Д.В. Вишнева
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА
Данная статья посвящена анализу качеств личности преподавателя специальных дисциплин в системе подготовки артистов балета. Используя научные подходы, автор выявляет общепедагогические и специфические стороны педагогической деятельности в искусстве балета, раскрывает ее задачи, виды и компоненты.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, балетная педагогика.
Преподаватель - профессия системы образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении обучающихся различным дисциплинам (предметам). Также в обязанности преподавателя входит поддерживание общей дисциплины и организованности обучающихся. В современном быстро изменяющимся мире преподаватель не только реализует обучающую функцию, он также является своеобразным «эталоном», образцом для подражания. Поэтому качества личности преподавателя, его взгляд на мир, мировоззрение, кругозор, общий культурный уровень оказывают существенное влияние на формирование внутреннего мира ученика. Конфуций писал: «Задача учителя - открывать новую перспективу размышлениям ученика» 1.
Несмотря на огромный практический опыт, накопленный балетной педагогикой, сущностные особенности педагогического мастерства преподавателей классического балета изучены еще недостаточно. В учебном заведении над воспитанием будущего танцовщика трудятся преподаватели классического, характерного, исторического, дуэтно-классического, современного танца, актерского мастерства и большое число преподавателей общенаучных и гуманитарных дисциплин. Следовательно, продукт образовательного процесса - артист балета - совокупный итог комплексных педагогических усилий коллектива преподавателей.
Научно-педагогическое исследование процесса подготовки артистов балета показывает, что характерной особенностью системы балетного образования является соединение общего и профессионального образования, когда в рамках единого учебного процесса происходит интеграция нескольких уровней образования, при которой обучающийся одновременно осваивает образовательные программы общего и среднего профессионального образования. При этом зачастую наблюдается противоречивость целей общего и профессионального образования, противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования2. Это говорит о том, что роли преподавателей-специалистов балета и преподавателей-теоретиков необходимо рассматривать раздельно, т.к. каждая из этих групп отличается характерными специфическими особенностями. В данной статье мы остановимся только на роли и значении преподавателей классического танца.
Классический танец является главным выразительным средством балетного искусства. Как писала Л.Д. Блок, классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде3. Он является основой подготовки артистов балета и интегрирует комплекс дисциплин, включающий: дуэтно-классический, характерный, исторический, современный танцы и актерское мастерство. Именно поэтому в подготовке артиста балета роль педагога классического танца - центральная и определяющая. Каковы виды педагогической деятельности в искусстве балета?
Основным видом педагогической деятельности является собственно педагогическая деятельность в учебном заведении, готовящем артистов балета, в качестве преподавателя одного из видов сценического танца в рамках учебного плана и расписания обучения артиста балета.
Ко второму виду педагогической деятельности можно отнести репетиторско-педагогическую деятельность в учебном заведении, готовящем артистов балета, в качестве педагога-репетитора произведений хореографического репертуара в рамках учебного плана и расписания обучения артиста балета.
Третий вид - репетиторско-педагогическая деятельность в театре, в качестве педагога-репетитора хореографических произведений в рамках расписаний и в соответствии с текущим репертуаром театра.
Все эти виды педагогической деятельности в балете взаимосвязаны, однако в реальной практике конкретный преподаватель реализует один или два из них.
Роль педагога важна не только в обучении основам балета, но и вообще в развитии ученика, который пытается подражать своему учителю. Лишь профессиональный, чуткий, требовательный не только к своим ученикам, но и, прежде всего, к себе педагог сможет из маленького росточка вырастить прекрасный цветок. Только хороший педагог сможет увидеть и развить те или иные особенности ученика, помочь, подсказать, заставить поверить в себя и свои силы. Любовь педагога к обучающимся, гармония, возникающая в процессе обучения, помогают ученикам добиваться поставленной перед собой цели. Н.И. Тарасов писал: «Преподаватель классического танца должен твердо помнить, что он призван формировать не только высокую исполнительскую технику, но и морально-эстетическое сознание артиста балета».4
Эти задачи предъявляют самые серьезные требования к личности педагога. Среди них можно выделить главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных свойств, необходимых для балетного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие преподавателям всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями преподаваемой дисциплины, этапом социально-экономического развития общества, где живет и работает конкретный педагог.
Традиционно главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к обучающимся.
