реакция на требования реальной жизни, когда приходится иметь дело со сложными многоплановыми проблемами. Сегодня нужно оценивать не привычные знания, умения и навыки, а персональный «пакет» совершенно разных междисциплинарных образовательных результатов (общекультурных, профессиональных и личностных компетенций), что приводит к необходимости использования достижений не только педагогики, но и других научных дисциплин, в частности психологии, информатики, философии и др. Кроме того, широко распространенная практика проведения итоговой аттестации в форме междисциплинарного экзамена также выводит нас на использование принципа междисциплинарности.
Тенденция к открытому образовательному процессу в магистратуре предполагает реализацию принципа открытости оценки образовательных результатов, т.е. открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур оценки для всех участников образовательного процесса - студентов, преподавателей, работодателей, специалистов, широкой общественности и т.д.
Сущностными характеристиками данного принципа является то, что комплексная оценка имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой. Так, например, незапрограммированные изменения в обществе, в высшем образовании требований к образовательным результатам студентов неизменно влечет за собой изменение форм, методов, средств, критериев комплексной оценки. Введение данного принципа обуславливается и динамичным характером результатов образовательного процесса, т.е. появляется потребность в новых профессиональных компетенциях, соответственно, нужна новая процедура их оценки. Способность к интенсивному взаимообмену со средой обеспечивает оценке использование внешних ресурсов: информационных (общенаучные, педагогические и другие идеи), человеческих, материально-технических. Так складывается представление об открытости комплексной оценки результатов образовательного процесса в магистратуре.
Таким образом, наличие принципа открытости обеспечивает быстрое, мобильное реагирование комплексной оценки на происходящие изменения условий индивидуального и социального развития и в современных условиях, характеризующиеся неопределенностью.
Представленная тенденция указывает нам значимость такого принципа, как полисубъектность. Открытость образовательного процесса в магистратуре позволяет включать в состав субъектов оценки не только преподавателей, но и студентов, работодателей, выпускников, независимых экспертов и др.
Библиографический список
Тенденция развития образовательного процесса заключается в диверсификации образовательных программ, что ведет к увеличению вариативности подготовки выпускников магистратуры в разных видах профессиональной деятельности, специфика образовательного процесса заключается в специализированной подготовке магистрантов к выполнению определенной профессиональной деятельности, определяет выбор принципа полисубъектности. Данный принцип заключается в необходимости привлечения в процесс оценки образовательных результатов, помимо преподавателей конкретной образовательной программы, в качестве внешних экспертов работодателей, студентов выпускных курсов магистратуры, преподавателей, читающих смежные дисциплины и т.п. Таким образом, оценка должна осуществляться множественностью субъектов (специалистов) той области научных знаний, ассоциирующихся у студентов с их будущей профессиональной деятельностью. Принимая во внимание тенденцию к студен-тоцентрированному характеру образовательного процесса в магистратуре, нужно отметить, что студент — не пассивный участник этого процесса, а его активный субъект, в том числе и оценке образовательных результатов.
Не менее важным принципом оценки является принцип аутентичности (действительный, подлинный, соответствующий подлинному), на который ориентирует тенденция резуль-татоцентрированности. Сегодня результаты образования формулируются не столько в формате знаний, сколько на языке компетенций («способность», готовность», «умение»). Поэтому речь идет о реальных достижениях студента, и для их оценивания должны создаваться условия, максимально приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности. Итак, принцип аутентичности предусматривает оценивание образовательных результатов магистрантов в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной - повседневной или профессиональной - жизни, позволяет самому студенту, преподавателю, внешним экспертам оценить приобретаемые компетенции.
Таким образом, принципами комплексной оценки результатов образовательного процесса в магистратуре являются комплексность, перспективность, рефлексивность, междисци-плинарность, открытость, полисубъектность, аутентичность. Указанные принципы выдвигают особые требования к процедуре оценивания: формам, методам, средствам, критериям и показателям оценки результатов образовательного процесса в магистратуре - и становятся отправной точкой ее проектирования.
1. Словарь педагогических терминов / Сост. А.А. Белан / под ред. В.Я. Никитина, И.К. Дракиной. - Омск: ГУО Омской области, 2003.
2. Голубев, Н.К. Методология и методы социально - педагогической диагностики. - СПб., 2001.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - Екатеринбург: Урал - Советы (Весть), 1994.
4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Политиздат, 1991.
5. Пискунова, Е.В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.
Bibliography
1. Slovarj pedagogicheskikh terminov / Sost. A.A. Belan / pod red. V.Ya. Nikitina, I.K. Drakinoyj. - Omsk: GUO Omskoyj oblasti, 2003.
