Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
544
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьянова М.П., Дементьева Л.А.

Агрессивное поведение детей в образовательной среде. Деятельность школьных социальных педагогов по профилактике агрессивных проявлений у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Комплексный анализ

деятельности

школьных

социальных

педагогов по

профилактике

агрессивных

проявлений детей

в образовательной

среде

Гурьянова М.П.,

главный научный сотрудник ФГБНУ «ИИДСВ РАО», д-р пед. наук, профессор, Москва

Дементьева Л.А.,

зав. кафедрой психологии и здоровьесбережения, Институт развития образования и социальных технологий» (г. Курган), соискатель ФГБНУ «ИИДСВ РАО»

В основе статьи — результаты социально-педагогического исследования деятельности школьных социальных педагогов по профилактике агрессивных проявлений детей в образовательной среде. Исследование проведёно ФГБНУ «ИИДСВ РАО» совместно с Институтом развития образования и социальных технологий (г. Курган) в рамках проекта ««Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и ее научно-методическое обеспечение, организация деятельности психологической службы, её апробация и внедрение». Проект является госзаданием Минпросвещения РФ Институту изучения детства, семьи и воспитания РАО. Исследование выполнено в форме анкетного опроса 200 социальных педагогов Курганской области в феврале—мае 2020 г.

• детская агрессия • агрессивное поведение • образовательная среда • школьный социальный педагог • профилактика агрессивного поведения детей • психологическая служба в образовательной организации

Актуальность проблемы исследования

Сегодня в России во всех сферах жизни общества происходят значительные изменения, обусловленные рыночными, информационными, сетевыми отношениями, миграционными и культурными потоками. Эти процессы порождают различные девиации, которые находят своё отражение и в образовательной среде.

В современной России, как и во всём мире, довольно распространённым явлением стала агрессия. В условиях современного общества, для которого характерны острая конку-

ренция, постоянный рост числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, дифференциация семей по уровню доходов, это социальное явление приобрело новые более жёсткие формы проявлений как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

Рост агрессивных проявлений в образовательной среде требует постановки перед школой новых педагогических задач и их решения силами не только учителей, классных руководителей, но и, прежде всего, педагогов-психологов, социальных педагогов, профессионально подготовленных к работе с девиациями, к гармонизации отношений в социуме, к построению бесконфликтных взаимодействий в образовательном пространстве.

Социальные педагоги призваны повседневно обеспечивать социально-педагогическую поддержку обучающихся, заниматься социально-педагогической работой с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеющими отклонения в поведении, включая агрессивные проявления. Работая в тесном взаимодействии с классными руководителями, учителями, воспитателями, родителями, социальные педагоги (в тех образовательных организациях, где они есть) достаточно эффективно профилактируют детскую и подростковую агрессию, миниминизуют риски агрессивного поведения обучающихся, помогают обучающимся преодолевать ситуации агрессивных проявлений. К сожалению, сегодня далеко не в каждой образовательной организации, в её штатном расписании, представлены эти специалисты, а в структуре образовательной организации действует психолого-социально-педагогическая служба. При этом потребность образовательных организаций разных типов в школьных социальных педагогах, педагогах-психологах высокой квалификации с каждым годом растёт.

Характеристика образовательных организаций как базы исследования

Базой проведения социально-педагогического исследования стали образовательные организации Курганской области, расположенные в областном центре (г. Курган) (8%); в небольшом городе (12,5%); в сельской местности (50,5%); а также учреждения профессионального образования — колледж, техникум (13,5 %); культурно-образовательные центры (13%); ГБУ «Центр помощи детям» (1%); учреждение дополнительного образования детей (1%); специальная (коррекционная) школа (1%); образовательная организация дошкольного образования (1%).

Как видим, институт социальных педагогов востребован в Курганской области. Социальные педагоги достаточно равномерно представлены в образовательных организациях разного типа, функционирующих в регионе.

Характеристика респондентов. Место работы социального педагога, тип/вид образовательной организации

В процессе исследования анкетным опросом было охвачено 200 социальных педагогов, работающих в городских и сельских школах, в специальной (коррекционной школе), в культурно-образовательных центрах, в дошкольных образовательных организациях, в учреждениях дополнительного и среднего профессионального образования, центре помощи детям Курганской области.

