Научная статья на тему 'Профессиональная надежность преподавателя как фактор обеспечения качества подготовки студентов вуза'

Профессиональная надежность преподавателя как фактор обеспечения качества подготовки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / РЕГУЛЯТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчук Ольга Леонидовна

Статья посвящена проблеме профессиональной надежности преподавателя вуза, под которой понимается единство личностных, субъектных и индивидных свойств, обеспечивающее сохранность качества реализации педагогических функций в изменяющихся условиях посредством механизма саморегуляции. Автор рассматривает профессиональную надежность преподавателя как фактор обеспечения качества подготовки студентов вуза, обосновывает возможность развития профессиональной надежности преподавателей вуза посредством реализации курса ДПО «Тренинг саморегуляции педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная надежность преподавателя как фактор обеспечения качества подготовки студентов вуза»

УДК 378.126

Осадчук Ольга Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры педагогики и психологии

Омской государственной медицинской академии

ool58@mail.ru

Osadchuk Olga Leonidovna

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

senior lecturer of chair of pedagogics and psychology

Omsk State Medical Academy

ool58@mail.ru

Профессиональная надежность преподавателя как фактор обеспечения качества подготовки студентов вуза

Professional reliability of the teacher as the factor of maintenance of quality of preparation of students of high school

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной надежности преподавателя вуза, под которой понимается единство личностных, субъектных и индивидных свойств, обеспечивающее сохранность качества реализации педагогических функций в изменяющихся условиях посредством механизма саморегуляции. Автор рассматривает профессиональную надежность преподавателя как фактор обеспечения качества подготовки студентов вуза, обосновывает возможность развития профессиональной надежности преподавателей вуза посредством реализации курса ДПО «Тренинг саморегуляции педагога».

Ключевые слова: качество профессиональной подготовки студентов вуза, профессиональная надежность преподавателя, саморегуляция произвольной активности, регулятивная компетентность.

Abstract. Article is devoted a problem ofprofessional reliability of the teacher of high school which is understood as unity personal, subject and индивидных the properties, providing safety of quality of realisation of pedagogical functions in changing conditions by means of the self-control mechanism. The author considers professional reliability of the teacher as the factor of maintenance of quality ofprep-aration of students of high school, proves possibility of development of professional reliability of teachers of high school by means of realisation of course DPO «Training of self-control of the teacher».

Keywords: quality of vocational training of students of high school, professional reliability of the teacher, self-control of any activity, self-control competence.

Анализ исследований в области образовательного менеджмента показывает, что качество профессиональной подготовки студентов вуза сегодня рас-

сматривается учеными как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, запросы рынка труда в соответствующих специалистах и уровне их квалификации, а с другой - потребности личности в получении конкурентоспособных знаний и умений. Мы разделяем точку зрения И. М. Ба-даян, которая определяет качество профессиональной подготовки студентов вуза как универсальный метафактор, интегрирующий общекультурные и профессиональные знания в социально-профессиональной компетентности будущих специалистов [1].

Принято считать, что качество профессиональной подготовки студентов вуза, прежде всего, зависит от научно-методической и материально-технической базы вуза. На наш взгляд, качество профессиональной подготовки студентов вуза также детерминируется реализацией личностного потенциала профессорско-преподавательского состава вуза, в частности - развитием профессиональной надежности преподавателей.

Признание целевым назначением профессиональной надежности педагога сохранение параметров реального профессионального функционирования нормативному [3], позволяет определить профессиональную надежность преподавателя вуза как интегративное свойство, отражающее единство личностных, субъектных и индивидных свойств, обеспечивающее сохранность качества реализации педагогических функций в изменяющихся условиях посредством механизма саморегуляции.

Обращение к научным работам отечественных физиологов и психологов позволяет утверждать, что в основе жизнедеятельности человека лежит система механизмов, обеспечивающих его надежность. Универсальным (свойственным всем уровням функционирования человека) механизмом надежности служит саморегуляция. Под осознанной произвольной саморегуляцией человека понимается системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, направленной на достижение принимаемых субъектом целей [2]. Саморегуляция в настоящее время рассматривается исследователями как профессионально необходимое качество педагога, фактор повышения педагогической культуры, определяющее условие его профессионального мастерства.

