Результаты самостоятельной работы студентов также отражаются в Е-портфолио в разделе 3. Одно из направлений это самостоятельное изучение учебного материала по электронным учебникам. Например, электронные учебники «Основы менеджмента» (Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др) и «Менеджмент организации» (А.В. Тебеткин, Б.С. Касаев) и др., в которых изложены основные положения современной теории и практики менеджмента. Структурно и содержательно учебники построены таким образом, что кроме текста используются видеоматериалы, глоссарий, примеры из дополнительной литературы, персоналии, интернет ресурсы.
После изучения материалов всех параграфов главы студент прослушивает основные выводы по главе, выполняет контрольные задания, знакомится с индивидуальной программой повторения главы, которая автоматически формируется по результатам выполнения контрольных заданий, после этого переходит к изучению следующей главы. Опыт самостоятельной работы с электронными учебниками показывает, что у студентов появляется повышенный интерес к такой учебной деятельности, в отличие от традиционного выполнения рефератов, что способствует развитию позитивной мотивации и более качественному усвоению нового материала.
Студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тренировочных тестов. Повторять попытки найти верный ответ в режиме тренировочных тестов можно многократно, даются ссылки к соответствующим разделам текста. Завершить работу помогают контрольные тесты. В отличие от тренировочных они не дают студенту информацию о том, какой ответ в каком задании является верным, но выставляют итоговую оценку по заданиям в целом с указанием неверных ответов. Эти оценки по каждой самостоятельно изученной теме заносятся в портфолио.
В раздел «Самостоятельная работа» входит работа с обучающими интерактивными программами, которые позволяют студентам получать не только теоретические знания, но и закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине.
В рамках самостоятельной работы студенты готовят эссе, рефераты, доклады с презентациями в Power Point, которые также включаются в Е-портфолио.
Необходимость включения в Е-портфолио раздела «Технология планирования профессиональной карьеры» - объясняет-
ся тем, что индивидуальная карьера рассматривается как самоуправление.
Таким образом, Е-портфолио как инструмент формирования управленческих качеств будущих менеджеров осуществляет ряд функций:
• образовательно-формирующую - способствует приобретению новых управленческих знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);
• диагностическую - позволяет студенту увидеть уровень организационно - управленческого потенциала и готовность к самостоятельной организации деятельности (является средством оценивания);
• рефлексивную - предоставляет студентам возможность приобрести опыт рефлексивного мышления;
• мотивационно-презентативную - позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к ее изучению, способствует поощрению активности и самостоятельности [4].
Следует отметить, что в реализации перечисленных функций, активизации личностных сил и способностей студента в выборе траектории саморазвития и достижении цели существенное значение имеет педагогическая поддержка и оказание квалифицированной помощи.
С целью совершенствования профессиональных компетенций студентов в области менеджмента и информационных технологий в КемГУКИ кафедра управления социальной сферы и институт социально-культурных технологий провели конкурс студенческих презентаций «Я - МЕНЕДЖЕР». Для участия в конкурсе из 21 представленной презентации было отобрано 10 лучших работ, авторами семи из которых являлись студенты первого курса (бакалавр). На наш взгляд, это объясняется повышенным уровнем мотивации студентов, которые работают с Е-порт-фолио и стремятся проявить себя.
Таким образом, технология Е-портфолио «Программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студента» в результате регулярного обновления по всем разделам отражает профессиональные компетенции на каждом этапе обучения, позволяет фиксировать все достижения студента. Опыт применения Е-портфолио по курсу «Основы менеджмента СКД» позволяет рассматривать процесс обучения как инструмент формирования и развития управленческих компетенций будущих менеджеров СКД.
Библиографический список
1. Чижикова, Е.В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.
2. Громова, Л.А. «Кейс-стади» в обучении менеджменту /Л.А. Громова, Е.В. Егорова // Вестник Балтийской Педагогической Академии. -2006. - Вып. 72.
