УДК 37.01
О. Н. Кирюшина
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-педагогическая деятельность, обеспечивая развитие ресурсов научного потенциала, активно воздействует на процесс реформирования системы образования. Представлены результаты обобщения диссертационных исследований в области образования, выполненные в научных школах РФ за период 2001-2007 гг. Итоги обобщения могут служить основой уточнения актуальных направлений исследований и координации научно-педагогической деятельности.
Ключевые слова: система образования, реформирование, научно-педагогическая деятельность, научноинформационный и кадровый ресурсы, научный потенциал, отрасли наук, специальности педагогики, динамика и структура исследований, тенденции, диссертации.
Эффективность любой деятельности зависит от наличия и состояния необходимых ресурсов, определяющих ее потенциал. Состояние и развитие важнейших ресурсов научного потенциала системы образования - научно-информационного и кадрового - обеспечиваются деятельностью научных школ и диссертационных советов. Поскольку результаты научно-педагогической деятельности оформляются, как правило, в виде научно-квалификационных работ (НКР) - диссертаций на соискание ученых степеней, то они могут служить информацией для оценки научного потенциала системы образования.
Оценка развития научного потенциала выполнена на основе принципов системного исследования с использованием многопараметрической информации о научно-квалификационных работах. Анализировались работы в области образования, воспитания, обучения и организации досуга, представленные к защите в диссертационные советы РФ за период 2001-2007 гг. Поскольку подготовка диссертаций занимает, как правило, не менее 3 лет, то эти исследования реально отражают десятилетний период современного реформирования системы образования в стране.
Потребность в решении множества новых актуальных задач и связанных с ними теоретических и прикладных проблем, возникающих в процессе реформирования системы образования, предопределяет развитие ее научного потенциала. Прежде всего, необходимо отметить интенсификацию научно-исследовательской деятельности в современный период (рис. 1). Количество ежегодно защищаемых диссертаций с 2001 по 2007 гг. увеличилось почти в 2 раза. Причем наибольший рост отмечен в период 2004-2006 гг. Однако доля докторских диссертаций, которые содержат решения крупных научных проблем и вносят значительный вклад в науку и практику в ежегодных структурах исследований, снижается. В 2001-2007 гг. доля их составила соответственно 14.4; 11.1; 9.0; 7.8; 8.8;
8.3; 8.6 %. Следовательно, можно констатировать, что в современных условиях преобладают исследования, направленные на решение отдельных актуальных вопросов, и этот процесс имеет тенденцию роста.
20-г
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 гг.
Рис. 1. Распределение диссертаций в области образования, воспитания, обучения и организации досуга, представленных к защите в РФ с 2001 по 2007 г.
Усложнение задач реформирования и подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования, воспитания, обучения и организации досуга вызвало необходимость расширения спектра проводимых исследований не только по педагогике, психологии, но и другим отраслям наук - философии, экономике, медицине, социологии, культурологии и т.д. с последующей защитой в соответствующих диссертационных советах. Наличие диссертационных работ по разным отраслям наук и специальностям педагогики отражает фактические области (направления) исследований, характеризуя состояние научного фонда педагогики и ресурсов научного потенциала современного реформирования образования. При этом динамика количества диссертаций по годам показывает изменение ресурса научного потенциала, а их доля в структуре - общее состояние современного «по-
полнения» научного потенциала системы образования в РФ (рис. 2).
Рис. 2. Структура и динамика диссертаций в области образования, воспитания, обучения и организации досуга по отраслям наук и специальностям педагогики, представленных к защите в РФ с 2001 по 2007 г.
Поскольку спектр решаемых проблем ограничивается как региональными, так и общими задачами совершенствования образования, а также возможностями отдельных научно-педагогических школ, то как динамика диссертаций по направлениям исследований, так и доля их в общей структуре за анализируемый период отличаются во много раз. Четко просматривается различный уровень внимания научных школ к отдельным направлениям исследований, составляющих общий научный потенциал образовательного пространства РФ.
