Научная статья на тему 'Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса "студент вуза"'

Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса "студент вуза" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
357
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENTS OF THE UNIVERSITY / SOCIAL ADAPTATION / STUDENTS SUBJECTIVE POSITION / THE SOCIAL STATUS OF "UNIVERSITY STUDENT" / GOAL SETTING / IDENTITY / MOBILITY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Албитова Екатерина Петровна, Рогалева Галина Ивановна

Обращение к проблеме социальной адаптации студентов вуза, как неотъемлемой части социализации личности вполне закономерно, поскольку вызовы современного развития общества диктуют необходимость осмысления существующей практики воспитательной деятельности в высших учебных заведениях с точки зрения ее эффективности и результативности в процессе развития личности. В настоящее время современное общество в большей мере нуждается в самостоятельной, творческой, способной и готовой личности ко всем жизненным обстоятельствам. Авторы рассматривают процесс социальной адаптации личности как условие формирования субъектной позиции, социального статуса, благодаря которым субъект выстраивает собственное развитие, принимает решения, делает самостоятельный жизненный выбор, воспитывает такие жизненно значимые качества, как конкурентоспособность, наличие сформированной устоявшейся позиции, личностное мнение, умение своевременно ориентироваться в реалиях жизни. Таким образом, личность в процессе социальной адаптации не «приспосабливается» к существующим условиям, а реализует имеющийся профессиональный и личностный потенциал. В статье рассматриваются понятия: социальная адаптация студентов, субъектная позиция, социальный статус «студент вуза» как значимые понятия для развития современного отечественного образования, процесса модернизации высшей профессиональной школы. Представлен обобщенный опыт экспериментальной работы, проводимой авторами в Забайкальском государственном университете, подчеркивающий специфику социальной адаптации студентов вуза как условия, влияющего на формирование субъектной позиции, социального статуса «студент вуза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Албитова Екатерина Петровна, Рогалева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION CONDITION OF FORMING OF STUDENTS SUBJECTIVE POSITION, SOCIAL STATUS "STUDENT HIGH SCHOOL"

The problem of social adaptation of students, as an integral part of socialization is quite natural, since the challenges of the modern development of society dictates the necessity of understanding the existing practice of educational activity in higher educational institutions from the point of view of its efficiency and effectiveness in the process of personality development. Currently modern society to a greater extent needs to be independent, creative, able and willing personality to all life circumstances. The authors examine the process of social adaptation of personality as a condition of formation of subjective positions, social status, thanks to which the subject builds its own development, making decisions, making independent life choices, and raises such vitally important qualities like competitiveness, the presence of established attitudes, personal opinion, ability to promptly navigate the realities of life. Thus, personality in the process of social adaptation is not "adaptable" to local conditions, and implements the professional and personal potential. The article discusses the concepts: social adaptation of students, subject position, social status of «University student» as important concepts for the development of modern domestic education, the modernization process of higher professional schools. Presents generalized experience of experimental work conducted by the authors in TRANS-Baikal state University, underlining the specificity of social adaptation of students of the University as conditions influencing the formation of subject positions, social status of «student of the University».

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса "студент вуза"»

УДК 378.4

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ - УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ, СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА «СТУДЕНТ ВУЗА»

© 2015

Е.П. Албитова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой

экономики, факультета экономики и управления Забайкальский государственный университет, Чита (Россия) Г.И. Рогалева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ (Россия)

Аннотация. Обращение к проблеме социальной адаптации студентов вуза, как неотъемлемой части социализации личности вполне закономерно, поскольку вызовы современного развития общества диктуют необходимость осмысления существующей практики воспитательной деятельности в высших учебных заведениях с точки зрения ее эффективности и результативности в процессе развития личности. В настоящее время современное общество в большей мере нуждается в самостоятельной, творческой, способной иготовой личности ко всем жизненным обстоятельствам. Авторы рассматривают процесс социальной адаптации личности как условие формирования субъектной позиции, социального статуса, благодаря которым субъектвыстраивает собственное развитие, принимаетрешения, делает самостоятельный жизненный выбор, воспитывает такие жизненно значимые качества, как конкурентоспособность, наличие сформированной устоявшейся позиции, личностное мнение, умение своевременно ориентироваться в реалиях жизни. Таким образом, личность в процессе социальной адаптации не «приспосабливается» к существующим условиям,а реализует имеющийся профессиональный и личностный потенциал. В статье рассматриваются понятия: социальная адаптация студентов,субъектная позиция, социальный статус «студент вуза» как значимые понятия для развития современного отечественного образования, процесса модернизации высшей профессиональной школы. Представлен обобщенныйопыт экспериментальной работы, проводимой авторами в Забайкальском государственном университете, подчеркивающий специфику социальной адаптации студентов вуза как условия, влияющего на формирование субъектной позиции, социального статуса «студент вуза».

