Научная статья на тему 'Разработка средств активизации развития системы научно-педагогических знаний'

Разработка средств активизации развития системы научно-педагогических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУКОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Ольга Николаевна

В статье представлен исторический аспект развития научно-педагогический знаний и средств их активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the historical aspect of the development of scientific knowledge and the means of their activation.

Текст научной работы на тему «Разработка средств активизации развития системы научно-педагогических знаний»

12. Колос, В.М. Баскетбол: теория, практика / В.М. Колос. - Мн.: Полымя, 1988. - 167 с.

13. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко и др. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 432 с.

14. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Ю.Д. Железняк и др. - М.: Академия, 2006. -520 с.

15. Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976. -Т. 1. - 304 с.

16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

17. Яхонтов, Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов / Е.Р. Яхонтов. - СПб.: ГАФК имени П.Ф. Лес-гафта, 2000. - 58 с.

УДК 37 ББК 74.04

О.Н. Кирюшина

РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация. В статье представлен исторический аспект развития научно-педагогический знаний и средств их активизации.

Ключевые слова: образование, ресурсы образования, научный потенциал, научные знания, методы исследования, наукометрия.

O.N. Kiryushina

DEVELOPMENT OF MEANS OF ACTIVIZATION OF DEVELOPMENT SYSTEMS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Abstract. The article presents the historical aspect of the development of scientific knowledge and the means of their activation.

Key words: education, resources of education, research potential, scientific knowledge, research methods, scientometrics.

Вырабатываемые человечеством научные знания являются не только основой совершенствования общества, но и служат базой формирования новых идей их развития. Так, педагогические знания накапливались тысячелетиями, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не оставались самые жизнестойкие и эффективные для определенного исторического периода. Одновременно с наработкой и накоплением научно-педагогических знаний совершенствовались способы и средства их развития, в том числе и научные методы изучения развивающейся личности и образовательного процесса. Современный этап модернизации образования, обуславливающий диверсификацию его содержания и технологий педагогического процесса, предопределяет развитие системы научных знаний и эффективных направлений их активизации.

Общечеловеческие и общепедагогические ценности, созданные на всех этапах существования мировой цивилизации, составляют основу современных гуманистических идей в воспитании и развитии личности. Проблема развития личности и разработка средств научно-педагогической деятельности имеет глубокие истоки. Еще в V в. до новой эры в Древней Греции понимали необходимость направленного воспитания граждан. Воспитание - фундамент всей жизни человека. Полагая, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», наставник должен направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства. В основе морали Плутарха, древнегреческого философа, лежали понятия - образование, просвещение и человеколюбие. Однако процесс обучения в тот исторический период не был связан с логическими системами, способными обеспечить массовое воспроизводство знаний, да и потребности в этом, когда обучение было привилегией весьма ограниченной части населения, не возникало. Используемые античными мыслителями способы обучения, такие как беседа-диалог, дискуссия и др., несли в себе элементы индивидуального эмпирического опыта и существовали как личный опыт наставников. Они осознавали необходимость изучения детей для их правильного воспитания.

Большое внимание на развитие этих идей и их реализацию оказало общественное течение гуманизма в эпоху Возрождения. Гуманизм, неся в себе потенциал светскости и рационализма, открывал путь научному знанию о природе человека. Школьная программа преследовала цель -заложить фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладевать специальными предметами. По суждениям прогрессивных мыслителей той эпохи - Х.Л. Вивеса, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского и др., целью в правильно ор-

ганизованном процессе воспитания и обучения являлось всестороннее гармоничное совершенствование личности, выявление и развитие способностей. Уделяя особое внимание опытному знанию, полученному путем эксперимента, придавалось большое значение умению наблюдать, сравнивать, делать выводы, т. е. использовать в процессе обучения элементы индуктивных доказательств. Итак, в эпоху Возрождения в практике воспитания и обучения появляются методы познания более высокого уровня, что оказало значительное влияние на возможность изучения обучающихся. Безусловно, идеи просветителей этой эпохи (природосообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и др.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики, но в силу существовавших социальных отношений, они не могли быть полно реализованы. Однако сформулированный идеал воспитания и обучения и в дальнейшем рассматривался как источник идей развития личности.