Установлено, что 50% обследованных респондентов работают в сельских школах; 20,5 % социальных педагогов трудятся в городских школах, включая работу в общеобразовательных школах областного центра (г. Курган), а также в общеобразовательных школах небольших городов.

13,5 % опрошенных социальных педагогов работают в учреждениях среднего профессионального образования СПО (колледж, техникум).

Ещё 13% социальных педагогов трудятся в культурно-образовательных центрах (нововведение, отличающее Курганскую область, дотационный регион); 2% социальных педагогов работают в дошкольных образовательных организациях, в учреждениях дополнительного образования детей, в специальных (коррекционных) школах, в ГБУ «Центр помощи детям».

Специфика образовательных организаций, в которых работают обследованные социальные педагоги. Установлено, что 15,5 % социальных педагогов работают в организациях, где обучается и воспитывается до 50 детей. Это, как правило, сельские малочисленные основные школы.

Каждый четвёртый социальный педагог (23,5%) работает в образовательной организации, где обучается и воспитывается до 100 детей. С большой долей вероятности можно предположить, что это также сельские малочисленные, основные или средние школы.

Каждый пятый социальный педагог (20, 5 %) работает в организациях, где обучается и воспитывается до 200 детей. 7,5 % социальных педагогов работают в организациях, где обучается и воспитывается до 300 детей. 2,5 % социальных педагогов работают в организациях, где обучается и воспитывается до 400 детей.

В образовательных организациях, где обучается и воспитывается до 500 детей, работает 6,5 % социальных педагогов. В организациях, где обучается и воспитывается от 600 до 1000 детей, трудятся 16 % социальных педагогов. В организациях, где обучается и воспитывается более 1000 детей, работает 8% обследованных социальных педагогов.

Эти исследовательские данные говорят о том, что в Курганской области институт социальных педагогов представлен в крупных школах областного центра, в школах небольших городов, в сельских школах. Заметим, что в сельских школах, занимающих значительную долю в сети образовательных организаций региона, где потребность в социальных педагогах особая в силу значительного числа проживающих на селе семей «группы риска» и ограниченности социальной сферы села, работает более 50 % обследованных социальных педагогов.

Условия работы на должности социального педагога

Установлено, что 45% обследованных респондентов работают социальными педагогами на основной должности, при этом совмещая эту работу с должностью учителя (74 %). Ещё 26% опрошенных совмещают работу социального педагога с другой работой в этой же образовательной организации: с работой педагога-психолога, зам директора по воспитательной работе, зам директора по учебно-воспитательной работе, логопеда, педагога-библиотекаря, воспитателя группы (коррекционная школа), преподавателя дисциплин (техникум).

В ходе исследования установлено, что 34,5% респондентов работают на одну ставку; 27,5 % работают на 0,5 ставки; 5,5 % опрошенных социальных педагогов работают на 0,25 ставки. Ещё 1% социальных педагогов работает на 1,5 ставки.

Совмещение должностей у социальных педагогов может быть обусловлено разными причинами: скромной заработной платой социальных педагогов, отсутствием в школе учителей какого-либо предмета, другими причинами. Но совершенно очевидно одно: совмещение — мера вынужденная, которая заставляет социальных педагогов

достигать желаемых результатов за счёт сверх усилий, сверхзанятости, не позволяет им в полной мере сосредоточиться на выполнении своей основной профессиональной деятельности.

Организационно-правовые условия работы

Исследование позволило выявить организационно-правовые условия деятельности социальных педагогов в Курганской области. Установлено, что 26% опрошенных социальных педагогов работают в структуре службы школы (социально-педагогической, психолого-педагогической, психолого-социально-педагогической), действующей на основе утверждённого директором образовательной организации положения).

Незначительное число респондентов (1,5 %) работают в структуре службы школы (социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психолого-педагогической), действующей без локального нормативно-правового обеспечения.

Ещё 2,5 % респондентов ответили, что в образовательной организации нет социально-педагогической (психолого-педагогической) службы.

Каждый пятый опрошенный социальный педагог работает в содружестве с педагогом-психологом образовательной организации, что является позитивной тенденцией, присущей образовательным организациям Курганской области.

