Научная статья на тему 'Аспекты феномена потенциал в педагогических исследованиях'

Аспекты феномена потенциал в педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / КАДРЫ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / POTENTIAL / RESOURCES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / SHOTS / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / SCIENTIFIC AND INFORMATION RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Ольга Николаевна

Выявлено множество видов потенциала развития отдельных элементов и всей системы образования. Обоснована значимость научно-педагогической деятельности в развитии научно-информационного и кадрового ресурсов высшей школы как основы модернизации системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE PHENOMENON POTENTIAL IN PEDAGOGICAL RESEARCHES

The set of types of potential of development of separate elements and all education system is revealed. The importance of scientific and pedagogical activities in development of scientific and information and personnel resources of the higher school as bases of upgrade of an education system is proved

Текст научной работы на тему «Аспекты феномена потенциал в педагогических исследованиях»

• на какие вопросы не ответили, и что с этим делать?

В условиях, когда материал урока может охватывать лишь часть материала параграфа, особое внимание отводится структуре выполнения домашнего задания.

Сразу возникает вопрос: «А сколько времени нужно затратить на такую домашнюю работу?» Психолого-педагогической службой лицея совместно с родителями был проведен мониторинг времени, затраченного на домашнее задание после уроков - исследований. Домашняя работа выполняется по следующему интегралу:

• прочитать параграф в учебнике;

• выделить новый материал (тот материал, который на уроке не звучал);

• прочитать и пересказать его;

• рассмотреть материал на диске;

• повторить материал, услышанный на уроке;

• найти ответ на вопрос, возникший на уроке.

Всего времени тратится 30-35 минут: на повторение услышанного на уроке —5 минут, на изучение материала учебника, не прозвучавшего на уроке — 15 минут, на поиск ответов один из вопросов, возникших на уроке, и не нашедших ответа — 15 минут.

При создании уроков-исследований, необходимо постоянно перепроверять научную достоверность использованного материала, целесообразность применяемой методики, оценивать степень психологического комфорта ученика на уроке и быть готовым к любому неожиданному повороту урока. Урок - совместное творчество учителя и ученика. Трудно точно спрогнозировать, какие идеи возникнут в этом тандеме. Поэтому нужен не план, а некий сценарий с обязательной последующей ученической и учительской рефлексией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://schoolnano.ru/node/9549

2. znanija.com

3. http://www.таганрог.su/50-starye-solnechnye-chasy-taganroga.html

4. http://www.watchonline.ru/O-chasah/Solnechnye-chasy

5. http://class-fizika.narod.ru/tshsoln.htm

6. http://content.foto.mail.ru/mail/olvk67/_answers/i-2771.jpg

7. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka10.htm

Кирюшина О. Н.

АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ПОТЕНЦИАЛ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. Выявлено множество видов потенциала развития отдельных элементов и всей системы образования. Обоснована значимость научно-педагогической деятельности в развитии научно-информационного и кадрового ресурсов высшей школы как основы модернизации системы образования.

Ключевые слова: Потенциал, ресурсы, образовательная среда, личностное развитие, научные знания, кадры, научно-педагогическая деятельность, научно-информационный ресурс.

O.N. Kiryushina

ASPECTS OF THE PHENOMENON POTENTIAL IN PEDAGOGICAL RESEARCHES

Abstract. The set of types of potential of development of separate elements and all education system is revealed. The importance of scientific and pedagogical activities in development of scientific and information and personnel resources of the higher school as bases of upgrade of an education system is proved.

Key words: Potential, resources, educational environment, personal development, scientific knowledge, shots, scientific and pedagogical activity, scientific and information resource.

Основные ориентиры современной модернизации образования направлены на раскрытие и развитие способностей каждого обучающегося и воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Для этого «... обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» [7, 3]. А поскольку «человек кристаллизует в себе все ранее накопленное человечеством» [9, 770], то предпосылкой роста национального богатства стран современного мира является человеческий потенциал. Учитывая, что в общей структуре богатст-

ва, которым сегодня располагает наша планета, две трети составляет человеческий потенциал [5], то предметом современных исследований в области образования часто становятся различные аспекты его развития.