3. Анопченко, Т.Ю. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения / Т.Ю. Анопченко, В.А. Максимов, И.В. Мошкин. - Ростов н/Д., 2011.
4. Игонина, Е.А. Функции портфолио студента высшего учебного заведения [Э/р]. - Р/д: http://gisap.eu/ru/node/734
5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2009.
Bibliography
1. Chizhikova, E.V. Formirovanie professionaljno-upravlencheskoyj napravlennosti menedzherov socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti v vuzakh kuljturih i iskusstv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2004.
2. Gromova, L.A. «Keyjs-stadi» v obuchenii menedzhmentu /L.A. Gromova, E.V. Egorova // Vestnik Baltiyjskoyj Pedagogicheskoyj Akademii. -
2006. - Vihp. 72.
3. Anopchenko, T.Yu. Sostavlenie individualjnogo ehlektronnogo portfolio v sootvetstvii s kreditno-moduljnoyj sistemoyj obucheniya / T.Yu. Anopchenko, V.A. Maksimov, I.V. Moshkin. - Rostov n/D., 2011.
4. Igonina, E.A. Funkcii portfolio studenta vihsshego uchebnogo zavedeniya [Eh/r]. - R/d: http://gisap.eu/ru/node/734
5. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya studentov vihsshikh uchebnihkh
zavedeniyj. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 15.07.12
УДК 316. 613-053.67: 37 35
Smirnova N.G. SOCIAL FND PEDAGOGICAL MODEL OF SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION (the case of adolescence). The article examines the issue of shaping of general culture of individual through developing a theoretical social and pedagogical model on the basis of system and synergetic approaches and testing in the case of adolescence.
Key words: model, general culture of individual, school children, students, social and pedagogical process, system approach, continuous education.
Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии КемГУКИ, г. Кемерово,
Е -mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)
Статья посвящена проблеме формирования общей культуры личности. Проблема решается в разработке теоретической социально-педагогической модели на основе системного, синергетического подходов и апробации на примере юношеского возраста
Ключевые слова: модель, общая культура личности, школьники, студенты, социально-педагогический процесс, системный подход, непрерывное образование.
Формирование модели общей культуры личности определяется потребностями рынка труда, новыми экономическими, нравственно-психологическими, социокультурными условиями, характерными для современного изменяющегося российского социума.
В научной литературе существуют различные концепции, подходы, мнения относительно понятий «модель», «моделирование» (В. Воробьёв, Ю. Лавриков, А. Пискунов, Е. Руднева, Л. Седов, Н. Смирнова, В. Штофф и др.). Из современных исследователей для нас представляет интерес точка зрения Рудневой, согласно которой, «являясь первоначальной ступенью педагогического проектирования, моделирование предполагает разработку компонентов педагогического процесса» [1, с. 166].
В контексте представленной статьи понятие «модель» употребляется как обобщённое отражение социально-педагогического процесса, в котором формируется общая культура личности. В основу создания модели положена идея непрерывного образования - развитие личности на всех возрастных этапах жизненного пути, которое сопряжено с такими важными понятиями, как воспитание, образование, культура.
Социально-педагогическая модель формирования общей культуры личности интегрирует понятия социально-культурной и педагогической деятельности, где культура является смыслообразующим ядром. Такое объединение позволяет создать системно-структурную социальн- педагогическую модель общей культуры личности.
Представляется, что структурой модель становится в результате присущей ей внутренне упорядоченной связи между составляющими элементами (компонентами) системы. Выбор такого типа модели обусловлен следующими обстоятельствами: во-первых, выявление сущности любого объекта невозможно без раскрытия внутреннего устройства его структуры; во-вторых, структура обеспечивает совокупность устойчивых связей компонентов объекта, и его целостность.
Структура модели, на наш взгляд, является важным условием эффективности исследования проблемы формирования общей культуры личности во всей системе непрерывного образования, с учётом возрастных особенностей и преемственности задач.
