Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1190
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ШКОЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AGGRESSIVE BEHAVIOR / SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS / CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR / SCHOOL SOCIAL EDUCATOR / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SERVICE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна

Актуальность профилактики и коррекции агрессивных проявлений в образовательной среде. Результаты социально-педагогического исследования деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных организациях, расположенных в городе и сельской местности Курганской области. Социальные и педагогические противоречия в практике. Методологические основания профилактики и коррекции агрессивного поведения детей. Принципы и специфика работы с детьми и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF AGGRESSION

Relevance of prevention and correction of aggressive manifestations in the educational environment. The results of a socio-pedagogical study of the activities of social teachers working in educational institutions located in the city and countryside of the Kurgan region. Social and pedagogical contradictions in practice. Methodological foundations for the prevention and correction of aggressive behavior in children. Principles and specifics of working with children and parents.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ»

УДК 371

СО ЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ профилактика агрессии1

Марина Петровна Гурьянова,

профессор, главный научный сотрудник Института исследований детства, семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук, Москва

Изменения, произошедшие во всех сферах российского общества и обусловленные рыночными, информационными, сетевыми отношениями, миграционными и культурными потоками, порождают различные девиации, которые находят своё отражение в образовательной среде. Одна из таких девиаций — детская агрессия.

• образовательная среда • агрессивное поведение • социально-педагогическая профилактика агрессивных проявлений • коррекция агрессивного поведения

• школьный социальный педагог • социально-психолого-педагогическая служба образовательной организации

С

различными случаями агрессивного поведения детей и подростков педагоги сталкивались всегда. В условиях развития рынка, цифровых технологий, социальных сетей и культа сетевого общения детская и подростковая агрессия стала проявляться более часто, масштабно, изощрённо и жестоко.

Рост агрессивных проявлений в образовательных организациях (конфликты, буллинг, кибербул-линг, ксенофобия, агрессивное, зависимое, асоциальное, противоправное поведение) требует постановки перед школой новых педагогических задач и их решения силами классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов в содружестве со специалистами внешкольных государственных, общественных и частных структур, социальных учреждений.

Современное российское общество сегодня остро нуждается в создании гуманистически, социально ориентированной, открытой школы (под школой понимаются все типы и виды образовательных организаций), в которой структуры демократического управления станут способом объединения детей из разных социальных групп в единое сообщество, функционирующее на принципах взаимоуважения, взаимоподдержки, взаимопонимания, солидарности и ответственности, а школьная социально-психолого-педагогическая служба (далее — школьная служба поддержки), основанная на командной работе классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, вожатой, воспитателей, тьюторов и других педагогических работников, станет формой участия образования в решении социальных проблем учащихся.

1 Статья подготовлена в рамках проекта ФГБНУ «ИИДСВ РАО» «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде, и её научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению».

Современный социум ожидает от школы построения такой образовательной среды, такой системы взаимоотношений и общения с ребёнком, которые были бы основаны на понимании его состояния, на оказании своевременной социально-педагогической, психолого-педагогиче -ской помощи и поддержки.

Сегодня российское общество остро нуждается и в обновлении системы воспитания в школе, которая бы учитывала новые явления в жизни общества: социальное расслоение, неблагополучие, экономическую нестабильность, кризис семьи, чрезмерную занятость родителей, невнимание в семье и в школе к нервно-психическому состоянию детей, ухудшение социальных условий жизни многих детей, болезненно отразившиеся на большом количестве детей, и содействовала бы формированию у детей личностных качеств, способствующих успешной социальной адаптации к постоянно меняющемуся обществу.

Модель социально-педагогической профилактики агрессивных проявлений в образовательной среде, включающая методологию социально-педагогической деятельности с детьми и родителями, цель, принципы деятельности, содержание, организацию социально-педагогической деятельности с детьми и родителями, ожидаемые результаты, предполагает:

• учёт региональных особенностей жизнедеятельности семей, этнокультурных традиций семей, историко-культурных традиций региона;

• перенос вектора профилактики агрессивных проявлений с работы только внутри образовательной организации на системную работу образования с семьями учащихся, с другими социокультурными объектами профилактики

в социуме;

• построение системы профилактики агрессивных проявлений на основе интеграции ресурсов государственных, общественных и частных структур;

• ведущую позицию образования в организации межпрофессионального взаимодействия специалистов школьной службы поддержки

со специалистами, работающими в учреждениях социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, МВД;

• активную роль образования в подготовке волонтёров к индивидуальной работе с подростками с отклонениями в поведении, осуществляемой ими в пространстве места жительства.

