Научная статья на тему 'Исследование влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению'

Исследование влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SCHOOLCHILDREN / AGGRESSIVE BEHAVIOR / ILLEGAL BEHAVIOR / ADVERSE SOCIAL CONTEXT / PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Севрюкова А.А., Селиванова Е.А.

Актуальность исследования обусловлена повышенным агрессивным фоном в общеобразовательных организациях. Выявлены трудности педагогов в отборе действенных средств для профилактики негативных моделей поведения. Цель статьи состоит в обосновании выдвинутого предположения о том, что агрессивное и противоправное поведение обучающихся может быть вызвано влиянием негативного социального контекста. Методологией исследования выступает положение культурно-исторической теории Л. С. Выготского об обусловленности развития ребёнка социальной ситуацией. На основе анализа первоисточников смоделирован многоступенчатый алгоритм исследования. В нём представлено авторское видение процесса определения социальных факторов, влияющих на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению. Подробно описаны методики исследования и полученные результаты. Представлены и проинтерпретированы данные, которые подтверждают гипотезу о влиянии неблагоприятных социальных условий на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению. Научная новизна работы заключается в определении социальных факторов, наиболее выраженных в аспекте негативного влияния на проявление агрессии. Практическая значимость проявляется в применимости результатов исследования для отбора средств профилактики и коррекции агрессивного и противоправного поведения школьников. Возможными сферами применения описанных научных результатов выступает профессиональная деятельность служб сопровождения в аспекте работы с обучающимися, предрасположенными к агрессивному и противоправному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE IMPACT OF AN ADVERSE SOCIAL CONTEXT ON STUDENTS' PREDISPOSITION TO AGGRESSIVE AND ILLEGAL BEHAVIOR

The relevance of the study is due to the increased aggressive environment in educational institutions. Difficulties of teachers in selecting effective means for the prevention of negative behavioral patterns were identified. The aim of the article is to substantiate the assumption that aggressive and illegal behavior by schoolchildren may be caused by the negative social context. The research methodology is based on the position of the cultural and historical theory of L.S. Vygotsky about the conditionality of the child's development by the social situation. The multistage research algorithm is simulated on the basis of the analysis of primary sources. This research presents the author's vision of the process of determining the social factors influencing the predisposition of schoolchildren to aggressive and illegal behavior. The research methods and results obtained are described in detail. Data confirming the hypothesis of the impact of adverse social conditions on the predisposition of schoolchildren to aggressive and illegal behavior are presented and interpreted. The scientific novelty of the article is to identify the social factors that are most pronounced in terms of the negative impact on the signs of aggression. Practical significance is demonstrated by the applicability of the research results to the selection of preventive measures and correction of aggressive and illegal behavior of schoolchildren. Possible areas of application of the described scientific results are the professional activities of support services in the aspect of working with schoolchildren who are prone to aggressive and illegal behavior.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению»

УДК 316.624

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА НА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ К АГРЕССИВНОМУ И ПРОТИВОПРАВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, А.А. Севрюкова, Е.А. Селиванова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена повышенным агрессивным фоном в общеобразовательных организациях. Выявлены трудности педагогов в отборе действенных средств для профилактики негативных моделей поведения. Цель статьи состоит в обосновании выдвинутого предположения о том, что агрессивное и противоправное поведение обучающихся может быть вызвано влиянием негативного социального контекста. Методологией исследования выступает положение культурно -исторической теории Л. С. Выготского об обусловленности развития ребёнка социальной ситуацией. На основе анализа первоисточников смоделирован многоступенчатый алгоритм исследования. В нём представлено авторское видение процесса определения социальных факторов, влияющих на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению. Подробно описаны методики исследования и полученные результаты. Представлены и проинтерпретированы данные, которые подтверждают гипотезу о влиянии неблагоприятных социальных условий на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению. Научная новизна работы заключается в определении социальных факторов, наиболее выраженных в аспекте негативного влияния на проявление агрессии. Практическая значимость проявляется в применимости результатов исследования для отбора средств профилактики и коррекции агрессивного и противоправного поведения школьников. Возможными сферами применения описанных научных результатов выступает профессиональная деятельность служб сопровождения в аспекте работы с обучающимися, предрасположенными к агрессивному и противоправному поведению.

