Научная статья на тему 'К проблеме выявления условий формирования основ экономической культуры младших школьников'

К проблеме выявления условий формирования основ экономической культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / ФАКТОРЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НАСЫЩЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулаева Сидрат Арсланбековна

В статье рассматриваются условия и факторы формирования основ экономической культуры младших школьников. Главным фактором выступает эмоционально-насыщенная деятельность учащихся, организованное в практико-ориенированной среде посредством эмоционального и познавательного стимулирования при организованном педагогическом наставничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме выявления условий формирования основ экономической культуры младших школьников»

52

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

1. Alieva B. Sh. Pedagogy of Dagestan family: Diss. ... Dr. Ped. Pyatigorsk, 2006. 375 p. 2. Magomedov

A. M. Code of honor in the traditions of the Caucasian mountaineers // Pedagogy. 1999. # 1. P. 56-59.

3. Magomedov R. M. Customs and traditions of the peoples of Dagestan. Makhachkala, 1992. 224 p.

4. Magomedova Z. M. Progressive traditions of the peoples of Dagestan as a means of moral education. Makhachkala, 1980. 86 p. 5. Mirzoev Sh. A. folk pedagogy of Dagestan. (Contents, forms and methods of upbrining). Makhachkala, 1986. 184 p. 6. The dictionary of social work / edited by I. E. Golosovoy. M., 1997. 286 p. 7. Firsov M. C., Studenova E. T. Theory of social work. M., 2000. 192 p. 8. Yakubov Z. Ya. Islamic values in the ethnic pedagogy of Dagestan peoples // Alma mater (Bulletin of the higher school). 2000. # 5. P. 33-35.

Literatura

1. Alieva B. Sh. Jetnopedagogika dagestanskoj sem'i: Diss. ... d-ra ped. nauk. Pjatigorsk, 2006. 375 s.

2. Magomedov A. M. Kodeks chesti v tradicijah kavkazskih gorcev // Pedagogika. 1999. № 1. S. 56-59.

3. Magomedov R. M. Obychai i tradicii narodov Dagestana. Mahachkala, 1992. 224 s. 4. Magomedova Z. M. Progressivnye tradicii narodov Dagestana kak sredstvo nravstvennogo vospitanija. Mahachkala, 1980. 86 s. 5. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika Dagestana. (Soderzhanie, formy i metody vospitanija). Mahachkala, 1986. 184 s. 6. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote / pod red. E. I. Holostovoj. M., 1997. 286 s. 7. Firsov M. V., Studenova E. G. Teorija social'noj raboty. M., 2000. 192 s. 8. Jakubov Z. Ja. Islamskie cennosti v jetnopedagogike dagestanskih narodov // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2000. № 5. S. 33-35.

Статья поступила в редакцию 02.10.2014 г.

УДК 37.013.42

К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE CONDITIONS OF DEVELOPING THE BASIS OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S ECONOMIC CULTURE

©2014 Асадулаева С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Asadulaeva S. А.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются условия и факторы формирования основ экономической культуры младших школьников. Главным фактором выступает эмоционально-насыщенная деятельность учащихся, организованное в практико-ориенированной среде посредством эмоционального и познавательного стимулирования при организованном педагогическом наставничестве.

Abstract. The article deals with the conditions and factors offorming the basis of the economic culture of the younger students. The main factor is an emotionally intense activity of students, organized in practice-oriented environment through emotional and cognitive stimulation under organized pedagogical guidance.

Rezjume. V stat’e rassmatrivajutsja uslovija i faktory formirovanija osnov jekonomicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Glavnym faktorom vystupaet jemocional'no-nasyshhennaja dejatel'nost' uchashhihsja, organizovan-noe v praktiko-orienirovannoj srede posredstvom jemocional'nogo i poznavatel'nogo stimulirovanija pri organi-zovannom pedagogicheskom nastavnichestve.

Ключевые слова: условие, факторы, младший школьник, эмоционально-насыщенная деятельность, практико-ориентированная среда, эмоциональное и познавательное стимулирование, педагогическое наставничество.

Key words: mndition, factors, younger students, an emotionally intense activity, practice-oriented environment, emotional and cognitive stimulation, pedagogical guidance.

Kljuchevye slova: uslovie, faktory, mladshij shkol’nik, jemocional’no-nasyshhennaja dejatel’nost’, praktiko-orientirovannaja sreda, jemocional'noe i poznavatel'noe stimulirovanie, pedagogicheskoe nastavnichestvo.

Психолого-педагогические науки •••

Одной из значимых задач современности является проблема экономического образования младших школьников. Анализ состояния школьного экономического образования в современных условиях направляет на поиск путей и средств повышения эффективности формирования основ экономической культуры младшего школьника, к необходимости выявления условий, обеспечивающих эффективность рассматриваемого процесса.

