Совокупность этих мотивов активизирует, интегрирует и направляет потенциальные возможности личности на формирование педагогических способностей, направленности, характера и мастерства учителя. Следовательно, и само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении профессионально значимых мотивов деятельности.
Все виды мотивационных побуждений (интересы, убеждения, цели, воля) являются важнейшими факторами формирования способностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Быков, Н. Д. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма / Н. Д. Быков, И. Г. Лебединская, Г. В. Хвалебо // Взгляд на современные технологические подходы и их компоненты в преподавании предмета «Физическая культура»: сб. науч. тр. XIII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. И. Евсеева и др. - Ростов н/Д., 2011. - Т. 2. - С. 316-331.
2. Психология физической культуры и спорта: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Родионов и др.; под ред. А. В. Родионова. - М.: Академия, 2010. - 366 с.
3. Хало, П. В. Использование психотехник для развития сверхнормативных компетенций / П. В. Хало, О. Г. Бахтияров, В. П. Омельченко // Современные проблемы многоуровневого образования: сб. науч. тр. VI Международ. науч.-метод. симпозиум. - Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 2011. - С. 118-126.
4. Хало, П. В. Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов на примере факультатива / П. В. Хало, Н. Д. Быков // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казан. (Приволж.) федерального ун-та, 2011. - С. 280-283.
5. Хало, П. В. Образовательные технологии расширения адаптационных возможностей организма / П. В. Хало, Г. В. Хвалебо, И. Г. Лебединская // Современные проблемы многоуровневого образования: мат-лы VII Международ. науч.-метод.симпозиума. - Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 2012. - С. 211-222.
6. Хало, П. В. Проблемы безопасной коммуникации - психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.
7. Хало, П. В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П. В. Хало, Н. Д. Быков, Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 159-163.
8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 476 с.
УДК 37 ББК 74.04
О. Н. Кирюшина
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
Аннотация. Обоснованы теоретические положения и разработана концепция целостного развития и эффективного использования научного потенциала системы образования. Основание адекватной координации развития его ресурсов - результаты наукометрических исследований.
Ключевые слова: научный потенциал, координация развития ресурсов, наукометрические исследования, научно-информационная база, структурно-количественные модели.
O. N. Kiryushina
SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM AS FACTOR OF ITS MODERNIZATION
Abstract. Theoretical principles are proved and the concept of complete development and effective use of scientific potential of an education system is developed. The basis of adequate coordination of development of its resources - results of scientometric researches.
Key words: scientific potential, coordination of development of resources, scientometric researches, scientifically-information base, structured-quantitative models.
Инновационное развитие страны возможно только при постоянном развитии научных знаний и совершенствовании подготовки специалистов для различных отраслей науки и производства, соответствующих требованиям современных преобразований в стране. Достижение целей модернизации системы образования является основанием и предпосылкой роста человеческого потенциала («важнейшей части национального богатства страны» - [3]), а предметом исследований в облас-
ти образования часто становятся различные аспекты его развития - творческого, коммуникативного, лидерского и др., а также разработка и использование средств их формирования. Нами выявлено, что в решении проблем общеобразовательной школы исследования последнего десятилетия направлены на развитие потенциала: педагогического и воспитательного; дидактического; гуманитарного образования; учебного текста и иностранных языков; нравственного; духовного; эстетического и др. (Л. В. Савельева, В. П. Тигров, Н. В. Уварина и др.). В решении проблем совершенствования среднего специального и высшего образования, и послевузовского повышения квалификации характерны исследования, направленные на развитие образовательного, профессионально-педагогического, художественного и развивающего потенциала, разработку личностно ориентированных технологий и др. (Л. В. Быкасова, А. А.-Д. Койчуев, Н. В. Мартишина, Е. М. Ра-зинкина, Л. А. Шестакова, И. Э. Ярмакеев и др.). Исследования, проводимые научными школами разных отраслей наук, связаны как с непосредственным развитием личности обучающихся, так и с совершенствованием условий образовательной деятельности. Так, В. И. Мареев раскрывает факторы повышения научного потенциала основных субъектов высшего образования - преподавателей и студентов. Н. Г. Закревская выявляет научно-педагогический потенциал научного сообщества в университетах физической культуры в условиях модернизации высшего профессионального образования. В исследовании «Научно-образовательный потенциал как социальный феномен» (фи-лос. аспект) М. Т. Шафиков, раскрывая сущность научно-образовательного потенциала, в том числе на региональном уровне, ориентирует на необходимость активных научных изысканий в условиях трансформации общества. Особую группу в области образования составляют исследования, направленные на совершенствование управления развитием потенциала образовательных учреждений, высшей школы и др.: инновационного (Л. В. Илюхина, Г. С. Ковров, Р. В. Приходько и др.); кадрового (М. В. Альгина, А. В. Купера, И. В. Малюгина и др.); технических систем (А. Н. Евстигнеев, Д. Е. Кадочкин и др.) и др.
