Научная статья на тему 'Актуализация культуры межнационального и межконфессионального общения'

Актуализация культуры межнационального и межконфессионального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ЗНАНИЕВЫЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ КМИМО / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERNATIONAL AND INTERCONFESSIONAL DIALOGUE / KNOWLEDGE / WORLD OUTLOOK AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF EDUCATION / INTERCULTURAL COMPETENCE / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / STRUCTURE AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL AND INTERCONFESSIONAL DIALOGUE / FEATURE OF CULTURE OF INTERNATIONAL AND INTERCONFESSIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В. И.

В статье на основе анализа современных публикаций и принятой нормативной базы актуализируется проблема воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения (КМИМО). Автором предлагается систематическое рассмотрение проблемы и конкретные методологические установки, методические рекомендации ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAMING CULTURE OF INTERETHNIC AND INTER-RELIGIOUS DIALOGUE

In article on the basis of the analysis of modern publications and the accepted standard base the problem of education of culture international and interkonfessional dialogue is staticized. By the author we are offered regular consideration the problem, and concrete methodological installations, its methodical recommendations to decisions.

Текст научной работы на тему «Актуализация культуры межнационального и межконфессионального общения»

Библиографический список

1. Руднева, Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентации студентов: монография / под общ. ред. Б.П. Невзорова. - Кемерово, 2002.

2. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1944.

3. Смирнова, Н.Г. Педагогика непрерывного образования как социокультурный институт формирования общей культуры личности: монография / под науч. ред. С.Б. Брижатовой. - Кемерово, 2011.

Bibliography

1. Rudneva, E.L. Teoreticheskie osnovih formirovaniya zhiznennihkh i professionaljnihkh cennostnihkh orientacii studentov: monografiya / pod obth. red. B.P. Nevzorova. - Kemerovo, 2002.

2. Filosofsko-psikhologicheskie problemih razvitiya obrazovaniya / pod red. V.V. Davihdova. - M., 1944.

3. Smirnova, N.G. Pedagogika neprerihvnogo obrazovaniya kak sociokuljturnihyj institut formirovaniya obtheyj kuljturih lichnosti: monografiya / pod nauch. red. S.B. Brizhatovoyj. - Kemerovo, 2011.

Статья поступила в редакцию 15.08.12

УДК 130

Matis V.I. MAINSTREAMING CULTURE OF INTERETHNIC AND INTER-RELIGIOUS DIALOGUE. In article on the basis of the analysis of modern publications and the accepted standard base the problem of education of culture international and interkonfessional dialogue is staticized. By the author we are offered regular consideration the problem, and concrete methodological installations, its methodical recommendations to decisions.

Key words: culture of international and interconfessional dialogue; knowledge, world outlook and behavioral components of education; intercultural competence; intercultural communications; structure and technologies of education of culture of international and interconfessional dialogue; feature of culture of international and interconfessional dialogue.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе и международным связям АГАКИ, г.

Барнаул, E-mail: vmatis@rambler.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В статье на основе анализа современных публикаций и принятой нормативной базы актуализируется проблема воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения (КМИМО). Автором предлагается систематическое рассмотрение проблемы и конкретные методологические установки, методические рекомендации ее решения.

Ключевые слова: культура межнационального и межконфессионального общения, знаниевые, мировоззренческие и поведенческие компоненты воспитания КМИМО, межкультурные компетенции; межкультурные коммуникации, структура и технологии воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, особенности культуры межнационального и межконфессионального общения.

Проблемы, связанные с решением национального вопроса, как правило, соотносятся с глубокими преобразованиями в обществе: в экономической сфере - это, как правило, кризисы или быстрый технологический рывок, как это происходило в Западной Европе (всплеск межнациональной напряженности в Великобритании, Франции, Германии); в социально-политической сфере - это рост миграционной подвижности населения, падение рождаемости, сепаратистские настроения в субъектах (свидетельство тому события в России конца ХХ - начала XXI веков); в духовной сфере - это застой в социально-культурной жизни во всех ее проявлениях: литературе, искусстве, живописи, кинематографе или же прорыв в этих же сегментах (возрождение национальных традиций и образование национально-культурных образований, центров культуры, попытка реализации новых предметов в школе: основы религиозной культуры и светской этики) и т.д.