Каждый шестой опрошенный социальный педагог (16,5 %) заявил, что является одним из социальных педагогов образовательной организации. Речь, несомненно, идёт о крупной школе областного центра.

Каждый третий опрошенный социальный педагог (39,5 %) сказал, что является единственным социальным педагогом в образовательной организации.

Подобная ситуация характерна для общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, а также общеобразовательных школ, расположенных в небольших городах.

13% опрошенных социальных педагогов работают в структуре культурно-образовательного центра. Заметим, что культурно-образовательные центры (КОЦ), большая часть которых работает в сельской местности и в малых городах Курганской области, являются важным нововведением правительства области. Преимущества культурно-образовательных центров, действующих на основе нормативно-правовых актов, разработанных в регионе и утверждённых правительством региона, состоят в том, что в условиях демографического кризиса, скудных бюджетов муниципальных образований, свёртывания социальной сферы села появилась возможность интегрировать ресурсы образования, культуры, физкультуры и спорта в интересах детей.

Наличие опыта работы в должности социального педагога

Исследование выявило, что 49 % действующих социальных педагогов в Курганской области имеют опыт работы в должности социального педагогов более 5 лет. 17,5 % социальных педагога имеют опыт работы в должности социального педагога до года; 14,5 % — до двух лет; 11% — до пяти лет; 8,5% — до трех лет. Полученные данные, касающиеся пятилетнего опыта работы, которым обладает половина действующих социальных педагогов Курганской области, свидетельствуют о том, что институт социальных педагогов укоренился в регионе и доказал свою эффективность.

Семейное положение социальных педагогов

Большая часть социальных педагогов (79%) состоит в зарегистрированном браке. Около половины опрошенных

социальных педагогов (46 %) имеют ребёнка (детей). 16 % —разведены. 10, 5 % — незамужние/неженатые. 2,5 % — не имеют ребёнка (детей). Как видим, подавляющее большинство социальных педагогов имеют опыт семейной жизни, имеют ребёнка (детей), что говорит об их жизненном опыте, позволяющем понимать проблемы своих подопечных и помогать им решать их.

Образование социальных педагогов

Более половины (55%) опрошенных социальных педагогов имеют высшее педагогическое образование. 13,5 % социальных педагогов имеют высшее социально-педагогическое образование. 21% респондентов трудятся, имея среднее профессиональное образование. 4 % социальных педагогов имеют высшее непедагогическое образование. Отдельные социальные педагоги имеют психолого-педагогическое, высшее психолого-педагогическое образование. Есть социальные педагоги, прошедшие профессиональную переподготовку.

Исследование зафиксировало довольно высокий процент социальных педагогов, имеющих высшее педагогическое образование. При этом небольшое число социальных педагогов (13,5%) имеют профильное образование — профессиональное социально-педагогическое. Но, в сравнении с ситуацией в сфере образования социальных педагогов в других регионах, данный показатель в Курганской области достаточно высокий.

Ситуация в образовательной среде, связанная с агрессивными проявлениями детей

Исследование показало, что практически все обследованные школьные социальные педагоги, работающие в городе и в сельском социуме, сталкивались в

своей профессиональной деятельности с агрессивными проявлениями детей и педагогов.

Половина опрошенных социальных педагогов отметили, что встречаются с этим явлением несколько раз в год. Практически каждый пятый социальный педагог (18%) сталкивается с этим явлением раз в месяц; 12 % — два-три раза в неделю; 10% — раз в неделю. Исследование показало, что частота агрессивных проявлений в образовательной среде достаточно высокая.

Изучение наблюдений социальных педагогов за тем, на каких субъектов образовательной среды направлена агрессия детей, показало, что детская агрессия направлена на одноклассников, младших школьников, учителей-предметников, классных руководителей, лиц противоположного пола, непедагогических работников. Как видим, «жертвами» детской и подростковой агрессии сегодня становятся различные субъекты образовательной среды.

Третья часть опрошенных социальных педагогов считает, что агрессия свойственна в равной степени младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, девочкам и мальчикам. Исследование показало, что мальчикам более свойственна физическая агрессия, а девочкам — речевая (вербальная). Как видим, в роли ««агрессора» выступают дети разных возрастных групп, как мальчики, так и девочки.