В философии понятие «условие» определяется: как отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может; совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т. д.), необходимых для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта.

В научном смысле условия понимаются как совокупность мер (объективных возможностей) учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает достижение учащимися более высокого уровня деятельности [4].

Исходя из этого, в контексте нашего исследования, под педагогическими условиями мы будем понимать взаимосвязанный и взаимодействующий комплекс мер педагогического процесса, который обеспечивает формирование основ экономической культуры младшего школьника. Проанализировав систему школьного образовательного пространства по формированию основ экономической культуры младших школьников, нами выбрана для исследовательской работы область внеучебной деятельности, которая соотносится с условиями и содержанием деятельности воскресной школы «Кузница экономики».

Задачей нашего исследования является обоснование условий, необходимых для эффективного развития основ экономической культуры младшего школьника, которые тесно переплетены и взаимообусловлены в рамках учебного процесса школы и во внешкольной деятельности.

Отметим, что под эффективностью мы понимаем характеристику, отражающую отношения между достигнутой и возможной продуктивностью функционирования рассматриваемого процесса формирования основ экономической культуры. Выявление педагогических условий, способствующих формированию основ экономической культуры младшего школьника, мы изучали через анализ и синтез систематического школьного обучения на уроке и во внеучебной деятельности.

При выявлении педагогических условий, способствующих формированию основ экономической культуры нами был проанализирован и изучен ряд факторов: понимание сущности и содержания сформированнности основ экономической культуры у младшего школьника; требования, предъявляемые в ГОС к экономической культуре младшего школьника; необходимость построения процесса формирования основ экономиче-

53

ской культуры на основе реализации основных положений системного, деятельностно-компетентностного, аксиологического и структурно-функционального подходов; результатов констатирующего эксперимента.

В современной системе школьного образования актуальны проблемы формирования у учащихся качеств, ориентированных на реализацию экономических ценностей, начиная с младшего школьного возраста. При этом эффективное воспитание возможно, прежде всего, посредством вовлечения учащихся в активную деятельность, направленную на формирование у каждого экономических ценностей, качеств конструктивных экономических отношений.

Как основной фактор реального предметного обучения основам экономической культуры выступает организованная эмоциональнонасыщенная практическая деятельность младшего школьника под умелым педагогическим руководством учителя. Именно такая деятельность действует как организованная связь учебной и внеучебной деятельности и воздействует на расширение границ экономической культуры учащихся. Для организации такой деятельности следует обеспечить необходимые условия, реализация которых будет способствовать эффективному формированию основ экономической культуры младшего школьника.

Младший школьный возраст - наиболее ответственный период в жизни человека, когда начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка в семье и школе. Как известно, учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет решающую роль в формировании и развитии личностных качеств ребенка и выступает основным видом его деятельности. Человек учится и воспитывается всю жизнь, но в детстве закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Младший школьник - еще маленький человек, но со сложным внутренним миром, со своими индивидуальнопсихологическими особенностями. Поэтому формирование основ экономической культуры младшего школьника - довольно трудная задача школьного экономического образования.

Ребенок включен в процесс экономического взаимодействия с самого начала пребывания в школе, которое имеет определенную динамику и закономерности развития. Многолетний опыт учителей-практиков, также анализ научных исследований отечественных психологов и педагогов показывает, что экономическое образование целесообразно начинать с первого класса, так как раннее введение экономических понятий и изучение экономических явлений, процессов помогает развить экономическое мышление, как основу экономической культуры учащегося, востребованный для ориентации в современных рыночных отношениях.

54

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Перед начальной школой стоит стратегическая задача формирования основ социальноэкономических компетенций учащихся. Практическая жизнь развития общества показывает, что формирование основ экономических знаний у учащихся начальных классов становится действительностью современной школы. Несмотря на то, что многие ученые и практики заинтересовались данной проблемой, выдвигая свои идеи и убеждения в публикациях авторских программ, продуктивность экономического образования невысока.

Выдвинутые требования рыночной экономики к уровню развития экономической культуры выпускников школы, в первую очередь, предполагают высокий уровень школьного образования. На сегодняшнем этапе развития школьного экономического образования большинство исследователей считают наиболее приемлемыми путями реализации поставленных задач формирования основ экономической культуры младших школьников включение элементов экономики в математику, технологию и экологию [5]. На наш взгляд, чтобы повысить продуктивность формирования экономической культуры учащихся, нужно придать системность школьному экономическому образованию. Отсутствие единой апробированной программы дисциплины «Экономика» для младших школьников приводит к появлению множества учебно-методической литературы, часто не соответствующих требованиям ФГОС.

