Научная статья на тему 'Основы профессионального мастерства учителя физической культуры'

Основы профессионального мастерства учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2277
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITIES / ПЕДАГОГ / TEACHER / УЧЕНИК / PUPIL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / PEDAGOGICAL SKILLS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / TEACHING ABILITIES / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Татьяна Николаевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна, Хвалебо Галина Васильевна

Рассматривается педагогическое мастерство как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении профессионально значимых мотивов деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical skill isreviewed asproperty of the individual is based on unity of scientific knowledge and methodical art with professionally significant motives of activity as leading value

Текст научной работы на тему «Основы профессионального мастерства учителя физической культуры»

щих тонов над нисходящими, учитывая тот факт, что оба вида данных слогоносителей принимали значение среднее. По сравнению с нейтральными фразами восходящий тон в информационном стиле 50-х годов звучит короче, но тем не менее преобладает над нисходящим. В современных сводках данный параметр не представляет информационной ценности, так как использование восходящих тонов сведено к минимуму.

Особенности паузации новостных сводок ВВС в диахроническом аспекте. В новостных сводках прошлых лет соотношение диэремных и паузальных стыков в интонационной группе составляло примерно 25 % к 75 % по частотности использования. Диэремным способом стыковки интонационных групп во фразе считается отсутствие актуализированной паузы между нетерминальными синтагмами, когда актуальное членение текста происходит в основном за счёт тонального перепада. Диэремная стыковка чаще всего использовалась дикторами в начале сводки, а именно между первой, второй или третьей интонационными группами экспозиции. Паузы имели ярко выраженную форму (то есть абсолютное молчание не менее 1/3 секунды) усреднённый коэффициент терминальных и нетерминальных пауз составлял 0,3, то есть терминальные паузы между фразами звучали в три раза дольше, чем нетерминальные. Длительность пауз как терминальных, так и нетерминальных практически не меняет своего значения от начала к концу звучания сводки, принимая практически идентичные цифровые значения в завязке, кульминации и развязке.

В современных сводках соотношение диэремных и паузальных стыков в процентном соотношении составляло примерно 70 % к 30 % по числу реализаций. Следует оговориться, что говоря о паузальном характере стыков было замечено 100 % совпадения пауз и так называемых дыхательных групп. То есть современные дикторы делали паузы в потоке речи (выраженные в миллисекундах) только из физиологических соображений. Диэремный характер стыков несколько преобладал в начале сводки, а именно в экспозиции и завязке, и чуть реже встречался в дальнейшем тексте сводки, что вполне объяснимо физиологическими особенностями соотношения дыхания и говорения. Особенностью терминальной и нетерминальной паузации современных новостных сводок является практически совпадение цифровых значений разнородных пауз, то есть дикторы не делают различия между интонационными группами во фразе и терминальными интонационными группами, и пауза длится ровно то время, которое требуется диктору для вдоха.

Очень примечательным является способ паузации последней фразы современной новостной сводки. Если до части развязки актуальное членение текста совпадало с его синтаксической структурой, то последняя фраза, как правило, представляет собой две, реже три интонационные группы, последняя из которых не отвечает никаким требованиям к фонетическому членению текста и не обусловлено физиологической необходимостью дыхания, то есть выделяется абсолютно произвольно, но, тем не менее, достаточно стабильно.

Таким образом, исходя из результатов эксперементально-фонетического исследования мы можем сделать вывод, что просодические особенности информационного фоностиля, описанные выше указанными авторами, скорее отражает интонационную картину новостных сводок середины прошлого века, чем способ просодического оформления современных новостных программ. На просодическое оформление современных британских новостных сводок влияет ограниченное (и дорогое) время эфира, как и повышение общего уровня образованности зрителей. Данные факторы позволяют максимально, насколько возможно без ущерба для смысла, сокращать паузы, наращивать темп речи и сужать тональный регистр звучания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вулф, Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики / Т. Вулф. - М.: Амфора, 2008. - С. 576.

