Научная статья на тему 'Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования'

Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2210
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА / SCENARIO / SCENARIO MODELING / SCENARIO MODELING OF MANAGERIAL PROCESSES IN EDUCATION / SCENARIO MODELING ON ADAPTIVE MANAGING PROFESSIONAL RELIABILITY DEVELOPMENT AMONG FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL PROCESS AT THE HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчук Ольга Леонидовна

В статье определяются основные области применения метода сценарного моделирования при исследовании процессов управления (экономика, политика, социология, менеджмент, психология, педагогика). Анализируется практика сценарного моделирования процессов управления в сфере образования. Рассматриваются разработанные специалистами сценарии управления развитием глобальной образовательной системы, системы образования, муниципального образования, инновационных образовательных процессов, деятельности педагога по организации образовательной деятельности обучающихся и др. Описываются результаты осуществленного автором статьи сценарного моделирования адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCENARIO MODELING OF MANAGERIAL PROCESSES IN EDUCATION

The article provides basic scopes of applying method of the scenario modeling in managerial processes research (economy, politics, psychology, management). Scenario modeling experience of managerial processes in education is analyzed. The paper gives an overview of scenarios of managing global educational system development offered by experts, educational system development, municipal education development, innovative educational processes, activity of the teacher on the organization of educational students activity, etc. It describes the results of the author`s scenario modeling on adaptive managing professional reliability development among future teachers in educational process at the higher education.

Текст научной работы на тему «Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования»

УДК/ UDC: 378.14 О. Л. Осадчук,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета, г. Омск, Россия, ool58@mail.ru

Olga Osadchuk,

PhD in Pedagogics, associate professor of the Chair of Professional Pedagogics, Psychology and Management at Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, ool58@mail.ru

СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ THE SCENARIO MODELING OF MANAGERIAL PROCESSES IN EDUCATION

В статье определяются основные области применения метода сценарного моделирования при исследовании процессов управления (экономика, политика, социология, менеджмент, психология, педагогика). Анализируется практика сценарного моделирования процессов управления в сфере образования. Рассматриваются разработанные специалистами сценарии управления развитием глобальной образовательной системы, системы образования, муниципального образования, инновационных образовательных процессов, деятельности педагога по организации образовательной деятельности обучающихся и др. Описываются результаты осуществленного автором статьи сценарного моделирования адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза.

The article provides basic scopes of applying method of the scenario modeling in managerial processes research (economy, politics, psychology, management). Scenario modeling experience of managerial processes in education is analyzed. The paper gives an overview of scenarios of managing global educational system development offered by experts, educational system development, municipal education development, innovative educational processes, activity of the teacher on the organization of educational students activity, etc. It describes the results of the author's scenario modeling on adaptive managing professional reliability development among future teachers in educational process at the higher education.

Ключевые слова: сценарий, сценарное моделирование, сценарное моделирование процессов управления в сфере образования, сценарное моделирование адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Keywords: scenario, scenario modeling, scenario modeling of managerial processes in education, scenario modeling on adaptive managing professional reliability development among future teachers in educational process at the higher education.

Современные экономические, политические, социальные процессы характеризуются высокой степенью противоречивости, нестабильности, что затрудняет прогнозирование их развития. В условиях быстрых изменений внешней среды адекватным методом идентификации и предсказания каузальности указанных процессов выступает сценарное моделирование.

По определению основоположника сценарного подхода директора Гудзонов-ского института (США), являющегося международным центром по «исследованию будущего», экономиста и военного стратега Г. Кана, под сценарием понимают «гипотетическую последовательность возможных событий, фокусирующую внимание на причинно-следственной связи между этими событиями и точками принятия решений, способных изменить ход и траекторию движения во времени всей рассматриваемой

системы в целом или отдельных ее подсистем» [33, с. 97]. В книге «Год 2000-й», изданной в 1967 году, Г. Кан излагает методику сценирования и применяет ее к анализу развития мира до 2000 года. Ключевое понятие данной методики - долгосрочный «общий тренд» (multifold trend), являющийся представлением комплекса основных тенденций развития мира. Экстраполяция «общего тренда» порождает так называемый прогноз без неожиданностей (surprize-free projection) - базовый сценарий развития, который не содержит в себе ничего принципиально нового, не следующего из представленных тенденций. На основании базового сценария рисуется «стандартный мир» будущего. В дополнение к этому прогнозу разрабатывается несколько вариаций на тему дополнительных возможностей развития мира, которые образуют «альтернативные», контекстные варианты будущего.

