Научная статья на тему 'Культура межнационального и межконфессионального общения как условие современных коммуникаций'

Культура межнационального и межконфессионального общения как условие современных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3066
708
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ЗНАНИЕВЫЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ КМИМО / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖ-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERNATIONAL AND INTERCONFESSIONAL DIALOGUE / KNOWLEDGE / WORLD OUTLOOK AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF EDUCATION / INTERCULTURAL COMPETENCE / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / STRUCTURE AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL AND INTERRELIGIOUS DIALOGUE / FEATURE OF CULTURE OF INTERNATIONAL AND INTERCONFESSIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В. И.

В статье рассматривается понятие межкультурной компетенции, на основе которой строится и культура межнационального и межконфессионального общения, как сложное образование, включающее определённые знания, качества, навыки и умения. На основе анализа современных публикаций и принятой нормативной базы актуализируется проблема воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения (КМИМО). Автором предлагается систематическое рассмотрение проблемы и конкретные методологические установки, методические рекомендации ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF INTERETHNIC AND INTERRELIGIOUS DIALOGUE AS A CONDITION OF MODERN COMMUNICATION

In the work on the basis of the analysis of modern publications and the accepted standard base the problem of education of culture international and interconfessional dialogue is studied. The author has an objective to reveal the contents of the notion of intercultural competence as a complex system with definite knowledge, qualities, skills and abilities. The researcher offers his own consideration of the problem under research and gives some concrete methodological installations and his own methodical recommendations as decisions. The intercultural competence implies that a personality not only has a good orientation in four (mega, macro, meso, micro) levels of understanding of modern problems, but also actively participates in their solving processes. The tension between speakers may occur in concrete psychological situations that happen because of low level of common consciousness.

Текст научной работы на тему «Культура межнационального и межконфессионального общения как условие современных коммуникаций»

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии; сост., авт. комментариев и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. -СПб., 2000.

3. Прутченков, А.С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод. разработки социально-психологических тренингов. - М., 1996.

4. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

5. Азарова, Т.В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова [и др.]; под ред. М.Р Битяновой. - СПб., 2008.

6. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М., 2002.

Bibliography

1. Teplov, B.M. Izbrannihe trudih // Sochineniya: v 2 t. - M., 1985. - T. 1.

2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii; sost., avt. kommentariev i poslesl. A.V. Brushlinskiyj, K.A. Abuljkhanova-Slavskaya. - SPb., 2000.

3. Prutchenkov, A.S. Svet moyj, zerkaljce, skazhi...: metod. razrabotki socialjno-psikhologicheskikh treningov. - M., 1996.

4. Petrovskaya, L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemih socialjno-psikhologicheskogo treninga. - M., 1982.

5. Azarova, T.V. Praktikum po psikhologicheskim igram s detjmi i podrostkami / T.V. Azarova, O.I. Barchuk, T.V. Beglova [i dr.]; pod red. M.R. Bityanovoyj. - SPb., 2008.

6. Oganesyan, N.T. Metodih aktivnogo socialjno-psikhologicheskogo obucheniya: treningi, diskussii, igrih. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 02.10.14

УДК 130.037

Matis V.I. CULTURE OF INTERETHNIC AND INTERRELIGIOUS DIALOGUE AS A CONDITION OF MODERN COMMUNICATION. In the work on the basis of the analysis of modern publications and the accepted standard base the problem of education of culture international and interconfessional dialogue is studied. The author has an objective to reveal the contents of the notion of intercultural competence as a complex system with definite knowledge, qualities, skills and abilities. The researcher offers his own consideration of the problem under research and gives some concrete methodological installations and his own methodical recommendations as decisions. The intercultural competence implies that a personality not only has a good orientation in four (mega, macro, meso, micro) levels of understanding of modern problems, but also actively participates in their solving processes. The tension between speakers may occur in concrete psychological situations that happen because of low level of common consciousness.

