Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность в вузе в условиях международной образовательной интеграции'

Социально-педагогическая деятельность в вузе в условиях международной образовательной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинов Ильдар Гилазетдинович

В статье рассматривается актуальность создания в вузе системы социально-педагогической работы и поддержки студентов в условиях международной образовательной интеграции и формирования единого образовательного пространства; обуславливается необходимость исследования международного опыта функционирования социальных служб и проблем его адаптации к российским реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинов Ильдар Гилазетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is concerned with the urgency of the socio-pedagogical activity and the formation of students' support system in the context of international education integration and open higher education area; the necessity of international experience analysis in this sphere. The author reveals the model essence of the European social service experience and the problems of its adaptation for the Russian reality.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность в вузе в условиях международной образовательной интеграции»

холого -педагогической литературы, методических рекомендаций и пособий для педагогов и родителей; оснащение школьной библиотеки учебными, методическими, диагностическими и наглядными учебными пособиями по профориентационной тематике.

Таким образом, отличительной особенностью предлагаемой модели является то, что она многомерна, и эффективность получения предполагаемого результата зависит от использования в работе таких подходов, как интегра-тивный, деятельностно-компетентнос-тный и личностно ориентированный, так как вместе они способствуют выработке необходимых средств смысловой рефлексии по поводу происходящих новообразований в процессе профессионального самоопределения учащихся и создают благоприятную почву для совершенствования профориентацион-ной работы в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие».

Литература:

1. КорчагинЕ.А., СафинР.С., Матухин Е.Л. и др. Концепция, подходы, факторы и условия взаимосвязи профессионального образования с производством: Монография. -Казань: КГАСУ, 2008. - 278 с.

2. Мухаметзянова Г.В. Подготовка компетентностного специалиста в системе непрерывного образования: опыт, проблемы и пути их решения. - Казань: АСО (КСЮИ), 2005. - 144 с.

3. Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России. - № 5. - 2007. -С. 75 - 77.

4. Шайдуллина А.Р. Подготовка специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства (региональный опыт): монография. - Альметьевск: АГНИ, 2009. - 140 с.

5. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-ком-петентностный подход к практико-ори-ентированному образованию // Интернет-журнал «ЭЙДОС» http://www.eidos. ru/journal/2007/0115-2.htm

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

И.Г. Шамсутдинов

В статье рассматривается актуальность создания в вузе системы социально-педагогической работы и поддержки студентов в условиях международной образовательной интеграции и формирования единого образовательного пространства; обуславливается необходимость исследования международного опыта функционирования социальных служб и проблем его адаптации к российским реалиям.

Social-pedagogical activities in a higher educational establishment in the context of international education integrity. This paper is concerned with the urgency of the socio-pedagogical activity and the formation of students' support system in the context

of international education integration and open higher education area; the necessity of international experience analysis in this sphere. The author reveals the model essence of the European social service experience and the problems of its adaptation for the Russian reality.

Для мирового сообщества в целом актуальными сегодня являются процессы глобализации и интеграции, существенно влияющие на развитие отдельных регионов, стран и всего человечества. Эти процессы во многом определяют противоречивость стилей мышления, характерных для XXI века разделяющих людей на сторонников и противников интеграции.

Наше обращение к проблеме организации социально-педагогической деятельности в профессиональном учебном заведении в условиях международной образовательной интеграции обусловлено необходимостью подготовки специалистов высокого качества, отвечающих требованиям государственных и мировых стандартов. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года зафиксирована следующая основная цель профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования в постоянно меняющихся условиях» [1, с.15].

Однако в Российской Федерации в настоящее время имеет место противо-

речивое отношение к участию отечественной высшей школы в интеграционных процессах. С одной стороны, это участие способствует обеспечению конвертируемости российских дипломов за рубежом, увеличению академической мобильности студентов и преподавателей, даёт возможность приобщения к лучшим научным школам мира, что в конечном итоге может содействовать увеличению экономического потенциала нашей страны. С другой стороны, есть опасность «нивелировки» образовательных систем, в связи с чем крайне важно сохранение преимуществ и приоритетов, положительных особенностей отечественного профессионального образования [4].

