации, усиление оценивающей и контрольно-направляющей функций диссертационных советов, на основе становления, развития и взаимодействия научных школ и центров каждого региона». Такой подход к развитию научного потенциала обусловливает необходимость системного решения проблемы формирования ресурсов высшей школы и ориентирует на привлечение усилий научных коллективов всех уровней к активному участию в научной и организаторской деятельности диссертационных советов. Основные векторы решения этой проблемы направлены на: разработку средств научно-педагогической деятельности; организацию вузовской научно-исследовательской подготовки педагогических кадров на основе совершенствования научно-методического обеспечения; разработку аппарата и проведение наукометрических исследований, способствующих всестороннему объективному анализу, оценке и обоснованию комплекса условий для формирования ресурсов научного потенциала высшей школы во всех субъектах страны. Результаты комплексного решения проблемы развития ресурсов научного потенциала высшей школы как основы современной модернизации образования, относящейся к компетенции «науковедения» и «наукометрии», пополняя фонд научных разработок, расширяют теоретико-методологическое пространство педагогики.
Анализ и выявление тенденций развития ресурсов научного потенциала высшей школы проводился на основе информации о диссертационных исследованиях в области образования («Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга»), представляемых к защите с 2001 года. Это обусловлено тем, что именно для начала XXI века характерно активное включение педагогической общественности в решение задач совершенствования образования, формирования кадрового ресурса вузов и становления научных школ в субъектах страны. Реализация личностно ориентированного образования, предполагающая оптимизацию образовательного процесса с учетом интересов развивающейся личности, социальных, национальных и других особенностей отдельных регионов и народов страны, способствовала росту числа исследований. Кроме того, интенсификации развития науки, в том числе региональной, содействовали и постановления Правительства России, стимулирующие подготовку специалистов высшей квалификации по всем направлениям образовательной деятельности. Распределение диссертаций в области образования по отраслям наук и специальностям педагогики, представленных к защите в советы страны, отражает развитие ресурсов научного потенциала высшей школы как основы модернизации системы образования (рис. 1). Поскольку спектр решаемых проблем ограничивается не только актуальны-
о
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
2014 годы
В 13.00.01 □ 13.00.02 ■ 13.00.03
□ 13.00.04 013.00.05 Н 13.00.07
В 13.00.08 □ Психология ПДр. отрасли наук
Рис. 1. Распределение диссертаций в области образования по отраслям наук и специалиностимпедагогики, представленныхкззщитеисоветыстраны
ми задачами совершенствования образования, но и возможностями научно-педагогических школ страны, и другими факторами, то распределение диссертаций по областям исследований существенно различается. Наибольшее внимание до 2006 г. уделялось исследованиям, составляющим содержание специальности - 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Область этих исследований обширна - от выявления ориентиров развития педагогики и системы образования (подходов и направлений по обоснованию и реализации педагогических концепций, систем, создание условий, способствующих развитию личности), до углубленного изучения и обобщения исторического развития образования и педагогической мысли, возможности использования отечественных и зарубежных исторических и этнических традиций образования в современных условиях.
Безусловно, активное использование исторического наследия и этнических традиций способствует сохранению накопленных человечеством ценностей и является мощным барьером на пути воздействия негативной информации. Для данного периода также характерно активное включение педагогической и научной общественности в системное решение проблем модернизации образования с подключениемнаучных школпедагогическойпси-хологии и психологии личности, а также непрофильных организаций разных отраслей наук в решеныисадаисовершеествования образования, и улучшения подготовки педагогов и специалистов для различных отраслей науки и производства. Это предопределило расширение спектра провадимекссследовавий в облатеи образования не только по педагогике, психологии, но и другим отраслям наук - философии, экономике, социологии, культурологии и т.д., с последующей защитой диссертаций в соответствующих советах. Количество ежегодно защищаемых диссертаций, выполненных представителями этих учреждений, к 2006 году значительно возросло -почти в 7 раз, а по педагогической психологии и психологии личности более чем в 2 раза. Системное решение задач модернизации образования -это реакция науки на возрастающие требования к качеству подготовки педагогических кадров и специалистоввсех отраслейпроизводства,а также создание соответствующего научно-информа-циолноговкйутев.Активная лизития саучнойи педагогической общественности в решении задач сидернплации образиванояикадрового обеопе-чения вузов всех субъектов страны сохранялась до 2006 года. Последующее снижение количества прадстатлдемытксищитв дсследовсниИто уртвня 2001-2002 гг., а в конце анализируемого периода ниок вР°вля начала декс.обасдтилене мнвже-ством факторов. Разумеется, активность развития ресурсввноучтогс потенцсала оысштй швопы евреоеляется не только внутренними факторами системы образования, но и ввешними, виом чисте осгтнизааоклкоВдеятеяьвостьюФкде-ральных и региональных органов властийслха влениы.Поэхому различную динамику количества исследований по специально-стямседсгопзкиодсурям отхапсям насз, лрсдставосемых еже -
годно к защите, можно объяснить разным исходным состоянием, числом и активностью деятельности научных школ и другими факторами, но характерное уменьшение их числа - организаторскими решениями (рис. 2).