2. Golubev, N.K. Metodologiya i metodih socialjno - pedagogicheskoyj diagnostiki. - SPb., 2001.
3. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - Ekaterinburg: Ural - Sovetih (Vestj), 1994.
4. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.: Politizdat, 1991.
5. Piskunova, E.V. Sociokuljturnaya obuslovlennostj izmeneniya funkciyj professionaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti uchitelya: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2005.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 37
Kiryushina O.N. SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM AS OBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH. Estimation of development of scientific potential of an education system as the generalized reflection of separate aspects of its perfection, it is reached on the basis of information base of coordination of the scientific and pedagogical activity developed with use of the offered device of scientific research.
Key words: education system, scientific research, scientific potential, research activity, scientifically-information resource, top skills shots, the analysis and synthesis of the multiple parameter information.
О.Н. Кирюшина, доц. каф. общей педагогики ТГПИ, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ*
Оценка развития научного потенциала системы образования, как обобщенное отражение отдельных аспектов ее совершенствования, достигнута на основе информационной базы координации научно-педагогической деятельности, разработанной с использованием предложенного аппарата наукометрического исследования.
Ключевые слова: модернизация образования, наукометрическое исследование, научный потенциал, научно-исследовательская деятельность, научно-информационный ресурс, кадры высшей квалификации, многокритериальный анализ и синтез многопараметрической информации.
Исследованию феномена «потенциал» и его составных частей посвящены труды многих философов и ученых, а дефиниции основных понятий представлены в энциклопедических изданиях. На основе обобщения существующих дефиниций, «потенциал (от лат. potenlia - сила)» - это совокупность имеющихся ресурсов (средств, возможностей, источников чего-либо), используемых для решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. И поскольку содержание понятия «потенциал» включает ряд совокупностей взаимозависимых признаков и дополнительную характеристику, определяющую его вид, то, разумеется, объем его велик, а сфера использования охватывает как естественнонаучные и технические, так и гуманитарные науки. Вследствие этого содержание понятия «потенциал определенного вида» должно конкретизироваться научной областью и исследуемым процессом.
Так, основные ориентиры современной модернизации образования - раскрытие и развитие способностей каждого обучающегося и воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире, являются предпосылкой роста человеческого потенциала - важнейшей части национального богатства страны. Поэтому предметом современных исследований в области образования, воспитания, обучения и организации досуга часто становятся различные аспекты развития человеческого потенциала - творческого, коммуникативного, лидерского и др. В условиях общеобразовательной школы исследуется развитие потенциала: педагогического и воспитательного; дидактического; гуманитарного образования; учебного текста, иностранных языков, нравственного, духовного, эстетического и др. (Л.В. Савельева, В.П. Тигров, Н.В. Уварина и др.). В учреждениях среднего специального и высшего образования, и в системе послевузовского повышения квалификации преобладают исследования по развитию образовательного, профессионально-педагогического и развивающего потенциала, личностно ориентированных технологий и педагогических средств, воспитательного, этнопедагогического, художественного и др. (Л.В. Быкасова, А. А.-Д. Койчуев, Н.В. Мар-тишина, Е.М. Разинкина, Л.А. Шестакова, И.Э. Ярмакеев и др.). Особую группу исследований в области образования составляют теоретические и практические разработки, направленные на совершенствование управления развитием потенциала образовательных учреждений, рост кадрового, инновационного и научно-технического потенциала высшей школы и др. (М.В. Альгина, Н.Г. Закревская, Л.В. Илюхина, М.Т Шафиков. и др.). Итак, для научно-педагогической общественности в настоящее время характерно осознание значимости развития различных аспектов человеческого потенциала и решения задач формирования отдельных ресурсов и средств деятельности. Теоретические разработки и практические результаты научно-исследовательской деятельности способствуют не только накоплению научной информации, а главное -составляют основу инновационного развития системы образования. Однако чем интенсивнее развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания. Локальный подход к реализации задач совершенствования образования, приводящий к частной оптимизации отдельных элементов системы, не способен обеспечить ком-
плексность их решения. Поэтому модернизация Российской системы образования, соответствующая современному этапу развития страны и непосредственно затрагивающая интересы всего населения, актуализировала разработку концептуальных, методологических и методических основ проблемы целостного развития, совершенствования и эффективного использования ресурсов научного потенциала системы образования страны и ее отдельных субъектов.