Каковы же возможные подходы и пути реализации идеи совместного и мирного существования представителей различных культур в многонациональном, поликонфессиональном взаимозависимом и взаимосвязанном мире? История знает некоторые примеры, когда исповедовалась теория плавильного котла, например, в Соединенных Штатах, не принесшая должных положительных результатов, теория мультикультурализма в Европе, в конце концов, обострившая межнациональные и межконфес-сиональные отношения. В Советском Союзе политика интернационализма также не сумела гарантировать стабильность и процветание всем проживающим на его территории народам. Социально-политическая нестабильность в России 90-х годов, подогреваемая сепаратистскими настроениями тоже показала необходимость решения национального вопроса в нашей стране.

Поэтому не случайным кажется обращение к проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений и в современных условиях постоянно расширяющихся межнациональных связей и усиления взаимозависимости между народами. Именно сейчас все большее значение приобретает культура межнационального общения, которая зависит от уровня общего

развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности адекватно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей - то есть умения жить в поликультурном мире.

С чего начать? Что делать? Извечные вопросы, которые возникают перед обществом, оказывающимся в сложных межнациональных и межконфессиональных перипетиях.

Если пытаться ответить на первый вопрос, то очевидно необходимо начинать с формирования новой национальной политики, создания специальных структур и институтов во всех уровнях власти. Второе, что необходимо предпринимать параллельно - это изменение отношения к общению. Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, воздействует на его ориентации и оценки. Формы общения, основанные на гуманизме, стимулируют развитие положительных человеческих качеств, а нетерпимость друг к другу, эгоизм или любое проявление «центризма», будь то эгоцентризм или европоцентризм приводят к обострению противоречий и повышению психологического напряжения.

Ответ на второй вопрос кроется в воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения, которая зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности адекватно воспринимать инонациональные и иноконфессиональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей.

Понятия культуры межнационального и межконфессио-нального общения, межкультурной компетенции, их структура и технологии воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Все они в той или иной степени затрагивают различные качества личности, ее способности и умения (Т. Бурмистрова, Г. Гасанов, М. Куранов, В. Ку-

тьев, В. Матис, M. Byram, K. Knapp, J. Lehtonen, E. Phillips) [1 - 10] и другие.

З. Гасанов, например, выделяет знаниевые компоненты формирования культуры межнационального общения [2]. Для успешной коммуникации в иной культуре, с точки зрения Д. Ле-тонена, в логике формирования знаниевых компонентов, необходимо знать язык, историю страны, искусство, экономику, общество - т.е. обладать всесторонними знаниями об истории и культуре этой страны [9]. Исследователь верно, на наш взгляд, ставит вопрос об этике межкультурных отношений. Т.Ю. Бурмистрова акцентирует внимание на другом аспекте - на содержании специального учебного курса «Культура межнационального общения», который может решить многие проблемы общения [1]. Предлагаемая К. Напп модель сориентирована на поведенческий аспект общения с представителями другой культуры, не включающий в себя обмен культурными смыслами, в ходе которого происходит понимание и познание иной культуры [8]. В.И. Матис, разрабатывая проблему культуры межнационального общения, особое внимание уделяет комплексному изучению структуры и содержания этого феномена, выделяя знание-вые, поведенческие и мировоззренческие компоненты воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения [б].

Технология воспитания культуры межнационального общения может быть реализована, а успех, достигнут, если к делу приступать комплексно и самого раннего детства - с дошкольных образовательных учреждений, где на основе народной педагогики можно начинать воспитывать чувство ответственности и патриотизм, любовь к Родине, своей семье, дому.