Половина социальных педагогов считает, что частота проявления агрессии свойственна чаще подросткам, чем детям младшего возраста. По мнению 11% опрошенных социальных педагогов, подростки проявляют агрессию чаще младших школьников, но и старшие школьники проявляют агрессию чаще подростков. Как видим, градус агрессии в образовательной среде растёт с возрастом обучающихся.

В целом частота встреч с фактами агрессивного поведения у городских и сельских социальных педагогов совпадает. Но городские социальные педагоги в большей степени, нежели сельские, выделяют это явление как характерное для подросткового возраста (70%) и менее склонны указывать на то, что это встречается в равной степени во всех возрастных группах (всего 12%; а в выборке сельских социальных педагогов этот показатель был 36%). То есть агрессивность несовершеннолетних в городских школах — это, прежде всего, именно подростковая проблема.

Как отметили школьные социальные педагоги, в своей работе они имеют дело с разными видами детской агрессии: речевой (выражение негативных чувств (крик, визг) или словесных реакций (проклятия, угрозы), поведенческой (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу), физической (использование физической силы против другого человека/животного), психологической (запугивание, травля, моббинг (игнорирование)), ки-бербуллингом (враждебность и травля в интернет-пространстве), косвенной (распространение несправедливых сплетен, неприятные шутки, кажущиеся безобидными прозвища), ауто-агрессией (самоповреждения, порезы и т.д.). Работая в образовательной среде, социальные педагоги часто сталкиваются с проявлениями около агрессивных состояний детей (раздражение, негативизм, обида).

Наблюдения социальных педагогов показывают, что речевая агрессия: «более характерна для подростков» (самое распространённое мнение, так считают 38% опрошенных социальных педагогов); «она в равной степени встречается в разных возрастных группах» (второе по распространённости мнение, так считают 32 % опрошенных); «она характерна для младших школьников» (третье мнение, так считают 26% соци-

альных педагогов). Только 3,5 % социальных педагогов сказали, что речевая агрессия свойственна старшеклассникам.

Согласно наблюдениям социальных педагогов, физическая агрессия более характерна для подростков (так считает 40 % социальных педагогов). Треть опрошенных социальных педагогов отметили, что физическая агрессия встречается в равной степени в разных возрастных группах. Каждый пятый социальный педагог считает, что эта девиация более характерна для младших школьников.

Заметим, что с фактами именно подростковой физической агрессии встречались 68% городских социальных педагогов, почти в 2 раза реже городские респонденты в отличие от сельских наблюдают физическую агрессию в иных возрастных группах (на селе — 39% — подростки, остальные проценты у сельских раскидываются и на старшеклассников, и на равенство проявлений во всех группах). Причем 94% городских социальных педагогов указывают, что это характерно именно для мальчиков (на селе этот показатель 79%), и только 4% городских социальных педагогов определяют эту проблему как общую для мальчиков и девочек (на селе — 16%).

Вместе с тем 80% городских социальных педагогов отметили, что сталкиваются с фактами психологической агрессии не часто, всего нескольких раз в год (у сельских показатель частоты встреч раз в неделю и даже несколько раз в неделю существенно выше), но вот не встречались с подобным поведением только лишь 18% городских социальных педагогов (у сельских этот показатель — 33%). Очень условно можно сделать вывод, что фактически свободны от буллинга треть сельских школ и лишь пятая часть городских. Но в тех сельских школах, где этот буллинг

встречается, факты его проявления более часты и серьезны, чем в городских (это к вопросу о том, как педагоги на селе на этот буллинг реагируют, вернее, возможно именно слабо реагируют и не воспринимают как проблему).

По поводу кибербуллинга: не встречались с подобным лишь 25% городских социальных педагогов (на селе — 46%), 75% — сталкиваются с ним не реже нескольких раз в год (на селе — 47%).

По аутоагрессии: раз или несколько раз в год — 70% городских (на селе — 43%), не встречались с подобным лишь 30% городских социальных педагогов (на селе 56% отмечают, что с подобным не встречаются).