Key words: culture of international and interconfessional dialogue; knowledge, world outlook and behavioral components of education; intercultural competence; intercultural communications; structure and technologies of education of culture of international and interreligious dialogue; feature of culture of international and interconfessional dialogue.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

В статье рассматривается понятие межкультурной компетенции, на основе которой строится и культура межнационального и межконфессионального общения, как сложное образование, включающее определённые знания, качества, навыки и умения. На основе анализа современных публикаций и принятой нормативной базы актуализируется проблема воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения (КМИМО). Автором предлагается систематическое рассмотрение проблемы и конкретные методологические установки, методические рекомендации ее решения.

Ключевые слова: культура межнационального и межконфессионального общения; знаниевые, мировоззренческие и поведенческие компоненты воспитания КМИМО; межкультурные компетенции; межкультурные коммуникации; структура и технологии воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения; особенности культуры межнационального и межконфессионального общения.

Проблемы, связанные с решением национального вопроса, как правило, соотносятся с глубокими преобразованиями в обществе: в экономической сфере - это, как правило, кризисы или быстрый технологический рывок, как это происходило в Западной Европе (всплеск межнациональной напряженности в Великобритании, Франции, Германии); в социально-политической сфере - это рост миграционной подвижности населения, падение рождаемости, сепаратистские настроения в субъектах (свидетельство тому события в России конца ХХ - начала XXI веков); в духовной сфере - это застой в социально-культурной жизни во всех ее проявлениях: литературе, искусстве, живописи, кинематографе или же прорыв в этих же сегментах (возрождение национальных традиций и образование национально-культурных центров культуры, попытка реализации новых предметов в школе: основы религиозной культуры и светской этики) и т.д.

Каковы же возможные подходы и пути реализации идеи совместного и мирного существования представителей различных культур в многонациональном, поликонфессиональном взаимозависимом и взаимосвязанном мире? История знает некоторые

примеры, когда исповедовалась теория плавильного котла, например, в Соединенных Штатах, не принесшая должных положительных результатов, теория мультикультурализма в Европе, в конце концов, обострившая межнациональные и межконфессиональные отношения. В Советском Союзе политика интернационализма также не сумела гарантировать стабильность и процветание всем проживающим на его территории народам. Социально-политическая нестабильность в России 90-х годов, подогреваемая сепаратистскими настроениями тоже показала необходимость решения национального вопроса в нашей стра-

Поэтому не случайным кажется обращение к проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений и в современных условиях.

С чего начать? Что делать? Извечные вопросы, которые возникают перед обществом, оказывающимся в сложных межнациональных и межконфессиональных перипетиях.

Если пытаться ответить на первый вопрос, то очевидно необходимо начинать с формирования новой национальной

политики, создания специальных структур и институтов во всех уровнях власти. Ответ на второй вопрос кроется в воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения, которая зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные и иноконфессиональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей.

Понятия культуры межнационального и межконфессионального общения, межкультурной компетенции, их структура и технологии воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями (Т. Бурмистрова, Г. Гасанов, М. Куранов, В. Кутьев, В. Матис, M. Byram, K. Knapp, J. Lehtonen, E. Phillips) [1 - 9] и другие.

З. Гасанов, например, выделяет знаниевые компоненты формирования культуры межнационального общения [2]. Для успешной коммуникации в иной культуре, с точки зрения Д. Лето-нена, в логике формирования знаниевых компонентов, необходимо знать язык, историю страны, искусство, экономику, общество - т.е. обладать всесторонними знаниями об истории и культуре этой страны [9]. Исследователь верно, на наш взгляд, ставит вопрос об этике межкультурных отношений. Т.Ю. Бурмистрова акцентирует внимание на другом аспекте - на содержании специального учебного курса «Культура межнационального общения», который может решить многие проблемы общения [1]. Предлагаемая К. Напп модель сориентирована на поведенческий аспект общения с представителями другой культуры, не включающий в себя обмен культурными смыслами, в ходе которого происходит понимание и познание иной культуры [8]. В.И. Матис, разрабатывая проблему культуры межнационального общения, особое внимание уделяет комплексному изучению структуры и содержания этого феномена, выделяя знаниевые, поведенческие и нормативные компоненты воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения [6].

