Научная статья на тему 'Профилактика агрессивного поведения старшеклассников гештальт-методами'

Профилактика агрессивного поведения старшеклассников гештальт-методами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / ГЕШТАЛЬТ / ГЕШТАЛЬТ-МЕТОДЫ / ГЕШТАЛЬТ-ПЕДАГОГИКА / ПРОФИЛАКТИКА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSION / GESTALT / GESTALT METHODS / GESTALT PEDAGOGICS / PREVENTION / SENIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ирина Николаевна, Романова Татьяна Владимировна

В статье раскрыты сущность и содержание понятия «агрессивное поведение» и выявлены характеристики агрессивного поведения старшеклассников. Рассмотрены различные подходы к определению данного понятия, теоретические позиции, компоненты, формы, признаки, возрастные особенности, неблагоприятные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения учащихся старших классов. Установлено, что агрессивное поведение это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями. Представлена сущность метода гештальт-педагогики как способа профилактики агрессивного поведения старшеклассников, приведены диагностические результаты исследования учащихся старших классов на уровень агрессивности и данные после проведенной с ними профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Ирина Николаевна, Романова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SENIOR SCHOOLCHILDREN WITH GESTALT METHODS

This article discloses the essence and content of the concept of aggressive behavior and identifies the characteristics of the aggressive behavior of senior schoolchildren. The authors discuss various approaches to the definition of aggressive behavior, theoretical positions, components, forms, features, age-specific peculiarities, risk factors, influencing the formation of aggressive behavior at senior schoolchildren. The authors also state that aggressive behavior is the behavior (physical or verbal), the motivation for which is causing harm and damage to surrounding objects (living and non-living). This phenomenon is associated with negative emotions (anger), motives (desire to harm), beliefs (race discrimination) and destructive actions; gives the essence of Gestalt-therapy method as the way of correction of aggressive behavior of senior schoolchildren, and the diagnostic results and the level of aggressiveness of senior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Профилактика агрессивного поведения старшеклассников гештальт-методами»

УДК 316.485-057.87 DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.028

И. Н. Петрова, Т. В. Романова

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГЕШТАЛЬТ-МЕТОДАМИ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрыты сущность и содержание понятия «агрессивное поведение» и выявлены характеристики агрессивного поведения старшеклассников. Рассмотрены различные подходы к определению данного понятия, теоретические позиции, компоненты, формы, признаки, возрастные особенности, неблагоприятные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения учащихся старших классов. Установлено, что агрессивное поведение - это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями. Представлена сущность метода гештальт-педагогики как способа профилактики агрессивного поведения старшеклассников, приведены диагностические результаты исследования учащихся старших классов на уровень агрессивности и данные после проведенной с ними профилактической работы.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессия, гешталып, гешталып-методы, гешталып-педагогика, профилактика, старшеклассники.

I. N. Petrova, Т. V. Romanov а

CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SENIOR SCHOOLCHILDREN WITH GESTALT METHODS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article discloses the essence and content of the concept of aggressive behavior and identifies the characteristics of the aggressive behavior of senior schoolchildren. The authors discuss various approaches to the definition of aggressive behavior, theoretical positions, components, forms, features, age-specific peculiarities, risk factors, influencing the formation of aggressive behavior at senior schoolchildren. The authors also state that aggressive behavior is the behavior (physical or verbal), the motivation for which is causing harm and damage to surrounding objects (living and non-living). This phenomenon is associated with negative emotions (anger), motives (desire to harm), beliefs (race discrimination) and destructive actions; gives the essence of Gestalt-therapy method as the way of correction of aggressive behavior of senior schoolchildren, and the diagnostic results and the level of aggressiveness of senior schoolchildren.

Keywords: aggressive behavior, aggression, gestalt, gestalt methods, gestalt pedagogics, prevention, senior schoolchildren.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальной проблемой в российской педагогике является повышенный уровень агрессивного поведения старших школьников. Год за годом увеличивается количество преступлений, в которых участвуют дети старшего школьного возраста. В каждом классе есть ученики, склонные к агрессивным формам поведения.