Повышенный интерес и значительный опыт изучения категории «научный потенциал» характерен для экономики. Его основные составляющие - обеспеченность науки основными фондами и оборотными средствами, современным оборудованием и вычислительной техникой, средствами опытно-экспериментальной проверки результатов научных исследований и др. Исследованию этих проблем посвящены труды ученых - В.В. Балашова, Л.М. Гохберга, В.В. Качак, Л.Э. Миндели и др.
Безусловно, в деле наращивания объемов научной информации и кадрового состава и их эффективного использования большое значение имеют финансирование и материально-техническая база, определяемая социально-экономическим состоянием страны, а также организаторская деятельность центральных и местных органов власти и управления. Эти ресурсы в своей совокупности являются внешними условиями, определяющими переход абстрактной возможности развития науки (педагогики) и модернизации образования в реальную. Однако, для педагогической деятельности, направленной на передачу обучающимся накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, необходима научно-педагогическая и иная информация, а также кадры, в том числе высшей квалификации. Научно-информационный ресурс как непосредственный продукт интеллектуальной деятельности (новые знания, идеи и др.), а кадровый - часть педагогической общественности, обладающая способностью создавать этот продукт, во многом зависимые от научно-исследовательской деятельности, относятся к числу важнейших внутренних факторов системы образования, определяющих процесс ее модернизации. Ценность научной деятельности и результатов исследований как в непосредственном расширении области знаний, так и, что не менее важно, в возможности обеспечения развития дальнейшей деятельности, ее интенсификации и создания новых разработок в образовании, а также в подготовке кадров высшей квалификации. В связи с этим, научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как процесс развития ресурсов научного потенциала системы образования, включающий цель, средства, сам процесс преобразования и его результат. Цель процесса (научно-исследовательской деятельности) - совершенствование системы образования и развитие основных ресурсов научного потенциала - научно-информационного и кадрового. Средства, в том числе методологические подходы, научные методы и исследовательский инструментарий. Результат -фонд методологических подходов, теоретических положений, практических рекомендаций, исследовательского инструментария и др., и подготовленные научные кадры высшей квалификации, соответствующие требованиям современного социально-экономического развития страны.
Разработанная нами концептуальная модель развития научного потенциала [1] раскрывает взаимосвязь и взаимодействие доминирующих факторов - внешних условий и внутренних возможностей системы образования, способствует уточнению содержания ряда основных понятий. Так, потенциал системы образования, как совокупная способность государства совершенствовать все ее компоненты, определяется социально-экономическим состоянием страны, а также научным потенциалом. Научный потенциал системы образования -основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность ресурсов: научно-информационный - научно-педагогическая и иная информация; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы - научные школы и центры, диссертационные советы.
Подход к научно-исследовательской деятельности как процессу развития научного потенциала раскрывает направления ее активизации, воздействуя на основные компоненты этого процесса: средства - совершенствование научно-методических пособий, средств научной деятельности и подготовки педагогов к ней; результаты - выявление тенденций и закономерностей в образовании для координации ее деятельности; процесс - создание необходимых условий, в том числе организаторских. Решение этой комплексной проблемы относится к компетенции «науковедения» и «наукометрии», использующей количественные методы для изучения процесса развития науки.
Для всестороннего объективного исследования множества результатов научно-исследовательской деятельности, а также выявления направлений развития ресурсов научного потенциала системы образования, разработана методология наукометрического исследования [2]. Основу научного подхода составила взаимозависимость принципов, положений и требований философской, общенаучной и конкретно-научных методологий и их исследовательский аппарат, обеспечивающие фундаментальность и теоретическую направленность исследования, объективность и доказательность научных результатов. В качестве основных источников информации о модернизации образования использованы научно-квалификационные работы на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, представленные к защите в диссертационные советы Российской Федерации, которые проходят разностороннюю экспертизу на всех этапах выполнения и защиты. Уникальность их (всего множества) - в отражении многообразия актуальных проблем и способов их реализации, а, следовательно, и в возможности получения объективной оценки происходящих процессов в системе образования. При этом выявляются структурные единицы - индикаторы изучаемых характеристик, способствующие комплексному исследованию процесса. В качестве индикаторов использованы сведения о диссертациях - выходные данные авторефератов: фамилия И.О.; тема исследования; ученая степень различного уровня - кандидат, доктор; отрасль науки, по которой присуждается степень - педагогические, психологические, экономические, философские и др.; шифры научных специальностей по отраслям наук, регламентирующие область исследований; шифры универсальной десятичной классификации, устанавливающих тематические направления исследований; место выполнения исследования (вуз, город); дата представления в диссертационный совет; место защиты (вуз, город).
