Научная статья на тему 'Просодические параметрические характеристики новостных программ (на примере сводок ВВС)'

Просодические параметрические характеристики новостных программ (на примере сводок ВВС) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОДИЯ / PROSODY / ВЫСОТНОТОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / TONE LEVEL / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТИЛЬ / INFORMATIONAL STYLE / TEMPO AND RHYTHMICAL CHARACHTERISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демонова Юлия Михайловна

Статья посвящена описанию, выявлению и систематизации темпо-ритми­ческих и тоновых особенностей просодического оформления современных новостных программ BBC в сравнении с новостными сводками прошлых лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to systematic analysis of tempo and rhythmical characteristics and tonal peculiarities of contemporary BBC news bulletins in comparison with news programs of the same cannel but fifty years ago

Текст научной работы на тему «Просодические параметрические характеристики новостных программ (на примере сводок ВВС)»

Данное исследование имеет как научную, так и практическую значимость. Руководство молодежной политикой, организация работы со студенческой молодежью, воспитание у нее гражданственности и патриотизма как качеств личности средствами высшей школы могут быть только при изучении предпочтений и проблем молодежи, анализе понимания студентами политики, особенностей видения современной молодежью ситуации в стране, области, городе, специфики ее отношения к органам власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Новая редакция проекта ФЦП «Молодежь России» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: vmo.rgub.ru/files/proekt_fcp_molodegrossii_11_15-146-2.rtf. - Дата обращения 20.10.2012.

2. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М., 2010.

3. Дождиков, А. В. Политическое сознание современной российской молодежи: политико-психологический анализ / А. В. Дождиков, А. В. Селезнева // Научно-образовательное издание «Социально-гуманитарные знания. - М., 2012. - № 2. - С. 47-59.

4. Недова, А. В. Образ России в сознании политической активности молодежи // Актуальные проблемы современной политической психологии / под ред. Е. Б. Шестопал. - М., 2010.

5. Титов, В. В. Национально-государственная идентичность российской молодежи в начале XXI века / В. В. Титов. - М., 2012.

УДК 81.34 ББК 81.43(англ)

Ю. М. Демонова

ПРОСОДИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ СВОДОК ВВС)

Аннотация. Статья посвящена описанию, выявлению и систематизации темпо-ритмических и тоновых особенностей просодического оформления современных новостных программ BBC в сравнении с новостными сводками прошлых лет.

Ключевые слова: просодия, высотнотональный уровень, темпо-ритмические характеристики, информационный стиль.

Yu. M. Demonova

PROSODIC FEATURES OF CURRENT AFFAIRS PROGRAMS (BBC NEWS BULLETINS AS AN EXAMPLE)

Abstract. The article is dedicated to systematic analysis of tempo and rhythmical characteristics and tonal peculiarities of contemporary BBC news bulletins in comparison with news programs of the same cannel but fifty years ago.

Key words: prosody, tone level, tempo and rhythmical characteristics, informational style.

Новости - важная составляющая национального культуро-идеологического контекста, сложившегося исторически в результате культурно речевой деятельности того или иного коллектива. В формировании современного культуро-идеологического контекста особое участие принимают англоязычные средства массовой информации и производимые ими тексты. Это объясняется высокой распространенностью английского языка и его статусом языка международного общения.

Текст новостной сводки имеет ряд устойчивых характеристик и отвечает ряду требований, как к содержательной его части, так и к языковому его оформлению. Фонетическая сторона реализации новостного текста претерпела ряд изменений за последние 50-60 лет. Изменения касаются как тоновых, так и темпо-ритмических характеристик современных новостных программ в сравнении с новостными сводками прошлых лет.

Все исследователи новостей обращают особое внимание на то, что новости не только отражают происходящие события, но и обладают способностью конструировать действительность, интерпретируя события и явления тем или иным образом. Г. Гербнер утверждает, что «истинное революционное значение современных массовых коммуникаций - их способность создавать публику. Это - способность формировать исторически новые основы для коллективного разума и действий - быстро, постоянно и всепроникающее, минуя прежние границы времени, пространства, статуса» [3, 204]. Известный исследователь СМИ Теун ван Дейк указывает на то, что «заданные институциональные и социальные рамки или структуры обеспечивают производство новостей как одну из форм «конструирования действительности» [2, 233].