Возникновению в XVIII в. движения Просвещения способствовали зарождающиеся новые социальные отношения и преемственность появившихся в предыдущую эпоху прогрессивных подходов к воспитанию и обучению человека. Этот период характеризуется активизацией педагогической мысли - разработкой прогрессивных идей в воспитании и обучении, а также методов их реализации, поиском законов педагогического процесса и стремлением превратить педагогику в самостоятельную область исследований. В конечном итоге это способствовало становлению педагогической проблематики. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество европейских и отечественных мыслителей. Так, на развитие педагогической мысли наибольшее воздействие оказал разработанный английским ученым Ф. Бэконом индуктивный метод исследования. Главная идея его педагогики - соединение теоретического обучения с экспериментальной научной деятельностью. В основу системы Бэкона положены требования: посильность задач и достижимость целей; необходимость выявления природных способностей ученика и его склонностей к роду деятельности; вооружение обучающихся методом научного исследования, позволяющим устанавливать новые истины. Разработанный Бэконом индуктивный метод исследования, содержащий такие элементы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, индукция, был инструментом реализации этой системы.

Реформатор педагогики, философ-гуманист Я.А. Коменский неразрывно связывал педагогический процесс с изучением и раскрытием способностей обучающегося. Коменский говорил о необходимости постановки на службу педагогической практике знания закономерностей педагогического процесса. Великий гуманист, философ Ж.-Ж. Руссо выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс. Введение демократической системы, способствующей выявлению у ребенка дарований, заложенных природой, он рассматривал не только как условие изучения особенностей и возможностей развивающейся личности, но и как условие эффективной работы воспитателя. Философ-просветитель Д. Дидро предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников, призывал к составлению научно-обоснованных учебников. Швейцарский гуманист И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Он требовал от учителей вырабатывать определенные мероприятия по отношению к детям только на основе наблюдений. Педагог-практик Ф.А.В. Дистервег также предлагал учитывать индивидуальные особенности ребенка, отмечая, что без знания уровня развития ученика невозможно его правильное обучение. Можно отметить, что результатом деятельности педагогов-гуманистов конца XVIII -начала XIX вв. стало расширение спектра диагностических идей. Педагогическая диагностика начинала переходить к системе конкретных требований, в том числе к профессионализму учителя. В исследованиях немецкого психолога и педагога И.Ф. Гербарта с особой тщательностью изучались интересы обучающихся, особенности их интеллектуальных и эмоционально-волевых сфер. Он первым из педагогов пытался математически замерять взаимосвязь - развитость интересов и мотивации учащихся, заложив тем самым ключевую проблему психолого-педагогических измерений. Необходимо отметить, что разработанные в этот период русским просветителем В. Д. Одоевским требования к составителям вопросов беседы, используемой как средство сбора информации, несущего в себе коррекционный потенциал, значимы и в наши дни [1, 368-369].

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский предлагал строить обучение, определяя его содержание и формы организации на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Он утверждал, что «... изучение психологических явлений научным путем - тем же самым путем, которым мы изучаем все другие явления - есть необходимейшее условие для того, чтобы воспитание наше, если возможно, перестало быть игрушкой случайных обстоятельств, а сделалось делом рациональным и сознательным.» [9, 37]. Все эти знания совершенно необходимы учителю, воспитывающему молодое поколение и должны использоваться в обоснованном построении педагогического процесса. Для подготовки таких учителей К.Д. Ушинский предлагал создавать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания.

Таким образом, в результате деятельности прогрессивных философов и ученых, в том числе педагогов и психологов, в конце XIX века сформировалось понимание, что в основе выбора различных средств воспитания и обучения должно быть знание детской природы со всеми потребностями и устремлениями. Прогресс в деятельности школы может быть достигнут лишь на основе использования положительной и достоверной информации из педагогической практики, полученной с помощью опытных методов. Эти факты должны дополнительно проверяться экспериментальным путем [2, 193]. Такое направление было связано с повышением интереса к личности ребенка и с переориентацией на индивидуально-личностное обучение. Ученые открывали новые возможности измерений, направленные на выработку педагогических технологий исследования детства. В дальнейшем эти задачи пыталась решать экспериментальная педагогика, которая изучала ребенка в целях построения педагогической теории. Благодаря деятельности российских (А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др.) и зарубежных (А. Бине (Франция), У. Килпатрик (США), А. Лай и Э. Мейман (Германия) и др.) ученых были заложены технологические основы следующих методов исследования: длительное наблюдение; исследование продуктов детского творчества (записи, сочинения, рисунки); анкетирование; тестирование по определению возрастных возможностей детей (разработаны французским психологом А. Бине); изучение поведения ребенка в различных учебных и других ситуациях; количественное измерение уровня интеллектуального развития ребенка с использованием системы стандартных тестов (разработаны американским психологом Э. Торндайком) и др. За счет применения эксперимента, эмпирических и статистических методов накапливались данные в разных областях исследования детского развития. Это способствовало более глубокой проработке вопросов, связанных с перестройкой методик обучения и построением учебного плана для практической реализации принципа индивидуализации обучения. В связи с этим конец XIX века можно обозначить как начало концептуализации педагогической диагностики - структурного базового компонента педагогической деятельности.

