Научная статья на тему 'Методологические основы оценки научного потенциала системы образования'

Методологические основы оценки научного потенциала системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ОБОБЩАЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / REFORMING OF EDUCATION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / SCIENTIFIC POTENTIAL / RESOURCES / THE SCIENTIFIC SCHOOLS / GENERALIZING RESEARCH / LAWS / METHODOLOGY / THE SYSTEM APPROACH / THE MULTIPLEPARAMETER INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшина О. Н.

Ресурсы научного потенциала относятся к числу важнейших факторов, определяющих успешность реформирования образования. Научный потенциал формируют множество диссертаций и научных кадров высшей квалификации. Выявление направлений развития ресурсов, а соответственно процесса реформирования, достижимо на основе обобщения исследований в области образования. Оценка реформирования системы образования возможна с использованием предложенной методологии обобщающего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF THE ESTIMATION SCIENTIFIC POTENTIAL OF AN EDUCATION SYSTEM

Resources of scientific potential concern to number of the major factors determining success of reforming of education. The scientific potential is formed with set of dissertations and the scientific staff of the top skills. Revealing of directions of development of resources, and accordingly process of reforming, is achievable on the basis of generalization of researches in the field of education. The estimation of reforming of an education system is possible with use of the offered methodology of generalizing research.

Текст научной работы на тему «Методологические основы оценки научного потенциала системы образования»

УДК 37.01

О. Н. Кирюшина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ресурсы научного потенциала относятся к числу важнейших факторов, определяющих успешность реформирования образования. Научный потенциал формируют множество диссертаций и научных кадров высшей квалификации. Выявление направлений развития ресурсов, а соответственно процесса реформирования, достижимо на основе обобщения исследований в области образования. Оценка реформирования системы образования возможна с использованием предложенной методологии обобщающего исследования.

Ключевые слова: реформирование образования, научно-педагогическая деятельность, научный потенциал, ресурсы, научные школы, обобщающее исследование, закономерности, методология, системный подход, многопараметрическая информация.

К числу основных факторов реформирования образования, кроме экономических, материально-технических, организаторских и др. ресурсов, относятся и возможности самой системы образования. Это, прежде всего, ее научный потенциал, важнейшие составляющие которого - научно-педагогическая информация и кадры, в том числе высшей квалификации, а также научные школы. Указанные ресурсы взаимосвязаны. Научно-информационный ресурс - это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности, а кадровый - это определенная часть педагогической общественности, обладающая способностью создавать этот продукт - новые знания, идеи и др.

Развитие ресурсов научного потенциала, безусловно, определяется социально-экономическим состоянием страны, но во многом зависит и от организаторской деятельности органов власти и управления. Естественно, процесс реформирования образования может быть успешней при использовании объективной информации о развитии отдельных контролируемых и управляемых факторов, оказывающих влияние на изменение ресурсов научного потенциала.

В развитии научного потенциала определяющая роль принадлежит научно-исследовательской деятельности по проблемам образования. Ценность результатов научно-исследовательских работ (НИР), в том числе научно-квалификационных работ (НКР) - диссертаций, как в непосредственном расширении области знаний, так и (что не менее важно) в возможности обеспечения развития дальнейшей деятельности, ее интенсификации и создания новых разработок в образовании - теоретических, методических, учебных, исследовательского инструментария и т. д. Кроме того, наряду с решением научной проблемы по разным отраслям наук, диссертация служит одним из оснований присуждения ученой степени различного уровня (кандидата и доктора), а следовательно, подготовки кадров высшей квалификации.

Ресурсы научного потенциала, формируемые научно-педагогической деятельностью, направленной на решение актуальных проблем реформирования образования, определяются ее активностью, которая, в свою очередь, зависит от состояния этих ресурсов.

Взаимосвязь активизации научно-исследовательской деятельности, развития ресурсов и совершенствования образования прослеживалась в разные исторические периоды. Так, реализация идей педагогики сотрудничества и гуманизации образования в период 80-е - начало 90-х гг. XX в. обусловила количественный рост исследований в стране, в том числе диссертационных. Последующие социально-экономические преобразования не могли не отразиться на этой деятельности - число ежегодно защищаемых диссертаций снизилось в несколько раз. Смена парадигмы и ценностей образования отбросила многие известные способы решения задач, которые в прошлом приводили к успеху. Обострилась проблема совершенствования научно-информационного ресурса системы образования. Прогрессивные находки отечественных педагогов-ученых, выполненные в 80-е и более ранние годы XX в., нуждались в широкой проверке, в доведении их до методических разработок, учитывающих многообразие особенностей российской системы образования в условиях становления современного социально-экономического уклада страны. Разработка Закона «Об образовании» способствовала активизации деятельности научных школ многих отраслей наук и педагогической общественности, что обусловило рост количества НИР, направленных на научное обеспечение образовательной реформы. Кроме того, интенсификации научно-исследовательской деятельности способствовали постановления Правительства России, стимулирующие подготовку научных кадров высшей квалификации.

