Научная статья на тему 'Современные требования к подготовке педагогических кадров к научно-исследовательской деятельности'

Современные требования к подготовке педагогических кадров к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ / ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / НАУЧНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES / METHODS OF COGNITION / SELF-EDUCATION / RESEARCH METHODS / TRAINING OF TEACHERS / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина Ольга Николаевна

В статье представлены требования повышения качества высшего образования в соответствии с перспективными задачами развития российского общества. Показано направление совершенствования профессиональной, проектной и научно-исследовательской подготовки специалистов системы образования, на основе непрерывно пополняемой системы научных знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the requirements to improve the quality of education in accordance with the goals of perspective development of Russian society. Displaying direction of improvement of professional, design and scientific and research training of specialists in the education system, based on constantly updated system of scientific knowledge

Текст научной работы на тему «Современные требования к подготовке педагогических кадров к научно-исследовательской деятельности»

2. Ляхова, Н.Е. Тематическая ориентированность выпускных квалификационных работ бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Математика»/Н.Е.Ляхова, М.Г. Макарченко, И.В. Яковенко//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2014. Т. 1. С. 85-91.

3. Ляхова, Н.Е. Использование ограниченности функций в школьном курсе математики/Н.Е. Ляхова, А.И. Гришина, И.В. Яковенко//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2015. № 1. С. 310.

4. Ляхова, Н.Е. Основные положения построения курса по выбору «Метод интервалов, метод областей и их при-ложения»/Н.Е. Ляхова//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. - № 1. - С. 73-79.

5. Ляхова, Н.Е. Применение производной в элементарной математике/Н.Е. Ляхова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. - № 1. - С. 49-56.

6. Ляхова, Н.Е. Касание плоских кривых/Н.Е. Ляхова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2008. - № 1. - С. 87-93.

7. Ляхова, Н.Е. Обучающая модель решения текстовых задач на нахождение наибольших и наименьших значе-ний/Н.Е. Ляхова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2006. № 1. С. 73-80.

8. Моденов, В. П. Задачи с параметрами. Координатно-параметрический метод: учебное пособие / В.П. Моденов. — М.: Экзамен, 2007. - 288 с.

О.Н. Кирюшина

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены требования повышения качества высшего образования в соответствии с перспективными задачами развития российского общества. Показано направление совершенствования профессиональной, проектной и научно-исследовательской подготовки специалистов системы образования, на основе непрерывно пополняемой системы научных знаний.

Ключевые слова: Научная, проектная и исследовательская деятельности; методы познания; самообразование; научные методы исследования; профессиональная подготовка педагогов; научное и методическое обеспечение.

O.N. Kiryushina

MODERN REQUIREMENTS FOR TEACHER TRAINING TO THE SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES

Abstract. The article presents the requirements to improve the quality of education in accordance with the goals of perspective development of Russian society. Displaying direction of improvement of professional, design and scientific and research training of specialists in the education system, based on constantly updated system of scientific knowledge.

Key words: Scientific, design and research activities; methods of cognition; self-education; research methods; training of teachers; scientific and methodological support.

Научно-исследовательская деятельность еще несколько десятилетий назад являлась прерогативой ученых. Однако изменения общественно-политической и социально-экономической жизни общества, а также расширение границ коммуникаций привели к необходимости овладения и практического применения современными специалистами технологий проектной и научно-исследовательской деятельности.

Приобщение к исследовательской деятельности в настоящее время начинается со «школьной скамьи», поскольку задача современной школы - «подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество» [10]. На решение этих сложнейших задач направлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.

Основа стандарта - системно - деятельностный подход в образовании. Его целью становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. В этом случае ученик становится активным участником по получению и освоению информации [10].

Особую значимость и актуальность приобретает умение педагога формировать систему универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, способствующих формированию у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Прежде всего, необходимо развитие навыков разработки, реализации и

общественной презентации учащимися результатов исследования, учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

- освоению учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

- практическому освоению методов познания и соответствующего им инструментария, используемых в различных областях знания и сферах культуры;

- регулярному использованию общенаучных умений и понятийного аппарата в образовательном процессе;

- свободному применению знако - символических средств и широкого спектра логических действий и операций.

Познавательные универсальные учебные действия, прежде всего, необходимы при изучении учебных предметов, когда обучающиеся приобретают навыки работы с информацией. В этом случае для их формирования учащиеся должны научиться работать с текстами, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; выделять главную и дополнительную; представлять информацию в сжатой словесной форме - в виде плана или тезисов, и в наглядно-символической форме - в виде таблиц, графических схем и диаграмм. Обучающиеся приобретают навык поиска информации в печатных и электронных источниках - с использованием поисковых систем, а также должны уметь организовывать запросы в зависимости от цели и анализировать полученные результаты поиска. Учащиеся должны использовать информацию для «установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, моделирования и проектирования» [10].