Фундаментальные идеи сценарного моделирования (как метода исследования перспектив развития объекта) представлены в экономической литературе. Различным аспектам построения сценариев развития социально-экономических процессов посвящены исследования российских и зарубежных специалистов, в том числе Д. Ерги-на, Т. Густафсона [13], Л. И. Абалкина [24],

О. Ю. Шибалкина [28], Э. Янча [32] и др. В них адекватно отражены методологические проблемы сценарного подхода, проработаны этапы построения сценариев, обоснован инструментарий сценарного моделирования.

Как указывает доктор политических наук, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики А. С. Ахременко [4], используемое с целью компенсации нежелательного эффекта от воздействия ситуаций неопределенности, сценарное моделирование является эффективным методом прогнозирования в политике и военной сфере. Об интересе к методу сценарного моделирования в России и за рубежом свидетельствует появление в последние годы сценариев построения эффективного государства, развития структур государственной службы, политических процессов, политических партий, избирательных кампаний, этнических конфликтов,

боевых операций [1, 8, 17] и др.

Наиболее активно сценарное моделирование используется в стратегическом менеджменте. По мнению консультанта-тре-нера Европейской Ассоциации обучения менеджеров CEEMAN И. С. Дятловской, основным смыслом сценарного моделирования является создание различных, одинаково правдоподобных, логичных сценариев развития событий. При использовании сценарного моделирования стратегия управления приобретает необходимую гибкость для того, чтобы организация оставалась успешной при различных вариантах развития будущего [11]. Разработка сценариев, считает аспирантка Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Т. В. Лаева, является альтернативой линейному планированию, которое часто показывает неэффективность и неточность при построении стратегических прогнозов [15]. К возможностям сценарного моделирования в современном управлении соискатель ученой степени кандидата социологических наук О. Е. Акимова относит наглядное, материализованное в моделях планирование процесса достижения цели, позволяющее наилучшим образом выстроить стратегию и тактики успеха; «закладывание» множества стратегических и тактических сценариев и реальное сравнение различных путей, ведущих к успеху [3].

Все большее число российских компаний применяет сценарное моделирование при выборе долгосрочной стратегии развития бизнеса. Разработка сценария позволяет увидеть только зарождающиеся проблемы, подготовить компанию к будущим изменениям. Специалисты [10, 29 и др.] отмечают, что в результате сценарного моделирования компаниям удается снизить риски масштабных инвестиций, улучшить качество решений в кризисных бизнес-ситуациях.

Кандидатом экономических наук, доцентом Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ С. А. Поповым описана восьмишаговая методика сценарного моделирования стратегического менеджмента: определение ключевых стратегических направлений и/или

вопросов; установление ключевых факторов ближней внешней среды; определение ключевых факторов дальней внешней среды; ранжирование всех факторов по важности и степени неопределенности, выявление логики каждого сценария; «очистка» сценариев; формулировка выводов; определение характерных индикаторов [23].

Как считает руководитель исследовательской группы «Санкт-Петербургская Школа Сценирования» С. Б. Переслегин, алгоритм сценирования (технологии создания стратегий управления, предполагающей разработку нескольких сценариев будущего, каждый из которых реализуется при исполнении определенных условий) включает 9 этапов: анализ и проблематизация объекта сценирования, определение существенных критериев; выделение ключевых игроков; описание рамок сценирования; целеполагание базового сценария; моделирование субъективных факторов развития ситуации; построение базового сценария; экспертный анализ базового сценария; переход от базового сценария к пространству сценариев; исследование межсценарного взаимодействия; оценка базового сценария в терминах рисков альтернативных сценариев; возврат в проектное пространство [21].

Метод сценарного моделирования сегодня выступает психотерапевтическим инструментом, позволяющим взрослым и детям эффективно преодолевать барьеры на пути личностной и социальной самореализации. Под сценарным моделированием Е. Я. Мищенко, креативный директор консалтинговой фирмы «Innova-Project»/ понимает построение ряда моделей, объединенных общим сценарием. Каждая из моделей может отражать одну из ситуаций, связанных с прошлым, настоящим или будущим человека. Между всеми моделями существует единая связь, поскольку они представляют последовательность развития одной начальной ситуации. Смысл сценарного моделирования заключается в том, что начав с ситуации, которая человека не устраивает, постепенно пройти весь путь, и, преодолев ряд тупиков, придти к желаемой ситуации [19]. Имеются научные литературные данные об использова-

нии сценарного моделирования при коррекции девиантного поведения у детей и подростков (агрессивное, криминогенное, суицидальное поведение), в работе с личностными проблемами (неуверенность в себе, переживание потерь, преодоление стрессов), в работе с семьей (семейные конфликты, сексуальная и эмоциональная дисгармония супругов, развод).

