Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка студентов и ее влияние на подготовку будущих педагогов'

Социально-педагогическая поддержка студентов и ее влияние на подготовку будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ / ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / STUDENTS / SOCIAL SUPPORT / PEDAGOGICAL SUPPORT / STUDENTS' EXPECTATIONS / INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL BRANCHES / TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асипова Нурбубу Асаналиевна

Введение. Исследование проблем социально-педагогической поддержки студентов в условиях современного вуза, изучение их ожиданий в этом аспекте обусловлено тем, что в такой поддержке нуждаются все студенты, но особенно остро нуждаются студенты педагогических направлений, большинство которых, как правило, являются выходцами из семьи педагогов, которые сами нуждаются в сильной социальной поддержке со стороны государства. Проблема усугубляется тем, что в Кыргызской Республике вопросы поддерживающей педагогики не изучены как теоретически, так и практически. Материал и методы. Целью статьи является определение сущности и содержания социально-педагогической поддержки студентов, отражение их ожидания в этом плане и определения дальнейших путей реализации рассматриваемого аспекта подготовки педагогических кадров. В исследовании были использованы теоретические и эмпирические методы (анализ научно-педагогической литературы по теме, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, изучение документации и опыта организации жизнедеятельности студентов в четырех вузах Кыргызской Республики). Все эти методы были использованы для изучения состояния теории социально-педагогической поддержки и ожидания студентов в условиях современного вуза. Результаты и обсуждение. Изучение проблемы социально-педагогической поддержки студентов говорит о том, что современные студенты педагогических направлений вузов Кыргызской Республики нуждаются в социально-педагогической поддержке, содержание которой составляет помощь в организации быта студентов, в повышении культуры поведения в многонациональной среде, в формировании лидерских качеств, психолого-педагогическая помощь в налаживании контактов в студенческой среде, от которых зависит эффективность подготовки будущих педагогических кадров в вузе. Заключение. Полученные результаты исследования показывают, что проблема социально-педагогической поддержки студентов на сегодняшний день остается важным аспектом деятельности вузов, так как она связана с оказанием помощи в социальном, познавательном, духовном развитии студентов и является одним важных условий подготовки будущих педагогов и их социального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асипова Нурбубу Асаналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS AND ITS INFLUENCE ON THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Introduction. The study of the issues of social and pedagogical support of students in the conditions of a modern university; the study of their expectations in this regard is because all students need such support. Students of pedagogical areas are especially in dire need, the majority of whom, as a rule, come from a family of teachers who themselves need strong social support from the state. The problem is compounded by the fact that in the Kyrgyz Republic issues of supporting pedagogy have not been studied both theoretically and practically. Material and methods. Based on the foregoing, the purpose of the article is to determine the essence and content of the socio-pedagogical support of students, to reflect their expectations in this regard and to determine further ways of implementing the considered aspect in the preparation of teaching staff. The study used theoretical and empirical methods (analysis of scientific and pedagogical literature on the topic, observation, survey, interviews, questionnaires, the study of documentation and experience in organizing students’ life at four universities of the Kyrgyz Republic). All these methods were used to study the state of the theory of socio-pedagogical support and the expectations of students in the conditions of a modern university. Results and discussion. Studying the problem of social and pedagogical support of students shows that modern students who study at the pedagogical faculties of universities of the Kyrgyz Republic need social and pedagogical support. That means: pedagogical assistance in organizing students’ life, enhancement of culture of behavior in a multinational environment, developing leadership qualities, psycho-pedagogical assistance in establishing contacts in the student environment, etc., on which the effectiveness of training future teaching staff in a university depends. Conclusion. The results of the study show that the problem of social and pedagogical support for students today remains one of the important aspects of the activities of universities, as it is related to providing assistance in the social, educational, spiritual development of students and is one of the important conditions for the preparation of future teachers and their social development.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка студентов и ее влияние на подготовку будущих педагогов»

УДК 378. 1

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2019-8-105-110

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Н. А. Асипова

Кыргызский национальный универистет им. Ж. Баласагына, Бишкек

Введение. Исследование проблем социально-педагогической поддержки студентов в условиях современного вуза, изучение их ожиданий в этом аспекте обусловлено тем, что в такой поддержке нуждаются все студенты, но особенно остро нуждаются студенты педагогических направлений, большинство которых, как правило, являются выходцами из семьи педагогов, которые сами нуждаются в сильной социальной поддержке со стороны государства. Проблема усугубляется тем, что в Кыргызской Республике вопросы поддерживающей педагогики не изучены как теоретически, так и практически.