Активизация научно-педагогической деятельности, обуславливая расширение областей исследований и рост научных сведений, явление, безусловно, положительное, поскольку «... научно -педагогическая информация является главным звеном, связывающим науку и практику, учебно-воспитательную и научно-исследовательскую деятельность» [5]. Конечно, результаты научно-педагогической деятельности, являющиеся важнейшим фактором модернизации системы образования, должны отвечать требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, и эффективно использоваться, в т.ч. для ее координации и выявления направлений развития ресурсов научного потенциала.
Процесс непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, становление, развитие и взаимодействие научных школ и центров, осуществляется в конкретных условиях. Естественно, цели и направления модернизации образования, предполагающие претворение в жизнь принципов современного образовательного процесса, необходимого для реализации стратегических планов социально-экономического развития страны, едины для всей Российской Федерации. Однако географическое расположение субъектов, состояние их экономики, кадровое обеспечение, исторические и национальные традиции населяющих народов и другие факторы, вносят особенности и влияют на развитие ресурсов научного потенциала системы образования. Но успешность модернизации образования и развитие науки в стране возможны при создании всей совокупности условий для эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров и формирования научно-информационного ресурса во всех субъектах Российской Федерации, поскольку «. целостность объекта, обладающего сложной внутренней структурой, выражает интегрированность, самодостаточность и автономность его составляющих» [7, 763]. Конечно, преобразование результатов исследований в научно-информационный ресурс осуществляется при определенных организаторских условиях - наличии научных школ и достаточном количестве диссертационных советов в субъектах страны. В этом случае они смогут выполнять не только оценивающую функцию, но, в первую очередь, контрольно-направляющую, способствующую повышению научного уровня исследований и росту ресурсов научного потенциала - научно-информационного и кадрового.
В целях содействия системной модернизации системы образования, в том числе высшего профессионального, в Российской Федерации формируется сеть федеральных университетов, миссия которых - развитие конкурентноспособного человеческого капитала. Основная задача федеральных университетов - организация и координация деятельности по обеспечению крупных программ социально-экономического развития соответствующих территорий и регионов, поскольку их расположение и состояние экономики, исторические и национальные традиции населяющих народов и другие факторы вносят особенности и влияют на развитие этих процессов в субъектах страны. Являясь ведущими научными и методическими центрами, они должны обеспечивать системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального обучения с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей. А учитывая, что «повышение качества образования и научно-технологическое развитие становится все более дорогостоящим по причине
расширения состава, сложности и масштабности решаемых научных проблем» [6], то наряду с ростом финансирования и совершенствованием материально-технической базы, возрастает необходимость активизации научной деятельности по развитию «собственных» возможностей системы образования. Содержание этой деятельности - разработка подходов к выявлению условий повышения ее резервов, и прежде всего в формировании ресурсов научного потенциала системы образования. Так, учитывая, что функцией науки является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, то к числу важнейших ресурсов системы образования относится не только множество результатов научно-педагогической деятельности, в том числе диссертационных исследований на соискание ученых степеней, но и результаты по оценке «достигнутого» в образовании, представленные в обобщенном - «концентрированном» виде. Поэтому реализация задач развития научного потенциала системы образования во многом зависят от готовности педагогики к изучению и использованию непрерывно пополняемой информации о результатах научно-исследовательской деятельности и других достижений. Полученные констатирующие научные знания должны составлять основу предвидения и адекватной координации развития ресурсов научного потенциала системы образования Федеральных округов и страны в целом. Последнее ценно и для обеспечения условий повышения эффективности деятельности федеральных университетов, призванных осуществлять координацию развития научного потенциала и планов модернизации системы образования. Являясь интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, в этом случае они могут стать центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня.
