УДК 372.367
Демко Елена Винидиктовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирского государственного педагогического университета
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Аннотация:
Статья посвящена изучению агрессивности ребенка в период 6-7 лет, который характеризуется трудностями в адаптации, связанными с переходом из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, подготовкой к кризису семи лет и его преодолению. Выявлены специфические закономерности процесса профилактики и коррекции агрессивности детей, характерные для возрастного периода 6-7 лет, и организационно-педагогические условия деятельности субъектов процесса профилактики и коррекции агрессивности у детей. Раскрыты основные положения авторского подхода к построению системы педагогической профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет.
Ключевые слова:
агрессивное поведение детей, организационно-педагогические условия, педагогическая профилактика и коррекция агрессивности, образовательная среда.
Demko Elena Vinidiktovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science and Technologies of Preschool and Primary Education Department, Armavir State Pedagogical University
ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREVENTION AND CORRECTION OF AGGRESSIVENESS OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN
Summary:
The article studies the aggressiveness of children in the age of 6-7 years old, which is characterized by difficulties in adaptation associated with the transfer from pre-school educational institution to the primary school, preparing for the 7 years old crisis and its overcoming. The author identifies specific regularities of prevention and correction of 6-7 years old children's aggressiveness. Organization of pedagogical conditions of the prevention and correction of children's aggressiveness is described. The paper outlines the main theses of the author's approach to building of educational prevention and correction of aggressiveness of 6-7 years old children.
Keywords:
aggressive behaviour of children, organizational and pedagogical conditions, pedagogical prevention and correction of aggression, educational environment.
Современная социально-экономическая ситуация в российском обществе является источником роста различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что отражается на физическом и психическом здоровье детей, выливается в проявления цинизма, жестокости и агрессивности. Агрессивность снижает продуктивный потенциал личности и возможности полноценной коммуникации, деформируя развитие человека [1].
Агрессивное поведение детей в среде образовательного учреждения является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом. Изменение социальной ситуации развития - поступление ребенка в школу ведет к значительному увеличению у детей невротической симптоматики и является одной из причин повышенной невротизации младших школьников [2].
Особую актуальность имеет изучение агрессивности в период 6-7 лет, который характеризуется трудностями в адаптации, связанными с переходом из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, подготовкой к кризису семи лет и его преодолению. В этот период агрессивность находится в стадии своего формирования, поэтому имеется возможность для ее своевременной профилактики и коррекции [3].
Исследование возможности профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет выполнено в контексте реализации идей гуманистической педагогики, в основе которой лежит педагогическая поддержка некоторых проявлений позитивной агрессии и профилактика негативных проявлений агрессии, создание на их основе рекреационной образовательной среды [4; 5; 6].
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации организационно-педагогических условий деятельности субъектов процесса профилактики и коррекции агрессивности у детей.
Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики позволил определить типологию и содержание агрессивности в условиях среды образовательного учреждения:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)
деструктивная, результатом которой является физический и психологический дискомфорт, дезадаптация, нарушения коммуникаций, деформации личностного развития, снижающие продуктивный потенциал личности, темпы и качество в образовательной деятельности; конструктивная, порождающая активность, стимулирующая к познанию, целеустремленности, лидерству, творчеству, способствующая более быстрой адаптации в образовательной среде.
В результате анализа были выявлены следующие специфические закономерности процесса профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников и младших школьников:
1) обусловленность процесса профилактики и коррекции степенью включенности в него детей;
2) взаимосвязь результативности и характера профилактических мероприятий; 3) зависимость эффективности профилактики и коррекции от вариативности ее содержания, обусловленной тендерной, возрастной и индивидуально-психологической спецификой детей и уровнем подготовленности специалистов.
Данные закономерности позволили обосновать принципы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей 6-7 лет. Они дифференцируются на общие и специфические. Специфические принципы: объективность поведенческой оценки, системность, сотрудничество субъектов этой деятельности, персонификация профилактической работы, интеграция действий различных институтов воспитания в процессе профилактики и коррекции детской агрессивности, опосредованные воздействия профилактических и коррекционных мероприятий, вариативность содержания профилактического и коррекционного процесса. Автором раскрыты особенности принципов профилактики и коррекции агрессивности дошкольников и младших школьников в виде требований, правил, норм, которые должны предъявляться к содержанию, формам, методам профилактической и коррекционной работы.