Организовать исследовательскую деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать и применять полученные знания на практике сможет педагог, владеющий навыками научно-исследовательской деятельности, полученными в процессе профессиональной подготовки или в ходе самообразования. Все это определяет необходимость целенаправленного формирования научно-исследовательской компетентности студентов педагогических вузов.

В Федеральном государственном стандарте подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» [11] дана характеристика профессиональной деятельности бакалавров и описаны основные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники по данной программе (рис. 1).

Разумеется, в подготовке современного учителя, наряду с традиционными видами деятельности - педагогической и культурно-просветительской, важное место должна занимать как проектная, так и научно-исследовательская деятельность. Сама природа воспитательной и учебной работы, ее содержание подразумевает необходимость участия в исследованиях каждого, кто профессионально занимается обучением и воспитанием. По крайней мере, две особенности учительского труда делают неизбежным участие учителя в научном поиске - неповторимость ученических коллективов и различные условия образовательного процесса.

Учитывая, что любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности, учителями должна быть организована обратная связь (аппарат анализа и управления на основе научных методов), обеспечивающая получение объективной информации о развитии личности и процессе ее становления. Это необходимо для нахождения и обоснования путей педагогической помощи ученику в образовательном процессе. Такая постановка проблемы предполагает создание критериальной базы, строящейся на отслеживании и оценке с помощью методик психодиагностики индивидуально-психологических особенностей обучаемых: сформированности качеств ума (интеллекта), мотивации, интересов, ценностных ориентаций, личностной и ситуативной тревожности и других аспектов личности. Безусловно, знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже только как «... основа становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, то есть как средство достижения цели» [9, 524]. Поэтому дидактические тесты (тесты достижений) занимают прочное место в современной системе образования для проведения систематической педагогической диагностики. Становится очевидным, что объективное изучение и оценка индивидуальности развивающейся личности невозможны без применения научных методов исследования, являющихся обязательным инструментом педагогической деятельности.

Итак, реформирование российского образования, доминантное положение в котором заняла идея развития личности, и, в конечном счете, общества, предполагает реализацию принципов современного образовательного процесса - раскрытие и развитие личностного потенциала обучающихся, возможного только при условии изучения индивидуальности подрастающего поколения. В связи с этим, задача педагога-профессионала - быть специалистом не только в учебном предмете,

но и в изучении личности и процессов ее становления. Таким образом, решение актуальных задач образования обусловливает необходимость деятельности педагога на современном уровне - исследовательском. Быть грамотным исследователем - жизненная и профессиональная необходимость каждого специалиста в области образования.

Рис. 1. Основные виды профессиональной деятельности выпускника программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»

Безусловно, модернизация отечественной системы образования, направленная на создание условий развития личностного потенциала учащихся и его самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, ориентируется на подготовленных к научно-исследовательской деятельности педагогов. Достаточность квалификационных требований к педагогу для проведения современного научно-педагогического исследования, внедрения идей и технологий должна определяться с учетом следующих знаний и умений:

1. Свободно ориентироваться в системе методов исследования - знать их содержание, принципы построения, алгоритмы применения, возможности сбора информации определенного типа, сильные и слабые стороны в аспектах выявления фактов и обеспечения их достоверности, а также знать возможности оптимальной взаимосвязи методов друг с другом.

2. Владеть технологией применения методов и их модификаций.

3. Владеть методологией научно-педагогического исследования:

- понимать принципы проектирования, организации, проведения научно-педагогического исследования (особенно принципы историзма, системности, прогностичности);

- иметь четкое представление о понятийном аппарате (достоверность информации, репрезентативность данных, надежность и валидность инструментария, показатели качества исследова-

ния и др.), о структуре проблемы и семантическом поле выполняемого научно-педагогического исследования (тезаурусе исследования);

- следовать принципам и требованиям философской методологии и применять методы общенаучной методологи.

Подготовка в соответствии с вышеуказанными требованиями должна признаваться одним из основных показателей квалификации современного специалиста в области образования, будь это преподавание или научная работа [5]. Прежде всего, педагог должен быть готовым к проведению научно-обоснованного анализа педагогического процесса, профессиональному проектированию научно-исследовательской и образовательной деятельности, внедрению перспективных инновационных разработок. Обязательными условиями выполнения такой деятельности являются:

• правильное понимание ее сущности;

• решение проблемы системной вузовской подготовки педагогов;

• научное и методическое обеспечение.