Создание необходимых условий воспроизводства научных и научно-педагогических кадров -сохранение преемственности поколений в науке и образовании, формирование научно-информационного ресурса во всех субъектах страны, как фактора модернизации Российской системы образования, является одним из основных требований целостности развития системы образования. В период активных социально-экономических преобразований в стране необходимость интенсификации решения этих задач усиливается, поскольку «потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок» [4]. Поэтому важно создание всей совокупности условий для развития ресурсов научного потенциала во всех субъектах, как требование их целостного развития и формирования научно-образовательного пространства страны. Эта проблема относится к компетенции науковедения, и, прежде всего, к одной из ее областей - наукометрии. В качестве достоверных источников выявления тенденций и закономерностей развития научного потенциала должна использоваться информация о современной научно-педагогической деятельности и ее результатах и, прежде всего, о диссертационных исследованиях, объективно отражающих фактический процесс модернизации образования в стране и многообразие условий формирования научного потенциала.
На основе теоретического осмысления отдельных категорий, положений и требований философской и общенаучной методологий, и адаптации их в методологию педагогики, обоснованы ключевые положения - принципы, ставшие основанием решения проблемы целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала системы образования: достижение глубоких, сущностных и всесторонних знаний как необходимое условие преобразующей деятельности человека, в том числе развития ресурсов научного потенциала системы образования; непрерывность развития научных знаний и совершенствование подготовки специалистов как условие инновационного развития системы образования, а следовательно и страны; суммирование в концентрированном виде достижений педагогики и системы образования - создание системы научных знаний, как основание адекватного управления развитием научного потенциала системы образования, обращенного на усиление единства - постоянного пополнения результатов научно-исследовательской деятельности и их эффективного использования; обобщение (на основе теоретической типологии) научной информации, в том числе существующего непрерывно пополняемого научно-исследовательского арсенала, как объективная потребность обеспечения педагогическим кадрам условий повышения эффективности научной и образовательной деятельности; совершенствование научно-методического оснащения научно-исследовательской подготовки как условие его эффективного использования в учебных программах системы подготовки кадров и требование развития научного потенциала системы образования; интеграция множества результатов постоянного разрешения отдельных противоречий между актуальными требованиями повышения качества образования и возможностями реализации их в конкретных условиях образовательной среды как основание объективной оценки и выявления направлений дальнейшего развития ресурсов научного потенциала; обеспечение взаимосвязи форм научного познания - эмпирического и теоретического, как движущая сила, дающая познанию фактический материал, подлежащий обобщению, и теоретическое осмысление полученных тенденций развития; выявление динамических характеристик развития ресурсов научного потенциала системы образования территориальных образований на основе проведения наукометрических исследований как требование научного обоснования всей совокупности условий перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала системы образования в реальную; координация и научное управление формированием ресурсов научного
потенциала системы образования во всех субъектах страны на основе выявляемых тенденций как требование и возможность его целостного развития.