Анализ методологических и теоретических подходов к исследованию социокультурных процессов в образовании дает основание считать, что высшей школе отводится важнейшая роль в реализации стратегии экономического роста страны и формировании демократического социально ориентированного общества в условиях, когда один из государственных национальных проектов направлен на поиск новых форм, средств, способов модернизации высшей школы в контексте Болонского процесса. «Более того, современная система высшего профессионального образования характеризуется переходом от «знаниевой» к личностно ориентированной парадигме, который характеризуется последовательным движением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению о подготовке

будущих специалистов. В этой связи профессиональное совершенствование органически включено в процесс социального воспитания человека» [3, с.58].

Не вызывает сомнения тот факт, что вступление российских вузов в сентябре 2003 года в «Болонский процесс», имеющего целью создание единого европейского образовательного пространства, наложило на отечественные высшие учебные заведения дополнительные обязательства: они должны стать привлекательными для талантливых людей всех континентов и включать «доброжелательный сервис», что потребует создания в учебном заведении системы социальной поддержки субъектов образовательного процесса, адекватной современным требованиям и имеющемуся международному опыту в данной сфере, что актуализирует важность изучения и адаптации зарубежного опыта организации социально-педагогической деятельности в профессиональном учебном заведении [5, с.49].

Как показывают наши наблюдения, по отношению к проводимым образовательным реформам, студенческая молодежь, с одной стороны, демонстрирует высокую степень адаптации, осваивая новые социально-профессиональные ниши, стремится получить качественное образование, активна в продвижении рыночных норм и правил. С другой стороны, значительная часть студентов испытывает комплекс исключения и не готова к мобильности, привержена к потребительским, а не трудовым ценностям, безразлична к проблемам университетской жизни.

Известно, что цели воспитания, содержание и формы работы учебного заведения социально обусловлены. Вузы, как и другие образовательные учреж-

дения, проводят в жизнь социальный заказ - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать. Однако нельзя формировать личность только педагогическими средствами. Жизнедеятельность любого человека проходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения - его микросреды. Ее специфика в непосредственном взаимодействии с личностью, а индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени есть результат воздействия ее микросреды. Именно в микросреде организуются различные виды деятельности: учебно-воспитательная, производственно-трудовая, общественно-политическая, семей-но-бытовая. Здесь идет непрерывный процесс взаимодействия личности с окружающими: преподавателями, сверстниками; именно здесь выстраивается определенная система социальных отношений, общение. Более того, учебный коллектив как социальная микросреда может быть важным фактором либо ускорения, либо сдерживания процесса самореализации личности. Поэтому целью социально -педагогической работы со студентами является оптимизация их взаимодействия с социальной средой в группе, во всем учебном заведении, с учетом специфики этой среды, обусловленной образовательной деятельностью, целями и задачами, формами и методами организации жизнедеятельности и условиями ее протекания.

К сожалению, для массовой образовательной практики пока остается типичной недооценка социальной среды (макро-, мезо- и микро) в социаль-

ном воспитании человека, хотя среда сегодня становится полноправным участником образовательного процесса [2]. В связи с этим социально-педагогическая деятельность должна охватывать всю совокупность воздействия на личность, весь процесс социального формирования человека, всю сумму факторов, которые его определяют, закономерностей, которым он подчинен. Такая постановка вопроса создаст условия и возможности для правильной организации социально-педагогической практики и предвидения результатов воспитательного воздействия.

Актуализация социально-педагогической деятельности не говорит о том, что должно увеличиться количество дисциплин и время пребывания студентов в учебном заведении. Речь идет о наполнении новым содержанием образовательного процесса в вузе с акцентом на личностные проблемы студентов, внедрении недостающих форм и методов работы.

