Научная статья на тему 'Моделирование социально-педагогического процесса в условиях непрерывного образования: социально-культурный дискурс'

Моделирование социально-педагогического процесса в условиях непрерывного образования: социально-культурный дискурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-PEDAGOGICAL PROCESS / MODELLING / GENERAL PERSONAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Нина Георгиевна

Проблема моделирования социально-педагогического процесса актуальна для формирования общей культуры личности. Представлен социальнокультурный дискурс педагогического процесса в условиях непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling the Socio-Pedagogical Process in Conditions of the Continuous Education: a Social-Cultural Discourse

The modelling problem of a socio-pedagogical process is actual for the formation of the personal general culture. Here is a socio-cultural discourse of a pedagogical process in conditions of the continuous education presented.

Текст научной работы на тему «Моделирование социально-педагогического процесса в условиях непрерывного образования: социально-культурный дискурс»

Литература

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 янв. 2011 года № 39. // Консультант Плюс: официальный сайт. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116756/ (дата обращения: 18.04.2014).

2. Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ министра внутренних дел РФ от 14 янв. 2005 года № 22 // Гарант: информацион.-прав. портал. - URL: http://base.garant.ru/12138764/ (дата обращения: 18.04.2014).

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

4. Семин С. А. Современная образовательная деятельность: терминолог. слов. - Тольятти: Тольяттин. гос. ун-т, 2007.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

References

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 030901 "Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti" (kvalifikacija (stepen') "specialist"). Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 goda № 39. KonsultantPljus. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116756/ (accessed 18.04.2014).

2. Ob utverzhdenii Polozhenija ob organizacii dejatel'nosti voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija vnutrennih vojsk Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra vnutrennih del RF ot 14 janvarja 2005 goda № 22. Garant. Informacionno-pravovoj portal. Available at: http://base. garant.ru/12138764/ (accessed 18.04.2014).

3. Zimnjaja I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovanija? (teoretiko-metodologicheskij aspekt). Vysshee obrazovanie segodnja, 2006, no 8, pp. 20-26.

4. Semin S.A. Sovremennaja obrazovatel'naja dejatel'nost'. Terminologicheskij slovar'. Tol'jatti, Tol'jattinskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2007.

5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak component lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija. Narodnoe obrazovanie, 2003, no 2, pp. 58-64.

УДК 37

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС

Смирнова Н. Г., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-методическим отделом, Кемеровский областной колледж культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: vestnikkemguki@ yandex.ru

Проблема моделирования социально-педагогического процесса актуальна для формирования общей культуры личности. Представлен социально- культурный дискурс педагогического процесса в условиях непрерывного образования.

Ключевые слова: социально-педагогический процесс, моделирование, общая культура личности, социально-культурная деятельность.

MODELLING THE SOCIO-PEDAGOGICAL PROCESS IN CONDITIONS OF THE CONTINUOUS EDUCATION: A SOCIAL-CULTURAL DISCOURSE

Smirnova N. G., Candidate of Pedagogical Science, Docent, Head of Scientific-methodical Department, Kemerovo Regional College of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]

The modelling problem of a socio-pedagogical process is actual for the formation of the personal general culture. Here is a socio-cultural discourse of a pedagogical process in conditions of the continuous education presented.

Keywords: socio-pedagogical process, modelling, general personal culture, socio-cultural activity.

В настоящее время отечественная система непрерывного образования как подсистема общества адекватно реагирует на культурные и образовательные запросы российского общества и личности, поскольку образование становится одним из наиболее значимых средств социализации, социального воспроизводства сообщества, повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социально-культурного развития. При этом необходимо отметить, что одной из тенденций непрерывного образования является рассмотрение его как социально-педагогического процесса.

В данной статье мы предлагаем вариант моделирования социально-педагогического процесса, позволяющего формировать общую культуру личности будущего специалиста сферы культуры. Различные подходы к определению понятия «моделирование» не являются целью настоящей статьи, вместе с тем его сущность оформим, ссылаясь на Российскую педагогическую энциклопедию, которая определяет моделирование как «построение и изучение моделей реально существующих разнообразных процессов» [6, с. 580].

В педагогике моделирование представляет собой «материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путём создания специальных аналогов (моделей), в которой воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [1]. Вслед за Е. Л. Рудневой отметим, что «моделирование предполагает разработку компонентов педагогического процесса, способов, средств достижения поставленных целей» [7].

Возможность применения системного подхода в педагогике позволяет исследовать социально-педагогический процесс как особого рода систему - социально-педагогическую. В научной

литературе чрезвычайное множество определений системы (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, С. Б. Брижатова, Э. Г. Винограй, В. Н. Садовский, А. И. Уёмов, А. Д. Урсул, Б. Г. Юдин и др.). Авторы по-разному трактуют системность, системный подход.