Таким образом, в результате теоретического исследования обоснованы положения, ставшие основой решения актуальной научной проблемы - разработка и реализация комплексного подхода к целостному и стабильному развитию и эффективному использованию научного потенциала системы образования. Основные векторы разработанной концепции и ее методологического обеспечения, представленные в таблице, направлены на развитие и совершенствование научно-методического, кадрового и научно-информационного ресурсов системы образования.
Необходимость всестороннего исследования процесса научно-исследовательской деятельности в многообразных условиях субъектов страны, отражающих множество результатов в виде многопараметрической информации, и получение объективной количественной оценки в решении проблем образования и развитии научного потенциала, предопределила обоснование ряда динамических показателей, характеризующей основные этапы этой деятельности: общее состояние - активность, научный уровень и системность проведения исследований; результаты - комплексность решения проблем образования, непрерывность и стабильность научной деятельности по всему спектру областей исследований, их тематическая и предметно-содержательная направленность; условия - наличие, направления и интенсивность деятельности научных школ и диссертационных советов. Структурно-количественные модели, интегрирующие и наглядно отображающие параметры нескольких показателей динамических характеристик научно-педагогической деятельности, составили объективную научно-информационную базу координации развития ресурсов научного потенциала системы образования страны и отдельных территорий [2].
Таблица 1
Концепция целостного развития и эффективного использования научного потенциала системы образования и ее методологическое обеспечение
Основные положения Методологическое обеспечение
Модернизация системы образования - условие инновационного развития страны Развитие и совершенствование научно-методического, кадрового и научно-информационного ресурсов - условие успешной модернизации системы образования
Расширение теоретико-методологических возможностей педагогики в развитии научного потенциала системы образования Системный подход к проблеме целостного и стабильного развития, совершенствования и эффективного использования ресурсов научного потенциала
Подход к научно-исследовательской деятельности как процессу развития научного потенциала системы образования, раскрывающему условия повышения эффективности формирования его ресурсов
Создание комплекса условий целостного развития и эффективного использования научного потенциала системы образования как фактора ее модернизации Эффективное использование существующей и постоянно пополняемой достоверной научной информации, в том числе знаний о научных методах исследования
Совершенствование и разработка новых подходов к созданию научно-методической литературы, направленной на активизацию научно-исследовательской подготовки
Обеспечение условий адекватной координации направлений развития ресурсов научного потенциала с использованием информации о множестве результатов научно-педагогической деятельности
Формирование системы объективных обобщающих знаний о развитии ресурсов научного потенциала системы образования как основания адекватной координации их дальнейшего развития Обоснование, разработка и использование наукометрического аппарата, обеспечивающего возможность многокритериального анализа и синтеза многопараметрической научной информации о научно-педагогической деятельности
Создание научно-информационной базы координации научно-педагогической деятельности на основе числовых характеристик и комплекса структурно-количественных моделей, отражающих динамику процесса, тенденции и закономерности развития научного потенциала системы образования страны и субъектов
Обеспечение условий устойчивого формирования научного потенциала системы образования во всех субъектах страны как требование целостности его развития Адекватная координация научно-педагогической деятельности, академической мобильности ученых и оптимальной системы воспроизводства кадров высшей квалификации на основе объективной информации о развитии научного потенциала
Поскольку состояние научно-исследовательской деятельности определяется не только внутренними факторами системы образования, но и внешними, в том числе организаторской деятельностью центральных и местных органов власти и управления, то динамика количества исследований в субъектах страны, отражая наличие и активность научных школ, характеризует также изменение реальных условий их деятельности. Так, с 2007 года значительно сократилось число ежегодно защищаемых диссертаций в области образования - количество к 2012 г. стало ниже «уровня 2001 года» (рис. 1).