Авторы большинства работ в той или иной степени обращаются к знаниям, необходимым для осуществления межкультурного общения и отношениям, возникающим при коммуникациях, а также умениям (интерпретации и соотнесения, открытия и взаимодействия) и критическому осознанию действительности и на их основе компетенциям, связанным с межкультурными коммуникациями. Основным достоинством рассматриваемых различных подходов является выделение в них двух взаимосвязанных сторон межкультурной компетенции личности - способности понимать родную и чужую культуру. Другим положительным моментом представляется установление или признание связи между мышлением и поведением, что выводит межкультурную компетенцию на более осознанный культурологический, философский уровень.

Знания в общей концепции культуры межнационального и межконфессионального общения включают информированность об истории, культуре, обычаях и традициях нации, характеристику социальных групп - участников общения, анализ их практической деятельности, общих процессов социального и личностного взаимодействия.

Умения интерпретации и соотнесения (общего и особенного) состоят в способности человека анализировать и интерпретировать явления общественной и культурной жизни, документы или события другой культуры, объяснять и соотносить их с явлениями собственной культуры с точки зрения общих методологических принципов. Умения при таком подходе дополняются усвоением новых знаний о культуре и культурных практиках, операционализацией знаниями, отношениями и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени. В результате знания, затем умения и навыки выходят на новый уровень - компетенции, что особенно важно в современных условиях расширяющихся межкультурных связей.

Критическое осознание действительности, включающее культуру, политическую структуру, систему образования и другие элементы общественной жизни, проявляется в умении, с одной стороны, критически, на основе определённых критериев воспринимать мировоззрение, деятельность и результаты деятельности, присущие собственной и иной культуре, а с другой - остерегаться эти явления сравнивать и давать им оценку, поскольку каждая из них самоценна и самозначима и не может быть «лучше» или «хуже» других. Культура может быть только иной!

Таким образом, культура межнационального и межконфессионального общения предполагает формирование определенных качеств личности: способность увидеть взаимосвязи между

разными культурами (как внешними, так и внутренними); умение быть посредником и способность интерпретировать одну культуру в терминах другой; критически и аналитически понимать собственную и иную культуры; осознавать детерминированность собственного взгляда на мир культурными и мировоззренческими традициями.

Такой набор качеств ведет к формированию культуры межнационального и межконфессионального общения и обусловливает продуктивность, результативность деятельности специалиста в области межнациональных отношений и комфортность любого коммуникатора, который попадает в инокультурное окружение. На наш взгляд, под культурой межнационального и межконфессионального общения следует понимать совокупность специальных знаний и убеждений, а также адекватные им поступки и действия, проявляющиеся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических и конфессиональных общностей и позволяющие на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Межкультурная компетенция, на основе которой строится и культура межнационального и межконфессионального общения, представляет собой сложное образование, включающее, в том числе и определённые знания, качества, навыки и умения.

В связи с этим в содержательном плане культура межнационального и межконфессионального общения включает в качестве основных элементов: знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты. Поскольку автор в серии публикаций дает подробный анализ и характеристику компонентов, в данной статье я их лишь назову. В первую очередь следует отметить знаниевый компонент, который включает: историю, культуру, религию, традиции и обычаи собственного народа; историю и культуру, религию, традиции и обычаи партнера по коммуникации; место истории, культуры, религий, традиций и обычаев собственного народа и партнеров в мировой культуре; нормативную базу, по которой живет то или иное общество, в которое попадает мигрант, коммуникатор; язык родного этноса и языки межнационального и международного общения (билингвизм и полилингвизм); особенности национальной культуры как выражения национальной психологии, нормы и правила, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или выработку их во взаимных интересах.