В вопросе профилактики агрессивного поведения можно выделить ряд противоречий. Они проявляются между потребностью изучения способов профилактики агрессивно-

го поведения детей, обучающихся в старших классах, и малой исследованностью подходов к этой проблеме в педагогической науке. Цель статьи - изучение особенностей профилактики агрессивного поведения старшеклассников методами гештальт-педагогики.

Материал и методика исследований. Было проведено теоретическое исследование на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы; изучен и обобщен опыт работы педагогов, психологов, социальных педагогов по профилактике агрессивного поведения старшеклассников методами гештальт-педагогики на примере учащихся 11 класса МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Результаты исследований и их обсуждение. В связи с ростом в детской и молодежной среде агрессивного поведения увеличилась потребность уточнения данного понятия, возросло и число определений, раскрывающих содержание и смысл понятия агрессивности в науке и обществе. В переводе с латинского языка агрессия означает «нападение», «приступ». Данное явление связывают с отрицательными чувствами (гневом), деструктивными поступками (драчливость, грубость), мотивами (стремлением навредить), правилами и установками (расовыми предубеждениями) [1].

По мнению Р. Бэрон и Д. Ричардсон, агрессивное поведение ориентировано на нанесение и причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания остерегаться подобного обращения с собой [3].

Агрессивное поведение, согласно Р. С. Немову, - это враждебное поведение человека по отношению к другим людям, отличающееся стремлением причинить им неприятность и вред [5].

В юношеском возрасте происходит идентификация личности старшеклассника, который начинает узнавать себя как личность, свои особенности. У некоторых этот процесс проходит очень тяжело, в результате появляется такая реакция, как агрессия [2].

Проанализировав все указанные выше определения агрессивного поведения, мы составили свое собственное: это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения.

Эффективным и сравнительно новым средством профилактики агрессивного поведения старшеклассников является гештальт-педагогика. Ее основной целью и средством выступают «сознательное осознавание» [10].

Гештальт-педагогика - это форма разумно и терапевтически аргументированной практической деятельности в педагогической области (на школьных занятиях всех формах; в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов; в социальной и общественной работе; в учебных группах в различных контекстах), которая нацелена на расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутрилич-ностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом и с окружающими людьми [7].

Гештальт-педагогика является одним из методов профилактики агрессивного поведения старшеклассников, способствует безопасной идентификации личности. Подросток может научиться рассматривать тяжелые ситуации с разных сторон, брать на себя ответственность за свою жизнь и свое поведение. Эмоциональный аспект гештальт-педагогики позволяет раскрыть личностные ресурсы. Все это позитивно влияет на результат профилактики агрессивного поведения учащихся старших классов [9].

Целью нашего исследования - изучение особенностей профилактики агрессивного поведения старшеклассников методами гештальт-педагогики. Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Определить уровень агрессивного поведения в старшем школьном возрасте.

2. Проанализировать особенности использования гештальт-педагогики как метода профилактики агрессивного поведения старшеклассников.

3. Разработать и внедрить программу профилактики подобного их поведения методами гештальт-педагогики.

4. Подтвердить эффективность этой программы с помощью вторичной диагностики.

Для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы, дополняющие друг друга: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся, проективные методы диагностики и пр.

Экспериментальная работа проводилась с учащимися 11 класса МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Чувашской Республики. Участники исследования - группа старших школьников 16-17 лет в количестве 26 человек, из них 14 девочек и 12 мальчиков.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе для диагностики агрессивного поведения старшеклассников нами было проведено их исследование с использованием диагностических методик, нацеленных на выявление отличительных черт проявления враждебного действия, определение предрасположенностей к враждебности: «Опросника уровня агрессивности Басса-Дарки», теста А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), опросника Л. Г. Почебут. По результатам методики Басса-Дарке было выявлено, что уровень агрессивности ниже нормы наблюдается у 6 человек (23 %), в пределах нормы - у 14 (54 %), а выше нормы -у 6 (23 %). Фактором риска является высокий уровень агрессивности. Таким образом, 23% старшеклассников находятся в зоне риска.