Системой модель является потому, что разработка её базируется на методологии системного, деятельностного подходов. Применение системного подхода к такому объекту, как социально-педагогический процесс, позволяет представить его как подсистему системы непрерывного образования. С точки зрения гносеологии система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых обеспечивает появление новых интегративных связей и качеств.
Модель общей культуры личности как система является открытой, так как предполагает обмен, социальное взаимодействие в культурно-образовательном пространстве. Внутренним принципом, объединяющим все элементы культурно-образовательного пространства, является принцип культурного развития личности.
Принцип эмерджентности, процессуальный подход обеспечивают «процессуальность», то есть модель может быть дополнена новыми составляющими структурными компонентами в зависимости от насущных потребностей общества и личности.
Непрерывное образование, как социально-педагогический процесс выступает по отношению к личности как внешнее условие формирования общей культуры. В то же время личность не пассивна, как деятельностное существо она обладает внутренней активностью. Взаимосвязь внутренних и внешних условий на каждом возрастном этапе в системе непрерывного образования обеспечивают развитие личности, а благодаря диалектическому отрицанию совершаются качественные возрастные «скачки», наполненные новым содержанием деятельности.
Согласно теории возрастного развития личности (С.А. Пуй-ман) наиболее значимым для формирования личности является возрастной период от дошкольного детства до возраста ранней юности (18 лет), когда появляется осознание своего внутреннего мира, потребность в творческой самореализации, в культурном, профессиональном самоопределении, в создании себя как личности.
В нашем случае единицей анализа социально-педагогической модели формирования общей культуры личности выбран возраст ранней юности. В соответствии с педагогической возрастной периодизацией к этому возрасту относятся к старшекласс-
Таблица 1
Критерии Показатели
когнитивный (познавательно-смысловой) знания, как форма освоения окружающего мира, как способ отношения к окружающей действительности: - культурологической, гуманитарной направленности; - народной художественной культуры: - этикета; - этических норм; - различных видов искусства
эмоционально-ценностный (аксиологический) понимание и принятие: - культурных образцов; - культурных ценностей (здоровье, красота, нравственность, добро); - культурных традиций, обычаев: - личности как субъекта культурной деятельности; - эмоциональной отзывчивости (эмпатии)
деятельностный (само-деятельностный), творческо-волевой овладение: - культурой общения; - нравственно- этическим опытом: - художественно-эстетическим опытом: - опытом социального взаимодействия: - опытом творческой деятельности: - опытом ценностного отношения к окружающему миру
ники общеобразовательных школ (гимназий), учащиеся учреждений начального профессионального образования, студенты младших курсов колледжей. Подвижность хронологичеких границ этого возраста отмечают отечественные учёные (Л.И. Божович. А.В. Запорожец, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн. Д.Б. Эльконин и др.)
Формирование общей культуры в возрасте ранней юности состоит в том, что, включив личность в самостоятельную учебную, проектную, исследовательскую, культурно-досуговую, художественно-творческую деятельность, связанную, прежде всего, с гуманизацией отношений; овладев гуманитарными, культурологическими знаниями, необходимо научить ее осуществлять процесс рефлексивного управления своим саморазвитием. Общая культура понимается нами как самоизменение личности, как процесс деятельностного освоения и присвоения нравственноэтического, художественно-эстетического опыта, опыта социального взаимодействия и раскрытия своих сущностных сил, творческих дарований. Исходным в формировании общей культуры личности является положение о целостности человеческой жизнедеятельности, по отношению к которой воспитание и обучение есть её моменты, приобретшие самостоятельное бытие. «Бытие и развитие человека в качестве субъекта предполагает непременно ту или иную форму общения людей» [2, с. 11].
Уровень общей культуры - это прежде всего результат выбора личностью характера деятельности, когда проявляется само-деятельностная её позиция, социальная активность, субъектность в разновидности художественно-эстетических, нравственных предпочтений, интересов.
