Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка как основа деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов'

Педагогическая поддержка как основа деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / INFORMATION AND CONSULTATION SYSTEM OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

Социальная адаптация студентов проявляется и сопровождается установлением социальных связей и отношений со всеми субъектами образовательного процесса, освоением ценностей и норм социума и реализацией себя в профессионально-личностном становлении. Выделение педагогической деятельности, ставящей своей целью помощь студентам в решении жизненных и образовательных проблем, проблем личностного взаимодействия с вузовской средой и окружением позволяет рассматривать ее как педагогическую поддержку студентов. Сущность педагогической поддержки студентов определяется включением личности в деятельность на основе собственных интересов и выбора, с учетом особенностей развития и определением для каждого его поля деятельности, что позволяет создать условия для саморазвития личности. Создание информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов связано с необходимостью обеспечить студенту возможность становиться субъектом собственного и общественного развития, социально адаптироваться. Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов представляет систему разноплановых педагогических действий, которые рассматриваются в определенной последовательности и зависимости. Содержание педагогической поддержки социальной адаптации студентов проявляется в форме наставничества и консультирования, направленного на выявление трудностей и проблем студентов и помощи в их разрешении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT AS A BASIS FOR THE ACTIVITIES OF INFORMATION CONSULTING SYSTEM OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS

Social adaptation of students is accompanied by the establishment of social ties and relations with all the actors of the educational process, the development of values and norms of the society and the realization of itself in vocational and personal formation. Allocation of pedagogical activities that help students as their goal in life and educational problems, personal interaction with the University Wednesday and surroundings allows you to treat it as a pedagogic support students. The essence of pedagogical support for students is determined by the inclusion of the individual in the activities on the basis of self-interest and choice, taking into account the peculiarities of the development and definition of each field of action that allows you to create the conditions for self-development of personality. Establishment of an advisory system for the social adaptation of students due to the need to provide the student an opportunity to become the subject of its own and community development, socially adaptable. Pedagogical support for social adaptation of students represents diverse pedagogical action, which are dealt with in a certain sequence and dependencies. Content of pedagogical support of social adaptation of students takes the form of guidance and counselling aimed at the identification of obstacles and challenges students and assistance from the resolution.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка как основа деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов»

педагогические науки

Рогалева Галина Ивановна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ...

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

© 2017

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Бурятский государственный университет (670000, Россия, Улан-Удэ, улица Смолина, 24а, e-mail: galya-rogaleva@mail.ru)

Аннотация. Социальная адаптация студентов проявляется и сопровождается установлением социальных связей и отношений со всеми субъектами образовательного процесса, освоением ценностей и норм социума и реализацией себя в профессионально-личностном становлении. Выделение педагогической деятельности, ставящей своей целью помощь студентам в решении жизненных и образовательных проблем, проблем личностного взаимодействия с вузовской средой и окружением позволяет рассматривать ее как педагогическую поддержку студентов. Сущность педагогической поддержки студентов определяется включением личности в деятельность на основе собственных интересов и выбора, с учетом особенностей развития и определением для каждого его поля деятельности, что позволяет создать условия для саморазвития личности. Создание информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов связано с необходимостью обеспечить студенту возможность становиться субъектом собственного и общественного развития, социально адаптироваться. Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов представляет систему разноплановых педагогических действий, которые рассматриваются в определенной последовательности и зависимости. Содержание педагогической поддержки социальной адаптации студентов проявляется в форме наставничества и консультирования, направленного на выявление трудностей и проблем студентов и помощи в их разрешении.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, социальная адаптация студентов, информационно-консультационная система социальной адаптации студентов

PEDAGOGICAL SUPPORT AS A BASIS FOR THE ACTIVITIES OF INFORMATION CONSULTING SYSTEM OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS

© 2017

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Pedagogics Department

Buryat State University (670000, Russia, Ulan-Ude, street Smolina, 24a, e-mail:galya-rogaleva@mail.ru)

Abstract. Social adaptation of students is accompanied by the establishment of social ties and relations with all the actors of the educational process, the development of values and norms of the society and the realization of itself in vocational and personal formation. Allocation of pedagogical activities that help students as their goal in life and educational problems, personal interaction with the University Wednesday and surroundings allows you to treat it as a pedagogic support students. The essence of pedagogical support for students is determined by the inclusion of the individual in the activities on the basis of self-interest and choice, taking into account the peculiarities of the development and definition of each field of action that allows you to create the conditions for self-development of personality. Establishment of an advisory system for the social adaptation of students due to the need to provide the student an opportunity to become the subject of its own and community development, socially adaptable. Pedagogical support for social adaptation of students represents diverse pedagogical action, which are dealt with in a certain sequence and dependencies. Content of pedagogical support of social adaptation of students takes the form of guidance and counselling aimed at the identification of obstacles and challenges students and assistance from the resolution.