Обязательным признаком культуры межнационального и межконфессионального общения становится и идейная убежденность, позволяющая не только размышлять о сложных проблемах общественной жизни, о собственном месте в мире, но и принимать самостоятельные решения, не идя на поводу у обстоятельств чужой культуры или другого человека (внутренне ориентированная, свободная или автономная личность). Поэтому следующим компонентом будет мировоззренческий аспект культуры межнационального и межконфессионального общения, который включает: способность противостоять антиподам культуры межнационального и межконфессионального общения - ограниченности и замкнутости, предвзятости и неприязни, недоверию и отчужденности, эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей и религий; потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального и межконфессионального взаимодействия;

Межкультурная компетентность предполагает, что личность не просто ориентируется в четырех (мега, макро, мезо и микро) уровнях понимания современных проблем, но и активно участвует в их решении [6].

Напряженность между общающимися может возникнуть также в конкретной психологической ситуации, сложившейся под влиянием низкого уровня обыденного сознания. (Восторг по поводу успехов своей нации, национальное чванство, спесь и др.).

Поэтому понятие межкультурной компетенции наряду со знаниевым и мировоззренческим компонентами, включает навыки, умения, и качества личности, которые составляют поведенческую компетенцию субъектов межкультурного общения.

Поведенческий компонент, включающий ряд качеств личности, которые составляют межкультурную компетенцию при коммуникации с представителями иных культур включает: соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального и межконфессионального общения; проявление уважения и позитивной оценки другого человека; адекват-

ную, лишённую предубеждений реакцию на поведение представителя другой культуры; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции; толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределённой ситуацией, не показывая своего замешательства; эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способность к сопереживанию, умение поставить себя на место другого, наиболее важна в периоды нестабильности и различных невзгод в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга.

Нравственные аспекты культуры межнационального и межконфессионального общения требуют специального внимания и рассмотрения. Нравственная культура заключает в себе не только нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, но и нравственные чувства, развитие которых невозможно при опоре лишь на теорию. Исходя из этого, формирование культуры межнационального и межконфессионального общения на основах толерантности, гуманизации отношений в системе коммуникаций предполагает не только теоретическое осмысление материала, но и его эмоциональное переживание, что способствует развитию межкультурной эмпатии. Умение сопереживать чужому миру, культуре, делать содержательные обобщения позволяет скорректировать свои нравственно-ценностные ориентации и установки, выработать целостное гармоничное отношение к гуманистическому характеру процесса межнациональных и межконфессионального отношений.

Таким образом, в процессе воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения как отдельной личности, социальной или национальной группы, так и целого народа неразрывно связаны знаниевый, мировоззренческий и поведенческий компоненты. При этом понятие культуры межнационального и межконфессионального общения, разложенное на компоненты, позволяет более глубоко познать процесс воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, лучше понять проблемы, с которыми сталкивается личность, когда попадает в инокультурное окружение. Такое понимание культуры межнационального и межконфессионального общения, на наш взгляд, не достижение конечной цели, а важный этап, создающий фундамент в дальнейшем, более сложном процессе формирования свободной, автономной личности, которой чужды и конформизм, и анархически понимаемая свобода.

Поэтому важно вооружать население многонационального государства хотя бы минимумом знаний по основам межнациональных, межконфессиональных и международных отношений, дать ему представление о культуре, традициях, обычаях народов, населяющих страну, республику, регион, конкретную местность. Культура межнационального и межконфессионального общения может формироваться на основе принципов социального партнерства народов, равенства людей независимо от их национальной, религиозной принадлежности, интернационализма, коллективизма и демократии.

Библиографический список

В различных регионах многонационального государства культура межнационального общения, как верно отмечает З. Гасанов [2, с. 12], имеет свои особенности, определяемые социально-историческим прошлым нации, историей ее отношений с другими народами, этнопсихологической совместимостью представителей тех или иных народов, религиозно-конфессиональной спецификой. Однако, так или иначе, культура межнационального и межконфессионального общения может формироваться лишь на основе прочных знаний, мировоззренческой культуры и психологической готовности, что и составляет основу межкультурной компетентности - такой степени проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями конкретных этнических общностей, видеть проявляющееся в их ходе своеобразие традиций, привычек и психологических качеств, находить адекватные формы воздействия на них с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия.