Системный, синергетический, деятельностный, аксиологический подходы, понимание культуры как самоизменения, как системы регулятивных принципов, норм, ценностей (И.М. Бы-ховская), как спиралеообразного движения: совершенствование своей предметной деятельности, общения и художественного творчества (М.С. Каган), позволили нам разработать уровни, показатели и критерии общей культуры: когнитивный (познавательно-смысловой), эмоционально-ценностный (аксиологический), деятельностный (творческо-волевой), которые определяются совокупностью показателей и отражают особенности овладения ими в юношеском возрасте. Критерии и показатели формирования общей культуры в юношеском возрасте представлены в таблице 1.
В ходе экспериментальной работы были получены результаты, которые свидетельствуют о необходимости решения проблемы формирования обшей культуры личности. Изучение проблемы на примере юношеского возраста, представлений юношества об общей культуре требует переосмысления образовательных программ, практической работы в сфере культуры и образования.
Нам известно, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности. Реалии российского социума в настоящее время выдвигают проблему общей культуры как одну из актуальных, поэтому мы считаем, что формирование общей культуры личности должно найти отражение во всей системе непрерывного образования с учётом решения конкретных задач на каждом этапе, то есть необходимо уделить внимание этой проблеме не только в общеобразовательных программах, но и в программах профессионального образования (по крайней мере, от дошкольного образования до высшего в преемственной связи).
Результаты констатирующего эксперимента в учреждениях различного типа (гимназии, училища начального профессионального образования, колледжи) в городах Кемерово, Ленинск-Куз-нецкий, Белово, Новокузнецк, Междуреченск, Минусинск, Новосибирск показали, что формирование общей культуры сопровождается противоречиями социокультурного характера. Это проявляется в том, что юношество испытывает трудности в принятии культурных образцов, традиций, этических норм в силу того, что, с одной стороны, школьники, учащиеся, студенты понимают как должно быть, а с другой - наблюдают поведение педагогов, сверстников, родителей, окружающих людей (реальную жизнь, реальное настоящее), которое далеко не всегда соответствует культурным образцам. Проявляется своего рода «двойной стандарт» (Г. Г. Солодова).
В констатирующем эксперименте нами была поставлена задача выявить представления юношества об общей культуре, оценить уровень собственной обшей культуры. В процессе экспериментальной работы нами, кроме обшей цели, разрабатывались посредствующие цели, характеризующие социальную активность юношества. Кроме того, текущие цели отражали специфику деятельности студентов колледжей, учащихся учреждений начального профессионального образования, школьников.
Безусловно, активная социальная позиция, участие в культурных процессах требуют осмысленных действий, которые отражают уровень знаний о культуре, соответствующее поведение, эмоционально-ценностное отношение к окружающему, твор-ческо-преобразующую деятельность.
Вполне понятно, что поскольку человек деятельностное существо, то для его развития решающее значение имеет изменение характера деятельности, когда деятельность приобретает творческий характер, превращается в самодеятельность. Личность в таком случае становится способна к предметному творчеству, органически сочетающемуся с творческими формами своего общения, когда сознательно организованное сотрудничество, социальное взаимодействие логически приводит к результату - личность стремиться к самоформированию. «Человек выступает как субъект собственной деятельности, собственного формирования и изменения» [2, с. 21].
В педагогическом эксперименте одной из целей была диагностика представлений юношества об общей культуре. Экспресс-опрос (зондаж), проведённый в гимназиях №№ 25, 32, 24 городов Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, женской гимназии с. Елыкаево, Кемеровской области, в учреждении начального профессионального образования № 14 г. Ленинск-Кузнецкий, в колледжах культуры и искусств (г. Минусинск Красноярского края, г. Новосибирск), всего 497 респондентов, показал, что настоящий собственный уровень общей культуры юношество скорее не устраивает, чем устраивает 30,1% (абс. ч. 150), скорее да, чем нет 26,1% (абс. ч. 130), вполне устраивает 22,1% (абс. ч. 110), трудно сказать 18,1% (абс. ч. 90), нет, совершенно не устраивает 4% (абс. ч. 20). Как видим, юношество довольно критично относится к своему уровню общей культуры, только пятую часть опрошенных устраивает собственная общая культура. Хотели бы повысить общую культуру 40,2% (абс. ч. 200), не задумывались над этим 50,3% (абс. ч. 250).