Основой роста человеческого потенциала является развитие, прежде всего, его интеллектуальной составляющей. Содержание понятия «интеллект (от лат. Intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания» [9, 210]. «Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовать действительность» [8, 136]. Следовательно, интеллект заключает в себе продуктивное начало. Поэтому представители человечества, принадлежащие к различным социальным и профессиональным группам, способные творчески развивать и вносить в профессиональную деятельность нечто новое, неизвестное ранее, составляют интеллектуальный потенциал страны.

Развитие интеллекта происходит в процессе целенаправленной познавательной деятельности. Поэтому его развитие, как и в целом самой личности, в изменяющихся условиях образовательной среды обусловливает необходимость непрерывного совершенствования системы знаний - теоретических положений, методологических подходов, средств деятельности и др. Формирование условий образовательной деятельности - образовательной среды, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и использование средств деятельности, адекватных достигнутому уровню их развития, является одной из важнейших задач модернизации образования. Обеспечение совокупности необходимых ресурсов, постоянное их развитие и совершенствование предполагает творческую деятельность, как в процессе получения новых знаний, так и практической реализации идеи развития личности. Это обуславливает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими научными знаниями и способных творчески применять их в своей деятельности, а также выдвигать идеи и создавать новые знания. Поскольку процесс модернизации системы образования предполагает последовательную смену ее состояния на основе использования постоянно обновляемых результатов, то естественно, что ее успешность во многом зависит от состояния научно-исследовательской деятельности этой системы. Ее активность диктуется требованием постоянного разрешения отдельных локальных противоречий между актуальными задачами повышения уровня образования и возможностями реализации их в конкретных условиях образовательной среды. В результате - многообразие и неповторимость условий образовательной деятельности, в том числе обусловленное индивидуальной траекторией развития личности, предполагает множество частных решений, наилучших лишь в ограниченном интервале условий. Полученные решения, как правило, обеспечивают создание оптимальных условий в отдельные периоды развития конкретной личности. А поскольку знания и умения, которыми овладевают обучающиеся на определенном этапе подготовки, являются одним из важнейших ресурсов освоения знаний более высокого уровня образования или дальнейшей творческой деятельности, то это обусловливает необходимость непрерывного формирования научно-информационного ресурса. Поэтому одно из требований к созданию теоретических и прикладных разработок, посвященных разнообразным аспектам личностного развития, - непрерывность их совершенствования на основе научно-исследовательской деятельности. Результаты этой деятельности, в том числе в виде диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, являются существенным источником пополнения научно-информационного ресурса системы образования.

Анализ исследований в области образования, воспитания, обучения и организации досуга, представленных к защите с начала XXI века в диссертационные советы страны показал, что их значительная часть непосредственно направлена на решение задач совершенствования образования. Пополнение научно-информационного ресурса происходит по многим направлениям образовательной деятельности, охватывая все ступени образования - от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации. Основная часть диссертаций выполнена по специальностям педагогики. Исследования, проводимые научными школами других отраслей наук (психологических, экономических, социологических и др.) в рамках системного решения проблем модернизации образования, также направлены на совершенствование комплекса условий образовательной деятельности. Однако они не все связаны непосредственно с развитием личности обучающихся. Это разработки и рекомендации по совершенствованию общих условий или отдельных - психолого-педагогических, здоровьесберегающих, правовых, экономических и других аспектов деятельности учреждений системы образования различных территорий. Разумеется, необходимость и значимость таких исследований очевидна, поскольку они обеспечивают системное развитие образования. Но без первоочередного, педагогического решения актуальных вопросов, непосредственно направленных на создание условий, активизирующих образовательную деятельность и обеспечивающих возможность и успешность развития личности, интенсификация модернизации об-

разования весьма проблематична. Поэтому значительное количество выполненных в последние годы диссертационных исследований - это учет множества условий педагогической деятельности и многообразие путей решения ее задач. Эти исследования направлены на совершенствование: условий развития личности, как требование создания совокупности ресурсов и роста потенциала образовательной среды; приемов и способов непосредственного воздействия на развивающуюся личность, т. е. на процесс раскрытия или развития ее потенциала или на совершенствование средств такого воздействия.

Исследования, направленные на совершенствование ресурсов образовательной среды, охватывают учебно-воспитательные организации всех типов. Как правило, образовательная среда совершенствуется для обеспечения развития личностных качеств всех обучаемых, что эффективно в условиях группового взаимодействия. Можно отметить, что современное развитие потенциала образовательной среды - это часть комплексного решения непрерывности совершенствования системы образования.