По итогам теста А. Ассингера высокий уровень агрессивности определен у 6 человек (23 %), средний - у 16 (62 %), низкий - у 4 (15 %). Таким образом, и здесь подтвердилось, что 23 % находятся в зоне риска.

Также всем испытуемым был предложен опросник Л. Г. Почебут. Он показал, что у 16 обучающихся (61 %) обнаруживается средняя степень агрессивности и адаптивности, у 3 (12%) - высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности, у 7 (27%) - низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности. Также по результатам этой методики было выявлено, что 9 человек (35%) имеют высокий уровень самоагрессии и физической агрессии. Фактором риска является высокий уровень агрессивности, характерный для троих обучающихся (12%).

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было установлено, что в 11 классе высокий уровень агрессии имеют 10 (38 %) человек, высокий уровень самоагрессии - 9 (35 %) и враждебности - 10 (38 %).

На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована программа профилактики агрессивного поведения старшеклассников методами гештальт-педагогики. Цель данной программы - создание условий, способствующих ослаблению и устранению агрессивного поведения учеников.

При создании и реализации профилактической программы использовались основные приемы работы и техники гештальт-педагогики - осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, техника «горячий стул» или «пустой стул».

Гештальт-педагогическая практика складывается как языковая, национальная, диалектическая смена сознательного опыта теоретической рефлексии (саморефлексии). Теоретически и субъективно связывание всего учебного содержания и всего опыта в учебном процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту (истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям) [8].

Все без исключения занятия делились на 2 блока - блок со старшеклассниками и блок с учителями, родителями учащихся. Каждое занятие длилось 40-45 минут и имело свою

структуру, технологию проведения, цель и задачи. Упор делался на профилактическую (предупредительную) работу агрессивного поведения детей. Блок состоял из 2 этапов.

Основными целями 1 этапа были подготовка старшеклассников к способам выражения негативных эмоций, обучение навыкам контроля и управления собственными эмоциями. Деятельность в данном блоке заключалась в установлении определенных правил, которые помогут справиться с собственными эмоциями и негативным началом; в обучении релаксационным приемам и техникам с использованием глубокого дыхания.

На первоначальной стадии вводились темы «Позитив против негатива» и «Мир моих чувств и эмоций» [4].

Занятие № 1 («Позитив против негатива»). Его целью является обучение навыкам распознавания и контроля над отрицательным поведением. С этого занятия начинается весь комплекс мероприятий.

Занятие № 2 («Мир моих чувств и эмоций»). Цель - выявить и предоставить познания о нраве чувств, научить выражать эмоции социально-приемлемыми способами.

Что касается 2 этапа, то его целью стало формирование конструктивных навыков общения. Было разработано 5 занятий: «Доверие», «Уважение», «Мир», «Ты/Я-вы-сказывание», «Решение конфликтов».

Занятие № 3 («Доверие»). Цель - способствовать конструктивным навыкам общения и навыкам невербального общения.

Занятие № 4 («Уважение»). Цель - формирование и развитие толерантного, терпимого отношения к окружающим людям, взаимного почтения, уважения, внутренней позиции оказания поддержки и помощи другим.

Занятие № 5 («Мир»), Цель - обучить участников умению чувствовать, адекватно воспринимать людей, познавать свой внутренний мир, научиться определять свои границы и принимать их.

Занятие № 6 («Ты/Я-высказывание») проводится в такой форме, как семинар-практикум. Дается некая теория, которую потом нужно будет применить на практике, выполняя задание.

Занятие № 7 («Решение конфликтов») также проходит в виде семинара-практикума, который направлен на формирование соответствующего поведения в конфликтной ситуации (умение адекватно реагировать на конфликт), выбор эффективной стратегии поведения в конфликте (избегание, уход, компромисс, сотрудничество) [6].