Основную часть пополняемого научно-информационного ресурса в области образования, воспитания, обучения и организации досуга составляют диссертации по педагогике - 78.6 %. При этом работы по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» составляют наибольшую долю - 32.9 %. Это исследования проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии и теории педагогики, истории педагогики и образования, этнопедагоги-ки, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования. К 2006 г. ежегодное количество исследований по этим проблемам увеличилось в 1.3 раза.
Четко очерченные рубежные уровни образовательного пространства (общее и профессиональное образование, требования к выпускникам школ и вузов) обусловили повышенное внимание к реформированию общеобразовательной и высшей школы. Подтверждение этому - значительное количество НКР по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по облас-
тям и уровням образования)» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - 16.9 и 21.8 % соответственно. Разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования на всех уровнях системы и в разных образовательных областях (13.00.02), ориентированная на разрешение актуальных проблем и продиктованная непрерывно меняющимися потребностями личности и запросами общества и государства, весьма важна и необходима. Рост качества подготовки и переподготовки специалистов всех уровней (13.00.08) также немыслим при несоответствии технологии предметного образования изменяющейся социокультурной и экономической ситуации в развитии общества. Поэтому к 2006 г. ежегодное число диссертаций по проблемам теории и методики обучения и воспитания увеличилось в 1.8, а по проблемам теории и методики профессионального образования - в 2.3 раза. Такой рост можно объяснить не только влиянием ряда постановлений по совершенствованию системы образования, принятых ранее на федеральном уровне, но и необходимостью решения множества проблем, возникающих в процессе ее реформирования.
Отмечая значительный рост числа НКР по отдельным областям исследований, необходимо указать на недостаточность внимания научно-педагогических школ к исследованию части этапов, входящих в комплексную проблему непрерывного образования. Так, можно отметить отсутствие реального роста количества диссертаций по проблемам теории и методики дошкольного образования (13.00.07), составляющих 0.7 % от общего числа исследований, представленных к защите с 2001 по 2007 гг. Результаты исследований, составляющие основу методик воспитания и развития личности, а также базу непрерывного образования в новых социально-экономических условиях, чрезвычайно важны, так как именно для дошкольного возраста специфично появление новых форм активности, а также новых видов психических процессов. Но их развитие не спонтанно - они возникают только под определяющим влиянием социальных условий жизни и воспитания. Естественно, незначительная доля диссертаций по специальности 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования» не может способствовать накоплению достаточного объема результатов исследований по эффективному развитию ребенка в многообразных социальноэкономических и национально-культурных условиях страны. При этом необходимо подчеркнуть, что упущенные возможности развития детей раннего возраста с трудом восполняются в дальнейшем.
Также важны результаты исследований по специальностям 13.00.05 «Теория, методика и органи-
зация социально-культурной деятельности» и
13.00.03 «Коррекционная педагогика», составляющих 0.6 и 1.5 % от общего числа исследований. Такое состояние научно-педагогической деятельности по проблемам коррекционной педагогики можно в какой-то мере объяснить ограниченностью контингента и численностью специалистов, работающих с ними, а также удовлетворенностью существующими разработками. Но исследования по организации социально-культурной деятельности очень важны, так как востребованы при работе со всем контингентом детей и взрослых. Они направлены на осмысление сущности, закономерностей, принципов развития, а также на разработку педагогических технологий развития личности и социальных общностей в условиях досуга, в контексте тех или иных социальных, культурно-исторических и национально-культурных ценностей.
Безусловно, актуальность и значимость указанных проблем очевидны. Однако они оказались практически вне области современной научно-педагогической деятельности. Малая доля и отсутствие положительной динамики роста количества научно-квалификационных работ по этим проблемам могут быть отражением незначительного количества научных школ, а также соответствующих диссертационных советов и неравномерного распределения их по стране. Методические и организационные сложности, возникающие при проведении исследований и написании диссертаций, вынуждают соискателей оформлять диссертационные работы на стыке специальностей различных наук или по другим специальностям педагогики. Кроме того, немаловажным фактором является и весьма скромное материальное стимулирование сотрудников, защитивших диссертации и непосредственно занятых в учебно-воспитательных учреждениях культуры и образования (в т.ч. дошкольных). Эти причины, безусловно, оказывают влияние на сложившуюся научно-педагогическую деятельность и, естественно, на состояние научного потенциала в решении названных важнейших проблем развития детей.