Другая часть исследований направлена на развитие определенного потенциала или качеств обучающихся на разных уровнях и ступенях образования - от дошкольного до высшего. Распределение таких исследований по совершенствованию ресурсов потенциала образовательной среды по ступеням и уровням образования различное. Наибольшая часть их направлена на развитие потенциала среды общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей. Также велика доля диссертаций, направленных на совершенствование образовательной среды вузов - рост общего образовательного потенциала учебного заведения, высшей школы, научно-исследовательских учреждений и другое. Представленная в качестве примера тематика исследований потенциала в области образования по ступеням обучения, характеризует современные направления его развития.

В решении проблем дошкольного образования преобладают исследования по совершенствованию педагогического и воспитательного потенциала: развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми; семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи; педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников и др.

В условиях общеобразовательной школы, наряду с развитием педагогического и воспитательного, исследуется развитие других видов потенциала: дидактического; гуманитарного образования; потенциала учебного текста, иностранных языков в области образования; нравственного, духовного, эстетического и др. Спектр совершенствуемых ресурсов образовательной среды значителен: отбор содержания гуманитарных дисциплин с ориентацией на его развивающий потенциал; педагогический потенциал гуманистической модели обучения чтению; педагогический потенциал детского видеотворчества и др. Используемые средства для развития потенциала образовательной среды различные - от предметных дисциплин до русской народной крестьянской культуры.

Необходимо отметить активность научно-исследовательской деятельности по развитию воспитательного потенциала различных детских коллективов - временных, общественных и досу-говых, а также объединений, формируемых в учреждениях дополнительного образования. При этом используются средства социально-культурной деятельности, познавательного туризма, этно-педагогики, музыкального творчества и др.

В совершенствовании деятельности учреждений среднего и высшего образования значительное место уделяется разным специальным аспектам профессиональной подготовки. Характерные направления - потенциал гуманитарного образования, разработка личностно ориентированных технологий и педагогических средств, воспитательный потенциал народных обычаев, совершенствование организационно-педагогических условий развития личности и др. Набор средств в совершенствовании образовательной среды обширен и определяется будущей специализацией обучающихся: инженерные игры в формировании инновационного потенциала будущих специалистов; научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала; личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов и др.

В системе повышения квалификации преобладают исследования по развитию образовательного и профессионально-педагогического потенциала, развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий. Это требование к специалистам, адекватное современным преобразованиям в стране: непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей; педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала учителя; становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного образования.

Установлено также, что соотношение количества работ по совершенствованию образовательной среды и непосредственному развитию потенциала обучающихся различных категорий непостоянно. С повышением уровня - от дошкольного к высшему образованию, просматривает-

ся снижение этого показателя. Увеличение доли исследований, направленных на непосредственное развитие разных видов потенциала обучающихся с ростом уровня образования, объяснимо. Возрастающие требования к качеству подготовки выпускников школ и вузов (специалистов) вызывают осознание необходимости получения знаний для самореализации, творческого и интеллектуального развития. Кроме того, повышение конкурентоспособности учебных заведений, в рейтинге которых преобладает качество подготовки обучающихся, также весьма значимо. Исследования, направленные на развитие разного вида потенциала обучающихся, охватывают контингент всех ступеней и уровней образования. Ниже представлены области исследований, отражающие эти направления.

Развитие творческого потенциала: детей дошкольного возраста; личности в системе высшего образования; личности учащегося в технологическом образовании; старшеклассника в условиях профильного обучения; учащихся сельской общеобразовательной школы; будущего педагога в образовательном процессе вуза; студентов в условиях рейтинговой технологии обучения и др. Часть работ направлена на создание педагогических условий развития творческого потенциала: актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе; досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников и др. Значительная часть исследований в области образования, обучения, воспитания и организации досуга направлена на решение проблем разработки методик развития творческого, художественно-творческого потенциала обучающихся на разных уровнях и ступенях образования.