Возрастание роли исследовательской и проектной деятельности в практике современного педагога вызывает необходимость перехода от репродуктивных форм и методов обучения (простой передачи знаний от преподавателя к студентам) к управлению этим процессом. Так, традиционно преподаватель должен был полностью излагать учебный материал: представлять целостный и законченный свод информации; выдвигать гипотезы и иллюстрировать материал практическими примерами. Безусловно, обучение строилось на четкой логической основе, а лабораторная работа планировалась так, чтобы правильный результат достигался при жестком следовании инструкции.

Однако если цель образовательного процесса - активизировать познавательную деятельность обучающихся для развития исследовательских навыков, то необходимо создать условия для самостоятельного формулирования ими дефиниций основных понятий и идей по изучаемой теме, в лекции предлагаются противоположные точки зрения и возможность находить свои примеры, высказываются сомнения в достоверности выводов. В этом случае, основная задача современного преподавателя, работающего с будущими учителями-исследователями - не только сообщать информацию, но и ставить проблемы, обозначать дискуссионные моменты и ориентировать студентов на поиск дополнительной информации по определенному вопросу.

Современные лекции должны быть направлены не только на передачу готовой информации, но и иметь ориентирующий, проблемный характер. При этом схема основного лекционного курса может выглядеть следующим образом:

- определение структуры и задач конкретной научной дисциплины;

- сообщение студенту основных категория, теоретических понятий изучаемой дисциплины, их взаимосвязи;

- освещение сходств и отличий в толковании базовых понятий разными научными школами (работающих в данной сфере знаний) при принципиальном отказе от выделения «единственно верной» позиции или платформы;

- обсуждение альтернативных позиций научных школ, их концепций, опирающихся на принципиально разные системы понятий; анализ минусов и преимуществ этих систем;

- обсуждение наиболее сложных или дискуссионных проблем данной области знания [8,

208].

Лекционный курс призван внушить студенту, что истина вариативна. Но при этом индивидуальные концепции, в том числе и созданные им самим, имеют право на существование лишь после освоения уже накопленной научным сообществом информации и ее аргументированной критики. Это обуславливает не только отказ от принципа количественного превалирования лекций, но и приоритета их информативности. Подобные традиции были оправданы, поскольку объем методического материала (учебные пособия, справочная литература) был незначительный и труднодоступен, а имеющийся материал часто нуждался в значительном методологическом переосмыслении. Однако стремительное увеличение информации, быстрое обновление как данных, так и концепций, многообразие равноправных по значению взглядов, суждений, идей предопределяет изменение не только форм преподавания (даже традиционных дисциплин), но и деятельности обучающихся. Так, функция прямой передачи преподавателем информации определенного учебного курса должна преобразоваться в функцию организации самостоятельной деятельности студента по ее освоению. В этом случае реализуется функция обзора и анализа широкого спектра мнений научных школ в определенной области знаний. Получение необходимых знаний и запас сведений, без которых выпускник вуза не может считаться специалистом, возлагается не на преподавателя, поскольку существует множество доступных для самостоятельного изучения общепризнанных и экспериментально-авторских учебников и методических пособий. Важнейшей задачей педагога становится систематизация колоссального разнохарактерного материала, а цель обучения студента - умение ориентироваться в нем. Планировать и обосновывать решение о выборе методов этой деятельности студенты должны самостоятельно. В образовательном процессе должна повышаться

значимость коллоквиумов, лабораторных работ и других форм активных аудиторных занятий со студентами. Итоги самостоятельного поиска студентов проверяются, обсуждаются и закрепляются на семинарах и практических занятиях.

Обоснованию и выбору форм организации занятий, направленных на интеграцию их в целостную функциональную систему, а следовательно, и формированию профессиональных компетенций, в том числе и в исследовательской деятельности, должно уделяться особое внимание. В педагогическом процессе необходимо использовать как активные, интерактивные и другие инновационные образовательные технологии, так и самостоятельную проблемно ориентированную деятельность обучающихся. В психолого-педагогической литературе предлагаются различные инновационные методы, ориентированные не только на знаниевый, но и на деятельностный (исследовательский) подход [1; 2; 3]. Так, при подготовке будущих педагогов на практических занятиях целесообразно применение ряда методов, направленных на воспитание исследовательской активности и инициативы студентов.

Кейс-метод - процесс обучения на основе имитирования профессиональной ситуации. Этот метод представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла или может возникнуть в результате определенных событий при установленных обстоятельствах в конкретных условиях в тот или иной момент времени. Кейс-метод способствует развитию аналитического мышления студентов, овладению и применению системного подхода к решению проблем, позволяет выделять варианты верных и ошибочных решений, обосновать выбор критерия и находить оптимальные решения, формировать объективные выводы.