Авторы большинства работ в той или иной степени обращаются к знаниям, необходимым для осуществления межкуль-турного общения и отношениям, возникающим при коммуникациях, а также умениям (интерпретации и соотнесения, открытия и взаимодействия) и критическому осознанию действительности и на их основе компетенциям, связанным с межкультурными коммуникациями. Основным достоинством рассматриваемых различных подходов является выделение в них двух взаимосвязанных сторон межкультурной компетенции личности - способности понимать родную и чужую культуру. Другим положительным моментом представляется установление или признание связи между мышлением и поведением, что выводит межкуль-турную компетенцию на более осознанный культурологический, философский уровень.

При гармоничном и непредвзятом подходе к межкультурным коммуникациям отношения, с точки зрения культуры межнационального и межконфессионального общения, строятся на основе открытости и заинтересованности, готовности отказаться от предубеждений относительно родной и другой культуры.

Знания в общей концепции культуры межнационального и межконфессионального общения включают информированность об истории, культуре, обычаях и традициях нации, характеристику социальных групп - участников общения, анализ их практической деятельности, общих процессов социального и личностного взаимодействия.

Умения интерпретации и соотнесения (общего и особенного) состоят в способности человека анализировать и интерпретировать явления общественной и культурной жизни, документы или события другой культуры, объяснять и соотносить их с явлениями собственной культуры с точки зрения общих методологических принципов. Умения при таком подходе дополняются усвоением новых знаний о культуре и культурных практиках, операциона-лизацией знаниями, отношениями и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени. В результате знания, затем умения и навыки выходят на новый уровень - компетенции, что особенно важно в современных условиях расширяющихся и усложняющихся межкультурных связей.

Критическое осознание действительности, включающее культуру, политическую структуру, систему образования и другие элементы общественной жизни, проявляется в умении, с одной стороны, критически, на основе определённых критериев воспринимать мировоззрение, деятельность и результаты деятельности, присущие собственной и иной культуре, а с другой - остерегаться эти явления сравнивать и давать им оценку, поскольку каждая из них самоценна и самозначи-ма и не может быть «лучше» или «хуже» других. Культура может быть только иной!

Таким образом, культура межнационального и межконфес-сионального общения предполагает формирование определенных качеств личности:

• способность увидеть взаимосвязи между разными культурами (как внешними, так и внутренними);

• умение быть посредником в трансляции и владеть компетенциями интерпретировать одну культуру в терминах другой;

• критически и аналитически понимать собственную и иную культуры;

• осознавать детерминированность собственного взгляда на мир культурными и мировоззренческими традициями.

Такой набор качеств ведет к формированию культуры межнационального и межконфессионального общения и обусловливает продуктивность, результативность деятельности специалиста в области межнациональных отношений и комфортность любого коммуникатора или коммуниканта, который попадает в инокультурное окружение. На наш взгляд, под культурой межнационального и межконфессионального общения следует понимать совокупность специальных знаний и убеждений, а также адекватные им поступки и действия, проявляющиеся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических и конфессиональных общностей и позволяющие на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Межкультурная компетенция, на основе которой строится и культура межнационального и межконфессионального общения, представляет собой сложное образование, включающее, в том числе и определённые знания, качества, навыки и умения.

В связи с этим в содержательном плане культура межнационального и межконфессионального общения включает в качестве основных элементов: знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты.

В первую очередь следует отметить знаниевый компонент, который включает:

• историю, культуру, религию, традиции и обычаи собственного народа;

• историю и культуру, религию, традиции и обычаи партнера по коммуникации;

• место истории, культуры, религий, традиций и обычаев собственного народа и партнеров в мировой культуре;

• нормативную базу, по которой живет то или иное общество, в которое попадает мигрант, коммуникатор;

• язык родного этноса и языки межнационального и международного общения (билингвизм и полилингвизм);

• особенности национальной культуры как выражения национальной психологии, нормы и правила, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или выработку их во взаимных интересах.