Современный этап реформирования образования (последнее десятилетие) характеризуется ростом количества и расширением спектра направлений исследований в области образования, воспитания, обучения и организации досуга. Теоретические результаты массовых исследований и практические разработки способствуют накоплению информации по реформированию образования. Однако с ростом числа научно-педагогических исследований усиливается необходимость создания системы констатирующих знаний, отражающих общие закономерности преобразований. Важная роль в этом принадлежит обобщающим ис-

следованиям, позволяющим сделать общие выводы (содержащие только самое существенное), а следовательно, выявить актуальные и установить перспективные направления совершенствования образования.

О значении обобщений в педагогике и системе образования писали многие ученые. А. И. Пискунов указывал на то, что обобщающее исследование существенно способствует развитию педагогики как науки, создает ее методологические и теоретические основы [3, с. 215]. При этом только на основе «многих десятков эмпирических исследований должны строиться крупные теоретические обобщающие исследования», - отмечал А. М. Новиков [4]. На высокий эвристический потенциал научно-педагогических исследований, выявляющих новые факты и закономерности, указывал В. М. Полонский [5].

Естественно, одним из источников обобщения показателей развития научного потенциала должны быть результаты множества диссертаций, для которых характерна разносторонняя экспертиза, проводимая на всех этапах их выполнения и защиты. Необходимо отметить, что получить уникальный эмпирический и теоретический материал и выявить новые факторы возможно только на основе оригинальных (авторских) методологий и методик.

Результативность исследований, в том числе обобщающих, в значительной мере зависит от степени разработанности основных средств научно-исследовательской деятельности - арсенала методологических подходов, научных методов и исследовательского инструментария. В связи с этим в основу научного подхода исследования, обеспечивающего выявление тенденций для создания направлений повышения потенциала системы образования, положены принципы и требования философской, общенаучной и конкретно-научных методологий, в том числе их исследовательский аппарат.

Фундаментальность и теоретическая направленность проводимого обобщающего исследования достигается выполнением следующих требований философской методологии: определяющее значение методологии во всех видах деятельности, а также в развитии науки; взаимосвязь форм научного познания -эмпирического и теоретического; кумулятивный характер развития науки; наличие глубоких, сущностных и всесторонних знаний - условие преобразующей деятельности человека; требования к результатам научной деятельности (воспроизводимость, объективность, точность, доказательность) как необходимость и возможность воплощения в жизнь научных знаний.

Объективность и доказательность показателей оценки развития научного потенциала системы образования достигается применением аппарата общенаучной методологии - системного подхода и методов системного анализа (моделирование, теория вероятностей, математическая статистика и др.). Использова-

ние системного подхода при изучении процессов в образовании необходимо для углубленного раскрытия проблемы и уточнения задач реформирования. Обоснование изучаемых объектов, отражающих особенности исследуемого процесса, как правило, осуществляется путем моделирования. Адекватно отображая взаимосвязи реальной ситуации, разрабатываемая модель должна быть удобной для обоснования показателей и систематизации сведений, соответствующих поставленным целям исследования.

Особенность исследования, направленного на обобщенное отражение материалов значительного количества НИР, представляющих научно-педагогические школы различного типа, заключается в использовании метода анализа больших массивов информационно-целевого анализа. Этот метод изучения содержания документальных источников допускает многофункциональную интерпретацию содержания текста и выявление только тех структурных единиц (индикаторов изучаемых характеристик), которые позволяют систематизировать интересующие исследователя факты. Так, диссертация, являющаяся основанием присуждения ученой степени различного уровня (кандидата и доктора), направлена на исследование проблем разных отраслей наук - педагогических, психологических, экономических, философских и др. Наиболее полный перечень отраслей наук и соответствующих специальностей, определяющих направления исследований, отражает «Номенклатура специальностей научных работников» (утверждена Министерством науки и технологий РФ 25.01.2000 г.). Паспорт каждой специальности по отраслям наук содержит шифр и формулу, а также регламентирует область исследований. Следовательно, отрасль науки и научные специальности могут быть признаком систематизации диссертаций при выявлении основных направлений научно-исследовательской деятельности. Кроме этого, диссертации характеризуются временем и местом выполнения (научная школа, город, регион) и защиты (диссертационный совет). Вышеуказанные многопараметрические характеристики научно-квалификационных работ позволяют анализировать результаты научно-педагогической деятельности, а следовательно, отслеживать развитие научного потенциала и связанный с ним ход процесса реформирования образования. Многокритериальный анализ обеспечивает возможность всестороннего изучения исследуемых характеристик многопараметрической информации о выполненных научно-квалификационных работах в области образования, воспитания, обучения и организации досуга.