Ключевые слова: школьники, агрессивное поведение, противоправное поведение, неблагоприятный социальный контекст, психологическое исследование.

RESEARCH OF THE IMPACT OF AN ADVERSE SOCIAL CONTEXT ON STUDENTS' PREDISPOSITION TO AGGRESSIVE AND ILLEGAL BEHAVIOR

D. Ilyasov, K. Burov, А. Sevryukova, E. Selivanova

Abstract. The relevance of the study is due to the increased aggressive environment in educational institutions. Difficulties of teachers in selecting effective means for the prevention of negative behavioral patterns were identified. The aim of the article is to substantiate the assumption that aggressive and illegal behavior by schoolchildren may be caused by the negative social context. The research methodology is based on the position of the cultural and historical theory of L.S. Vygotsky about the conditionality of the child's development by the social situation. The multistage research algorithm is simulated on the basis of the analysis of primary sources. This research presents the author's vision of the process of determining the social factors influencing the predisposition of schoolchildren to aggressive and illegal behavior. The research methods and results obtained are described in detail. Data confirming the hypothesis of the impact of adverse social conditions on the predisposition of schoolchildren to aggressive and illegal behavior are presented and interpreted. The scientific novelty of the article is to identify the social factors that are most pronounced in terms of the negative impact on the signs of aggression. Practical significance is demonstrated by the applicability of the research results to the selection of preventive measures and correction of aggressive and illegal behavior of schoolchildren. Possible areas of application of the described scientific results are the professional activities of support services in the aspect of working with schoolchildren who are prone to aggressive and illegal behavior.

Keywords: schoolchildren, aggressive behavior, illegal behavior, adverse social context, psychological research.

Введение. В последнее годы проблема агрессии достаточно остро ощущается в общеобразовательных организациях нашей страны, особенно в малонаселённых городах и поселках. Об этом свидетельствуют факты, описываемые в периодической печати. Это проявления вербальной агрессии в социальных сетях, акты физического насилия, случаи гибели обучающихся школ и учителей вследствие этих актов. Конечно, это тяжелые последствия, к

которым может привести наличие предрасположенности к агрессивному поведению. Многие учёные и практики заняты поиском эффективных средств профилактики и предотвращения агрессивного и противоправного поведения детей.

С 2016 г. в Челябинской области разворачивается проект поддержки школ, демонстрирующих низкие результаты обучения и функционирующих в неблагоприятных

социальных условиях. В 2018 г. в рамках данного проекта выделилось самостоятельное направление, связанное с оказанием адресной помощи общеобразовательным организациям, действующим в сложном социальном контексте. При этом проводились исследования, которые указали на необходимость своевременной идентификации характера влияния

неблагоприятных социальных условий на качество образования в школе и осуществления соответствующих мер адресной поддержки. В ходе этих исследований выяснилось, что обучающиеся данных школ составляют достаточно разнородную группу. Среди них обнаружены школьники, которые проявляют модели агрессивного поведения. Беседы с педагогическими работниками показали, что такие обучающиеся имеются во многих школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях.

Следовательно, прежде чем предложить педагогам необходимые средства работы с таким контингентом школьников, возникает потребность выяснения природы агрессивного поведения у обучающихся школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. При этом авторами статьи выдвинуто предположение о том, что агрессивное и противоправное поведение обучающихся может быть вызвано влиянием различных факторов негативного социального бэкграунда. Цель статьи состоит в обосновании данного положения.

Обзор состояния проблемы. Для проверки выдвинутой гипотезы о влиянии неблагоприятной среды на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению авторами принято решение обратиться к анализу научной литературы по данной проблематике.

Зарубежными учеными установлено, что агрессивное поведение людей вызывается различными обстоятельствами, среди которых и социальное окружение [21;22]. В трудах отечественных исследователей подтверждаются выводы относительно влияния неблагоприятного социального фона на агрессивное и противоправное поведение обучающихся. Так, ситуация безработицы оказывает травмирующее воздействие на психику молодого человека, вызывающее состояние фрустрации, агрессии. Это может привести к потере смыслов общественной активности и, даже, самоизоляции [1].