Ситуация

с агрессивными проявлениями в образовательной среде

Понятия «агрессия», «агрессивное поведение» по-разному трактуются исследователями: агрессия как а) отклонения в поведении; б) форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда человеку или другому живому существу; в) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей. Агрессия — выражение эмоции, как правило, отрицательной. В то же время агрессия — это крик о помощи человека, в душе которого накопилось много разрушительных эмоций и с которыми очень часто он не может справиться самостоятельно. Агрессия может использоваться ребёнком либо с целью защиты, либо нападения, может выражаться в разнообразных формах, иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.

Агрессивное поведение трактуется исследователями как отклоняющееся, неприемлемое для общества поведение. Многие исследователи рассматривают его как потребность ребёнка во внимании, средство привлечения к себе внимания взрослых; средство самоутверждения; норму при общении со сверстниками; форму достижения конкретной цели; желание нанести вред другим.

В основе агрессии — сочетание психологических, семейных и социальных факторов. Поэтому причинами детской агрессии могут быть конкретные факторы либо их совокупность. Доминирующей причиной появления агрессивного поведения ребёнка является отношение родителей к ребёнку, к его агрессивному поведению.

Анализ случаев агрессивных проявлений детей, представленных специалистами с инновационных площадок регионов, входящих в состав сетевой площадки по социальной педагогике ФГБНУ

ИИДСВ РАО, показывает, что агрессивное поведение наблюдается:

• у детей, которые травмированы ситуацией в семье: непонимание в семье, где родители не всегда на стороне ребёнка; негативизм матери (её отчуждение от ребёнка, постоянная критика, равнодушие); терпимость матери, отца к проявлению агрессивности

к другим детям (поощрение такого поведения ребёнка); суровость дисциплинарных воздействий отца, матери (физические наказания, унижение, игнорирование); неблагополучная обстановка в семье (развод родителей, малообеспеченность семьи, конфликты); неблагоприятные условия воспитания в семье (агрессивное поведение матери, отца, бабушки, дедушки в обыденных ситуациях, непоследовательность в воспитании; неприятие ребёнка (безразличие, нетерпимость к факту существования ребёнка);

• у детей, которые травмированы ситуацией в школе: неуспеваемость, конфликты с одноклассниками, учителем; чрезмерно высокая учебная нагрузка и др.;

• у детей, которым просто нечем заняться после уроков;

• у детей с неокрепшей психикой, для которых любые ситуации, связанные с жестокостью, увиденные в средствах массовых коммуникаций, воспринимаются как что-то

не запрещённое;

• у детей с низкой успеваемостью, отвергающих школу;

• у детей, которые копируют асоциальное поведение родителей;

• у детей, воспитывающихся в семьях, где злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение правонарушений является нормой жизни;

• у физически развитых детей без явных проблем с успеваемостью, из внешне благополучных семей;

• у детей с психическими и (или) физическими отклонениями;

• у детей, имеющих индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость, вспыльчивость);

• у детей, которые особенно чувствительны к оценке, осуждению, порицанию, не желаю-

щих принимать замечания в свой адрес, отвечать за свои поступки, не всегда согласных с тем, что им говорят педагоги; • у детей, которым свойственно неприятие одноклассников из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

«а

«Жертвами» агрессивных проявлений могут быть дети, которые не умеют постоять за себя; вызывают зависть у сверстников (отличной учёбой, модной одеждой); совершили непродуманные поступки в среде сверстников; имеют слабую волю.