Весьма плодотворно сценарное моделирование используется в педагогической психологии. Так, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО Н. В. Самоукина указывает, что практическая психолого-пе-дагогическая работа имеет свою специфику и требует особой сценарной организации, отличной от организации традиционного лабораторного психологического исследования. Функции воздействия и исследования разведены и персонифицированы на двух разных ученых: экспериментаторе (или организаторе) и исследователе. Аспекты их деятельности различны: для первого

- это изучение и совершенствование обучающих и развивающих программ, для второго - развитие инструментария диагностики. Между ними реализуются взаимодействия кооперации и коммуникации. Формирующий эксперимент в этом случае строится как сценарий организации кооперативного взаимодействия экспериментатора и исследователя, имеющий следующую схему: планирование эксперимента, разработка относительно самостоятельных диагностических средств в формирующей программе с встроенными в нее элементами диагностики, реализация диагностических процедур до начала эксперимента (этап первичной диагностики), проведение формирующей программы с элементами диагностики и совместным обсуждениями между экспериментатором и исследователем, организация диагностических процедур после окончания формирующего эксперимента (этап вторичной диагностики) и обсуждение результатов формирующего эксперимента после его окончания [25]. Таким образом, с помощью разработки сценария (организационной схемы) эксперимента производится корректировка ситуации неопределен-

ности взаимодействия экспериментатора и исследователя.

Внимание сценарному моделированию процессов управления сегодня уделяется и в сфере образования. Так, президентом Научного совета социологических исследований, руководителем исследовательского проекта МОФ «Возможные сценарии будущего» (США) К. Калхуном разработаны сценарии развития глобальной образовательной системы. В качестве таких сценариев выступают: создание глобальных университетов; создание региональных университетов; учреждение модели, заявленной страной-геге-моном (на сегодняшний день - евроатлантической системой); развитие интерактивной дистанционной модели образования [14].

Доктором экономических наук, профессором Нижегородского института менеджмента и бизнеса А. П. Егоршиным представлены сценарии развития системы образования России в XXI веке (пессимистичный, реалистичный и оптимистичный). В зависимости от выбранного сценария, состояния национальной экономики, факторов внешней и внутренней среды могут применяться различные типовые стратегии развития системы образования. Рекомендуемыми автором статьи стратегиями реалистичного сценария развития системы образования России, характеризующегося стабилизацией состояния социальной, экономической и политической системы общества, улучшением качества жизни населения, восстановлением приоритетов образования в обществе, служат:

1. «Фокусирование» - концентрация усилий на передовых уровнях и видах образования, отвечающих народнохозяйственным интересам (школа и вуз).

2. «Дифференциация» - специализация на определенных уровнях образования и целевых сегментах (возврат к отраслевой специализации учебных заведений профессионального образования).

3. «Сбор урожая» - максимизация доходов от платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям с последующим сокращением выпуска.

4. «Оборона и укрепление» - удержание рыночных позиций региональными лидера-

ми обучения в конкурентной борьбе с филиалами столичных учебных заведений.

5. «Ответный удар» - контрмеры по защите отдельных сегментов рынка образования от конкурентов путем снижения цены, за счет маркетинга и альянсов между учебными заведениями [12].

На основе разработки реалистичного сценария А. П. Егоршиным сделан прогноз некоторых социальных показателей, характеризующих систему образования России на период до 2010 года.

Имеется опыт сценарного моделирования процессов управления в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Так, при обсуждении проблем подготовки и аттестации кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук коллективом ученых Герценовского университета (В. В. Лаптев, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына) охарактеризованы возможные сценарии, рассматриваемые как тактики реализации моделей перевода ученых степеней и званий в России (адаптационной, аналоговой и трансформационной) в соответствие с европейской системой. Учеными указаны преимущества, ограничения и риски реализации каждого сценария. Высказано убеждение, что выиграют и станут жизнеспособными те сценарии, которые отвечают требованиям глобализации и, шире, вызовам современной эпохи [16].

Диссертационная работа Л. А. Гайну-ловой посвящена сценарному моделированию инновационных образовательных процессов в региональной системе среднего профессионального образования. Сценарное моделирование рассматривается как вид прогнозного моделирования и определяется как метод исследования перспектив развития объекта социально-экономической природы. Сценарий при этом выступает гипотетической последовательностью событий, построенной с целью сосредоточения внимания на причинно-следственных событиях и узловых точках решений. Автором диссертации разработан алгоритм сценарного моделирования инновационных образовательных процессов, состоящий из логически выстроенной последовательно-

сти шагов, представленной процедурами построения теоретической и сценарной моделей, формирования структуры вариантов, экспертной оценки характеристик факторов, расчетов по сценарной модели, описания полученных сценариев. В основу построения сценариев инновационных образовательных процессов положено деление инноваций, встречающихся в образовательной практике, на инновации-условия, инновации-продукты и организацион-

но-управленческие инновации. Показано, что сценарный вариант, предполагаемый вследствие одновременной реализации трех событий («переход на нормативное финансирование учебных заведений системы среднего профессионального образования»; «сертификация профессиональных квалификаций независимой аттестационной комиссией, включающей работодателей»; «участие работодателей в учебном процессе»), является приоритетным для развития инновационных образовательных процессов в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан [7].