Материал и методы. Целью статьи является определение сущности и содержания социально-педагогической поддержки студентов, отражение их ожидания в этом плане и определения дальнейших путей реализации рассматриваемого аспекта подготовки педагогических кадров. В исследовании были использованы теоретические и эмпирические методы (анализ научно-педагогической литературы по теме, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, изучение документации и опыта организации жизнедеятельности студентов в четырех вузах Кыргызской Республики). Все эти методы были использованы для изучения состояния теории социально-педагогической поддержки и ожидания студентов в условиях современного вуза.

Результаты и обсуждение. Изучение проблемы социально-педагогической поддержки студентов говорит о том, что современные студенты педагогических направлений вузов Кыргызской Республики нуждаются в социально-педагогической поддержке, содержание которой составляет помощь в организации быта студентов, в повышении культуры поведения в многонациональной среде, в формировании лидерских качеств, психолого-педагогическая помощь в налаживании контактов в студенческой среде, от которых зависит эффективность подготовки будущих педагогических кадров в вузе.

Заключение. Полученные результаты исследования показывают, что проблема социально-педагогической поддержки студентов на сегодняшний день остается важным аспектом деятельности вузов, так как она связана с оказанием помощи в социальном, познавательном, духовном развитии студентов и является одним важных условий подготовки будущих педагогов и их социального становления.

Ключевые слова: студенты, социальная поддержка, педагогическая поддержка, ожидания студентов, влияние образовательной среды, педагогические направления, подготовка будущих педагогов.

Введение

Современная социально-экономическая ситуация в Кыргызской Республике (КР) характеризуется тем, что государство постепенно снимает с себя социальные гарантии, большая часть экономических структур находится в частных руках (в том числе и иностранных граждан), не связанных какими-либо обязательствами перед гражданами Кыргызстана, в стране нет четких ориентиров и государственной идеологии воспитания и образования, почти половина населения подвержена внутренней или внешней миграции, что влияет на воспитание детей в семье. В этих условиях система образования оказалось единственным институтом, отвечающим за обучение, воспитание, образование и социальное формирование детей и молодежи. В то же время система образования сама нуждается в радикальных изменениях, начиная с подготовки нового поколения научно-педагогических кадров, способных компетентно решать профессиональные задачи и заканчивая формированием социально активных граждан, способных к самореализации в условиях меняющегося мира. Особенно это

касается социально-педагогической поддержки студентов педагогических направлений, как правило, являющихся выходцами из семей педагогов, которые сами нуждаются в сильной социальной поддержке со стороны государства.

Исследование проблем подготовки педагогических кадров учителей-предметников, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников в вузах КР показывает, что в данной сфере существуют проблемы, которые носят константный характер. Это - трудности набора на педагогические специальности; низкая мотивация студентов к будущей профессии; недостаточный уровень готовности выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования; слабое владение общеучебными умениями и навыками, недостаточная готовность будущих педагогов к самостоятельной жизнедеятельности и напряженному учебному труду и т. д. Все это отражается как на общей профессиональной подготовке будущих педагогов, так и на личностном удовлетворении их своей профессией, что требует целенаправленного изучения проблем

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2019. 8 (205)

социально-педагогической поддержки студентов, в особенности педагогических направлений.

Цель исследования данной статьи - раскрыть сущность и содержание социально-педагогической поддержки студентов, отразить их ожидания в этом плане и определить дальнейшие пути реализации рассматриваемого аспекта в подготовке педагогических кадров.

Материал и методы

Новая социокультурная и образовательная ситуация, когда образование становится социальной потребностью большей части молодежи, требует от субъектов образовательного процесса новых подходов к социально-педагогическим аспектам профессионального образования. Задача состоит в изучении существующих условий образовательной среды и определении конкретных путей дифференцированной социально-педагогической поддержки студентов не только в период адаптации на первых порах, но и в процессе обучения в вузе. Так как важным условием успешного профессионального становления будущих педагогов наряду с дидактическими возможностями образовательного процесса и материально-техническими условиями вуза является социально-педагогическая поддержка.