Программа обучения младших школьников основам экономических знаний должна включать три основные содержательные блоки: «Человек и его потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Экономика семьи». В программе обучения, как наиболее эффективная форма организации школьного экономического образования, центральное место должен занимать урок экономики с применением наиболее эффективных методов формирования основ экономической культуры младших школьников, таких как: практикумы, дидактические игры, конкурсы, простейший анализ элементарных экономических ситуаций; составление и решение задач с экономическим содержанием; работа с цифровым материалом и др. Такая форма организации урока предполагает творческо-поисковой деятельности учащихся [1].

Обозначенные выше требования к школе предполагают высокий уровень экономической подготовленности учителя младших классов. Учитель начальных классов должен иметь научно-методическую подготовку в области экономики, чтобы в силу специфики предмета «Экономика», отказаться от традиционных подходов, методов и способов обучения и воспитания учащихся. Он должен обладать всесторонними способностями, чтобы превратить довольно сложную и скучную учебную экономическую деятельность учащихся в увлекательное и занима-

тельное путешествие в мир экономики в системе непрерывного образования «семья-школа-внеучебная деятельность». Эффективность непрерывного образования обеспечивается организованным экономическим обучением и воспитанием на уроке, с одной стороны, и эмоционально-насыщенной экономической деятельностью учащихся во внеучебное время -с другой.

Эмоциональная насыщенность практической деятельности учащихся достигается созданием практико-ориентированной среды внеучебной деятельности через технологии познавательноэмоционального стимулирования активной экономической деятельности под педагогическим наставничеством опытных организаторов образовательного потенциала в сфере формирования потребительской культуры, финансовоэкономической грамотности и предпринимательского поведения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников формирование основ экономической культуры протекает в развивающем обучении, направленном на: развитие личности учащегося; формирование субъектной позиции ученика в познавательной и практической деятельности; стимулирование ученика к творческому преобразованию действительности, т. е.самостоятельной творческой деятельности.

Основной целью программы проекта воскресной школы «Кузница экономики», разработанной нами для младших школьников, является практико-ориентированная активность учащихся в обучении экономике, тесно связанная с интересом. Однако только интерес нужно обеспечить правильно сформированной направленностью, мотивацией учащихся к получению экономических знаний. Только в этом случае он будет внимателен, трудолюбив, самодеятелен, настойчив в приобретении экономических знаний, умений и навыков. Современные технологии эмоционального и познавательного стимулирования активности учащихся являются побудителем мотивации и дальнейшего возникновения стабильного интереса к изучению экономики. Младших школьников обучают и воспитывают через активизацию детского творчества и воображения посредством сюжетно-ситуативных занятий, сказки, фантазии, игры, экскурсии, творческих мастерских.

Следовательно программа воскресной школы охватывает практические примеры из экономического окружения, приемлемые для осознания младшему школьному возрасту: расчет бюджета своей семьи, составление меню для гостей на день рождения и расчет его стоимости, выбор подарка другу, выбор в магазине, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: «Паспорт домашнего хозяйства», «Экономика нашей школы», «Я выбираю профессию», «Оплата труда и рынок»,

Психолого-педагогические науки •••

«Собственник», «Устав предпринимателя» и другие [5].

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры («Мир профессий», «Праздничный стол», «Путешествие в мир экономики», «Прораб построил дом», «Биржа труда» и другие), компьютерные и настольные игры («Жизнь или кошелек», «Монополия», «Банкир»), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы («Самая экономная хозяйка», «Конвейер», «Знаешь ли ты цены», «Аукцион знаний» и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект [4].

Формирование основ экономической культуры является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои экономические отношения с окружающими.

Включаясь в практико-ориентированную учебную деятельность в воскресной школе, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения, их действия приобретают осознанный характер [2].

Для формирования основ экономической культуры в воскресной школе учение организовано как коллективная творческая деятельность, заполненная практическими отношениями. Коллективная творческая деятельность оптимально приводит младшего школьника к осознанному самовоспитанию и самообразованию, без которого вообще невозможно развитие, в том числе и экономическое. Воспитание в коллективе эффективно влияет на личность, способствуя каждому ребенку занимать в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать самостоятельно и свободно согласно установленным нравственным и экономическим нормам и принципам. [3].

Для эффективности формирования основ экономической культуры младших школьников важную роль играет профессиональное мастерство педагогических наставников и организаторов деятельности воскресной школы. Организованное педагогическое наставничество предполагает управление процессом формирования основ экономической культуры. Учитель должен организовать систему экономического просвещения и педагогически целесообразной экономической деятельности младших школьников с поэтапным и умелым переходом от обогащения экономической информированности к воспитанию экономической позиции и формированию

55

устойчивой модели экономического поведения в окружающей действительности, чтобы ребенок был готов к творческому преобразованию действительности.

