БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. и др. российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод. пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / под. ред. А.П. Тряпицыной. СПб: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та им. Герцена, 2006. С. 7-8, 12-13.
2. Иванова Т.Ф. Саморегуляция - интегральное свойство личности студента как субъекта жизнедеятельности // Развитие личности в образовательных системах Южного Российского региона: Тезисы докладов 7 годичного собрания Южного отделения РАО и 20 региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. Ч. 1.
3. Лекторский В.А., Садовский В.П., Юдин Э.Т. Операционная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже // Жан Пиаже. Избр. психолог, труды. М., 1969.
4. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв.: в 2-х т. М: Педагогика, 1983. Т. 1.
5. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
6. Платонов К.К. Способность и характер. Теоретические проблемы психологии личности: М., 1974.
7. Петровский В.А. Принцип отражения субъективности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4.
8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма «субъектности». Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгаз., 1946.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.
11. Сластенин В.А. М.: Изд. Дом Магистр Пресс, 2000.
О.Н. Кирюшина
РАЗВИТИЕ РЕСУРСОВ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Реализация стратегических планов социально-экономического развития страны невозможна без современного образования всего населения. «Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем» [4]. И поскольку человек кристаллизует в себе все ранее накопленное человечеством, то «чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности» [5, 770]. Обеспечение условий развития способностей каждого обучающегося и воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире - основные ориентиры реформирования образования. Придание доминирующей роли системе образования предопределяет также существенные изменения в стратегии развития науки. Научное и кадровое обеспечение страны как влиятельный фактор динамичного социально-экономического развития является одним из важнейших приоритетов государственной политики. Естественно, для совершенствования (развития) системы образования общество (государство) должно иметь реальные возможности - потенциал, то есть обладать совокупностью условий для этого. Недостаточность внимания к отдельным факторам сдерживает этот процесс. Так, «из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров» [3]. Усилился отток молодежи из сферы науки. Число ежегодно защищаемых диссертаций снизилось в несколько раз. Обострилась проблема подготовки кадров высшей квалификации и совершенствования научно-информационного ресурса, отражающего многообразие особенностей Российской системы образования в условиях его реформирования. Учитывая, что «потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок» [3], то интенсификация решения этих проблем в условиях становления современного социально-экономического уклада страны актуальна.
Важность и сложность формирования научного потенциала, зависимость от многих условий среды обуславливает необходимость системного подхода к рассмотрению процесса его развития.
Поэтому анализ системы образования и выявление факторов и условий ее развития возможен только во взаимосвязи с другими системами жизнедеятельности страны, т.е. при рассмотрении ее как подсистемы страны. Естественно, в успешном развитии научного потенциала весьма значимы экономические, материально-технические и иные ресурсы, а также организаторская деятельность органов власти и управления, определяемые сложившимся социально-экономическим состоянием страны. Указанные средства (факторы развития), в своей совокупности, являются внешними условиями, определяющими переход абстрактной возможности развития науки в реальную, когда последняя превращается в действительность. Эти условия играют значительную роль в развитии научного потенциала системы образования, так как только «переход возможности в действительность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня» [5, 88].
К числу важнейших внутренних факторов, определяющих успешность реформирования, относятся собственные возможности системы образования, и, прежде всего, в проведении научно-исследовательской деятельности. Для социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, необходима научно-педагогическая информация, а также кадры, в т.ч. высшей квалификации. Учитывая, что существенным источником развития научного потенциала - являются научно-квалификационные работы на соискание ученой степени доктора и кандидата наук и кадры высшей квалификации, то научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как процесс формирования научного потенциала, включающий цель, средства, собственно процесс и его результат. Естественно, цель процесса - совершенствование системы образования. Результат - развитие основных ресурсов научного потенциала (научно-информационный и кадровый). Средства -научные методы и исследовательский инструментарий. Учитывая, что методы исследования - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых познают истину, то совершенно очевидно - чем более они совершенны и лучше ими владеет педагог, тем успешнее научная и практическая деятельность. Поэтому развитие научного потенциала в значительной мере зависит от степени разработанности основных средств научно-исследовательской деятельности - арсенала методологических подходов, научных методов и исследовательского инструментария, а также учебных и методических пособий.
Единство науки и образования в высшей школе позволяет реализовать функции получения новых знаний, распространения и внедрения результатов постоянно пополняемого научно -информационного ресурса в процессе подготовки кадров высшей квалификации. При этом необходимо создание системы констатирующих знаний на основе всестороннего объективного анализа и синтеза материалов исследований, направленных на раскрытие множества проблем совершенствования образования. Обеспечение такой деятельности - одна из функций педагогической науки, поскольку она, являясь концептуальной основой системы образования, должна постоянно отыскивать резервы и выявлять возможности повышения ее эффективности, в т.ч. ресурсов научного потенциала. Естественно, получить объективную характеристику развития ресурсов возможно на основе достоверной информации. Это характерно для научно-квалификационных работ на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, которые проходят разностороннюю экспертизу на всех этапах их выполнения и защиты. Представленная на рисунке 1 модель, учитывая отмеченные взаимосвязи, раскрывает процесс развития научного потенциала системы образования: доминирующих факторов - внешних условий, определяющих тенденции развития научного потенциала; внутренних возможностей системы образования за счет активизации совершенствования средств научно-исследовательской деятельности и подготовки к ней; выявления закономерностей. Получить уникальный эмпирический и теоретический материал, характеризующий современную научно-педагогическую деятельность, возможно на основе методологии системного исследования с использованием многопараметрической информации о научно-квалификационных работах [1].