Новости как текст обладают структурой релевантности, «которая указывает читателю, какая информация в тексте является наиболее важной и значимой» [2, 229]. Особо отмечают роль заголовка в структуре релевантности, так как именно заголовок выражает наиболее важную тему текста. Для извлечения основной темы (топика) из текста читатель пользуется определенными «макростратегиями», которые подкреплены такими элементами структуры текста, как, например, заголовок. Распространенная в новостях структура «перевернутой пирамиды», когда наиболее значимая информация следует вначале, может быть объяснена утверждением Теуна ван Дейка о том, что «читатель постарается выявить предположительный топик как можно быстрее, не дочитывая текст до конца» [2, 241].

Помимо принципа релевантности, в структуре новостей реализуется принцип актуальности, или новизны. Согласно этому правилу, последние по времени события более важны и обладают большей информативной ценностью. Ван Дейк отмечает, что когнитивные стратегии производства текстов новостей отличаются от стратегий производства других текстов, где «каждый тематический элемент является законченным единством, которое начинается с каких-то мелких деталей описания ... и развертывается слева направо, то есть от причин, условий, обстоятельств или обстановки действий ли явлений к самим этим действиям и явлениям» [2, 250].

С точки зрения функционально-стилистической и жанровой принадлежности, новостной текст - это текст публицистический, так как любое сообщение, опубликованное в СМИ, рассчитанное на определенное восприятие аудиторией и несущее на себе печать личности автора, - публицистично.

В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп:

1) оперативно-новостные - заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские - статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) - очерк, эссе, фельетон, памфлет [1, 576].

С точки зрения фоностилистической принадлежности новостной текст обладает характеристиками информационного фоностиля. Информационный стиль иногда квалифицируется как «официальный», «нейтральный». Пресса и телерадиовещание, в особенности чтение новостной сводки по радио, очень близко к этому стилю, так как диктор стремится быть беспристрастным при представлении рутинной новости или прогноза погоды. С другой стороны, общеизвестно, что пресса и радиовещание - сильное идеологическое оружие и, в социальном отношении и с политической точки зрения. Например, текст, адресованный иностранному слушателю, кажется более внушительным и поучительным. События политической важности могут быть представлены общественности в различном эмоциональном разрезе; оценочный эффект достигается путем сознательного и запланированного изменения тембра голоса диктора. Это только доказывает утверждение, что журналист, репортер не может быть абсолютно независимым в своих политических и других взглядах. Главная функция газеты и сводки новостей - это сообщение новой информации, представление определенного числа фактов читателю, слушателю, или зрителю, лишь производя при этом впечатление нейтрального, объективного сообщения.

Нужно отметить, однако, что речь дикторов радио и дикторов телевидения несколько отличается, хотя они используют сходные методы в представлении информации. Возможность быть увиденным на экране помогает диктору донести информацию зрителю посредством выражений лица и жестов. Напротив, диктор радио, будучи изолированным в студии, имеет тенденцию преувеличивать определенные просодические особенности, которые будут лучше восприняты слушателем. Речь диктора на радио по просодическим характеристикам ближе к "идеальной модели" звучания, описанной фонетистами.

Основные просодические особенности информационного фоностиля можно охарактеризовать следующим образом.

1. Тексты радиопередачи и читаемые вслух газетные статьи передают, главным образом, интеллектуальную информацию, поскольку это - язык фактических заявлений; таким образом, функция интонации, позволяющая выразить отношение, имеет здесь вторичное значение.

2. Просодические параметры не очень различны по обоим регистрам, но для некоторых случаев в новостных сводках, когда пиковые уровни и паузы чередуются, чтобы избежать монотонности речи и привлечь внимание слушателей или зрителей к чему-то очень важному в сообщении. Это часто происходит при перечислении событий.

3. Тембр голоса - очень важный момент чтения новостной сводки. Он очень специфичен, легко идентифицируемый, часто определяемый как, "безразличный", "беспристрастный", "нейтральный". Это верно, конечно, для событий обычного (рутинного) характера. При освещении трагических событий, все просодические особенности переключаются на передачу значения.

4. Паузы - более длинные, общий темп быстрее, чем в описательном чтении.

5. Чтение "радиопередачи" более ритмично. Высококвалифицированные дикторы для того, чтобы сделать информацию доступной для широкой публики способны чётко управлять ритмом.