Негативные отклонения в поведении, неуравновешенность, эмоциональную

нестабильность, неподчинение взрослым,

склонность к прямой вербальной и физической агрессии демонстрируют дети из неполных семей. В данном случае состояние обиды, трудности в поведении школьников объясняются конфликтами родителей до и после развода, их раздельным проживанием, плохими

взаимоотношениями одного из родителей с ребёнком [5;10;11;14].

Имеются исследования, утверждающие в качестве причины агрессивности, конфликтности, дезадаптивного поведения наличие у обучающихся нарушений интеллекта и других отклонений в развитии. Так, обнаружено, что для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны: оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета педагога; обида, зависть. Также достаточно часто обнаруживается у них аутоагрессия [6;12;17].

Наличие учащихся из семей, которые ведут асоциальный образ жизни, повышает агрессивный фон в школе. Можно говорить о влиянии асоциальных моделей поведения родителей на психологический статус, когнитивные навыки детей. Отсутствие позитивной семейной коммуникации

обусловливает возникновения одиночества, отчужденности, безучастности в решении личностных проблем. Кроме того, противоречие между предлагаемой обществом моделью активного потребительского поведения и отсутствием у родителей материальной возможности удовлетворять потребности детей порождает более острые эмоции - раздражение, обиду, разочарование, гнев. Всё это -характерные признаки, внутренние проявления психологического состояния фрустрации. Внешним проявлением этого состояния являются агрессивные поведенческие реакции:

эмоциональная враждебность, неприязнь, их вербализация, акты применения физической силы, направленные на неодушевленные объекты, самого себя или другого человека [9; 18].

Немаловажную роль в возникновении острых конфликтных ситуаций в школе, проявлении темы насилия в разговорах, социальных девиаций (наркомании, правонарушений и др.) играют учащиеся с отклоняющимся поведением. Современные исследования показывают природу негативного поведения школьников, кроющуюся в их эмоциональной возбудимости, несдержанности, повышенной аффективности

[2;7].

Ещё одним фактором, провоцирующим агрессию и противоправное поведение, в научной литературе называют депривацию школьников. Учащиеся, лишенные тех иных условий,

необходимых для обучения и воспитания, имеют деформации самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития, что существенно повышает их склонность к агрессии [13;20].

Другие авторы констатируют наличие предрасположенности к совершению правонарушений (преступлений) у школьников, стоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних. Их девиантное поведение можно объяснить несформированностью ценностных установок, неумением противостоять среде агрессивно настроенных сверстников [23 ;24].

Реалии современного мира характеризуются ростом миграции (как внешней, так и внутренней). Дети из семей мигрантов являются потенциальным источником конфликтогенной обстановки в классе (ссоры, унижения, драки). При столкновении культур проявляется ксенофобия к носителям другой системы взглядов, норм, ценностей и убеждений. Она находит своё отражение как в прямой, так и в обратной агрессии (обращённой к представителям мигрантов) [3;19].

Итак, проведённый анализ научной литературы показал, что существует влияние неблагоприятных социальных условий на предрасположенность школьников к

агрессивному и противоправному поведению.

Методология и методы исследования. Методология нашего исследования базируется на

Таблица 1. - Алгоритм исследования

положениях культурно-исторической теории развития личности, обоснованной Л. С. Выготским [4]. В рамках данной теории была высказана идея о значимости социальной среды в развитии психической сферы ребенка. Формирование психологических качеств протекает в деятельности, в том числе в коммуникации с представителями социальной среды. Следовательно, внешняя социальная ситуация в зависимости от своих параметров может иметь разнонаправленное влияние на развитие внутренних психологических качеств. В контексте рассматриваемой проблемы эта идея находит отражение в исследованиях, которые устанавливают значимость влияния

неблагоприятных социальных условий на формирование агрессивного поведения детей и подростков [21;22].

При формулировании результатов, изложенных в данной статье, были использованы методы психологического исследования. Это метод контент-анализа, метод анкетирования, метод экспертных оценок, методы математической обработки данных, контекстное исследование.