Идея и методы диагностики педагогического процесса имели поддержку со стороны ряда ведущих теоретиков. М.И. Демков отмечал высокие диагностические возможности педагогических измерений, как средства контроля продвижения учащихся класса, школы в усвоении знаний. П.Ф. Каптерев - теоретик и историк образования, решительно выступал против существующего однотипного общего образования. Он предлагал путь экспериментирования, создания опытных школ, педагогических лабораторий, а также обоснования новых подходов не только к обучению, но и контролю знаний.

В начале XX века, ранее полученные научные знания - концепции, идеи и инструментарий, интегрировались в «педологии» (детоведение), единой комплексной науке, системообразующим компонентом которой стала «экспериментальная педагогика». Термин «педология» был предложен О. Хризманом, чтобы обозначить науку, направленную на всестороннее изучение ребенка, на выявление закономерностей его развития с помощью точных экспериментальных методов. С середины 1920-х гг. проблемами педологии занимался П.П. Блонский. Опытные и экспериментальные методы использовал в своей работе русский и советский педагог - С.Т. Шацкий. Материалы, полученные в результате социально-педагогических исследований, активно использовались при планировании и организации учебно-воспитательной деятельности первой опытной станции, возглавляемой С.Т. Шацким. Он внес особый вклад в разработку и реализацию идей социальной педагогики - сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка [2, 286]. Однако из-за недостатка высококвалифицированных специалистов и несовершенства используемого инструментария, ускоренной массовой подготовки школьных педологов в России к работе привлекались малоподготовленные люди. Это снижало общий уровень внедряемых исследований и дискредитировало методы тестов и анкет. Как итог - постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», приостановившее на десятилетия научную деятельность в области целостного изучения ребенка. Это, безусловно, повредило развитию отечественного образования и педагогики [8, 134].

Новый этап в развитии экспериментальной педагогики связан с образованием в 1943 г. Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. Для систематической научной работы по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса академии необходимы были экспериментальные и опытные базы. Но опыт изучался и внедрялся в массовом порядке без адекватного диагностического обеспечения и объективной оценки результативности, что делало недостаточным научный уровень исследований. В 60-х гг. XX в. на развитие педагогики и системы образования оказали влияние представители направления гуманистической психологии - К. Роджерс, А. Маслоу и др. Они утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка. Сформулированный современный гуманистический подход в психологии и образовании стимулировал творческую деятельность, направленную на разработку и использование исследовательского инструментария в педагогике и образовании. Этот период можно считать временем постепенного возвращения в педагогику анкетирования и психодиагностических тестов. Развиваются контент-аналитические исследования материалов массовой информации.

Первыми шагами в подготовке учителей к профессиональному выполнению научно-педагогических исследований, в том числе применению научных методов в учебно-воспитательной деятельности стали книги: «Методы научно-педагогического исследования», под редакцией Ю.К. Бабанского; «Методы исследования педагогической деятельности» Н.В. Кузьминой; «Педагогическое исследование» А.И. Кочетова; «Методы педагогических исследований» под редакцией А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева и др., изданные в 80-х гг. XX в. Появляются фундаментальные работы, посвященные вопросам эффективности и качества научно-педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.М. Полонский и др.) в определенной мере восполнившие методический и методологический дефицит исследователей.

Одновременно с внедрением в образовательную практику научных методов, увеличивается число работ, обращенных к проблеме психологической и педагогической диагностики, научным методам исследования. Издаются книги под редакцией К.М. Гуревича и В.И. Лубовского, А.И. Кочетова, В.И. Журавлева, Г.Ф. Карповой, Е.А. Михайлычева, Э.Г. Малиночки, М.М. Скаткина, Я. Скалковой и др. ученых. Из зарубежных изданий следует отметить учебник А. Анастази «Психологическое тестирование», раскрывающий методологию и технологию метода, а также книгу К. Ин-генкампа «Педагогическая диагностика».

Демократизация всех сторон общественной жизни России в 90-х гг. XX в. активизировала реализацию принципов образовательного процесса, впитавших идеи философов и ученых, результаты экспериментальной педагогики и педологии, направленных на раскрытие и развитие личностного потенциала детей. Идея личностного подхода - личностно ориентированного образования, разрабатывается учеными Российской Федерации (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, В.В. Сериков и др.). Преобразования общественной жизни стимулировали поиски нового содержания образования, его диверсификацию, и создание новых форм гуманизации образовательного процесса.