Что касается знаний истории, культуры, религии своего этноса, его традиций, то без социальной памяти нет, и не может быть национальной культуры. Однако из-за откровенно нигилистического отношения ко всему национальному в нашей стране мы имеем отнюдь не характерные для российского, да и цивилизованного общества явления манкуртизма. Многие россияне, независимо от национальной принадлежности или происхождения, обладают очень слабой этнографической грамотностью. Молодежь не знает своих корней и своей истории, не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей российской культуры.

Далее следуют знания национальной культуры, религий этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях поликультурного общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики и медицины - всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержать от необдуманных поступков.

Затем следует отметить знания роли своей национальной культуры, религии и роли культуры этноса-партнера в мировой культуре. Эти знания особенно важны и помогают уберечь от национального чванства, самоуспокоенности одних и бездумного самобичевания других. Объективная информация и глубокие знания позволят по достоинству оценивать не только свой этнос, но и партнера.

Особую значимость в современных условиях миграционной активности и появления феномена «гастарбайтеров» приобретает знание государственной, региональной и муниципальной нормативной базы, что позволяет уберечь от неприятностей юридического характера и способствует более быстрой интеграции в новую культуру.

Определение этнического компонента образования в воспитании культуры межнационального и межконфессионального общения необходимо осуществлять и на языковом уровне, поскольку именно в языках, и прежде всего в диалектных формах, запечатлены культурные традиции различных этносов. Именно поэтому важный элемент в знаниевом компоненте принадлежит

родному (национальному) языку и языкам межнационального и международного общения. Овладение родным языком предполагает не только формирование представления о системе языка, но и развитие коммуникативных умений и навыков, овладение нормативной стороной речи. При этом родной язык, являясь культурным наследием, вобравшим в себя все закономерности и случайности исторического развития, выступает также ключом, средством познания культуры своего народа. Язык межнационального общения снимает непонимание, социальную и межэтническую напряженность.

Изменение парадигмы языковой политики в многонациональной России предусматривает осуществление практических шагов в нескольких направлениях и, в первую очередь, в сторону постоянного поиска конструктивных решений, направленных не на преодоление отдельных недостатков и перекосов в языковой политике, а на кардинальную смену политической парадигмы, на создание действительно благоприятных условий для свободного развития всех этнических языков в стране. Важным стратегическим направлением в этой сфере социально-культурной деятельности должен стать переход от моно - к полилингвизму.

Знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или выработку их взаимных интересов также позволят избежать ошибок в общении, будут способствовать взаимопониманию на различных уровнях коммуникации. История знает немало примеров, когда руководители самого высокого уровня из-за некомпетентности в элементарных вопросах этнопсихологии, пытаясь помирить народы, допускали досадные ошибки и нелепости, а в результате только обостряли отношения.

Однако очевидно, что межкультурная компетенция не должна сводиться только к знаниям. Одни знания не могут гарантировать, что в практических ситуациях общения в поликультур-ной или инокультурной среде, будет всегда достигнута ситуация успеха. На наш взгляд, знаниевый компонент, предусматривающий в содержательном смысле изучение истории, культуры, традиций, обычаев и языка, будет выглядеть неполным без идейной убежденности и усвоения основ мировоззрения представителей изучаемой культуры. Устанавливая соотношение компонентов, мировоззренческий аспект может быть определен как систематизирующий во всей этой сложной структуре.

Таким образом, обязательным признаком культуры межнационального и межконфессионального общения становится идейная убежденность, позволяющая не только размышлять о сложных проблемах общественной жизни, о собственном месте в мире, но и принимать самостоятельные решения, не идя на поводу у обстоятельств чужой культуры или другого человека (внутренне ориентированная, свободная или автономная личность). Поэтому следующим компонентом будет мировоззренческий аспект культуры межнационального и межконфессиональ-ного общения, который включает:

• способность противостоять антиподам культуры межнационального и межконфессионального общения - ограниченности и замкнутости, предвзятости и неприязни, недоверию и отчужденности, эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси;

• социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей и религий;

• потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального и межконфессионального взаимодействия.