Рис. 1. Модель развития научного потенциала системы образования
Проведенный анализ, представленных к защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в области образования, воспитания, обучения и организации досуга (за период 2001-2008 гг.) и направленных на решение актуальных задач реформирования системы образования, позволил выявить современные тенденции развития ресурсов научного потенциала системы образования как в целом по стране, так и по отдельным субъектам [2]. Наличие диссертационных работ по разным отраслям наук и соответствующим специальностям отражает фактические области (направления) исследований, характеризуя состояние научного фонда педагогики и ресурсов научного потенциала современного реформирования образования. Безусловно, стратегические направления реформирования системы образования едины для всей страны. Но географическое расположение субъектов РФ, состояние их экономики, кадровое обеспечение специалистами, исторические и национальные традиции населяющих народов и другие факторы вносят специфические особенности в их развитие. Полученный спектр диссертаций по направлениям исследований в субъектах отражает актуальность задач реформирования образования и возможность научных школ в их решении. Различные условия формирования научного потенциала в субъектах, а также разные социально-экономические условия и национально-культурные особенности населения, обусловили многообразие материалов исследований, формирующих общий научный потенциал образовательного пространства Юга России, включающего 8 республик, 3 области и 2 края, где проживает около 16% от численности населения страны.
Прежде всего, в большинстве субъектов Юга России начало ХХ1 в. связано с интенсификацией научно-педагогической деятельности. Начавшееся в 2007 году снижение числа представленных к защите диссертаций, характерное для субъектов и страны в целом, является в основном от-
ражением принятых федеральными органами решений об упорядочении деятельности диссертационных советов и сокращении их количества. Активизация научно-педагогической деятельности (а естественно, и рост числа диссертационных исследований) в каждом субъекте определила соответствующую динамику развития ресурсов научного потенциала (рис. 2). Наибольший рост количества ежегодно защищаемых диссертаций характерен для республик Северного Кавказа. Это отражение активной позиции педагогической общественности в решении задач совершенствования образования и, прежде всего, в формировании кадрового состава вузов и становлении научных школ в этих субъектах.
Развитие потенциала по направлениям исследований ограничивается спектром решаемых проблем и возможностями научно-педагогических школ. Поэтому основную часть пополняемого научно-информационного ресурса субъектов Юга России в области образования, воспитания, обучения и организации досуга составляют работы по педагогике - 82,8%.
4 14,9% 5 9,6% 6 Г 2,3% 1 30,6%
в
3 16,0% 2 26,6%
1 Республики ЮФО
2 Ставропольский край
3 Волгоградская область 4 Ростовская область
5 Краснодарский край 6 Астраханская область
80 40
2008 год
160
2001
Рис. 2. Динамика количества диссертаций в области образования, представленных к защите в советы субъектов Юга России, и их структура за 2001-2008 гг.
Проведение исследований по педагогическим проблемам и значительная доля этих работ в каждом регионе указывает на стремление научных школ найти оптимальные решения задач реформирования образования во всем многообразии условий деятельности. Наибольшее внимание уделяется исследованиям, охватывающим весь спектр проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования, составляющих содержание научной специальности - 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Поскольку доля их значительна (около 42,4%), то наряду с общей характеристикой научно-информационного ресурса научного потенциала системы образования по этой специальности, важно распределение диссертаций по областям исследований, каждая из которых направлена на создание условий развития личности (рис. 3). Характерная направленность диссертационных исследований - обоснование условий и установление наиболее благоприятных воздействий на развивающуюся личность. Достигается это в основном в областях исследования проблем теории педагогики, педагогической антропологии, истории педагогики и образования и этнопедагогики, охватывающих значительную часть вопросов, решение которых способствует интеллектуальному, творческому и нравственному воспитанию и развитию личности различных возрастных групп - от дошкольного до послевузовского. Поэтому тематика исследований в субъектах многообразная: от постановки и решения задач по обоснованию отдельных необходимых условий для конкретной категории обучающихся до проблемных - по обоснованию комплекса условий, оптимального на всех этапах развития личности.