В соответствии с целью выявления социально-педагогических ожиданий студентов нами были использованы следующие методы: теоретические, эмпирические методы (анализ научно-педагогической литературы, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, изучение документации, опыт вузов по организации социальной жизни студентов и др.). Все эти методы были использованы для изучения состояния социально-педагогической поддержки студентов в условиях современного вуза.

Теоретико-методологической основой работы послужили исследования проблем социально-педагогической поддержки учащихся, основанные на концепции влияния образовательной среды на профессиональное формирование будущих специалистов (О. С. Газман, В. А. Козырев, Н. Б. Крылова и др.); на культурологической концепции формирования человека культуры (Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова и др.); на изучении гуманистической направленности действий педагогов и образовательных структур по оказанию различных видов социальной и педагогической поддержки, связанных с адаптацией студентов в социокультурной и образовательной среде [1-4].

В теоретическом аспекте, говоря о социально-педагогической поддержке студентов, мы исходим из триединства данного понятия, каждый из которых имеет определенную научную смысловую нагрузку. Во-первых, из сущности понятия «социальная», под которой понимается как исходящая от об-

щества, прежде всего от государства (как главного социального института), действия, направленные на социальную поддержку кого-либо или какой-то социальной категории людей, в том числе студентов. Во-вторых, из сущности понятия «педагогическая», под которой понимается направляющая, воспитывающая, морально-психологическая поддержка студентов со стороны педагогов и образовательных организаций в социальном и профессиональном становлении будущих специалистов. В-третьих, из сущности понятия «поддержка», которая понимается как содействие, подспорье, протекция, подмога, поощрение, господдержка, одобрение, спонсорство, служба технической поддержки, подкрепление, пособничество, шефство и др. В современных научно-педагогических источниках, документах, касающихся деятельности вузов, подробно представлены пути социальной поддержки студентов, которая, как правило, включает различные виды материальной поддержки студентов как со стороны государства, так и частных лиц в виде различных стипендий, грантов, единовременных или постоянных субсидий, предоставление материальных и других возможностей [5].

Изучение проблем социально-педагогической поддержки показывает, что она находится на стыке различных наук, так как носит междисциплинарный характер. Философский и культурологический аспект проблемы социокультурной поддержки студентов представлены в трудах Е. В. Бондаревской, Н. Б. Крыловой и др., под которой они понимают социокультурные условия вуза и целенаправленную образовательную деятельность по формированию человека культуры [3, 4].

В методологическом плане для нас важным является концепция влияния образовательной среды учебного заведения на развитие, социальное формирование и профессиональное становление личности студента. Эти аспекты профессионального формирования студентов отражены в трудах российских ученых Л. Ф. Мирзояновой, А. В. Торхо-вой, И. И. Цыркуна и др. Под образовательной средой учебного заведения чаще всего подразумевается обеспеченность учебного заведения материально-техническими условиями, квалифицированными научно-педагогическими кадрами, профессиональная направленность образовательных программ, а также социально-педагогическая деятельность преподавателей, благодаря которым один вуз отличается от другого [6-8].

В процессуально-технологическом плане большой интерес представляет методика работы социального педагога. Владение методикой технологии работы социального педагога - одно из требований стандарта высшего профессионального образования как для специальности «социальная педагоги-

ка», так и для соответствующего профессионально-образовательного профиля в направлении «Педагогика» [9].

Идеи педагогической поддержки, сформулированные О. С. Газманом в начале 1990-х гг., были развиты его соратниками (Т. В. Анохина, В. П. Бе-дерханова, А. В. Мудрик, И. С. Якиманская и др.), которые рассматривают механизмы, виды, способы и условия оказания педагогической поддержки субъектам образовательного процесса в лице учащихся [1, 10-14].

Как показывает анализ научно-теоретических работ, феномен «социально-педагогическая поддержка» стал предметом научного изучения последние десятилетия, которые совпадают с усилением расслоения общества и появлением социально слабо защищенных категорий населения, в том числе студентов. Такая социально-педагогическая поддержка предполагает активную педагогическую деятельность преподавателей и организаторов образования в плане оказания морально-психологической, педагогической помощи в решении как социально-адаптационных проблем, так и в организации познавательной деятельности, досуга, быта и реализации творческих притязаний студентов в период их обучения в вузе.