Результаты. Исследование влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к

агрессивному и противоправному поведению представляет собой многоступенчатую процедуру. Этапы, содержание и методы данного исследования представлены в таблице 1.

№ п/п Этапы исследования Методы исследования

1 Выявление школ, находящихся в неблагоприятных условиях (НСУ по 14 показателям) Метод экспертных оценок

2 Выявление показателей социальной среды, предрасполагающих к агрессивному и противоправному поведению школьников Контент-анализ

3 Определение весового коэффициента каждого показателя, предрасполагающего к агрессивному и противоправному поведению школьников (8 показателей) Метод экспертных оценок

4 Определение школ, характеризующихся высокими показателями предрасположенности школьников к агрессивному и противоправному поведению (с учётом 8 итоговых показателей) Математическая обработка данных

5 Выявление школ, в которых учащиеся состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) Анкетирование, математическая обработка данных

6 Сравнение показателей по исследованиям на этапе 4 и 5 Математическая обработка данных

7 Изучение запросов школ на психологическое сопровождение по профилактике агрессивного и противоправного поведения школьников Контекстное исследование

Раскроем содержание представленного алгоритма.

На первом этапе исследование было ориентировано на выявление школ Челябинской области, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Отнесение

общеобразовательных организаций к выборке «школа, функционирующая в неблагоприятных социальных условиях» осуществлялось по 14

показателям; они описаны в нашей предыдущей публикации [8].

На втором этапе многоступенчатого исследования с помощью контент-анализа научных источников среди 14 показателей были определены 8, предрасполагающие к агрессивному и противоправному поведению школьников. Расшифруем их содержание, см. таблицу 2. Шифр показателя соответствует первоначальному шифру факторов НСУ [8].

Таблица 2. - Показатели, предрасполагающие к агрессивному и противоправному поведению школьников

№ п/п Шифр Содержание показателя

1. р1 Наличие в образовательной организации учащихся из семей, для которых остро стоит проблема трудовой занятости

2. р2 Наличие учащихся из неполных семей

3. рз Наличие учащихся со специальными образовательными потребностями, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья

4. р4 Наличие учащихся из семей, которые ведут асоциальный образ жизни или хотя бы один из родителей осуществляет асоциальный образ жизни

5. рз Наличие учащихся с отклоняющимся поведением

6. рб Наличие депривированных учащихся, т.е. лишенных тех иных условий, необходимых для обучения и воспитания

7. р? Наличие учащихся, находящихся на учете в отделах или комиссии по делам несовершеннолетних

8. р8 Наличие учащихся, воспитывающихся в семьях мигрантов (как внешней, так и внутренней миграции).

Выделенные показатели не являются равнозначными по степени влияния их на предрасположенность обучающихся к агрессивному и противоправному поведению. Поэтому на третьем этапе определялись весовые коэффициенты показателей. Для этого был

использован метод экспертных оценок. Осуществлено простое ранжирование показателей р1 - р8 по схеме: самый влиятельный показатель - ранг 8, менее влиятельный - 7 и т.д. Результаты экспертизы приведены в таблице 3.

Таблица 3. - Определение экспертами весовых коэффициентов показателей

Показатели Результаты ранжирования экспертами Сумма рангов Ш Весовой коэфф. VI

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12

р1 2 7 3 4 5 2 5 5 4 1 4 2 42 0,0979

р2 1 1 1 3 5 7 1 4 2 2 6 1 33 0,0769

рз 3 4 2 5 3 8 2 4 3 1 5 6 43 0,1002

р4 6 8 6 6 8 1 6 8 8 8 7 8 ?4 0,1725

рз 7 6 7 6 6 3 8 8 7 5 8 8 ?2 0,1678

рб 5 3 4 5 4 3 7 7 5 6 6 7 57 0,1329

р? 8 5 5 6 7 4 4 6 6 7 8 8 бб 0,1538

р8 4 2 4 4 5 5 3 7 1 3 3 5 42 0,0979

сумма 36 36 32 39 43 33 36 49 36 33 47 45 429 1,0000

Было установлено наибольшее влияние показателей р4, р5 и р7, и наименьшее влияние фактора р2 на предрасположенность учащихся к агрессивному и противоправному поведению.