Для эксперимента была сделана выборка новостных сводок британского канала ВВС за 1958 и 2011 годы. Нашей задачей было проследить изменение тоновых, а также темпо-ритмических особенностей просодического оформления новостной сводки. Эксперимент проводился в рамках общепринятого поросодико-фонетического исследования с использованием терминологии как педагогически ориентированных работ британских фонетистов и новейших фонетических исследований.

Анализ осуществлялся в терминах единого методического подхода, и инвентаря просодических признаковых параметров. Также для экспериментального исследования применялись методы сплошной выборки звучащего материала, а также электоакустический анализ звучащей речи при помощи программы Praat ver. 5.2.21.

Для получения более достоверных результатов мы провели сравнительный анализ просодических параметров тонового признака новостных сводок британского канала ВВС за 1958 и 2011 годы. При исследования тоновых характеристик мы рассматривали информационную сводку в рамках прагматического подхода к членению текста, как состоящую из экспозиции, развития сюжета, кульминацию и развязки.

Высотнотональные особенности звучания

Тоновые характеристики экспозиции. В новостных сводках 1958 года данная часть фоно-текста представляет собой первое предложение, либо часть сложного предложения, если оно состоит из нескольких интонационных групп.

Первая интонационная группа, как правило, состояла из двух-трёх слов и являлась либо адвербиальной фразой места или времени, либо подлежащим. Чаще всего первая интонационная группа реализовывалась низким восходящим ядерным тоном в суженном либо среднем диапазоне, реже нисходящим восходящим, звучащем в низком/экстранизком тональных уровнях; либо без шкалы, либо в сочетании с ровной шкалой на низком тональном уровне.

Последующие интонационные группы экспозиции, как правило, реализовывались при помощи плавной нисходящей шкалы очень узкого диапазона, звучащей в основном на низ-ком/среднетональном уровне. Также ровной шкалой на низком тональном уровне в сочетании с низким ровным, либо низким восходящем тоном очень узкого диапазона в нетерминальных группах или низким узким нисходящим тоном, звучащим на экстранизком тональном уровне в терминальных ядерных завершениях.

В современных новостных сводках экспозиция также делится на несколько интонационных групп, где первая представляет собой адвербиальную фразу и произносится с низкой/средней ровной шкалой, звучащей на границе низкого и среднего пониженного тонального уровня в сочетании с средним ровным или низким узким нисходящим ядерным тоном, звучащем в низком/экстранизком тональных уровнях. Последующие интонационные группы экспозиции реализуются также при помощи низкой/средней ровной шкалы. В терминальном ядерном завершении может наблюдаться некоторое расширение диапазона звучания тона (до суженного) при сохранении нисходящего контура.

Развитие сюжета. Кульминация. В новостной сводке очень часто кульминация и развитие сюжета не имеют ярко-выраженных границ и, как правило, кульминация представляет собой последнюю интонационную группу предыдущей части. В новостных сводках 1958 года наблюдается некоторое оживление тона, по сравнению с экспозицией. Ядерные завершения всех интонационных групп, кроме последней перед развязкой, представляют собой низко-восходящие тоны, реализующиеся в нижних регистрах диапазона, т. е. не поднимаются выше среднего пониженного тонального уровня. Ровные ядерные завершения практически не используются в неконечных (нетерминальных) интонационных группах и никогда не используются в конечных. Данная картина ядерных завершений не слишком отличается от части экспозиции, за исключением отсутствия ровных тонов. В рамках использования шкалы наблюдается большее разнообразие. Дикторами отдаётся предпочтение плавно нисходящей шкале, реализуемой в среднем пониженном/низком тональном уровне (суженного диапазона), либо даже скользящей нисходящей шкале узкого диапазона, произносимой на том же самом тональном уровне.

Также в рамках плавно нисходящей шкалы были замечены случаи её разрыва для придания акцентности тому или иному коммуникативному центру фразы.

В современных новостных сводках интонационные группы части развития сюжета содержат больше слов, чем в сводках прошлых лет, и чаще всего реализуются низкой ровной шкалой на низком тональном уровне диапазона с незначительными тоновыми колебаниями в точках проми-нантности (ударных словах). Первый ударный шкалы может реализовываться на границе средне-пониженного/низкого тонального уровня и являться самым высоким в интонационной группе.