Keywords: pedagogical support, social adaptation of students, information and consultation system of social adaptation of students

В последние годы системные изменения в высшем образовании сопровождаются появлением новых образовательных парадигм, концепций, обновлением содержание образования, реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе. Все это требует изменения образовательной и воспитательной деятельности в вузе, направленной на активное взаимодействие студента с вузовской средой и социальным окружением, что определяет успешность и сущность его социальной адаптации. Социальная адаптация студентов проявляется и сопровождается установлением социальных отношений со всеми субъектами образовательного процесса, освоением ценностей и норм социума и реализацией себя в профессионально-личностном становлении. На сегодняшний день особое внимание уделяется не только характеру социальной адаптации студентов, но и профессиональной педагогической деятельности, способствующей выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем и оказанию поддержки студентам. Выделение педагогической деятельности, ставящей своей целью помощь студентам в решении жизненных и образовательных проблем, проблем личностного взаимодействия с вузовской средой и окружением позволяет определить ее как педагогическую поддержку студентов.

В современных исследованиях рассматривается педагогическая поддержка студентов, но в большинстве случаев авторы ограничиваются изучением ее организации и структуры в первый год обучения. Не до конца ис-

следованными, на наш взгляд, остается специфическая задача педагогической поддержки оказание помощи студенту в обретении самого себя, в вопросах социальной адаптации во время всего периода обучения. Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена недостаточной разработанностью психолого-педагогической теории содержания педагогической поддержки социальной адаптации студентов.

В данной статье предпринята попытка определения содержания педагогической поддержки социальной адаптации студентов, как основы деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов в вузе.

Педагогическая деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки студентам, является одним из организационно-педагогических условий процесса социальной адаптации студентов и рассматривается нами как педагогическая поддержка. В российской педагогической теории понятие «педагогическая поддержка» неразрывно связано с именами следующих исследователей: О.С. Газмана, Н.Б.Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина. В конце Хх века в лаборатории О.С. Газмана в Институте проектирования инноваций образования РАО детально рассматривалось, было определено и введено в категориальный аппарат педагогической науки данное понятие.

Педагогическая поддержка в исследованиях и опытно-экспериментальной работе лаборатории анализировалась и реализовалась в педагогической практике как

Rogaleva Galina Ivanovna pedagogical

PEDAGOGICAL SUPPORT ... sciences

особая деятельность, находящаяся в тесной связи с процессами самоопределения, самопознания, саморазвития и самореализации.

Педагогическая поддержка ребенка в образовании была выделена как самостоятельная область, как деятельность профессионалов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем [1,2].

Опираясь на исследования лаборатории можно утверждать, что понятие педагогическая поддержка включает в себя действия педагогов, направленные на «запуск процессов саморазвития, стимулирования стремления к самореализации», а также определить сущность педагогической поддержки. Сущность состоит в следующем: включение личности в деятельность на основе собственных интересов и выбора, с учетом особенностей развития и определением для каждого его поля деятельности, что позволяет создать условия для саморазвития личности. Кроме того, важным становится понимание, что педагогическая поддержка базируется на собственной личностной и педагогической позиции преподавателя, которая во многом определяется степенью готовности к взаимодействию, сотрудничеству и отношением к его содержанию. Данная логика позволяет рассматривать педагогическую поддержку социальной адаптации студентов как основу совместной деятельности субъектов вузовского пространства, в ходе которой осуществляется процесс личностно-профессионального становления студентов.

В современных исследованиях рассматриваются и актуализируются вопросы педагогической поддержки адаптации студентов. В работах Подсосовой Н.Б.[3], Стафеевой Ю.В.[4] уделяется серьезное внимание педагогической поддержке адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе, к его образовательной среде. Авторы подчеркивают значимость педагогической поддержки в деятельности кураторов студенческих групп и студентов, как равнопартнерской доверительной деятельности. Албитова Е.П.[5] рассматривая педагогическую поддержку как особую педагогическую деятельность, способствующую выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем студентов вуза на этапах социальной адаптации, а также определению возможностей и путей их дальнейшего личностно- профессионального становления, влияющего на формирование субъектной позиции, социального статуса « студент вуза», выделяет ее структуру и содержание. Выделенная автором структура педагогической поддержки, заключается в определении ее этапов в соответствии с выделенными этапами социальной адаптации студентов в вузе. Кроме того автор обосновывает содержание педагогической поддержки социальной адаптации студентов как последовательные и взаимосвязанные действия субъектов образовательной среды вуза. Данное поэтапное понимание содержания педагогической поддержки социальной адаптации студентов представляет интерес для осмысления создания и определение содержания деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов в вузе.