Опора на имеющиеся в психологии и педагогике данные о детерминантах успешности профессиональной активности педагога позволяет составить портрет профессионально надежного преподавателя вуза. Педагог интерпретирует значимые события своей профессиональной жизни как результат собственной деятельности, готов взять личную ответственность за все происходящее в ней. Он мотивирован на успех, проявляет творческое отношение к педагогической деятельности, ориентирован на высокое качество ее выполнения. Проявляет исследовательскую позицию по отношению к себе как субъекту педагогической деятельности, способен встать на место другого, осознать себя в этой позиции и оценить эффективность своей деятельности не только для себя, но и для других. У педагога сформирована потребность в осознанном планировании педагогической деятельности. Он выделяет значимые условия достижения целей, как

в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств способен гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. Педагогу присуща сформированность субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Он адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью педагогической деятельности, так и приведшие к нему причины. Гибко и адекватно реагирует на изменение условий, эффективно преодолевает возникающие затруднения. Проявляет настойчивость и самообладание при реализации намеченной цели педагогической деятельности. Эмоционально устойчив, хорошо владеет собой в различных ситуациях. Педагог чувствителен к выявлению сходства и различий объектов, легко переключается с одного вида педагогической деятельности на другой, осуществляет гибкий контроль познавательных процессов. Его отличает высокая умственная работоспособность, проявляющаяся в высокой врабатываемости, устойчивости активного внимания, отсутствии быстрой истощаемости. Способен выполнить значительный объем работы с высокой точностью и скоростью.

Таким образом, роль профессиональной надежности преподавателя вуза определяется тем обстоятельством, что он как субъект педагогического процесса отбирает цели, содержание, средства обучения, воспитания и развития студентов. Отсюда можно утверждать, что качество профессиональной подготовки студентов детерминируется профессиональной надежностью преподавателя, универсальным механизмом которой является саморегуляция.

Общая способность к саморегуляции, как абстрагированное от специфики разнообразных отдельных видов деятельности обобщенное умение управлять целенаправленной активностью, не является закономерным результатом возрастного развития человека [2], что доказывает необходимость ее специального развития.

Развитие системы саморегуляции - результат не только внешних влияний, но и саморазвития, самосовершенствования человека. Формирование механизма саморегуляции предполагает осознание человеком своих внутренних ресурсов, развитие индивидуальных возможностей. Способы саморегуляции могут осваиваться человеком как спонтанно в процессе жизнедеятельности, так и осознанно путем целенаправленной работы над собой во время профессиональной подготовки.

Интеграция знаний преподавателей вуза о саморегуляции, их перевод в гибкие, оперативные формы самостоятельного практического действия возможна относительно некоторого «ядра», в качестве которого может выступать имеющий практическую направленность курс «Тренинг саморегуляции педагога».

Цель курса состоит в формировании у преподавателей вуза регулятивной компетентности - интегративного образования в виде взаимосвязанных знаний, умений, навыков, опыта саморегуляции, отражающего способность эф-

фективно решать профессионально-актуальные и личностно значимые проблемы в изменяющихся условиях.

Задачи курса: рассмотрение основных теоретических положений применения методов саморегуляции в педагогической деятельности; формирование умений саморегуляции; формирование намерения использовать методы саморегуляции в педагогической деятельности.

Курс позволяет сформировать у преподавателей:

- представления о психологических и физиологических механизмах, эффектах, областях применения, методах саморегуляции;

- умение компетентно осуществлять выбор методов саморегуляции; применять методы саморегуляции; проводить диагностику эффективности саморегуляции;

- желание использовать методы саморегуляции в целях повышения эффективности педагогической деятельности.

Курс имеет блочно-модульную форму построения. Блок «Саморегуляция поведения» дает возможность преподавателям определить индивидуальный стиль саморегуляции, сформировать умения мобилизации личностных ресурсов для целенаправленного самоизменения через освоение техник самоубеждения, самоприказа, самонастроя, самовнушения.

Блок «Саморегуляция деятельности» обеспечивает выявление типичных ошибок при распределении времени и сил в процессе выполнения деятельности, освоение техники продуктивной личной работы посредством формирования умений целеполагания, планирования, программирования, самоконтроля, самооценки деятельности.

Блок «Саморегуляция состояний» позволяет преподавателям определить группы мышц, в которых в сложных ситуациях обычно возникает напряжение, сформировать умения энергетической мобилизации ресурсов организма для сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия, работоспособности путем освоения таких техник саморегуляции, как разрядка, отключение -переключение внимания, дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, психомышечная тренировка.

Каждое занятие курса включает три модуля. Первый модуль - теоретический. Его задачей является создание информационного поля занятия, психологического настроя, необходимого для работы. Содержание данного модуля представляет информация о саморегуляции и вопросы для самоконтроля качества ее усвоения.

Второй модуль - практический - направлен на формирование и отработку у преподавателей умений саморегуляции. Его содержание составляют практические задания и методические указания к ним. Основным методическим средством выступают упражнения, которые позволяют преподавателям приобрести определенный регулятивный опыт, получить материал, необходимый для осознания процесса и результатов саморегуляции.

Третий модуль - рефлексивный. Его назначением выступает контроль и оценка эффективности саморегуляции. Диагностика эффективности саморегу-

ляции участников тренинга осуществляется при помощи опроса, психологического тестирования, анализа записей в дневнике самонаблюдения.