В ходе пилотажного исследовании установлено, что профилактика и коррекция детской агрессивности эффективна в условиях формирования коллективного педагогического субъекта, в качестве которого выступает объединение воспитателя, учителя, социального педагога, педагога-психолога и родителей, способных реализовывать усилия в совместной деятельности по решению задачи профилактики и коррекции детской агрессивности. Эта деятельность должна быть направлена на: а) оптимизацию, гармонизацию отношений ребенка с окружающими - сверстниками и взрослыми; б) развитие личности самого ребенка [7].
В процессе работы было определено, что важным условием является обеспечение для ребенка возможности удовлетворения значимых для него потребностей. Помощь должна быть направлена не на преодоление агрессивных проявлений, а на формирование и закрепление новых позитивных форм поведения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2002-2014 гг. и включала в себя организацию констатирующего и формирующего экспериментов. Базой исследования выступили дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 37, средняя школа МБСОШ № 7 г. Армавира, детская экспериментальная площадка-студия «Буратино» при Армавирской государственной педагогической академии. В ходе этой работы была создана система профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников и младших школьников, представляющая собой целостную интеграцию ее элементов в виде принципов, условий, содержания, форм, методов, диагностических процедур, мероприятий педагогического управления и коррекции, обеспечивающих достижение цели, и процессуальная модель ее реализации, включающая совокупность взаимосвязанных характеристик, объединенных в диагностический, мотивационный, содержательный, кор-рекционный и оценочно-рефлексивный блоки. Внедрение этой системы позволило получить эмпирический материал, подтверждающий тенденцию к снижению уровня агрессивности и дезадаптации детей, положительную динамику в формировании их психологического здоровья, удовлетворенности детей, учителей и родителей педагогическим процессом.
Разработанная программа коррекционных мероприятий для детей включает в себя такие методы, как символдрама, игровая психокоррекция, проективные техники, психокоррекционые истории Д. Бретта, сказкотерапия и комплексные занятия психогимнастикой. Содержание программы реализовывалось посредством соответствующих мероприятий: обучающие методики, беседы, социально-психологические тренинги, развивающие игры, практические занятия. Эти мероприятия носили в зависимости от качества или степени выраженности детской агрессивности либо профилактический, коррекционный, терапевтический, либо поддерживающий характер.
Проведенный в работе анализ существующих направлений воспитания и развития личности агрессивного ребенка показал необходимость дальнейшей реализации идеи гуманного отношения к таким детям, комплексного решения их проблем с привлечением широкого круга специалистов - педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, юристов, а также интеграции усилий заинтересованных организаций и ведомств.
В ходе исследования выявлены основные факторы, детерминирующие агрессию: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, тендер), психологические и др. Произведенный анализ степени влияния факторов на процесс профилактики и коррекции агрессивного поведения детей позволил сформулировать организационно-педагогические условия деятельности субъектов процесса профилактики и коррекции агрессивности у детей.
В исследовании экспериментально подтвержден комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих продуктивность совместной деятельности субъектов образовательного процесса в профилактике и коррекции развития личности агрессивного ребенка. К ним относятся:
- социальные, исходящие из необходимости создания благоприятной социальной среды для социально-педагогической поддержки развивающейся личности ребенка, доброжелательного микроклимата в социуме, образовательных учреждениях, семье;
- психологические, включающие мероприятия по оказанию психологической помощи агрессивным детям;
- проектировочные, предполагающие разработку и внедрение в образовательный процесс системы профилактики и коррекции, процессуальной модели, построенных с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных особенностей личности и специфики социального окружения;
- организационно-методические, раскрывающие методическое обеспечение системы профилактики и коррекции (реализация форм, методов, средств, конструирование содержания программ), организации профилактической и коррекционной деятельности, которые способствуют раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка;
- кадровые, обусловленные наличием системы подготовки и повышения квалификации педагогов и психологов, способных успешно работать с агрессивными детьми.
Выполненный в работе анализ результатов проведенного эксперимента показал необходимость дальнейшей реализации идеи гуманного отношения к агрессивным детям, комплексного решения их проблем с привлечением широкого круга специалистов - педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, юристов, а также подтвердил исключительную важность интеграции усилий заинтересованных организаций и ведомств при широком использовании средств массовой информации.
Ссылки:
1. Демко Е.В., Петьков В.А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2 (117). С. 27-33.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002. 512 с.
3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько и др. СПб., 2003. 240 с.
4. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
5. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.
6. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.
7. Родионова О.Н., Петьков В.А. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к развитию элементов алгоритмической культуры у детей 5-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2 (117). С. 54-61.