В статье, подготовленной коллективом сотрудников Института экономических стратегий РАН (А. И. Агеев, Ю. С. Зайцева, К. Ю. Зендриков), описываются методические подходы к использованию сценарного подхода в стратегическом управлении муниципальным образованием. Как считают авторы статьи, сценарный подход не что иное, как вариант имитационного моделирования без применения жестких формализованных методов анализа. В качестве примера практической реализации сценарного подхода в статье приводится «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2020 г.». В ней выделено восемь сценариев стратегического управления муниципальным образованием. Сценарии № 2 и 3 характеризуют процессы, начавшие постепенно разворачиваться в начале XXI века. Сценарии № 7 и 8 представляют собой нижние границы возможного негативного изменения ситуации. Сценарии № 1, 4, 5 и 6 относятся к сценариям инновационного развития. При этом сценарии № 1 и 4 требуют значительных объемов инвестиций для ре-

ализации ключевых проектов, определяющих осуществление данных сценариев. Сценарии № 5 и 6, являясь менее затратными с точки зрения необходимых инвестиций, требуют для своей реализации высокого уровня менеджмента как в администрации области и мэрии города, так и в остальных заинтересованных организациях. Сложность реализации этих сценариев не столько в необходимости привлечения средств, сколько в налаживании конструктивных взаимовыгодных партнерских отношений между организациями разных форм собственности из различных сфер деятельности. Из четырех инновационных сценариев наиболее предпочтительным в долгосрочной перспективе для Архангельска является сценарий № 6 «Административный и образовательно-культурный центр межрегионального значения». Особенностью данного сценария является то, что он способен стать определяющим для постиндустриального развития города на перспективу, выходящую за пределы прогнозного периода [2]. Таким образом, использование сценарного подхода в стратегическом управлении муниципальным образованием позволяет выстроить приоритетность крупных инвестиционных проектов с учетом, с одной стороны, выбранной траектории развития муниципального образования, а с другой стороны - возможных изменений в наборе, локализации и сроках реализации указанных проектов.

Сценарное моделирование процессов управления осуществляется и на уровне образовательного учреждения. Так, в статье кандидата педагогических наук, доцента Московского областного института повышения квалификации работников образования Н. А. Янковской, связанной с планированием развития образовательного учреждения, идет речь о разработке приоритетного сценария, предполагающего определение «цены» возможных организационных затрат при переходе образовательного учреждения на новый виток развития. По мнению автора статьи, разработка сценария предопределяет установление делегирования в системе управления образовательным учреждением (от верхнего звена

до нижнего) и оформление протоколов о намерениях [30]. Н. А. Янковской совместно с Н. А. Аминовым разработана экспертная система проективных ожиданий развития системы среднего школьного образования, включающая характеристику пяти сценариев развития школы [31]. Применение данной экспертной системы позволяет уменьшить риск принятия управленческих решений при проектировании развития образовательного учреждения.

Говоря об управляющей деятельности педагога, т. е. деятельности по организации образовательной деятельности обучающихся, академик Российской академии образования, руководитель Исследовательского центра теории непрерывного образования РАО А. М. Новиков выделяет группу методов-действий, в которую включает метод сценариев педагогической деятельности [20]. К настоящему времени выполнен ряд исследований, связанных со сценарным моделированием педагогического управления различными видами образовательной деятельности обучающихся. Например, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики МГУ В. Я. Ляудис указывает, что формирование умения методически грамотно проектировать учебную ситуацию является одной из практических целей обучения в курсе методики преподавания психологии. Сложный и трудоемкий процесс формирования таких умений у будущего преподавателя может начаться лишь вместе с практическим решением задач проектирования учебных занятий на основе создания методических сценариев. Поэтому методическое проектирование сценария учебной ситуации следует рассматривать как важнейшую учебную творческую задачу. Учебное пособие «Методика преподавания психологии» содержит материалы выполненных студентами проектов (сценариев) отдельных видов занятий (лекций, семинаров), включающих тактики конструирования проблемных ситуаций [18].