2. Теун, В. Д. Язык. Познание. Коммуникация / В. Д. Теун - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

3. Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., & Signorielli, N. "Growing up with television: The cultivation perspective" in M. Morgan (Ed.), New York: Peter Lang, Against the mainstream: The selected works of George Gerbner, 2002. - P.193-213.

УДК 371 ББК 74.200.554

Т. Н. Занина, И. А. Сыроваткина, Г. В. Хвалебо

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Рассматривается педагогическое мастерство как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении профессионально значимых мотивов деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, ученик, педагогические умения, педагогические способности, личностные качества.

T. N. Zanina, I. A. Sirovatkina, G. V. Khvalebo FUNDAMENTALSOF PROFESSIONALSKILLSTEACHEROF PHYSICAL EDUCATION

Abstract. Pedagogical skill isreviewed asproperty of the individual is based on unity of scientific knowledge and methodical art with professionally significant motives of activity as leading value.

Key words: pedagogical activities, teacher, pupil, pedagogical skills, teaching abilities, personality.

Систематическое повышение уровня профессионального мастерства педагога - социальное требование, а значит и личная необходимость, следовательно, каждый учитель должен интересоваться наиболее эффективными вариантами работы над улучшением своей педагогической деятельности. Необходимо подчеркнуть, что это мастерство имеет общие психолого-педагогические основы [7].

Содержание и особенности любой профессиональной деятельности определяются объективными требованиями общества. Для учителя физической культуры они выражены в цели физического воспитания учащихся - формирование здоровых, физически совершенных, социально активных. Достижение цели осуществляется путём решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Цель и задачи реализуются через соответствующую структуру деятельности учителя.

В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы труда. Применительно к педагогической работе выделяют три её важнейшие стороны - познавательную (изучение учащихся, содержания и условий работы), проектировочную (планирование содержания обучения и воспитания, деятельности учащихся и своей) и непосредственно исполнительскую (воспитание, обучение и оздоровление учащихся). Главными компонентами структуры педагогической деятельности принято считать конструктивный, организаторский, коммуникативный, исследовательский.

Конструктивная деятельность учителя физической культуры включает перспективное планирование обучения и воспитания, планирование обучения и воспитания на год, планирование на урок и в процессе урока. Она проявляется в умелом проектировании задач физического воспитания учащихся на определённый период, в отборе и содержании учебно-воспитательного материала в соответствии с этими задачами, в планировании деятельности учащихся и своей.

Особенность конструктивной деятельности опытного учителя заключается, прежде всего, в перспективном планировании. На его основе разрабатываются четвертные и поурочные планы. Конструктивная деятельность направлена в первую очередь на проектирование познавательной и двигательной активности учащихся, а планирование содержания и структуры учебного материала, действий учителя подчиняется этой задаче. Менее опытные педагоги больше внимания уделяют планированию содержания учебно-воспитательного процесса, методов своей работы.

Являясь основанием для всей последующей работы, конструктивная деятельность учителя приносит положительные результаты лишь в сочетании с организаторской. Учитель должен уметь организовывать разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся с целью глубокого и прочного усвоения ими знаний, умений, навыков и воспитания у них необходимых качеств личности. Организаторскую деятельность принято считать стержневой и самой трудной в педагогической работе. Роль организаторской деятельности учителя особенно важна в проведении внеклассной физкультурно-массовой работы.

Организаторская работа состоит в реализации проектов конструктивной деятельности и в корректировании её. Она включает в себя организацию содержания учебно-воспитательного процесса, деятельности учащихся и своего поведения. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке задач, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи ученикам в их выполнении. Управление учащимися предусматривает мобилизацию их внимания, чёткое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки. Своё поведение учитель строит, исходя из необходимости, рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся, высокий уровень самоорганизации - типичный признак опытности учителя.