Необходимо отметить достаточно пристальное внимание исследователей к формированию и развитию разновидностей образовательного потенциала - познавательного, дидактического, педагогического, профессионально-педагогического и других. Это педагогический потенциал: гуманистической модели обучения чтению; интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетентности студентов; средств массовой информации и научно-методические обоснования его реализации. Потенциал учебного текста, символов и иностранных языков в области образования: лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников; актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностр. яз. в вузе); развитие межкультурного потенциала студентов вуза в процессе изучения иностранного языка. Развитие профессионально-педагогического потенциала: личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации и студента в процессе формирования профессионализма; педагогического потенциала студентов на основе применения элементов технологий развивающего обучения; профессионального потенциала менеджеров в системе бизнес-образования и студентов вуза с использованием новых информационных технологий и др.

Множество исследований в области образования, воспитания, обучения и организации досуга посвящены различным аспектам нравственного, духовного, эстетического, этнопедагогиче-ского, аксиологического и другим видам воспитательного потенциала. Наиболее характерные следующие направления. Развитие: воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности; нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин; эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки. Формирование: культурно-нравственного потенциала студентов педвуза; спортивно-физического потенциала курсантов военных вузов в образовательной и военно-профессиональной деятельности. Реализация: воспитательно-развивающего потенциала этнопедагогики в учреждениях дополнительного образования; нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры. Использование: духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков; этнопедагогического потенциала в процессе формировании предпринимательских качеств у старшеклассников; музыкального воспитания в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи.

Особую группу составляют направления роста видов потенциала, которые не обращены непосредственно на личностное развитие обучающихся, их отдельных качеств. Это теоретические и практические разработки совершенствования: управления развитием потенциала образовательных учреждений, роста инновационного и научно-технического потенциала высшей школы и др. Часть диссертационных исследований этой группы (на соискание ученой степени экономических наук) направлена на анализ конкретных экономических процессов в различных областях знаний:

- инновационного потенциала высшей школы в области образования - инновационный потенциал вузовской науки в регионе Республика Саха (Якутия); использование инновационного потенциала научно-образовательных учреждений в предпринимательских сетях; обеспечение

роста инновационного потенциала вуза на основе его кадрового развития; формирование инновационного потенциала российских вузов и др.;

- управленческого потенциала в области образования: совершенствование управления развитием кадрового потенциала вуза; бизнес-образование как фактор развития управленческого потенциала промышленного предприятия; внутривузовская система формирования и развития управленческого потенциала; система управления формированием человеческого потенциала в технических вузах и др.;

- различных видов потенциала в области образования, обучения, воспитания и организации досуга - экономический потенциал региональной системы профессионального высшего образования в посткризисном развитии мезоэкономики юга России: условия формирования, особенности и механизмы реализации и др.

Решение проблем социологического характера представлено в исследованиях: инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования - тенденции изменений; проблемы совершенствования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов; непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалификационного потенциала предприятия (на материалах ОАО "Татнефть"); аналитическая информационная система оценки инновационного потенциала технического вуза на основе нейросетевых технологий (на примере АлтГТУ им. И. И. Ползу-нова); разработка методов автоматизированной поддержки управления развитием исследовательского потенциала студентов в вузе и др.

Различные аспекты развития потенциала в области образования отражены в исследованиях педагогических наук: компетентностный подход в управлении развитием кадрового потенциала муниципальной образовательной системы; развитие научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов; развитие потенциала самоорганизации в управлении педагогическим колледжем; личностно-ценностный потенциал содержания как основа проектирования регионального компонента педагогического образования и др. Отмеченные исследования способствуют совершенствованию образовательного процесса, росту профессионализма обучаемых, расширению возможностей учреждений в проведении научно-исследовательской и внедренческой деятельности, использованию потенциала для развития разных отраслей науки, производства и др.

Итак, спектр изучаемых проблем развития потенциала в области образования, воспитания, обучения и организации досуга обширный. Человеческий потенциал, в том числе интеллектуальный, являясь основой воспроизводства капитала страны, определяется развитием образования, уровень которого, в свою очередь, во многом зависит от состояния ресурсов научного потенциала высшей школы и, прежде всего, - научно-информационного и кадрового. Теоретические и практические разработки направлены на совершенствование: различных аспектов человеческого потенциала - развитие личности; инновационного и научно-технического потенциала высшей школы; потенциала управления образовательными учреждениями и т.д. Результаты множества диссертационных исследований, отражающие проблемы педагогической действительности и способы их реализации, направленные на развитие потенциала различной направленности, и ряд других исследований в области образования являются источником пополнения научно-информационного ресурса. Диссертации, как итог научно-исследовательской деятельности, наряду с решением научных проблем по разным отраслям наук (педагогических, психологических, философских, экономических и др.) в области образования, служат одним из оснований присуждения ученой степени различного уровня, а следовательно, и роста квалификации кадров.