Работа доктора психологических наук, директора НИИ ИСРОО Ю. В. Громыко и сотрудника ресурсного центра экспериментальной сети «Мыследеятельностная педа-

гогика» РАЕН - ГОУ СОШ № 1314 г. Москвы Н. В. Громыко посвящена сценированию в мыследеятельностной педагогике. Авторы полагают, что сценирование урока в корне отличается от его планирования. Планирование связано с продумыванием того, какой учебный материал нужно передать учащимся, как будут осуществляться переходы от одной темы к другой, какие знания, умения и навыки (зуны) должны быть сформированы у учащихся. При сценировании учитель работает не с зунами, а со способностями учащихся. Чтобы действительно работать со способностями учащихся, педагог должен специально создавать ситуации учения-обучения, которые и становятся основной единицей работы при сценирова-нии [9].

По мнению кандидата психологических наук, заместителя директора НИИ ИСРОО, руководителя Сети мыследеятельностной педагогики М. В. Половковой, сценировать ситуацию учения-обучения означает:

- определить, чем должен будет отличаться продукт обучения не только с точки зрения специально предметной стороны, а с точки зрения деятельности ученика после проживания ситуации;

- выделить необходимые условия и средства, позволяющие ребенку построить новую деятельность или элемент деятельности;

- сконструировать форму обучения, в которой будет организована деятельность ребенка (информирующая, задачная, проблемная, проектная);

- подобрать предметный материал, отвечающий трем предыдущим требованиям;

- определить механизм, обеспечивающий выделение и постановку задачи самим ребенком;

- представить, в чем состоит образец деятельности и способность его фиксировать (знаковая оформленность) [22].

В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы разработки сценариев применения мультимедиа в образовании. Так, в коллективном труде, подготовленном сотрудниками Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Бент Б. Ан-

дресен, Катя ван ден Бринк), представлена классификация педагогических сценариев применения мультимедиа в образовании, разработанная в соответствии с ролями преподавателей, студентов и используемыми мультимедийными продуктами.

Сценарий 1. Использование линейных мультимедийных приложений. Использование данного сценария оправдано, когда студенты обладают весьма ограниченными предварительными знаниями в области, в которой им предстоит обучаться.

Сценарий 2. Использование нелинейных мультимедийных приложений. Основное назначение сценария - предоставить студентам нужную им информацию. В то же время применение этого сценария помогает также развить у студентов самостоятельность и представить им многообразие стратегий обучения. Поэтому в задачи преподавателей в данном сценарии входит не только предоставление студентам информации по предметной области, но и поддержка поиска студентами информации и подача личного примера работы с мультимедийными обучающими продуктами.

Сценарий 3. Академическое руководство. Сценарий рекомендуется, когда студентам предстоит практиковаться в полученных знаниях, однако он также способствует развитию навыков критического мышления и разрешения сложных ситуаций, поскольку многие игровые приложения требуют изощренных решений. Преподаватель может способствовать применению этих учебных стратегий в совместной работе студентов.

Сценарий 4. Создание мультимедиа. Сценарий целесообразен, когда студенты должны представить и структурировать свои знания, проявляя способности критического, созидательного и нетривиального мышления, рассуждения и решения проблем. Преподаватель может помогать студентам не только в использовании средств создания мультимедиа, но и в структурировании мыслей и идей студентов.

В работе «Мультимедиа в образовании» приводится описание указанных сценариев, их преимуществ и недостатков, а также общие черты, присущие всем сценариям [5].

Коллектив сотрудников Томского государственного университета (В. М. Вымят-нин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, Т. В. Руденко) предлагает использовать разработку педагогического сценария как начальный этап проектирования мультимедиа курса. Авторы поясняют, что педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения [6].

Разработке сценарного подхода к построению взаимодействия преподавателя и студента посвящена статья доктора педагогических наук, профессора Таганрогского государственного педагогического института Ю. С. Тюнникова и кандидата педагогических наук, доцента Сочинского государственного университета туризма и курортного дела М. А. Мазниченко. В данной статье рассмотрены две группы сценариев: сценарии, генерируемые студентами, и сценарии педагогического воздействия. Как в первой, так и во второй группе выделены непродуктивные, низкопродуктивные, со средней продуктивностью и высокопродуктивные сценарии. Каждый сценарий включает четыре структурных составляющих. Первая - побудительная: причины, факторы, обусловливающие выбор студентом или преподавателем того или иного сценария. Вторая - ментальная, раскрывающая смыслы, ценности, нормы, установки, которые регулируют поведение участников взаимодействия. Третья - процессуальная, определяющая особенности педагогического взаимодействия, последовательность его развития (цели, содержание, схемы и сюжеты взаимодействия, ролевые позиции). Четвертая - результативная: влияние сценария на результаты образовательного процесса [26]. Таким образом, сценарный подход позволяет обеспечить технологичность и вариативность взаимодействия, преодолеть его механистичность и стереотипность, учесть индивидуальные особенности конкретного студента и преподавателя, создать «сцену»

эффективного взаимодействия преподавателя со студентом.