Коммуникативная деятельность учителя состоит в умении строить взаимоотношения с учениками и коллегами [6]. Главная особенность учительской деятельности - специфика объекта труда. Им является личность ученика. Этот объект одновременно выступает и в роли деятельного субъекта. Поэтому успех педагогической работы зависит не только от учителя, но и от ученика, от их взаимоотношений. Многие трудности и неудачи возникают тогда, когда учитель забывает, что урок - совместный труд детей и педагога и успех труда определяется в первую очередь их взаимоотношениями. Установлено, что и конструктивная и организаторская деятельность осуществляет-

ся успешно лишь в том случае, если учитель умеет устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками и коллегами, если, планируя уроки и свою деятельность, он учитывает особенности учащихся.

Труд учителя немыслим без элементов исследовательской, творческой деятельности. Умение познать психологию воспитанников и умение творчески перестраивать собственную деятельность на основе самообразования и самовоспитания признается одним из основных условий для совершенствования всех других компонентов деятельности учителя с целью повышения педагогического мастерства [3, 5].

Безусловно, все перечисленные компоненты педагогической деятельности в практике работы специалиста находятся в тесной связи и взаимосвязи, но соотношение их существенно различается. У каждого что-то преобладает, каждый, имея ту или иную неповторимую черту, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то определенной сфере деятельности. Учителя, обладающие высоким уровнем конструктивной деятельности, например, не всегда достаточно владеют коммуникативной и наоборот. Лучше всего человек справляется с теми задачами, в решении которых он опирается на самые сильные стороны своей деятельности. Так формируется индивидуальный стиль работы учителя, который представляет собой совокупность общих и индивидуальных способов работы, позволяющих специалисту максимально использовать свои ценные качества и компенсировать недостатки [1, 2].

Цель и задачи физического воспитания учащихся, а также структура педагогической деятельности обуславливает содержание знаний, умений и навыков учителя физической культуры. Знания учителя, его эрудиция - одно из слагаемых педагогического мастерства. Чем шире объем знаний учителя, тем полноценнее его умения. Структуру знаний учителя физической культуры составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания. Общее образование определяет уровень культуры педагога и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Общественно-политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения учителя, методологическую базу для профессиональных и специальных знаний.

Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки учителя. Учителю физической культуры чаще, чем другим работникам школы, приходится бывать в более тесных контактах с учащимися, особенно во внеурочное время. И чтобы управлять поведением ученика, педагогу необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, понимая его, что невозможно без знания психологии личности. Основатель отечественной науки о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что научно образованный педагог непременно должен быть психологом [8].

Своеобразие объекта педагогической деятельности - личности ученика состоит в том, что она развивается не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам развития психики. Поэтому путь к верным педагогическим средствам и методам в значительной степени лежит через изучение психики ученика [4]. Значение её служит ориентиром в отборе учебного материала, методов обучения воспитания. Педагог должен иметь хорошую психологическую подготовку. Без хорошего знания детской психологии педагогическое мастерство просто невозможно. Учителю физической культуры надо быть достаточно эрудированным еще и в психологии спорта. Хорошее знание психологии учащихся является отличительной особенностью структуры знаний опытного учителя.

Знание предметов медико-биологического цикла - анатомии, биомеханики, физиологии, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры - составляет специфическую особенность структуры знаний учителя физической культуры. Они позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых особенностей, состояния здоровья и уровня подготовленности.

Специальные знания - теория и методика физического воспитания и спортивных дисциплин - также являются необходимыми. Но иногда у учителя наблюдается некоторое преобладание теоретических знаний. Однако сами по себе знания еще не определяют педагогической квалификации. Знания действенны лишь в том случае, если учитель умеет пользоваться ими в практической деятельности. Педагогическое мастерство необходимо рассматривать как единство научных знаний, умений, прежде всего профессиональных. Качество и уровень умений во многом зависят от того, в какой мере они опираются на требования научной теории. Знание своего предмета, психологии детей и соответственно умелое применение их на деле характерны для опытных педагогов.

