- Как говорит пословица: «Надежда умирает последней». Если надеяться, то легче достичь цели.
- Милосердие - очень много людей нуждаются в нашей помощи, не обязательно материальной.
- Искренность - тип поведения, когда человек остается самим собой.
- Искренность, так как очень не люблю людей «с двойным дном», которые говорят одно, а думают другое.
- Прощение, так как все мы не без греха.
- Нельзя держать в себе обиду, ведь она «съедает» человека, следует прощать, чтобы там ни было, поскольку каждый ошибается, и имеет на это право.
Ценности, которые получили индекс в пределах 1 балла (1,95 б. - 1.05 б.) - это «свобода», «благородство», «нетерпимость ко злу», «совесть», «красота», «великодушие». Приведем некоторые из обоснований.
- Для каждого человека свобода - главнейшее условие для нормальной полноценной жизни, ведь без свободы человек не может обеспечить полноценное существование всех других жизненных ценностей.
- С каждым следующим поколением благородных людей становится все меньше, что проявляется в плохом поведении молодежи, в ее невоспитанности.
- Необходимо с совестью относиться к работе и обязанностям.
Последнее место в рейтинге среди вечных ценностей с индексом 0,2 балла заняло «совершенство».
Следует заметить, что каждый из магистров среди 20 ценностей должен был избрать лишь 10, однако тот факт, что в конечном итоге все ценности были названы, свидетельствует о том, что они действительно остаются значимыми для современного поколения молодых людей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бех 1.Д. Духовш цшносп в розвитку особистосл // Педагопка i психологш. 1997. №1. С.124-129.
2. Боришевський М.Й. Духовш цшносп в становленш особистосп громадянина // Педагогжа i психолопя. 1997. №1. С.144-150.
3. Концептуальш засади демократизаци та реформування освгги в Украш: Педагопчш концепци / А. По^бний, А. Алексюк та in. Кшв: Школяр, 1997. 149 с.
4. Кузьмич В. Ценности и проблемы современной молодежи: взгляд социолога // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 1. С. 81-86.
5. Научитель Е.Д. Ценностные ориентации молодежи // Практична психолопя та сощальна робота. 1999. №3. С.36-38.
6. Подоляк Л.Г., Юрченко В.1. Психолопя вищо! школи: Навчальний поабник для мапстрантш i асшрантш. Кшв: Фш-студш, 2006. 320 с.
7. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
О.Н. Кирюшина
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
Успешность любой деятельности достигается при наличии совокупности необходимых ресурсов - потенциала. Это относится и к реформированию образования. Его потенциал составляет совокупность экономических, материально-технических, трудовых и научных ресурсов. К числу
основных средств научного ресурса (научного потенциала), формируемого в самой системе образования и в значительной мере определяющего успешность ее реформирования, относятся: научно-педагогическая информация и кадры, в т.ч. высшей квалификации; научные школы и научно -педагогические центры. Научный потенциал определяется: активностью и взаимодействием научно-педагогических школ, их направленностью и охватом всех ступеней образования; квалификацией подготавливаемых научно-педагогических кадров с использованием существующего и оперативно пополняемого результатами исследований арсенала учебных и методических материалов и исследовательского инструментария. Поэтому объективная оценка состояния и тенденций развития этого ресурса может быть проведена только во взаимосвязи средств составляющих его, т.е. на основе системного анализа.
Выявив характеристику и направления развития пополняемого научно-информационного ресурса, можно предвидеть ход реформирования образования. В качестве анализируемых информационных материалов могут быть использованы продукты деятельности научных школ и, прежде всего, научно-квалификационные работы (НКР). Основанием для такого допущения служит сложившееся на практике представление значительной части законченных научно-исследовательских работ в виде диссертаций. Поэтому существенным источником пополнения научного потенциала системы образования являются научно-квалификационные работы на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, актуальность исследований и достоверность полученных результатов которых подтверждается разносторонней экспертизой, проводимой на всех этапах выполнения и защиты диссертации.