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, студенты вуза, социальная адаптация студентов, субъектная позиция, социальный статус «студент вуза», целеполагание, идентичность, мобильность, активность.

Обращение к проблеме социальной адаптации студентов вуза, как неотъемлемойчастисоциализации личности вполне закономерно, поскольку вызовы современного развития общества диктуют необходимость осмысления существующей практики воспитательной деятельности в высших учебных заведениях с точки зрения ее эффективности и результативности в процессе развития личности. В настоящее время современное общество в большей мере нуждается всамостоятельной, творческой, способной личности, готовой быть субъектом собственного развития, принимать правильные решения иделать самостоятельный жизненный выбор. Личность, обладающая такими качествами, как конкурентоспособность, умением ориентироваться в жизненной реальности с устоявшейся позицией и личностным мнением [1].

Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, требующую систематического напряжения, связанного с самоопределением, самодисциплиной и самоорганизацией, что не всегда самостоятельно удается сделать личности. В связи с этим процесс социальной адаптации протекает для личности болезненно, выражаясь в самых различных формах кризиса, от смены специальности, вуза, города до депрессии, апатии и пр. Соответственно «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи» выступает одной из целей государственной молодежной политики РФ. Реализация этой цели предусматривает выполнение таких задач, как обеспечение эффективной системы социальной адаптации студентов, способствующей формированию у личности таких качеств и характеристик, как субъектная позиция, социальный статус, творческая направленность и конкурентоспособность [2, ст. 2671].

Понятие «социальная адаптация студентов вуза» определяется намикак активное взаимодействие студента с вузовской средой и социальнымокружением, выступающим необходимым условием его личностно-про-фессионального становления, влияющим на формирование субъектнойпозиции, социального статуса «студент вуза».Данное понятие объясняет воздействие факторов образовательнойсреды и ее субъектов на личность студента и наоборот. Студент,взаимодействуя с вузовской средой и социальным окружением, адаптируется кфор-мам, методам, технологиям учебно-воспитательной,

социально-бытовойдеятельности, уровню и качеству обучения.В этой связи вполне закономерно утверждать, что активная позиция впроцессе социальной адаптации студента вуза характеризуется личностно-профессио-нальным становлением, когда осуществляется смена видов деятельности срепродуктивной на творческую, которая способствуетяркому проявлению индивидуаль-ностистудента. При этом смена репродуктивного вида деятельности приходится намладшие курсы обучения, а творческого - на старшие. Из этого следует, что социальная адаптация студентов вуза - этодинамичный, сложный, поэтапный, многонаправленный процесс, способный отражаться на личности студента, характеризующийся своимиособенностями, спецификой, этапами и критериями.К отличительным чертам процесса социальной адаптации студентовмы отнесли их возрастные особенности, особенностиобразовательной среды вуза и профессионального самоопределения.

Специфика процесса социальной адаптации студентов вуза выражается в ее многонаправленном характере, активном взаимодействии студента свузовской средой и социальным окружением, что является необходимымус-ловием для личностно-профессионального становления студента, влияющим на формирование субъектной позиции, социального статуса «студент вуза».

Под субъектной позицией студента вуза мы понимаем интегративную характеристику личности, включающую ценностно-смысловой, мотивационный, деятель-ностный компоненты и значимые показатели целепола-гание, идентичность, мобильность, активность.

Социальный статус «студент вуза» в нашем понимании проявляется в соблюдении студентами установленных высшим учебным заведением норм,традиций, требований и реализации в полной мере прав и обязанностей.

Определяя компоненты, показатели, критерии и уровни субъектной позиции, социального статуса «студент вуза», мы исходим из основных теоретических положений исследований Б. Г. Ананьева [3], В. В. Знакова [4], С. Е. Каплиной [5], Е. В. Шадровой [6], Л. Б. Шнейдер [7],Т. А. Шульгиной [8], Э. Эриксона [9] и др. [10-18].

У субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» нами были выделены ценностно-смысловой, мотивационный и деятельностный компоненты, кото-

рым соответствуют следующие показатели. Так, цен-ностно-смысловомукомпоненту соответствует показатель - целеполагание, мотивационному -идентичность, деятельностному - мобильность и активность.

В качестве критериев сформированности субъектной позиции,социального статуса «студент вуза» на наш взгляд выступают: наличие целей, интереса,ценностей, смысла и удовлетворенности в профессиональном направлении;удовлетворенность студенческим коллективом, отсутствие конфликтныхситуаций в социальном окружении вуза, характер взаимоотношенийстудентов с социальным окружением вуза; характеристика организации микросоциального взаимодействия с субъектами образовательной среды,участие и включенность студентов в различные виды деятельности,направленные на самореализацию личности.

Среди уровней сформированности субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» выделяем высокий, средний, низкий. Данные уровнихарактери-зуют процесс социальной адаптации студентов вуза как«адаптировались полностью», «адаптировались частично», «неадаптировались».Результат успешной социальной адаптации студентов, выражается в сформи-рованности субъектной позиции и социального статуса «студент вуза».

Педагогический эксперимент проводился нами на базе факультета экономики и управления, научно-образовательного центра «Высшая школа экономики, управления и предпринимательства», студенческого научного общества «Инсайт» Забайкальского государственного университета. В исследование были включены студенты с 1 по 5 курс (237 респондентов) экономического направления двух профилей: «Экономика» (далее - ЭК) и «Менеджмент» (далее - МН) и двух специальностей: «Финансы и кредит» (далее - ФК) и «Антикризисное управление» (далее - АУ), участники института кураторства студенческих групп, профессорско-преподавательский состав, специалисты студенческого научного общества «Инсайт» (48 человек). Возраст студентов составил от 18 до 25 лет. Среди них первый и второй курс включалипо 50 человек, третий и четвертый по 45 человек, пятый 47 человек. В экспериментальную группу вошло 120 человек, а в контрольную группу- 117 человек.

Для исследования социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ в образовательной практике факультета экономики и управления ЗабГУ нами определялся исходный уровень сформированности субъектной позиции, социального статуса «студент вуза». Определение уровней потребовало применить такие диагностические процедуры, как анкетирование, наблюдение, описание, методика комплексного изучения индивидуальных особенностей личности, опрос, анализ результатов деятельности.

Диагностика исходного уровня сформированности субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» проводилась по каждому выделенному компоненту (ценностно-смысловой, мотивационный, деятель-ностный).

Ценностно-смысловой компонентсубъект-

ной позиции,социального статуса «студент ЭК, МН, ФК, АУ» показателем которого является целеполагание,определялся нами по авторской анкете «Трудности студентов в процессе усвоения принятых социальных норм, правил, требований, ценностей, традиций вуза и выбранного профессионального направления», и по «Тесту смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Данные полученные по соответствующим методикам показали, что ценностно-смысловой компонент субъектной позиции, социального статуса «студент ЭК, МН, ФК, АУ» находится на среднем уровне -41,2 % (98 человек).

Мотивационный компонентсубъектной позиции, социального статуса «студент ЭК, МН, ФК, АУ», показателем которого является идентичность, проверялся нами

по авторской анкете «Трудности во взаимодействии с социальным окружением вузовской среды», и по социометрической технике диагностикимежличностных отношений Дж. Морено. Отмечаем, что мотивационный компонент субъектной позиции, социального статуса «студент ЭК, МН, ФК, АУ» определяется преимущественно как средний - 36,2% (86 человек).

Деятельностный компонент субъектной позиции, социального статуса «студент ЭК, МН, ФК, АУ»,показателями которого являлись активность и мобильность, изучался с помощью анкетирования «Трудности студентов при организации микросоциального взаимодействия студентов с субъектами вузовской среды» и методики изучения мотивов учебной деятельности в модификации А. А. Реана, В. А. Якунина. Полученные результаты свидетельствуют, что деятель-ностный компонент субъектной позиции, социального статуса «студент ЭК, МН, ФК, АУ» находится на среднем уровне- 49,12 % (116 человек).

Результаты творческого задания «Траектория дальнейшего развития» подтвердили средний уровень сфор-мированности субъектной позиции, социального статуса. Данный уровень свидетельствует о том, что студенты ЭК, МН, ФК, АУ в процессе социальной адаптации к вузовской среде, социальному окружению «адаптировались частично».