Оценивают свой уровень общей культуры как высокий 6% (абс. ч. 30), средний 34,2% (абс. ч. 170), низкий 59,7% (абс. ч. 297).
На вопрос «Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы повысить интерес общества, личности к проблеме общей культуры?» были вполне конкретные ответы-суждения: «Понизить цены на билеты в театры, на выставки», «Больше антипропаганды вредных привычек», «Нужна программа на уровне государства», «Больше познавательных мероприятий для молодёжи», «Меньше рекламы табачных изделий, пива», «Увеличить количество молодёжных спектаклей, отражающих эту проблему», «Качественно улучшить телевизионные программы», «Чаще вовлекать молодёжь в культурные процессы», «Строить молодёжные театры», «В музеях, на выставках отражать проблему общей культуры в целом и молодёжи в частности», «Организовывать дискуссии на эту тему не только в стенах гимназии, но и на уровне города, чтобы можно было «услышать голос» сверстников из гимназий, других учебных заведений, а не только одноклассников».
Отметили, что знания из области искусства помогли в конкретной жизненной ситуации: «В разговоре со старшими, при этом твой авторитет значительно возрастает в их глазах», «Знания, приобретённые на уроках театра помогают в общении, чувствуешь себя увереннее среди сверстников и старших», «Актёрское искусство помогает в общении». Свои знания, в области искусства, в основном, оценивают по пятибалльной шкале как «хорошие» и «удовлетворительные».
Сильные эмоции, переживания вызвали произведения искусства и литературы: М. Булгаков «Мастер и Маргарита»; А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Яма»; М. Шолохов «Тихий Дон»; Л. Толстой «Война и мир»; Ф. Достоевский «Преступление и наказание»; концерт симфонического оркестра (г. Новосибирск); опера Ж. Бизе «Кармен»; И. Прянишников «Порожняки» (из собраний Третьяковской галереи); посещение музея народного искусства (г. Москва).
Некоторые учащиеся гимназий №№ 24, 25, 33 отметили, что в домашней библиотеке имеются книги по искусству («Энциклопедия искусств». «Русское изобразительное искусство 19 -20 вв.», «Мастера и шедевры», «Живопись для школьников» и др.).
В нашей экспериментальной работе, в соответствии с критериями и показателями, мы условно обозначили уровни сфор-мированности общей культуры: высокий, средний и низкий [3], что не является предметом рассмотрения в данной статье.
Резюмируя, можно отметить, что формирование общей культуры личности в возрасте ранней юности сегодня приобретает особую важность, так как в дальнейшем, на наш взгляд, это отразится на культуре социального взаимодействия, творческой инициативе молодого специалиста, в какой бы области он ни прилагал свои профессиональные знания.
Библиографический список
1. Руднева, Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентации студентов: монография / под общ. ред. Б.П. Невзорова. - Кемерово, 2002.
2. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1944.
3. Смирнова, Н.Г. Педагогика непрерывного образования как социокультурный институт формирования общей культуры личности: монография / под науч. ред. С.Б. Брижатовой. - Кемерово, 2011.
Bibliography
1. Rudneva, E.L. Teoreticheskie osnovih formirovaniya zhiznennihkh i professionaljnihkh cennostnihkh orientacii studentov: monografiya / pod obth. red. B.P. Nevzorova. - Kemerovo, 2002.
2. Filosofsko-psikhologicheskie problemih razvitiya obrazovaniya / pod red. V.V. Davihdova. - M., 1944.
3. Smirnova, N.G. Pedagogika neprerihvnogo obrazovaniya kak sociokuljturnihyj institut formirovaniya obtheyj kuljturih lichnosti: monografiya / pod nauch. red. S.B. Brizhatovoyj. - Kemerovo, 2011.