Учитывая, что динамика ежегодных структур диссертационных исследований, прежде всего, отражает изменение условий их выполнения и защиты, то проведение наукометрических исследований по выявлению закономерностей и тенденций в образовании с последующей разработкой программ развития будет способствовать адекватной координации этой деятельности - как основы научного управления. Это актуально для страны в целом, и весьма важно для территориальных образований, отличающихся многообразием условий и сложностью происходящих в них социально-экономических процессов. К их числу, в первую очередь, можно отнести Юг России (Южный и Северо-Кавказский Федеральные округа), включающий 8 республик, 3 области и 2 края, где проживает около 16 % от численности населения страны. «В силу социальной и национальной неоднородности региона, деструктивных этнополитических процессов, имеющих место на Северном Кавказе, проблема сохранения и развития единого образовательного пространства более актуальна для Южного отделения, чем для других региональных отделений Российской Академии Образования» (Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, А. А. Греков).
Множество проблем образования и существенные отличия условий научно-педагогической деятельности в субъектах этой территории обусловливают многообразие результатов исследований. Наибольшая часть диссертаций в области образования за анализируемый период представлена в советы Северо-Кавказских республик и Ставропольского края (55,4 %), а наименьшая в советы Астраханской области (около 4 %). В Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае их количество отличается незначительно и распределение по годам периода равномернее (рис. 2). Различную динамику исследований, представляемых ежегодно к защите в субъектах, можно объяснить разным исходным состоянием, числом и активностью деятельности научных школ и диссертационных советов и другими условиями, а характерные изменения - организаторскими решениями. Так, за период с 2001 по 2006 гг. доля диссертаций в области образования, представленных к защите на соискание ученых степеней в советы субъектов Юга России, возросла с 9,8 до 15,6 % от ежегодного количества в стране. В 2006 году она приблизительно соответствовала части населения страны, проживающего на этой территории. Но в последующие годы доля исследований снизилась и составляет менее 10 %.
2001
Г I Г' Г' Г Г Г I I г
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 гг
□ Москва и СПб ¡3 Субъекты Юга России □ Остальные субъекты РФ
Рис. 1. Распределение исследований в области образования, представленных к защите в диссертационные советы страны
□ Сев.-Кавказские республики (30,8%) 0 Ставропольский край (24,6%)
И Волгоградская область (16,0%) □ Ростовская область (14,1%)
0 Краснодарский край (10,6%) Ш Астраханская область (3,9%)
Рис. 2. Распределение диссертаций в области образования, представленных к защите в советы субъектов Юга России, и их структура за анализируемый период
В условиях многообразия и неповторимости образовательной деятельности в субъектах страны, достижение целей модернизации, ориентированных на всестороннее развитие личности и подготовку к успешной деятельности в высокотехнологичном мире, обусловливает необходимость адекватного управления процессом развития научного потенциала системы образования. Такой подход к деятельности по развитию ресурсов выводит научное управление этим процессом за рамки компетенции специальных органов управления и представителей власти Федерального уровня, объединяя усилия научных школ и центров и привлекая их к активному участию в организаторской деятельности. Конечно, организаторские решения по координации научно -исследовательской деятельности целесообразны и на Федеральном уровне, но их действия должны способствовать активизации решения актуальных проблем модернизации образования, а также воспроизводству кадров, становлению и развитию научных школ в субъектах страны. В связи с этим необходимо создание научно-информационной базы развития ресурсов научного потенциала системы образования на основе объективных показателей характеристик научно-педагогической деятельности для адекватной координации усилий научных школ в формировании научно-образовательного пространства территорий, в том числе и Юга России.
Таким образом, успешность современной модернизация образования в значительной мере зависит от состояния процесса и результатов подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающих непрерывное пополнение теоретических положений, практических разработок и средств научно-педагогической деятельности. Различный характер пополнения ресурсов научного потенциала системы образования в субъектах страны является отражением реальных условий деятельности научных школ и организаторских возможностей защиты выполненных исследований на соискание ученых степеней.
Поскольку модернизация образования предполагает и основывается на новациях, полученных, как правило, в результате научных исследований, то характеристика научно-исследовательской деятельности в стране отражает процесс совершенствования образования, являясь его моделью. Поэтому основу адекватной координации развития научного потенциала системы образования субъектов должны составлять результаты детального изучения процесса развития науки и создание системы констатирующих научных знаний по оценке «достигнутого». В получении характеристик этой деятельности и развития ресурсов научного потенциала особая роль отводится научно-педагогическим школам и центрам, как средоточию крупных ученых, область научных интересов которых охватывает полный спектр или значительную часть направлений исследований региона.
Результаты научно-педагогической деятельности в виде структурно-количественных моделей развития научного потенциала системы образования составляют научно-информационную базу координации направлений исследований и развития научно-образовательного пространства территорий. Вырабатываемые на основе результатов наукометрических исследований направления совершенствования образования обеспечат возможность адекватной координации межрегиональной научно-педагогической деятельности и развития научного потенциала, оптимизации «академической мобильности» ученых для расширения спектра исследований и становления новых научных школ в субъектах страны. Тесное взаимодействие ученых разных научных школ и
диссертационных советов субъектов Юга России способно оказать существенное влияние на развитие научного потенциала системы образования региона, а следовательно и страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская, Е. В. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская, В. П. Бори-сенков, А. А. Греков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 70-76.
2. Кирюшина, О. Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: Монография / О. Н. Кирюшина. - Ростов н/Д.: Изд. центр ЮФУ, 2011. - 210 с.
3. Колин, К. К. Образование как фактор обеспечения национального богатства России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: // http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2002/6/449. html
4. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
5. Полонский, В. М. Белка в колесе: почему педагогика стоит на месте // Мир образования - образование в мире. - 2006. - № 3. - С. 168-175.
6. Тодосийчук, А. В. Прогнозирование развития системы образования // Образование в документах. - 2008. -№ 7.
7. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 378 ББК 74.480.0
Е. И. Кибенко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Профессиональная ориентация студентов педагогического вуза на активное овладение физкультурно-спортивным мастерством нацелена на здоровьесбережение и здоровый стиль жизни, что на наш взгляд является критерием качественной подготовки учительских кадров.
Ключевые слова: физическое воспитание, учебно-воспитательный процесс, физическая культура, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, компетентностный подход, здоровьесбе-регающие технологии, здоровый образ жизни.
E. I. Kibenko
THE USE OF DIFFERENT FORMS OF EMPLOYMENT IN PHYSICAL EDUCATION IN PREPARING SUBJECT TEACHERS FOR PROTECTION
OF HEALTH EDUCATION SPACE
Abstract. Professional orientation of students of pedagogical university to actively mastering of physical culture and sports skills is aimed at health-saving and healthy style of life, which in our view is the criterion of quality of preparation of the teacher's staff.
Key words: physical education, education process, physical culture, sport, sport activities, competence- based approach, health-saving technology, healthy lifestyle.
Как бы ни рассматривался на сегодняшний день компетентностный подход в образовании -то ли как инновационный подход, то ли как модернизация содержания образования в связи с присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу - изменения в физическом воспитании студентов назрели уже давно, особенно в педагогических вузах.
Анализ научной педагогической литературы показывает, что из класса в класс ухудшается здоровье школьников. В первый класс «приходит 25 % здоровых детей, в третьем их 19 %, в восьмом -13 %, в девятом - 9 %, в одиннадцатом - 6 %. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в отдельных школах достигает 50 %» [3, 4].
Тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, а значит и молодых людей поступающих в вуз, приняла устойчивый характер. Многие будущие педагоги во время учебных занятий по физической культуре не могут сдать контрольные нормативы в беге: 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) на положительную оценку. Хотя всем известно, что именно общая выносливость - наиболее важное двигательное качество человека, влияющее на его здоровье, так как способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, двигательного аппарата,