2 блок программы расчитан на работу с педагогическим и родительским составом, нацеленную на устранение провоцирующих факторов враждебного действия у старшеклассников.

Этот блок также включал 2 этапа. Обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми явилось целью 1 этапа. На данном этапе предполагается занятие «Конструктивное и неконструктивное общение».

Занятие № 8 («Конструктивное и неконструктивное общение»), целью которого было развитие коммуникативных умений педагогов в процессе их взаимодействия, напоминает больше лекцию, посвященную теме занятия [11].

Обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния стало целью 2 этапа данного блока. Во время этого этапа было проведено два занятия - «Эмоциональное выгорание на работе» и «Управление эмоциональным состоянием».

Занятие № 9 («Эмоциональное выгорание на работе») ориентировано на работу с учителями и придерживается следующей цели: увеличение степени психолого-преподавательской компетентности в области сохранения и укрепления педагогом психолого-профессионального здоровья, предупреждения эмоционального истощения и профилактики синдрома выгорания.

Занятие № 10 («Управление эмоциональным состоянием») нацелено на умение контролировать собственное эмоциональное состояние, применять приемы и способы улучшения настроения.

После формирующего этапа эксперимента было проведено контрольное исследование агрессивного поведения старших школьников.

Вторичная диагностика проходила по тем же методикам, что и первичная. По результатам методики Басса-Дарке были сделаны следующие выводы: агрессивность ниже нормы выявлена у 10 человек (38 %), в пределах нормы - у 14 (54 %) и выше нормы - у 2 (8 %).

Проанализировав результаты теста А. Ассингера, мы получили следующие данные: высокий уровень был определен у 1 обучающегося (5 %), средний - у 20 (77 %) и низ-кий-у 5 (18 %).

Далее испытуемым был предложен опросник Л. Г. Почебут. У 17 школьников (65 %) обнаружилась средняя степень агрессивности и адаптивности, у одного (4 %) -высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности, у 8 человек (31 %) - низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности.

В результате реализации разработанной нами профилактической программы уровень агрессивности у обучающихся снизился на 26 %. Высокий уровень агрессивного поведения наблюдался у троих (12 %), что говорит об эффективности программы. Также значительно снизился уровень самоагрессии - на 27 % (с 9 человек до 2).

С целью установления связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии нами были использованы методы математической обработки данных при статистической обработке (расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Корреляционный анализ дал возможность выявить следующие связи: умеренную положительную ^ = 0.38; р 0,05) - это означает, что при увеличении соперничества происходит увеличение вербальной агрессии; умеренную положительную между соперничеством и негативизмом (с] = 0.45; р 0,05) - эта связь указывает на то, что при увеличении соперничества происходит увеличение негативизма; умеренную положительную между сотрудничеством и индексом враждебности (с] = 0.33; р 0,05) - это знак того, что при увеличении сотрудничества происходит увеличение индекса враждебности. Такой вид поведения в конфликтной ситуации, как компромисс, не позволил установить никаких связей между видами агрессии.

Мы также обнаружили умеренную отрицательную связь между избеганием и обидой ^ = -0.34; р 0,05), это означает, что при увеличении избегания происходит уменьшение обиды; умеренную отрицательную связь между избеганием и индексом враждебности ^ = -0.34; р0,05), эта связь говорит о том, что при увеличении избегания происходит уменьшение индекса враждебности; умеренную отрицательную связь между приспособлением и вербальной агрессией (с] = -0.39; р0,05), это знак того, что при увеличении приспособления проявляется уменьшение вербальной агрессии; умеренную отрицательную связь между приспособлением и негативизмом (с] = -0.30; р0,05), эта связь указывает на то, что при увеличении соперничества происходит уменьшение негативизма.

Сравнительный анализ связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии позволил нам частично подтвердить гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем агрессии и поведением в конфликтной ситуации. К такому результату мы пришли потому, что не выявили взаимосвязи между таким видом поведения в конфликтной ситуации, как компромисс, и видами агрессии.