Исследования показывают, что к настоящему времени создан общетеоретический научный фонд, связанный с изучением понятия социально-педагогической поддержки, но в то же время недостаточно разработанными остаются реальные формы и виды такой поддержки. В научных трудах недостаточно определены адресные и субъектные характеристики социально-педагогической поддержки, т. е. кто или какие категории студентов нуждаются в такой поддержке, неизученными остаются ожидания студентов в плане социально-педагогической поддержки, ее составляющие: механизмы, факторы, условия и эффективные формы реализации данного аспекта поддержки в условиях реального высшего учебного заведения.

Анализ научных трудов, социально-психолого-педагогической литературы и собственного эмпирического опыта позволил определить ряд противоречий: 1) между потребностью вузов в целостной программе социально-педагогической поддержки студентов и отсутствием таких программ; 2) между потребностью студентов в социально-педагогической поддержке и отсутствием исследований, отражающих их реальные ожидания в этом направлении и др.

Указанные противоречия свидетельствуют о наличии реальной научно-педагогической проблемы, суть которой состоит в необходимости исследования ожиданий студентов в плане социально-педагогической поддержки.

Результаты и обсуждение

Исходя из теоретических предположений о том, что эффективность социально-педагогической поддержи студентов педагогического направления зависит не только от знания реального состояния социально-педагогической поддержки в вузе, но и от изучения ожиданий студентов в этом плане, нами было проведено выборочное изучение данного аспекта среди студентов четырех вузов Кыргызской Республики. В качестве фокус-группы были определены 190 студентов из четырех вузов: Кыргызско-Турецкого университета Манас (КТУМ), Кыргызского национального университета им. Ж. Бала-сагына (КНУ), Кыргызского госдурственного технического университета им. И. Раззакова (КГТУ), Иссыккульского государственного университета им. К. Тыныстанова (ИГУ).

Вузы были определены с учетом типичности научной и образовательной ориентации и образовательных программ (КГТУ - естественно-технический, КНУ - больше гуманитарный), различия в местонахождения вуза (КНУ, КГТУ - столичные, ИГУ - региональный), новые и старые вузы (КТУМ - новый, КНУ, КГТУ - исторически сложившиеся). Такое разнообразие вузов было обусловлено тем, чтобы по возможности охватить разные образовательные среды. Эмпирические исследования осуществлялялись в течение 2015/16 уч. г. в условиях реального образовательного процесса. В количественном отношении от каждого вуза участвовали по 45-50 респондентов. В возрастном отношении это были в основном студенты первых и вторых курсов, так как предполагалось, что они больше всех нуждаются в социально-педагогической поддержке.

С целью выявления ожидания студентов в плане социально-педагогической поддержки обучающимся четырех вузов были заданы одни и те же вопросы: 1. Как вы понимаете социально-педагогическую поддержку студентов? 2. К кому вы обращаетесь со своими социальными и коммуникативными проблемами? 3. Какую социальную поддержку вы получаете от вашего университета? 4. Что вы ожидаете в плане социально-педагогической поддержки студентов? 5. Удовлетворены ли программой социальной поддержки студентов вашего университета?

На вопрос «Как вы понимаете социально-педагогическую поддержку студентов?» большинство студентов из четырех вузов выбрали ответы: помощь преподавателей при получении общежития, консультации при выборе образовательных программ - 85 студентов, которые составляют 45 %. Еще 46 студентов (или 43 %) отметили, что это помощь при решении разных проблем правового, психологического и социального характера; 22 студента

(38 %) нуждаются в поддержке социализации к условиям вуза; 17 студентов (10 %) ждут помощи в формировании лидерских качеств и 15 студентов (8 %) ждут помощи в решении проблем, связанных со здоровьем. Пять студентов не дали никакого ответа.