Полученные исследовательские данные о распространённости разных видов агрессии среди обучающихся свидетельствуют о необходимости более глубокой и целенаправленной воспитательной работы с детьми в образовательной организации со стороны всего педагогического коллектива, родителей, общественных структур.

Причины агрессивных проявлений детей

По мнению социальных педагогов, в числе причин агрессивных проявлений обучающихся — социальные проблемы детей. Более половины респондентов (58 %) указали на безнадзорность детей и отсутствие у многих из них позитивных интересов. 45% опрошенных социальных педагогов отметили незанятость досуга детей. 43% респондентов отметили деструктивное, 28 % — зависимое поведение детей; 32,5% опрошенных указали на неуспеваемость детей; 29% — на лишения и ограничения в семье; 13 % — на неухоженность детей; 12% — на недоедание. Эти исследовательские данные выявили реальные болевые точки образовательного социума как основы для профессиональной

деятельности школьных социальных педагогов.

Одной из главных причин агрессии детей социальные педагоги назвали неблагополучную ситуацию в семье: отсутствие воспитания со стороны родителей (81% опрошенных); конфликтная семья (73% опрошенных); социально опасное положение семьи (66% опрошенных); отношение родителей к ребёнку (60% опрошенных); деструктивное поведение одного из родителей (57% опрошенных); трудная жизненная ситуация семьи (42% опрошенных); негативизм матери (40,2 % опрошенных); негативизм отца (39% опрошенных).

Причины агрессивного поведения детей социальные педагоги также связывают с неправильным воспитанием со стороны определённой части родителей. Респонденты отмечают вседозволенность (92%); избалованность (63, 5%); воспитание по типу «кумир семьи» (35,5%); следование социальной моде на индивидуализм и свободу личности на самопроявления (33,5%); «заласкан-ность» (10%); моральное подавление ребёнка и безнаказанность.

По мнению социальных педагогов, причинами детской и подростковой агрессии являются также факторы педагогической среды. Почти половина социальных педагогов (46%) назвали: излишнюю терпимость педагогов к агрессии (стереотипное восприятие «дети так играют», «так они учатся общаться»). 45% социальных педагогов сказали об эмоциональном выгорании педагогов. 44% респондентов отметили равнодушное отношение педагогов к детям. Такое же число социальных педагогов сказали об агрессивности педагогов. 38% респондентов констатировали психолого-педагогическую безграмотность педагогов в решении проблемы детской агрессии. Третья часть опрошенных социальных педагогов (33, 5%) заявили о нечувствительности педагогов к ситу-

ации агрессивного поведении детей. В числе других факторов жизненного пространства, влияющих на распространённость агрессии в образовательной среде, социальные педагоги отметили: отсутствие психологов в школе, нежелание родителей принимать ребёнка таким, какой он есть, неблагополучная ситуация в семье.

Причиной агрессии ребёнка, по мнению социальных педагогов, также могут быть факторы состояния его здоровья. 47% социальных педагогов указали на ОВЗ у ребёнка (ограниченные возможности здоровья); 20,5 % — на инвалидность; столько же — на сенсорные дефекты, 12 % респондентов — на дефекты опорно-двигательного аппарата. Вполне вероятно, что агрессия ребёнка, имеющего проблемы со здоровьем, может быть ответной реакцией на обиды, травлю, жестокое отношение со стороны обучающихся.

Исследование позволило сделать вывод: главные причины детской и подростковой агрессии кроются в наличии социальных проблем детей, в конфликтах в семьях, в отсутствии должного воспитания со стороны родителей и педагогов. Приоритетным направлением деятельности школьных социальных педагогов должна быть социально-педагогическая работа с семьями обучающихся, что требует особого режима работы школьных социальных педагогов, выхода за стены образовательной организации, активного взаимодействия с другими субъектами профилактики и социализации обучающихся.

Ситуация с агрессивными проявлениями со стороны педагогов

Отвечая на вопрос: «Имели ли место в Вашей образовательной организации ситуации агрессивных проявлений со стороны педагогов?», социальные педагоги отметили, что агрессивные про-

явления со стороны педагогов имеют место в образовательной среде, где они работают.

Об агрессивных проявлениях педагогов по отношению к детям заявили 5,5% опрошенных социальных педагогов.