Резюме. Нами было проанализировано большинство существующих определений агрессивного поведения и предложена собственная его дефиниция: это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения.

Гештальт-педагогика считается одним из значимых ресурсов в профилактике агрессивного поведения старшеклассников. При помощи гештальт-процедур обучающийся начинает познавать себя, понимать причины своего враждебного поведения, учится взаимодействовать с людьми. В данной деятельности нет прямых рекомендаций и советов, здесь школьник погружается в ту атмосферу, где он может столкнуться с актуальными жизненными ситуациями, понять и разрешить которые помогут его внутренние силы. В групповой работе ученик, слушая других, может узнать в разговорах себя и получить для себя объективный опыт. Особенность такой терапевтической работы заключается в том, что в конце всех упражнений и бесед обязательно присутствует обратная связь.

В юношеском возрасте происходит идентификация личности старшеклассника. Подросток начинает узнавать себя как личность, свои особенности и развивать способность осознавать свои границы. Гештальт-педагогика является одним из методов профилактики агрессивного поведения, способствует безопасной идентификации личности.

В результате проведенной нами профилактической работы снизилось до трех количество учащихся с высоким уровнем агрессивности. У школьников также нормализовалось эмоциональное состояние благодаря нашим упражнениям, играм и техникам. Это позволяет сделать вывод о том, что своевременная профилактика агрессивного поведения методами гештальт-педагогики способна снизить уровень его проявления у старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антье Э. Агрессивность. -М. : Фаир-пресс, 2016. - 188 с.

2. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб. : Речь, 2012. - 144 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. : Питер, 2014. - 464 с.

4. Кузнецова К. С. Модель педагогического сопровождения школьников в процессе развития эмоционального интеллекта//Вестник Поволжской академии государственной службы. -2011. -№4. - С. 125-130.

5. Немое Р. С. Общая психология. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с.

6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»), - М. : Прогресс, 2017.-214 с.

7. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М. : Сфера, 2016. - 367 с.

8. Рейнгард Ф. Тезисы о гештальт-педагогике. - М. : Прогресс, 2015. - 84 с.

9. Робин Ж. Гештальт-терапия. - М. : Сфера, 2013. - 149 с.

10. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб. : Питер, 2009. - 210 с.

11. Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 191 с.

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

REFERENCES X.Ant'eE. Agressivnost'. - M. : Fair-press, 2016. - 188 s.

2. Breslav G. E. Psihologicheskaya korrekciya detskoj i podrostkovoj agressivnosti : uchebnoe posobie dlya specialistov i diletantov. - SPb. : Rech', 2012. - 144 s.

3. Beron R, Richardson D. Agressiya. - SPb. : Piter, 2014. - 464 s.

4. Kuznecova K. S. Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya shkol'nikov v processe razvitiya emocio-nal'nogo intellekta//Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. - 2011. - № 4. - S. 125-130.

5.NemovR.S. Obshchaya psihologiya. - SPb. : Piter, 2015. - 304 s.

6. Lorenc K. Agressiya (tak nazyvaemoe «zlo»). - M. : Progress, 2017. - 214 s.

7. PerlzF. Geshtal't-podhod i Svidetel' terapii. - M. : Sfera, 2016. - 367 s.

8. RejngardF. Tezisy o geshtal't-pedagogike. -M. : Progress, 2015. - 84 s.

9. Robin Zh. Geshtal't-terapiya. - M. : Sfera, 2013. - 149 s.

10. Rudestam K. Gruppovaya psihoterapiya. - SPb. : Piter, 2009. - 210 s.

11. Slavutskaya E. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie uchashchihsya : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2010. - 191 s.

The article was contributed on February 21, 2019

Сведения об авторах

Петрова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: irishkap82@ list.ru

Романова Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: romashechca77@mail.ru

Author information

Petrova, Irina Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: irishkap82@ list.ru

Romanova, Tatyana Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: romashechca77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.