Анализ ответов студентов на данный вопрос говорит о том, что все опрашиваемые студенты в какой-то степени нуждаются в социально-педагогической поддержке. Преобладающее большинство студентов социально-педагогическую поддержку связывают с помощью организационно-бытового характера и консультациями при выборе образовательных программ. На втором месте находятся нужды правового, психологического и социального характера. На третьем месте - социально-педагогические потребности студентов в социализации к условиям вуза. В частной беседе выяснилось, что большинство из них оказались студентами первых курсов. Среди студентов имеются такие, которые связывают социально-педагогическую поддержку с помощью в формировании лидерских качеств и с помощью в решении проблем, связанных со здоровьем.

В соответствии с основным замыслом нашего исследования студентам был задан вопрос «Что вы ожидаете от вуза в плане социально-педагогической поддержки студентов?». Анализ ответов студентов на данный вопрос говорит о том, что 87 студентов из всех вузов (или 47,0 %) хотят, чтобы оказали действенную поддержку в социализации к условиям вуза. Еще 53 студента (28,6 %) ждут поддержки в повышении культуры поведения в многонациональной среде, 15 студентов (8,1 %) связывают социально-педагогическую поддержку с помощью в получении общежития и организации быта, 12 студентов желают или хотят, чтобы сделали ремонт в комнатах, остальные 11 студентов ждут поддержки в социализации в городе. Из этих ответов следует, что большинство студентов социально-педагогическую поддержку ассоциируют с социализацией в образовательном учреждении и в поликультурной городской среде.

На вопрос «Какую социально-педагогическую поддержку вы получаете от вашего университета?» 85 студентов (или 45,9 %) из 185 студентов (5 человек не ответили) ответили, что не получали никакой поддержки, 41 студент (22,2 %) отметили, что получают стипендию, 21 (11,4 %) получил общежитие, 19 (10,3 %) психологическую поддержку, еще 15 (8,1 %) получали медицинскую помощь и 4 студента указали на другие виды помощи. Из данного ответа видно, что большинство студентов не получают никакой социально-педагогической поддержки, какая-то часть студентов социально-педагогическую поддержку путают с социальной поддержкой в виде стипендии, с медицинской помощью и психологической поддержкой.

На вопрос «Удовлетворены ли вы программой социально-педагогической поддержки студентов вашего университета?» из 190 студентов четырех вузов 84 студента (или 44,2 % (что составляет чуть менее половины)) ответили, что удовлетворены частично или в какой-то степени. Из оставшихся утвердительно ответили 55 студентов (28,9 %), еще 51 студент (26,8 %) ответил, что не удовлетворен. Из этого ответа следует, что социально-педагогическая поддержка в вузах не совсем отвечает ожиданиям студентов. С «удовлетворенностью социально-педагогической поддержкой» более благополучно обстоит дело в региональном Иссыккуль-ском государственном университете, где этот показатель составляет 51,0 %. На следующем месте находятся Кыргызский национальный университет и Кыргызско-Турецкий университет Манас, замыкает эту позицию Кыргызский государственный технический университет, хотя, по нашим предположениям, удовлетворенность социально-педагогической поддержкой должна была быть выше в Кыргызско-Турецком университете Манас, который является относительно новым вузом, имеет хорошую материально-техническую базу и инфраструктуру, так как поддерживается правительством двух государств.

На вопрос «К кому вы обращаетесь со своими социальными и коммуникативными проблемами?» 74 студента (39,6 %) указали на своих друзей, 55 студентов (29,4 %) указали на кураторов, 16 студентов (8,6 %) ответили, что не знают, к кому обратиться. Данный ответ студентов свидетельствует о том, что преподаватели вузов в лице кураторов не совсем позиционируются как помощники в решении социальных и коммуникативных проблем и что студенты больше доверяют своим друзьям, а какая-то часть студентов просто не знает к кому обратиться за социально-педагогической поддержкой. В то же время известно, что социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность в зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека) и др.

Заключение

Таким образом, изучение проблем социально-педагогической поддержки студентов говорит о том, что наряду с материальной социальной поддержкой в виде социальных стипендий и др. современные студенты Кыргызской Республики нуждаются в социально-педагогической поддержке, содержание которой составляет педагогическая помощь в формировании культуры поведения в многонациональной среде, поддержка при решении проблем правового, психологического и социального характера, это также помощь в формировании лидерских качеств

и какая-то часть студентов нуждается в помощи в дача не только сохранения контингента студентов,

решении проблем, связанных со здоровьем. но и их ориентация на сознательное освоение акаде-

Из вышеизложенного следует, что социально-пе- мических, социально-личностных и профессиональ-

дагогическая поддержка студентов остается одной ных ценностей, в том числе формирование готовно-

из актуальных проблем теории и практики вузовской сти реализовывать социальную и образовательную

педагогики. Особое значение проблема социально- политику государства, а именно готовить подраста-

педагогической поддержки имеет для студентов пе- ющее поколение к социализации и утверждении

дагогических вузов, поскольку перед ним, стоит за- себя как активного субъекта общества.