В рамках выполнения диссертационного исследования нами разработаны теоретические представления об адаптивном управлении развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Являясь частью более крупной педагогической системы, система адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза находится под ее активным влиянием. В то же время, поскольку субъектами адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза выступают преподаватель и студент, то указанная система управления подвержена сложным внутренним изменениям, вызванным как действиями преподавателя, детерминирующими действия студента, так и активной ролью самого студента. Таким образом, в условиях многофакторности влияний внешней и внутренней среды будущее состояние адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза является неопределенным, а результаты относительно предсказуемы. В связи с этим попытка описания процесса адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза как некой линейной последовательности жестко детерминированных действий преподавателя и студента наталкивается на определенную трудность из-за диалектического характера их связи. Это обстоятельство побуждает нас к использованию в качестве инструмента педагогического проектирования адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза метода сценарного моделирования.

Нами смоделирован один базовый и четыре дополнительных, или альтернативных, сценария адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Базовый сценарий, то есть общая

линия адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, представляет собой создание организационно-педагогических условий, способствующих переходу студента от внешней регуляции к саморегуляции деятельности. Дополнительные сценарии являются вариациями базового сценария. Они определяются динамикой адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, которае детерминируется типом создаваемых преподавателем образовательных ситуаций (просто проблемных или профессионально ориентированных проблемных) и формой индивидуализации образовательного процесса (ориентацией на зону актуального или ближайшего развития студента). Под образовательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств взаимодействия и взаимоотношений студента и преподавателя, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков. Индивидуализация определяется как организация образовательного процесса, при котором выбор способов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия студентов.

Первый дополнительный сценарий адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза детерминирован конструированием профессионально-ориентированных про-

блемных ситуаций и ориентацией на зону ближайшего развития студента. Профессионально ориентированная проблемная ситуация - это фрагмент образовательного процесса вуза, выступающий в виде преднамеренно создаваемых преподавателем обстоятельств, побуждающих и опосредующих саморегуляцию деятельности студента. Средством создания профессионально ориентированной проблемной ситуации выступает предложенное студенту проблемное задание, представляющее собой профессионально ориентированную учебную задачу. Профессионально ориентированную учебную задачу отличают следующие признаки: ее выполнение пред-

полагает обязательность формирования профессиональных знаний, умений, навыков в соответствии с терминами и понятиями будущей специальности выпускника; получение квазипрофессионального продукта по форме и содержанию максимально приближенного к аналогичному продукту будущей работы выпускника по специальности; обеспечение самостоятельности студента, т. е. предоставление возможности самому анализировать исходные условия задачи, осуществлять необходимый информационный поиск, планировать решение задачи, принимать решение, осуществлять намеченную программу действий. Зона ближайшего развития определяется как возможность перехода студента от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве с преподавателем.

Второй дополнительный сценарий адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза характеризуется конструированием проблемных ситуаций и ориентацией на зону ближайшего развития студента.

Проблемной является такая ситуация, в которой содержится нечто ею предполагаемое, но в ней не определенное, неизвестное. Признание существующего противоречия между возник- [ шей познавательной потребностью и затруднением в ее удовлетворении посредством наличного запаса знаний, умений, навыков, стимулирует мышление, побуждает студента к деятельности, т. е. активизирует его интеллектуально-волевой потенциал. Зона актуального развития характеризуется тем объемом и уровнем

обученности, которые уже стали внутренним достоянием студента, сформированной способностью выполнять учебные задания самостоятельно.

Третий дополнительный сценарий адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза определяется конструированием профессионально-ориентированных проблемных ситуаций и ориентацией на зону актуального развития студента.

Четвертый дополнительный сценарий адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза отличается конструированием проблемных ситуаций и ориентацией на зону актуального развития студента.

В схематичном виде дополнительные сценарии адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза представлены на рисунке.

Прямоугольники на рисунке обозна-

Высокопродуктивный сценарий

Профессиональноориентированные проблемные ситуации —► Ориентация на зону ближайшего развития студента - Высокий уровень результативности

+ 1

/

і

Среднепродуктивный сценарий

Проблемные ситуации ! / -г* 1 Ориентация на зону ближайшего развития студента —► Средний уровень результативности

Среднепродуктивный сценарий

п Профессионально- Ориентация на зону Средний

ориентированные актуального развития уровень

проблемные ситуации \ студента результативности

Низкопродуктивный сценарий

Проблемные Ориентация на зону Низкий

ситуации актуального развития уровень

студента результативности

Рис. Дополнительные сценарии адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза

чают элементы сценариев, линии - их взаимосвязь. Сценарии не «привязаны» к какой-либо временной шкале: темп их прохождения зависит от намерений и возможностей субъектов адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Процесс адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза на рисунке отражается ветвлением и слиянием некоторых линий. Так, начало процесса адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, находящееся в левой части рисунка, отображено не точкой, а слиянием ветвей предыдущего процесса, нам неизвестного. Это означает, что единый процесс управления развитием профессиональной надежности педагога в ходе профессионализации может фактически сложиться из нескольких разных источников и иметь различные механизмы.