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования в констатирующем эксперименте установили, что формирование субъектной позиции, социального статуса «студент вуза», характеризующее студентов ЭК, МН, ФК, АУ в процессе социальной адаптации как «адаптировались частично» необходимо сопровождать реализацией разработанной нами модели социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки в рамках формирующего эксперимента(представление и анализ модели не являются задачами данной статьи). Реализация предложенной модели социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки потребовала разработки комплекса педагогических условий в учебно-воспитательном процессе вуза, выделяем их:

1. Реализация принципов гуманистической педагогики в процессе социальной адаптации студентов вуза потребовала использования в деятельности участников образовательного процесса таких принципов, как принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.

2. Учет особенностей социальной адаптации в условиях вузовской образовательной и региональной среды придает процессу социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки последовательность и обеспечивает возможность гармонизации складывающихся отношений у студента с социальным окружением вузовской среды.

3. Разработка научно-методического обеспечения по социальной адаптации для субъектов образовательного процесса включает учебную программу «Социальная адаптация студентов вуза на основе педагогической поддержки», предназначенную для участников института кураторства студенческих групп, профессорско-преподавательского состава, специалистов студенческих научных обществ, и комплекс «Формы социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки», отведенный для студентов вуза. Разработанные программа и комплекс характеризуются основными положениями, педагогическими закономерностями, принципами личностно ориентированного, индивидуального, системного, компетентностного, деятельностного и интегративного подходов.

4. Готовность субъектов образовательного процесса к организации социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки определяется из содержания программы и комплекса. Содержание

программы построено на основе модульного подхода и направлено на подготовку субъектов образовательного процесса к организации социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки. Содержание комплекса выстроено по трем направлениям социальной адаптации на основе педагогической поддержки: социально-педагогическому, нормативно-организационному, научно-методическому (исследовательскому). Каждое из них определяется наличием форм социальной адаптации на основе педагогической поддержки и траектории социальной адаптации студентов вуза.

5. Учет индивидуальных особенностей студентов вуза определяется с помощью построения траектории социальной адаптации, которая помогаетопределить: необходимость в дополнительной педагогической поддержке социальной адаптации студентов вуза, отношение студента к образовательному процессу, формирование его субъектной позиции, социального статуса, отсутствие или наличие трудностей, возникающих в процессе социальной адаптации.

Проведенная опытно-экспериментальная работа на обобщающем этапе эксперимента, организованном в период 2012-2013 гг. с целью проверки комплекса педагогических условий для реализации модели социальная адаптация студентов вуза на основе педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе вуза, подтвердила повышение эффективности процесса социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ.

Результаты процесса социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ в экспериментальной группе отражают повышение по сравнению с контрольной. После реализации модели социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки полученные результаты повторной диагностики исследования процесса социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ экспериментальной и контрольной групп к вузовской среде, социальному окружению с помощью определения уровня сформированности субъектной позиции, социального статуса, констатируют, что: среди студентов ЭК, МН, ФК, АУ экспериментальной группы впроцессе социальной адаптации к вузовской среде, социальному окружению «адаптировались полностью» 32,9 % (40 человек), «адаптировались частично» - 52,9 % (61 человек), «не адаптировались» - 14,2 % (17 человек); среди студентов ЭК, МН, ФК, АУконтрольной группы впро-цессе социальной адаптации к вузовской среде, социальному окружению «адаптировались полностью» 24,6% (29 человек), «адаптировались частично» - 38,9 % (45 человек), «не адаптировались» - 36,5 % (43 человека).

Итоги проведенной опытно-экспериментальной работы, исследующей процесс социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ к вузовской среде, социальному окружению экспериментальной группы, характеризуются следующим образом:

- эффективность процесса социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ экспериментальной группы к вузовской среде, социальному окружению, характеризующаяся как «адаптировались полностью», в среднем увеличилась на 4,2 %, по отношению к контрольной группе - на 0,2%;

- эффективность процесса социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ экспериментальной группы к вузовской среде, социальному окружению, характеризующаяся как «адаптировались частично», в среднем увеличилась на 3,3 %, по отношению к контрольной группе - на 0,7%;

- эффективность процесса социальной адаптации студентов ЭК, МН, ФК, АУ экспериментальной группы к вузовской среде, социальному окружению, характеризующаяся как «не адаптировались», в среднем уменьшилась на 4,7 %, по отношению к контрольной группе - на 0,9%.