Прав В. Н. Садовский, отмечая, что «термин "система" мы склонны относить к чрезвычайно широкому классу предметов... речь должна идти о разных понятиях "система" [8]. Под педагогической системой мы будем понимать «множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе» [9].

Понятно, что для педагогики роль стержневого понятия выполняет педагогический процесс. В нашем исследовании мы используем понятие «социально-педагогический процесс», который является, на наш взгляд, синонимом педагогического процесса, однако речь идёт не о простом суммировании педагогического и социального, а о связи (соединении) их в целостность, когда преодолевается узкоаспектное видение, а развиваются различные модификации педагогического процесса и понятийные конструкции. По мере накопления и углубления знаний об объектах педагогической действительности, проникновения в их сущностные характеристики становится возможным конкретизировать, дополнять, уточнять и наполнять их новым содержанием. «Всякое научное познание, - пишет С. Л. Франк, - есть познание в понятиях: оно пытается найти в новом что-либо общее с другим, уже знакомым» [13].

В моделировании социально-педагогического процесса мы опирались на мнение авторитетного учёного в области педагогики В. А. Сластёнина «В понятийном аппарате педагогики, - пишет

он, - можно выделить одно, центральное понятие... остальные понятия. отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия» [9]. Таким стержневым понятием в нашем случае является педагогический процесс, компоненты которого будут присущи и социально-педагогическому процессу.

Вместе с тем перед нами встала задача: выявить то существенное общее и особенное, которое характеризует педагогический и социально-педагогический процесс. С этой целью за основу мы взяли философские категории «общее», «единичное» и «особенное».

Как отмечается в философии, в «общем» выражаются определённые свойства, отношения, оно отражается в форме понятий, теорий, закономерностей (А. Г. Спиркин). Мы полагаем, что понятие «целостность» свойственно педагогическому и социально-педагогическому процессу. «Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития. В нём непрерывно происходит движение. образование нового качества» [5].

В условиях непрерывного образования моделирование социально-педагогического процесса соотносится с формированием целостной личности в единстве сознания, поведения, воспитания чувств на протяжении всей жизни, так как оно не ограничивается формальным образованием. «Социокультурный контекст образования обогащает его содержание и позволяет увидеть новые формы его существования и их возможные трансформации в будущем» (А. И. Таюрский).

В философской литературе целостность рассматривается как интегрированная совокупность, целостность характеризуется новыми качествами и свойствами. Применительно к целостному социально-педагогическому процессу целостность проявляется в совокупности основных его аспектов: содержательного и организационного плана.

В содержательном плане целостность обеспечивается отражением в цели и содержании накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков, компетенций, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного, волевого отношения к окружающей действительности). В организационном плане социально-

педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство таких компонентов, как конструирование образования, материальная база, а также взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования с воспитанниками на уровне межличностных отношений, педагогического и неформального общения, самообразования и самовоспитания.

Что же принципиально особенного содержится в моделировании социально-педагогического процесса? На наш взгляд, необходимо учитывать такие функции и их различие, как координация и субординация.

Координация - педагог и воспитанник координируют свою деятельность в различных модификациях в определённом классе (студенческой группе), кружке по интересам, клубе, любительском объединении и др.; педагоги координируют свою деятельность в соответствии с требованиями госстандартов, учебных планов соответствующей образовательной организации с учётом регионального и национального компонента. Субординация указывает, во-первых, на особое специфическое место и неодинаковое значение каждого из компонентов социально-педагогического процесса в конкретной ситуации, во-вторых, социально-педагогический процесс, интегрируя функции своих компонентов, сам выполняет определённую функциональную роль в системе непрерывного образования. Следует к этому добавить, что одни компоненты функционируют одновременно, другие последовательно друг за другом.

Взаимодействие компонентов - педагогов и воспитанников, содержания и средств образования - порождает реальный целостный социально-педагогический процесс как динамичную открытую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы (А. И. Мищенко). Главное свойство социально-педагогического процесса как динамической системы - это его способность к выполнению социально обусловленных функций: воспитания, обучения, развития, социализации и инкультура-ции. Социально-педагогический процесс базируется на таких принципах, как многоуровневость, организованность, упорядоченность, прогностич-ность, технологичность, модульность.

Любой процесс, как известно, представляет собой последовательную смену одного состояния

другим. В социально-педагогическом процессе она есть результат взаимодействия, поэтому можно сказать, что сущностной его характеристикой является именно взаимодействие. Как отмечает Б. С. Украинцев, «результат взаимодействия содержит в себе новое, которого не было до взаимодействия, оно проявляется в ходе взаимодействия и составляет сущность изменения взаимодействующих» [11]. Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий, это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, носит объективный, универсальный характер. Особенностью взаимодействия является причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. «Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими. Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные», - подчёркивает И. А. Зимняя [2].

