Научная статья на тему 'Непрерывное образование как социально-педагогический процесс формирования общей культуры личности'

Непрерывное образование как социально-педагогический процесс формирования общей культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS / CONTINUOUS EDUCATION / GENERAL CULTURE / ADOLESCENCE / PEDAGOGICAL AND SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Нина Георгиевна

В статье рассматривается непрерывное образование как социально-педагогический процесс, обеспечивающий формирование общей культуры личности. Социально-педагогический процесс, интегрирующий педагогическую и социально-культурную деятельность, выступает в качестве социокультурного основания непрерывного образования, где культура является ядром его содержания на всех возрастных этапах. Значительное внимание уделяется педагогическому эксперименту в юношеском возрасте, аккумулирующему предшествующий социокультурный опыт формирующейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Нина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS EDUCATION AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS OF SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL

The article examines continuous education as social and pedagogical process which provides shaping of general culture of individual. Social and pedagogical process integrating pedagogical and social and cultural activities serves as the basis for continuous education where culture is considered to be the core content at all age stages. The author highlights pedagogical experiment in adolescence accumulating the preceding social and cultural experience of developing personality.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как социально-педагогический процесс формирования общей культуры личности»

3. Буланов С., Гаврилин И. Создаем электронный портфолио: методические рекомендации по созданию портфолио = Create an portfolio. Methodical recommendations [Электронный ресурс]. -URL: http://novobr.org/professionalnoe-razvitie-pedagogov/80.html (дата обращения 02.01.12).

4. Громова Л. А., Егорова Е. В. «Кейс-стади» в обучении менеджменту // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2006. - Вып. 72. - С. 93-110.

5. Краткая история идеи портфолио в обучении [Электронный ресурс] // Портфолиотека. - URL: http://portfolioteka.ru/publications/2/ (дата обращения 15.03.2012).

6. Лизунова Л. Р. Портфолио студента [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logopunkt.ru/ umm1.htm#start (дата обращения 15.03.2012).

7. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов [Электронный ресурс] // Управление персоналом. -2006. - № 5. - URL: http://www.rhr.ru/index/find/what_is_interview/10504.html (дата обращения 15.03.2012).

8. Мосина А. В., Ляшенко О. С. Электронное портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки преподавателя в магистратуре педагогического вуза [Электронный ресурс]. -URL: http://filippovatn. narod.ru/portfolio.htm. (дата обращения 08.03.2012).

9. Панфилова А. П. Динамика развития методов активного обучения и игрового моделирования // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2006. - Вып. 72. - С. 14-32.

10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

11. Полилова Т. А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. - URL: http://schools. keldysh.ru/courses / e-portfolio.htm (дата обращения 14.03.2012).

12. «Портфолио» студента Соликамского государственного педагогического института [Электронный ресурс] / Соликамский государственный педагогический институт. - URL: http://job.solgpi.ru/ portfolio.htm (дата обращения: 14. 032012).

13. Чижикова Е. В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2004. - 23 с.

14. Что такое электронное портфолио и как его правильно составить? [Электронный ресурс]. -URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode= (дата обращения 08.01.12).

УДК 37

Н. Г. Смирнова

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается непрерывное образование как социально-педагогический процесс, обеспечивающий формирование общей культуры личности. Социально-педагогический процесс, интегрирующий педагогическую и социально-культурную деятельность, выступает в качестве социокультурного основания непрерывного образования, где культура является ядром его содержания на всех возрастных этапах. Значительное внимание уделяется педагогическому эксперименту в юношеском возрасте, аккумулирующему предшествующий социокультурный опыт формирующейся личности.

Ключевые слова: социально-педагогический процесс, непрерывное образование, общая культура, юношеский возраст, педагогическая и социально-культурная деятельность.

N. G. Smirnova

CONTINUOUS EDUCATION AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS OF SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL

The article examines continuous education as social and pedagogical process which provides shaping of general culture of individual. Social and pedagogical process integrating pedagogical and social and cultural activities serves as the basis for continuous education where culture is considered to be the core content at all age stages. The author highlights pedagogical experiment in adolescence accumulating the preceding social and cultural experience of developing personality.

Keywords: social and pedagogical process, continuous education, general culture, adolescence, pedagogical and social and cultural activities.