На основе теоретического анализа научной литературы нами сделан вывод - дефиниции ключевых понятий, наряду с конкретизацией научной области и исследуемого процесса, должны отражать основные направления и способы решения проблемы [3, 9-10]. В этом случае авторские дефиниции категориально-понятийного поля наукометрического исследования - ресурсы, потенциал и научный потенциал; развитие научного потенциала и др., углубляют научные знания о теории и практике развития ресурсов научного потенциала высшей школы как фактора модернизации системы образования. Так, научный потенциал высшей школы - основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-информационный - научно-педагогическая и иная информация; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы - научные школы и центры, диссертационные советы. Научно-информационный ресурс - это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности (новые знания, идеи и др.), а научный кадровый - это определенная часть педагогической общественности - ученых и творчески активной части специалистов, обладающая способностью создавать этот продукт. Следовательно, к числу важнейших внутренних факторов развития системы образования относятся научные коллективы и ученые, разрабатывающие педагогическую и связанную с ней проблематику в процессе научно-исследовательской деятельности [1; 2].

Безусловно, цели и направления модернизации образования, ориентированные на реализацию стратегических планов социально-экономического развития, едины для всей страны. Однако географическое расположение территориальных образований - субъектов Российской Федерации, состояние их экономики, кадровое обеспечение, исторические и национальные традиции населяющих народов и другие факторы, вносят особенности и влияют на развитие этих процессов. А поскольку модернизация ориентирована на повышение качества образования всего населения, то общий ход преобразований в стране, определяемый интеграцией достигнутых результатов во всех субъектах, предопределяет необходимость его координации и адекватного управления.

Особая роль предвидению и координации развития науки и системы образования должна придаваться в условиях введения определенных стратегических решений или экономических кризисов, оказывающих значительное влияние на этот процесс. Так, «из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров» [6, 2]. Произошел спад научно-исследовательской деятельности и усилился отток молодежи из сферы науки. Обострилась проблема подготовки кадров высшей квалификации и непрерывности совершенствования научно-информационного ресурса. Аналогичные процессы, наметившиеся с 2007 года, протекают и в настоящее время [1; 2]. Но поскольку «... потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок» [6, 2], то в условиях интенсификации становления современного социально-экономического уклада страны необходим постоянный поиск решения задач развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала высшей школы и всей системы образования.

Уточнение процессов и важнейших ресурсов развития научного потенциала высшей школы, способствующих активизации приоритетных направлений инновационного развития страны, проводилось на основе результатов ретроспективного анализа и синтеза множества материалов современной научно-педагогической деятельности, направленной на модернизацию системы образования страны и являющейся отражением ее. Решение проблемы относится к компетенции «науковедения» и «наукометрии». Разработка соответствующего наукометрического аппарата предполагала не только эффективное использование существующих научных знаний, но и обоснование новых методологических подходов, методик и исследовательского инструментария [2; 4].

Анализ и выявление тенденций развития ресурсов научного потенциала высшей школы проводился на основе информации о диссертационных исследованиях в области образования («Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга»), представленных к защите с 2001 года. Выбор анализируемого периода обусловлен тем, что именно для начала XXI века характерно активное включение педагогической общественности в решение задач совершенствования образования, формирования кадрового ресурса вузов и становления научных школ в каждом субъекте страны.

Тенденция к постоянному сокращению числа ежегодно защищаемых диссертаций в области образования в последние годы, а следовательно, и нарушение воспроизводства научно-педагогических кадров и источников научных знаний - основных ресурсов научного потенциала, отражающих многообразие условий и особенности развития Российской системы образования, присуще в целом стране, но в большей степени отдельным регионам [1; 2].