Для оценки пополнения научного потенциала (информационного и кадрового) регионов Южного Федерального округа (ЮФО) использована информация обо всех научно -квалификационных работах в области образования, воспитания, обучения и организации досуга, представленных к защите в диссертационные советы округа за период 2001 - 2007 гг., изложенная в бюллетенях «Летопись авторефератов диссертаций». Поскольку подготовка НКР занимает, как правило, не менее 3 лет, то эти исследования реально отражают десятилетний период реформирования образования. Выявление количественных и структурных тенденций, отражающих современную научно-педагогическую деятельность и формируемый информационный ресурс, проведено на основе методологии системного исследования многопараметрической информации [1]. Безусловно, для оценки успешности решения проблем реформирования образования важны показатели как общего состояния научно-педагогической деятельности, так и ее динамика. Поэтому в качестве оценочных характеристик принята система показателей: научный уровень исследований; распределение диссертаций по отраслям наук и специальностям педагогики; общая структура научно-квалификационных работ за анализируемый период; тенденции направлений исследований по проблемам педагогики, психологии и других отраслей наук.
Пополнение научно-информационного потенциала обеспечивается как наличием научных школ и диссертационных советов, так и активностью их деятельности. Эти процессы отражены динамикой количества и структурой НКР, выполненных в регионах округа. Поэтому, прежде всего, необходимо отметить интенсификацию научно-педагогической деятельности в регионах ЮФО (рис.1). Это обусловлено необходимостью решения множества актуальных задач, возникающих в процессе модернизации системы образования. Наибольшая часть работ представлена в диссертационные советы Республик ЮФО - 30,6 %, а наименьшая в советы Астраханской области - 1,5 %. При этом доля докторских диссертаций в структурах исследований по регионам ЮФО различная и составила соответственно: Республики ЮФО - 1,9 %, Ставропольский край - 6,0 %, Волгоградская область - 7,8 %, Ростовская область - 9,0 %, Краснодарский край - 10,2 %, Астраханская область -16,1 %. Следовательно, исследования в основном направлены на решение отдельных актуальных вопросов проблем реформирования образования, что особенно характерно для Республик ЮФО.
Рис. 1
Структура и динамика научно-квалификационных работ в области образования, воспитания, обучения и организации досуга, представленных к защите в диссертационные советы регионов ЮФО
с 2001 по 2007 г.
Показанные на рисунке 2 распределения НКР, представленных к защите за период 20012007 гг. в диссертационные советы регионов округа, характеризуют активность деятельности научных школ региона. Необходимо подчеркнуть, что динамика уровня научного потенциала в регионах ЮФО, определяемая активизацией научно-педагогической деятельности, а естественно, и ростом числа диссертационных исследований, отличается существенно. Наибольший рост количества ежегодно защищаемых диссертаций характерен для республик ЮФО - рост к 2006 году в 6,8 раз. Втрое увеличилось число ежегодно защищаемых НКР в диссертационных советах Ставропольского края и Ростовской области, а в Волгоградской области и Краснодарском крае - вдвое.
Снижение доли НКР в 2007 году, характерное для всех регионов, является отражением принятых федеральными органами решений об упорядочении деятельности диссертационных советов и сокращении их количества. Кроме того, можно предположить, что к числу факторов, влияющих на снижение количества кандидатских диссертаций, стала утрата значимости стимула в получении ученой степени. Так, в настоящее время уровень заработной платы кандидата наук (доцента) в вузах значительно ниже средне-российского показателя.
Рис. 2
Распределение научно-квалификационных работ в области образования, представленных к защите в диссертационные советы ЮФО с 2001 по 2007 г.
Активизация научно-педагогической деятельности за анализируемый период присуща всем регионам. Определенной характеристикой интенсивности деятельности научных школ могут быть распределения НКР, представленных к защите за анализируемый период по каждому региону (рис. 3).
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 гг.
Рис. 3
Распределения научно-квалификационных работ, представленных к защите в диссертационные советы регионов ЮФО Относительные показатели позволяют наглядно отобразить изменение количества
ежегодно защищаемых диссертаций по отдельным регионам, как интенсивность пополнения информационного и кадрового научного потенциала.