В результате, на четвертом этапе были определены школы, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях (НСУ), предрасполагающих к агрессивности и противоправному поведению школьников.

Согласно выраженности значений показателей учащихся к агрессивному и противоправному

были выделены уровни предрасположенности поведению, см. таблицу 4.

Таблица 4. - Количество школ по уровням предрасположенности школьников к агрессивному и противоправному поведению

Количество школ Уровни

Высокий Выше среднего Средний Низкий

32 161 213 346

Были выявлены 32 общеобразовательные организации, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с высоким уровнем предрасположенности обучающихся к агрессивному и противоправному поведению. Это составило 4,2% от общего количества участников исследования.

На пятом этапе исследования влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к

агрессивному и противоправному поведению были проанализированы дополнительные данные школ. Они касались информации о количестве учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) территориальных органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 2 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [15] учитывались 12 оснований постановки на учет

несовершеннолетних.

Расчет показателя данных ПДН по каждой школе осуществлялся по формуле, описанной в Приказе МВД России [16]. Формула предполагает определение доли несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД и обучающихся в общеобразовательных организациях Челябинской области в расчете на 100 человек (Например: 5: 652 х 100 = 0,77, где 5 число состоящих на учете ПДН и 652 - общее количество учащихся). Согласно выраженности значений показателей были выделены уровни предрасположенности учащихся к агрессивному и противоправному поведению, дающему основание для постановки на учёт.

На шестом этапе мы проанализировали взаимосвязь данных по неблагоприятным социальным условиям и по результатам выявления учащихся, состоящих на учете ПДН. Было обнаружено, что 90% школ с высоким уровнем предрасположенности обучающихся к агрессивному и противоправному поведению по 8 показателям НСУ показывают высокий уровень по результатам ПДН.

Таблица 5. - Количество школ по уровням предрасположенности учащихся к агрессивному и противоправному поведению и данным ПДН

Школы с высоким уровнем ПАиПП, находящиеся в НСУ Высокий уровень по ПДН Средний уровень по ПДН Низкий уровень по ПДН

32 29 (90%) 1 (3%) 2 (7%)

Иными словами, эти результаты доказывают высокую значимость влияния неблагоприятных социальных условий на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению.

Для подтверждения достоверности вывода на седьмом этапе нами было проведено контекстное исследование общеобразовательных организаций. Оно предполагало учет запросов педагогов школ на необходимость психологического

сопровождения по профилактике агрессивного и противоправного поведения школьников. Было обнаружено, что 70% школ, в которых выявлены высокие данные по влиянию НСУ на

предрасположенность к агрессивному и противоправному поведению и высокие результаты по ПДН, указали необходимость психологического сопровождения по

профилактике агрессивного и противоправного поведения школьников.

Таким образом, данные трех диагностик (НСУ, ПДН и контекстное исследование) указывают на установленное влияние неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

агрессивному и противоправному поведению.

Обсуждение. Описанный алгоритм проведения исследования влияния

неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к

агрессивному и противоправному поведению является многоступенчатым и комплексным. Это позволяет получить надежные научные данные, способствующие выстраиванию превентивной психологической помощи как педагогам, работающим со сложным контингентом школьников, так и самим учащимся. В исследовании представлены различные методы, которые позволяют проводить качественную и количественную обработку информации. Это служит основанием для внедрения предложенного алгоритма в общественную практику работы специалистов психолого-педагогической службы.

Заключение. Подчеркнём значимость изучения влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к агрессивному и противоправному поведению. Данное исследование обеспечивает понимание

социально-психологической природы

агрессивного и противоправного поведения. Новизна научной работы состоит в доказательстве идеи зависимости возможных проявлений агрессии у контингентов обучающихся от неблагоприятного социального текста. Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории социальных факторов возникновения агрессии. Практическая значимость проявляется в возможности использования описанных в исследовании процедур для выявления причин агрессивного и противоправного поведения обучающихся и отбора действенных психолого-педагогических средств оказания адресной поддержки в работе с данной категорией детей. Дальнейшее исследование авторы связывают с проектированием примерного набора средств психолого-педагогического сопровождения

обучающихся, предрасположенных к

агрессивному и противоправному поведению.