Очень редко наблюдалось использование скользящей нисходящей шкалы очень узкого диапазона, звучащей на низком/экстранизком тональных уровнях, в местах, содержащих информацию негативного характера.

Также как и в старых сводках использовалась разорванная шкала для акцентуации определенной информации. Ядерные завершения чаще всего представляли собой низкий ровный тон либо низкий нисходящий разного диапазона (от узкого до среднего). Низких нисходящих тонов, как в случае сводок прошлых лет, нами отмечено не было. При передаче информации негативного характера использовались те же виды ядерных завершений, но с более широким диапазоном звучания. Окказионально наблюдался восходяще-нисходящий тон суженного диапазона звучания.

Развязка в информационной сводке зачастую соответствует комментарию - переходу к репортажу и состоит из одного предложения соответствующего отдельной интонационной группе.

Темпо-ритмические особенности звучания

Соотношение длительности ядра и терминальных слогоносителей в диахроническом аспекте. Соотношение длительности компонентов рассматривалось нами с точки зрения коэффициента, который принимал значения больше, меньше либо равные единице, что соответствует превалированию первого компонента, второго компонента, либо их равенству. В новостных сводках 50-х годов коэффициент соотношения практически во всех случаях превышал значение 1 и в среднем принимал значение 1,9, что соответствует преобладанию длительности ядерного слогоносите-ля над терминальным. Исходя из наблюдения, что в новостных сводках прошлых лет нетерминальные интонационные группы чаще всего реализуются с помощью низкого восходящего тона, такие значения коэффициента вполне объяснимы, так как интонационное оформление восходящих тонов в английском языке требует повышенной длительности ядерного слогоносителя. В современных новостных сводках значения коэффициента данного признака были стабильно положительны в пользу ядерного слогоносителя, но усредненное значение коэффициента равнялось 1,4, что говорит о неявном превалировании длительности ядерных слогоносителей. Исходя из наблюдений тоновой реккурентности современных новостных сводок, самым часто использующимся тоном в нетерминальных интонационных группах был ровный. С точки зрения общепринятого инвентаря просодических требований, длительность ядерного слогоносителя новостных сводок прошлых лет принимала значения средняя/увеличенная, особенно в случае восходящих тонов, тогда как терминальные слогоносители реализовывались в рамках значения средний. В современных сводках ядерные слогоносители принимали значения средний, а терминальные реализовыва-лись на границе значений средний/краткий.

Соотношение длительности ударного и ядерного слогоносителя в диахроническом аспекте. В новостях 1958 года коэффициент данного признака принимал положительные значения как в сторону ударного, так и в сторону ядерного слогоносителя. В случаях преобладания длительности ударного, он обычно реализовывался как первый ударный шкалы, и усредненный коэффициент преобладания принимал значение 2. В случаях преобладания длительности ядерного над ударным, усредненный коэффициент принимал значение 0,7, то есть ударные слоги шкалы, кроме первого ударного, звучали чуть короче ядерных. В современных новостных сводках не наблюдалась разница звучания первого ударного и остальных ударных шкалы и усредненный коэффициент равнялся 0,95, что указывает на практически идентичную длительность ударных и ядерных слогоносителей. Ударные слогоносители в сводках прошлых лет, с точки зрения длительности звучания, принимали значения среднее, что абсолютно соотносится со значением ударных слогоносите-лей современных новостных сводок.

Соотношение длительности ударных и безударных слогоносителей в диахроническом аспекте. В новостях 1958 года значение коэффициэнта данного параметра было безусловно положительно в сторону ударного слогоносителя и максимально достигало 3,25. Усредненное значение 1,7. Это при том, что безударные слогоносители сами по себе соответствовали значениям максимально краткий/краткий. В современных новостных сводках наблюдалась та же картина превалирования ударного, максимальный коэффициент принимал значение 5,5, а усредненный составлял 3. То есть при сохранении значения длительности звучания ударного, во времени очень сильно меняется значение длительности безударного слогоносителя.

Длительность звучания ударных слогоносителей в начале, середине и конце сводки. В новостных программах 1958 года коэффициент соотношения начала и середины сводки составляет 1,6, а середины и конца 0,6. То есть ударные слогоносители начала и конца звучат практически идентично по долготе, в то время как в середине сводки несколько короче. В современных выпусках не наблюдается резко выраженной разницы в длительности звучания разных частей сводки. Коэффициент составляет не более 1,2 и длительность звучания ударного слогоносителя зависит скорее от положения его в интонационной группе.