Сложность и многообразие условий научно-исследовательской деятельности в стране и субъектах, и отражение множества ее результатов многопараметрической информацией предопределили обоснование ряда оценочных показателей. Разработанная нами система включает основные характеристики научно-исследовательской деятельности и показатели, отражающие влияние многих факторов, в том числе локальных, конкретизируя ее состояние и результаты. Оценивается: общее состояние в решении проблем образования (активность, научный уровень и системность); результаты (комплексность, непрерывность и стабильность и др.); условия - наличие, направленность и интенсивность деятельности научных школ и диссертационных советов.
Многокритериальный анализ научно-информационного ресурса в области образования, воспитания, обучения и организации досуга и синтез исследуемых характеристик обеспечивает всестороннее изучение результатов научно-исследовательской деятельности в стране и пополнение кадрового состава высшей квалификации за анализируемый период. Для наукометрического исследования важна структуризация результатов об исследуемом процессе, поскольку решается проблема визуализации синтезированной информации о развитии научного потенциала. Структурные модели характеристик, полученных на основе выбранных индикаторов, позволяют наглядно представить состояние изучаемого процесса, выявить особенности условий протекания, предвидеть возможное развитие и обосновать направления повышения его эффективности. Так, анализ диссертационных исследований в области образования, воспитания, обучения и организации досуга за период с 2001 по 2009 годы позволил получить синтезированную информацию о развитии научного потенциала.
Интенсификации развития науки в начале XXI века, в том числе региональной, способствовали постановления Правительства России, стимулирующие подготовку специалистов высшей квалификации. Кроме того, реализация личностно ориентированного образования, предполагающая оптимизацию учебно-воспитательного процесса с учетом интересов развивающейся личности, социальных, национальных и других особенностей отдельных регионов и народов страны, способствовала расширению областей исследований и росту числа научно-исследовательских работ (рис. 1).
Выполнение и защита диссертаций по разным отраслям наук и специальностям педагогики отражает фактические области исследований, а их доля в структуре совокупного поля научного поиска характеризует общее состояние современного пополнения научного потенциала системы образования за анализируемый период (рис. 2). Основную часть составляют диссертации по специальностям педагогики - около 82%. Широкий спектр области исследований, соответствующих специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» и стремление научных школ дать общие решения проблем модернизации, обусловили наибольшую долю работ за анализируемый период - 32,6 %. Это исследования проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии и теории педагогики, мировоззренческих и парадигмальных оснований теории и практики образования, исследования подходов и направлений по обоснованию и реализации педагогических концепций и систем, создание условий для развития личности, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования, совершенствования методов педагогических исследований. Актуальность и важность этих работ несомненна, поскольку они способствуют созданию комплекса необходимых условий на всех этапах развития личности. Повышенное внимание к модернизации общеобразовательной и высшей школы обусловило значительное количество научно-квалификационных работ по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - 17,9 и 23,8% соответственно.
Констатируя рост числа диссертаций по отдельным областям, необходимо отметить недостаточное внимание научно-педагогических школ и отдельных ученых к исследованию части вопросов, составляющих основу методик воспитания и развития личности, а также базу непрерывного образования в новых социально-экономических условиях. На это указывает незначительная доля диссертаций по специальности 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования», составляющая всего 0,8%. Естественно, упущенные возможности эффективного развития новых форм активности и видов психических процессов, появляющихся у детей различного возраста, особенно дошкольного, с трудом восполняются в дальнейшем.
2001
2002
2003
2004
2006
2006
2007
Н 13.00.01 ■ 13.00.07
013.00.02 И 13.00.08
а 13.00.03 □ Психология
□ 13.00.04
□ Др.отрасли наук
2008 2009 год 013.00.05
Рис. 1. Распределение диссертаций в области образования, представленных к защите в советы РФ по отраслям наук и специальностям педагогики
Психология 6,7%
Др.отрасли наук 11,6%
Педагогика 13.00.01
13.00. 23,
13.00.02 17,9%
0,9%
Рис. 2. Структура количества диссертаций в области образования по отраслям наук и специальностям педагогики,
представленных в советы РФ
В период демократических преобразований существенное значение имеют результаты исследований по специальностям 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» и 13.00.03 «Коррекционная педагогика», составляющих 0,9 и 1,6 % от общего числа исследований, представленных к защите за анализируемый период. Эти сектора исследований оказались вне поля современной научно-педагогической деятельности, хотя значимость их велика. Малая доля и отсутствие положительной динамики количества диссертаций по этим проблемам могут быть отражением незначительного количества научных школ, а также соответствующих диссертационных советов, их неравномерного распределения по стране. Кроме этого, немаловажным фактором является весьма скромное материальное стимулирование сотрудников, защитивших диссертации и непосредственно занятых в учебно-воспитательных учреждениях культуры и образования, в том числе дошкольных.
Определенный вклад в частичное решение вышеуказанных проблем привносят исследования по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», доля которых составляет 4,1% от общего количества диссертаций за анализируемый период.
Реализация личностно ориентированного образования способствовала расширению областей исследований. Так, поиск путей реализации идей гуманистической педагогики в современных социально-экономических условиях активизировал научно-педагогическую деятельность и возможность защиты исследований по педагогической психологии и психологии личности. Рост количества ежегодно защищаемых диссертаций наблюдался до 2007 года - доля их в общей структуре исследований в области образования составляла до 8%. Системное решение сложных задач реформирования образования достигается привлечением усилий других отраслей наук - философии, экономики, медицины и т.д. Количество науч-
но-квалификационных работ, выполненных в соответствующих непрофильных учреждениях, значительно возрастало до 2007 года, а их доля за этот период составляла около 14 %. Для 2007-2009 годов характерно общее снижение количества диссертаций в области образования по отраслям других наук. За этот период доля их составила менее 7 %, а в 2009 году -менее 1%. Вероятно период интенсивного роста исследований
сменился периодом осмысления достигнутого на всех уровнях управления системы образования.
Полученные значения показателей состава и структуры работ по областям исследований полно отражают общий рост научно-педагогических кадров высшей квалификации по соответствующим специальностям педагогики, психологии и отраслям других наук, а ежегодное пополнение - характер его воспроизводства (рис. 3).
13.00.01 13.00.02 13.00.03 13.00.04 13.00.05 13.00.07 13.00.08 Психология Др.отрасли
наук
с п е ц и а л ь н о с т и п е д а г о г и к и И 2001 О 2002 Ш2003 Q2004 И 2005 Q2006 И 2007 Е3 2008
3 2009 год
Рис. 3. Кумулятивные спектры пополнения кадров высшей квалификации системы образования Российской Федерации
Таким образом, модернизация системы образования предполагает и основывается на нововведениях, которые получены, как правило, в результате научных исследований. Количественная оценка научной деятельности позволяет опосредованно характеризовать процесс модернизации системы образования. Показатели научно-педагогической деятельности в стране и отдельных субъектах и, прежде всего ее результаты в решении проблем образования, отражают состояние и условия этого процесса. Структурные модели характеристик изучаемого процесса, полученные на основе анализа и синтеза научно-информационного ресурса, позволяют представить состояние, выявить особенности условий, предвидеть возможное развитие и направления повышения его эффективности. Так, выявленные тенденции развития ресурсов отражают непрерывность и стабильность решения проблем образования по отдельным областям исследований: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания; профессиональное высшее образование. Наглядно просматривается тенденция к снижению количества диссертаций по психологии и отраслям других наук в области образования, обусловленная значительным сокращением числа соответствующих советов к концу анализируемого периода. Кроме того, можно отметить недостаточное внимание научных школ к исследованию проблем развития личности в различные периоды жизни детей в новых социально-
экономических условиях - по теории и методике дошкольного образования, организации социально-культурной деятельности, организации досуга и коррекционной педагогике.
Данное исследование углубляет представление о развитии и эффективном использовании результатов научно-исследовательской деятельности. Предложенные подходы расширяют методологию педагогики, а разработанный наукометрический аппарат способствует всестороннему объективному анализу и выявлению направлений совершенствования методического и научного обеспечения системы образования. Результаты исследования обеспечивают создание объективной информационной базы методического оснащения и координации научно-педагогической деятельности на всех уровнях управления. Пополнение научно-информационного ресурса научного потенциала результатами наукометрических исследований обеспечит возможность решения непрерывно возрастающих требований к качеству образования на всех уровнях и ступенях, то есть может служить инструментом управления процессом модернизации.
* Статья публикуется при финансовой поддержке гранта Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие научного потенциала системы образования: теоретические и практические аспекты»
Библиографический список
1. Кирюшина, О.Н. Научный потенциал системы образования // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11.
2. Кирюшина, О.Н. Факторы формирования и современные тенденции развития научного потенциала системы образования // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 2.
Bibliography
1. Kiryushina, O.N. Nauchnihyj potencial sistemih obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2009. - № 11.
2. Kiryushina, O.N. Faktorih formirovaniya i sovremennihe tendencii razvitiya nauchnogo potenciala sistemih ob-razovaniya // Izvestiya Yuzhnogo fede-raljnogo universiteta. - 2010. - № 2.
Статья поступила в редакцию 27.07.11