Научная статья на тему 'Анализ образования с позиции надежности'

Анализ образования с позиции надежности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

53
17
Поделиться
Ключевые слова
RELIABILITY / RELIABILITY OF EDUCATION / RELIABILITY OF THE TEACHER / НАДЕЖНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Осадчук Ольга Леонидовна, Артюхина Александра Ивановна

Обоснована актуальность анализа образования с позиции надежности. Под надежностью образования понимается интегративное свойство, отражающее такую взаимосвязь составляющих его компонентов, которая обеспечивает сохранение стандарта качества в установленных условиях в требуемых пределах. Анализ образования с позиции надежности осуществлен на трех уровнях: на уровне общего рассмотрена надежность образования как системы, на уровне особенного – надежность образования как социального явления, на уровне единичного – надежность образования как педагогического процесса. В качестве примера приведены результаты исследования надежности педагога.

THE ANALYSIS OF EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF RELIABILITY

Relevance of the analysis of education from reliability position is proved. Reliability of education is understood as the integrative property reflecting such interrelation of the components which provides preservation of the quality standard in the established conditions in the required limits. The analysis of education from a position of reliability is carried out at three levels: at the genera level reliability of education is considered as a system; at the special level it is considered as a social phenomenon; at the single level – as a pedagogical process. As an example shows the results of research of reliability of the teacher.

Текст научной работы на тему «Анализ образования с позиции надежности»

УДК 37.013.2

О. Л. Осадчук, А. И. Артюхина

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ НАДЕЖНОСТИ

Обоснована актуальность анализа образования с позиции надежности. Под надежностью образования понимается интегративное свойство, отражающее такую взаимосвязь составляющих его компонентов, которая обеспечивает сохранение стандарта качества в установленных условиях в требуемых пределах. Анализ образования с позиции надежности осуществлен на трех уровнях: на уровне общего рассмотрена надежность образования как системы, на уровне особенного - надежность образования как социального явления, на уровне единичного - надежность образования как педагогического процесса. В качестве примера приведены результаты исследования надежности педагога.

Ключевые слова: надежность, надежность образования, надежность педагога.

Научное исследование образования может осуществляться на различных методологических основаниях, с разных сторон. Представляется актуальным анализ образования с позиции надежности. Под надежностью в философии понимается свойство объекта, которое обеспечивает соответствие реального функционирования нормативному, или соответствие между существованием и долженствованием [1]. К. В. Щурин подчеркивает, что надежность объективно присуща всем материальным системам; она определяет возможность устанавливать оптимальную меру соответствия рабочих процессов и выходных характеристик системы ее функциональному назначению [2]. Это дает основание считать надежность качественной характеристикой любого объекта, процесса, явления материального мира, представляющего собой систему, и говорить о возможности анализа образования с позиции надежности - с точки зрения его сохранения требуемым параметрам.

Педагогический контекст анализа надежности образования, на наш взгляд, связан с категорией качества. Под качеством в философии понимается неотделимая от объекта его существенная определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом [1]. Качество образования определяется А. И. Субетто как его соответствие многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства [3]. Анализ соотношения содержания категорий «качество» и «надежность» позволяет признать надежность свойством образования, характеризующим его соответствие норме. Поскольку норма - это некий образец, стандарт [1], надежность образования в широком смысле есть характеристика того, насколько система образования соответствует установленному стандарту качества.

Образование - открытая система, способная к количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы. Поэтому надежность образования не является константной величиной: она может изменяться во времени под воздействием внешних условий и внутренних факторов. Это дает возможность определения понятия надежности образования с помощью категории «состояние». В философии под состоянием понимается временное, преходящее качество [1]. Все вышесказанное дает возможность уточнить определение понятия надежности образования. Под надежностью образования нами понимается интегративное свойство, отражающее такую взаимосвязь составляющих его компонентов, которая обеспечивает сохранение стандарта качества в установленных условиях в требуемых пределах.

Опора на методологический принцип «общее - особенное - единичное» позволяет выделить три возможных уровня анализа образования с позиции надежности:

- на уровне общего - надежность образования как системы,

- на уровне особенного - надежность образования как социального явления,

- на уровне единичного - надежность образования как педагогического процесса (таб-

лица).

Уровни анализа надежности образования

Уровень общего Уровень особенного Уровень единичного

1. Надежность образования как системы 1.1. Надежность образования как социального явления 1.1.1. Надежность Федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих им образовательных программ

1.1.2. Надежность образовательных организаций

1.1.3. Надежность органов управления образованием и подведомственных им организаций

1.1.4. Надежность объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования

1.2. Надежность образования как педагогического процесса 1.2.1.Надежность целей образования

1.2.2. Надежность содержания образования

1.2.3. Надежность средств образования

1.2.4. Надежность воспитанников

1.2.5. Надежность педагогов

Образование как социальное явление, указывает В. А. Сластёнин, есть система образования, основной функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества в интересах человека и государства [4]. Поэтому второе возможное основание анализа надежности образования - это компоненты системы образования.