Снижение количества защищаемых работ характерно для всех отраслей наук, но в наибольшей мере для исследований непрофильных организаций, а также по специальности 13.00.01 -Общая педагогика, история педагогики и образования. Так, число представленных к защите диссертаций по научной специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, в 2014 году, в 2,5 раза ниже относительно их количества в 2001, и более чем в 3 раза относительно 2006 года. Тенденция к постоянному сокращению числа ежегодно защищаемых диссертаций, способствующих развитию педагогики и повышающих ее роль как науки, снижает возможность обоснования направлений научных поисков при решении актуальных прикладных задач модернизации образования. Повторение негативного характера процессов (90-х годов прошлого века [5]) подготовки кадров высшей квалификации и совершенствования научно-информационного ресурса, наметившихся с 2007 года, наблюдается и в настоящее время. Сокращение числа ежегодно защищаемых диссеытмовйоивложнениеорганизпции их защиты - тутмкза-медлению роста научно-информационного и кадрового ресурсов высдес школы, а слодывпвелсно.обришесиевоспртвзведства научно-педагогических кадров и источников научных знаний. Эта тенденция присуща стране в целом, но в большей степени от-дкмьным региоаам(рис. 4).
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
годы
13.00.01 -Д'13.00.02 -»'13.00.03
—•—13.00.04 —ж—13.00.05 —о—13.00.07
—О—13.00.08 -Психология ежДр. отрасли наук
Рис. 2. Распределение диссертаций в области образования поотраслсм ивув и имеоислансттрм оeивисгмеи, представленных к защите в советы страны
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 а н а л и з и р у е м ы й п е р и о д -^Моаква и С°лб -о Остальные субъекты РФ
Рис. 4. Распределениеисследований в области образования, представленныхкзащите вразличныедиссертационные советы страны
Таким oДдсзоп,paзоктию педагогики как методологической основы модернизации системы образования будет способство-ватв удилвниоед ивстза: под готовки высококвалифицированных сперсалистов, нмомсиссспсдагогичйских кмдповвыпшс-ква-лификации всех направлений; постоянного пополнения научных инатди, шхсистемавсзкдии; эффективдвгп тспсльзвоаныянс-учно-информационного ресурса в учебных про-грамыакподгытовдикад рав твоб р-сворукл^)-деятельности. Однако, для перехода результатов научно-исследовательской деятельности в фонд тнyчтыxpaзлaбoтoкиоoбxсдимпloп ганизнторекме решения по созданию, развитию и взаимодей-севию насчныиыкдпвlJмлтсoвкaжшегд рсоиуниы Формирование научных школ по перспективным напрсвленсымисслвдоваыит-эбм мезнбнно важная задача сохранения и дальнейшего разви-твя оaиялого посенвыбла состпмы ^(^)^с^(^^ас^!^. В этом случае, результаты научно-педагогических иссдтдпвынтй - фомд тeосeсичeпкиxпoыт>оeнсй, методологических подходов, практических рекомендаций, исследовательского инструментария ддр., атаксеспдгытoвлиннтle нaпчнхleыaдры, соответствующие условиям современного соци-ально-эроноиштеского развдпия чат возможность решения проблем, связанных с н-лpпспlвыoдoзеacсaющимлобeбoнaниимикгa-честву образования.