Необходимость решения актуальных задач реформирования образования, наличие научных школ и диссертационных советов, и, естественно, активность их деятельности предопределяют научный потенциал и его изменение по отраслям наук и специальностям педагогики (направлениям исследований). На рисунке 4 представлены структура диссертаций (характеризует состояние), и динамика - изменение количества защищенных НКР в диссертационных советах ЮФО за период 2001-2007 гг. Направления исследований, характеризуя происходящие изменения в научно-педагогической деятельности, отражают преобразования в системе образования.
180
160
1 140 я1 га
120
а> и
§ 100 Ч
ш 80
н
и
? 60 ° 40 20 0
П е д а г о г и к а
Рис. 4
Структура и динамика диссертаций в области образования, воспитания, обучения и организации досуга по отраслям наук и специальностям педагогики, представленных к защите
в диссертационные советы ЮФО
Потенциал по направлениям исследований ограничивается спектром решаемых проблем и возможностями научно-педагогических школ регионов. Поэтому четко просматривается различный уровень внимания научных школ к отдельным направлениям исследований, составляющих общий научный потенциал образовательного пространства ЮФО. Основную часть пополняемого научно-информационного ресурса округа в области образования, воспитания, обучения и организации досуга составляют НКР по педагогике - 81,2 %. Наибольшую долю (42,1%) составляют работы по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». К 2006 г. ежегодное количество исследований, устанавливающих ориентиры развития образования на теоретико-методологическом уровне, увеличилось в 2,5 раза. Повышенное внимание к реформированию высшей школы подтверждается значительным количеством НКР по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - 23,1 %, а также их ежегодным увеличением (к 2006 году в 4 раза). Направления исследований по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» и 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» составляют соответственно 9,4 и 5,4 % от общего количества диссертаций. Доля исследований по другим наукам (философия, экономика, медицина и детское здоровье, социология и др.) и психологии составляет - 10,1 и 8,7 % соответственно.
Отмечая общий рост числа НКР и по отдельным направлениям, необходимо отметить на недостаточность внимания научно-педагогических школ к исследованию части вопросов, входящих в комплексную проблему непрерывного образования. На это указывает незначительная доля диссертаций по специальности 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования» - 0,6 %. Известно, что упущенные возможности эффективного развития новых форм активности и видов психических процессов, появляющихся у детей дошкольного возраста, с трудом восполняются в дальнейшем. Поэтому результаты исследований, составляющие основу методик воспитания и развития личности, а также базу непрерывного образования в новых социально-экономических условиях, чрезвычайно важны. В период продолжающихся демократических преобразований в стране также важны современные исследования по специальностям 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» и 13.00.03 «Коррекционная педагогика». Доля этих работ составляет по 0,3 % от общего числа исследований. Малая доля и отсутствие положительной динамики количества НКР по названным проблемам может быть отражением незначительного количества научных школ, а также соответствующих диссертационных советов. Кроме того, немаловажным фактором является и весьма скромное материальное стимулирование сотрудников, защитивших диссертации и непосредственно занятых в учебно-воспитательных учреждениях культуры и образования (в т.ч. дошкольных).
Предвидеть перспективы развития отдельных направлений исследований возможно на основе динамики относительных количественных показателей каждой составляющей отраслей наук и специальностей педагогики в ежегодных структурах НКР округа (рис. 5).
Рис. 5
Тенденции направлений исследований по отраслям наук и специальностям педагогики
в научных школах ЮФО
Необходимо отметить, что ежегодное изменение количества НКР, представляемых в диссертационные советы округа, не сильно влияет на изменение состава направлений исследований. Следовательно, в современных социально-экономических условиях регионов ЮФО функционируют уже существующие сложившиеся научно-педагогические школы. Активизация научно-исследовательской деятельности по специальностям 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» (изменение доли НКР в структуре с 20,1 до 26 %) и 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» (изменение с 3,4 до 13,2 %) привела к снижению доли работ по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» с 46,3 до 30,7 %.