Некоторые результаты исследования

деятельности социальных педагогов по профилактике агрессивных проявлений

В рамках проекта «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и её научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению» (госзадание Министерства просвещения РФ ФГБНУ «ИИДСВ РАО

») совместно с Л.А. Дементьевой, руководителем инновационной площадки РАО, зав. кафедрой психологии и здоровь-есбережения Института развития образования и социальных технологий» (г. Курган), разработаны анкеты и проведено в мае-июне 2020 года социально-педагогическое исследование деятельности школьных социальных педагогов по профилактике агрессивных проявлений детей в образовательной среде. Исследование проведёно в форме анкетного опроса 200 социальных педагогов Курганской области. Объектом исследования стали социальные педагоги. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что эти специалисты (а в Курганской области они представлены в штатном расписании многих образовательных организаций) предметно работают с агрессивными проявлениями. Они наиболее профессионально подготовлены к работе с девиациями, к гармонизации отношений в социуме, к построению бесконфликтных взаимодействий в образовательном пространстве.

Исследование выявило болевые точки образовательного социума как основы для профессиональной деятельности школьных социальных педагогов в содружестве с педагогами-психологами, классными руководителями.

Установлено, что практически все обследованные школьные социальные педагоги сталкивались в профессиональной деятельности с агрессивными проявлениями детей, педагогов, родителей. Половина опрошенных отметили, что встречаются с этим явлением несколько раз в год. Практически каждый пятый социальный педагог (18%) сталкивается с этим явлением раз в месяц; 12% — два-три раза в неделю; 10% — раз в неделю. Исследование показало, что частота агрессивных проявлений детей в образовательной среде достаточно высокая.

Выявлено, что «жертвами» детской и подростковой агрессии сегодня становятся: одноклассники, младшие школьники, учителя-предметники, классные руководители, лица противоположного пола, непедагогические работники. В роли «агрессора» выступают дети разных возрастных групп, как мальчики, так и девочки. Третья часть опрошенных социальных педагогов считает, что агрессия свойственна в равной степени младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, девочкам и мальчикам. Исследование показало, что мальчикам более свойственна физическая агрессия, а девочкам речевая — (вербальная).

Половина опрошенных социальных педагогов считает, что частота проявления агрессии свойственна чаще подросткам, чем детям младшего возраста. По мнению 11% опрошенных социальных педагогов, подростки проявляют агрессию чаще младших школьников, но и старшие школьники проявляют агрессию чаще подростков. Градус агрессии в образовательной среде растёт с возрастом учащихся.

Школьные социальные педагоги работают с разными видами детской агрессии: речевой (выражение негативных чувств (крик, визг) или словесных реакций (проклятия, угрозы), поведенческой (взрывы ярости, швыряние вещей, битьё кулаками по стене или столу), физической (использование физической силы против другого человека/животного), психологической (запугивание, травля, моббинг (игно-

рирование)), кибербуллингом (враждебность и травля в интернет-пространстве), косвенной агрессией (распространение несправедливых сплетен, неприятные шутки, кажущиеся безобидными прозвища), аутоагрессией (самоповреждения, порезы). Работая в образовательной среде, социальные педагоги часто сталкиваются с проявлениями около агрессивных состояний детей (раздражение, негативизм, обида).

Социальные педагоги отметили, что в образовательной среде имеют место агрессивные проявления со стороны педагогов. Об агрессивных проявлениях педагогов по отношению к детям заявили 5,5% опрошенных социальных педагогов; по отношению к родителям сказали 3% опрошенных социальных педагогов; по отношению к другим педагогам, своим коллегам, заявили 10,5% опрошенных социальных педагогов.

40% опрошенных социальных педагогов отметили, что в школе имели место ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к педагогам школы. Третья часть социальных педагогов признали факт агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к своим детям. 23,5% опрошенных социальных педагогов сказали, что в школе они наблюдали ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к другим детям. 26,5% опрошенных социальных педагогов ответили, что в школе имели место ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к родителям других учащихся (воспитанников).

Сегодня образовательная среда наполнена агрессивными проявлениями как со стороны детей, так и со стороны педагогов и родителей. Эта ситуация требует от администрации образовательной организации, от психологов и социальных педагогов реализации технологий гуманизации человеческих отношений — самой проблемной сферы школьного социума.