Динамичность современного социума, реформирование общества неизбежно влекут изменения в сферах культуры и образования, смену образовательной парадигмы. В настоящее время стал очевидным подход к непрерывному образованию не как к педагогической, а как к социально-культурной сфере. Отмечается ощутимый сдвиг в системе целеполагания: знания, сохраняя свою значимость в образовательном процессе, перестают быть его конечной целью, зачастую рассматриваются в качестве условия формирования личности. В этой связи представляется правомерным понимать непрерывное образование как социально-педагогический процесс формирования общей культуры личности.

Системный подход позволяет определить социально-педагогический процесс как целостно реализующий цели и задачи воспитания и образования в условиях педагогических и социальных систем. Социальнопедагогический процесс и его структурные компоненты (цель, задачи, содержание, формы, методы и средства) мы определяем в качестве социокультурного основания непрерывного образования, где культура выступает основным ядром его содержания на всех возрастных этапах. В таком случае содержание образования приобретает культурологическую направленность. Культура гуманизирует процесс социального взаимодействия, совершенствования продуктивной деятель-

ности личности, обогащения ее нравственноэтического, художественно-эстетического опыта, расширяет границы «человека возможного» (М. К. Мамардашвили).

Социально-педагогический процесс, на наш взгляд, представляет собой, с одной стороны, самодвижение, постоянное изменение в силу динамичности современного социума, а с другой - это целенаправленный педагогический процесс, наполненный культурными смыслами формирования личности. Социально-педагогический процесс, оказывая на личность внешнее воздействие, в то же время не может не учитывать «внутренние» условия личности (С. Л. Рубинштейн). Такое соотношение внешнего воздействия и «внутренних» условий обеспечивает качественное преобразование личности, ее социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Происходит движение педагогики «от задач социализации личности к задачам изменения качеств социального взаимодействия» (Н. Н. Ярошенко).

В современном изменяющемся социуме одной из приоритетных задач становится формирование общей культуры личности. В условиях социально-педагогического процесса личность вовлекается в различные виды деятельности (организационную, учебную, культурно-досуговую, воспитательную, творческую, художественную, исследовательскую), тем самым приобретается, совершенствуется, осваивается социокультурный

опыт, имеющий большое значение в формировании общей культуры личности.

Когерентность учебной и социальнокультурной деятельности создает культурнообразовательное пространство, в котором раскрывается творческий потенциал личности. В настоящее время в образовательных учреждениях различного типа выдвигается особая миссия - обеспечение не только полноценного обучения, но и воспитания; создание условий в свободное от занятий время для творческой самореализации личности. В социальной, творческой активности проявляется общая культура личности, ее интеллектуальные, эмоционально-ценностные. деятельностные характеристики.

Считаем необходимым обратить внимание, что социально-культурная деятельность, будучи подсистемой непрерывного образования, в то же время постоянно «колеблется», изменяется под воздействием происходящих в обществе социокультурных процессов, то есть испытывает флуктуацию. В результате социально-культурная деятельность может приобретать целостные системные качественные характеристики, преобразовываться в самостоятельную систему, которая включает социализирующее воспитание, социальное взаимодействие, культурно-досуговую деятельность. Мы разделяем мнение Е. М. Клюско, что «культурно-досуговую деятельность целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, рядовому понятию “досуговая деятельность” (досуг) и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками» (Цит. по: [1, с. 89]).

Развиваясь как самостоятельная система, путем диалектического отрицания, социально-культурная деятельность сохраняет элементы и структурные компоненты системы предшественницы. Известно, что культурно - досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры.

Понятно, самым эффективным институтом культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. Однако учитывая, что в настоящее время досуг превратился в самоценную общественную сферу, нельзя недооценивать организацию культурно-досуговой деятельности в системе непрерывного образования, в стенах образовательных учреждений. Тем более, что гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности позволяет рассматривать ее как органическую часть всего социально-педагогического процесса «...досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными формами» [1, с. 89].

Как мы уже знаем, социально-педагогический процесс оказывает на личность внешнее воздействие, которая так или иначе выражает свое отношение к этим влияниям в процессе общения. В формировании общей культуры личности внешнее воздействие необходимо, так как «стихийное общение никогда не реализует себя полностью в качестве культурогенного фактора» [2, с. 216]. В то же время должна быть «золотая середина», так как «слишком энергичное воздействие ограничивает возможности саморегуляции межличностных коммуникаций» [2, с. 216].

В общеобразовательном учреждении, согласно организационной структуры досуговой группы, превалирует группа - коллектив. В коллективе система влияний со стороны руководителя (педагога) принимается членами коллектива благодаря внутренней мотивации, потребности заниматься любимым делом. В результате внешние требования переводятся на уровень личностных значений, личностного смысла. Поэтому, на наш взгляд, актуальность приобретает взаимодействие педагогических и социально-культурных технологий в формировании общей культуры личности.

Единицей анализа формирования социально-педагогической модели формирования общей культуры личности нами выбран юношеский возраст. Согласно педагогической возрастной периодизации, этот возраст соответствует старшеклассникам общеобразовательных школ, учащимся учреждений начального профессионального образования и студентам первого курса колледжей. Подвижность хронологических границ этого возраста отмечают отечественные ученые (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, И. С. Кон, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Вместе с тем, большинство ученых определяют два этапа юности - ранний (15-17 лет) и собственно юность, который включает в себя протяженность периода от 17 до 21 года.

Для апробации социально-педагогической модели формирования общей культуры личности юношеский возраст выбран нами не случайно, поскольку это один из возрастов в развитии личности, когда аккумулируется весь предшествующий ее социокультурный опыт. Главное новообразование в этом возрасте - открытие «я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности, «врастание» в различные сферы жизнедеятельности; дифференцируются отношения с педагогом, он воспринимается только в том случае, если способен быть советчиком, другом.

Формирование общей культуры личности в юношеском возрасте состоит в том, чтобы, включив личность в самостоятельную учебную, внеучебную, проектную, исследовательскую, творческую, культурнодосуговую деятельность, связанных, прежде всего, с гуманизацией отношений, овладением гуманитарными, культурологическими знаниями, осуществить процесс рефлексивного управления, развивающего у юношества способность к самоуправлению своей целесообразной культурной, творче-

ской, художественно-эстетической деятельностью. Формирование общей культуры понимается нами как самоизменение, выступает как процесс деятельного присвоения и реализации сущностных сил личности.

В констатирующем эксперименте нами была поставлена задача выявить представления юношества об общей культуре, оценить уровень собственной общей культуры. В процессе экспериментальной работы нами, кроме общей цели, разрабатывались посредствующие цели, характеризующие социальную активность юношества. Кроме того, текущие цели отражали специфику деятельности студентов колледжей, учащихся учреждений начального профессионального образования, школьников.

Безусловно, активная социальная позиция, участие в культурных процессах требуют осмысленных действий, которые отражают уровень знаний о культуре, соответствующее поведение, эмоционально-ценностное отношение к окружающему, творческо-преобразующую деятельность.

Вполне понятно, что поскольку человек - деятельностное существо, то для его развития решающее значение имеет изменение характера деятельности, когда деятельность приобретает творческий характер, превращается в самодеятельность. Личность в таком случае становится способна к предметному творчеству, органически сочетающемуся с творческими формами своего общения, когда сознательно организованное сотрудничество, социальное взаимодействие логически приводит к результату -личность стремится к самоформированию. «Человек выступает как субъект собственной деятельности, собственного формирования и изменения» [3, с. 21].

При разработке уровней формирования общей культуры личности нами учитывался спиралеообразный ход движения

культуры как процесса обогащения, совершенствования своей предметной деятельности, общения и художественного творчества (М. С. Каган).

Уровень общей культуры - это, прежде всего, результат выбора деятельности, где личность проявляет свою активность, предпочтений юношества, разновидность интересов и потребностей, индивидуальный тип пребывания в социокультурном окружении, рефлексия, способность к самооценке своего уровня общей культуры.

В педагогическом эксперименте одной из целей была диагностика представлений юношества об общей культуре. Экспресс-опрос (зондаж), проведенный в гимназиях № 25, 32, 24 городов Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, женской гимназии с. Елыкае-во Кемеровской области, учреждении начального профессионального образования № 14 г. Ленинск-Кузнецкий, в колледжах культуры и искусств (г. Минусинск Красноярского края, г. Новосибирск), всего 497 респондентов, показал, что настоящий собственный уровень общей культуры юношество «скорее не устраивает, чем устраивает» - 30,1 % (абс. ч. 150), «скорее да, чем нет» - 26, 1 % (абс. ч. 130), «вполне устраивает» - 22,1 % (абс. ч. 110), «трудно сказать» - 18,1 % (абс. ч. 90), «нет, совершенно не устраивает» - 4 % (абс. ч. 20). Как видим, юношество довольно критично относится к своему уровню общей культуры, только пятую часть опрошенных устраивает собственная общая культура. Хотели бы повысить общую культуру 40,2 % (абс. ч. 200), не задумывались над этим 50,3 % (абс. ч. 250).