Состояние решения актуальных задач по реформированию системы образования в отдельных регионах отражает спектр НКР по направлениям исследований (рис. 6). Основную часть составляют НКР по педагогике - от 42 до 95 % по регионам. При этом доля диссертаций по проблемам общей педагогики во всех регионах наибольшая - от 25 до 63 %. Существенную часть составляют работы по вопросам профессионального образования - до 30 %. По другим проблемам для всех регионов характерно незначительное количество работ. Так, по вопросам дошкольного образования НКР представлялись к защите только в Ростовской области, и доля таких работ за анализируемый период составила около 5 %. Аналогичное состояние исследований по вопросам социально-культурной деятельности. Только в Краснодарском крае и Ростовской области представлялись к защите диссертации по этому направлению. Доля их в структурах НКР регионов составила 1,0 и 1,7 % соответственно. Исследования по проблемам коррекционной педагогики представлялись к защите в диссертационные советы Ростовской области и Ставропольского края - 2,0 и 0,2 % за анализируемый период.
Рис. 6
Спектр диссертаций в области образования, воспитания, обучения и организации досуга по направлениям исследований в регионах ЮФО
Таким образом, в каждом регионе округа работают научные школы разных специализаций. Различный уровень потенциала научных школ регионов, отражающий географические, культурные и исторические особенности, конкретный сложившийся кадровый состав и его пополнение, безусловно, во многом оказывают влияние на протекание процессов реформирования. Естественно, отсутствие отдельных направлений исследований не может обеспечить комплексное решение проблем региона в области образования, воспитания, обучения и организации досуга.
Реализация личностно ориентированного образования, обеспечивающего самоопределение личности и создание условий для ее самореализации, предполагает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Его оптимизация, с учетом интересов развивающейся личности, социально-экономических и культурных потребностей народов и регионов РФ, обусловливает
расширение областей и рост объемов исследований. Однако даже значительные объемы исследований по отдельным регионам не дают уверенности в достаточном отражении многообразия условий и в возможности непосредственного использования этих материалов в других районах округа. В любом случае, чтобы добиться оптимальных решений в учебной или другой деятельности, необходимо учитывать условия и особенности, характерные именно для данного региона и даже отдельных административных образований.
Потребности личности, запросы общества и государства, а также работающий механизм конкуренции рынка труда, соответствующие изменяющейся социокультурной и экономической ситуации в стране, существенно активизировали исследования по ряду направлений. Однако явно просматривается недостаточность внимания педагогической общественности и научных школ к решению проблем развития личности в новых социально-экономических условиях в различные периоды жизни детей, особенно дошкольного возраста, а также коррекционной педагогики и организации социально-культурной деятельности. Отмеченная недостаточность внимания к некоторым ресурсам научного потенциала системы образования может быть устранена при стимулировании этих исследований. Но, лишь тесное взаимодействие научных школ (интеграция усилий) способно оказать действенное влияние на рост научного потенциала. Особая роль в этом отводится научно-педагогическим центрам, как средоточию крупных ученых, область научных интересов которых охватывает полный спектр или значительную часть направлений исследований в образовании. Вырабатываемые ими на основе обобщающих исследований межрегиональные стратегические направления совершенствования образования, должны координировать научно-педагогическую деятельность в регионах.
Итак, наблюдаемый рост числа диссертационных работ - явление, безусловно, положительное. Теоретические результаты массовых исследований и практические разработки, естественно, способствуют накоплению информации по реформированию образования. Безусловно, межрегиональное взаимодействие, взаимообмен опытом и использование накапливаемой в научных школах научно-педагогической информации будет способствовать росту научного потенциала реформирования образования, как информационного, так и кадрового. Однако необходимо подчеркнуть, что только результаты всестороннего объективного анализа и синтеза материалов информационного пространства НКР, направленных на раскрытие множества проблем и задач совершенствования образования, позволят координировать научно-педагогическую деятельность и принимать обоснованные решения на разных уровнях управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Кирюшина О.Н. Методологические основы научно-педагогических исследований // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. № 2. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. С. 205-210.
О.А. Корниенко
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Главной задачей современного педагогического вуза является формирование целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, нацелена на саморазвитие и самообразование в течение всей профессиональной деятельности. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда [2].
Выход в решении задачи - научить студентов учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.