Сплошные линии на рисунке представляют прогнозируемые пути адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, пунктирные линии

- возможные пути. Так, пунктирные линии, соединяющие первые и вторые базовые элементы сценариев, означают варианты перехода из одного сценария в другой, связанные с выбором способов разрешения проблем. При этом переход из второго в четвертый сценарий рассматривается как регрессивный вариант перехода, переход из третьего в первый сценарий - как прогрессивный вариант.

Анализ материалов проведенной опытно-экспериментальной работы позволяет квалифицировать (количественно и качественно определить) дополнительные сценарии по уровню результативности адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Первый сценарий является высокопродуктивным: гарантирует достижение высокого уровня результативности адаптивного управления

развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, характеризующегося максимальной степенью сформированности регулятивной компетенции выпускника и ярко выраженным характером его взаимодействия с преподавателем. Второй и третий сценарии - среднепродуктивные - характеризуются достижением среднего уровня результативности адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, проявляющегося в медиальной степени сформированности регулятивной компетенции выпускника и умеренно выраженном характере его взаимодействия с преподавателем. Реализация четвертого, низкопродуктивного, сценария обеспечивает достижение низкого уровня результативности адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза, т. е. минимальную степень сформированно-сти регулятивной компетенции выпускника и слабо выраженный характер его взаимодействия с преподавателем.

Особенность сценарного моделирования адаптивного управления развитием профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза состоит в том, что оно позволяет учесть уровень развития способности студента к саморегуляции деятельности и на основе этого выбрать наиболее адекватный вариант его взаимодействия с преподавателем с ориентацией на перспективу, т. е. сделать прогноз результативности адаптивного управления. Для повышения эффективности сценарного моделирования каждый из разработанных сценариев описывается в литературной форме, что позволяет придать им необходимую образность, а также связать будущее с настоящим временем через субъективные описания и представления.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сценарное моделирование является эффективным методом прогнозирования процессов управления различными компонентами образовательной системы. Разрабатываемые специалистами сценарии позволяют предусмотреть меха-

низмы гибкого реагирования образовательной системы на изменяющиеся внешние и внутренние условия и определить возможные направления ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В то же время анализ работ российских и зарубежных авторов свидетельствует, что метод сценарного моделирования процессов управления, доказавший свою жизнеспособность в динамично изменяющихся социально-политических и экономических условиях, в сфере образования в настоящее время все еще остается редко используемым инструментом и имеет значительный резерв развития. Высокий уровень потребности в использовании данного метода контрастирует с его недостаточной концептуальной, методической проработанностью. Дальнейшее развитие метода сценарного моделирования процессов управления в сфере образования может осуществляться за счет его адаптации к особым условиям протекания образовательных процессов, устранения противоречий внутри концептуальной базы метода, создания единого понятийного аппарата, разработки эффективных методических приемов и процедур с использованием последних достижений педагогики и родственных ей социальных наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Авксентьев В. Северный Кавказ: реполитизация этничности и конфликтологические сценарии развития // Обозреватель. - 2006. - № 7. - С. 19-27.

2. Агеев А. И., Зайцева Ю. С., Зендриков К. Ю. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. - 2008. - № 5-6. - С. 134-141.

3. Акимова О. Е. Сущность, формы и особенности сценарного подхода в современном управлении: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006. - 143 с.

4. Ахременко А. С. Сценарный метод прогнозирования политических процессов: дис. . канд. полит. наук. - М., 1999. - 153 с.

5. Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс / Авторизованный перевод с англ. - М.: Обучение-сервис, 2005. - 216 с.

6. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки [Электронный ресурс]. -ЦКЬ: http://www.ido.tsu.ru/ss/?unit=223.

7. Гайнулова Л. А. Сценарное моделирование инновационных образовательных процессов в региональной системе среднего профессионального обра-

зования: На примере Республики Татарстан: Атореф дис. канд. пед. наук. - Казань, 2000. - 40 с.

8. Громыко Ю. В. Сценарная паноплия. Сценарий для России: русский путь. Новая повестка дня для президента. - М., 2004.- 400 с.

9. Громыко Н. В., Громыко Ю. В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с учителями. - М.: АПКиПРО, 2004. - С. 8-14.

10. Данников В. Применение сценариев в нефтегазовом бизнесе // Экономические стратегии. - 2004. -№ 5-6. - С. 86-89.