Др.науки Педагогика
Рис. 3. Структура диссертаций в области образования, воспитания, обучения
и организации досуга, представленных к защите в советы субъектов Юга России за период 2001-2008 годы, по отраслям наук и специальностям педагогики
Можно отметить, что исследования такого уровня преобладают во всех субъектах. Средняя доля диссертаций по обоснованию комплекса условий в структуре по специальности 13.00.01 составляет около 45%, а в отдельных субъектах - более 60% (Ростовская область и Ставропольский край). Остальные исследования направлены на обоснование условий образовательной среды и средств деятельности при обучении учащихся разных возрастных групп. Соотношение их в субъектах региона различное, но во многих преобладает обоснование условий деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. В зависимости от вида оптимизируемой среды, развиваемого качества или способности личности и используемых средств воздействия, решаются эти задачи (независимо от уровня сложности) с привлечением возможностей воспитательных и образовательных средств разных (практически всех) областей педагогических знаний. Это также характерно для всех субъектов. И это естественно, поскольку только при таком подходе - при включении всего многообразия средств воздействия, возможно создание оптимальных условий в конкретной образовательной среде. Однако региональные особенности субъектов (и особенно национальные традиции их народов) заметно влияют на подход в выборе средств воздействия на личностное развитие обучающихся. В «славянских территориях» преобладают исследования по обеспечению педагогических и дидактических условий личностного развития средствами современных технологий и исторической практики образования. В Северо-Кавказских Республиках, наряду с отмеченными подходами, воспитание трудовое, физическое, нравственное, эстетическое в большей мере основывается на средствах «этнокультуры и народной педагогики». Если исследования возможностей народных и национальных традиций в областях и краях Юга России единичны (5%) и направлены в основном на отдельные возрастные группы, то в Республиках - доля их до 20%. Эти исследования охватывают все возрастные группы обучающихся с доминирующим влиянием на младших школьников - в период наибольшей доступности различных воздействий окружающей среды на воспитуемого.
Необходимо отметить, что исследования в области теории педагогики - исследование подходов и направлений по обоснованию педагогических концепций, систем и создание условий для развития личности, составляют наибольшую часть. Доля их по региону - около 38 %, а по отдельным субъектам от 35 до 50 %. Характерной особенностью этих исследований по субъектам - в охвате всех ступеней образования. Причем наряду с исследованиями конкретных условий образовательной деятельности (для различных ступеней и уровней), отмечается значительное число работ посвященных обоснованию общих условий развития личности. Значительную часть (около 28% по Югу России, а в отдельных субъектах до 40%) составляют исследования по проблемам педагогической антропологии - антропологические основания образования (воспитания и обучения) человека как предмета образования, как образовывающегося и образуемого. Основные на-
правления этой области - развитие способностей и потенциала личности. Как и в области теории педагогики, эти исследования в субъектах охватывают все ступени образования. Можно отметить повышенное внимание к проблеме развития интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся младшего и старшего школьного возраста. При этом до 20% исследований посвящено общему подходу к проблеме личностного развития. Весома часть исследований по истории педагогики и образования и этнопедагогики, направленных на углубленное изучение и обобщение исторического развития практики образования, педагогической мысли и взглядов видных философов и педагогов и возможности использования отечественных и зарубежных исторических и этнических традиций образования в современных условиях. Доля таких диссертаций наиболее высокая в республиках Северного Кавказа. Достаточно отметить, что исследования по истории педагогики и образования здесь составляют свыше 45%, а по этнопедагогике - свыше 70% от числа работ, выполненных во всех субъектах Юга России по этим проблемам. Безусловно, активное использование исторического наследия и этнических традиций способствует сохранению накопленных человечеством ценностей и является мощным барьером на пути воздействия негативной информации.
Таким образом, к числу основных ресурсов научного потенциала, формируемого в самой системе образования и в значительной мере определяющего успешность ее реформирования, относятся: научно-педагогическая информация и кадры, в т.ч. высшей квалификации; организационные формирования (научные школы и научно-педагогические центры. Особенность и значимость деятельности этих формирований заключается не только в решении конкретных актуальных проблем реформирования образования, но и в развитии научно-информационного и кадрового ресурсов, в т.ч. подготовки специалистов высшей квалификации.
Повышение научного потенциала системы образования возможно лишь при условии обеспечения комплексного развития его взаимозависимых ресурсов. Это подготовка научно-педагогических кадров с использованием существующего оперативно пополняемого результатами исследований арсенала учебных и методических материалов и исследовательского инструментария, а также непрерывная информация о динамике развития и условиях формирования ресурсов научного потенциала.
Результаты исследований актуальных проблем, обеспечивая развитие ресурсов конкретной образовательной среды, одновременно служат источником пополнения ресурсов научного потенциала реформирования системы образования. Просматривается повышенное внимание педагогической общественности и научных школ к решению проблем развития личности в новых социально-экономических условиях в различные периоды жизни детей. Активизируются исследования по использованию возможностей исторических и этнических традиций образования в современных условиях. Выявляемые на основе систематизации множества информации материалов диссертационных исследований особенности пополнения ресурсов, будут способствовать актуализации проблем реформирования как в отдельных субъектах, так и в стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кирюшина О.Н. Методологические основы научно-педагогических исследований // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки / О.Н. Кирюшина. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. С. 205-210.
2. Кирюшина О.Н. Формирование ресурсов научного потенциала как фактора реформирования образования // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / [И.Б. Апанасенко, О.В. Асканова, ..., О.Н. Кирюшина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 23. Воронеж: ВГПУ, 2009. С. 201-217.
3. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
4. Медведев Д.А. Настало время сказать свое слово сегодняшним поколениям российского народа / Высшее образование сегодня. 2009. №11. С. 2-4.
5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.