УДК 159.9. 072.42
А.И. Амелькина (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») К.С. Шалагинова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 35-56-68, e-mail: shalaginvaksenij [email protected]
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ АГРЕССИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлен опыт работы с семьями, воспитывающими агрессивных младших школьников. Влияние семьи рассматривается как одна из основных причин проявления агрессии в поведении ребенка. Описаны основные этапы деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению семей агрессивных детей в начальной школе.
Ключевые слова: агрессия, младший школьник, семья, психологическое сопровождение, диагностика, коррекция агрессивного поведения
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых последних лет отмечен значительный рост проявлений агрессивных реакций в школьной среде. Если раньше речь шла об агрессивности, начиная преимущественно с подросткового возраста, то теперь данная проблема стала актуальной уже для начальной школы, а истоки агрессивности в поведении детей все чаще обнаруживаются в дошкольном возрасте. Младшие школьники, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и др.
Различные методологические и концептуальные подходы отечественных и западных ученых не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения детской агрессивности. Однако, становится ясно, что агрессивность как свойство, присуща многим детям, возникает в силу разных причин. В качестве одной из центральных в настоящее время рассматривается семья, в которой воспитывается ребенок.
Семья по праву во все времена считалась важнейшим институтом социализации, первым социальным миром ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В психологических исследованиях (Л.И. Божович, З.А. Бардышевой, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровиной, З.А. Матейчик и др.) доказано исключительное влияние семьи на ребенка, установлено, что при обеспечении безопасности в семье у ребенка развиваются привязанности, уверенность, защищенность, умение справляться с трудностями и потерями, происходит развитие личностных качеств, способностей и возможностей.
В настоящее время семейная проблематика рассматривается в достаточно широком предметном аспекте. Особое направление научного поиска составляет изучение психологических аспектов построения и функционирования семьи как особого социального института.
Применительно к проблеме агрессии и агрессивного поведения современные исследователи отмечают непоследовательность родительской позиции, неумение родителей контролировать собственные эмоции, применение наказаний, ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавления инициативы ребенка и т. д., что в свою очередь усиливает проявление агрессии в поведении детей, становится причиной закрепления агрессивности в устойчивую черту личности.
Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки
содержания и организации специальной практико-ориентированной работы с родителями.
Анализ современной практики построения психологической работы (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, А. Колеченко, Р.В. Овчарова, В. Семикин, Т.И. Чиркова и др.) позволяет в качестве наиболее перспективного направления рассматривать парадигму сопровождения. Несмотря на достаточно непродолжительный срок своего существования, данная модель деятельности психологической службы получила широкое распространение в различных образовательных учреждениях, среди них детские сады (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, Т.И. Чиркова), школы (Э.М. Александровская, И.А. Баева, М.Р. Битянова, О.А. Добрынина, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.Л. Порошинская, Л.В. Тарабакина и др.), средние и высшие профессиональные учебные заведения (Ж.О. Андреева, В.К. Багирбеков, Р.О. Агавелян, Ю.М. Львин). Между тем, применительно к работе с родителями некоторые аспекты организации сопровождения все еще остаются недостаточно разработанными и изученными.
На современном этапе можно констатировать наличие противоречий между признанием необходимости работы с семьей как одним из главных факторов формирования агрессивного поведения детей и недостаточностью методического обеспечения педагогов, психологов образовательных учреждений по организации работы с родителями младших школьников.
В своем исследовании мы предположили, что работа с семьей агрессивного младшего школьника будет протекать эффективно, если:
1. учитывать, что проявление агрессии в поведении младшего школьника находится в прямой зависимости от личностных особенностей родителей и их педагогической (воспитательной) позиции;
2. работу с родителями организовать как психологическое сопровождение в единстве четырех основных видов (направлений) деятельности педагога-психолога -индивидуальная и групповая диагностика, профилактика, консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая);
3. провести цикл занятий, направленных на снижение агрессивных и враждебных реакций, повышение родительской компетентности, формирование навыков конструктивного взаимодействия, принятия ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в отечественной науке достаточно четко прослеживается тенденция к выделению понятий «агрессия» и «агрессивность» и их четкому разграничению (Г.Э. Бреслав, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, А.И. Фурманов и др.). Определяя агрессию как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей, современные исследователи рассматривают агрессивность с разных позиций. Т.Г. Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как агрессивное поведение человека осуществляется в контексте социального взаимодействия. Л.М. Семенюк говоря об агрессивности в личностных характеристиках подростка, определяет ее как форму протеста против непонимания взрослых, как результат неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. А.А. Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии. Основными критериями, позволяющими отнести агрессивность к свойствам личности, являются: выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности; формирование в процессе социализации и образования постоянного
комплекса социальных связей; относительная изменчивость под воздействием социальных условий; относительная устойчивость, постоянство, одинаковость при повторных проявлениях.