Межкультурная компетентность в межнациональных и межконфессиональных отношениях реализуется, прежде всего, как высокая степень грамотности в области правильного осознания и соответствующей интерпретации национально-психологических, религиозных особенностей представителей тех или иных наций, религий, культур.

В основных элементах культуры межнационального и межконфессионального общения как самостоятельного социально-политического и социокультурного феномена в то же время следует, как это предлагают Э.А. Саракуев и В.Г. Крысько [5, с. 181], выделять четыре систематизирующих элемента, составляющих опору несущей конструкции: во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в государстве национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих; во-вторых, непредвзятую позицию при оценке других людей и особенно их национально-психологических особенностей и форм проявления; в-третьих, умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей; в-четвертых, способность эмоционально и участливо откликаться на запросы, интересы и поступки этносов. Остается только добавить, что требования «несущей конструкции» в полной мере относятся и к проблемам межконфессионального общения.

Таким образом, культура межнационального и межконфессионального общения представляет собой не достижение какой-то конкретной цели - это перманентный процесс восхождения к новым вершинам культуры общения, основой которого, с одной стороны, являются знаниевый, мировоззренческий и поведенческий компоненты, а с другой - свободная, внутренне ориентированная личность.

1. Бурмистрова, Т.Ю. Социология национальных отношений // Социологические исследования. - 1994. - №5.

2. Гасанов, З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. - 1994. - №5.

3. Куранов, М. Культура межнационального общения // Педагогика. - 1992. - № 7-8.

4. Кутьев, В. Культура межнационального общения / В. Кутьев, С. Бондырева // Педагогика. - 1991. - № 3.

5. Крысько, В.Г. Введение в этнопсихологию: учебно-методическое пособие для студентов / В.Г. Крысько, Э.А. Саракуев. - М., 1996.

6. Матис, В.И. Личность в системе национально-культурных связей. - Барнаул, 2014.

7. Byram, Michael. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum, No 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved March 4, 2004 from http://www.dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html

8. Knapp, Karlfried. Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003

9. Lehtonen, Jaakko. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence// http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/ globalization.html Retrieved December 2, 2003

Bibliography

1. Burmistrova, T.Yu. Sociologiya nacionaljnihkh otnosheniyj // Sociologicheskie issledovaniya. - 1994. - №5.

2. Gasanov, Z.T. Formirovanie kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya v mnogonacionaljnom regione // Pedagogika. - 1994. - №5.

3. Kuranov, M. Kuljtura mezhnacionaljnogo obtheniya // Pedagogika. - 1992. - № 7-8.

4. Kutjev, V. Kuljtura mezhnacionaljnogo obtheniya / V. Kutjev, S. Bondihreva // Pedagogika. - 1991. - № 3.

5. Krihsjko, V.G. Vvedenie v ehtnopsikhologiyu: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov / V.G. Krihsjko, Eh.A. Sarakuev. - M., 1996.

6. Matis, V.I. Lichnostj v sisteme nacionaljno-kuljturnihkh svyazeyj. - Barnaul, 2014.

7. Byram, Michael. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum, No 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved March 4, 2004 from http://www.dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html

8. Knapp, Karlfried. Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003

9. Lehtonen, Jaakko. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence// http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/ globalization.html Retrieved December 2, 2003

Статья поступила в редакцию 15.11.14

УДК 37.01 ББК 74.202

Katerbarg T.O. PROFESSIONAL TEACHER'S DEVELOPMENT AT SCHOOL AS A SOCIOPEDAGOGICAL PHENOMENON IN TERMS OF TRANSITION INTO FSES. The article investigates the most urgent current issue of a teacher's professional development at school as a sociopedagogical phenomenon in terms of transition into FSES. The author had to assume that a real necessity to develop professional abilities and skills arises in those kinds of educational units, which work and develop constantly. The proportion of professional development in various ways, advanced training and development of vocational competence must considerably extend and its purposes and contents must be closely linked with a teacher's daily working routine at school. An obligatory work is creating a kind of teachers' professional habitat with very specific features and spirit. In a continuous training of teachers the specific amount of forms of additional education should be increased. The extra courses for teachers are to be perceived as an integral part of their pedagogic work, and not only as their additional training.