Мировоззренческий аспект культуры межнационального и межконфессионального общения как социальная ценность личности рождается в результате внутреннего овладения региональной, национальной и всей человеческой культурой, обобщенным процессом ее формирования. Любая личность - продукт общества, но лишь та поднимается на уровень сформированного мировоззрения, через сознание которой преломляется история, а сама личность является непосредственным участником исторического процесса. Никакое схематичное усвоение абстрактных духовных ценностей, никакое самое обширное знание отдельных, не связанных внутренней логикой даже конкретных эмпирических фактов не вырабатывает мировоззренческой культуры. Непреходящее значение для этого имеет изучение в школьные и студенческие годы национальной и всей российской культуры, истории своего народа и России как общей Родины. Особенно велико значение истории и национальной общественной мысли для формирования мировоззренческой культуры. Подняться на уровень межкультурной компетентности может толь-

ко тот, кто органически усвоил сущность национальной и мировой культуры, почувствовал свою личную сопричастность к стране, ее истории и, конечно же, овладел языками, как национальным, так и государственным и международным.

Таким образом, межкультурная компетентность предполагает, что личность не просто ориентируется в четырех (мега, макро, мезо и микро) уровнях понимания современных проблем, но и активно участвует в их решении [б].

Напряженность между общающимися может возникнуть также в конкретной психологической ситуации, сложившейся под влиянием низкого уровня обыденного сознания. (Восторг по поводу успехов своей нации, национальное чванство, спесь и др.).

Поэтому понятие межкультурной компетенции наряду со знаниевым и мировоззренческим компонентами, включает навыки, умения, и качества личности, которые составляют поведенческую компетенцию субъектов межкультурного общения. Массовое общение людей вполне может стать источником возникновения больших психологических перегрузок, конфликтных ситуаций. Поэтому следующим будет поведенческий компонент, включающий ряд поведенческих качеств личности, которые составляют межкультурную компетенцию при коммуникации с представителями иных культур. Здесь основой несущей конструкции являются толерантность и эмпатитя, включающие на поведенческом уровне:

• соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального и межконфессионального общения;

• проявление уважения и позитивной оценки другого человека;

• адекватная, лишённая предубеждений реакция на поведение представителя другой культуры;

• принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции;

• толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределённой ситуацией, не показывая своего замешательства;

• эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способность к сопереживанию, умение поставить себя на место другого, наиболее важна в периоды нестабильности и различных невзгод в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга. К сожалению, это качество развито далеко не одинаково у всех, что также может приводить к проблемам общения. Часто случается так, что человек, не зная в совершенстве язык, затрудняется подобрать слова, но тон, которым он говорит, может подсказать дальнейшее поведение его собеседника. Отсутствие эмпатии блокирует эмоциональную чувствительность, что в свою очередь может перерасти в жестокость. Примеров этому в истории взаимоотношений этносов, проживающих и на территории России, более чем достаточно.

Национальная ограниченность может порождаться теми или другими обстоятельствами, порой совершенно не связанными с национализмом. Это обычно связано с предвзятым мнением о человеке, отсутствием уважительного отношения к товарищам в коллективе и вообще неосторожностью и нетактичностью в процессе общения с окружающими людьми. Иногда в разговорной речи используются шутки, а также сложившиеся в прошлом клички и прозвища, адресованные представителям той или иной нации, обидные для них. Это также не способствует формированию межкультурной компетентности.

Нравственные аспекты культуры межнационального и меж-конфессионального общения требуют специального внимания и рассмотрения. Анализируя требования, предъявляемые к нравственному облику участника межкультурного диалога, в качестве обязательного элемента включают в себя и вопросы этического самосознания. Нравственное сознание осмысливается как диалектическое единство этических знаний, чувств, воли, убеждений и идеалов, определяющих уровень творческих и созидающих взаимоотношений коммуникатора в ситуациях межкультурной деятельности. Нравственный мир участников межкультур-ных связей проявляется в сознании, деятельности и отношениях и представляет собой сложную и разнообразную структуру. Он включает такие понятия, как идеал, смысл жизни, счастье и любовь, долг и совесть.