Об агрессивных проявлениях со стороны педагогов по отношению к родителям сказали 3% опрошенных социальных педагогов.

Об агрессивных проявлениях со стороны педагогов по отношению к другим педагогам, своим коллегам, заявили 10,5% опрошенных социальных педагогов.

Как видим, агрессивные действия в образовательной среде иногда исходят от педагогов, что является объяснимым, но совершенно недопустимым явлением, даёт плохой пример для подражания, является своеобразным провокационным фактором, объектом профессиональной деятельности администрации образовательной организации, специалистов помогающих профессий, задача которых состоит в оказании профессиональной и человеческой помощи коллегам.

Ситуация с агрессивными проявлениями со стороны родителей

Ответы на вопрос: «Имели ли место в Вашей практике ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей?» — выявили следующую картину.

Так, 40% опрошенных социальных педагогов отметили, что в школе имели место ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к педагогическим работникам.

Третья часть социальных педагогов признали факт агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к своим детям.

23,5 % опрошенных социальных педагогов сказали, что в школе они наблюдали ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к другим детям.

26,5% опрошенных социальных педагогов ответили, что в школе имели место ситуации агрессивных проявлений со стороны родителей по отношению к родителям других обучающихся (воспитанников).

Как видим, сегодня образовательная среда наполнена агрессивными проявлениями как со стороны детей, так и со стороны педагогов и родителей. Данная ситуация требует от администрации образовательной организации, от психологов и социальных педагогов реализации технологий гуманизации человеческих отношений — самой проблемной сферы школьного социума. В этой ситуации возрастает роль социального педагога как особо значимого педагогического работника в области профилактики девиаций, правда, если он заслужил уважение в профессиональной среде, владеет технологиями создания гуманной, бесконфликтной, социально безопасной образовательной среды, гармонизации отношений в социуме, индивидуального патронажа над подопечным, социально-педагогического сопровождение ребёнка и его родителей.

Методы профилактической работы социальных педагогов

Опираясь на свой личный, профессиональный и жизненный опыт, социальные педагоги сформулировали высоко эффективные методы профилактической социально-педагогической работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подавляющее большинство социальных педагогов (69%) считает, что к их числу относится индивидуализированная работа с ребёнком.

62% респондентов назвали методы по установлению доверительных отношений социального педагога с ребёнком.

57,5% опрошенных социальных педагогов заявили о методе своевременного выявления детей с агрессивным поведением.

55% респондентов сказали об использовании метода содействия в решении проблемы неудовлетворённых потребностей ребёнка.

Более половины опрошенных социальных педагогов (54,5%) заявили о методе помощи ребёнку в развитии его позитивных интересов.

Столько же респондентов (52 %) сказали об эффективности метода педагогической помощи ребёнку в управлении своим состоянием в процессе взаимодействия с другими людьми.

Половина респондентов (52%) заявили о необходимости постоянной работы с родителями.

Столько же респондентов сказали об эффективности таких методов, как обучение детей умениям решать свои проблемы (50%); консультации для родителей, дети которых склонны к агрессивному поведению; активное взаимодействие и сотрудничество с организациями и учреждениями дополнительного образования детей.

Немалая часть опрошенных социальных педагогов (38,5—43%) назвали такие методы, как стимулирование у ребёнка рефлексии своего поведения, формирование гуманной образовательной среды в школе, в классах.

Изучение практического опыта социальных педагогов показало эффективность и таких методов профилактической работы, как: обучающие занятия с детьми по основам безопасной жизнедеятельности, индивидуальная и групповая работа с родителями, дети

которых склонны к агрессивному поведению, и др.

Методы помогающей социально-педагогической деятельности с детьми в преодолении агрессивного поведения

Социальные педагоги, опираясь на свой опыт профессиональной деятельности, высказали личные суждения о высоко эффективных методах помогающей деятельности по преодолению агрессивного поведения ребёнка. В их числе: включённость ребёнка в интересную жизнь детского сообщества (61,5%); в совместную работу со взрослыми (53,5%); индивидуальный патронаж социального педагога над подопечным (46,5%); работа по формированию сознания ребёнка (45,5%); посредническая помощь ребёнку в переживании своих состояний (38,5%); учёт стихийной социализации ребёнка, имеющего проблемы в поведении (38%).