Список литературы

I. Газман О . С . Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе . М .: Инноватор, 1995 . 154 с.

2 . Козырев В . А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета . СПб . : Изд-во СПб . ун-та, 1999 . 116 с.

3 . Крылова Н . Б . Формирование культуры будущего специалиста . М .: Педагогика, 1990 . 142 с.

4 . Бондаревская Е . В . Теория и практика личностно ориентированного образования . Ростов н/Д: Булат, 2000 . 351 с .

5 . Албитова Е . Р ., Рогалева Г . И . Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образова-

нию // Вестн . Бурятского гос . ун-та . 2013 . № 1. С . 148-151.

6 . Мирзаянова Л . Ф . Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (результаты апробации адаптирующих средств)

// Психологический журнал . 2005. № 1 (5) . С . 47-51.

7 . Торхова А. В . Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика . 2003. № 6 . С . 59-66 .

8 . Цыркун И . И ., Пунчик В . Н . Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога: дидактический аспект . Минск: БГПУ, 2008. 254 с .

9 . Шакурова М . В . Методика и технология работы социального педагога: учеб . пособие для студ . высш . пед . учеб . завед . 2-е изд . М . : Ака-

демия, 2004 272 с

10 . Анохина Т . В . Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель . 2000 . № 3 . С . 63-68.

II. Одногулова И . Л . Социально-педагогическая поддержка студентов-сирот в условиях профессиональной подготовки в вузе: дис .. . . канд . пед . наук. Ставрополь, 2005. 179 с .

12 . Бедерханова В . П . Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель . 2000 . № 3 . С . 39-50 .

13 . Мудрик А. В . Социальная педагогика: учеб . для студ . пед . вузов / под ред . В . А. Сластенина . 3-е изд ., испр . и доп . М .: Академия, 2000 .

200 с

14 . Якиманская И . С . Личностно ориентированное обучение в современной школе: учеб . пособие . М .: Сентябрь, 1996 . 96 с.

Асипова Нурбубу Асаналиевна, доктор педагогических наук, профессор, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (ул. Пожарского, 41, Бишкек, Кыргызстан, 720017). E-mail: n-asipova@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.03.2019.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2019-8-105-110

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS AND ITS INFLUENCE ON THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

N. A. Asipova

Kyrgyz National University named after J. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic

Introduction. The study of the issues of social and pedagogical support of students in the conditions of a modern university; the study of their expectations in this regard is because all students need such support. Students of pedagogical areas are especially in dire need, the majority of whom, as a rule, come from a family of teachers who themselves need strong social support from the state. The problem is compounded by the fact that in the Kyrgyz Republic issues of supporting pedagogy have not been studied both theoretically and practically.

Material and methods. Based on the foregoing, the purpose of the article is to determine the essence and content of the socio-pedagogical support of students, to reflect their expectations in this regard and to determine further ways of implementing the considered aspect in the preparation of teaching staff. The study used theoretical and empirical methods (analysis of scientific and pedagogical literature on the topic, observation, survey, interviews, questionnaires, the study of documentation and experience in organizing students' life at four universities of the Kyrgyz Republic). All these methods were used to study the state of the theory of socio-pedagogical support and the expectations of students in the conditions of a modern university.

Results and discussion. Studying the problem of social and pedagogical support of students shows that modern students who study at the pedagogical faculties of universities of the Kyrgyz Republic need social and pedagogical

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2019. 8 (205)

support. That means: pedagogical assistance in organizing students' life, enhancement of culture of behavior in a multinational environment, developing leadership qualities, psycho-pedagogical assistance in establishing contacts in the student environment, etc., on which the effectiveness of training future teaching staff in a university depends.