Статья поступила в редакцию 15.08.12
УДК 130
Matis V.I. MAINSTREAMING CULTURE OF INTERETHNIC AND INTER-RELIGIOUS DIALOGUE. In article on the basis of the analysis of modern publications and the accepted standard base the problem of education of culture international and interkonfessional dialogue is staticized. By the author we are offered regular consideration the problem, and concrete methodological installations, its methodical recommendations to decisions.
Key words: culture of international and interconfessional dialogue; knowledge, world outlook and behavioral components of education; intercultural competence; intercultural communications; structure and technologies of education of culture of international and interconfessional dialogue; feature of culture of international and interconfessional dialogue.
В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ, г.
Барнаул, E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
В статье на основе анализа современных публикаций и принятой нормативной базы актуализируется проблема воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения (КМИМО). Автором предлагается систематическое рассмотрение проблемы и конкретные методологические установки, методические рекомендации ее решения.
Ключевые слова: культура межнационального и межконфессионального общения, знаниевые, мировоззренческие и поведенческие компоненты воспитания КМИМО, межкультурные компетенции; межкультурные коммуникации, структура и технологии воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, особенности культуры межнационального и межконфессионального общения.
Проблемы, связанные с решением национального вопроса, как правило, соотносятся с глубокими преобразованиями в обществе: в экономической сфере - это, как правило, кризисы или быстрый технологический рывок, как это происходило в Западной Европе (всплеск межнациональной напряженности в Великобритании, Франции, Германии); в социально-политической сфере - это рост миграционной подвижности населения, падение рождаемости, сепаратистские настроения в субъектах (свидетельство тому события в России конца ХХ - начала XXI веков); в духовной сфере - это застой в социально-культурной жизни во всех ее проявлениях: литературе, искусстве, живописи, кинематографе или же прорыв в этих же сегментах (возрождение национальных традиций и образование национально-культурных образований, центров культуры, попытка реализации новых предметов в школе: основы религиозной культуры и светской этики) и т.д.
Каковы же возможные подходы и пути реализации идеи совместного и мирного существования представителей различных культур в многонациональном, поликонфессиональном взаимозависимом и взаимосвязанном мире? История знает некоторые примеры, когда исповедовалась теория плавильного котла, например, в Соединенных Штатах, не принесшая должных положительных результатов, теория мультикультурализма в Европе, в конце концов, обострившая межнациональные и межконфес-сиональные отношения. В Советском Союзе политика интернационализма также не сумела гарантировать стабильность и процветание всем проживающим на его территории народам. Социально-политическая нестабильность в России 90-х годов, подогреваемая сепаратистскими настроениями тоже показала необходимость решения национального вопроса в нашей стране.
Поэтому не случайным кажется обращение к проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений и в современных условиях постоянно расширяющихся межнациональных связей и усиления взаимозависимости между народами. Именно сейчас все большее значение приобретает культура межнационального общения, которая зависит от уровня общего
развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности адекватно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей - то есть умения жить в поликультурном мире.
С чего начать? Что делать? Извечные вопросы, которые возникают перед обществом, оказывающимся в сложных межнациональных и межконфессиональных перипетиях.
Если пытаться ответить на первый вопрос, то очевидно необходимо начинать с формирования новой национальной политики, создания специальных структур и институтов во всех уровнях власти. Второе, что необходимо предпринимать параллельно - это изменение отношения к общению. Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, воздействует на его ориентации и оценки. Формы общения, основанные на гуманизме, стимулируют развитие положительных человеческих качеств, а нетерпимость друг к другу, эгоизм или любое проявление «центризма», будь то эгоцентризм или европоцентризм приводят к обострению противоречий и повышению психологического напряжения.
Ответ на второй вопрос кроется в воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения, которая зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности адекватно воспринимать инонациональные и иноконфессиональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей.
Понятия культуры межнационального и межконфессио-нального общения, межкультурной компетенции, их структура и технологии воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Все они в той или иной степени затрагивают различные качества личности, ее способности и умения (Т. Бурмистрова, Г. Гасанов, М. Куранов, В. Ку-