Эффективным методом привлечения внимания студентов к определенной проблеме и получению ценной информации является дискуссия как публичное обсуждение или свободный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по какому-либо спорному вопросу или проблеме. Дискуссионный метод помогает решать актуальные задачи в исследовательской деятельности:

- обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;

- моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный студент не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

- формирование способности критически оценивать и защищать свои убеждения [2].

Метод дискуссии позволяет выявить различные взгляды относительно решения отдельных

противоречивых вопросов, формирует навыки высказывания собственного мнения и выслушивания иных, развивает логическое мышление [1].

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить актуальную проблему на основе самостоятельной творческой деятельности обучающихся с обязательной презентацией полученных результатов. Для создания проекта необходимо научить студентов самостоятельно мыслить: опираясь на знания разных научных отраслей, выявлять и решать проблемы; прогнозировать результаты и предвидеть возможные последствия различных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи.

В формировании исследовательских навыков большую роль может сыграть самостоятельная работа студентов, которая рассматривается как проблемно ориентированная деятельность. В отличие от традиционного подхода, при котором она выступала вторичной, дополняющей деятельность преподавателя в аудитории, при инновационном подходе ее следует рассматривать как основную деятельность студента, управляемую преподавателем и обеспечивающую достижение проектируемых компетенций [12].

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к аудиторным занятиям: изучение литературы по дисциплине, текстов лекций и электронных материалов по изучаемой теме; выполнение творческих задач дома; написание докладов по вопросам семинара; подготовка к контрольным работам, коллоквиумам и другим формам текущего контроля. Кроме этого, самостоятельная деятельность студентов охватывает и выполнение дополнительных заданий: поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме изучаемого курса; написание реферата (эссе) по различным проблемам; аналитический обзор научных публикаций по определенной проблеме; анализ информации по заданной теме; составление схем и построение моделей и др.

Следовательно, самостоятельная работа, как вид учебной деятельности студента, направленная на формирование достаточного уровня общих и профессиональных компетенций, в том числе, и на организацию эффективной исследовательской и проектной деятельности, будет способствовать осуществлению дальнейшего самообразования и непрерывного образования выпускника вуза, в том числе и за счет совершенствования учебного и методического обеспечения.

Увеличение научно-исследовательской составляющей в процессе подготовки педагогов -перспективная задача профессионально-педагогического образования. Решению задач повышения эффективности научно-исследовательской и профессиональной подготовки педагогов может спо-

собствовать применение новых методологических подходов совершенствования учебных и методических пособий, в том числе как за счет обогащения содержания, так и более технологичного представления научной информации [4; 6; 7]. Ориентация на усиление исследовательской подготовки бакалавров с опорой на самостоятельную работу студентов обеспечивается включением в содержание пособий научной информации, способствующей росту их методологической культуры [5; 6]:

■ примеры обоснования и реализации методологических подходов в исследовании проблем современного образования;

■ основы технологии эффективного использования существующего и постоянно совершенствующегося научно-исследовательского инструментария и его понятийного аппарата, интегрируемых в процессе исторической преемственности рациональных средств и способов изучения развивающейся личности;

■ примера авторского опыта, в том числе формирования научно-информационной базы системы научных знаний как возможность эффективной координации научно-педагогической деятельности в решении задач модернизации системы образования и развития педагогики;

■ серии заданий в блоках самостоятельной работы по развитию научно-педагогической и предметно-педагогической компетентности будущих специалистов в условиях самостоятельной работы студентов;

■ ситуационные задания на основе кейс-метода, компетентностно-ориентированные тесты, тесты практических умений, портфолио и другие, учитывающие профессиональную специфику образовательной программы.

Использование этой научной информации позволит обогатить содержание учебных дисциплин и будет способствовать повышению эффективности подготовки специалистов на уровне бакалавриата. Педагог профессионально сможет использовать полученные знания и умения при проведении исследований и самостоятельном проектировании учебной деятельности, а также для анализа и внедрения перспективных разработок в области образования.