Содержание профессиональных умений учителя физической культуры составляют специфические двигательные и собственно педагогические умения [1, 8]. К первым относится владение техникой физических упражнений школьной программы (как минимум). Эти умения можно отнести к так называемой педагогической технике, с помощью которой учитель передает знания учащимся (показ упражнений, страховка и т.д.). Одним из важных элементов педагогической техники является правильная, образная, выразительная речь. Учитель физической культуры часто подает

распоряжения, команды, приказы. Сила их влияния определяется не только тем, что говорит педагог, но и тем, как он это говорит.

В собственно педагогических умениях синтезируются теоретические знания и практические действия. К собственно педагогическим умениям учителя физической культуры относится умение планировать физическое воспитание учащихся, организовывать физкультурную работу с ними, налаживать деловые взаимоотношения, анализировать результаты своего труда с целью творческого совершенствования последующей деятельности [2, 4]. Теоретические знания и основанные на них педагогические умения - это главное объективное содержание учительской профессии. Опытные учителя не просто знают и умеют, они обладают искусством обучения и воспитания. Искусство это успешно формируется и проявляется лишь при достаточном развитии у педагога профессионально важных качеств личности.

С давних времен прогрессивные деятели считали определяющим фактором успеха в любой работе личностные качества специалиста. Влияние личности воспитателя на его учеников составляет такую воспитательную силу, которую нельзя ничем заменить. Личность учителя становится решающей силой эффективности педагогической работы. Каждому виду профессиональной деятельности должна соответствовать своя оптимальная структура личности специалиста. В процессе работы учителя структура его деятельности формирует определенные качества личности, которые в известной степени отражают эту структуру. Необходимо отметить, что существенных различий в структуре личностных качеств учителей физической культуры и других предметов нет.

Также успехи в работе связывают со способностями. Под способностями психологи понимают такие качества личности, которые обуславливают успешное выполнение нескольких или одного вида деятельности [2]. Различают общие и специальные способности. Успешность обучения в общеобразовательной школе и педагогическом учебном заведении, как правило, служит показателем уровня общих способностей учителя. Но не все отличники учебы становятся хорошими учителями, так как каждый вид человеческой деятельности требует определенных специальных способностей, которые находятся во взаимосвязи с общими способностями. Под педагогическими способностями понимается проявление общих способностей в педагогической деятельности, качества личности, отвечающие требованиям учительской работы, позволяющие полностью овладеть ею и достичь высоких результатов [8]. Следовательно, нет единой педагогической способности, а есть ряд качеств, сочетание которых и обеспечивает успех в работе учителя. У учителей физической культуры, имеющих ярко выраженные педагогические способности, ведущими качествами являются специфические наблюдательность и внимательность, богатое воображение, гибкий ум и четкая речь, быстрота ориентировки и реагирования, хорошая координация движений и т.д.

Наблюдательность нужна для успеха в любом виде деятельности. В педагогическом труде она приобретает соответствующую ему направленность. Педагогическая наблюдательность составляет основу способностей специфического восприятия, проникновение во внутренний мир ребенка; она дает учителю большой фактический материал, что помогает ему быть хорошим диагностом. С наблюдательностью тесно связано внимание. Внимание рассматривается и в качестве центра человеческого творчества: как проявление воли, оно мобилизует и организует сознание человека [5, 8]. Для учителя физической культуры наблюдательность и внимание имеют исключительное значение еще и потому, что позволяют предупреждать возможную неорганизованность, падения и травмы учащихся во время физкультурных занятий.

Воображение учителя содействует развитию педагогической фантазии, прогнозированию и предвидению. Особенности педагогического воображения учителя сказываются на характере всей его учебно-воспитательной работы: на проектировании своей деятельности, содержании урока, подборе фактов, распределении внимания между учащимися класса и т.д. Непредвиденные обстоятельства в процессе физического воспитания учащихся требуют высокого развития воображения учителя физической культуры, без чего невозможно вовремя и правильно отреагировать на них.