Длительность ядерного слогоносителя восходящих и нисходящих тонах в диахроническом аспекте. В новостях 1958 года усредненное значение коэффициента данного параметра является 1,1, что говорит о минимальном превалировании длительности ядерного слогоносителя восходя-

щих тонов над нисходящими, учитывая тот факт, что оба вида данных слогоносителей принимали значение среднее. По сравнению с нейтральными фразами восходящий тон в информационном стиле 50-х годов звучит короче, но тем не менее преобладает над нисходящим. В современных сводках данный параметр не представляет информационной ценности, так как использование восходящих тонов сведено к минимуму.

Особенности паузации новостных сводок ВВС в диахроническом аспекте. В новостных сводках прошлых лет соотношение диэремных и паузальных стыков в интонационной группе составляло примерно 25 % к 75 % по частотности использования. Диэремным способом стыковки интонационных групп во фразе считается отсутствие актуализированной паузы между нетерминальными синтагмами, когда актуальное членение текста происходит в основном за счёт тонального перепада. Диэремная стыковка чаще всего использовалась дикторами в начале сводки, а именно между первой, второй или третьей интонационными группами экспозиции. Паузы имели ярко выраженную форму (то есть абсолютное молчание не менее 1/3 секунды) усреднённый коэффициент терминальных и нетерминальных пауз составлял 0,3, то есть терминальные паузы между фразами звучали в три раза дольше, чем нетерминальные. Длительность пауз как терминальных, так и нетерминальных практически не меняет своего значения от начала к концу звучания сводки, принимая практически идентичные цифровые значения в завязке, кульминации и развязке.

В современных сводках соотношение диэремных и паузальных стыков в процентном соотношении составляло примерно 70 % к 30 % по числу реализаций. Следует оговориться, что говоря о паузальном характере стыков было замечено 100 % совпадения пауз и так называемых дыхательных групп. То есть современные дикторы делали паузы в потоке речи (выраженные в миллисекундах) только из физиологических соображений. Диэремный характер стыков несколько преобладал в начале сводки, а именно в экспозиции и завязке, и чуть реже встречался в дальнейшем тексте сводки, что вполне объяснимо физиологическими особенностями соотношения дыхания и говорения. Особенностью терминальной и нетерминальной паузации современных новостных сводок является практически совпадение цифровых значений разнородных пауз, то есть дикторы не делают различия между интонационными группами во фразе и терминальными интонационными группами, и пауза длится ровно то время, которое требуется диктору для вдоха.

Очень примечательным является способ паузации последней фразы современной новостной сводки. Если до части развязки актуальное членение текста совпадало с его синтаксической структурой, то последняя фраза, как правило, представляет собой две, реже три интонационные группы, последняя из которых не отвечает никаким требованиям к фонетическому членению текста и не обусловлено физиологической необходимостью дыхания, то есть выделяется абсолютно произвольно, но, тем не менее, достаточно стабильно.

Таким образом, исходя из результатов эксперементально-фонетического исследования мы можем сделать вывод, что просодические особенности информационного фоностиля, описанные выше указанными авторами, скорее отражает интонационную картину новостных сводок середины прошлого века, чем способ просодического оформления современных новостных программ. На просодическое оформление современных британских новостных сводок влияет ограниченное (и дорогое) время эфира, как и повышение общего уровня образованности зрителей. Данные факторы позволяют максимально, насколько возможно без ущерба для смысла, сокращать паузы, наращивать темп речи и сужать тональный регистр звучания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вулф, Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики / Т. Вулф. - М.: Амфора, 2008. - С. 576.

2. Теун, В. Д. Язык. Познание. Коммуникация / В. Д. Теун - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

3. Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., & Signorielli, N. "Growing up with television: The cultivation perspective" in M. Morgan (Ed.), New York: Peter Lang, Against the mainstream: The selected works of George Gerbner, 2002. - P.193-213.

УДК 371 ББК 74.200.554

Т. Н. Занина, И. А. Сыроваткина, Г. В. Хвалебо

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Рассматривается педагогическое мастерство как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении профессионально значимых мотивов деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, ученик, педагогические умения, педагогические способности, личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.