Отличительной чертой гуманистического подхода в современной психологии и образовании является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, а также четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. И поскольку любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности, то необходима объективная «обратная связь» - аппарат анализа и управления на основе научных методов, обеспечивающая получение информации о развитии личности и процессе ее становления для нахождения и обоснования путей педагогической помощи ученику. Это предполагает создание критериальной базы, строящейся на отслеживании и оценке с помощью методик психодиагностики индивидуально-психологических особенностей обучаемых: сформированности качеств ума (интеллекта), мотивации, интересов, ценностных ориентаций, личностной и ситуативной тревожности и других аспектов личности. А поскольку знания, умения и навыки - «как основа становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, то есть как средство достижения цели» [7, 524], имеют также огромное значение, то дидактические тесты - тесты достижений, занимают прочное место в современном образовании. Становится очевидным, что объективное изучение и оценка индивидуальности развивающейся личности в образовательном процессе невозможны вне применения научных методов исследования.

Итак, требование всестороннего развития личности, готовой к успешной деятельности в постоянно изменяющемся высокотехнологичном мире, во многом зависит от развития научного обеспечения системы образования. Нами создано научно-методическое обеспечение научно-педагогической деятельности, включающее: более технологичное представление множества научных методов исследования - систему методов; формализацию выбора и рационального применения методов в различных условиях деятельности; модели адекватной презентации методов. Сформированная система научных знаний может служить рекомендациями педагогическим кадрам для повышения эффективности научно-исследовательской подготовки и в процессе переподготовки, а также использоваться как инструмент самообразования [5; 6].

Обеспечение успешности современной модернизации системы образования предопределяет оценку ее реальных возможностей, и прежде всего, в развитии научного потенциала. Научный потенциал системы образования - основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-информационный - научно-педагогическая и иная информация; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы - научные школы и центры, диссертационные советы. Система объективных научных знаний по оценке «достигнутого», создаваемая на основе интеграции результатов научно-педагогической деятельности, должна составлять базу координации и адекватного управления развитием ресурсов научного потенциала и активного участия научных школ и центров в организаторской деятельности федеральных образований [5].

Отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности относится к компетенции науковедения, и, прежде всего, к одной из ее областей - наукометрии, использующей количественные методы для изучения процесса развития науки. Всестороннее исследование процесса, средств, условий и результатов научно-исследовательской деятельности в образовании, предполагает не только эффективное использование и дальнейшее развитие научных методов и исследовательского инструментария, но и ап-

парата общенаучной методологии, в том числе системного подхода и методов системного анализа. Разработанные нами концептуальные, методологические и методические основы наукометрического исследования, и полученные результаты решения комплексной проблемы устойчивого развития и эффективного использования научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования, как определяющего фактора современной модернизации, изложены в работах [3; 4; 5].

Итак, равно как совершенствование системы образования, так и решение возникающих при этом задач происходит на основе исторической преемственности прогрессивных идей и способов их осуществления. В полной мере это относится к формированию системы научно-педагогических знаний, развитие которых возможно только на основе интеграции знаний в области образования и разработки научных методов исследования. Пройдя стадии от неразрывной связи с процессом воспитания и обучения до всеобщей научной формы знания, научные методы заняли важнейшую составную часть в современной педагогической науке и образовании. В таблице представлены полученные нами результаты системного анализа развития научно-педагогических знаний во взаимосвязи этапов деятельности, прослеживаемой в разные исторические периоды: генерация прогрессивных идей развития личности и совершенствования образования; разработка средств их реализации, в т.ч. научных методов исследования; активизация научно-педагогической деятельности и развитие ресурсов научного потенциала, способствующих выработке новых идей и знаний.

Таким образом, к настоящему времени педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превращается в научно обоснованную систему знаний, а на практике - в искусство использования этих закономерностей. Конечно, наука развивается, когда она базируется на современном научно-исследовательском аппарате. Так, модернизация системы образования и необходимость изучения происходящих процессов активизировали постановку и решение проблем методологического характера, направленных на максимальное извлечение достоверной информации о закономерностях развития научного потенциала и повышение эффективности научно-педагогических исследований, которые, в свою очередь, непосредственно зависят от разработанности инструментария и методов научно-исследовательской деятельности. Создание авторских методологий, методик и инструментария, как дальнейшее развитие средств исследования, в т.ч. разработка наукометрического аппарата обобщения ретроспективной и непрерывно пополняемой информации о научно-исследовательской деятельности - оценка «достигнутого», будет способствовать обоснованию направлений дальнейшего развития педагогики и образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология педагогической мысли России XVIII века. - М.: Педагогика, 1985.