В этих целях педагогические коллективы вузов учитывают факторы, влияющие на социально-педагогическую деятельность:

- целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова;

- активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний, их осмыслении;

- активное участие в практической преобразовательной деятельности;

- формирование базовых (ключевых) компетенций [2].

В ходе моделирования социально -педагогической работы в вузе мы определили четкие, на наш взгляд, приоритетные сферы или блоки организации и ведения данной работы:

- организация учебно-воспитательного процесса, содействующего саморазвитию личности, ее самоутверждению и самоактуализации;

- создание социальной психолого-педагогической службы для оказания психологической и социально-педагогической помощи студентам и преподавателям вузов, адекватной современным требованиям и имеющемуся международному опыту в данной сфере;

- создание материально-бытовой и учебно-организационной помощи студентам и преподавателям вузов;

- введение спецкурсов (для студентов), а в школе педагогического мастерства - для преподавателей специальных учебных курсов по психолого-педагогическим тренингам.

Результаты исследований, проводившиеся нами показали, что 4 основных приоритетных блока тесно взаимосвязаны между собой, и координация действий по созданию таких служб в профессиональном учебном заведении является одной из главных задач администрации. В зарубежной практике уже существует интересный опыт этой работы, как и обилие концепций социализации, и интенсивный поиск моделей адаптации подрастающего поколения к изменившимся социально-экономическим условиям и реформам. В настоящее время наши европейские коллеги активно разрабатывают идеи самоактуализации, саморегуляции личности, "продуктивной" личности, формирования "позитивно-критической" личности и т. д.

Например, во Франции в высших учебных заведениях внедряется программа "активной интегрирующей социализации", нацеленной на формирование личности, способной к ак-

тивному "социальному вхождению в гражданское общество", а именно к "воспроизводству господствующего образа жизни, системы ценностей и одновременно наделенной "творческими личностными качествами" [6].

Интересен подход немецких исследователей к проблеме выхода из современного кризиса. Ими предложена концепция и активно внедряется модель холистической школы, направленная против прогрессирующего опустошения смысла жизни, падающего качества жизни и отрицательного влияния на социализацию молодежи. Авторы, отталкиваясь от новейших естественнонаучных представлений, основывают антиномный подход к природе. Они считают, что диалектический метод недостаточен для глубокого анализа и только антиномный подход позволяет учитывать полярности, считает их правомерными, равноценными и предлагает искать пути адаптации к ним. Холистическая школа главной целью предусматривает развитие общечеловеческих способностей в личности, воспитание широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к себе, окружающим людям и природе. В Японии вся современная социальная педагогика направлена на "производство" человека. Ее цель - сформировать личность, способную к активному "социальному вхождению" в общество, личность, способную к самореализации.

Закон об образовании датчан исходит из необходимости подготовки молодежи к четырем жизненным сферам, в которых существует человек: профессиональной, семейной, культурно-до-суговой, социальной.

Необходимо подчеркнуть, что современная социально-педагогическая

работа в профессиональных школах в странах ЕС и США - это своего рода метаинститут, который охватывает множества видов социальной помощи и профессиональной деятельности (педагогов, психологов, врачей, юристов), но ключевое место здесь принадлежит социальным работникам, которые во многом реализуют основные функции системы социального благосостояния. Назовем несколько из них.

Тьютор социальных и адаптивных (приспособительных) умений, цель которого подготовить студентов к искусству предотвращения трудных жизненных ситуаций или повышению их способностей приспосабливаться в изменяющихся социальных процессах. Одним из подходов к этой цели является обучение студентов следовать правилам и законам, общественным нормам поведения, развивать социальные компетенции, умения и жизненные навыки, приобретать способности к проникновению в личностный внутренний мир (способности к самопознанию).

Консультант — клиницист, цель которого помочь изменить студентам их социальное функционирование путем проникновения в их внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими-либо аспектами жизнедеятельности, что позволит им достигнуть желаемого роста. Это непосредственное индивидуальное занятие с личностью с целью систематического воздействия на внутренний мир и психику личности для того, чтобы разрешить, ограничить или обеспечить облегчение развивающейся межличностной, или поведенческой, или иной проблемной ситуации.