Изучение практического опыта социальных педагогов показало эффективность и таких форм помогающей деятельности социальных педагогов, как доверительные беседы, тренинги, работа с родителями, склонными к агрессивному поведению в отношении детей, групповая психологическая работа с детьми с агрессивным поведением и др.

Потребность социальных педагогов в социально-педагогических знаниях. Исследование показало: чтобы эффективно профилактировать агрессию детей в образовательной среде и помогать обучающимся преодолевать своё деструктивное поведение, школьным социальным педагогам остро необходимы новейшие социально-педагогические знания. Так, 42,5% респондентов заявили о нехватке знаний в области технологий индивидуального патронажа над ребёнком с агрессивным пове-

дением. 40% респондентов нуждаются в освоении новых методов предупреждения и преодоления агрессии детей. 38% социальных педагогов хотели бы получить современные знания о работе по формированию сознания ребёнка. 36% социальных педагогов испытывают потребность в знаниях о техниках взаимодействия социального педагога с семьями, в которых воспитываются дети с признаками девиантного поведения. 30% социальных педагогов сказали о недостатке знаний по проведению диагностических исследований по выявлению детей, склонных к агрессии; 12 % респондентов обеспокоены недостатком знаний о причинах агрессивного поведения детей.

Выводы по результатам исследования

1. Институт школьных социальных педагогов, призванный обеспечить социальную защиту и безопасность детства, востребован в регионах, что показало исследование деятельности социальных педагогов по профилактике агрессивных проявлений детей в Курганской области.

В данном регионе социальные педагоги достаточно равномерно представлены в образовательных организациях разного типа, функционирующих на территории области. В частности, социальные педагоги работают в крупных школах областного центра, в школах небольших городов, в сельских школах, в дошкольных образовательных организациях, в учреждениях дополнительного образования детей, в специальных (коррекционных) школах, в учреждениях профессионального образования. Заметим, что в сельских школах, занимающих значительную долю в сети образовательных организаций региона, где потребность в социальных педагогах особая в силу

значительного числа проживающих на селе семей группы риска и ограниченности социальной сферы села, работают более 50% обследованных социальных педагогов.

Половина действующих социальных педагогов Курганской области имеют пятилетний опыт работы в должности социального педагога, что свидетельствует об укоренённости института социальных педагогов в регионе, о том, что социальные педагоги доказали свою эффективность.

2. Исследование зафиксировало довольно высокий процент социальных педагогов, имеющих высшее педагогическое образование. При этом небольшое число социальных педагогов (13,5%) имеют профильное образование — профессиональное социально-педагогическое. Но, в сравнении с ситуацией в сфере образования социальных педагогов в других регионах, данный показатель в Курганской области достаточно высокий, что говорит о продуманной кадровой политике в сфере социальной защиты детства в регионе.

Подавляющее большинство социальных педагогов имеют опыт семейной жизни, имеют ребёнка (детей), что говорит об их жизненном опыте, позволяющем понимать и решать проблемы своих подопечных.

3. Сегодня самой проблемной сферой школьного социума являются человеческие отношения. Образовательная среда, наполненная агрессивными проявлениями как со стороны детей, так и со стороны педагогов и родителей, требует реализации технологий гуманизации социальных отношений. И здесь роль социального педагога незаменима. Но этот специалист должен быть хорошо профессионально подготовлен, владеть технологиями создания гуманной, бесконфликтной, социально

безопасной образовательной среды, гармонизации отношений в социуме, индивидуального патронажа над подопечным, социально-педагогического сопровождения ребёнка и его родителей и др.

4. Практически все обследованные школьные социальные педагоги сталкивались в своей профессиональной деятельности с агрессивными проявлениями детей и педагогов. Третья часть опрошенных социальных педагогов считает, что агрессия свойственна в равной степени младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, девочкам и мальчикам. Частота встреч с фактами агрессивного поведения у городских и сельских социальных педагогов совпадает. Но городские социальные педагоги в большей степени, нежели сельские, выделяют это явление как характерное для подросткового возраста (70%) и менее склонны указывать на то, что это встречается в равной степени во всех возрастных группах (всего 12%; в выборке сельских социальных педагогов этот показатель был 36%). То есть агрессивность несовершеннолетних в городских школах — это прежде всего именно подростковая проблема.