Библиографический список
1. Новиков А.М. Количество и качество педагогических диссертаций в России. Педагогика. 2004; 6: 50 - 58.
2. Кирюшина О.Н. Научный потенциал системы образования как объект наукометрического исследования. Мир науки, культуры, образования. 2011; 4, Ч. 2: 42 - 46.
3. Кирюшина О.Н. Развитие научно-педагогических знаний и средств их активизации как фактор совершенствования образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3: 209 - 214.
4. Кирюшина О.Н. Факторы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки педагогов. Вестник Томского Государственного педагогического университета. 2011; 13: 231 - 238.
5. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Available at: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/386
References
1. Novikov A.M. Kolichestvo i kachestvo pedagogicheskih dissertacij v Rossii. Pedagogika. 2004; 6: 50 - 58.
2. Kiryushina O.N. Nauchnyj potencial sistemy obrazovaniya kak ob'ekt naukometricheskogo issledovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 4, Ch. 2: 42 - 46.
3. Kiryushina O.N. Razvitie nauchno-pedagogicheskih znanij i sredstv ih aktivizacii kak faktor sovershenstvovaniya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3: 209 - 214.
4. Kiryushina O.N. Faktory povysheniya 'effektivnosti nauchno-issledovatel'skoj podgotovki pedagogov. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 13: 231 - 238.
5. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009 - 2013 gody. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/386
Статья поступила в редакцию 09.05.17
УДК 371
Kutygin Yu.A., Head of Fire Training Department, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia),
E-mail: [email protected]
Legenchuk D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Kurgan State University
(Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF LEGAL PROTECTION AND PREVENTION OF UNLAWFUL BEHAVIOR OF CADETS. The article discusses the possibility of cadet classes as a potential source of formation of legal culture and method of prevention of illegal activities among students. The authors for three years conducted the research of features of formation of legal culture of different groups of young people. This article is a reflection of the result of this study and reveals some specifics in forming legal culture of a specific group of students, cadets, in which this process differs slightly from students in traditional schools. The authors also attempt a brief analysis of the role and place of legal culture and socially approved behavior in modern education, and their importance in the course of reforming the modern Russian education.
Key words: education, educational work, cadet, cadet class, education, training, law, legal culture, process, system, education system, resources, purpose.
Ю.А. Кутыгин, нач. каф. огневой подготовки, Уральский юридический институт МВД России, E-mail: [email protected]
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Курганский государственный университет, г. Курган,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКОВ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются возможности кадетских классов как потенциального источника формирования правовой культуры и способа профилактики противоправного поведения учащейся молодёжи. Авторами на протяжении трёх лет проводится исследование особенностей формирования правовой культуры различных групп молодёжи. Данная статья является отражением результата этого исследования и раскрывает некоторые особенности формирования правовой культуры у специфической группы школьников - кадетов, у которых этот процесс несколько отличается от учеников традиционной школы. Авторами также сделана попытка краткого анализа роли и места правовой культуры и социально одобряемого поведения в современном образовании, и их значение в русле реформирования современного российского образования.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, кадет, кадетский класс, образование, обучение, право, правовая культура, процесс, система, система образования, средства, цель.
Приступая к исследованию уровня правовой культуры современных школьников, мы столкнулись с одним интересным фактором, который, как мы считаем, должен быть одним из основных опорных звеньев существующей системы гражданского воспитания. Это кадетское движение, как направление в современном образовании, которое актуально тем, что воспитывает в подрастающем поколении патриотизм, честь, гражданское достоинство и желание служить своей Родине, что, в свою очередь, является опорными элементами при формировании социально одобряемого поведения и правовой культуры молодёжи [1] .
Рассматривая специфику кадетства в современной России, можно без особого труда установить, что основной целью данного направления является: интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое развитие личности, воспитание патриотического и гражданского долга в целях защиты отечества, что тесно переплетается с основными идеями формирования
правовой культуры школьников, создания у них поведенческого стереотипа, основанного на почитании законов и гражданских ценностей.
На этапе подготовки проведения исследования по сформи-рованности правовой культуры учеников кадетских классов 5 общеобразовательных школ УрФО, мы выяснили, что основными задачами кадетского движения являются:
1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания россиян.
2. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания