- в середине недели физическая активность направлена на сохранение высокого уровня работоспособности;
- в конце недели занятия физической культурой и спортом должны способствовать устранению недельного кумулятивного утомления [10].
Грамотное планирование учебных занятий по физическому воспитанию способствует не только приобретению знаний из области физической культуры и спорта, умелому их использованию на практических занятиях для совершенствования физической подготовленности и освоения новых двигательных действий, но также чрезвычайно важно для развития организаторских, коммуникативных, конструктивных и других умений и навыков, для налаживания межличностных отношений в учебной группе, что в дальнейшем, безусловно, повысит уровень компетентности будущих учителей-предметников при организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися школ [3; 5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.
2. Виленский, М. Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - 104 с.
3. Занина, Т. Н. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры / Т. Н. Занина, И. А. Сыроваткина, Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 21-26.
4. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
5. Кибенко, Е. И. Педагогическое моделирование физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Кибенко; Южный федеральный университет. - Таганрог, 2008.
6. Кибенко, Е. И. Физическая культура: методико-практические занятия: учебно-метод. пособие / Е. И. Ки-бенко; под ред. проф. Г. Ф. Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. - 252 с.
7. Приказ государственного комитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://zakon. law7.ru/legal2/se17/pravo17166/index.htm.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://base.garant.ru/197487/
9. Хало, П. В., Лебединская, И.Г., Сыроваткина, И. А. Оценка эффективности применения подвижных игр и игровых упражнений с использованием элементов произвольного полимодального внимания / П. В. Хало, И. Г. Лебединская, И. А. Сыроваткина // Актуальные проблемы современного образования. Научный поиск: мат-лы заочной международ. науч.-практ. конф. - 2013. - № 4.1. - С. 43-45.
10. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -М.: Академия, 2007. - 480 с.
УДК 37 ББК 74.04
О.Н. Кирюшина
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Для реализации разработанной концепции целостного развития и эффективного использования научного потенциала системы образования обоснованы теоретические положения адекватной координации развития его ресурсов, основанием которой служат результаты наукометрических исследований научно-педагогической деятельности.
Ключевые слова: научный потенциал, ресурсы, комплексное исследование, результаты исследований в области образования, структурно-количественные модели, научно-информационная база, координация.
O. N. Kiryushina
THE COMPLEX RESEARCH OF REGIONAL PROBLEMS OF EDUCATION
Abstract. For implementation of the developed concept of complete development and effective use of scientific potential of system of education theoretical provisions of adequate coordination of develop-
ment of its resources which basis results of scientometric researches of scientific and pedagogical activity form are proved.
Key words: scientific potential, resource, comprehensive research, results of researches in the fields of education, structured-quantitative models, scientifically-information base, coordination.
Инновационное развитие страны возможно только при непрерывном развитии научных знаний и совершенствовании подготовки специалистов, соответствующих требованиям современных социально-экономических преобразований. Усложнение задач модернизации системы образования, продиктованных потребностями развития личности, запросами общества и государства, и рынка труда, вызвало расширение спектра проводимых исследований и подключение специалистов непрофильных учреждений для решения отдельных проблем и подготовки высококвалифицированных специалистов всех отраслей производства и сферы обслуживания. Наряду с активизацией научно-педагогической деятельности и расширением спектра решаемых проблем образования, необходимо указать на насущность и возможность более полного и эффективного использования информации о результатах научно-педагогической деятельности, в том числе и для координации целостного развития научного потенциала системы образования. Целостность его развития на основе формирования научного потенциала во всех субъектах Российской Федерации - фактор, способствующий развитию науки и образования в стране. Разумеется, на развитие научно -информационного ресурса конкретной территории оказывает влияние информация в части общих вопросов обучения и воспитания, актуальная для всей системы образования. Но различные условия научно-педагогической деятельности в субъектах, а также разное социально-экономическое состояние и национально-культурные особенности населения, обусловливают необходимость решения множества конкретных проблем образования. Совокупность этих решений - основа разработки теоретических положений, методологических подходов и методических материалов и т.д., и необходимое условие успешного совершенствования системы образования. Это особенно актуально в регионах, отличающихся сложностью происходящих в них социальных и других процессов. Прежде всего, это субъекты Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов), где проживает около 16 % от численности населения страны.
Направления решения проблемы целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала, как фактора модернизации системы образования, отражают обоснованные нами дефиниции понятий [2; 4].
> Потенциал системы образования, как совокупная способность государства совершенствовать все ее компоненты, определяется социально-экономическим состоянием страны - финансированием и материально-технической базой, организаторской деятельностью центральных и местных органов власти и управления, а также научным потенциалом.
> Научный потенциал системы образования - основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-информационный -научно-педагогическая и иная информация; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы - научные школы и центры, диссертационные советы.
> Развитие ресурсов научного потенциала системы образования - процесс непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, в том числе высшей квалификации, усиление оценивающей и контрольно-направляющей функции диссертационных советов, на основе становления, развития и взаимодействия научных школ каждого региона, а также межрегиональных центров.
Становление новых, развитие и взаимодействие существующих научных школ в каждом субъекте, и привлечение усилий научных коллективов к активному участию в организаторской деятельности обеспечит развитие научного потенциала территориальных образований, а следовательно, и целостность развития системы образования Российской Федерации. Основу адекватной координации должна составлять система объективных научных знаний по оценке «достигнутого», создаваемая при детальном изучении множества результатов научно-педагогической деятельности, в том числе исследований в области образования, представленных к защите в диссертационные советы субъектов страны. Отражая многообразие актуальных проблем образования, они обеспечивают возможность получения объективной оценки происходящих процессов в системе и способов их реализации. Необходимость получения объективной количественной оценки научной деятельности в решении проблем образования и развития научного потенциала в многообразных условиях субъектов страны предопределила обоснование системы динамических показателей [2; 4]. Разработанная нами система включает основные характеристики и показатели научно-педагогической деятельности: общее состояние; результаты; условия, отражающие развитие ресурсов научного потенциала системы образования. Общее состояние - активность, научный уровень и системность проведения исследований, как оценки общей динамики процесса, сложности решаемых актуальных задач и охват спектра условий развития личности. Результаты - комплексность решения проблем образо-
вания, непрерывность и стабильность научной деятельности по всему спектру областей исследований, их тематическая и предметно-содержательная направленность, как оценки целостного развития научно-образовательного пространства, образовательной среды и средств воздействия на обучаемых, а также готовности и всесторонности решения проблем разных уровней образования. Условия - наличие, направления и интенсивность деятельности научных школ и диссертационных советов во всех субъектах, как возможность обеспечения целостного развития научного потенциала системы образования.
Требование целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала обусловило разработку научно-методологического обеспечения, направленного на комплексное решение проблемы интеграции достижений педагогики и системы образования: всестороннее исследование процесса, средств, условий и результатов научно-исследовательской деятельности; создание научно-методического обеспечения, способствующего повышению эффективности научно-педагогической деятельности и формированию объективной научно-информационной базы координации этой деятельности по разным отраслям наук, специальностям педагогики, тематическим направлениям, аспектам совершенствования образовательного процесса и др. [2; 3; 4]. Построение структурно-количественных моделей характеристик научно-педагогической деятельности и развития научного потенциала системы образования обеспечивают результаты наукометрических исследований этой деятельности, а сформированная на их основе научно -информационная база позволяет предвидеть возможное развитие и обосновать направления и приоритеты роста определенных ресурсов. Получаемая объективная синтезированная информация будет способствовать принятию решений по созданию в субъектах страны всей совокупности условий перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала в реальную, снижая при этом уровень неопределенности научных знаний, который вероятен в условиях полной централизации управления. Решения по развитию ресурсов научного потенциала системы образования, принимаемые ведущими, и в первую очередь федеральными университетами (как научными и методическими центрами) с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, и при росте их заинтересованности в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации для всех учебных учреждений соответствующего территориального образования, станут более обоснованными. Адекватное управление развитием ресурсов научного потенциала системы образования в субъектах страны будет способствовать формированию общественного мнения в пользу поддержки определенных направлений деятельности и обеспечению эффективной организации фандрайзинга и координации академической мобильности ученых для расширения спектра исследований, становления и развития научных школ. С учетом изложенного, нами проанализировано развитие ресурсов научного потенциала системы образования отдельных субъектов РФ.
Для большинства субъектов Юга России, как и для страны в целом, начало XXI века характеризуется интенсификацией научно-педагогической деятельности. Это обусловлено необходимостью решения множества актуальных задач, возникших в процессе модернизации образования в период социально-экономических преобразований, и, прежде всего, создание условий для решения задач формирования рынка образовательных услуг, кадрового состава вузов и становления научных школ в каждом регионе страны. Но поскольку состояние научно-исследовательской деятельности определяется не только внутренними факторами системы образования, отражающими особенности каждого субъекта, но и внешними воздействиями, в том числе организаторской деятельностью центральных и местных органов власти и управления, то фактическая динамика количества исследований в субъектах страны, отображая наличие и активность научных школ, характеризует также изменение реальных условий их деятельности. Так, с 2007 г. значительно сократилось число ежегодно защищаемых диссертаций в области образования. Снижение числа исследований, а соответственно, нарушение воспроизводства научно-педагогических кадров, присуще в целом системе образования страны, но в большей степени - регионам, в том числе субъектам Юга России. В определенной мере этому способствовало сложившееся территориальное распределение диссертационных советов по специальностям педагогики, сокращение их количества и другие факторы. Но поскольку «для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения» [5], то решения актуальных задач модернизации образования в каждом субъекте должны иметь вид целенаправленной активной деятельности общества, государства и научных коллективов.
«Поскольку для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего социально-педагогическую защиту и поддержку детства, необходимо преодолеть дезинтеграцию, которая возникла в последние десятилетия как в Российском просвещении в целом, так и южнороссийском регионе особенно, то задача педагогической науки - обосновать и заставить работать собственно педагогические основания интеграции» [1]. Но в связи с отличающимися социально -экономическими условиями, активностью научно-исследовательской и организаторской деятельности и другими факторами, интенсивность пополнения научно-информационного ресурса в области образования, воспитания, обучения и организации досуга в субъектах страны разная. Про-
следить и оценить характер развития научного потенциала системы образования регионов можно на основании динамики относительных количественных показателей - доли диссертаций каждого субъекта в ежегодных структурах научных исследований, представленных к защите в диссертационные советы территориальных образований, например Юга России за период 2001-2012 гг. (рис. 1). В течение анализируемого периода наглядно просматривается изменение активности деятельности научных коллективов - научных школ и диссертационных советов в отдельных субъектах этого региона, а следовательно, и реальных возможностей защиты диссертаций, а соответственно и роста кадров высшей квалификации.
100% 90% 80% 70% -60% 50% 40% 30% 20% 10% -
0%
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 гг
ЗСев.-Кавказские респ. 3 Ростовская область
И Ставропольский край ■ Краснодарский край
@ Волгоградская область И Астраханская область
Рис. 1. Динамика ежегодных структур исследований в области образования, представленных к защите в диссертационные советы субъектов Юга России
Наличие диссертационных работ по разным отраслям наук и специальностям педагогики? отражая фактические области (направления) исследований, характеризует состояние научного фонда и научного потенциала современной модернизации образования в субъектах. Так, динамика количества диссертаций в области образования, представленных к защите в диссертационные советы вузов Ростовской области за период 2001-2012 годы (рис. 2), отражает развитие ресурсов научного потенциала по годам, а их доля по специальностям педагогики и отраслям наук в структуре - общее состояние современного «пополнения» научного потенциала системы образования (рис. 3).
80
70
^ 60 го
50
а 40
!¥ 30--
20-
10
0
2001 2002 Н 13.00.01 Ш 13.00.07
2003 2004 2005
0 13.00.02 013.00.08
2006 2007 2008
Ш 13.00.03 Ш Психология
2009
2010 2011 2012 гг
□ 13.00.05 ^Др.отрасли наук
Рис. 2. Динамика количества исследований в области образования, представленных к защите в диссертационные советы вузов Ростовской области
Рис. 3. Состав и структура диссертаций в области образования, представленных к защите в советы вузов Ростовской области
Распределение диссертаций по отраслям наук и специальностям педагогики отражает не только различное внимание научно-педагогической общественности к отдельным областям исследований, но и указывает на возможности научных школ в решении соответствующих актуальных задач модернизации системы образования. Проведение исследований по проблемам педагогики и значительная доля этих работ в субъекте - 77 %, указывает на стремление научных школ найти оптимальные решения задач модернизации образования во всем многообразии условий деятельности. При этом заметное внимание уделяется решению проблем, составляющим содержание научной специальности - 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 35 %. Область исследований по этой специальности охватывает спектр проблем - философии образования, педагогической антропологии, методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования. Наибольшую часть составляют исследования подходов и направлений по обоснованию и реализации педагогических концепций, систем, а также создание условий, способствующих развитию личности. Причем, наряду с исследованиями конкретных условий образовательной деятельности (для различных ступеней и уровней), отмечается большое число работ посвященных обоснованию общих условий. Существенную часть составляют исследования по проблемам педагогической антропологии - антропологические основания образования (воспитания и обучения) человека как предмета образования, как образовывающегося и образуемого. Как и в области теории педагогики, эти исследования в субъектах охватывают все ступени образования. Можно отметить повышенное внимание к проблеме развития интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся младшего и старшего школьного возраста. Весома часть исследований по этнопедагогике, истории педагогики и образования, направленных на углубленное изучение и обобщение исторического развития практики образования, педагогической мысли и взглядов видных философов и педагогов и возможности использования отечественных и зарубежных исторических и этнических традиций образования в современных условиях.
Повышенное внимание к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов и специалистов подтверждается значительным количеством диссертаций по научной специальности 13.00.08 - около 30 %. Ежегодное число исследований по проблемам теории и методики профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации образовательного процесса, достаточно велико. Интенсивный рост их количества в первой половине анализируемого периода (в 7 раз) можно объяснить как решением множества проблем, возникающих в процессе модернизации системы образования, так и влиянием ряда постановлений по ее совершенствованию, принятых ранее на федеральном уровне.
Диссертационные исследования по научным специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.03 «Коррекционная педагогика» и 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», представленные в советы Ростовской области - это в основном отражение ее «региональной составляющей». Поскольку за основу методик обучения и воспитания принимаются результаты исследований и сами разработки, выполненные ведущими научно-исследовательскими институтами РАО
и являющимися общими для системы образования страны, то региональные исследования - это, как правило, уточнения и адаптации их для конкретных условий субъектов. Активная деятельность научных школ по вопросам дошкольного образования в вузах Ростовской области обеспечивала работу диссертационного совета и возможность защиты исследований соискателями Юга России по научной специальности 13.00.07.
Реализация идей гуманистической педагогики обусловила рост числа ежегодно защищаемых диссертаций в области психологии личности, истории психологии, педагогической и социальной психологии, психологии развития. Наиболее интенсивный рост отмечен в первые годы периода - к 2006 году более чем в 4 раза. Это не только исследования психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов, самой педагогической деятельности на различных уровнях и ступенях образования, но и теоретико-методологический и исторический анализ основных понятий, концепций и исследований психического развития на разных ступенях жизненного цикла, а также изучение факторов, содействующих развитию и реализации потенциала человека. К особенностям пополнения научно -информационного ресурса в Ростовской области, как и для большинства субъектов Юга России, можно отнести снижение общего числа исследований с 2007 г., в том числе по педагогической психологии и психологии развития.
Произошедшее изменение статуса образования и повышение автономности отдельных учреждений, университетских комплексов, систем образования муниципалитетов, регионов обусловило более активное привлечение разных отраслей наук для комплексного решения актуальных задач образования. Деятельности научных школ Ростовской области присущ комплексный подход в решении проблем формирования ресурсов научного потенциала системы образования, в том числе развития кадров высшей квалификации. Выполнялись исследования по проблемам экономики и управления системой образования, философии образования и культуры, медицины и детского здоровья, социологического анализа и др. Доля этих работ за анализируемый период составила около 17 % от общего количества диссертаций в области образования, представленных к защите в советы субъекта. Динамика количества исследований до 2007 года (см. рис. 2) - это отражение активной позиции педагогической общественности не только в решении отдельных задач совершенствования образования, в формировании кадрового состава вузов и развития научных школ, но прежде всего, в обосновании необходимых условий успешной модернизации системы образования. Так, усилия экономической науки направлены на: изучение социально-экономических систем в качестве объектов управления; совершенствование управления и механизмов поддержки принятия решений на основе разработки и применения экономико-математических и инструментальных методов; разработку теоретических и методологических положений анализа систем управления в контексте современных процессов модернизации образования. Активная научная деятельность экономических научных школ Ростовской области предопределила значительную долю исследований в области образования, и прежде всего, направленных на прогнозирование рынка образовательных услуг, управление образовательной деятельностью вуза и качеством подготовки кадров, совершенствование методов принятия управленческих решений и т.д.
Деятельность социологических научных школ в области образования направлена на исследование продолжающихся процессов трансформации социально-структурных отношений общества. Это вопросы социальной дифференциации в российском образовании; профессионального самоопределения студенчества в условиях современного общества; ценностных ориентаций личности и групп, моделей их поведения, новых форм социального расслоения и др. Значимость этих исследований в обосновании решений, способствующих интеграции современного российского общества на основе совершенствования системы образования.
Исследования по проблемам социальной философии, теории и истории культуры направлены на трансформацию высшего образования, и, в первую очередь, педагогического. В качестве оснований такого развития предлагается усиление взаимосвязи традиций и инноваций, гуманитаризация и информатизация высшего образования, формирование профессионального самосознания в культурно-образовательной среде вуза и др.
Постоянное развитие научных знаний и совершенствование подготовки специалистов для различных отраслей науки и производства, соответствующих требованиям современных преобразований в стране, как отмечено выше, является одним из важнейших условий инновационного развития страны. Но основная часть исследований в области образования, проведенных в экономических, социологических, философских и других научных школах субъекта, выполнена в первой половине анализируемого периода. В последние годы их количество существенно сократилось. Такая тенденция, нарушая возможность комплексного исследования проблем образования, не может способствовать успешной модернизации системы образования.
Таким образом, в период интенсификации социально-экономических преобразований в стране усиливается необходимость объективного обоснования направлений дальнейшего развития образования. Координация и научное управление совершенствованием образования возможно на основе выявляемых характеристик развития ресурсов научного потенциала системы образования субъектов страны. Получение таких характеристик - требование научного обоснования всей сово-
купности условий перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала в реальную. Это достигается на основе комплексного решения актуальных задач образования с использованием системного подхода к разработке научно-методологического обеспечения наукометрического исследования результатов научно-педагогической деятельности. Объективную характеристику развития научного потенциала можно получить с использованием достоверной информации о научно-педагогической деятельности в области образования, в том числе используя диссертационные исследования на соискание ученой степени, проходящих разностороннюю экспертизу на всех этапах их выполнения и защиты. Структурно-количественные модели, интегрирующие и наглядно отображающие параметры ряда показателей динамических характеристик научно-педагогической деятельности научных школ, составляют объективную научно-информационную базу координации развития ресурсов научного потенциала системы образования субъекта. Система научных знаний, раскрывающая множество проблем образования, отражая не только характер воспроизводства кадров высшей квалификации, но, прежде всего, активность деятельности научных коллективов - научных школ и диссертационных советов, выявляет резервы и направления повышения ее эффективности.
Разработанное научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования применимо для объективного оценивания реальных достижений в различных областях, а также для выработки и принятия адекватных решений по дальнейшему совершенствованию научного обеспечения системы образования и развития научно-исследовательских методологий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская, Е. В. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская, В. П. Бори-сенков, А. А. Греков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 70-76.
2. Кирюшина, О. Н. Научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования ресурсов научного потенциала системы образования // European Social Science Journal. - 2013. - № 7 (35). - С. 59-70.
3. Кирюшина, О. Н. Научно-методологическое обеспечение целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала системы образования // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 8. - С. 28-35.
4. Кирюшина, О. Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: монография / О. Н. Кирюшина. - Ростов н/Д.: Изд-во Южного федер. ун-та, 2011. - 212 с.
5. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: // elementy. ru/Library9/r440r.htm.
УДК 372.016:51 ББК 74.262.21
Е.А. Корнилова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(на этапе актуализации знаний)
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования логических операций в системе устных упражнений. Основой успеха при решении данной проблемы является применение информационных технологий.
Ключевые слова: устные упражнения, средства обучения, актуализация знаний, логические операции, принцип деятельности.
E. A. Kornilova
USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR FORMATION OF LOGICAL OPERATIONS IN SYSTEM OF ORAL EXERCISES (at the stage of updating of knowledge)
Abstract. In this article the problem of formation of logical operations in system of oral exercises is considered. Success basis at the solution of this problem is application of information technologies.
Key words: oral exercises, tutorials, updating of knowledge, logical operations, principle of activity.
Осуществляемая в наши дни модернизация российского образования переходит от ценностей, связанных с накоплением знаний, тренировкой навыков и формированием умений в применении этих навыков, к ценностям, базирующимся на развитии формально-мыслительных способностей, их глубине и разнообразии для эффективного использования в процессе самообразования.