В основе создания системы констатирующих знаний использован закон больших чисел, суть которого состоит в том, что средние результаты случайных величин обнаруживают поразительную устойчивость только при достаточно длинной последовательности их значений [1, с. 29-31]. Следовательно, закономер-

ности (характерные особенности), выявленные в обобщающих исследованиях, могут быть достоверными на основе анализа генеральной совокупности (например, всех исследований определенной научной школы, вузов города, региона, страны) или множества статистических данных, отражающих характеристики обоснованных индикаторов в репрезентативных выборках. Для систематизации и количественной обработки этих сведений, с целью их удобного представления, интерпретации и получения научных и практических выводов, используется аппарат математической статистики, а также современная вычислительная техника и программное обеспечение.

Одной из главных особенностей системных исследований является проблема структуризации, которая связана с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы. Структуризация является удобным инструментом выявления представлений, изображения их в виде наглядных схем, способствующих углубленному пониманию проблем. Естественно, очень важна структуризация результатов обобщающего исследования, поскольку решается проблема визуализации синтезированной информации. Визуализация информации о реформировании системы образования на основе динамики показателей выбранных индикаторов - указателей, отображающих ход процесса, позволит не только установить количественные характеристики состояния изучаемого процесса, но и выявить особенности условий их протекания и предвидеть развитие.

Обязательным требованием к научно-исследовательской деятельности на технологическом уровне является учет современных подходов в педагогической и психологической методологии (гуманистическая педагогика, личностно ориентированное образование и др.) и использование эмпирического, теоретического, эвристического и математического начал.

Вышеизложенные принципы, положения и требования философской, общенаучной и конкретно-научных методологий, а также взаимосвязь исследовательских аппаратов составляют основу научного подхода к разработке методологии обобщающего исследования, модель которого показана на рис. 1.

Представленные методологические основы применимы при исследовании различных процессов в системе образования. Так, анализ и последующий синтез информации о научно-квалификационных работах на соискание ученой степени (доктора и кандидата наук), направленных на решение актуальных задач реформирования системы образования РФ, обеспечили выявление тенденций, отражающих общую характеристику и условия современной научно-исследовательской деятельности. В качестве оценочных характеристик этой деятельности принята система показателей: научный уровень исследований; распределение диссертаций по отраслям наук и специальностям педагогики; общая структура научно-квалифика-

ционных работ за анализируемый период; тенденции направлений исследований по проблемам педагогики, психологии и других отраслей наук; научный кадровый состав высшей квалификации.

Наличие диссертационных работ по разным отраслям наук и соответствующим специальностям отражает фактические направления исследований, а их количество (доля в структуре научно-квалификационных работ) характеризует состояние научного фонда педагогики и научного потенциала современного этапа реформирования системы образования. Для количественной оценки состояния и развития научнопедагогической деятельности установлена динамика структур диссертаций в области образования, воспитания, обучения и организации досуга на соискание ученых степеней по специальностям педагогики, психологии и отраслям других наук, представленных к защите в РФ за период 2001-2007 гг. (рис. 2).

Механизм конкуренции рынка труда, а также потребности личности, запросы общества и государства существенно активизировали исследования по направлениям: теоретико-методологические основы теории, методики и технологии предметного обучения; вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях. В то же время просматривается недостаточность внимания педагогической общественности и научных школ к решению проблем развития личности в новых социально-экономических условиях в различные периоды жизни детей, особенно дошкольного возраста, а также коррекционной педагогики и организации социально-культурной деятельности. К числу причин, оказывающих непосредственное и существенное влияние на такой ход развития научного потенциала, можно отнести влияние организаторских факторов. Стимулирование этих направлений исследований будет способствовать гармоничному росту кадровых ресурсов научного потенциала системы образования и эффективной реализации важнейших национальных проектов страны.

Результаты исследования, синтезирующего множество материалов информационного пространства научно-квалификационных работ, отражая развитие научно-исследовательской деятельности, характеризуют изменение научного потенциала системы образования. Так, на основе множества материалов диссертаций научных школ, отдельных регионов и научного пространства страны выявлены: научный уровень исследований; распределение диссертаций по отраслям наук и специальностям педагогики; общая структура научно-квалификационных работ за анализируемый период; пополняемый научный кадровый состав высшей квалификации и др. [2].