Key words: development, teacher's professional development, educational unit in terms of transition into FSES.

Т.О. Катербарг, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1, г. Сургут, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального развития педагога общеобразовательной организации в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Автор приходит к выводу, что реальная потребность в профессиональном развитии педагога возникает в общеобразовательной организации, которая осуществляет свою деятельность в режиме развития; в непрерывном образовании педагога должен существенно увеличиться удельный вес форм повышения квалификации, обучения, по своим целям и содержанию максимально приближенных к его практической профессиональной деятельности; в общеобразовательной организации должен быть создан особый климат, особая профессионально-педагогическая среда.

Ключевые слова: развитие, профессиональное развитие педагога, общеобразовательная организация в условиях введения ФГОС оО.

С сентября 2011 г. в общеобразовательных организациях Российской Федерации введены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС оО). Особенностью новых стандартов является то, что впервые в отдельную категорию выделены требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ общего образования и достижения планируемых результатов общего образования. В новых ФГОС ОО установлен уровень квалификации педагогов общеобразовательной организации для каждой занимаемой должности, тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем профессионального развития педагога [1].

Проведенный нами теоретический анализ позволяет рассматривать понятие «развитие», как процесс и результат внутреннего качественных и количественных изменений физических и духовных сил человека (А.И. Жук); способ существования личности: психическое и социальное становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени (Л.И. Анцыферова); одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование (В.И. Слободчиков). «Профессиональное развитие» коррелирует с личностным развитием которое в ряде философских и социологических концепций связывается с ростом, становлением, интеграцией и реализацией личностных качеств в профессиональном труде (Л.М. Митина), в процессе выбора профессии (Э.Ф. Зеер), в процессе формирования профессионально важных способностей, развития личностно-деловых качеств и нравственного обогащения, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений, наличия сильной и адекватной мотивации и непрерывного накопления и проявления «потенциального» в личности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин).

Сопоставление приведенных выше мнений исследователей показывает, что в представленных ими определениях сущности профессионального развития прослеживается сходство мнений по вопросу его рассмотрения как непрерывного процесса, ведущего к личностным изменениям и формированию профессиональных качеств.

Суммируя различные взгляды на данную проблему, профессиональное развитие педагога можно определить, как качественное преобразование его внутренних личностных ресурсов (психофизиологических свойств, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, личностных качеств, мотивов, компетенций), которые активизируются внешними условиями, определяющими требования к качеству осуществления профессиональной деятельности, создавая основания для осознанных профессиональных действий в ситуациях совершаемого профессионального выбора.

Таким образом, профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС ОО, можно определить, как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым учащимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных ФГОС ОО, и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Поскольку профессиональное развитие педагога обеспечивается в первую очередь средствами образования, обучения, проблема профессионального развития рассматривается исследователями либо в рамках вузовской подготовки будущих учителей, либо в условиях дополнительного профессионального образования, чаще всего курсового повышения квалификации педагогических кадров. Однако существенным недостатком профессионального развития педагогов в этом случае является его оторванность от практической педагогической деятельности, что не обеспечивает гарантированной реализации педагогами своего потенциала в практике. Поэтому закономерно появление исследований, посвященных изучению возможностей и условий профессионального развития педагога в условиях общеобразовательной организации (Е.А. Пагнаева, О.В. Ялакаева и др.), что позволяет максимально ориентировать данный процесс на решение конкретных проблем общеобразовательной организации. Решается эта проблема также средствами обучения, которое осуществляется в школе на базе школьной методической службы. И в том, и в другом случае должно происходить мотивирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.