Нравственная культура заключает в себе не только нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, но и нравственные чувства, развитие которых невозможно при опоре лишь на теорию. Исходя из этого, формирование культуры межнационального и межконфессиональ-ного общения на основах толерантности, гуманизации отношений в системе коммуникаций предполагает не только теоретическое осмысление материала, но и его эмоциональное пере-

живание, что способствует развитию межкультурной эмпатии. Умение сопереживать чужому миру, культуре, делать содержательные обобщения позволяет скорректировать свои нравственно-ценностные ориентации и установки, выработать целостное гармоничное отношение к гуманистическому характеру процесса межнациональных и межконфессионального отношений.

Таким образом, в процессе воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения как отдельной личности, социальной или национальной группы, так и целого народа неразрывно связаны знаниевый, мировоззренческий и поведенческий компоненты. При этом понятие культуры межнационального и межконфессионального общения, разложенное на компоненты, позволяет более глубоко познать процесс воспитания культуры межнационального и межконфессиональ-ного общения, лучше понять проблемы, с которыми сталкивается личность, когда попадает в инокультурное окружение. Такое понимание культуры межнационального и межконфессионального общения, на наш взгляд, не достижение конечной цели, а важный этап, создающий фундамент в дальнейшем, более сложном процессе формирования свободной, автономной личности, которой чужды и конформизм, и анархически понимаемая свобода.

Структура культуры межнационального и межконфессио-нального общения может меняться в зависимости от исторических условий, уровня развития общества и некоторых других параметров, но всегда будут оставаться некоторые общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень общения. К таким элементам можно отнести научную теорию наций, нормативную базу в сообществе; политическую культуру и культуру межличностного общения; нравственное содержание общения между народами и между религиями; эстетику общения; этнопе-дагогические, этнопсихологические и конфессиональные особенности субъектов общения и некоторые другие.

Поэтому важно вооружать население многонационального государства хотя бы минимумом знаний по основам межнациональных, межконфессиональных и международных отношений, дать ему представление о культуре, традициях, обычаях народов, населяющих страну, республику, регион, конкретную местность. Необходимо так построить содержание всего образования и воспитания, чтобы оно обеспечивало знаниями об этносах, религиях и культуре с представителями которых участники коммуникаций учатся, работают и живут, формировало готовность противостоять антиподам культуры межнационального и межконфессионального общения и понимать национальные особенности других народов и религий. Для реализации такой сложной цели, чтобы она отвечала всем требованиям науки (полноте содержания, операциональности, реальности, временной определенности и побудительности для субъектов деятельности) и могла быть достигнута в условиях современной России, может быть введение специальных курсов. Целью организации курсов “Культура межнационального и межконфессионального общения” или “Основы религиозной культуры и светской этики” является дальнейшее развитие и обогащение содержания образования в регионе и стране, а также имеющего богатые традиции интернационального воспитания.

К общетеоретическим задачам курсов можно отнести:

- воспитание глубокого уважения и любви к Отечеству, к многонациональному народу России, края, конкретного места с целью укрепления единства федеративного устройства нашего государства;

- культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, религий и культур страны и региона, к их языкам, культуре, другим духовным и социальным ценностям;

- формирование интернационального и гражданского сознания и чувств;

- ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным и религиозным особенностям;

- обращение к национальному достоинству в духе веротерпимости к различным религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке различных религий;

- стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма.

Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности в плане воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения ставит перед собой задачи:

- усвоения общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и культур, независимо от пола, расы,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения человека, места жительства и отношения к религии;

- привития любви к культуре, истории своего народа, родному языку;

- формирования национального самосознания;

- приобщения к общечеловеческим нравственным ценностям, к лучшим достижениям человеческой цивилизации;

- воспитания чувства причастности к мировому сообществу, уважения к инонациональным языкам;

- обеспечения сочетания национального (этнического), интернационального и патриотического в самосознании гражданина многонационального государства;

- пробуждения гражданской заинтересованности в уважении, заботе, тактичности, чуткости к человеку, сопереживания, понимания чувств и желаний людей, непримиримого отношения к эгоизму, высокомерию, грубости;

- выработки умений и навыков преодоления личностно-психологических барьеров в общении;

- вооружения знаниями, необходимыми для общения;

- предупреждения ситуаций, порождающих эмоциональную напряженность в отношениях.

Культура межнационального и межконфессионального общения может формироваться на основе принципов социального партнерства народов, равенства людей независимо от их национальной, религиозной принадлежности, интернационализма, коллективизма и демократии.

В различных регионах многонационального государства культура межнационального общения, как верно отмечает З. Гасанов [2, с. 12], имеет свои особенности, определяемые социально-историческим прошлым нации, историей ее отношений с другими народами, этнопсихологической совместимостью представителей тех или иных народов, религиозно-конфессиональной спецификой. Однако, так или иначе, культура межнационального и межконфессионального общения может формироваться лишь на основе прочных знаний, мировоззренческой культуры и психологической готовности, что и составляет основу межкультурной компетентности - такой степени проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями конкретных этнических общностей, видеть проявляющееся в их ходе своеобразие традиций, привычек и психологических качеств, находить адекватные формы воздействия на них с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия.

Межкультурная компетентность в межнациональных и меж-конфессиональных отношениях реализуется, прежде всего, как высокая степень грамотности в области правильного осознания и соответствующей интерпретации национально-психологических, религиозных особенностей представителей тех или иных наций, религий, культур и выражается в тщательной фиксации и учете:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- потребностей, мотивов и ценностных ориентаций жителей конкретных регионов нашей страны, этническая и религиозная специфика проявления которых существенно влияет на формы общения с ними;

- фактов, свидетельствующих о наличии противоречий между потребностно-мотивационными компонентами национальной, конфессиональной психологии и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального и межконфессиональ-ного взаимодействия между людьми;

- характера проявления познавательно-интеллектуальных составляющих национального, религиозного самосознания представителей конкретных национальностей, конфессий, которые должны приниматься во внимание при совместной деятельности;

- специфики форм защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма и шовинизма, проявляющихся в ходе межнациональных и межконфессиональных отношений;

- конкретных национально-психологических предпосылок для повышения эффективности интернационального взаимодействия в конкретных национальных регионах страны, которые могут учитываться в процессе деятельности.

В основных элементах культуры межнационального и межконфессионального общения как самостоятельного социальнополитического и социокультурного феномена в то же время следует, как это предлагают Э.А. Саракуев и В.Г. Крысько [5, с. 181], выделять четыре систематизирующих элемента, составляющих опору несущей конструкции:

во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в государстве национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих;

во-вторых, непредвзятую позицию при оценке других людей и особенно их национально-психологических особенностей и форм проявления;

в-третьих, умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей;

Библиографический список

в-четвертых, способность эмоционально и участливо откликаться на запросы, интересы и поступки этносов. Остается только добавить, что требования «несущей конструкции» в полной мере относятся и к проблемам межконфессионального общения.

Таким образом, культура межнационального и межконфес-сионального общения представляет собой не достижение какой-то конкретной цели - это перманентный процесс восхождения к новым вершинам культуры общения, основой которого, с одной стороны, являются знаниевый, мировоззренческий и поведенческий компоненты, а с другой - свободная, внутренне ориентированная личность.

1. Бурмистрова, Т.Ю. Социология национальных отношений // Социологические исследования. - 1994. - № 5.

2. Гасанов, З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. - 1994. - № 5.

3. Куранов, М. Культура межнационального общения // Педагогика. - 1992. - № 7-8.