Руководитель рабочей нагрузки, целью которого является установление

баланса в рабочей нагрузке студента в период его обучения в учебном заведении. Функции его могут быть следующие: распределение учебного времени; помощь в выборе предметов для изучения; обработка информации; планирование учебного времени и т.д.

Есть в высших учебных заведениях еще и такие работники, как агенты по вопросам социальных изменений, управляющий делами студента как клиента, брокер общественных услуг и др., но их основное внимание направлено больше на взрослых людей, достигших 21 года.

Среди направлений работы социального работника в учебном заведении особо важным считаются консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов колледжей и университетов. Большое внимание уделяется также проблемам, связанным с учебой, добровольному уходу из колледжа и отчислению, достижениям и затруднениям с учебой, потребностью в отработке конкретных учебных навыков, затруднениям в выборе наиболее подходящих курсов обучения и т.п. Особое место в работе, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов: эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, семьей, утрата уверенности в себе и в правильности выбора своего будущего и т.д.

Часто круг вопросов, требующих содействия данной категории специалистов, выходит за рамки чисто социально-педагогического содействия, но все они так или иначе сказываются на самочувствии студента и его удовлетворенности получаемым образованием.

Далеко не все в зарубежном опыте социально-педагогической работы в вузе понятно и принимаемо для российской высшей школы, ибо в нашей стране ее развитие находится в несколько ином измерении. Например, нам трудно себе представить, что социальный педагог немецкого университета должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики образовательной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социально-педагогическую работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные проекты и подписанные контракты.

Таким образом, несмотря на разнообразие форм и методов социально-педагогической работы в данных странах, существует базовый стержень концепций, знаний и умений в качестве теоретической основы практической деятельности социального работника (педагога) в учебном заведении, вокруг которого накапливаются навыки и опыт, дополняющие и развивающие теоретические концепции.

Литература:

1. Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее профессиональное образование. -2002. - № 2. - С.15.

2. Лучшие колледжи в режиме он-лайн. Best colleges on line. Режим доступа: http://www.bestcollegesonline.com/ blog/2009/06/18/100-incredible-lectures-from-the-worlds-top-scientists/ (дата обращения: 06.08.2010).

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему /Отв. ред. Н.Б. Пугачева. Казань: «Идел-Пресс», 2008. 608 с.

4. Трегубова Т.М. Социально-педагогическое сопровождение как фактор развития академической мобильности студентов в условиях международной образовательной интеграции //Вестник МГОУ. Серия

«Психологические науки». М.: Изд-во МГОУ, 2009. № 3. С. 50 - 56.

5. Ханмурзина, Р.Р. Формирование социальной самозащищенности у студентов вуз в едином образовательном пространстве //Казанский педагогический журнал, 2009. - №7-8. - С. 41-49.

6. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford University Press, 2000. 1540 p.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.Г.Насырова

В статье рассматривается мониторинговая диагностика управленческой деятельности, разработки программы подготовки будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения

Ключевые слова: Управленческая деятельность, профессиональная и социальная компетентность, методическое сопровождение управленческой деятельности

In article shows the monitoring of efficiency of administrative activity which causes working out of the program of preparation of the future head of preschool educational institution is given

Keywords: administrative activity, professional and social competence, methodical support of administrative activity

При разработке программы подготовки студентов к управленческой деятельности нами был проведен мониторинг управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений

Результаты изучения мониторинга управленческой деятельности заведующих ДОУ г.Набережные Челны РТ, проведенного за период 2004-2007 гг., показали, что потребность в професси-

ональном и личностном росте выросла у них с 47,2 до 69,4%. Предпочитают активно сотрудничать с коллегами с целью повышения профессиональной компетентности 45% заведующих ДОУ. Считают эффективными формами методического сопровождения управленческой деятельности (заседания методических объединений, семинары, проблемно-тематические группы) 58% заведующих ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.