Conclusion. The results of the study show that the problem of social and pedagogical support for students today remains one of the important aspects of the activities of universities, as it is related to providing assistance in the social, educational, spiritual development of students and is one of the important conditions for the preparation of future teachers and their social development.

Keywords: students, social support, pedagogical support, students' expectations, influence of the educational environment, pedagogical branches, training of future teachers.

References

I. Gazman 0 . S . Pedagogicheskaya podderzhka detey v obazovanii kak innovatsionnaya problema [Pedagogical support of children in education as an innovative challenge] . Novyye tsennosti obrazovaniya: desyat' kontseptsiy i esse [New Values of Education: ten concepts and an essay] . Moscow, Innovator Publ ., 1995. 154 p . (in Russian) .

2 . Kozyrev V. A. Gumanitarnaya obrazovatel'naya sreda pedagogicheskogo universiteta [Humanitarian educational environment of the pedagogical

university] . Saint Petersburg, Saint Petersburg University Publ ., 1999 . 116 p . (in Russian) .

3 . Krylova N . B . Formirovaniye kul'tury budushchego spetsialista [Forming the culture of the future specialist] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1990 .

142 p . (in Russian) .

4 . Bondarevskaya E . V. Teoriya i praktika lichnostno-oriyentirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of personality-oriented education] .

Rostov-on-Don, Bulat Publ . , 2000 . 351 p . (in Russian) .

5 . Albitova E . R . , Rogaleva G . I . Pedagogicheskaya podderzhka studentov-pervokursnikov kak sredstvo ikh adaptatsii k vuzovskomu obrazovaniyu

[Pedagogical support of freshmen as a mean of their adaptation to studying at the university] . Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - The Buryat State University Bulletin, 2013, no . 1, pp . 148-151 (in Russian) .

6 . Mirzayanova L . F. Uprezhdayuschaya adaptatsiya studentov k pedagogicheskoy deyatel'nosti [Student's preemptive adaptation to pedagogical

activity] . Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Science, 2005, no . 1, pp . 47-51 (in Russian) .

7 . Torkhova A. V. Individual'nyy stil' deyatel'nosti uchitelya [Individual style of teacher's activity] . Pedagogika, 2003, no . 6, pp . 59-66 (in Russian) .

8 . Tsyrkun I . I . , Punchik V. N . Intellektual'noye samorazvitiye budushchego pedagoga: didakticheskiy aspekt [Intellectual self-development of future

pedagogue: didactic aspect] . Minsk, BSPU Publ . , 2008. P. 254 (in Russian) .

9 . Shakurova M . V. Metodika i tekhnologiya raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and technology of social pedagogue's work] . Uchebnik dlya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Tutorial for students of higher education pedagogical institutions] Moscow, Akademiya Publ , 2004 272 p (in Russian)

10 . Anokhina T. B . Pedagogicheskaya podderzhka kak real'nost' sovremennogo obrazovaniya [Pedagogical support as a reality of contemporary

education] . Klassnyy rukovoditel', 2000, no . 3, pp . 63-68 (in Russian) .

II. Odnogulova I . L . Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka studentov-sirot v usloviyakh professional'noypodgotovki v vuze. Dis. kand. ped. nauk [Socio-pedagogical support of orphan students in terms of professional education in University. Diss . cand . of ped . sci . ] . Stavropol, 2005. 179 p . (in Russian)

12 Bederkhanova V P Pedagogocheskaya podderzhka individualizatsii rebenka [Pedagogical support of child's individualization] Klassnyy rukovoditel', 2000, no 3, pp 39-50 (in Russian)

13 Mudrik A V Sotsial'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov ped. vuzov. Pod redaktsiey V A Slastenina [Social Pedagogics: Tutorial for students of pedagogical universities . Edited by V. A. Slastenin] . Moscow, Akademiya Publ . , 2000 . 200 p . (in Russian) .

14 . Yakimanskaya I . S . Lichnostno-oriyentirovannoye obucheniye v sovremennoy shkole: uchheb. posobiye [Personality-oriented education at

contemporary school: tutorial] . Moscow, Sentyabr' Publ . , 1996 . 96 p . (in Russian) .

Asipova N. A., Kyrgyz National University named after J. Balasagyn (ul. Pozharskogo, 41, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720017). E-mail: n-asipova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.