Обоснование педагогической поддержки как основы информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов опирается на объединение в реальной педагогической деятельности двух педагогических процессов и понятий « социальная адаптация студентов » и «педагогическая поддержка», а также на активное взаимодействие всех субъектов среды вуза. Определение содержания педагогической поддержки социальной адаптации студентов требует применения как традиционных, так и инновационных подходов к организации учебной и воспитательной деятельности в вузе.

Считаем уместным отметить, что поддержкой можно называть педагогические действия, ставящие своей целью помощь в саморазвитии, социальной адаптации, в решении различных жизненных и образовательных про-388

блем студентов. Смысл поддержки будет заключаться в работе, которая способствует « выращиванию индивидуальности», где предметом работы педагога- «поддер-живателя» становятся индивидуальные средства самоопределения, самореализации, социальной адаптации.[6]

Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов означает систему разноплановых педагогических действий, которые необходимо рассматривать в определенной зависимости: в первом случае от образовательной организации ( университет, институт, академия ) и во втором случае учитывать внутреннюю дифференциацию (факультет, кафедра). В первом случае педагогическая поддержка в основном состоит в создании условий для социальной адаптации студентов, создание воспитательного пространства вуза. Во втором случае педагогическая поддержка направлена на выявление характера и типа затруднений студента в социальном взаимодействии и поведении, определение возможностей и путей преодоления их с использованием самооценки и выбора, активной деятельности. Такая поддержка требует изучения, понимания и принятия педагогами индивидуально- личностных особенностей студента. Точка зрения Якиманской И.С.[7] позволяет выделить групповую и индивидуальную педагогическую поддержку социальной адаптации студентов. Работа со студенческой группой обязывает педагога определять характер взаимодействий и взаимоотношений членов группы, устанавливать и определять групповые ценности и смыслы их основных носителей, тактики, формы и средства реализации этих ценностей в группе. Индивидуальная работа с каждым студентом ориентирует педагога на изучение проблем и трудностей студента, поиск приемлемого способа общения и разработку специальной программы такого общения, постоянной ее коррекции на основе поведения и социальной адаптации студента. В данном случае педагогическая поддержка должна быть наполнена гуманистическим психологическим содержанием, она должна строиться на диагностике и коррекции индивидуальных возможностей студента в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации.

В соответствии с изменениями и преобразованиями, происходящими в высшей школе [8], в вузах появляются инновационные субъекты инфраструктуры, позволяющие выполнять вузу свои социальные функции в регионе.

Создание информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов связано с необходимостью обеспечить студенту возможность становиться субъектом собственного и общественного развития.

Уход от традиционного цикла мероприятий, осуществляемых год за годом в вузе, ориентация на социальный компонент вузовской среды и социальной среды региона позволяет, как параметр выделять насыщенность воспитательного пространства вуза за счет создания и включения инновационных субъектов. Таким современным инновационным субъектом Бурятского государственного университета стал центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) « Инсайт», который обеспечивает доступ детей и молодежи г. Улан-Удэ к современному оборудованию прямого цифрового производства для реализации и проверки их инновационных идей, для решения вопросов профессиональной реализации и социальной адаптации. Создание информационно- консультационной системы социальной адаптации студентов в вузе представляет собой совокупность взаимодействующих элементов различных направлений деятельности ( системный подход), в зависимости от профессиональных направлений подготовки студентов. По сути это решение проблемы информационного обеспечения студентов.

Существующее разнообразие форм организации консультационных служб позволяет отметить, что в вузах в большей степени это структурные подразделения, занимающиеся сбором информации и оказанием консалтинговых услуг. В зарубежной практике это службы, Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Рогалева Галина Ивановна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ...

организованные на базе крупных многопрофильных или отраслевых университетов ( так называемая модель « land-grant» университетов), функции которых более расширены за счет предоставления широкого спектра услуг по обучению населения, а также направленности на повышения социального уровня жизни участников обслуживаемой территории. В представленном материале не ставится цель рассмотрения структуры информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов вуза.