Таким образом, к числу основных условий реформирования системы образования относится посто-

Основные принципы диалектики -всеобщая связь,

______становление и развитие_______

Взаимосвязь двух форм научного познания - эмпирического и теоретического

Приращение нового знания в процессе научно-исследовательской ___________деятельности____________

Условие преобразующей деятельности - глубокие, сущностные и всесторонние знания

Научные знания имеют смысл, если они воплощаются в жизнь

к

Требования к научно-исследовательской работе (НИР):

концептуальные: объективность, точность, доказательность

процессуально-технологическое -воспроизводимость

Диалектика как метод - логика творческого мышления, отражающая объективную реальность

Определяющая роль методологии в развитии науки

Системный подход

Методы исследования

Методологические подходы к научно-познавательной деятельности,

в т.ч. к изучению развивающейся личности

организация объективной "обратной связи"

оценка уровней знаний, умений и навыков

диагностика индивидуально-психологических особенностей личности

Фонд формализованных методик:

эмпирических общенаучного характера: наблюдение, анкеты и др.

эмпирические: наблюдение, беседа, интервью, экспертная оценка и др.

теоретические: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция обобщение и конкретизация и др.

Разработка модели, адекватно и наглядно отображающая взаимосвязи изучаемого процесса, выбор индикаторов

системного анализа: моделирование, структурно-графический анализ, математическая статистика и др.

Формирование репрезентативной выборки и сбор информации

Характеристика НИР: проблема, актуальность, цель, гипотеза, объект и предмет, новизна, значение для практики и др.

Структурно-количественный анализ, теоретическое осмысление и выявление закономерностей

Изложение методологии и результатов с учетом требований к НИР

Общенаучная

методология

Теория —►методология-в будущем метод

Методология обобщающего исследования

Анализ и выявление факторов изучаемого объекта

Выбор и разработка методов для решения теоретических и практических задач

Рис. 1. Модель методологии обобщающего исследования

янное изучение ее научного потенциала. Взаимозависимость ресурсов научного потенциала, зависимость их от активности научно-исследовательской деятельности, а самой деятельности от множества условий предопределяют необходимость системного подхода к рассмотрению и оценке их состояния и развития.

Одним из возможных направлений совершенствования исследований, позволяющих оперативно делать

общие выводы, содержащие только самое существенное, является разработка новых методологических подходов и инструментария, т. е. дальнейшее развитие средств научно-исследовательской деятельности. Объективное исследование и оценивание реальных достижений в системе образования возможны на основе методологии исследования, адекватной задачам реформирования образования; использования досто-

20

15

10

к

Ц

о

ч

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007 гг.

Рис. 2. Динамика структур диссертаций в области образования по отраслям наук и научным специальностям педагогики (областям

исследований)

верной эмпирической базы; качественного и профессионального применения научных методов и современного понятийного аппарата. Достоверность получаемых результатов должна обеспечиваться соблюдением следующих требований:

- использование положений философской, общенаучной и конкретно-научных (педагогической и отдельных аспектов психологической) методологий в обосновании подходов и способов решения намеченных задач;

- системный подход к проблеме оценки ресурсов научного потенциала;

- аргументированное обоснование вида и объема информации;

- строгость процедур сбора и систематизации анализируемой информации на основе применения

научных методов исследования;

- использование математических методов и компьютерных программ при выявлении закономерностей и структуризации результатов.

Результаты обобщающего исследования, направленного на анализ и синтез множества материалов научно-квалификационных работ, могут стать основой уточнения актуальных направлений, координации научно-педагогической и организаторской деятельности. Причем результаты таких исследований непосредственно применимы при планировании развития научного потенциала системы образования для решения актуальных задач ее совершенствования и реализации важнейших национальных проектов РФ.

5

0

Список литературы

1. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1964. 576 с.

2. Кирюшина О. Н. Научно-педагогическая деятельность как фактор развития научного потенциала системы образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 7. С. 127-132.

3. Методы педагогических исследований / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979. 256 с.

4. Новиков А. М. Количество и качество педагогических диссертаций в России // Педагогика. 2004. № 6. С. 50-58.

5. Полонский В. Методы исследования проблем образования // Педагогика. 1994. № 2. С. 10-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кирюшина О. Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Таганрогский государственный педагогический институт.

Ул. Инициативная, 48, г. Таганрог, Ростовская область, Россия, 347936.

E-mail: kiryshina@bk.ru

Материал поступил в редакцию 20.10.2009

O. N. Kiryushina

METHODOLOGICAL BASES OF THE ESTIMATION SCIENTIFIC POTENTIAL OF AN EDUCATION SYSTEM

Resources of scientific potential concern to number of the major factors determining success ofreforming of education. The scientific potential is formed with set of dissertations and the scientific staff of the top skills. Revealing of directions of development of resources, and accordingly process of reforming, is achievable on the basis of generalization of researches in the field of education. The estimation of reforming of an education system is possible with use of the offered methodology of generalizing research.

Key words: reforming of education, scientific and pedagogical activity, scientific potential, resources, the scientific schools, generalizing research, laws, methodology, the system approach, the multipleparameter information.

Taganrog State Pedagogical Institute.

Ul. Iniciativnaya, 48, Taganrog, Rostovskaya oblast, Russia, 347936.

E-mail: kiryshina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.