В этих условиях повышается значимость социального педагога, но при условии, если он заслужил признание в профессиональной среде, владеет технологиями создания гуманной, бесконфликтной, социально безопасной образовательной среды, гармонизации отношений в социуме, индивидуального патронажа над подопечным, социально-педагогического сопровождения ребёнка и его родителей в трудной жизненной ситуации.

По мнению социальных педагогов, в числе причин агрессивных проявлений учащихся — социальные проблемы детей и семей. Более половины респондентов (58%) указали на безнадзорность детей, такое же число респондентов отметили отсутствие у многих детей позитивных интересов. 45% опрошенных социальных педагогов указали на незанятость досуга детей. 43% респондентов отметили деструктивное, 28% — зависимое поведение детей; 32,5% опрошенных указали на неуспеваемость детей; 29% — на лишения и ограничения в семье; 13% — на неухоженность детей; 12% — на недоедание детей.

Одной из главных причин агрессии детей социальные педагоги назвали неблагополучную ситуацию в семье: отсутствие воспитания со стороны родителей (81% опрошенных); конфликтная семья (73 /о опрошенных); социально опасное положение семьи (66% опрошенных); отношение родителей к ребёнку (60% опрошенных); деструктивное поведение одного из родителей (57% опрошенных); трудная жизненная ситуация семьи (42% опрошенных); негативизм матери (40,2% опрошенных); негативизм отца (39% опрошенных).

Причины агрессивного поведения детей социальные педагоги также связывают с неправильным воспитанием со стороны определённой части родителей. Респонденты отмечают вседозволенность (92%); избалованность (63,5%); воспитание по типу «кумир семьи» (35,5%); следование социальной моде на индивидуализм и свободу личности на самопроявления (33,5%); «заласканность»

(10%); моральное подавление ребёнка и безнаказанность.

По мнению социальных педагогов, причинами детской и подростковой агрессии являются также факторы педагогической среды. Почти половина социальных педагогов (46%) назвали: излишнюю терпимость педагогов к агрессии (стереотипное восприятие «дети так играют», «так они учатся общаться» ). 45% социальных педагогов сказали об эмоциональном выгорании педагогов. 44% респондентов отметили равнодушное отношение педагогов к детям. Такое же число социальных педагогов сказали об агрессивности педагогов. 38% респондентов констатировали психолого-педагогическую безграмотность педагогов в решении проблемы детской агрессии. Третья часть опрошенных социальных педагогов (33,5%) заявили о нечувствительности педагогов к ситуации агрессивного поведении детей. В числе других факторов жизненного пространства, влияющих на распространённость агрессии в образовательной среде, социальные педагоги отметили: отсутствие психологов в школе, нежелание родителей принимать ребёнка таким, какой он есть, неблагополучную ситуацию в семье.

Причиной агрессии ребёнка, по мнению социальных педагогов, также могут быть факторы состояния его здоровья. 47% социальных педагогов указали на ОВЗ у ребёнка (ограниченные возможности здоровья); 20,5% — на инвалидность; столько же — на сенсорные дефекты, 12% респондентов — на дефекты опорно-двигательного аппарата. Агрессия ребёнка, имеющего проблемы со здоровьем, может быть ответной реакцией на обиды, травлю, жестокое отношение со стороны учащихся.

Исследование позволило сделать вывод: главные причины детской и подростковой агрессии кроются в наличии социальных проблем детей, семей, в неблагоприятной семейной обстановке, в отсутствии должного воспитания со стороны родителей и педагогов.

Социальные и педагогические противоречия в образовательной

практике

Анализ современной ситуации в образовательной среде в части профилактики агрессивных проявлений в образовательной среде позволил выявить ряд социальных противоречий между:

• увеличением в образовательных организациях числа детей с отклонениями в поведении

и неподготовленностью школьных учителей к работе с детьми, имеющими такие проблемы, отсутствием в образовательном пространстве большинства образовательных организаций таких педагогических работников, как социальный педагог, педагог-психолог, призванных обеспечивать социально-педагогическую, психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в поведении;

• растущими потребностями школы в интеграции с социокультурными объектами социума, особенно с семьёй, и недостаточным развитием института социальных педагогов, обеспечивающего этот процесс;

• имеющимся на практике богатым эмпирическим опытом педагогической профилактики девиаций детей в образовательном социуме

и отсутствием научно обоснованной модели социально-педагогической профилактики агрессивных проявлений детей в условиях образовательных организаций, расположенных в городском и сельском социуме.