- 478 с.

2. История педагогики: в 2 ч.: учеб. пособие для пед. ун-тов / под ред. А.И. Пис-кунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - Ч. 2. С XVII в. до середины ХХ в. - 304 с.

3. Кирюшина, О.Н. Научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования ресурсов научного потенциала системы образования // European Social Science Journal. - 2013. - № 7 (35). - С. 59-70.

4. Кирюшина, О.Н. Научный потенциала системы образования: показатели, тенденции, перспективы // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 64-67.

5. Кирюшина, О.Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: монография / О.Н. Кирюшина. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011. - 210 с.

6. Кирюшина, О.Н. Факторы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 13.

- С. 231-238.

7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - Т. 1. - 608 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1999. - Т. 2. - 672 с.

9. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1956. - Т. 9.

Приложение. Таблица 1

Взаимосвязь прогрессивных идей, средств их реализации и ресурсов образования в развитии научно-педагогических знаний

Историче- Идеи развития Средства реали- Результат, Направления

ские вехи личности и обра- зации идей ресурсы об- дальнейшего

зования разования развития

Античный Идеал воспитания и Беседа-диалог, дис- Индивидуаль- Проблема развития

период обучения - изучение куссия и др. ный опыт на- и изучения детей

детей ставников

Гармоническое раз- Умение наблюдать, Элементы ин- Идеал воспитания и

Эпоха Воз- витие свободной сравнивать, делать дуктивных до- обучения как ис-

рождения личности выводы казательств точник идей развития личности

Эпоха Про- Выявление способ- Индуктивный метод Посильность Соединение теоре-

свещения: ностей детей и их - наблюдение, экс- задач и дости- тического обучения

Ф. Бэкон; склонностей к роду перимент, сравнение жимость целей с эксперименталь-

занятий и др. ной деятельностью

Я.А. Комен- Знание индивиду- Расширение спе- Дифференцирован-

ский, Ж.-Ж. альных особен- ктра диагностиче- ный подход к обу- Поиск законов

Руссо, И.Г. ностей ребенка ских средств чению педагогическо-

Песталоцци Выявление особен- Измерение взаимо- Заложена ключевая го процесса и

и др.; ностей интеллекту- связи - развитости проблематика пси- путей развития

И.Ф. Гербарт альных и эмоцио- интересов и моти- холого-педагоги- педагогическо-

нально-волевых вации учащихся ческих измерений го знания

сфер

К. Д. Ушин- В основе выбора Наблюдение, беседа Учет возрас- Научное обоснова-

ский, В.Д. Одоевский и средств обучения -знание детской и др. методы сбора информации тных особенностей разви- ние построения педагогического

др. природы тия детей процесса

конец XIX - Проблема свободы Получение научных Концептуали-

нач. XX вв.: развития индивиду- Наблюдение; иссле- фактов как основы зация диагно-

- экспери- альности ребенка дование продуктов построения и разви стики - базово-

ментальная творчества; анкети- тия теории педаго- го компонента

педагогика; рование; тестирование; эксперимент и др. Статистические гики. научно-педагогической деятельности

- педология Принципы индиви- методы Целостное изучение Становление

дуализации обуче- детей педагогической

ния проблематики

XX век - Условие полноцен- Педагогический Научное обоснова

гуманисти- ного воспитания - консилиум; кон- ние условий подго- Научные мето-

ческий под- школа как лаборато- тент-анализ, рей- товки к выполнению ды как всеоб-

ход: рия для открытия тинг, наработки в научно- щая научная

- 60-е годы уникального «Я» области методоло- педагогической дея- форма знания,

каждого ребенка гии применения методов тельности составляющая важную часть в

- 90-е годы Обеспечение са- Научные методы - Публикации о ме- современной

личностно моопределения и эмпирические, тео- тодологии, методах педагогической

ориентиро- получение инфор- ретические и сис- и качестве научных науке и образо-

ванное мации о развитии темного анализа исследований вании

образование личности

XXI в. - реа- Подготовка лично- Интеграция науч- Принципы Наукометриче-

лизация со- сти к успешной дея- ных знаний в облас- развития и эф- ский аппарат, база

временной тельности в высоко- ти образования. фективного ис- координации и

парадигмы. технологичном ми- Эффективное ис- пользования на- методическое обе-

Модерниза- ре. Выявление тен- пользование и адек- учного потен- спечение научно-

ция системы денций развития - ватная презентация циала системы педагогической

образования условие адекватно- научных методов образования деятельности

го управления исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.