Согласно ныне действующему федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», система образования представляет собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Исходя из этого с определенной долей условности можно вести речь: о надежности федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих им образовательных программ; надежности образовательных учреждений; надежности органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; надежности объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Образование как предмет педагогики, указывает В. А. Сластёнин, - это педагогический процесс, представляющий собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии [4].

Поэтому третьим основанием анализа надежности образования могут выступают компоненты педагогического (образовательного) процесса. Образовательный процесс в систе-

ме любого уровня представляет собой единство субъектов, целей, содержания, средств. Отсюда возможно выделение надежности целей образования, надежности содержания образования, надежности средств образования (материально-технических и педагогических -форм, методов), надежности воспитанников, надежности педагогов.

Учитывая системный, иерархический характер образовательных объектов, можно утверждать, что каждый из них имеет свой набор элементов, обладающих свойством надежности. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание и обучение, следовательно, можно говорить о надежности воспитания и надежности обучения.

Способы осуществления педагогического процесса, указывает В. А. Сластёнин [4], составляют технологии, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования, поэтому можно предположить, что надежность также характеризует и технологии обучения, воспитания и развития обучающихся.

Таким образом, правомерно признать, что надежность образования является интегра-тивным свойством, включающим свойства подсистем более низкого уровня иерархии.

Подтверждение системного характера надежности образования находит в педагогической науке при анализе учеными различных аспектов педагогической действительности.

Педагогическое отражение идея надежности впервые нашла в дидактике. В ней надежность обучения традиционно понимается как прочность усвоения учебного материала, позволяющая сохранять его в течение продолжительного времени. Е. Н. Шиянов, И. Б. Кото-ва связывают надежность обучения с созданием педагогом условий для надежного сохранения в памяти обучаемых необходимых для будущей деятельности знаний, способов выполнения действий [5].

Научно-педагогическое осмысление идея надежности получила и в связи с обоснованием требования гарантированности достижения целей обучения. Так, В. А. Сластёнин с соавторами соотносят принцип надежности обучения с обязанностью педагога осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, принимать необходимые меры, чтобы эти цели были реализованы [4].

В настоящее время в России наблюдается усиление внимания научно-педагогической общественности к проблеме надежности, вызванное поиском критериев оценки качества образования. В связи с этим Е. В. Юркевич обоснована необходимость обеспечения функциональной надежности образовательных технологий [6].

Выполнены исследования, посвященные проблеме надежности педагога. Так, считая надежность характеристикой качественной стороны результата/продукта деятельности, В. П. Панасюк выделяет критерий надежности как характеристику качества образовательного процесса в школе со стороны исполнителя [7]. И. А. Колесникова, Е. В. Титова относят надежность к проявлениям добротности работы специалиста в сфере образования [8].

Мы определяем профессиональную надежность педагога как интегративное качество, отражающее единство личностных свойств, обусловливающее эффективность педагогической деятельности вопреки помехам ее осуществления (внешним и внутренним препятствиям). Педагог с высоким уровнем профессиональной надежности осознает и адекватно оценивает трудности, возникающие в педагогической деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешает их в соответствии со своими ценностями, интеллектуальными, эмоциональными и волевыми ресурсами.

В проведенном нами исследовании была осуществлена проверка предположения о наличии связи между профессиональной надежностью педагогов и эффективностью педагогической деятельности [9]. К участию в исследовании в качестве испытуемых было привле-

чено 40 педагогических работников со стажем практической работы 5-15 лет, осуществляющих повышение квалификации в Омском государственном педагогическом университете.

Под эффективностью педагогической деятельности понималось успешное решение типовых и нестандартных педагогических задач. Критериями эффективности педагогической деятельности выступали: 1) осмысленность педагогических задач, т. е. осознанность выбора способов их решения; 2) безошибочность решения педагогических задач, т. е. соответствие решения профессиональному стандарту педагога. Эффективность педагогической деятельности определялась экспертами посредством беседы и оценки решения кейсов. В роли экспертов выступали преподаватели вуза.

Критериями профессиональной надежности педагогов были приняты личностные свойства: ценность помощи другим людям, интернальный локус контроля, мотив достижения успеха, сила воли, синтетический стиль мышления. Оценка профессиональной надежности педагогических работников осуществлялась с помощью комплекса психодиагностических методик.

Расчет коэффициентов корреляции Спирмена (p < 0,05) подтвердил наличие связей между показателями профессиональной надежности педагогов и эффективности педагогической деятельности. Результаты проведенного исследования позволили утверждать, что эффективность педагогической деятельности в долгосрочной перспективе можно оценить вероятностью сохранения педагогом профессиональной надежности.