Анализ педагогической эффективности используемых педагогами мер в профилактике агрессивных проявлений детей в условиях образовательных организаций, расположенных в городском и сельском социуме, позволил выявить ряд педагогических противоречий между:

• работой классных руководителей, учителей, воспитателей, ориентированной на свершившиеся факты детской и подростковой агрессии

и реальной ситуацией в образовательной среде, требующей реализации профилактических мер агрессивных проявлений детей и педагогов, а значит, повседневной социально-педагогической работы специалистов, профессионально подготовленных к работе с девиацими (педагогов-психологов, социальных педагогов);

• применением педагогами традиционных, но мало эффективных сегодня педагогических средств работы с детьми с отклонениями в поведении и необходимостью использования современных технологий профилактики, коррекции детской и подростковой агрессии;

• между эпизодической работой образовательных организаций разного типа

с семьями учащихся (воспитанников) и необходимостью системной работы с семьями учащихся (воспитанников), с социокультурными объектами окружающей среды в организации воспитания и образования детей.

Методологические основания социально-педагогической деятельности с детьми и семьями

Ведущим видом деятельности образовательных организаций, нацеленным на обеспечение социально -педагогической поддержки учащимся, на решение социальных проблем детей, работу с семьёй, социокультурными объектами социума, профилактику агрессивных проявлений учащихся, становится социально-педагогическая деятельность с детьми и семьями.

Этот новый вид работы во многих образовательных организациях сегодня стал самостоятельным видом деятельности с нормативным закреплением, кадровым обеспечением, финансированием.

В условиях, когда жизнедеятельность младшего поколения вписана в ситуацию риска, подвержена трансформациям, которые нарушают процессы социализации, социально-педагогическая поддержка стала оформляться как самостоятельный инновационный институт, равноценный процессам воспитания и образования.

Методологической основой социально-педагогической деятельности с детьми и семьями стала социальная педагогика, обладающая методом исследования.

Согласно социально-педагогическому методу, исследования ситуации отклоняющегося поведения ребёнка, в том числе агрессивных проявлений, рассматриваются с позиции средо-вого подхода, то есть влияния факторов среды (социальной, семейной, образовательной, уличной) и условий жизнедеятельности ребёнка, его родителей на поведение ребёнка, характер взаимоотношений растущего человека и социума. А способы разрешения ситуации отклоняющегося поведения ребёнка выбираются с позиции опоры на ресурсы личности, семьи и среды, которая его окружает.

Принципы социально-педагогической деятельности с детьми и родителями

Социально-педагогическая деятельность с детьми и семьями базируется на определённых принципах, в числе которых:

• превентивно-профилактический, помогающий характер социально-педагогической деятельности с детьми; ориентированной на все категории учащихся с целью раннего выявления, профилактики и коррекции агрессивного поведения;

• ранняя профилактика неблагополучия ребёнка и его семьи; своевременная, адресная социально-педагогическая помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

• опора на внутренний потенциал ребёнка, его личностные возможности, положительные качества;

• включение самих учащихся в процесс решения собственных проблем на принципах самопомощи как активных его субъектов;

• индивидуализированная работа с детьми с агрессивными проявлениями и семьями, в которых они воспитываются;

• работа вместе с семьёй, а не за семью

в решении проблем ребёнка, опора на воспитательный потенциал семьи, его использование в процессе социально-педагогической помощи ребёнку;

• использование интегрированных ресурсов окружающей среды в оказании помощи

и поддержки ребёнку и его семье;

• межпрофессиональное взаимодействие и сотрудничество в решении социальных проблем ребёнка и его родителей;

• приоритет педагогических действий, направленных на устранение причин асоциальных явлений, а не на борьбу со следствиями;

• интеграция сил, средств и возможностей различных государственных и негосударственных общественных структур, полноценное использование их воспитательного потенциала в работе с детьми и взрослыми;

• повышение социально-педагогической компетентности учителей, воспитателей, волонтёров в процессе социально-профилактической деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• признание и укрепление авторитета неправительственных организаций, развитие волонтёрского движения с включением

в него различных слоёв и групп населения, поддержка разнообразных детских и молодёжных социальных инициатив.