Таким образом, в настоящее время необходим специалист, способный к творческой деятельности на основе использования полученных профессиональных знаний, готовый самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать научно-педагогическую и иную информацию, работать с пакетами современных технологий. Поэтому высшая школа должна готовить педагогов, способных целостно воспринимать педагогическую реальность современной системы образования; могущих организовать и самостоятельно проводить научные исследования; способных к открытому созидательному инновационному поиску новых идей; диалогу со всеми участниками педагогического процесса. В этом случае целью современного профессионального педагогического образования является не только передача студенту совокупности знаний и формирование гуманистических ценностей, но и развитие широкого кругозора, междисциплинарного чутья, способности к самообучению и принятию индивидуальных креативных решений. Все это составляет специфику компетентностного подхода, предполагающего перенос акцентов на воспитательную и развивающую функции высшего образования, обеспечивающих становление личности будущего специалиста - его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к эффективной творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеева. М.А. Использование интерактивных методов обучения студентов в образовательной среде вуза // Философия образования. - 2010. - № 2 (31). - С. 75-81.

2. Гущин. Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. - 2012. - № 2. -

С. 1-18.

3. Интерактивное обучение - URL: http://perm-pedsovet.ru/interaktivnoe_obuchenie/index.html (дата обращения 12.02.2016)

4. Кирюшина О.Н. Введение в технологию эффективного использования научных методов исследования: учеб. пособие / О.Н. Кирюшина; науч. ред. Е.А. Михайлычев. - Таганрог: Изд. центр ТГПИ, 2009. - 176 с.

5. Кирюшина. О.Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования. - Ростов-на-Дону: Изд. Центр ЮФУ, 2011.

6. Кирюшина. О.Н. Теоретическая педагогика: учеб. пособие / О.Н. Кирюшина. - Таганрог: Изд-во Таганрог. инта имени А.П. Чехова, 2014. - 220 с.

7. Кирюшина. О.Н. Факторы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки педагогов // Вестник Томского Государственного педагогического университета. Томск - 2011. - №13. - С. 231-238.

8. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: Университетская книга, 2010. - 249 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - Т.1. - 608 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 - URL: http://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения 15.02.2016)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (Квалификации: Академический бакалавр, Прикладной бакалавр) от 04.12.2015, №1426 - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf (дата обращения 12.02.2016)

12. Федоров. С.Е. Новое качество образования и его оценка при реализации компетентностного подхода // Образование и инновации. - 2008. - №11. - С. 61-74.

А.В. Кушнир

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Аннотация: В статье раскрываются проблемы экологического воспитания и рассмотрены методические условия формирования экологических представлений у младших школьников во внеклассной работе с использованием активных методов обучения (далее АМО). Вместе с теоретическим анализом проблемы приведены примеры АМО, способствующих активизации познавательной деятельности и в перспективе формированию активной жизненной позиции.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, активные методы обучения, младший школьник, внеклассная работа.

A.V. Kushnir

THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN FORMING ECOLOGICAL CONCEPTS AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract: The article focuses on the problems of ecological education and the methodical conditions for creating ecological concepts among primary school children in extracurricular activities with the use of active teaching methods (hereinafter ATM). Together with the theoretical analysis of the problem, the article renders the examples of ATM enhancing the cognitive activity and prospects for forming an active life position.

Keywords: ecological education, ecological culture, active teaching methods, primary school student, extracurricular activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природа всегда имела огромное значение в жизни общества, так как она является естественной основой его существования и развития.

В настоящее время происходит разностороннее воздействие общества на окружающую нас природную среду, вследствие чего наблюдается ухудшение экологической обстановки в мире, которое угрожает всей жизни на планете Земля. Все возрастающая угроза разрушения окружающей среды и обострение дисбаланса между человеком как существом природным и существом социальным требуют от него формирования принципиально нового отношения, как к самому себе, так и к природе.

Между тем новое отношение к природе не возникает само по себе, оно может строиться только на базе достаточно продуманного экологического образования с учетом усвоения анализа опыта предыдущих поколений. Все это и актуализирует проблему экологического образования будущего поколения.

В литературе часто по-разному трактуют понятия «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Поэтому будет целесообразно рассмотреть их определения. По мнению В. Л. Грохова, А. Н.Чилингарова экологическое образование - это процесс усвоения систематизированных экологических знаний, то есть знаний о природе, а также приобретения практических навыков в данной области. Экологическое воспитание - это формирование соответствующего мировоззрения, нравственного облика человека, развитие у него потребности активно защищать природу, способствовать преумножению ее богатств» [1].

Экологическое образование - актуальная проблема, не решая которую невозможно представить вероятность развития нормальных взаимоотношений человека и природы.

Система общего среднего образования определяет экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, здоровью и становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Основным звеном для учащихся в экологическом образовании является начальная школа. Следовательно, именно учителю начальных классов предстоит прививать детям основы правильного, разумного отношения к окружающей природе. Чтобы донести изучаемый материал более доступно и с большей пользой для умственного и нравственного развития учащихся К. Д. Ушин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.