Это в целом справедливо и в приложении к балетной педагогике, с той лишь оговоркой, что любовь к ученику должна быть уравновешена любовью к профессии танцовщика, к ремеслу, его принципам и правилам. У педагога классического танца обязательно должен быть собственный практический опыт исполнения произведений классического репертуара, глубокие знания методики преподавания классического танца, широкая профессиональная эрудиция. Только при наличии этих качества у педагога можно воспитать профессионала своего дела. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются с опытом, систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к преподавателям, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности преподаватель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного преподавателя, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим педагогом. И наоборот, встретить общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим преподавателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность преподавателя, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями понимаются определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:
♦ дидактические способности, позволяющие педагогу успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих обучающихся;
♦ экспрессивные способности, позволяющие преподавателю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
♦ перцептивные способности выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к обучающимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
♦ организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива обучающихся;
♦ суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на обучающихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах;
♦ академические способности связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки или искус-ства.5
К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт преподавателя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к обучающимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности преподавателя, но и ориентацию его в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым он следует.
К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого
воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический.. ,»6. Преподаватель своими действиями на занятиях должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех обучающихся, заботиться о развитии дружественных отношений между ними. Для этого необходимо:
♦ не подчеркивать успехи одних обучающихся и неудачи других;
♦ не противопоставлять сильных слабым;
♦ не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
♦ замечать даже небольшие успехи слабых обучающихся, но не подчеркивать это резко;
♦ воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
♦ формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
Не будет преувеличением сказать, что подобные требования во многом противоречат сложившимся традициям и приемам балетной педагогики. В структуре педагогической деятель нос-ти педагога можно выделить три компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Конструктивный компонент. В работе преподавателя-специалиста балетного искусства большое место принадлежит конструированию урока, подбору и сочинению учебных комбинаций - материалов в соответствии с учебными программами, методикой преподавания конкретного вида танца, возможностями учебной группы, собственными разработками и его переработка для изложения обучающимся. Вся эта работа в итоге выливается в конкретный урок, имеющий практический характер и, как правило, не закрепляемый письменно. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.
Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности преподавателя-специалиста балетного искусства занимает организаторская деятельность, составляющая единое целое с конструктивной. Все, что планирует преподаватель показать, провести в течение занятия, должно сочетаться с его умением видеть и организовать весь практический процесс обучения. Только в этом случае ученики будут овладевать умениями и воспринимать знания. Организаторский компонент включает три направления: организация своего видения занятия; организация своего поведения на занятии; организация деятельности обучающихся на занятии; постоянная активизация их двигательной и познавательной сферы.
Если преподаватель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо показывает урок (умело сочинил необходимые танцевальные комбинации - учебный материал, использовал словесную и движенческую наглядность), но не привлек обучающихся к активной двигательной и мыслительной деятельности, то урок может носить формальный характер, а полноценного овладения навыками и умениями и усвоения их не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.
Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с обучающимися, родителями, администрацией, другими преподавателями. Именно отношение преподавателя к обучающимся определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие обучающегося в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к обучающимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.
Педагогические исследования показывают, что взаимоотношения детей в группе в большинстве случаев соответствует тому
или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение преподавателя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к обучающимся, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Преподаватель должен заметить и учесть особенности обучающегося, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта педагога. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности преподавателя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения7.
А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).8
Таким образом, личность преподавателя классического танца является определяющим компонентом в процессе формирования профессиональных качеств будущих артистов балета. Как показывает проведенный нами анализ, профессиональная деятельность педагога балета требует постоянного личностного роста, рефлексии, расширения кругозора, что должно стать залогом дальнейшего развития традиций отечественной балетной педагогики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. - М., 2003. - С. 16.
2 Фомкин А.В. Исторические традиции современного балетного образования. - Автореф. дисс... .канд. пед. н. - СПб., 2008. - С. 5.
3 Блок Л. Д. Классический танец : история и современность / Л. Д. Блок ; вступ. ст. В.М. Гаевского. - М.: Искусство, 1987. - 556 с. : илл.
4 Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. -СПб. - М. - Краснодар, 2005. - С. 14.
5 Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии: Часть I. - Режим электронного доступа: http://www.bestreferat.ru/ referat-54410.html
6 Ушинский К. Д. Опыт педагогической антропологии. - Режим электронного доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=79&page_pl_news4=10
7 Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии: Часть I. - Режим электронного доступа: http://www.bestreferat.ru/ referat-54410.html
8 Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов.- М.: Просвещение, 1984. - Режим электронного доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/ 0247/1_0247-294. shtml
Abstract
This article analyzes qualities of teacher's person special subjects in the system preparation of artist ballet. Using science ways the author gives general and special sides of pedagogical work in ballet's art. Key words: pedagogical work, ballet's pedagogical work.