Специфика социально-педагогической деятельности в образовательной среде с детьми и родителями

Социально-педагогическая деятельность — это индивидуально ориентированная деятельность, нацеленная на решение двуединой задачи: а) воспитание нового поколения граждан, позитивную социализации детей во всех средах их жизнедеятельности; б) минимизацию социальных проблем ребёнка, его семьи педагогическими средствами.

Говоря о воспитании, мы имеем в виду формирование у растущего человека такого интегрированного качества, как жизнеспособность, включающего трудолюбие, ответственность, инициативность, амбициозность, креативность, коммуникабельность, любознательность, предприимчивость, культура поведения.

Говоря о минимизации социальных проблем ребёнка, мы имеем в виду, что такие проблемные аспекты неблагополучия детей, как внутрисемейные конфликты, дефицит материнского участия в жизни ребёнка,

безответственность родителей в воспитании детей, их равнодушное отношение к потребностям детей, педагогическая несостоятельность родителей, родительская некомпетентность, преодолеваются педагогическими средствами.

Сущность социально-педагогической деятельности с детьми и родителями заключается в обеспечении социально-педагогической поддержки растущему человеку словом и действием.

Особенность социально-педагогической деятельности в образовательной среде состоит в работе школьного социального педагога с ребёнком и со средой его ближайшего окружения, в активном привлечении к решению задач воспитания и профилактики отклоняющегося поведения ресурсов социума.

Социально-педагогическая деятельность — это многовекторная деятельность, которая рассматривается как а) «опережающая» деятельность, направленная на недопущение ситуаций агрессивного поведения детей; б) «предупреждающая» деятельность», нацеленная на раннюю профилактику отклоняющегося поведения; в) «помогающая» деятельность, ориентированная на оказание социально-педагогической поддержки ребёнку и его семье в ситуации агрессивных поведения.

В социально-педагогической работе с детьми и семьями в образовательной среде акцент делается на позитивных факторах школьной жизни:

• формирование насыщенного интересного событийного пространства школьной жизни;

• создание нравственной атмосферы в школе, гуманных взаимоотношений между участниками образовательной деятельности;

• развитие разветвлённой системы занятий для детей в рамках программ: воспитательной деятельности школы, работы общественных детских объединений, реабилитационной деятельности и др.;

• распространение положительных примеров деятельности детей, семей; опыта семей в трудовой, оздоровительной деятельности, в культурной жизни;

• поддержка достижений детей и родителей в творчестве, познании, в труде, спорте;

• культивирование семейного образа жизни, семейных ценностей;

• поощрение и поддержка социальных инициатив детей и родителей;

• воспитание у школьников умений и навыков, которые необходимы

в современном социуме и будут востребованы ими в самостоятельной жизни.

Важно, чтобы большая часть информационных материалов в школе, посвящён-ных детству, повествовала о позитивных событиях детской жизни, об интересной жизни семей, о совместных делах детей и родителей, взрослых и детей, об инициативах общественности по созданию комфортной и безопасной среды для детей (новые объекты, организованные силами родительской общественности, школьников, волонтёров). НО

Socio-Pedagogical Prevention Of Aggression

Marina P. Guryanova, Professor, chief researcher of the Institute for research on childhood, family and upbringing, RAO, doctor of pedagogical Sciences, Moscow

Abstract: Relevance of prevention and correction of aggressive manifestations in the educational environment. The results of a socio-pedagogical study of the activities of social teachers working in educational institutions located in the city and countryside of the Kurgan region. Social and pedagogical contradictions in practice. Methodological foundations for the prevention and correction of aggressive behavior in children. Principles and specifics of working with children and parents.

Keywords: educational environment, aggressive behavior, socio-pedagogical prevention of aggressive manifestations, correction of aggressive behavior, school social educator, social-psychological-pedagogical service of an educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.