Рассматривая педагогическую поддержку в качестве основы деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов, определяем ее деятельность через педагогическое консультирование и наставничество.

Консультирование способствует организации и проведению социально ориентированной деятельности студентов. Опора на опыт немецких и некоторых российских вузов, позволяет выделить направление консультирования студентов младших курсов студентами старших курсов. Данное направление начинает свою реализацию в проекте «Школа кураторов» на базе педагогического института БГУ. Задачей старшекурсника является помощь первокурснику в освоении новой учебной среды и социального окружения, консультации по научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Выделяются следующие формы деятельности, беседы и консультации, направленные на адаптацию первокурсников к учебному процессу и среде вуза, помощь в усвоении традиций университета и отхода от школьных установок, так называемый «тьюториум» по темам, относящимся к актуальным социальным событиям и событиям студенческой жизни, помощь в организации взаимодействия с окружением.

Наставничество направленно на педагогическую поддержку студентов непосредственно во время осуществления социально значимой деятельности.

Важной особенностью наставнических отношений является, как правило, их неформальный и личностный характер, что позволяет решать сложные задачи социальной адаптации студентов [9-19].

Значительный потенциал наставничества проявляется в работе кураторов академических групп, в большей степени это персонализированная поддержка студентов в соответствии с их потребностями.

Таким образом, создание и деятельность информационно- консультационной системы социальной адаптации студентов в своей основе содержит особую педагогическую деятельность педагогическую поддержку. Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов представляет систему разноплановых педагогических действий, которые рассматриваются в определенной последовательности и зависимости. Педагогическая поддержка, представленная в форме консультирования и наставничества, должна быть основана на принципах гуманистической педагогики и иметь гуманистическое психологическое содержание. Содержание педагогической поддержки социальной адаптации студентов заключается в оказании помощи в выявлении трудностей и проблем в социальной среде и социальном окружении, а так же поддержки в их разрешении. Поддержка и помощь студентов направлена на установление межличностных связей и отношений, на усвоение и ориентацию в принятых социальных нормах и традициях вуза, на индивидуальное взаимодействие с социальным окружением, на развитие профессионально-личностных качеств. В осуществлении педагогической поддержки социальной адаптации студентов требуется высокая степень готовности преподавателя вуза, основанной на собственной личностно-профессиональной позиции, на понимании и принятии субъект-субъектных отношений студентов и преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей

в образовании как инновационная проблема// Новые ценности в образовании : десять концепций и эссе.-М.,1995.-Вып.3.-с.58-64

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. Вып.6.М.,1996.

3. Подсосова Н.Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: автореф. дис____канд.пед.наук. Новокузнецк,2012.24с

4. Стафеева Ю.В.Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: автореф. дис. ...канд.пед.наук. Петропавловск-Камчатский,2005.24с.

5. Албитова Е.П.Социальная адаптация студентов вуза на основе педагогической поддержки: автореф. дис. .. .канд.пед.наук,Улан-Удэ,2015.-24с.

6. Фрумин И.Д. Самоопределение старшеклассника в летней школе: : автореф. дис. .канд.пед.наук, Рига,1990.-23с.

7. Якиманская И.С.Личностно- ориентированное обучение в современной школе/М.: Сентябрь,1996.-96с.

8. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 32-36.

9. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: Изд-во Моск.психол.-соц. ин-та,2008.-320с.

10. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса//Пер-вое сентября.2010.№1.С.25-34.

11. Крылова Н.Б.Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство нравственных измерений ребенка и взрослого//Классный руководитель.2000.№3.С.92-103

12. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу (конкретно-социологический анализ): дис....канд.филос.наук. Минск,1986.239с.

13. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

14. Редько Л.Д., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учеб. пособие .М.:Илекса,2008.296с.

15. Рогалева Г.И.Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки/Молодой ученый.2015.№1.С.479-484.

16. Албитова Е.П., Каплина С.Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 46-49.

17. Рогалева Г.И. Основы кураторской деятельности в высшем учебном заведении: учеб.- метод. пособие.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2015.-96с.

18. Удалова Е.С. Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу как фактор профессионального становления и развития студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 157-161.

19. РуноваС.А. Социально- профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: автореф. дис. .канд.пед.наук. Новокузнецк.2000.18с.

Статья публикуется при поддержке гранта Бурятского государственного университета «Проведение инициативных научных исследований»

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.