Оценивают свой уровень общей культуры как высокий 6 % (абс. ч. 30), средний - 34,2 % (абс. ч. 170), низкий - 59,7 % (абс. ч. 297).

На вопрос «Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы повысить интерес общества,

личности к проблеме общей культуры?» были вполне конкретные ответы-суждения: «Понизить цены на билеты в театры, на выставки», «Больше антипропаганды вредных привычек», «Нужна программа на уровне государства», «Больше познавательных мероприятий для молодежи», «Меньше рекламы табачных изделий, пива», «Увеличить количество молодежных спектаклей, отражающих эту проблему», «Качественно улучшить телевизионные программы», «Чаще вовлекать молодежь в культурные процессы», «Строить молодежные театры», «В музеях, на выставках отражать проблему общей культуры в целом и молодежи в частности», «Организовывать дискуссии на эту тему не только в стенах гимназии, но и на уровне города, чтобы можно было «услышать голос» сверстников из гимназий, других учебных заведений, а не только одноклассников».

В рамках одной статьи не представляется возможным представить весь экспериментальный материал; резюмируя, можно отметить, что проблема общей культуры личности близка учащейся молодежи и разработанная нами социально-педагогическая модель формирования общей культуры личности, ее уровни и показатели имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В определении уровней (высокий, средний, низкий) общей культуры личности нами учитывались такие критерии, как когнитивный (познавательно-смысловой), эмоциональноценностный, деятельностно-творческий (са-модеятельностный).

Консеквентность общей культуры юношества, объективируется в нравственноэтическом, художественно-эстетическом опыте, в социальной активности, социальном взаимодействии, художественном творчестве. Творчество становится способом бытия культуры.

Литература

1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издат. дом МГУКИ, 2007. - С. 89.

2. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2008. -С. 216.

3. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова; Российская Академия образования. - М.: ИНТОР, 1994. - С. 21.

УДК 316.774

Е. Ф. Черняк

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ

В работе рассмотрены средства позиционирования вузов культуры и искусств, способы взаимодействия со средствами массовой информации; выделены корпоративные СМИ вуза, целью которых является передача целевым группам общественности миссии, философии и стратегии развития организации; описаны возможности Интернет для формирования имиджа вуза.

Ключевые слова: коммуникативная среда, средства массовой информации, позиционирование, имидж, корпоративный сайт, коммуникационная стратегия организации.

E. F. Chernyak

FORMATION OF THE UNIVERSITY COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

In operation means of positioning of higher education institutions of culture and arts, interaction methods with mass media are considered; the corporate mass media which purpose is transmission to target groups of the public of mission, philosophy and strategy of development of the organization are selected; possibilities of the new communicative environment - the Internet, for formation of image of higher education institution are described.

Keywords: communicative environment, mass media, positioning, image, corporate site, communication strategy of the organization.

Возросшая роль коммуникативных взаи- от средства передачи информации до условия

модействий в функционировании и разви- функционирования организации.

тии вуза выдвигает на первый план пробле- Вольтон Д. выделяет три аспекта комму-

му управления коммуникациями как внутри никации: «В действительности коммуника-

организации, так и между организацией и ция имеет три грани. Самая заметная и при-

ее средой, с целью проведения оптимально носящая удовлетворение - это технологии.

благоприятных для организации коммуника- Самое трудное, наиболее сложно поддающе-

ционных процессов. Эффективные комму- еся дешифровке и управлению - это сторо-

никации на практике являются основным не- на культурная. Наиболее многообещающая,

обходимым условием успешного достижения с колоссальным развитием обменов и техностоящих перед организацией целей. логий - сторона экономическая» [2, с. 8].

Эволюция понятия «коммуникация» Коммуникацию можно рассматривать

применительно к организации привела к са- как форму деятельности, осуществляемую

мому широкому пониманию этого явления - людьми, которая проявляется в обмене ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.