Для облегчения процесса преподавания курса автором данной статьи подготовлено и издано учебно-методическое пособие с аналогичным названием [4].

Курс «Тренинг саморегуляции педагога» был апробирован в ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» в 2008-2010 г.г. Анализ полученного эмпирического материала выявил, что за период опытно-экспериментальной работы в показателях регулятивной компетентности участников экспериментальной группы - 8 преподавателей, являющихся слушателями курса повышения квалификации, произошли статистически достоверные положительные сдвиги, что проявилось в увеличении объема знаний о саморегуляции, совершенствовании звеньев процесса саморегуляции, развитии регулятивных качеств личности.

С целью статистической проверки предположения о наличии взаимосвязи между профессиональной надежностью преподавателей и качеством профессиональной подготовки студентов было проведено эмпирическое исследование. К участию в нем было привлечено 20 студентов программ «Менеджмент в образовании» и «Организационная психология», обучающихся в ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Показателями профессиональной надежности преподавателей были признаны: локус контроля, мотивация достижения, рефлексивность, стиль саморегуляции, волевой самоконтроль, когнитивный стиль, умственная работоспособность. Оценка профессиональной надежности преподавателей вуза производилась с помощью ряда опросных и тестовых методик. Шкала «Локус контроля» Д. Роттера позволяла характеризовать свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам, т. е. судить о локусе контроля личности. На основе «Теста мотивации достижения» А. Мехрабиана определялась доминирующая мотивационная тенденция личности: ориентация на достижение успеха либо избегание неудач. С помощью «Опросника рефлексивности» А. В. Карпова измерялся уровень индивидуальной рефлексивности личности. По методике «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой производилась оценка стиля саморегуляции. «Опросник волевого самоконтроля» А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана давал информацию об уровне развития волевого самоконтроля. В соответствии со «Словесно-цветовым тестом» Дж. Струпа определялся когнитивный стиль индивида: гибкость или ригидность контроля познавательных процессов. «Тест оценки умственной работоспособности» Э. Крепелина позволял судить о степени работоспособности.

Методами измерения качества профессиональной подготовки студентов вуза, критерием которого выступала социально-профессиональная компетентность будущих педагогов, определяющая способность и готовность к осуществлению педагогической деятельности, служили: экспертная оценка продуктов образовательной деятельности (решения кейсов, представляющих собой описания конкретных педагогических ситуаций) и педагогическое наблюдение за процессом решения кейсов. С помощью педагогического наблюдения прово-

дилась экспертная оценка таких фиксируемых во внешнем плане показателей качества деятельности студентов - будущих педагогов, как безотказность и своевременность решения кейсов, с помощью анализа продуктов деятельности - точность решения кейсов.

Для определения взаимосвязи в показателях качества профессиональной подготовки студентов вуза и профессиональной надежности преподавателей вуза было использовано вычисление ф*-критерия Фишера. Основанием выбора данного критерия выступала возможность выявления достоверности различий в парах выборок испытуемых по частоте встречаемости исследуемого эффекта.

Вычисление ф*-критерия Фишера показало, что высоким значениям профессиональной надежности преподавателей соответствуют высокие значения профессиональной подготовки студентов вуза. Таким образом, полученные данные подтверждают предположение о том, что развитие профессиональной надежности преподавателей вуза выступает фактором обеспечения качества профессиональной подготовки студентов вуза. Курс «Тренинг саморегуляции педагога» содействует формированию универсального механизма профессиональной надежности - саморегуляции, образовательным результатом которого является регулятивная компетентность. Это определяет целесообразность включения данного курса в программы дополнительного профессионального образования преподавателей вузов.

Литература

1. Бадаян И. М. Стратегическое управление качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе : монография. Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 2009. 408 с.

2. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2002. № 2. С.128-135.

3. Осадчук, О. Л. Долгосрочный прогноз качества педагогической деятельности на основе оценки профессиональной надежности педагога // Человек и образование. 2011. № 3(28). С. 83-88.

4. Осадчук, О. Л. Тренинг саморегуляции: Теория, диагностика и практика: учеб-метод. пособие. Омс : Полиграфический центр КАН, 2008.88 с.

Literature

1. Badian I. M. Strategicheskoe quality management of vocational training of experts in high school. Stavropol: The Stavropol book publishing house, 2009. 408 p.

2. Konopkin O. A. Obshchaja ability to self-control as the factor of subject development // Psychology Questions. 2002. № 2, pp. 128-135.

4. Osadchuk O. L. Dolgosrochnyj the forecast of quality ofpedagogical activity on the basis of an estimation of professional reliability of the teacher // The Person and formation. 2011. № 3 (28), pp. 83-88.

5. Osadchuk O. L. Trening of self-control: the Theory, diagnostics and practice. Omsk: The Polygraphic centre KAN, 2008. 88p..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.