4. Кутьев, В. Культура межнационального общения / В. Кутьев, С. Бондырева // Педагогика. - 1991. - № 3.

5. Крысько, В.Г. Введение в этнопсихологию: учебно-методическое пособие для студентов / В.Г. Крысько, Э.А. Саракуев. - М., 1996.

6. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения. - Барнаул, 2003.

7. Byram, Michael Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum. - № 18. - Vol. 6. Retrieved March 4, 2004 from http://www.dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html

8. Knapp, Karlfried Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.

9. Lehtonen, Jaakko Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence // http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/ globalization.html Retrieved December 2, 2003.

10. Phillips, Elaine IC? I see! Developing learners' intercultural competence // LOTE CED Communique, issue 3. Retrieved February 17, 2004 from http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.html

Вibliographу

1. Burmistrova, T.Yu. Sociologiya nacionaljnihkh otnosheniyj // Sociologicheskie issledovaniya. - 1994. - № 5.

2. Gasanov, Z.T. Formirovanie kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya v mnogonacionaljnom regione // Pedagogika. - 1994. - № 5.

3. Kuranov, M. Kuljtura mezhnacionaljnogo obtheniya // Pedagogika. - 1992. - № 7-8.

4. Kutjev, V. Kuljtura mezhnacionaljnogo obtheniya / V. Kutjev, S. Bondihreva // Pedagogika. - 1991. - № 3.

5. Krihsjko, V.G. Vvedenie v ehtnopsikhologiyu: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov / V.G. Krihsjko, Eh.A. Sarakuev. - M., 1996.

6. Matis, V.I. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya. - Barnaul, 2003.

7. Byram, Michael Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum. - № 18. - Vol. 6. Retrieved March 4, 2004 from http://www.dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html

8. Knapp, Karlfried Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.

9. Lehtonen, Jaakko Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence // http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/ globalization.html Retrieved December 2, 2003.

10. Phillips, Elaine IC? I see! Developing learners' intercultural competence // LOTE CED Communique, issue 3. Retrieved February 17, 2004 from http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.html

Статья поступила в редакцию 18.09.12

УДК 159.923.5 + 376.3

Petsukh O.P COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PERSONALITY- MODERN RESULT OF LOGOPEDIC INFLUENCE.

In article preparation pressing questions in high school of graduates of an economic profile are considered. Concrete requirements to the organization of the educational process directed on formation of professional and personal qualities of trainees for the purpose of formation of social responsibility are designated. Practical questions and the tasks used in technology and the organization of educational process with the account by the components ethics of business are considered.

Key words: psychological aspects of logopedic influence, language personality, communicative competence, pragmatical component of communicative competence, retseptivny and productive speech behavior, strategy and tactics of speech behavior.

О.П. Пецух, преп. каф. КПиСП НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: olga.pecuh@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ -СОВРЕМЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются новые подходы к достижению и оценке результатов логопедического воздействия, обусловленные изменением ориентиров в теории и практике образования детей с нарушениями речи. Приводятся результаты анализа данных о состоянии коммуникативной компетентности детей, прошедших курс логопедических занятий. Сделаны выводы о влиянии субъектно-деятельностных качеств языковой личности учителя-логопеда на характер и результат логопедического воздействия.

Ключевые слова: психологические аспекты логопедического воздействия, языковая личность, коммуникативная компетентность, прагматический компонент коммуникативной компетентности, рецептивное и продуктивное речевое поведение, стратегии и тактики речевого поведения.

Смещение смыслового центра специального образования в сторону социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение границ психологопедагогической помощи этим детям в контексте формирования всех составляющих их социальной компетентности позволяет говорить о научной и практической значимости разработки

психологических аспектов логопедического воздействия. Т.Н. Волковская рассматривает эту проблему в ряду актуальных проблем современной логопсихологии и выделяет ряд ключевых психологических компетенций в профессиональной деятельности учителя-логопеда:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.