5. В своей работе социальные педагоги имеют дело с разными видами агрессии: речевой, поведенческой, физической, психологической, кибер-буллингом (травля в интернете), ауто-агрессией. Часто они сталкиваются с проявлениями около агрессивных состояний детей (раздражение, негативизм, обида).

6. С фактами именно подростковой физической агрессии встречались 68% городских социальных педагогов. Почти в 2 раза реже городские респонденты в отличие от сельских наблюдают физическую агрессию в иных возрастных группах (на селе — 39% — подростки, остальные проценты у сельских раски-

дываются и на старшеклассников, и на равенство проявлений во всех группах). Причем 94% городских социальных педагогов указывают, что это характерно именно для мальчиков (на селе этот показатель 79%), и только 4% городских социальных педагогов определяют эту проблему как общую для мальчиков и девочек (на селе — 16%).

7. Главные причины детской и подростковой агрессии — социальные проблемы, конфликты в семьях, неправильное воспитание. Приоритетным направлением деятельности школьных социальных педагогов становится работа с семьями обучающихся, что требует особого режима работы школьных социальных педагогов, выхода из стен образовательной организации в социум, взаимодействия с другими субъектами профилактики отклоняющегося поведения и социализации обучающихся.

8. Полученные исследовательские данные о распространённости агрессии среди обучающихся разных возрастных групп свидетельствуют о необходимости более глубокой и целенаправленной воспитательной работы с детьми в образовательных организациях, включения всего педагогического коллектива и родителей, прежде всего, в этот процесс.

9. В профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий в пространстве образовательной организации главное место занимает социально-педагогическая профилактическая и помогающая работа с детьми и их родителями.

10. По мнению социальных педагогов, они стремятся на практике реализо-вывать высоко эффективные методы социально-педагогической профилактической и помогающей деятельности по преодолению различных девиаций, в том числе агрессивных проявлений детей.

11. Помогающая социально-педагогическая деятельность с педагогами и родителями, проявляющими агрессию, также должна войти в сферу деятельности руководства образовательных организаций, специалистов помогающих профессий.

12. Школьные социальные педагоги, призванные эффективно профилакти-ровать агрессию детей в образовательной среде и помогать обучающимся преодолевать своё деструктивное поведение, должны иметь доступ к новейшим социально-педагогическим знаниям, постоянно повышать свой квалификационный уровень.

Предложения в адрес образовательных ведомств

1. В современной психолого-педагогической науке и образовательной практике назрела потребность в рассмотрении социально-педагогической поддержки ребёнка в образовательной среде как самостоятельного инновационного института наряду с воспитанием и образованием.

2. Приоритетным направлением деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации должно стать создание и дальнейшее развитие психолого-социально-педагогических служб в образовательных организациях. В противном случае деструктивное поведение обучающихся станет тормозом на пути стабильно развивающегося детства и образования.

3. Минпросвещению РФ совместно с Минобрнауки РФ необходимо обеспечить дальнейшее развитие профессионального социально-педагогического образования, взять под государственный контроль целенаправленную профессиональную подготовку социальных педагогов для системы образования.

4. Минпросвещения РФ совместно с Минтруда РФ необходимо осуществить работу по правовому закреплению социально-педагогических услуг детям и семьям, что создаст предпосылки для целевого (а не остаточного) финансирования института школьных социальных педагогов, для притока в образовательные организации дипломированных социальных педагогов, позволит снизить масштабы девиаций в образовательной среде.

5. Минпросвещения РФ обязать органы образования субъектов РФ ежегодно проводить мониторинг состояния института социальных педагогов, разра-

ботать систему повышения их квалификации и переподготовки на основе современных информационных технологий, дистанционного образования.

6. Минобрнауки РФ поручить научно-исследовательским институтам, образовательным организациям высшего профессионального образования, имеющим фундаментальные научные наработки и достижения в области социальной педагогики, подготовить новое поколение учебников, учебно-методических пособий для профессиональной социально-педагогической подготовки школьных социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.