Состояние научно-исследовательской деятельности определяется не только внутренними факторами системы образования, но и внешними, в том числе организаторской деятельностью центральных и региональных органов власти и управления. Поэтому динамика количества диссертационных исследований в субъектах страны, отражая наличие и активность научных школ, характеризует также изменение реальных условий их деятельности. Безусловно, процесс пополнения научно-информационного ресурса и кадров высшей квалификации должен иметь вид целенаправленной деятельности как ученых и научных школ, так и общества и государства.

Таким образом, поскольку цели модернизации образования ориентированы на всестороннее развитие личности в изменяющихся условиях образовательной среды, то это обуславливает необходимость непрерывного развития системы научных знаний на основе научно-исследовательской деятельности, в том числе во всех субъектах страны. Заметный вклад в разработку различных аспектов развития человеческого потенциала внесли ученые в области образования, воспитания, обучения и организации досуга, повышая эффективность воздействия различных факторов совершенствования системы образования. Накоплен значительный фонд теоретических и практических разработок, направленных на развитие потенциала - профессионально-педагогического, образовательного, воспитательного, личностного, интеллектуального, творческого, нравственного, духовного, эстетического, этнопедагогического, здоровьеформирующе-го, а также гуманитарного образования. Проводились исследования кадрового, инновационного и других видов потенциала вузов, регионов и других территориальных образований.

Кроме разработки локальных подходов к реализации задач совершенствования образования, приводящих к частной оптимизации отдельных элементов системы, необходимо системное изучение научной проблемы - разработка комплексного подхода к целостному развитию научного потенциала высшей школы и всей системы образования как основы ее модернизации. Развитие ресурсов научного потенциала высшей школы - процесс непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, в том числе высшей квалификации. Поэтому к основным направлениям дальнейшего совершенствования научного обеспечения модернизации системы образования, как ориентирам активизации научно-исследовательской деятельности, можно отнести: постоянное совершенствование научно-методического обеспечения и средств научной деятельности; рост квалификации кадров; выявление тенденций развития непрерывно пополняемой системы знаний и создание объективной научно-информационной базы координации во всех субъектах. Совокупность этих требований - основа целостности развития системы образования страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кирюшина О.Н. Концепция развития научного потенциала системы образования: методологическое обеспечение // Высшее образование сегодня. - 2011. - №9. - С.46-49.

2. Кирюшина О.Н. Научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования ресурсов научного потенциала системы образования (статья) // European Social Science Journal. Европейский журнал социальных наук. - 2013. - №7 (35). - С. 59-70.

3. Кирюшина О.Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: монография. - Ростов-на-Дону: Изд. Южного федерального университета, 2011. - 210 с.

4. Кирюшина О.Н. Развитие научно-педагогических знаний и средств их активизации как фактор совершенствования образования // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Горно-Алтайск. - 2015. - № 3. -С. 209-214.

5. Колин К.К. Образование как фактор обеспечения национального богатства России. - URL: http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2002/6/449.html (дата обращения 06.02.2017).

6. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/3420/файл/2235/13.05.21-Постановление_424-ФЦП.pdf (дата обращения 05.02.2017).

7. Медведев Д.А. Настало время сказать свое слово сегодняшним поколениям российского народа // Высшее образование сегодня. - 2009. - №11. - С. 2-4.

8. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

9. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

А. А. Кожарова

НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (на примере рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Аннотация. В современном мире изменяется структура и качество чтения. Художественная литература конкурирует с другими видами текстуальной информации. Главное в работе учителя литературы - вызвать у школьников интерес и сопереживание тому, что описывается в произведении, помочь им получить от литературы эстетические эмоции.

Ключевые слова: Гуманизация, мотивация, дискуссионная среда, эстетическое переживание, структура чтения, актуальность информации.

А. A. Kozharova

THE NECESSITY OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING LITERATURE AT

SCHOOL

(exemplified by the story "The Prisoner of the Caucasus" by Leo Tolstoy)

Abstract. In the modern world the structure and quality of reading change. Fiction competes with other types of textual information. The main thing in work of a literature teacher is to arouse interest and empathy to the story of a book in students, helping them to get aesthetic emotions from literature.

Key words: Humanization, motivation, discussion environment, aesthetic experience, structure of reading, relevance of information.

Актуальность инновационного методов при изучении литературы в школе обусловливается их соответствием концепции гуманизации образования, что предполагает создание на уроках дискуссионной содержательной среды, формирование глубокой мотивации, интереса при изуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.