11. Дятловская И. С. Мифы о неприменимости и мировая практика сценарного планирования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 1. -С. 137-142.

12. Егоршин А. П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское образование: Теория и практика. - 2000. - № 4. - С. 50-64.

13. Ергин Д., Густафсон Т. Россия: двадцать лет спустя. Четыре сценария: Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 288 с.

14. Калхун К. Будущее высшего образования и науки [Электронный ресурс] // URL: http:// www.liberty.ru/groups/experts/Buduschee-vysshego-obrazovaniya-i-nauki.

15. Лаева Т. В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 56-63.

16. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук: анализ опыта университетов Европы и России: Монография. - СПб: Филологический факультет, 2005. - 168 с.

17. Лукьянович Н. В. Прогнозирование геоно-литических процессов и вероятные сценарии геополитики России // Геополитика: Учебник / Под ред. В. А. Михайлова. - М.: Изд-во РАГС, 2007.- С 348-367.

18. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., иснр. и дон. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

19. Мищенко Е. Я. Принятие решений в кризисных бизнес-ситуациях: Методы сценарного моделирования. - СПб: Речь, 2008. - 208 с.

20. Новиков А. М. Основы педагогической деятельности [Электронный ресурс]. - URL: http://www. anovikov.ru/artikle/ped_dej.htm.

21. Переслегин С., Переслегина Е. Методология сценирования [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.sociosoft.ru/publication/item5.html.

22. Половкова М. В. Ситуации учения-обуче-

ния. Сценирование ситуаций [Электронный ресурс].

- URL: http://www.mdp-net.ru/files/pprod/situacii_

ucheniya-obuchenie_scenirovanie_situaciy.doc.

23. ^гов С. А. Сценарное моделирование: методика из восьми шагов [Электронный ресурс]. - URL: www.elitarium.ru.

24. Россия-2015: оптимистический сценарий / Под ред. Л. И. Абалкина. - М.: ММВБ, 1999. - 416 с.

25. Самоукина Н. В. Сценарная организация исследования в педагогической психологии // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 67-74.

26. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Препода-

ватель и студент: сценарии взаимодействия // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 97-108.

27. Феофанов К. А. О сценарном подходе к прогнозированию // Социологические исследования. -2008. - № 5. - С. 67-74.

28. Шибалкин О. Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития. - М.: Наука, 1992. - 176 с.

29. Юдицкий С. А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес-систем. - М.: СИНТЕГ,

- 2001. - 112 с.

30. Янковская Н. А. Планирование развития об-

разовательного учреждения [Электронный ресурс].

- URL: http://sci.informika.ru/text/magaz/pedagog/

pedagog_2/p_li.html.

31. Янковская Н. А. Экспертная система проективных ожиданий развития школы // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 80-87.

32. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М.: Прогресс, 1974. - 586 с.

33. Kahn H., Wiener A. The Year 2000: A Framework for Speculation on the Next Thirty-Three Years. N.Y.: The Hudson Institute, 1967. 129 p.

УДК / UDC: 377 С. В. Плюхина,

преподаватель БУ СПО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Игримский профессиональный колледж», п. Игрим, Берёзовский район, ХМАО-Югра, Тюменская обл, Россия, plusigrim2@mail.ru

Svetlana Plyukhina,

teacher at Igrim Professional College, Igrim settlement, Berezovsky county, Yugra, Tumen region, Russia, plusigrim2@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МИРОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ ОБНОВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ PROBLEMS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPECIALIST MATCHING WORLD TENDENCIES OF EDUCATIONAL QUALITY RENEWAL

В статье обсуждаются процессы формирования профессиональной компетентности в контексте современных проблем в условиях информационного общества. При этом как цель профессионального образования рассматривается не только подготовка хорошего специалиста, но и человека, умеющего решать личные и общественные проблемы, не только хорошего работника, но и хорошего сотрудника. Предлагается краткий анализ реализации компетентностного подхода в зарубежных странах, а также интерпретации профессиональной компетентности специалиста в работах российских ученых-педагогов.

The paper discusses processes of professional competences formation in the context of contemporary problems in conditions of informational society. In addition to that, as the target of professional education it is regarded not only training of a good specialist, but also a person who is able to solve personal and societal problems. It offers a short analysis of competence approach realization in several

foreign countries and of professional competences interpretation in works of Russian educational scientists.

Ключевые слова: компетентностный

подход, профессиональная компетентность, специалист, профессиональное образование, современные проблемы.

Key words: competence approach, professional competence, specialist, professional education, contemporary problems.

Появление компетентностного подхода в разных сферах жизни общества, (в том числе и в образовании) обязано глобальным изменениям, связанным с вхождением человечества в эпоху информационного общества, которое характеризуется не только стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, но и созданием качественно новой среды жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.