В совокупности с профессиональными знаниями и умениями, названные качества составляют материал, из которого формируются собственно педагогические способности, развивающиеся в педагогической деятельности, а потому и соответствующие ее структурным компонентам [8]. Вот почему и различают такие педагогические способности как исследовательские, конструктивные, коммуникативные и организаторские. Характеристики их также совпадают с характеристиками структурных компонентов педагогической деятельности.

В своей практике учителя нередко опираются не только на педагогические, но и на другие способности - музыкальные, технические, хозяйственные и др. При этом, чем выше уровень выраженности педагогических способностей, тем существеннее другие способности помогают основной работе.

Многообразие педагогических и взаимосвязь их с другими способностями расширяют возможность компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности учителя. Опыт показывает, что не у каждого учителя одинаково развиты все педагогические способности. На практике не редко случается так, что одно-два качества, наиболее

ярко проявляющиеся, определяют мастерство педагога. Недостающие же качества при соответствующей работе могут быть либо развиты, либо компенсированы.

Устойчивый интерес к физическому воспитанию детей, к своей профессии также является одним из главных компонентов в формировании педагогических способностей, которые в значительной мере обуславливают мастерство учителя. В свою очередь, способности могут направлять интересы. Они как бы поддерживают и усиливают друг друга. Соотношения педагогических интересов и способностей все больше подчеркивают доминирующее значение интереса учителя.

Необходимо отметить то, что интерес, влюбленность в свою профессию рождается трудом, потому что, когда мобилизуешь все свои усилия на работу, она начинает нравиться. Трудолюбие -другое важнейшее условие формирования любых способностей и свойств личности.

Органическое единство устойчивых интересов и склонностей к профессии с развитой способностью к труду в этой области определяет сущность личного призвания. Педагогическое призвание характеризуется как высший уровень профессионально-педагогического интереса, увлеченности учителя. Сознавая свое призвание, учитель более активно работает над развитием педагогических способностей. Любовь к работе и к школьникам побуждает учителя настойчиво овладевать своим мастерством, что становится ведущим мотивом самосовершенствования. Именно эти качества личности педагога принято считать наиболее трудно компенсируемыми.

Активной стороной формирования способностей служат мотивы деятельности личности. Именно они составляют ядро личности, направляющее ее активность. Следовательно, ключ к пониманию личности и деятельности учителя, в его мотивационной сфере, в системе доминирующих мотивов [2].

Мотив выражает направленность активности личности к той или иной деятельности. Иногда интересы предшествуют потребностям и вызывают их. Например, интерес к физической культуре может вызвать у школьника настоятельную потребность к ежедневному выполнению утренней гигиенической гимнастики. Такая потребность оказывает более действенное влияние на сознание человека, чем вызвавший ее интерес. Мотивы тесно связаны с целями деятельности личности. Мотив побуждает человека к постановке цели и реализуется через неё. Следует различать мотивы и цели. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена. Без цели мотив остается потенциальным, существующим только в форме готовности к деятельности [2]. С другой стороны, мотивы рассматриваются в единстве с целями. Цель может стать мотивом, если существенно затрагивает интересы человека, и быть более значимой, чем побудивший её мотив, например, старшеклассник, поступает на факультет физического воспитания педагогического института под влиянием непосредственного интереса к спорту. В процессе профессионального образования он осознаёт общественную значимость будущей специальности и продолжает интенсивно трудиться с целью стать педагогом.

Теснейшим образом взаимодействует с другими психическими процессами, и прежде всего с познавательной деятельностью человека (восприятием, памятью, мышлением, воображением), воля. Она является важнейшим свойством формирующихся способностей. Морально-волевые качества могут компенсировать отсутствие других качеств. Очевидна связь воли с эмоциями человека. Увлечённость и настойчивость как конкретные формы проявления эмоций и воли, возможно, то самое главное, с чего начинается учитель.

Мотивы пронизывают и другие основные структуры образования личности - направленность и характер.