Следует подчеркнуть, что влияния внешней и внутренней среды на компоненты системы образования могут привести к изменению его заданного качества. В итоге могут возникнуть всякого рода нарушения надежности. Они могут быть вызваны деятельностью конкретных исполнителей и могут быть заложены в форме неверных решений на стадиях проектирования системы образования. Предпосылки нарушений надежности могут зарождаться в деятельности системы управления и передаваться по организационным связям исполнителю. В этом случае исполнитель будет являться скорее «наследником» предшествующих нарушений, чем «виновником» конкретного нарушения надежности. Следовательно, обеспечение надежности системы образования связано со стадиями разработки, экспертизы, функционирования всех ее компонентов.

Список литературы

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 720 с.

2. Щурин К. В. Проблема надежности в философском аспекте. URL: http://www.orenburg.ru/culture/credo/ 04_2002/14.html (дата обращения 12.05.2015).

3. Субетто А. И. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. СПб.-Кострома: КГУ, 2009. 726 с.

4. Сластёнин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика. М.: Школьная Пресса, 2002. 512 с.

5. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.

6. Юркевич Е. В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании. М.: ПИК ВИНИТИ, 2008. 68 с.

7. Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1997. 297 с.

8. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005. 256 с.

9. Осадчук О. Л. Долгосрочный прогноз качества педагогической деятельности на основе оценки профессиональной надежности педагога // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 83-88.

Осадчук О. Л., кандидат педагогических наук, доцент. Омский государственный медицинский университет. Ул. Ленина, 12, Омск, Россия, 644099. E-mail: ool58@mail.ru

Артюхина А. И., доктор педагогических наук, профессор. Волгоградский государственный медицинский университет. Пл. Павших Борцов, 1, Волгоград, Россия, 640131. E-mail: mothersasha@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 11.03.2016

O. L. Osadchuk, A. I. Artyukhina THE ANALYSIS OF EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF RELIABILITY

Relevance of the analysis of education from reliability position is proved. Reliability of education is understood as the integrative property reflecting such interrelation of the components which provides preservation of the quality standard in the established conditions in the required limits. The analysis of education from a position of reliability is carried out at three levels: at the genera level reliability of education is considered as a system; at the special level it is considered as a social phenomenon; at the single level - as a pedagogical process. As an example shows the results of research of reliability of the teacher.

Key words: reliability, reliability of education, reliability of the teacher.

References

1. Filosofskiyslovar' [The philosophical dictionary]. Under the editorship of I. T. Frolov. Moscow, Respublika Publ., 2001. 720 p. (in Russian).

2. Shchyurin K. V. Problema nadeznosti v filosofskom aspekte [The problem of reliability in philosophical aspect]. URL: http:// www.orenburg.ru/culture/credo/ 04_2002/14.html (accessed 05 December 2015) (in Russian).

3. Subetto A. I. Kvalitativizm: filosofiya i teoriya kachestva, kvalitologiya, kachestvo zhizni, kachestvo cheloveka i kachestvo obrazovaniya [Qualitativism: philosophy and theory of quality, qualitology, quality of life, quality of the person and quality of education]. St. Petersburg, Kostroma, KGU Publ., 2009. 726 p. (in Russian).

4. Slastenin V., Isaev I., Mishchenko A., Shiyanov E. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Shkol'naya Pressa Publ., 2002. 512 p. (in Russian).

5. Shiyanov E. N., Kotova I. B. Razvitiye lichnosti v obuchenii [Development of the personality in training]. Moscow, Akademiya Publ., 1999. 288 p. (in Russian).

6. Yurkevich E. V. Mekhanizmy obespecheniya funktsional'noy nadezhnosti v obrazovanii [Mechanisms of ensuring functional reliability in education]. Moscow, PIK VINITI Publ., 2008. 68 p. (in Russian).

7. Panasyuk V. P. Nauchnyye osnovy proektirovaniya pedagogicheskikh system vnutrishkol'nogo upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo protsessa [Scientific bases of design of pedagogical systems of intraschool quality management of educational process]. Moscow, Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 1997. 297 p. (in Russian).

8. Kolesnikova I. A., Titova E. V. Pedagogicaheskaya prakseologiya [Pedagogical praxeology]. Moscow, Akademiya, 2005. 256 p. (in Russian).

9. Osadchuk O. L. Dolgosrochnyy prognoz kachestva pedagogicheskoy deyatel'nosti na osnove otsenki professional'noy nadezhnosti pedagoga [The long-term forecast of quality of pedagogical activity on the basis of an assessment of professional reliability of the teacher]. Chelovek i obrazovaniye - Person and Society, 2011, no. 3 (28), pp. 83-88 (in Russian).

Osadchuk O. L.

Omsk State Medical University.

Ul. Lenina, 12, Omsk, Russia, 644099. E-mail: ool58@mail.ru

Artyukhina A. I.

Volgograd State Medical University.

Pl. Pavshih Bortsov, 1, Volgograd, Russia, 640131. E-mail: mothersasha@rambler.ru