Педагогическое взаимодействие принято различать по видам (отношениям):

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения с одноклассниками, сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- самоотношение (отношение к самому себе).

Надо отметить, что основным отношением

педагогического процесса является взаимосвязь педагогической деятельности и деятельности воспитанника. Однако «исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения" [5]. Понятие «педагогический процесс» З. Я. Капустина рассматривает как процесс взаимодействия взаимно значимых субъектов [3]. Педагогический процесс выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, то есть содержанием образования. Гуманизация и гуманитаризация, культурологизация содержания образования способствует формированию общей культуры

личности, её эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру, к себе, своей собственной жизни. Цикл гуманитарных дисциплин должен быть связан с культурным полем и традициями мировой и отечественной культуры (Л. П. Буева).

В современной социокультурной ситуации образование и культура разошлись между собой, что свидетельствует о глубоких переменах в моральной атмосфере общества. По мысли М. Н. Филатовой, «область интересов молодого поколения сегодня сложно назвать культурой в подлинном смысле этого слова» [12]. На роль культуроформирующего образования в развитии личности, взаимосвязь образования и культуры указывают многие учёные: культура является «корневой системой» образования (И. М. Быхов-ская), «образование как путь культурного восхождения к всеобщему» (А. Е. Чучин - Руссов), «образование и культура - две стороны генетически единого процесса воспроизводства, развития и усвоения ценностей культуры» (Л. П. Буева). В начале XX столетия С. И. Гессен рассматривал образование и культуру как процесс приобщения человека к ценностям культуры. Справедливо замечено Ю. А. Стрельцовым и Е. Ю. Стрельцовой, что введение в научный оборот категории «культура» позволяет более глубоко раскрыть сущность и специфику основных педагогических понятий - образование, обучение, воспитание, развитие личности [10].

Нам представляется, что категория «особенное» в социально-педагогическом процессе проявляется в культуре, которая рассматривается нами как важнейший канал для формирования личности. В результате социально-педагогический процесс приобретает культурологическую направленность, целью становится формирования общей культуры личности, её индивидуальности и неповторимости, субъектности; содержание обеспечивается педагогическим культуросообраз-ным взаимодействием педагога и воспитанника в условиях непрерывного образования. В этом процессе существенную роль играет не только обучение, но и культуросообразное воспитание как питание души человека «всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации» (Ш. А. Амонашвили).

Безусловно, прав В. А. Сластёнин, подчёркивая, что «часто встречающееся в литературе употребление слов "образование" и "воспитание" как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса не являются корректным» [9]. Вслед за З. Я. Капустиной подчеркнём, что понятие «воспитание» целесообразно определять как сложный многогранный процесс, в котором «задаётся вектор общего восприятия, оказывается содействие в постижении смыслов воспринимаемого, при этом обогащается когнитивная, эмоционально-чувственная и волевая сферы личности» [3]. Задачами формирования общей культуры личности становятся познание этических, эстетических категорий, их усвоение, научение их восприятию и на этой основе воспитание культурной привычки, так как «привычки, скорее всего, переходят в обычаи, традиции» [3].

Становится очевидным, что социально-педагогический процесс должен быть так организован и содержательно наполнен, чтобы возможность обогащать социальный (нравственно-этический, художественно-эстетический) опыт личности было условием его реализации в повседневной практики образовательной организации различного уровня в условиях непрерывного образования. В этой связи интегрируются образовательные программы основного и дополнительного образования. Исключительную роль при этом играет социально-культурная деятельность, средства и формы которой являются «инструментом» эмоционального воздействия на личность: живое слово, искусство, образ, книги, конкурсы, фестивали, экскурсии, тематические вечера, концерты и др. Социально-педагогический процесс таким образом наполняется культурными смыслами. Культура включает в себя исторически конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих опыт бытия «в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействия и общения» (Л. П. Буева).

В моделировании социально-педагогического процесса мы используем понятие «дискурс», которое является, как известно, одним из ве-

дущих категорий не только лингвистики, но и одной из категорий современных гуманитарных наук, допускающих множество интерпретаций. Социально-культурный дискурс позволяет рассматривать социально-культурную деятельность как органическую часть целостного социально-педагогического процесса, где культура осуществляет связь между тем, чем каждый человек может стать, исходя из присущих ему способностей, и тем, чем он на самом деле становится. Соци-альнокультурная деятельность как особый вид педагогической деятельности обеспечивает «превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы» [15].

Мы полагаем, что ценность социально-педагогического процесса состоит в том, что этот процесс сконцентрирован на субъекте как носителе культуры, когда нравственно-этический, художественно-эстетический опыт личности, её мотивационные, творческие, коммуникативные особенности характеризуют социальный опыт, который, несомненно, играет позитивную роль в формировании общей культуры, поскольку социальный опыт представляет «самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатлён-ных ощущений и переживаний» [4].

Таким образом, мы считаем, что социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленно организованное, педагогически оправданное социально-культурное взаимодействие субъектов культуры и образования с использованием традиционных методов, средств, форм воспитания и обучения, а также средств, технологий социально-культурной деятельности с целью формирования общей культуры, решения задач непрерывного образования, направленных на становление, развитие, формирование культурно адекватной личности, способной овладевать духовно-нравственными ценностями, научиться культурному поведению и транслировать лучшие культурные образцы в повседневной жизни, в соответствии с индивидуальными способностями и запросами общества и государства.

Литература

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: слов. - М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 170.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - Изд. 2-е, доп., испр, и перераб. - М.: Логос, 2000. - С. 305-306.

3. Капустина З. Я. Педагогика и культурология: гностические проблемы применения // Инновации в образовании. - 2010. - № 11. - С. 135.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Академия, 1999. - С. 116.

5. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - С. 168.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Больш. рос. энцикл., 1993. -Т. 1: А-М. - С. 580.

7. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: моногр. / под общ. ред. Б. П. Невзорова. - Кемерово, 2002. - С. 166.

8. Садовский В. Н. Некоторые принципиальные проблемы построения общей теории систем // Системные исследования: ежегодн. - М.: Наука, 1971. - С. 46.

9. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - С. 71-72, 74.

10. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.

11. Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. - М.: Мысль, 1972. - С. 23.

12. Филатова М. Н. Роль культуроформирующего образования в развитии личности и общества // Культура и образование как фактор развития региона: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (14-15 окт. 2009 года) / отв. ред. В. М. Кашлач. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. - С. 185-186.

13. Франк С. Л. Соч. - М.: Правда, 1990. - С. 187.

14. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 257.

References

1. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika. Moscow, NMC SPO Publ., 1999, p. 170.

2. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. Uchebnik dlja vuzov. Izdanie 2-e, dopolnennoe, ispravlennoe i pererabo-tannoe. Moscow, Logos Publ., 2000, pp. 305-306.

3. Kapustina, Z.Ja. Pedagogika i kul'turologija: gnosticheskie problemy primenenija. Innovacii v obrazovanii, 2010, no 11, p. 135.

4. Mudrik A.V. Social'naja pedagogika. Uchebnik dlja studentov pedagogicheskih vuzov. Pod redakciej V.A. Slast'onina. Moscow, Akademija Publ., 1999, p. 116.

5. Slast'onin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shijanov E.N. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. 3-e izdanie. Moscow, Shkola-Press Publ., 2000, p. 168.

6. Rossijskaja pedagogicheskaja enciklopedija. V 2 tomah. Glavnyj redaktor V.V. Davydov. Moscow, Bol'shaja rossijs-kaja enciklopedija Publ., 1993, vol. 1. А-М, p. 580.

7. Rudneva E.L. Teoreticheskie osnovy formirovanija zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studentov. Pod obshchej red. B.P. Nevzorova. Kemerovo, 2002, p. 166.

8. Sadovskij V.N. Nekotorye principial'nye problemy postroenija obshchej teorii sistem. Sistemnye issledovanija. Jezhegodnik. Moscow, Nauka Publ., 1971, p. 46.

9. Slast'onin V.A., Isaev I.F, Shijanov E.N. Pedagogika. Uchebnik dlja studentov vysshich uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slast'onina. 9-e izdanie, stereotipnoe. Moscow, Akademija Publ., 2008, pp. 71-72, 74.

10. Strel'cov Ju.A., Strel'cova E.Ju. Pedagogika dosuga. Uchebnoe posobie. Moscow, MGUKI Publ., 2008. 272 p.

11. Ukraincev B.S. Samoupravljaemye sistemy i prichinnost'. Moscow, Mysl' Publ., 1972, p. 23.

12. Filatova M.N. Rol' kul'turoformirujushchego obrazovanija v razvitii lichnosti i obshchestva. Kul'tura i obrazovanie kak faktor razvitija regiona: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (14-15 oktjabrja 2009 goda). Otvetstvennyj redaktor V.M. Kashlach. Ishim, IGPI imeni P.P. Ershova Publ., 2009. pp. 185-186.

13. Frank S.L. Sochinenija. Moscow, Pravda Publ., 1990, p. 187.

14. Jaroshenko N.N. Istorija i metodologija teorii social'no-kul'turnoj dejatel'nosti. Uchebnik. Moscow, MGUKI Publ., 2007, p. 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.