Направленность личности рассматривается как доминирующий мотив. Структура личности определяется, прежде всего, её направленностью. Без направленности к определённому виду деятельности нет и полноценных способностей. Устойчивая форма профессиональной направленности личности учителя определяет его педагогическое мастерство.

Направленность и воля как сложные мотивационные образования личности составляют основу структуры характера человека [8]. Мастеров педагогического труда отличает умеренность и последовательность в предъявлении требований к учащимся и сверхтребовательное отношение к себе. Талантливых педагогов характеризует целеустремлённость в работе. Важны для учителя и такие черты характера, как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, строгость, принципиальность, решительность. Но своеобразие человека следует искать не в отдельных чертах характера, а в сложном взаимодействии их. Характер находится в тесной связи со способностями.

Успех педагогической работы определяется знаниями и умениями, уровень которых в значительной мере обусловливается личностными качествами учителя. Личность выражается, прежде всего, в том, каковы мотивы её деятельности. Профессионально значимыми мотивами учителя физической культуры являются интерес к физической культуре и спорту, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нём, любовь к детям, глубокая убеждённость в большой общественной важности физического воспитания учащийся, чувство долга и ответственности за порученное дело.

Совокупность этих мотивов активизирует, интегрирует и направляет потенциальные возможности личности на формирование педагогических способностей, направленности, характера и мастерства учителя. Следовательно, и само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении профессионально значимых мотивов деятельности.

Все виды мотивационных побуждений (интересы, убеждения, цели, воля) являются важнейшими факторами формирования способностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Быков, Н. Д. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма / Н. Д. Быков, И. Г. Лебединская, Г. В. Хвалебо // Взгляд на современные технологические подходы и их компоненты в преподавании предмета «Физическая культура»: сб. науч. тр. XIII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. И. Евсеева и др. - Ростов н/Д., 2011. - Т. 2. - С. 316-331.

2. Психология физической культуры и спорта: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Родионов и др.; под ред. А. В. Родионова. - М.: Академия, 2010. - 366 с.

3. Хало, П. В. Использование психотехник для развития сверхнормативных компетенций / П. В. Хало, О. Г. Бахтияров, В. П. Омельченко // Современные проблемы многоуровневого образования: сб. науч. тр. VI Международ. науч.-метод. симпозиум. - Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 2011. - С. 118-126.

4. Хало, П. В. Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов на примере факультатива / П. В. Хало, Н. Д. Быков // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казан. (Приволж.) федерального ун-та, 2011. - С. 280-283.

5. Хало, П. В. Образовательные технологии расширения адаптационных возможностей организма / П. В. Хало, Г. В. Хвалебо, И. Г. Лебединская // Современные проблемы многоуровневого образования: мат-лы VII Международ. науч.-метод.симпозиума. - Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 2012. - С. 211-222.

6. Хало, П. В. Проблемы безопасной коммуникации - психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.

7. Хало, П. В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П. В. Хало, Н. Д. Быков, Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 159-163.

8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 476 с.

УДК 37 ББК 74.04

О. Н. Кирюшина

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. Обоснованы теоретические положения и разработана концепция целостного развития и эффективного использования научного потенциала системы образования. Основание адекватной координации развития его ресурсов - результаты наукометрических исследований.

Ключевые слова: научный потенциал, координация развития ресурсов, наукометрические исследования, научно-информационная база, структурно-количественные модели.

O. N. Kiryushina

SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM AS FACTOR OF ITS MODERNIZATION

Abstract. Theoretical principles are proved and the concept of complete development and effective use of scientific potential of an education system is developed. The basis of adequate coordination of development of its resources - results of scientometric researches.

Key words: scientific potential, coordination of development of resources, scientometric researches, scientifically-information base, structured-quantitative models.

Инновационное развитие страны возможно только при постоянном развитии научных знаний и совершенствовании подготовки специалистов для различных отраслей науки и производства, соответствующих требованиям современных преобразований в стране. Достижение целей модернизации системы образования является основанием и предпосылкой роста человеческого потенциала («важнейшей части национального богатства страны» - [3]), а предметом исследований в облас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.