Определенную надежду в частичном решении вышеуказанных проблем привносят исследования по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», составляющие 4.2 % от общего количества диссертаций за анализируемый период. Их увеличение с 2001 г. к 2006 г. составило 1.7 раза.
Поиск путей реализации идей гуманистической педагогики в современных социально-экономических условиях активизировал научно-исследовательскую деятельность в этом направлении. Ежегодное количество защищаемых диссертаций по
педагогической психологии и психологии личности (составляющих в структуре 7.6 %) за анализируемый период увеличилось более чем в 2 раза.
Естественно, качественное кадровое обеспечение страны во многом зависит от деятельности системы образования. Поэтому к решению отдельных вопросов комплексной проблемы ее реформирования подключились специалисты непрофильных учреждений - экономические, технические, медицинские и др. с последующей защитой диссертаций в соответствующих советах. Количество таких работ за анализируемый период возросло в 7 раз, а общая доля составила 13.8 %. Это исследования по проблемам: экономики и управления системой образования - 3 %; философии образования и культуры - 0.6 %; медицины и детского здоровья - 0.6 %. Остальная часть работ направлена на вопросы правовые, социологического анализа, истории, культурологии и др. Многогранность рассматриваемых проблем в диссертациях подтверждает системность исследований и комплексное решение задач реформирования образования в стране. Это реакция общества, государства и науки на возрастающие требования к качеству подготовки педагогических кадров высшей квалификации и проблеме подготовки специалистов во всех отраслях производства.
Снижение числа представленных к защите диссертаций в 2007 г., характерное для всех регионов и страны в целом, является отражением принятых федеральными органами решений об упорядочении деятельности диссертационных советов и сокращении их количества. Кроме того, можно предположить, что к числу факторов, влияющих на снижение количества кандидатских диссертаций, становится утрата значимости материального стимула в получении ученой степени. Так, уровень заработной платы кандидата наук (доцента) в вузах в настоящее время не превышает средний российский показатель.
Варьирование ежегодно защищаемых диссертаций в течение анализируемого периода затрудняет непосредственное прогнозирование развития отдельных отраслей наук и областей исследований по педагогике. Обоснованные координация и активизация исследовательской деятельности отдельных научно-педагогических школ, способных влиять на ход реформирования образования, возможны на основе предвидения перспектив ближайшего развития ресурсов научного потенциала. Это возможно путем выявления динамики относительных количественных показателей каждой составляющей отраслей наук и специальностей педагогики в ежегодных структурах диссертаций. На рисунке 3 представлены тенденции развития отдельных направлений исследований в области образования по
РФ. За период 2001-2007 гг. установлено снижение относительной доли диссертаций по специальности 13.00.01 - с 42.3 до 27.5 %. Перераспределение вызвано в основном значительным ростом количества работ по проблемам профессионального образования и по отраслям других наук. Если рост НКР по специальности 13.00.08 составил около 1.3, то относительная доля исследований по отраслям других наук выросла более чем в 3.5 раза. Это подчеркивает актуальность подготовки педагогических кадров и специалистов для всех отраслей производства в целом по стране и активную позицию науки. Однако тенденция сокращения доли исследований по проблемам общей педагогики в возрастающем потоке НКР неоправдана, так как снижает перспективы развития педагогики и ее роль как науки.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 гг.