При этом агрессию следует рассматривать:
1) как поведение - мотивационные внешние действия. Л.Б. Гиппенрейтер определяет агрессию как реакцию на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку». Р. С. Немов считает, что у человека существуют различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением. Агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (враждебность, гнев и др.), так и тормозящий (культурные стереотипы, страх наказания, чувство вины и др.) компоненты;
2) как психическое состояние. Н.Д. Левитов выделяет феноменологию, этапы и компоненты агрессии. В качестве этапов агрессивного состояния рассматриваются подготовка к агрессии, процесс осуществления агрессии; оценка результатов.
Рассматривая и анализируя компоненты агрессии, Н.Д. Левитов, И.В. Дубровина предлагают изучить познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Л.М. Семенюк рассматривает так называемый «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет возможности снять барьер. Типичное состояние агрессии при этом характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в разных формах.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия); как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивность, как всякая личностная черта, свойство, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности.
Различные методологические и концептуальные подходы отечественных и западных ученых не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения детской агрессивности. Однако, становится ясно, что детская агрессивность имеет комплексную этиологию, причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).
М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева, рассматривая сопровождение как конкретную практическую деятельность, как метод психологической работы в школе, трактуют его как системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психического развития каждого ребенка в школьной среде.
Некоторые отечественные психологи пользуются близкими по смыслу категориями. Например, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, Ю.З. Гильбух используют термин содействие.
В настоящее время проблема психологического сопровождения в образовательной сфере приобрела особую актуальность в связи с ориентацией на индивидуально-личностное развитие обучающегося. Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет личности открыть возможности самосовершенствования и самореализации.
Цель психолого-педагогического сопровождения - формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить. Достижение этой цели невозможно без сформированности и созревания определенных функциональных (психофизиологических) структур, обеспечивающих реализацию данных способностей.
В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:
1) профилактика,
2) индивидуальная и групповая диагностика,
3) консультирование (индивидуальное и групповое),
4) развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально - педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы - создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде. Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
В настоящее время сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность психолога и педагога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента.
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В современной психологической практике выделяют следующие модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с родителями агрессивного младшего школьника.
1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы.
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.
4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети с агрессивным поведением. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Можно использовать различные модели помощи семье агрессивного ребенка в зависимости от характера причин, вызывающих данную проблему.
При организации психологического сопровождения семьи агрессивного ребенка, на наш взгляд, целесообразно, использовать следующие формы работы с семьей.
1. Психологическое консультирование - основные задачи: помощь в разрешении семейных трудностей (работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла, помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи, разрешение типичных семейных проблем, обостренных тяжестью состояния ребенка, таких как налаживание отношений с братьями, сестрами, с бабушками-дедушками, формирование согласованности воспитательных подходов членов семьи, и т.д.); укрепление родительской компетентности; сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т.д.).
2. Родительские группы - основные задачи: преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих социальные инициативы; сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции; информационная поддержка; помощь в разрешении семейных и личных трудностей.
3. Включение родителей в процесс занятий с ребенком основные задача -вовлечение семьи в процесс терапии и обучения, установление партнерских отношений с семьей; обучение членов семьи новым, более терапевтичным приемам взаимодействия, общения навыкам обучения и воспитания; развитие родительской компетентности; создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь; помощь в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей.
4. Дополнительные формы работы с семьей - общие родительские собрания и
индивидуальные беседы с руководителем групп, в которой занимается ребенок; привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности.
Следует отметить, что методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик в работе с родителями и эта тенденция сохранится как один из важнейших принципов организации психологической службы.
Для наполнения содержанием диагностического блока работы мы использовали следующий пакет диагностических методик: для работы с детьми -Проективная методика «Рисунок семьи», Проективная методика «Кактус»; для работы с родителями - Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина, методика Басса-Дарки, Опросник Захаровой; анкета для учителя.
Апробация модели психологического сопровождения проводилась на базе МБОУ гимназия №11 г. Тулы. Выборку составили учащиеся в возрасте 8-9 лет и их родители, всего 25 семей. Выборки являются зависимыми и репрезентативными.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Для большинства опрошенных детей (60%) характерен высокий уровень агрессивности. Испытуемые с высоким уровнем агрессивности нередко бывают неуравновешенными и жестоким по отношению к другим; надеются добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиваясь успеха, жертвуют интересами окружающих. 24% респондентов характеризуются средним уровнем агрессивности. Дети данной категории умеренно агрессивны, но вполне успешны в жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 16% выборки имеет низкий уровень агрессивности. Данная категория испытуемых миролюбива, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
2. Большинство детей в семейной ситуации испытывают чувства тревожности, конфликтности и враждебности. У 40% проявляются такие особенности как снижение самооценки - дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов, либо не рисуют вообще. Причиной данного явления могут быть трудности самовыражения при общении с близкими, отсутствие чувства общности с семьей. 20% школьников выражают большую потребность в общении - в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями - практически на половине рисунков (48%) члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На 12% рисунках изображена семья, в которой каждый занят своим делом. На одном из них мама смотрит телевизор, папа в машине, дедушка читает, а ребенок играет, при этом все изображены на одном рисунке, но их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в таких семьях нарушены.