Литература:

1. Андронова Е.В. Социальная адаптация молодежи к региональному рынку труда: социологический аспект: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Андронова Елена Вячеславовна. - Москва, 2004. - 186 с.

2. Басалаева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении [Электронный ресурс] / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, В.В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 2-1. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17142

3. Богдан С.С. Факторы межэтнической агрессии и насилия во взаимодействии общностей мигрантов и местного населения / С.С. Богдан // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2 (29). - С. 85-92.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сб. избр. тр. / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2003. -501 с.

5. Глазырина Л.Г. Детско-родительские отношения как причина агрессии подростков / Л.Г. Глазырина, А.А. Нечаева // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 2 (92). - С. 13-15.

6. Григорьева А.С. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях детского дома: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Григорьева Анна Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 192 с.

7. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Зимелева Зоя Алексеевна. - Москва, 2002. - 149 с.

8. Ильясов Д.Ф. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих

деятельность в неблагоприятных социальных условиях / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Т.А. Данельченко, О.А. Ильясова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3. - С. 1-5.

9. Кирпаль А.В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных ресурсов подростков из неблагополучных семей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Кирпаль Анна Викторовна. - Ставрополь, 2009. - 224 с.

10. Краснопёрова Ю.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Красноперова Юлия Анатольевна.- Уфа, 2005. - 215 с.

11. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания / А.А. Ласкин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6 (62). - С. 119-124.

12. Мамедова Л.В. Особенности работы педагога-психолога по снижению агрессии у детей с нарушением интеллекта / Л.В. Мамедова, И.А. Форис // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 25-1. - С. 7074.

13. Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Никитин Александр Валентинович. - Москва, 2006. - 173 с.

14. Попов В.А. Семейное неблагополучие -катализатор агрессии несовершеннолетних делинквентов / В.А. Попов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 42. - С. 1218.

15. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам

несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://base.garant.ru/70585810/

16. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/77670729/

17. Ржевская Н.К. Криминальная агрессия лиц с умственной отсталостью (структура, факторы риска, первичная психопрофилактика): дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18 / Ржевская Наталья Константиновна - Москва, 2007. - 157 с.

18. Сачук Е.Н. Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков / Е.Н. Сачук // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - № 1-1. -С. 83-84.

19. Шелегов Ю.В. Миграционная ситуация в Российской Федерации и проблема роста преступности среди мигрантов / Ю.В. Шелегов // Вестник Восточно-

Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2014. - № 1 (68). - С. 77-81.

20. Ярославцева И.В. Депривированный подросток: Личностные и психофизиологические особенности развития: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / Ярославцева Ирина Владиленовна. -Иркутск, 2003. - 361 с.

21. Bandura A. Aggression: a social learning analysis / A. Bandura. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1977. - 247 р.

22. Berkowitz L. Aggression: a social psychological analysis / L. Berkowitz. - New York, US: McGraw-Hill, 1962. - 361 p.

23. Deater-Deckard K. Recent research examining the role of peer relationships in the development of psycho-pathology / К. Deater-Deckard // J Child Psychol Psychiatry. - 2001. - V. 42. - Р. 565-579.

24. Simons R.L. Learning to be bad: adverse social conditions, social schemas, and crime / R.L. Simons, C.H. Burt // Criminology. - 2011. - V. 49. - Р. 553-598.

Сведения об авторах:

Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: dinaf_chel@mail.ru

Буров Константин Сергеевич (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: kos_chel@mail.ru

Севрюкова Алла Александровна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: alla107@inbox.ru

Селиванова Елена Анатольевна (г. Челябинск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: sel_lena@mail.ru

Data about the authors:

D. Ilyasov (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: metod-08@mail.ru: dinaf_chel@mail.ru

K. Burov (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: kos_chel@mail.ru

A. Sevryukova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: alla107@inbox.ru

E. Selivanova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: sel_lena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.