Как известно, непосредственное влияние на приобретение экономических ценностей лежит на учителе, будь он организатор, воспитатель или просто временный участник образовательной деятельности. Эффективность результата этого процесса зависит от того, как педагогу удается преподносить его ребенку. Так как слово учителя играет мощную силу воздействия на воспитание личности ребенка, именно через беседы с педагогом происходит духовное развитие ребенка, самообразование. Радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы развиваем в своих воспитанниках способность саморазвиваться, быть честными и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо будет решить задачи, которые соответствуют правилам экономической действительности [5].

Для экономического просвещения учащихся учитель привлекает ресурсы внешних внеучебных структур, заинтересованных в образовательном потенциале в сфере экономики.

В качестве волонтеров педагогического руководства процессом стимулирования младших школьников к творческой самостоятельной экономической деятельности в воскресной школе могут быть студенты факультета начальных классов педвузов, педколледжей, выпускники экономических факультетов, бизнесмены, менеджеры, предприниматели, представители общественных организаций в области защиты прав потребителя. Они должны быть успешными, ответственными, интересными, позитивными, приятными в общении со школьной аудиторией. Фундаментальные знания в области экономики, практические навыки волонтеров и большое желание обучения школьников чему-то интересному, связанному с экономикой: макро или микро, теории игр, экономической истории является главным требованием к привлекаемым участникам образовательного процесса воскресной школы «Кузница экономики». Волонтеры могут составлять авторские программы и проекты в области обучения школьников экономике.

Наличие навыков, не имеющих отношения к теме школы, но полезных для организации досуга, также является преимуществом. Например, это может быть игра на гитаре, умение рассказывать интересные истории, проводить игры и т. п.

Также значима роль тесной связи с родителями. Их необходимо вовлекать в учебный процесс и посвящать в то, что происходит на учебных занятиях. Они обладают большими возможностями эффективного формирования основ экономической культуры детей, так как ежедневно принимают непосредственное участие в расширении экономических представлений детей о

56

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

семье, школе, микрорайоне, городе, страны. Следовательно, детям нужно давать специальные домашние задания, решение которых предполагает необходимость участия членов семьи.

Критериями сформированное™ основ экономической культуры являются: в когнитивной сфере - экономическая информированность; в мотивационной сфере-экономическая позиция, в деятельностной сфере - экономическое поведение. В итоге, в процессе экономического обучения и воспитания младший школьник создает

понятийную интеллектуальную основу экономических знаний и приобретает элементарные навыки поведения в условиях рынка.

Такова азбука формирования основ экономической культуры младших школьников в программе воскресной школы «Кузница экономики», овладевая которой дети постигают сущность экономики и учатся строить экономическое поведение в сегодняшних условиях рыночной экономики.

Литература

1. Васильев Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008, с. 91 - 101. 2. Взаимодействие школы и семьи в экономическом воспитании детей. Методические

рекомендации. М., 2006. 3. Гебеков Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников. Махачкала: Даучпедгиз, 2005. 4. Сергеева Т. Е. Педагогические основы экономического вос-

питания младших школьников. М., 2005. 5. Экономическая подготовка в условиях рыночных отношений / сост. Аверьянова Л. Н. М., 2007.

References

1. Vasiliev Yu. K., Levchuk H. K. Formation of the economic education of schoolchildren. M., 2008, P. 91101. 2. The interaction between the school and families in the economic education of children. Methodical recommendations. M., 2006. 3. Gebekov G. Kh. Economic knowledge and economic education. Makhachkala: Daguchpedgiz, 2005. 4. Sergeeva T. E. Pedagogical foundations of economic education of the younger students. M., 2005. 5. Economic training in the conditions of market relations / comp. Averyanova L. N. M., 2007.

Literatura

1. Vasil'ev Ju. K., Levchuk Z. K. Formirovanie jekonomicheskoj vospitannosti shkol'nikov. M., 2008. S. 91 -101. 2. Vzaimodejstvie shkoly i sem'i v jekonomicheskom vospitanii detej. Metodicheskie re-komendacii.

M., 2006. 3. Gebekov G. H. Jekonomicheskie znanija i jekonomicheskoe vospitanie shkol'ni-kov. Mahach-kala: Dauchpedgiz, 2005. 4. Sergeeva T. E. Pedagogicheskie osnovy jekonomicheskogo vospita-nija mlad-shih shkol'nikov. M., 2005. 5. Jekonomicheskaja podgotovka v uslovijah rynochnyh otnoshenij / sost. Aver'janova L. N. M., 2007.

Статья поступила в редакцию 10.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.