3. Для большинства родителей (44%) характерно родительское отношение по типу «маленький неудачник». В родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его
неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Для 20% родителей характерен тип отношения «принятие-отвержение». Для 16% родителей характерен тип отношения «симбиоз». Для 16% родителей характерен тип отношения "Авторитарная гиперсоциализация". Данный тип отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Для 4% родителей характерен тип отношения "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.
4. Для большинства родителей характерны нарушения во взаимоотношениях с ребенком по основным показателям: снижена способность к сопереживанию, безусловное принятие, отношение к себе как к родителю, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка.
5. По результатам экспертной оценки, для большинства испытуемых - детей (68%) характерен высокий уровень агрессивности. Данной группе присущи такие черты как использование физических и вербальных средств против собеседника, подозрительность, недоверие по отношению к окружающим, нетерпимость и грубость в межличностных контактах.
12% детей в выборке, по мнению педагога, обладают средним уровнем агрессивности. Они в меру агрессивны и вполне адекватно оценивают свои возможности, рассчитывая в этой жизни добиться всего своими силами.
20% детей согласно учителю обладают низкой агрессивностью, что характеризует их как недостаточно уверенных в себе и излишне доверчивых.
6. Родительское отношение напрямую влияет на формирование личности детей. Исследование показало, что большинство детей, родители которых придерживаются авторитарных стилей отношения, имеют высокий уровень агрессии.
Проведенное нами исследование еще раз выявило наличие проблемы разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной работы с семьей агрессивных детей младшего школьного возраста, тем самым подтвердив ее актуальность.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил установить, что родители с социально нежелательными стилями родительского отношения негативно влияют на формирование личности своих детей. У школьников, воспитывающихся агрессивными родителями, выявлен высокий уровень агрессивности. Анализ результатов диагностики позволяет также утверждать, что большинство детей агрессивных родителей имеют высокий уровень тревожности и заниженную самооценку.
Нами была разработана программа психологического сопровождения для агрессивных младших школьников и их семей, направленная на снижение агрессивных и враждебных реакций детей, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности младших школьников, формирование навыков конструктивного взаимодействия, принятия, поддержки. Основу программы составляют различные игры и упражнения. В программе используется преимущественно групповая форма работы, включающая блок занятий для детей, для родителей, для детей совместно с родителями.
Эффективность программы психологического сопровождения семьи агрессивного младшего школьника достигнута посредством тренинговых и рефлексивных упражнений, развивающих благоприятные внутрисемейные отношения.
В целом можно говорить о подтверждении гипотезы, о чем свидетельствуют результаты исследования. Для обработки полученных данных были использованы статистические критерии: знаков (О-критерий).
Критерий знаков предназначен для сравнения состояния некоторого свойства у членов двух зависимых выборок на основе измерений, сделанных по шкале не ниже ранговой.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в том, что:
- количество детей, показавших высокий уровень агрессивности, снизилось с 60% на констатирующем этапе до 44% на контрольном;
- снизилось число родителей, обладающих социально не желательным типом родительского отношения «маленький неудачник» (с 44% до 28%);
- повысилось число родителей, обладающих социально желательным типом родительского отношения «кооперация» (с 4% до 16%);
- проведенная программа дала положительный эффект, который проявился в повышении способности родителей воспринимать состояние ребенка; повышении способности к сопереживанию; повышении стремления к телесному контакту с ребенком; ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия; умении воздействовать на состояние ребенка.
Литература
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. Мн.: Современное слово, 2006. 280 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных
отношений. М.: Эксмо-пресс, 2000. 508 с.
3. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1967. № 3. С. 60-67.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакц.-изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 1994. 135 с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 516 с.
6. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 2001. 347 с.
7. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. 336 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2004. 464 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2004. 352 с.
10. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. 176 с.
11. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция.
СПб.: Речь, 2007. 216 с.
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005. 176 с.
13. Шалагинова К.С. Психологическое сопровождение агрессивных младших
школьников. Основные этапы программы. Ход занятий. Упражнения //
Справочник педагога-психолога. М.: Школа № 3, 2011. С. 34-47.
14. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: метод.
пособие. М.: Фолиум, 1996. 48 с.
15. Ялом И. Групповая психотерапия: Теория и практика. М.: Апрель-Пресс:
ЭКСМО-Пресс, 2001. 575 с.
ryMaHurapHbie BegoMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro
№ 3 (7), OKT*6pb 2013 r.
A.I. Amelkina, K.S. ShaJaginova
EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FAMILIES OF AGGRESSIVE YOUNGER SCHOOLCHILDREN
The article considers the family of a young learner as one of the main causes of child aggressiveness. Describes the features of the application of the paradigm of support of a family, the aggressive younger pupils. The results are given of practical application of psychological support of families of aggressive younger pupils.
Keywords: aggression, younger school age, psychological support, family, parental attitude