Рис. 3. Тенденции направлений исследований
в области образования по отраслям наук и специальностям педагогики в научных школах РФ
Относительные показатели, обеспечивая более наглядное отображение изменения доли диссертаций по направлениям исследований в структуре ежегодно защищаемых работ, позволяют также оценить интенсивность пополнения научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала в стране. Пополнение кадрового ресурса по годам - отражение активности деятельности научных школ разной специализации и диссертационных советов. Состав диссертаций по направлениям исследований в РФ за период 20012007 гг., характеризующий пополнение кадрового ресурса научного потенциала системы образования высококвалифицированными специалистами, показан на рисунке 4. Необходимо отметить, что пополнение кадров высшей квалификации по отраслям наук разное. Наибольшее пополнение ученых характерно по специальности педагогики
13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - доля их составила около 32.9 %. Это обусловлено необходимостью решения значительного количества задач, охватываемых широ-
ким спектром областей исследований этого направления.
Рис. 4. Кумулятивный спектр кадрового ресурса научного потенциала системы образования РФ, пополненный с 2001 по 2007 г.
Ежегодные пополнения кадрового ресурса по отдельным специальностям также отличаются. Равномерный количественный рост характерен для специальностей педагогики 13.00.01, 13.00.03 и
13.00.04. По другим специальностям педагогики, а также психологии и отраслям других наук наблюдается рост интенсивности пополнения кадров в течение анализируемого периода. Наиболее интенсивный рост отмечен по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» и по отраслям других наук как отражение возрастающих требований к совершенствованию учебно-воспитательной деятельности на всех уровнях образования.
Таким образом, различные направления исследований научных школ страны, отражающие географические, культурные и исторические особенности, а также конкретный сложившийся кадровый состав и его пополнение, безусловно, во многом оказывают влияние на развитие научного потенциала и протекание процессов реформирования.
Потребности личности, запросы общества и государства, а также действие механизма конкуренции на рынке труда, адекватные изменяющейся социокультурной и экономической ситуации в стране, существенно активизировали исследования по следующим направлениям: теоретико-методологические основы теории, методики и технологии предметного обучения на всех уровнях системы образования и в разных образовательных областях; вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и на всех уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях. Рост доли диссертаций в области образования, выполненных в непрофильных учреждениях, свиде-
тельствует о растущем интересе исследователей к проблеме улучшения подготовки специалистов для различных отраслей науки и производства.
Недостаточное внимание педагогической общественности и научных школ к некоторым ресурсам научного потенциала системы образования может быть устранено при стимулировании исследований: содержащих решение крупных научных проблем и вносящих значительный вклад в науку и практику системы образования; определяющих развитие педагогики как науки; по проблемам развития личности в различные периоды жизни детей в новых социально-экономических условиях; по теории и методике дошкольного образования; по
организации социально-культурной деятельности.
Итак, результаты систематизации научно-квалификационных работ на соискание ученых степеней, представленных к защите в РФ за период 2001-2007 гг., позволили выявить тенденции направлений исследований в области образования и развития научного потенциала, а следовательно, возможное развитие процесса реформирования в стране. Реализация предложений по стимулированию обоснованных направлений исследований будет способствовать достаточному росту основных ресурсов научного потенциала системы образования и эффективной реализации важнейших национальных проектов страны.
Кирюшина О. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Таганрогский государственный педагогический институт.
Ул. Инициативная, 48, г Таганрог, Ростовская область, Россия, 347936.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.03.2009.
O. N. Kiryushina
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE EDUCATION SYSTEM
Scientific and pedagogic activity, providing development of resources of scientific potential, actively influences on the process of reforming of the education system. Results of generalization of research are submitted in the field of the education, executed in scientific schools of the Russian Federation for the period of 2001-2007. Results of generalization can form the basis of specification of actual directions of research and coordination of scientific and pedagogical activity.
Key words: Education system, reforming, scientific and pedagogic activity, scientific - information and personnel resources, scientific potential, branches of sciences, specialties of pedagogies, dynamics (changes) and structure of research, tendencies, dissertations.
Taganrog State Pedagogical Institute.
Ul. Initsiativnaya, 48, Taganrog, Rostov Region, Russia, 347936.
E-mail: [email protected]