Анализ результатов исследования проверен с по-

мощью метода математической обработки данных Ькритерий Стьюдента, который показал достоверность и значимость полученных данных в ходе опытно-экспериментальной работы по трем уровням сформированно-сти субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» (высокий, средний, низкий) и характеризует процесс социальной адаптации студентов вуза на уровне 99,9 % (р< 0,001).

Таким образом, применённый в опытно-экспериментальной работе комплекс диагностических методик позволил обнаружить эффективность предложенной модели социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки, зафиксировать положительные результаты. А также отметить, что специфика процесса социальной адаптации студентов вуза выражается в ее многонаправленном характере, активном взаимодействии студента с вузовской средой, ее субъектами и социальным окружением, что является необходимым условием для личностно-профессионального становления студента, влияющим на формирование субъектной позиции и социального статуса «студент вуза». Проведенное теоретическое осмысление и опытно-экспериментальная работа позволяют рассматривать социальную адаптацию студентов вуза как условие формированиясубъ-ектной позиции и социального статуса «студент вуза».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Албитова Е. П. К вопросу о педагогической поддержке студентов вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск :СибАК, 2013. С. 99-107

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система» — Собрание законодательства РФ — 24 ноября 2008 года — № 47, ст. 5489.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / М : Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с.

4. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии /. М: Ин-т психологии РАН, 2007. 479 с.

5. Каплина С. Е. Становление проблемы формирования профессиональной мобильности в истории развития общества // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 235-246.

6. Шадрова Е. В. Изучение уровня сформированно-сти субъектной позиции воспитанника детского дома // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 39-42.

7. Шнейдер Л. Б. Реконструкция идентичности: структурный и динамический аспект // Развитие личности. 2000. № 2. С. 44-69.

8. Шульгина Т. А. Формирование умений самостоятельной творческой деятельности у студентов педвузов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Челябинск, 1998. 22 с.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Психология личности в трудах зарубежных психологов. Санкт-Петербург, 2008. 352 с.

10. Рогалева Г.И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве статья// Вестник БГУ. Серия Психология. Социальная работа. Улан-Удэ: Изд-воБурят.госуниверситета, 2011.С.221-226.

11. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 75-78.

12. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Системно-содержательная компетентность и ее значение в социальной и профессиональной адаптации выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2014. № 1 (16). С. 49-51.

13. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

14. Слесарев Ю.В. Модель социального поведения в контексте формирования интегративно-аксиологиче-ского базиса социальной компетентности студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 69-75.

15. Созаев К.Г. Социально-психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников в процессе обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психо-

логия. 2013. № 4 (15). С. 187-190.

16. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

17. Ефремкина И.Н. Исследование компонентов актуального этнопсихологического статуса студентов разных национальностей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 79-85.

18. Драган Н.А. Воспитание социальной активности студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 104-106.

SOCIAL ADAPTATION CONDITION OF FORMING OF STUDENTS ' SUBJECTIVE POSITION, SOCIAL STATUS «STUDENT HIGH SCHOOL»

© 2015

E. P. Albitova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair «Economic theory and world economy» Transbaikal State University, Chita (Russia) G.I. Rogaleva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Buryat State University,Ulan-Ude (Russia)

Abstract.The problem of social adaptation of students, as an integral part of socialization is quite natural, since the challenges of the modern development of society dictates the necessity of understanding the existing practice of educational activity in higher educational institutions from the point of view of its efficiency and effectiveness in the process of personality development. Currently modern society to a greater extent needs to be independent, creative, able and willing personality to all life circumstances. The authors examine the process of social adaptation of personality as a condition of formation of subjective positions, social status, thanks to which the subject builds its own development, making decisions, making independent life choices, and raises such vitally important qualities like competitiveness, the presence of established attitudes, personal opinion, the ability to promptly navigate the realities of life. Thus, personality in the process of social adaptation is not "adaptable" to local conditions, and implements the professional and personal potential. The article discusses the concepts: social adaptation of students, subject position, social status of «University student» as important concepts for the development of modern domestic education, the modernization process of higher professional schools. Presents generalized experience of experimental work conducted by the authors in TRANS-Baikal state University, underlining the specificity of social adaptation of students of the University as conditions influencing the formation of subject positions, social status of «student of the University».

Keywords:higher professional education, students of the University, social adaptation, students subjective position, the social status of «University student», goal setting, identity, mobility, activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.